Старый Новый год в России празднуют давно, но все относятся к нему по-разному. История старого Нового года. Отмечать Новый год 1 января в России стали только с 1700 года. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и приносим дань уважения времени.
Старый Новый год. История и традиции
Именно к этому дню покупали друг другу подарки, выбирали и подписывали поздравительные открытки и устраивали большое застолье, что было долгожданным событием после длительного Филиппова поста с 15 ноября по 24 декабря. В «Домострое» зафиксировано специальное рождественское меню: «Лебеди, потрох лебяжий, гуси верченые, тетерева, куропатки, рябчики, поросята верченые, баранина печеная, баранина рассольная, поросята рассольные, потрох поросячий, уха куриная, солонина с чесноком и с зеленью, лососина, осердие лосиное в рассоле, осердие лосиное крошеное, губы лосиные, печень лосиная, мозги лосиные, зайцы сковородные, зайцы рассольные, куры верченые, потрох гусиный, свинина, ветчина, колбасы, желудки, налимы, лапши, караси…». К хорошему привыкаешь быстро — вот и жители Российской империи, провозглашенной, как и Новый год, Петром Великим, вскоре полюбили дополнительный праздник и принялись усердно выполнять все положенные ритуалы: и катать детей на санках, и желать друг другу благоденствия. В Петербурге наступление года отмечали пушечным салютом со стен Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. По мере того, как Новый год входил в моду, появлялись его новые атрибуты — дед Мороз, Снегурочка, елочные игрушки. Кстати, они возникли сравнительно недавно: первый стеклянный шар для украшения елки выдули в 1848 году. В 1880-х одним из обязательных элементов новогоднего стола стали мандарины, а лосиные губы и мозги давно уже заменили рябчики, запеченные поросята, икра, осетрина и пироги.
Еще через десять лет появился первый рецепт деликатесного салата «Оливье». Со временем все больше проявлялся светский характер праздника: он стал немыслим без пышных общественных торжеств. По сравнению с интимными семейными вечерами на Рождество на Новый год было шумно, ярко и очень весело. Люди стали ходить в гости большими компаниями, пить в полночь шампанское, устраивали балы и маскарады. Появились первые детские елки, которые проводили в общественных зданиях: специально для такого случая помещения оформляли в стиле «чертогов дедушки Мороза». В начале XX века масштаб новогодних гуляний стал поистине грандиозным по сравнению с рождественскими, а крещенские торжества практически прекратились.
В приготовлении принимают участие все члены семьи, а утром ее съедают на завтрак за общим столом. Этот обычай, также, как и хождение в новогоднюю ночь по гостям, пришел из древнерусского календаря, когда в эту дату отмечали Васильев день. Интересно, что новогодняя дата по юлианскому календарю в столетие, которое не кратно четырем, отодвигается на один день. Исходя из этого, с 2101 года новогодняя ночь по старому стилю должна будет сместиться на 14 января.
Произойдет ли такое смещение в народе, и когда люди будут отмечать второй новый год, покажет время. Какие страны отмечают старый Новый год Некоторые уверены, что традиция отмечать Новый год по старому стилю существует только в России и славянских странах, входивших в состав Советского государства. На самом деле это заблуждение. Не забывают встречать начало нового года по юлианскому календарю некоторые жители стран Балтии, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана.
Берберский календарь, которого придерживаются жители Марокко, Туниса, Алжира и некоторых других стран, празднуют начало нового года 14 января. Известно, что их календарь во многом схож с юлианским, но немного смещен по причине накопившихся за долгие годы ошибок.
Из многих древних песен и обычаев 1 славян известно, что они праздновали Новый год в первый весенний месяц торжеством в честь Лада — бога солнца, или с летнего солнцеповорота. Как только от действия солнечных лучей начинал таять снег и в природе пробуждалась новая жизнь, начиналось всеобщее возрождение и обновление — у славян справлялось торжественное празднество с принесением в жертву козла, сопровождаемое гимнами в честь солнца, светил небесных и земных стихий, веселыми хороводами и «языческими огнями»; известно также о славянах-язычниках, что когда, по их представлению, солнце возвращалось снова на весну, с зимнего поворота солнца, они начинали совершать празднества в честь Нового года, называемые ныне «колядой» 2. Несмотря на все старания пастырей русских особенно Кирилла Туровского в XII веке, патриарха Иоакима в XVII веке и других искоренить колядованье, обычай этот пережил целые века в народе христианском и доселе сохранился в захолустьях, где простой народ, применивши колядованье к праздникам Рождества Христова и Богоявления, распевает песни в честь этих праздников и вместе песни, противные духу христианства по встречающимся в них словам и оборотам песней языческих.
Для торжества в честь Нового же года славяне издревле любили переряживаться и в этом виде петь и плясать по улицам и по домам, чем наглядно выражались перемены, производимые в природе поворотом солнца. Переряживание, составляющее и доныне весьма распространенный вид святочных удовольствий, было предметом пастырских обличений еще новгородского епископа Луки XII век. Существующее почти у всех народов и исстари идущее верование во влияние дней на судьбу и деятельность человека 3 особенно приурочивалось к первому дню нового года. Поэтому язычники-славяне всячески старались первый день нового года провести в необузданном веселии, веруя, что кто встретит и проведет этот день весело и радостно, того и в продолжение целого года ожидает счастье, и наоборот. Поэтому же, особенно под Новый год, наши предки-язычники совершали, как и теперь, гаданья.
Гаданья в Новый год, впрочем, были общим обычаем почти у всех языческих народов — особенно у греков и римлян. Ревностные пастыри еще в IV веке — Василий Великий , Иоанн Златоуст и другие , не довольствуясь словом убеждения и обличения, строго осуждали гадания на соборах 62 правило собора Трулльского, также правила поместных соборов в 562, 585 и 613 годах и в видах искоренения их установляли строгий пост в первый день января, когда они совершались, и перенесли гражданское празднование Нового года на первое сентября. Не менее строго были преследуемы словом и делом гадания и в нашем отечестве, например, Кириллом Туровским , игуменом Памфилом, митрополитом Фотием и церковными и гражданскими законами. Так начинали новый год и древние христианские Церкви, особенно восточная, ввиду того, что, как сказано в Следованной Псалтири 1 марта , месяц этот ознаменован воплощением Бога Слова, умерщвлением смерти чрез воскресение Спасителя и дарованием верующим вечной жизни. Гражданский же год в России начинался с сентября, каковой месяц был началом гражданского года еще и у евреев Исх.
В христианской Церкви счет года с сентября ввиду того, что Спаситель, по мнению отцов Церкви, в этом месяце возвестил наступление лета Господня приятного Лк. Но преподобный Нестор и другие русские летописцы ведут летосчисление от Пасхи до Пасхи. Таким образом в самом начале у нас допущена была некоторая неопределенность в праздновании Нового года, и это обстоятельство подало повод к спору о начале Нового года. На соборе Московском в 1348 году, при великом князе Симеоне Иоанновиче и митрополите Феогносте, постановлено было церковный и гражданский год считать с сентября, как вновь это утвердили и Московские соборы 1492 и 1503 годов. Поэтому первый день сентября в старину был важен для наших предков во многих отношениях.
Как новолетие этот день считался русскими в числе великих праздников, и предки наши, домашняя жизнь которых отличалась резко характером церковности, проводили этот день так же, как праздник Рождества, Богоявления и прочие. В день Семенов они считали священным долгом быть на всех богослужениях, подавать милостыню, посещать тюрьмы и приюты, снабжать бедных пищей и одеждой.
Тех, кто торопился поменять дату раньше византийского календаря, стали называть ультрамартовскими, и в XII—XIII веках они почти вытеснили мартовских.
Эту чехарду решил прекратить Пётр I, своими реформами изрядно изменивший привычный русский уклад и приблизивший его к западному. В 1699 году Петр I выпустил указ о введении нового летоисчисления в России — юлианского календаря вместо византийского. Они совпадали по датам, отличаясь только началом года и счётом лет — юлианский уже брал за точку отсчёта Рождество Христово первый год нашей эры , а Новый год праздновал в январе.
То есть вместо начавшегося в сентябре 7208 года указом Петра с 1 января наступил 1700-й. Разница между юлианским и григорианским календарями составляла две недели. Погрешность объясняется разным количеством високосных годов, из-за которых постепенно накопились «лишние» дни.
Когда Рождество, ранее совпадавшее с зимним солнцестоянием, по юлианскому календарю начало всё сильнее сдвигаться к весне, Папа Римский Григорий XIII решил исправить эту неточность. Многие христианские праздники были привязаны к солнечному циклу, а неверный расчёт их дат приводил к несоблюдению постов, что считалось великим грехом. Реформу провели в 1582 году, и с тех пор постепенно все страны перешли на единый календарь хотя праздники сохранили свои.
В России на григорианский календарь перешли только в январе 1918 года решением Совета Народных Комиссаров, которое подписал лично Владимир Ленин. Этот документ стал буквально «прыжком в будущее» — жители СССР, которые легли спать 31 января, проснулись уже 14 февраля. С этого дня даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому — «новым стилем».
Такое решение значительно упростило международное сообщение, в котором часто возникала путаница из-за несовпадения дат. Так, письма, отправленные из России в Европу, приходили раньше, чем были отосланы. А вот Русская православная церковь, оказавшаяся в немилости у большевиков, подобные нововведения не одобрила и на григорианский календарь переходить отказалась, продолжив отмечать церковные праздники по старинке.
Из-за этого представители Русской православной церкви и ряда других православных церквей начали праздновать Рождество не 25 декабря, как принято в большинстве христианских стран мира, а 7 января. Это породило парадоксальную ситуацию: официальный Новый год начал предшествовать Рождеству и выпадать на Рождественский пост, а значит, истинно верующие в этот день не должны были позволять себе алкоголь, мясо и прочие излишества. Но так как роль и влияние церкви за годы советской власти ослабли, многие православные перестали досконально соблюдать требования церковного календаря и поститься.
А Новый год по старому стилю или, как его стали называть для краткости, старый Новый год продолжили отмечать сначала по привычке, потом — как дань традициям. Ну а некоторые — как возможность таки отметить Новый год после окончания поста. Сейчас любовь русского человека к праздникам непротиворечиво вмещает в поводы для отмечания оба Рождества и Новых года.
Как отмечают старый Новый год Если официальный Новый год принято праздновать гуляньями, салютами и ломящимся от яств столом, то неофициальный, оксюморонный старый Новый год на постсоветском пространстве стал тихим семейным праздником. Встречать его с размахом не принято — силы и деньги уже потрачены на предшествующие тому праздники, да и официальным выходным он не считается хотя в 2024 году выпадает на выходные.
История Старого Нового года
Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.
Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов. Нововведения Петра I в празднование нового года В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова.
В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова. Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. В Петровском указе писалось: "... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще.
Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги». Естественно, Церковь не могла смириться с такими пирами в дни Великого Поста. Но языческая традиция оказалась настолько сильна, что праздник все равно остался, хотя и переместился в канун поста, превратившись в Масленицу. На Руси со времени принятия христианства установился некий компромисс календарных традиций. Однако в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году «от сотворения мира» в 1492 году от Рождества Христова наступит Судный День, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 г.
Но «роковой» срок миновал, а Судный День так и не наступил. И в сентябре 1492 г.
Из-за прецессии эта точка постоянно передвигается вдоль эклиптики по направлению к западу, то есть идёт навстречу видимому движению Солнца.
Именно поэтому на самом деле дата весеннего равноденствия каждый год своя, и в целях астрономии ее всякий раз рассчитывают по новой. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что юлианский календарь и не претендует на точное совпадение своих календарных дат с тропическим годом — создатели закладывали в него скорее духовные цели, нежели намеревались решать астрономические задачи. Во-вторых, православные утверждают, что григорианский календарь характеризуется большой вариативностью.
По нему крайне неудобно рассчитывать наступление религиозных праздников, так как здесь различается длительность кварталов — она колеблется от 90 до 92 дней. В григорианском календаре первое полугодие всегда короче второго, при этом дни недели зачастую не совпадают с постоянными датами. Наконец, основной камень преткновения был связан с днём празднования Пасхи.
Ещё в 325 году святые отцы 1-го Вселенского собора на основе описанной в Евангелии последовательности событий, связанных со смертью и воскресением Иисуса Христа, позаботились о том, чтобы новозаветная Пасха не зависела от ветхозаветной и всегда отмечалась позже. Однако в соответствии с григорианским календарем, христианская Пасха иногда происходит одновременно с ветхозаветной или даже чуть раньше её. Характерно, что схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме обычно происходит именно в день православной Пасхи, которая отмечается по юлианскому календарю, а не с католической, установленной в соответствии с григорианским летоисчислением.
На момент принятия григорианского календаря отставание между системами составляло 10 суток. Однако из-за различного количества високосных годов в каждом столетии она изменялась — на сегодняшний день разрыв между двумя календарями составляет уже 13 дней, а в дальнейшем будет лишь увеличиваться. На практике это далеко не так — этот день с большой пышностью встречают в Черногории, Сербии и Македонии, его ждут также в Армении и Грузии.
Не забывают отметить старый Новый год в соответствии с юлианским календарем жители Балтийских стран и азиатских государств — Казахстана, Туркмении и Узбекистана. Традиции в мире и в России День 14 января у верующих христиан нашей страны совпадает с большим религиозным праздником — православные почитают память святого Василия. Эта дата в прошлом именовалась Васильев день, он играл огромную роль в событиях всего последующего периода.
В народном календаре этот день носит название Васильева дня, а вечер 13 декабря — Васильева вечера также известен как Щедрец, Богатый вечер, Маланья и др. По традиции на стол полагалось ставить как можно больше праздничных угощений, а главным блюдом считался жареный поросенок. Согласно поверью, сытная и обильная еда в этот день обеспечит достаток в хозяйстве на весь год. Праздник сопровождался гуляньями, а также колядованием пением обрядовых песен, колядок. В южных регионах России и в Поволжье исполнялись особые предновогодние колядки овсень, авсень или усень. Праздник встречают и в ряде северо-восточных кантонов Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 г. Новый год 12 и 13 января встречают берберы Алжира, Марокко, Туниса и других стран Северной Африки, живущие по собственному календарю представляет собой юлианский календарь с некоторыми отличиями. Праздник у берберов носит название Еннаер Yennayer , известен также как «марокканский Новый год», официальным он не является.
Старый Новый год: история, обряды, гадания, народные приметы и праздничные блюда
История старого Нового года в России – Новости, публикации Первоуральска - Перво66.ру | Во время Старого Нового года продолжались Святки, поэтому в народе активно использовались и староновогодние гадания. |
Старый Новый год 2024: суть, история, традиции праздника - ВФокусе | Старый Новый год — финальный аккорд новогодних гуляний. Неофициальный праздник в России отмечают с меньшим размахом в сравнении с его «новым» братом, но стараются не пренебрегать им. |
Старый Новый год: история, традиции и аналоги
В ночь с 13-го на 14-го января наступает Новый Год по юлианскому календарю или по старому стилю. Старый Новый год на Руси стал отмечаться в канун Васильева дня. Появлению старого Нового года как праздника человечество обязано изменениям в системе летоисчисления. И одна из них – Старый Новый год – необычный праздник и исторический феномен, который стал результатом смены летоисчислений и дополнительным поводом попраздновать. Разделение на новый-новый и старый новый год произошло больше 100 лет назад, в 1918 году.
Старый Новый год: откуда взялся и как отмечать
Обязательным элементом празднования Старого Нового года были щедровки колядки. Особенно ярко они проводились на селе. В них принимали участие в основном дети и молодежь. Это своеобразный карнавал. Участники рядились в «страшные» костюмы, верили, ими можно отпугнуть нечистые силы. Надевали маски, шли гурьбой по домам односельчан. Считалось, что таким образом они отгоняют нечисть, которая может бесчинствовать этой ночью. Все Карнавальные костюмы Одной из «героинь» колядующей компании стала Меланка Маланка.
Образ пришел из языческих поверий. Легенда о ней причудливо переплелась с образом христианского Святого Василия. Роль Меланки обычно исполняли молодые парни, нарядившиеся в женские одежды. По славянским верованиям, за красавицей-дочкой богини Лады и бога Месяца следил змей. Однажды, когда Месяц охотился, коварный змей похитил Маланку, спрятал в подземном царстве. Освободил ее богатырь Василий, а потом женился на ней. В христианском варианте Маланка — дочь знатных родителей, после замужества посвятила себя Богу.
С мужем поселилась в монастыре, имущество расходовала на постройку церквей, выкуп пленных христиан, другие богоугодные дела. Если хозяева впускали колядующих в дом, те разыгрывали шумные веселые сценки, славили хозяев, желали богатства, здоровья.
Никуда от этого не деться. Виталий Милонов Любой мало-мальски образованный человек в России скажет, что смысл этого праздника очевиден: это христианский праздник Обрезания Господня.
Поскольку РПЦ отмечает праздники по Юлианскому календарю, поэтому этот праздник отмечается у нас на церковном уровне не 1 января, а 14. Христианская культура настолько пронизывает русскую культуру, что, конечно, все взаимосвязано. Так, праздник 1 января — исключительно христианский, но он стал частью мировой культуры, потому как христианство напитало собой культуру. К празднику Обрезания Господня раньше относились как к празднику исключительно христианскому.
Одежда должна была привлекать к селу удачу и достаток. Хозяева, пускающие к себе на порог колядовать, обязательно угощали детей чем-то вкусненьким. К вечеру накрывали щедрый стол, чтобы задобрить наступающий год, а ночью всей семьей отправлялись навещать соседей — так привлекали в отношения мир и благодать. Утром 14 января молодые люди выходили на улицы и разжигали костры, чтобы спалить символ урожая — "дидух", представляющий собой ржаной, пшеничный или овсяный сноп, и перепрыгнуть новогодний огонь в знак очищения. В эту ночь верили: чем больше звезд будет на небе, тем больший уродится урожай. Праздничные блюда С ночь с 13 на 14 января народ повторно праздновал приход Нового года, канун которого именовали Васильевым вечером в честь покровителя свиноводов — Василия Святого.
В этот день обычно зарезали свинью, из мяса которой готовили бесчисленное множество сытных блюд, так как именно свинья у предков выступала символом плодовитости скота и семейного благополучия. Помимо вышеупомянутого имени, этот день в народе часто величали как "Щедрый вечер" или "Овсень". Как и на Сочельник и Рождество, так и на этот праздник первым блюдом, которое необходимо отведать — это кутья. Традиционно она готовилась из гречихи и ячменя, но сегодня чаще используется очищенный рис с добавлением самых разных сухофруктов, орехов, винограда и меда. Чем богаче начинка, тем лучше. Все дело в том, что каждый продукт несет сакральное значение: орехи символизируют здоровье, изюм — долголетие, зерно — начало новой жизни, мед — хорошие новости, мак — достаток.
В отличие от рождественской новогоднюю кутью следует хорошо сдабривают маслом, жиром или салом. Оттого и повелось его называть Щедрый вечер или Щедрая кутья. Готовили хозяйки кутью с особенным трепетом, если же она не получалась, то ее выбрасывали в реку, чтобы она забрала все беды. Даже ритуал специальный существовал для приготовления кутьи. Вся семья вставала в два часа ночи, женщина шла за крупой, а мужчина за водой. Но пока печь не истопится, к продуктам даже не прикасались.
Самая старшая женщина в доме брала кашу и, приговаривая заговор, растирала ее. С сосудом женщина подходила к каждому члену семьи и поклонялась, а потом ставила ее в печь. О несчастье говорило то, что лопнул горшок или каша не помещается в горшок. А хорошее сулит цвет каши — он должен быть красным. Трапеза должна была быть богатой, ведь яств должно хватить на всех, кто решит зайти в гости к хозяевам на праздник. Особенно много готовили холодца на Щедрый Вечер.
Ведь именно он предназначен был для колядующих. Как уже упоминалось, это еще Васильев день, который всегда считался покровителем свиней. А потому на праздник принято готовить поросенка. Это один из самых главных блюд на праздник. Не обязательно должен быть запеченный поросенок, главное, чтобы это была свинина. А что именно это будет — на усмотрение хозяйки.
Старинные традиции Сегодня обычно посевают парни, а девушки сидят дома. Но раньше это делали все, но в разное время. Согласно приметам, именно в эту ночь разгуливает нечисть и зло. Чтобы прогнать всех злых духов девушки ходили по домам колядовать. Однако, чтобы обрести счастье, а год прошел радостно и в достатке, первым в дом в новом году должен войти парень. Именно поэтому молодые люди ходили по домам посевать.
Существующее почти у всех народов и исстари идущее верование во влияние дней на судьбу и деятельность человека 3 особенно приурочивалось к первому дню нового года. Поэтому язычники-славяне всячески старались первый день нового года провести в необузданном веселии, веруя, что кто встретит и проведет этот день весело и радостно, того и в продолжение целого года ожидает счастье, и наоборот. Поэтому же, особенно под Новый год, наши предки-язычники совершали, как и теперь, гаданья. Гаданья в Новый год, впрочем, были общим обычаем почти у всех языческих народов — особенно у греков и римлян. Ревностные пастыри еще в IV веке — Василий Великий , Иоанн Златоуст и другие , не довольствуясь словом убеждения и обличения, строго осуждали гадания на соборах 62 правило собора Трулльского, также правила поместных соборов в 562, 585 и 613 годах и в видах искоренения их установляли строгий пост в первый день января, когда они совершались, и перенесли гражданское празднование Нового года на первое сентября. Не менее строго были преследуемы словом и делом гадания и в нашем отечестве, например, Кириллом Туровским , игуменом Памфилом, митрополитом Фотием и церковными и гражданскими законами. Так начинали новый год и древние христианские Церкви, особенно восточная, ввиду того, что, как сказано в Следованной Псалтири 1 марта , месяц этот ознаменован воплощением Бога Слова, умерщвлением смерти чрез воскресение Спасителя и дарованием верующим вечной жизни. Гражданский же год в России начинался с сентября, каковой месяц был началом гражданского года еще и у евреев Исх.
В христианской Церкви счет года с сентября ввиду того, что Спаситель, по мнению отцов Церкви, в этом месяце возвестил наступление лета Господня приятного Лк. Но преподобный Нестор и другие русские летописцы ведут летосчисление от Пасхи до Пасхи. Таким образом в самом начале у нас допущена была некоторая неопределенность в праздновании Нового года, и это обстоятельство подало повод к спору о начале Нового года. На соборе Московском в 1348 году, при великом князе Симеоне Иоанновиче и митрополите Феогносте, постановлено было церковный и гражданский год считать с сентября, как вновь это утвердили и Московские соборы 1492 и 1503 годов. Поэтому первый день сентября в старину был важен для наших предков во многих отношениях. Как новолетие этот день считался русскими в числе великих праздников, и предки наши, домашняя жизнь которых отличалась резко характером церковности, проводили этот день так же, как праздник Рождества, Богоявления и прочие. В день Семенов они считали священным долгом быть на всех богослужениях, подавать милостыню, посещать тюрьмы и приюты, снабжать бедных пищей и одеждой. Первый день сентября как праздник новолетия начинал собой круг церковный, почему богослужение в этот день сопровождалось особым церковным 4 обрядом.
Накануне новолетия торжественный колокольный звон по всей Москве раньше обыкновенного времени призывал народ к вечерне, после которой патриарх со всем собором совершал молебное пение новолетию, а иногда и Симеону Столпнику. То же делалось накануне Нового года во всех церквах не только в Москве, но и во всей России. В полночь о наступлении новолетия давалось знать вестовой кремлевской пушкой. С первым ударом церковного колокола, призывающим к утрени, массы благочестивых бояр и народа устремлялись в Кремль для встречи Нового года в Успенском соборе.
История праздника «Старый Новый год»
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | Новый год по старому стилю наступает в ночь с 13 на 14 января. |
Старый Новый год: история, традиции и аналоги | История старого Нового года в России уходит корнями в не столь отдаленное прошлое. |
История Нового года в России
Каша Это особая каша, крупу в которую должна насыпать самая взрослая женщина семейства. А воду для этой каши должен был добыть из колодца самый старый мужчина дома. Крупу для традиционной каши доставали из амбара или закромов в два часа ночи. Притрагиваться к ней было нельзя, чтобы не изменить свое будущее и не навлечь беду. Ингредиенты для блюда оставляли без внимания до тех пор, пока топится печка. Во время готовки на кухне должна была присутствовать вся семья от мала до велика. Женщина размешивала кашу, приговаривая особые слова. Затем помещали кашу в печь и ждали результата: если она выходила из горшка, то это сулило беду, поэтому никто ее не ел; при лопании горшка поступали аналогично, потому что это было к болезням; много пенки сверху предвещало пустые хлопоты; наваристая вкусная каша означала урожай и счастье всем домочадцам. Она была актуальна во времена крестьянства на Руси.
Погрешность объясняется разным количеством високосных годов, из-за которых постепенно накопились «лишние» дни. Когда Рождество, ранее совпадавшее с зимним солнцестоянием, по юлианскому календарю начало всё сильнее сдвигаться к весне, Папа Римский Григорий XIII решил исправить эту неточность. Многие христианские праздники были привязаны к солнечному циклу, а неверный расчёт их дат приводил к несоблюдению постов, что считалось великим грехом. Реформу провели в 1582 году, и с тех пор постепенно все страны перешли на единый календарь хотя праздники сохранили свои. В России на григорианский календарь перешли только в январе 1918 года решением Совета Народных Комиссаров, которое подписал лично Владимир Ленин. Этот документ стал буквально «прыжком в будущее» — жители СССР, которые легли спать 31 января, проснулись уже 14 февраля. С этого дня даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому — «новым стилем». Такое решение значительно упростило международное сообщение, в котором часто возникала путаница из-за несовпадения дат.
Так, письма, отправленные из России в Европу, приходили раньше, чем были отосланы. А вот Русская православная церковь, оказавшаяся в немилости у большевиков, подобные нововведения не одобрила и на григорианский календарь переходить отказалась, продолжив отмечать церковные праздники по старинке. Из-за этого представители Русской православной церкви и ряда других православных церквей начали праздновать Рождество не 25 декабря, как принято в большинстве христианских стран мира, а 7 января. Это породило парадоксальную ситуацию: официальный Новый год начал предшествовать Рождеству и выпадать на Рождественский пост, а значит, истинно верующие в этот день не должны были позволять себе алкоголь, мясо и прочие излишества. Но так как роль и влияние церкви за годы советской власти ослабли, многие православные перестали досконально соблюдать требования церковного календаря и поститься. А Новый год по старому стилю или, как его стали называть для краткости, старый Новый год продолжили отмечать сначала по привычке, потом — как дань традициям. Ну а некоторые — как возможность таки отметить Новый год после окончания поста. Сейчас любовь русского человека к праздникам непротиворечиво вмещает в поводы для отмечания оба Рождества и Новых года.
Как отмечают старый Новый год Если официальный Новый год принято праздновать гуляньями, салютами и ломящимся от яств столом, то неофициальный, оксюморонный старый Новый год на постсоветском пространстве стал тихим семейным праздником. Встречать его с размахом не принято — силы и деньги уже потрачены на предшествующие тому праздники, да и официальным выходным он не считается хотя в 2024 году выпадает на выходные. Тем не менее хорошей традицией считается в этот день ещё раз навестить родных и пожелать им всего хорошего в наступившем году. Нелишним будет в полночь открыть шампанское и загадать желание, как мы это делаем в Новый год. Ну и отпустить наконец на заслуженный отдых Деда Мороза, проводив труженика зимнего тыла дружным хоровым «Дедушка, уходи! После старого Нового года хорошим тоном также считается убрать наконец ёлку и сложить игрушки на хранение, иначе затянувшиеся празднования якобы могут привлечь нечистую силу. Праздничный стол сейчас уже не требует соблюдения сколь-либо строгих правил, хотя по традиции его стараются сделать щедрым, приговаривая: «Какой стол — таков и год». Однако для любителей праздновать «с погружением» можно организовать тематическое празднество в дореволюционном стиле — с традиционными угощениями и гаданиями.
Он считался в народе судьбоносным, так как влиял на последующие 12 месяцев. Он также известен как богатый святвечер. По традиции в это время за праздничным столом обязательно собиралась вся семья. Все были в чистой и выглаженной одежде, чтобы год был удачным. На Щедрый вечер хозяйки готовили к столу лучшие яства.
Главным блюдом был жареный поросенок — символ плодовитости и плодородия — и обязательно богатая кутья. Ее стряпухи приправляли маслом, смальцем или молоком. По традиции миску с таким угощением ставили в угол перед иконами. Не забывали про вареники как символ новой Луны и нового наступающего периода. А вот птицу или рыбу не подавали, чтобы счастье из избы не «уплыло».
После сытного застолья все просили друг у друга прощения и шли за прощением к соседям, чтобы жить в мире и согласии в новом году. Молодежь наряжалась и уходила на вечерние уличные гулянья. Они пели щедровые песни и поздравляли всех с праздником. Людей это и пугало, и одновременно притягивало. Хозяйки обходили каждую комнату в доме с тремя зажженными свечами в руках, отпугивая нечисть и защищая семью от бед.
А глава семьи должен был несильно постучать топором по порогу со словами: «Жизнь, здоровье, хлеб». После заката и до полуночи молодежь ходила по домам с веселыми песнями, отгоняя злых духов. Встречающие хозяева щедро угощали поющих сладостями и пирогами. А девушки уединялись, чтобы гадать на суженого и любовь в новом году. Читайте также Парни старались прийти в дом возлюбленной 14 января, чтобы посвататься.
Если жених ранее получал отказ, то в Старый Новый год его шансы удваивались. В ночь с Меланки на Василия сжигали старую одежду и сразу же надевали новую. Это символизировало начало новой, благополучной жизни. После полуночи мужчины отправлялись к домам родственников, друзей и соседей, чтобы «засевать».
Берберы традиционно отмечают новый год по так называемому « берберскому календарю англ. Ввиду накопившихся ошибок в Алжире берберский Новый год отмечается 12 января, а не 14. Указом президента Алжира 27 декабря 2017 года 12 января объявлено выходным днём [4].
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
Откуда появился Старый Новый Год? | Старый Новый год в России празднуют давно, но все относятся к нему по-разному. |
Почему новый год празднуют 1 января и что такое новый год по старому | Основные традиции встречи старого Нового года в России связаны с Васильевым днем — днем земледелия. |
- Как празднуют Старый Новый год 2023: История и традиции праздника | И одна из них – Старый Новый год – необычный праздник и исторический феномен, который стал результатом смены летоисчислений и дополнительным поводом попраздновать. |
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
Проблема заключалась в том, что в юлианском календаре длина солнечного года на одиннадцать минут дольше, а поэтому каждые 128 лет накапливаются неучтенные сутки. В григорианском же эту проблему устранили, и в 1918 году по указу Владимира Ленина Россия перешла на григорианское летоисчисление. В результате изменилась дата Нового года — 14 января по новому стилю является 1 января по юлианскому календарю. Тогда же, в 1918 году, в России возник праздник Старого Нового года.
В этот день православные христиане отмечали Обрезание Господне и день Василия Великого. Старый Новый год на Руси До 1918 года праздника Старого Нового года не существовало, а вместо него праздновали Васильев день. На Украине и Беларуси Васильев день был также известен как щедрый вечер.
В этот день люди проявляли щедрость и широту души во всем, а особенно в пище. Хозяйки пекли блины, готовили пироги и вареники с творогом. Особенно ценились блюда из свинины, поскольку Василий Великий считался покровителем свиноводов.
Вечером люди навещали соседей и звали их на совместный ужин. Считалось, что тому, кто накроет гостю самый пышный стол, весь год будет сопутствовать удача. Приметы на Старый Новый год Старый Новый год принято встречать во всем великолепии: в красивой одежде, с добрыми мыслями и обилием вкусной еды.
Каша Это особая каша, крупу в которую должна насыпать самая взрослая женщина семейства. А воду для этой каши должен был добыть из колодца самый старый мужчина дома. Крупу для традиционной каши доставали из амбара или закромов в два часа ночи. Притрагиваться к ней было нельзя, чтобы не изменить свое будущее и не навлечь беду.
Ингредиенты для блюда оставляли без внимания до тех пор, пока топится печка. Во время готовки на кухне должна была присутствовать вся семья от мала до велика. Женщина размешивала кашу, приговаривая особые слова. Затем помещали кашу в печь и ждали результата: если она выходила из горшка, то это сулило беду, поэтому никто ее не ел; при лопании горшка поступали аналогично, потому что это было к болезням; много пенки сверху предвещало пустые хлопоты; наваристая вкусная каша означала урожай и счастье всем домочадцам.
Она была актуальна во времена крестьянства на Руси.
Девушки изображали Миланку и ее жениха Василия. Шумной толпой ходили по соседям и колядовали. Если не пустить в дом колядовавших, то жди беды. На рассвете начинали ходить посевальщики с зерном и в рукавицах. Считалось, что приносить счастье могут только мужчины, и поэтому девушки в этом не участвовали. Посевальщик заходил в дом, щедро осыпал зерном первого гостя, а затем уже всех остальных.
При этом разбросанное зерно не выбрасывали, а сохраняли до следующего поседа.
А вот Русская православная церковь, оказавшаяся в немилости у большевиков, подобные нововведения не одобрила и на григорианский календарь переходить отказалась, продолжив отмечать церковные праздники по старинке. Из-за этого представители Русской православной церкви и ряда других православных церквей начали праздновать Рождество не 25 декабря, как принято в большинстве христианских стран мира, а 7 января. Это породило парадоксальную ситуацию: официальный Новый год начал предшествовать Рождеству и выпадать на Рождественский пост, а значит, истинно верующие в этот день не должны были позволять себе алкоголь, мясо и прочие излишества. Но так как роль и влияние церкви за годы советской власти ослабли, многие православные перестали досконально соблюдать требования церковного календаря и поститься.
А Новый год по старому стилю или, как его стали называть для краткости, старый Новый год продолжили отмечать сначала по привычке, потом — как дань традициям. Ну а некоторые — как возможность таки отметить Новый год после окончания поста. Сейчас любовь русского человека к праздникам непротиворечиво вмещает в поводы для отмечания оба Рождества и Новых года. Как отмечают старый Новый год Если официальный Новый год принято праздновать гуляньями, салютами и ломящимся от яств столом, то неофициальный, оксюморонный старый Новый год на постсоветском пространстве стал тихим семейным праздником. Встречать его с размахом не принято — силы и деньги уже потрачены на предшествующие тому праздники, да и официальным выходным он не считается хотя в 2024 году выпадает на выходные.
Тем не менее хорошей традицией считается в этот день ещё раз навестить родных и пожелать им всего хорошего в наступившем году. Нелишним будет в полночь открыть шампанское и загадать желание, как мы это делаем в Новый год. Ну и отпустить наконец на заслуженный отдых Деда Мороза, проводив труженика зимнего тыла дружным хоровым «Дедушка, уходи! После старого Нового года хорошим тоном также считается убрать наконец ёлку и сложить игрушки на хранение, иначе затянувшиеся празднования якобы могут привлечь нечистую силу. Праздничный стол сейчас уже не требует соблюдения сколь-либо строгих правил, хотя по традиции его стараются сделать щедрым, приговаривая: «Какой стол — таков и год».
Однако для любителей праздновать «с погружением» можно организовать тематическое празднество в дореволюционном стиле — с традиционными угощениями и гаданиями. Гадания на старый Новый год Главным украшением стола в старые времена обычно становился жареный поросёнок — в этот день чтили память Василия Великого, считающегося святым покровителем свиноводства. Голову поросёнка непременно оставляли хозяину дома. А вот птицу и рыбу на стол старались не ставить — считалось, что вместе с рыбой уплывает удача, а с птицей улетает счастье. В праздничное меню также входило множество мясных блюд, сытная пшеничная каша кутья , расписные пряники в форме зверей и разнообразная выпечка.
Во многих семьях в этот день лепили пельмени или вареники, причём в один или несколько прятали «сюрприз» — это было ещё одной формой гаданий на Новый год. Вообще, эта пора считалась самой благодатной для гаданий, продолжающихся с Рождества до Крещенских праздников т. Считалось, что в ночь с 13 на 14 января можно увидеть во сне суженого. А имя будущего жениха пытались узнать с помощью кутьи. Девушки прятали под одеждой ложку пшеничной каши, например, увязав её в платок, и спрашивали имя у первого встреченного незнакомого мужчины.
Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:
- Как и когда праздновали Новый год на Руси
- Старый Новый год. История и традиции
- Старый Новый год: в чем смысл праздника?
- Начало и празднование Нового года в России - Иван Васильевич Баженов - читать, скачать
Старый Новый год 2022: история, традиции, приметы
История старого Нового года — откуда он пошел, как его отмечать и какие традиции и обычаи бывают в этот праздник. Старый Новый год в России празднуют давно, но все относятся к нему по-разному. Неофициальный праздник старый Новый год отмечается не только в России, но и в ряде других стран, церкви которых отмечают Рождество по юлианскому календарю 25 декабря (7 января). Старый Новый год: почему так называется этот зимний праздник, откуда он взялся в России и в каких странах празднуют Старый Новый год, приметы Старого Нового года. Старый Новый год: история, традиции и приметы праздника. Отмечают Старый Новый год в ночь с 13 января на 14 января, что по старому стилю и есть с 31 декабря на первое на 1 января.
История праздника «Старый Новый год»
Не отмечают Старый Новый год в России молодые люди (таких более 46%), столько же россиян с высшим образованием, почти половина москвичей. Старый Новый год будут отмечать в России и еще ряде стран в ночь с 13 на 14 января. Новый год по старому стилю наступает в ночь с 13 на 14 января. До петровской реформы календаря Новый год в России отмечался 1 сентября, согласно применявшейся византийской системы летоисчисления, по которой счёт производился «от Сотворения мира», т.е. от 1 сентября 5509 года до н.э. С 2101 года Рождество и Старый Новый Год в России будут отмечаться на день позже. В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении.
Старый Новый год 2022: история, традиции, приметы
Считается, в Старый Новый год нужно успеть то, что не получилось осуществить 1 января. Впервые в истории страны Новый год 14 января (1 января по старому стилю) был отпразднован в 1699 году. Основные традиции встречи старого Нового года в России связаны с Васильевым днем — днем земледелия.