Новости кто стал первым в россии царем

Первый Император России Петр I. Далее рассмотрим, как и почему Иван IV стал первым царем России. Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт. Первыми мастерами российских лож стали офицеры английского происхождения Джон Филипс и Джеймс Кейт. «Польская» коронация Николая I стала первой и последней для российских самодержцев.

Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси?

Как на Руси появился царь? Новости Новости.
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское" Т. е. при Царе-«деспоте» появился первый в России демократический институт.
Династия Романовых: где и когда она началась? К 30 годам царя стала мучить прогрессирующая болезнь ног, из-за которой он стал терять способность к самостоятельному передвижению.
Пётр I - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» Первым коронованным царем в России был Иван Грозный.

Начало династии Романовых

На момент избрания сложилась удивительная ситуация в семье Романовых — оба родителя были отданы служению Богу. Не по своей воле, конечно. На момент избрания на царство Михаил с матерью укрывались в Костроме, а Филарет Романов, в 1611 году поссорившийся с поляками, пребывал в плену. Предание гласит, что инокиня Марфа, к которой прибыли послы, дабы сообщить об избрании сына царём, долго плакала, умоляя избавить его от этой участи. Сам Михаил якобы тоже колебался. Впрочем, всё это никого не интересовало. Вопрос решали бояре, в том числе и из Романовых. Михаил Фёдорович. Источник: wikipedia. Через год после воцарения нового монарха был публично повешен конкурент, трехлетний сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II.

Это не единственное любопытное событие того года. Многие знают историю костромского крестьянина Ивана Сусанина , спасшего Михаила от польских убийц ценой своей жизни. Юный царь не был самостоятельным правителем.

В этом и была преемственность. Царь теперь считался не иначе как помазанником божьим на земле, и это был еще один шаг на пути к империи. Выше царя только Господь Бог. Кстати, стоит помнить, что Иван Грозный стал царем по своему желанию, остальных царей, кроме его сына Федора Иоанновича в ближайшие несколько десятилетий будет выбирать Земский собор демократическим путем! Земский собор тоже учредил новый царь, а также провел и другие реформы. Например, был принят новый Судебник.

А с внешней политикой Ивана Четвертого, вы можете ознакомиться здесь. Кстати, всю мифологию про происхождение царизма в России Иван Грозный как-то разъяснил англичанину Ричарду Ченслеру, которого непогодой занесло в устье Северной Двины. И когда его принимали в Москве, то Иван Грозный обмолвился, что де короли-то Западной Европы непонятно как оказались на престолах, а мы, русские цари, от римских императоров ведет свой счет! В общем, думаю, понятно, что первым русским царем следует считать именно Ивана IV Грозного. Он же основатель династии Годуновых, вторым и последним представителем которой был его сын — Федор Борисович. С него началось Смутное время в истории России.

Очевидцем церемонии тогда стал английский дипломат Джером Горсей. По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор. Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг. Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники. Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным. Помимо скипетра «из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенного богатыми камнями» Федору Ивановичу вручали «яблоко» — державу, символ его духовной власти. Торжества по случаю коронации продолжались еще неделю.

При жизни царя никто не называл Грозным. Это прозвище принадлежало его деду Ивану III. Мнение об Иване Грозном и его правлении поменялось после Смутного времени. Россияне, попавшие в ситуацию, когда Россия практически перестала существовать, создали легенду и «золотом веке» при грозном царе Иване. Похожая ситуация произошла и с далекими предками Грозного - двумя Владимирами - Владимиром Святославовичем Святым и Владимиром Мономахом, которые вошли в былины как Владимир Красно Солнышко. Детство Ивана было страшным. В три года потерял отца, в 8 - мать, в 15 на его глазах толпа расправилась с родственниками матери. До совершеннолетия он был под властью бояр, которые далеко не всегда воспринимали его всерьез. Иван с детства был жесток и к животным, и к людям. На первом этапе его правления «смягчали нравы» митрополит Макарий и первая супруга Ивана Анастасия Романова. О жестокостях царя во время Опричнины мы знаем из воспоминаний опричников ливонского и немецкого происхождения. Русские летописцы по понятным причинам многого не договаривали. А большинство документов погибло во время многочисленных московских пожаров. Рассказы опричников часто использовались для пропаганды против «дикой Московии», тем не менее, не доверять в целом им нет оснований. Тем более что за своих жертв Иван аккуратно в конце жизни отчитывался перед Богом и заказывал панихиды. По именам всех, кого помнил. С припиской «а остальных ты и сам знаешь». Известно, как при захвате Полоцка были с особой жестокостью уничтожены все лютеране и евреи. Новгородский погром и вовсе вошел в историю как образец безжалостного террора. При Иване Грозном Россия была довольно отсталым и закрытым государством. Во многом из-за нежелания Запада делиться своими техническими достижениями. Большим прорывом в этом отношении стал приход в Архангельск английского купца Ричарда Ченслора. Его корабль был частью неудачной экспедиции в Индию через Северный Ледовитый океан. Ченслора доставили в Москву. Английские купцы получили небывалые привилегии для торговли в России, а царь установил отношения с английским двором. Иван постоянно боялся за свою жизнь. Маниакально опасался заговоров. Для него всегда была готова келья в Кирилло-Белозерском монастыре. Он построил альтернативный двор-крепость в Москве напротив Кремля на месте нынешнего Манежа. Неприступную крепость в Александровской слободе. В период выбора новой жены в 1567 году Иван сватался к английской королеве Елизавете I. А в 1583 - к ее родственнице Марии Гастингс. Королева царя отвергла, но такие тесные связи позволили Ивану просить королеву об убежище для себя и для своей казны на случай очередного воображаемого или нет, кто же теперь знает заговора против себя. Считается, что царь Иван был подвержен «содомскому греху», то есть имел гомосексуальные связи. Любовником царя называют боярина Федора Басманова. Об этом пишет в письмах царю Андрей Курбский, об этом свидетельствуют опричники иностранного происхождения. В русских документах доказательств подобной связи, конечно, нет. Считается, что Федор по приказу царя лично казнил своего отца, видного политического деятеля Алексея Басманова. Федор был выслан царем. Но его имя есть в «Синодике опальных» Ивана Грозного, где перечислены имена его жертв. Иван Грозный был одним из образованнейших людей своего времени, обладал литературным талантом, о чем свидетельствуют его письма князю Курбскому. Царь состоял в личной переписке с английской королевой, с представителями других царских домов. Отлично разбирался в церковных вопросах и знал Писание. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» есть персонаж - царица Марфа Васильевна. Это - Марфа Собакина, третья жена царя, которая умерла через две недели после венчания. Этот эпизод позволяет точно датировать время действия фильма - 1571 год. Это интересно Екатерина II Великая Екатерину II за ее реформы, ее правление Россией назвали Великой, как и Петра I, и она по праву считается преемницей дела Петра Великого, ведь российская императрица вошла в историю нашей страны прежде всего как просветительница.

16. Первый русский царь

В 1561 году царский титул Ивана Васильевича был признан Константинопольским патриархом. Портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного. Примечательно, что это было первое венчание на царство в отечественной практике, так что Иван IV стал первым царем в русской истории. Новости Новости. Примечательно, что это было первое венчание на царство в отечественной практике, так что Иван IV стал первым царем в русской истории.

Первый русский царь?

Кто на самом деле был первым русским царём В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало".
Михаил Фёдорович. Большая российская энциклопедия Избрание нового царя возлагалось на Земский собор, грамоты о созыве которого разослали уже в ноябре месяце.
Кто был первым русским царем - Парламентская газета россия. РИА Новости.
Русские цари и императоры - Схемы и пособия Но московским царём стал совсем другой человек.
На Руси состоялось первое венчание на царство Достаточно сказать, что сам Пожарский пытался стать царем и активно пытался купить себе сторонников.

Кто был первым русским царем

Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. – Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы). Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Первым на царство венчался Иван IV, сын великого князя Василия и Елен Глинской.

Кто стал 1 царем в россии

– Первым из русских царей, побывал в заграничном путешествии (1697–1698 годы). Так Россия стала империей. Первым титул царя официально принял, как известно, внук Ивана III, Иван IV (Грозный) в 1547 году. Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе. После смерти Алексея Михайловича царём стал его старший сын Фёдор (от второй жены — царицы Марии Ильиничны Милославской), Нарышкины временно ушли в тень. Иван Васильевич стал первым в истории Руси «боговенчанным царем».

Михаил Фёдорович — первый из Романовых

Он создал собственное "потешное" войско, в которое входили его сверстники по мальчишеским играм. В 1686 году появилась даже "потешная" артиллерия, а для управления тяжелыми орудиями специально допустили взрослых. Петр активно интересовался всевозможными науками, изучал геометрию, арифметику, военное дело. Однажды на Льняном дворе он увидел английский ботик. Он приказал его отремонтировать и спустить на Яузу. К тому времени у него сформировались уже два "потешных" полка - Семеновский и Преображенский. Для командования ими не хватало опытных и знающих людей, поэтому Петр стал часто появляться в Немецкой слободе. Многое его стало привлекать в западных порядках и обычаях.

Молодой русский государь начал курить трубку, ходить на немецкие вечера с танцами. Чтобы образумить сына, мать решила его женить. Выбор пал на дочь окольничего Евдокию Лопухину. Петр не стал противиться, но практически сразу после свадьбы оставил супругу и уехал на Плещеево озеро. Петр свергает Софью Деятельность Петра беспокоила Софью, которая понимала, что когда ему исполнится 18, ей придется уступить престол. Первый публичный конфликт между ними произошел в 1689 году. После обедни в праздник иконы Казанской Божьей матери Петр заявил, что сестра не имеет права совершать крестный ход вместе с мужчинами.

Тогда она взяла в руки образ Пресвятой Богородицы и вместе с ним присоединилась к процессии. Обескураженный Петр просто покинул ход. Решающее событие произошло 7 августа, когда Софья приказала начальнику стрельцов снарядить большой отряд в Кремль для сопровождения богомолья в Донской монастырь. Параллельно разошелся слух о том, что Петр решил вместе со своими "потешными" полками войти в Кремль и убить царевну, а также брата Ивана. Стрельцы решают сами идти в Преображенское. Сторонники Петра сообщают ему о приближающихся непрошеных гостях. Петр скрывается в Троице-Сергиевом монастыре.

Москва — новый Царьград К концу XV века, когда Византия пала под натиском мусульман, встал вопрос преемственности: для России Византия с ее боговенчанными императорами была примером и образцом. Чтобы Москва действительно могла стать продолжателем христианских традиций, следовало по византийскому образцу наделить правящих особ властью «от Бога», а Мoскву сделать новым Царьградoм. Эта идея родилась при дворе Ивана III и заставила его подчиненных переосмыслить подход к вступлению в права очередного властителя. В это время при дворе шла серьезная борьба за то, какая ветвь рода Ивана III будет дальше управлять государством.

Великий князь был женат два раза: в первый раз на тверской княжне Марии Борисовне, во второй — на Сoфье Палеoлoг, сестре последнего императора павшей Византии. Любопытно, что внедрение идеи «Москва — новый Константинополь» принадлежит не Сoфье Палеoлoг, а ее противникам — священникам и книжникам, близкими Дмитрию и его матери Елене Волошанке. Близкий к Елене митрополит Зoсима даже сочинил «Излoжение пaсхaлии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Пaлеoлoг не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зoсима называл самoдержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Гoспoдь.

Он вырос, каждый день видя лицемерие и подлость. Стал недоверчивым, ожидая везде и во всем подвох и предательство. Положительные итоги правления 1547 год стал тем временем, когда Грозным было объявлено намерение венчаться на царствование. Титул царя он получила 16 января. Местом, где было проведено венчание — Успенский собор Кремля. При царствовании Ивана Васильевича отмечено значительное усиление влияния православной церкви.

Отмечалось и улучшение жизни духовенства. Благодаря этому документу, увеличилась численность русской армии.

В Успенском соборе Романову вручили шапку Мономаха, державу и скипетр.

Начался новый этап в истории России. Первые изменения в государстве при царе Михаиле Романове Ещё до приезда в Москву были оглашены первые приказы: царь назначил воевод в крупные города и поручил провести ревизию фонда дворцовых земель, намереваясь взять земельный вопрос в свои руки. Во время двухмесячного похода в Москву образовался круг верных царю людей: в него входили братья Салтыковы, получившие первые ответственные должности, князь А.

Лобанов-Ростовский и родственник старицы Марфы К. Михалков, а также члены посольства, с которыми Михаил советовался по многим вопросам. Так новый царь обрёл единомышленников и начал процесс сосредоточения власти в своих руках.

Начинать правление приходилось в нелёгких условиях: страна была разорена, деревни опустели, пашни не были вспаханы. В Москве Кремль был разрушен, полностью разграблено его внутренне убранство, казна была пуста. Смута ещё не была окончательно подавлена, неспокойными были отношения со Швецией и Польшей: в Новгороде находились шведы, а польский королевич Владислав готовил новый поход на Москву.

Южные города грабили крымские татары. Многие опасались, что неопытность и мягкий характер Михаила станут препятствиями на пути наведения порядка в стране, но у царя была сильная опора: его мать инокиня Марфа и бояре, входившие в ближний круг. Постоянно собирался Земский Собор, фактически ставший совещательным и исполнительным органом.

Важные государственные дела решались в Боярской Думе — связь царя с обществом через государственные и представительные органы была прочной. Решения Думы и Собора считались принятыми, если их одобрял царь. В 1619 году вернувшийся из плена Филарет, властный и умелый правитель, взял бразды правления в свои руки.

Он получил сан патриарха, а затем титул Великого Государя и соправителя. Филарет возвысил православную церковь и укрепил государственность, усмирив Боярскую думу и отодвинув от власти Марфу Ивановну и братьев Салтыковых. Отношения отца и сына были тёплыми и доверительными.

Государю надлежало иметь супругу; Михаил пытался самостоятельно решить вопрос о своей избраннице. Так, вопреки воле матери, в невесты он выбрал Марию Анастасию Хлопову, девицу из незнатного дворянского рода. Браку не суждено было осуществиться — против Марии было всё окружение царя.

Невесту объявили больной и отправили «на лечение» в Тобольск. В 1624 году по настоянию матери Михаил женился на Марии Долгоруковой, но через год Мария умерла от болезни. Год спустя были устроены царские «смотрины невест»; на этот раз царь сам выбрал себе в жёны Евдокию Стрешневу, дочь небогатого дворянского рода.

Брак оказался счастливым; у супругов родилось 10 детей. До взрослого возраста дожили четверо, в том числе, будущий царь Алексей Михайлович. Преобразования в период царствования Михаила Романова Огромный круг вопросов правления страной Михаил и Филарет начали с поддержки своих сторонников.

Дворяне и богатые казаки получили земли вместе с крестьянами, которые там проживали.

Начало династии Романовых

За непослушание поляки арестовали Филарета и освободили лишь в 1619 году, когда с Польшей было заключено перемирие. Тем временем Михаил Романов несколько лет провёл во Владимирской области в поместье своего дяди. В Москве он оказался в разгар польско-литовской оккупации, после того как был свергнут Василий Шуйский и установилась Семибоярщина. Зимой 1612 года инокиня Марфа с сыном укрывались в своём поместье под Костромой, а затем спасались от польско-литовского преследования в Ипатьевском монастыре. Лишь с освобождением столицы в 1613 году стало возможным возрождение российской государственности. Поэтому в начале того же года был созван первый всесословный Земский собор, в котором приняли участие как посадское население, так и сельские обыватели. Путём голосования предстояло избрать нового правителя. Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства.

Важным было первоначальное общее согласие с кандидатурой Михаила Романова как родственника последнего до Смуты легитимного царя — Фёдора Ивановича», — сказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина Вячеслав Козляков. Иванов С. После Смутного времени, когда ополчения освобождали Москву, царь Фёдор Иванович воспринимался как последний законный царь, после чего появлялись цари избранные, не имевшие прямого отношения к этой традиции, самозванцы. Михаил же был ближайшим родственником последнего законного московского царя из династии Рюриковичей», — рассказал в интервью RT заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов. Эксперт также подчеркнул, что Михаил Фёдорович всё время находился вне политической борьбы, которая развернулась во времена Смуты, он лично не заявлял о притязаниях на престол, не принимал участия в заседаниях Собора. Но именно его фигура символизировала преемственность власти. Тяжёлое «наследство» «После выборов царя сразу началось восстановление власти, сводившееся к порядку «как при прежних государях бывало».

Никто никому не мстил, бояре, сидевшие в Москве во время её осады земскими ополчениями, остались у власти и снова вошли в Боярскую думу. И тем не менее первые годы правления царя Михаила Фёдоровича оказались очень трудными, но в это время были грамотно расставлены приоритеты: восстановление государства, усмирение бунтовавших казаков, возвращение утраченных территорий», — говорит Козляков.

Рубль стал одной из самых устойчивых мировых валют: в 1913 году за 1 рубль давали 0. Столыпина, Б. Васильчикова и А. Кривошеина 1906-1915 годов по укреплению в русской деревне института собственности и созданию зажиточного крестьянства. Блока, И. Бунина, В.

Васнецова, В. Вернадского, Н. Гумилёва, С.

Потому не нашлось ему и места на памятнике «1000-летие России» в Новгороде. Между тем концепция Карамзина была основана на «показаниях» диссидентов-бояр и иностранцев например, некий Горсей писал, что в одном только Новгороде царь Иван убил 700 тыс. Карамзинской концепции долгое время придерживались историки XIX века Н.

Костомаров, В. Ключевский и др. Между тем она давно опровергнута тщательными научными исследованиями. Да, политические репрессии были, но репрессии в большинстве своём оправданные, т. Спорить можно только о методах их проведения степени жестокости. И направлены они были против боярской «номенклатуры», которая во все времена независимо от политического строя стремилась урвать себе побольше прав, привилегий и власти в ущерб государственным, а значит, и общенациональным интересам.

Особенно нагло «номенклатура» распоясалась в период малолетства Монарха. Страшные впечатления детства преследовали потом Ивана всю жизнь. Заговоры бояр продолжались и после того, как Иван надел царскую корону. И погром Новгорода был вызван не садизмом Царя, а заговором местных бояр, тосковавших о прежней вольности и независимости от Москвы и стремившихся уйти под крыло Литвы. Как писал в начале XX века выдающийся историк С. Платонов, «Великий князь двигался, куда вела его история; боярский класс действовал во имя отживших политических форм и старался как бы остановить историю.

За московского государя стоят симпатии всего населения здесь и далее выделено мной — В. Несмотря на неравенство сил, факт борьбы московского боярства с государем несомненен. Жалобы со стороны бояр начались с Ивана III, при Василии раздавались сильнее, и при обоих князьях мы видим опалы и казни бояр; но с особенной силой эта борьба разыгралась при Иване Грозном». И он же, в упрёк Карамзину и его последователям: «В этой агитации [в европейских странах] против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного, и серьёзный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять её за объективный исторический источник». Теперь о масштабах репрессий. XVI-й век, как известно, был веком формирования абсолютных монархий.

Головы бояр графов, лордов, герцогов, маркизов, баронов слетали с плеч по всей Европе, и не только бояр.

Просмотров: 47469 Картина «Триумф Российского флота». Художник В. Центральный музей Вооруженных Сил России. Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию. В ознаменование этого события Сенат и Синод решили преподнести Петру Алексеевичу титул Императора Всероссийского со следующей формулировкой: «Как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны». Напомним, 300-летие победы в Северной войне и провозглашения России империей 1721 входило в число приоритетных тем Российского исторического общества в 2021 году.

Кто был первый русский Царь?

В живых остались Иван и Федор. Мария Темрюкова: дочь кабардинского князя. Умерла при жизни супруга, родила сына, умершего в младенчестве. Марфа Собакина: умерла всего через 2 недели после венчания. Анна Колтовская: брак продлился всего полгода, после чего ее насильно постригли в монахини. Анна Васильчикова: неофициальная жена. Брак продлился всего год, после чего девушку отправили в монастырь. Мария Нагая: последняя жена царя неофициальная , пережила его. Родила сына Дмитрия.

За все браки у Ивана Грозного родились 5 сыновей и 3 дочерей, все девочки умерли, не дожив до 3 лет. Главным наследником являлся Иван Иванович — старший сын, доживший до взрослого возраста. Умер от болезни или был убит отцом во время ссоры в 27-летнем возрасте. Детей после него не осталось. После смерти Ивана Грозного в 1584 году на трон сел его второй сын — Федор Иванович, слабый, неспособный к управлению страной. В браке у него родилась рано умершая дочь. Вскоре умер и сам царь, на котором прервалась линия Рюриковичей. От последнего неофициального брака у Ивана IV остался сын Дмитрий.

После смерти отца ребенок был отправлен в Углич с матерью, где позднее умер или был убит. Его имя регулярно брали самозванцы, чтобы оправдать свои притязания. И хотя некоторые историки считают, что первым царем все же был Иван III, взявший в жены племянницу последнего византийского императора и вместе с ней византийские традиции , именно Иван IV венчался на царство как царь — с соблюдением правил и церемонии.

Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии». Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение. Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле. И не настолько это важно. Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул. Идея царства, царской власти, медленно, но верно пускала корни в русской почве. Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности. На фото — Иван III. Гравюра А. Теве из книги «Космография». Печать Ивана III. Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей?

Именно римские-византийские корни имел царизм в Московском государстве. Все началось еще с Древней Руси: крещение княгини Ольги, христианизация Руси по Византийскому Восточному христианству, византийские корни Владимира Мономаха, мать которого была дочерью византийского императора Константина 6 Мономаха, наконец, пресловутая шапка Мономаха, которая на самом деле была изготовлена в XIII веке, а легенда о том, что Константин Мономах как-то передал свою шапку Владимиру Мономаху или своей дочери? Иван Третий Великий. Художественная реконструкция Дальше еще интереснее! Она привозит в Московию регалии имперской власти: скипетр, державу. В дополнение к шапке Мономаха получился отличный такой «набор» для складывания российского ритуала венчания на царство. Как не был им и его сын — Василий III. Оба они были Великими князьями Всея Руси. Но все предпосылки уже сложились. Эта теория, хоть и была чистым вымыслом, вела род княжеской династии московских царей аж от римских императоров. Стало быть род этот — самый древний и имеет больше прав на престол, чем все остальные роды пока еще не слишком окрепшего после объединения Московского государства. Иван Грозный.

Большинство современных исследователей сходятся с ее основным посылом. Судя по всему, это было именно так, и участникам Земского собора при принятии решения приходилось учитывать настроения казаков. О каких казаках тут идет речь? Запорожских или донских? Ни тех, ни других — это были разные казаки. Донские казаки во время тех событий в основном оставались у себя на Дону , а отряды запорожцев были в армии «тушинского вора» — Лжедмитрия II. Но те казаки, что находились в Москве в 1613 году, представляли собой совершенно разношерстную публику. Дело в том, что в годы Смуты произошло крушение многих внутренних структур русского общества. До этого оно строилось строго по служебному принципу, когда всякий человек был приписан к какому-либо сословию: крестьянству, посадским людям, стрельцам, детям боярским или духовенству. Когда произошел слом всей прежней системы общественных отношений, казачество активно пополнялось за счет маргиналов — «охочих людей», поневоле выпавших из своей социальной страты. Почему именно царь-подросток в 1613 году стал консолидирующей фигурой для всех? Потому что он объективно оказался наиболее приемлемым кандидатом. Еще Сергей Федорович Платонов заметил, что Михаил Романов стал компромиссной фигурой по целому ряду независящих от него причин. Он был представителем одного из самых влиятельных боярских родов, связанного кровными узами с предыдущей правящей династией и пострадавшего при Борисе Годунове. Отец будущего царя, боярин Федор Никитич, двоюродный брат по матери последнего государя из династии московских Рюриковичей Федора Ивановича, в 1601 году был насильно пострижен в монахи под именем Филарет, а двое его братьев мученически погибли в ссылке. Тогда вместе с Федором Никитичем из мужской части семьи уцелел только Иван Никитич — тот, с которым в 1613 году вели переговоры казаки. Эта опала фактически выключила выживших Романовых из многих событий Смуты, во время которых немало других первенствующих боярских фамилий себя замарали.

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Фёдору и достанется по наследству российский трон. При этом новом монархе, больном, физически слабом человеке, который больше был похож на смиренного инока «постник» и «молчальник» — так его характеризовали современники , Борис Годунов фактически станет одним из правителей России. Он был красив, умён, деловит, по мнению некоторых современников — «светлодушен», но и осторожен в поступках. Он правильно понимал главные проблемы государства. Продолжая политику Ивана IV, он отказался от кровавых репрессий, свойственных эпохе Грозного. При этом он умел ловко устранять своих политических противников, которые пытались оказывать влияние на слабовольного царя. Митрополит Дионисий, проявивший недовольство поведением Бориса, был низложен. Его место занял ростовский архиепископ Иов. В 1589 г. Митрополит Иов станет первым патриархом Руси.

Впрочем, многие тогда осознавали, что новый царь не будет в состоянии справиться с обязанностями главы государства. Это понимал и его отец. Накануне своей смерти он постарался окружить сына верными ему и опытными по службе людьми. Среди них был дядя Фёдора брат его матери — царицы Анастасии Никита Романович Юрьев-Захарьин, который, находясь вблизи Ивана IV, не запятнал своего имени никакими дурными поступками — по преданиям, он даже ходатайствовал за опальных в период опричнины. Он был уважаем боярами, что помогало ему сдерживать их агрессивность в междоусобиях. Юрьев-Захарьин умер через год после воцарения Фёдора Ивановича. Сразу же стала заметной борьба за возможность влияния на царя. Особую активность проявляли князья Шуйские и Мстиславские. Вскоре Борис избавился от этих соперников: они были отправлены в дальние тюрьмы и монастыри.

Борис был дружен с сыновьями Никиты Романовича — с молодыми Романовыми так стали называться сыновья Никиты — по имени своего деда. Юрьев-Захарьин перед смертью взял с Годунова клятву, что тот будет заботливым защитником его сыновей. Власть Годунова всё более увеличивалась.

Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы.

Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира.

Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим».

Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима».

Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя.

Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова.

Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание.

Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому.

Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство.

XVI в. Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги.

Но при торжественном представлении отечественных монархов делается еще один акцент — на словосочетании «Всея Руси». И совсем не случайно. Амбициозные князья Все дело в феодальной раздробленности русских княжеств, правители которых мечтали объединить всю страну, разумеется, под своим мудрым руководством.

Династическая борьба между потомками легендарного варяга Рюрика не утихала ни на минуту. Князья строили козни друг против друга, вступали в союзы, убивали ближайших родственников. А все ради власти и влияния. Таких примеров история знает немало. В домонгольской Руси право быть главными из Рюриковичей по ряду объективных причин принадлежало правителям Киева. Именно этот город был наиболее развитым в торгово-экономическом и культурном плане.

Однако словосочетание «Всея Руси» в титуле киевских князей не отражало реальной картины, оно лишь демонстрировало претензию амбициозных и влиятельных правителей на верховную власть. Разумеется, обладатели других наследственных уделов полновластно распоряжались своими владениями, без оглядки на стольный Киев-град. Автор написал, что титулы Рюриковичей всегда были объектными. То есть, в них перечислялись земли, принадлежащие тому или иному князю. Например, черниговский, полоцкий или городецкий.

Юные годы В 1601 г. Белозерск ; в сентябре 1602 г. Воспитывался тётей по отцовской линии княгиней М. Черкасской возможно, рос вместе с её сыном, своим двоюродным братом князем И. Опала с Михаила Фёдоровича и его родителей снята в 1605 г. Лжедмитрием I , тогда же его отец стал митрополитом Ростовским и Ярославским. Михаил Фёдорович получил чин стольника. В 1610—1612 гг. В конце 1612 — начале 1613 гг. В это время как один из ближайших претендентов на русский престол Михаил Фёдорович был двоюродным племянником Фёдора Ивановича , последнего царя из династии московских Рюриковичей разыскивался польско-литовским отрядом или, возможно, отрядом черкас т. Был спасён крестьянином Иваном Сусаниным , не выдавшим его местопребывание. Избран на царство на Земском соборе 21 февраля 3 марта 1613 г. Авраамий Палицын зачитывает в Богоявленском монастыре грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. Миниатюра из «Книги об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея великия России самодержца». В костромском Ипатьевском во имя Святой Троицы мужском монастыре 14 24 марта 1613 г. На царском престоле Вступив на престол во время глубоких социальных потрясений, экономического и политического кризиса в Русском государстве, сумел их в целом преодолеть лишь к концу царствования. Первоначально испытывал влияние матери, инокини Марфы, и её троюродных племянников — бояр Б. Салтыковых из рода Салтыковых в 1616 воспрепятствовали браку царя с его избранницей М. Хлоповой, за что в 1623 отправлены в ссылку, прощены Михаилом Фёдоровичем в 1633 , затем — отца, патриарха Филарета.

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Так Россия стала империей. В 1717-м вышел первый в России учебник этикета "Юности честное зерцало". Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе. И хотя митрополиты чаще всего предлагались Великими князьями и царями Российскими, всё же утверждались они Константинопольским патриархом. Главной исторической сенсацией стало коронация Ивана IV Грозного на Московском престоле, после которой он стал первым царем России. Ведь эта идея стала воистину "мессианской" — дав России и её гражданам духовную основу и стимул для великих свершений в мировом масштабе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий