Эта дата вошла в мировую историю как день рождения периодического закона, когда был завершен первый вариант периодической системы элементов. 8 февраля (27 января) 1834 года в Тобольске родился Дмитрий Иванович Менделеев, русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель. Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни. 1907) — профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, русский учёный-энциклопедист.
«Год Менделеева»
- В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
- Чем известен Дмитрий Менделеев: 10 фактов из жизни русского учёного
- 08 февраля 2024 исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева
- Мифы и правда
- Ранние годы
- О чём Менделеев думал 20 лет - Парламентская газета
110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
8 февраля 2024 года — 190 лет со дня рождения одного из величайших ученых в истории, Дмитрия Ивановича Менделеева. Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни. С университетом Менделеев прощался в 1890 году, и это были тоскливейшие дни в его жизни. Документальный фильм к 75-летию со дня рождения Бориса Грачевского. 190 лет со дня рождения великого русского химика Д.И. Менделеева.
8 февраля - Дмитрий Менделеев - 190 лет со дня рождения
Дмитрий Иванович Менделеев (27 января (8 февраля) 1834, Тобольск – 20 января (2 февраля) 1907, Санкт-Петербург), химик, открывший периодический закон химических элементов, ученый, педагог, общественный деятель. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления легких. В год рождения Дмитрия Иван Менделеев ослеп, что вынудило его выйти на пенсию.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого | Впервые Менделеев прибывает на Бондюжский химический завод 24 июня 1893 года. |
Неизвестный Менделеев - Телеканал "Наука" | 1 марта 1869 года – день рождения периодической таблицы химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. |
Исполнилось 185 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева
Глубоко символично что День российской науки празднуется в день рождения великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, у которого в этом году юбилей – 190 лет со дня рождения. Когда Менделеев описал свою систему в 1869 году, еще не было известно о существовании электронов: их открыли тридцать лет спустя. русский ученый, химик, создатель периодической системы элементов, профессор Санкт-Петербургского университета. В 1984 году, к 150-летию со дня рождения Менделеева, в СССР был выпущен юбилейный рубль [168].
8 февраля - День рождения Дмитрия Ивановича Менделеева
Каким образом Менделеев совмещал научную и общественно-политическую деятельность и каких результатов добился на этом поприще? С университетом Менделеев прощался в 1890 году, и это были тоскливейшие дни в его жизни. Официальный сайт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.
8 февраля – день рождения Дмитрия Менделеева
В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д.
Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей. Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования.
Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия.
Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе.
В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность. Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях.
Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим».
И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным. По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении. В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика.
Служить общественному прогрессу Особое внимание Д. Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами».
Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны.
Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания».
И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны. Он считал, что от подготовки учителей зависят судьбы просвещения в стране, а следовательно, и будущность государства.
Вот его кредо: «Нельзя же, заботясь о том, чтобы были у России всякие свои специалисты, забыть о том, что ей нужнее всего хорошие учителя». Дмитрий Иванович особенно подчеркивал воспитательную роль учителя: он должен стать для учеников идеалом и образцом, «знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки». И конечно, учитель — «местный светоч науки».
Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни, педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Менделеев подчеркивал, что «все зависит в наибольшей мере от качества преподавателей, их примера, их любви к делу». При этом он требовал, чтобы учителя следили за развитием науки, более того, непосредственно занимались ею, ибо только учитель, «который сам силен в науке, ею обладает и любит, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания».
Итак, учитель должен быть образцом, примером, воспитателем, исследователем, действующим по четкому плану, открытым всему новому, ведь, «узость учителя — высшее зло». Училище наставников Цельная система образования, по убеждению Менделеева, должна начинаться с устройства высшего учебного заведения для подготовки учителей.
Провести в 2024 году мероприятия, посвященные празднованию 190-летия со дня рождения Д. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок: а образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 190-летия со дня рождения Д. Менделеева и утвердить его состав; б обеспечить при участии федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 190-летия со дня рождения Д.
Макаровым в кругосветном плавании на корвете «Витязь» в 1887—1889 годах.
Эти ценнейшие данные ученый включил в сводную таблицу величин плотности воды при разных температурах, которую он опубликовал в своей статье «Изменение плотности воды при нагревании». Продолжая взаимодействия с С. Макаровым, начатые при разработке порохов для морской артиллерии, Менделеев включается в организацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан: «Ваша мысль блистательна, — пишет он С. Макарову, — и рано или поздно неизбежно выполнится и разовьётся в дело большого значения не только научно-географическое, но и в живую практику». Успешная экспедиция давала бы решение многим важнейшим экономическим проблемам: связь Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало доступными районы Сибири и Крайнего севера. Осенью 1897 года правительство принимает решение о финансировании постройки ледокола.
Менделеев был включён в состав комиссии проекта. Ледокол был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре. Это было первое в мире судно арктического класса, способное форсировать тяжелые льды. Кораблю было присвоено имя «Ермак». В 1901—1902 годах Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола и разработал высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса. Ледокол «Ермак», в проектировании которого непосредственное участие принимал Д.
Менделеев Полет на воздушном шаре Менделеев интересовался разными науки. В конце 1880-х он увлекся воздухоплаванием. В небольшом имении великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева Боблове, в 18 верстах от Клина, где он отдыхал и проводил сельскохозяйственные опыты, тоже готовились в «домашних» условиях наблюдать редкое небесное явление. Когда до наступления затмения оставалось немногим более недели, из Петербурга в Боблово пришла телеграмма. В ней Императорское Русское техническое общество извещало ученого о том, что в Твери будет снаряжен воздушный шар. Совет Общества, говорилось в телеграмме, считает своим долгом заявить об этом, чтобы он, Менделеев, в случае желания «мог лично воспользоваться поднятием шара для научных наблюдений».
Пристрастие Менделеева к воздухоплаванию, его труды в этой области были широко известны. Менделеев охотно дал согласие на участие в полете. В Клин спешно был направлен воздушный шар «Русский» под командованием опытного аэронавта, поручика Александра Кованько. Намеченный полет с участием Менделеева получил широкую огласку и вызвал большой интерес. В поездах, уходивших 6 августа из Москвы, трудно было найти свободное место. Это был профессор».
В корзину пристроили барограф, два барометра, бинокли, спектроскоп, электрический фонарь и сигнальную трубу. С шара предполагалось зарисовать корону солнца, проследить движение тени и провести спектральный анализ. В 6 часов 25 минут Д. Менделев и А. Кованько сели в корзину, но намокший шар не поднялся. Александр Матвеевич Кованько уступил просьбам Д.
Менделеева и предоставил ему самому провести полёт. Все вдруг увидели, как Менделеев что-то сказал Кованько, как тот выпрыгнул из корзины, и шар медленно, слишком медленно пошел вверх. За борт полетел табурет и доска, служившая столиком. Опустившись на дно корзины, Менделеев обеими руками начал выкидывать песок, балласт. Это было нелегко. Песок отсырел и превратился в плотный комок.
А следовало торопиться, чтобы не опоздать: полные затмения Солнца, как известно, длятся всего несколько минут. Неожиданный полет Менделеева в одиночку, исчезновение шара в облаках и вдруг нахлынувший мрак, по словам Гиляровского, «удручающе подействовало на всех». Тревога еще более усилилась, когда в Клину была получена посланная кем-то невразумительная телеграмма: «Шар видели — Менделеева нет». Между тем, полет прошел и завершился вполне успешно. Аэростат поднялся на высоту более трех километров, вышел за облака, и Менделеев успел ряд наблюдений, хотя погода помешала достичь основных целей исследователя. Воздушный шар «Русский», на котором Д.
Менделеев 7 августа 1887 г. Перед спуском ученому пришлось проявить не только бесстрашие, но и незаурядную ловкость. Веревка, идущая от газового клапана, запуталась в снастях аэростата. Тогда Менделеев взобрался на борт корзины и, повиснув над бездной, распутал злосчастную веревку. Аэростат опустился в Калязинском уезде Тверской губернии. И только Менделеев выбрался из корзины, как перед ним появился сельский староста.
С подозрением глядя на воздухоплавателя, он сказал, что «за пузырем посмотрят», и вдруг угрожающе закричал, входя в раж: «Да и тебя побережем! Ты кто такой? Они проводили Менделеева к соседнему поместью.
В связи с исполняющимся в 2024 году 190-летием со дня рождения Д. Менделеева постановляю: 1. Провести в 2024 году мероприятия, посвященные празднованию 190-летия со дня рождения Д.
Биография Менделеева
150 лет исполнилось величайшему открытию русского ученого Дмитрия Менделеева | В 1984 году, к 150-летию со дня рождения Менделеева, в СССР был выпущен юбилейный рубль. |
«Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева | 3. Дмитрий Менделеев был трижды номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил ее. |
В Петербурге почтили память Дмитрия Менделеева
В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование. В 1850 году он поступает в Главный педагогический институт в Москве, где когда-то учился его отец. В возрасте 21 года Менделеев блестяще выдержал выпускные экзамены, а его дипломная работа о явлении изоморфизма была признана кандидатской диссертацией. В 1857 году Менделеев стал приват-доцентом при Петербургском Университете.
Последние 15 лет жизни Дмитрий Менделеев посвятил метрологии. Был управляющим Главной палатой мер и весов — первого научного метрологического центра России, созданного по его инициативе. Цветы к могиле учётного возложили руководители научных центров, представители комитета по науке, а также студенты петербургских вузов.
Его главные открытия: Создатель пикнометра — прибора для определения плотности жидкости. Определил критическую температуру кипения жидкости. Основатель Главной палаты мер и весов — центрального учреждения Минфинансов.
В нем занимались проверками торговой отрасли в Российской империи. Создатель управляемого аэростата. Это значительный вклад в воздухоплавании. Разработал уравнение состояния идеального газа, установив зависимость между его абсолютной температурой, молярным объемом и давлением. Работая над «Основами химии», выразил установленный им закон в графическом изображении — периодической таблице химических элементов. Дмитрий Иванович очень много трудился Менделеев оставил большой вклад в науке, написал 1500 трудов. Трактат «Основы химии» впервые дал четкое представление о неорганической химии. Частые вопросы О Менделееве часто говорят как о создателе водки. Но ученый лишь рассуждал о соединениях спирта с водою. В своей диссертации мыслитель не приводил никаких данных о пропорциях изготовления спиртного напитка.
Вопрос о появлении водки относится к более раннему историческому периоду. Популярная легенда о появлении периодической химической системы во сне — красивый миф, созданным им самим. На самом деле он трудился над нею 25 лет. Интересные факты О Менделееве ходили слухи, что он любит мастерить чемоданы. Дмитрий имел познания в переплетном и картонажном деле с юности. Он переплетал и создавал архив из своих документов, записей, складывая в собственноручно изготовленные ящики из картона. Он мог собрать и чемодан, и рамку, и скамеечку. С этим удивительным фактом связан еще один — об изобретении Менделеевым особого вида клея, позволяющего скреплять детали конструкций. Менделеев — автор 54 статей в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Бездымный порох можно было приобрести у западных государств, но цена была дороговатой.
Менделеева попросили побыть промышленным шпионом и выведать секретную формулу. Он изучал отчеты железных дорог Германии, Франции и Британии, на их основе выудил ценную информацию и создал нужный рецепт. В честь Дмитрия назван химический элемент — менделевий, открытый в 1955 году и располагающийся в таблице как номер 101.
С 1891 по 1892 год активно участвовал в создании Энциклопедического словаря.
В 1892 году — учёный-хранитель Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов. В 1893 году работал на химическом заводе Петра Капитоновича Ушкова, использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха пироколлодия. Впоследствии он отмечал, что посетив «немало западноевропейских химических заводов, с гордостью увидел, что может созданное русским деятелем не только не уступать, но и во многом превосходить иноземное». В 1899 году возглавил Уральскую экспедицию, целью которой была активизация промышленно-экономического развития края.
В 1900 году участвовал в работе Всемирной выставки в Париже, входил в состав Международного жюри как его вице-президент и председатель группы химического производства. Написал первую на русском языке большую статью о синтетических волокнах «Вискоза на Парижской выставке», где отметил важность для России развития их производства. В 1903 году Дмитрий Менделеев — первый председатель Государственной экзаменационной комиссии Киевского политехнического института, в создании которого принял активное участие. Дмитрий Менделеев — член многих академий наук и научных обществ.
Один из основателей Русского физико-химического общества 1868 год — химического, и 1872 год — физического и третий его президент с 1932 года преобразовано во Всесоюзное химическое общество, которое тогда же было названо его именем, ныне — Российское химическое общество имени Д. Похоронен был на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Дмитрий Менделеев оставил более 1500 трудов. Памятники великому учёному установлены во многих городах мира.
180 ЛЕТ со дня рождения Д.И. Менделеева
В семинарии сыновья священника Павла Соколова получили новые фамилии. Так Иван стал Менделеевым, потому что он очень любил в семинарии «мену делать», то есть меняться чем-либо. После окончания Тверской гимназии Иван Менделеев уехал в петербургский Педагогический институт, а затем в Тобольск, где стал работать учителем. Там-то и родился сын Дмитрий.
Дмитрий Иванович Менделеев часто навещал родину своего отца.
Менделеева 190 лет со дня рождения великого русского химика Д. Менделеева Пожалуй, даже совсем далёкий от химии человек сможет назвать имя хотя бы одного химика и им, конечно, будет Менделеев.
Рисунок В. Гравюра И. Марка почтовая.
Химией заинтересовался, будучи студентом Главного педагогического института в Петербурге. В 1855 году, по окончании курса, представил кандидатскую диссертацию, спустя год — магистерскую, а в 1857 году стал доцентом Петербургского университета, где читал курсы теоретической и органической химии. В 1859 году отправился в двухгодичную заграничную научную командировку в немецкий город Гейдельберг, славившийся своей научной школой.
В Гейдельберге в 1850—1860-х годах под руководством знаменитого хирурга Н. Пирогова стажировалась целая плеяда молодых учёных, будущих светил русской науки — И. Сеченов, Н.
Зинин, А. Бородин, С.
Но головоломка не решалась — ученые пытались построить систему вокруг известных на тот момент элементов, а таких было всего чуть больше 60. Но таблица Менделеева изменила все. То есть это предсказательный характер, основанный на периодичности свойств, и на том, что свойства того или много элемента являются промежуточными между свойствами элементов, находящимися справа и слева», — поясняет профессор химического факультета МГУ и Степан Колмаков. Конечно, то, что таблица якобы приснилась Менделееву, всего лишь миф.
Ученый рассказывал, что трудился над открытием годами. Ну а последующие полтора века усердно работали уже другие, чтобы найти предсказанные элементы. Кузница химических элементов — подмосковная Дубна.
Среди самых известных открытий Менделеева — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания. Дмитрий Менделеев оставил свыше 1500 трудов и был автором фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и другим направлениям, тесно связанным с потребностями развития производительных сил России. Учёный заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель, занимался вопросами приборостроения. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева — директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Из семнадцати детей восемь умерли ещё в младенчестве, а одна из дочерей умерла в возрасте 15 лет в 1826 году в Саратове. Дмитрия воспитывала его мать Мария Дмитриевна Менделеева, урождённая Корнильева , поскольку его отец вскоре после его рождения умер. Заметив особые способности младшего сына, мать сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь, уехав из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания Дмитрием Менделеевым гимназии его мать вместе с ним и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву, чтобы определить сына в Московский университет. Но из-за бюрократических формальностей Дмитрия не приняли на учёбу. Спустя два года, через несколько недель после зачисления Дмитрия студентом Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, Мария Менделеева скончалась. В 1855 году Дмитрий Менделеев с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. В том же, 1855, году Дмитрий Менделеев был назначен старшим учителем естественных наук Симферопольской мужской гимназии.
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
Успех большинства научных работ Менделеева, безукоризненность его выводов в немалой степени определило то внимание, которое он уделял методике и точности измерений. Родился в Тобольске в семье директора гимназии и попечителя народных училищ Ивана Менделеева и Марии Дмитриевны, урождённой Корнильевой. 8 февраля 2024 года отмечается 190-летие со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. К 190-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА Значимые открытия Дмитрия Ивановича Менделеева навсегда внесли имя русского учёного в список величайших учёных планеты.