Почему нельзя есть некоторые продукты? Рассказываем про Рождественский пост в 2023 году: что можно и нельзя делать, какие есть ограничения в пище и что можно есть. Самый светлый праздник православных, Пасху, предваряет строгий Великий пост.
Великий пост в 2024 году: главные даты, суть, что можно и что нельзя есть
Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов говением и исповедью и достойно причаститься святых Христовых Таин. Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг. Четыредесятницу первые сорок дней и Страстную седмицу точнее 6 дней перед Пасхой. Таким образом Великий Пост длится семь недель вернее 48 дней.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.
Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии если в эти дни не случается праздника.
Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.
Первые четыре дня Великого поста понедельник-четверг вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г.
Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях высокие столики для икон храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св.
Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь.
Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы в просторечии «средокрестье». В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. Жизнь Св.
Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло.
День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице».
Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся.
Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах. Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени. Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней. В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой. В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста?
Действительно, постное время особое, требующее ограничений — не только по части пищи. Однако, телесное воздержание — несомненно, важная часть духовного делания, совершаемого христианином. Великий пост в 2022 году Его начало приходится на 7 марта, а завершается постное делание 23 апреля, это канун Воскресения Христова. Все усилия христиан этих дней направлены на то, чтобы приготовить душу к главному празднику — Пасхи , встретив Христа Воскресшего с изменившимся сердцем, преданным Богу. Возрастание души — таков смысл любого поста, тем паче — Великого, или Святой Четыредесятницы. Устав пощения: история и современность Устав питания поста складывался несколько столетий. Например, первые христиане понимали под ним вообще совершенное воздержание от пищи, питья. Понятно, что по человеческой немощи оно не могло продолжаться долго, потому собственно предпасхальное воздержание длилось первые века Церкви от одних суток до нескольких дней. Феодора, настоятеля Студийской обители близ Константинополя — ввиду чрезвычайного авторитета самого преподобного, его монастыря, сыгравших исключительную роль во время борьбы с иконоборческой ересью. По этому Уставу основное внимание уделялось духовной жизни иноков, а собственно телесное воздержание было не очень строгим — например, по субботним, воскресным дням можно было употреблять рыбу или морепродукты. Саввы Освященного. Так как его обитель находилась в Палестине, он получил именование Иерусалимского. Постепенно он распространяется также в Русской Церкви — именно он действует до наших дней. По части телесного воздержания Четыредесятницы, этот монашеский Устав более строг, чем Студийский. Согласно ему: полагается полное воздержание то есть пост, как его видели христиане первых веков в течение понедельника, вторника первой седмицы, а также всю среду — до окончания Вечерни, после чего допустимо «сухоядение», то есть невареная пища, например, овощи; затем вновь следует строгое пощение четверга, в пятницу же разрешается хлеб, вареная пища; суббота, воскресные дни поста — время, когда можно вкушать пищу с растительным маслом. По окончании первой недели, Устав благословляет вкушать вареную пищу по вторникам, четвергам, сухоядение — в остальные дни, включая не только сугубо постные среду и пятницу, но также понедельник.
Как правильно соблюдать Великий пост: что можно, а что нельзя есть и делать
Главная цель поста заключается в том, чтобы поменять свою жизнь к лучшему: изменить чувства, поскольку духовная природа человека неразрывно связана с физической, а состояние тела влияет на состояние души. Результатом поста должна стать глубокая перемена в человеческих мыслях: в его отношении к окружающим, мировоззрении и восприятии ценностей, в понимании того, что в мире непреходящее, а что — второстепенное. Каждый год даты начала и окончания Великого поста меняются. Согласно православным канонам, он начинается ровно за семь недель до Пасхи и длится 48 дней — до субботы, предшествующей Христову Воскресению. В 2024 году Великий пост начался 18 марта, а закончится 4 мая. Что можно есть в Великий пост Великий пост считается самым сложным из четырех христианских постов. Но важно помнить, что все ограничения в первую очередь касаются людей, посвятивших свою жизнь церкви. Мирянам, то есть тем, кто не принимал монашеский постриг, можно не так строго придерживаться всех запретов. В Великий пост допустимо есть: овощи; зелень; ягоды; сухофрукты; фрукты; орехи; бобовые; крупы; грибы; мед; соленья и маринады; кисели и компоты; любые хлебобулочные изделия, при приготовлении которых не использовали яйца и молочные продукты. Важно: рыбу и морепродукты разрешается есть лишь два раза за весь пост — на Благовещение 7 апреля и в Вербное воскресенье 28 апреля.
В храмах освящают пасхальную еду, а затем смотрят на схождение благодатного огня. Почему в Великий пост нельзя жениться Кроме ограничений в еде, во время Великого поста христиане придерживаются строгих правил и отходят от обычного образа жизни. В период Великого поста не празднуют свадьбы и венчания. Супруги воздерживаются от интимной близости. В пост не веселятся, не посещают увеселительные мероприятия. На самом деле уже мало кто знает, почему существует запрет, но все уверенно утверждают, что нельзя. Свадьба в пост — грех, который не прощается. За нарушение церковных традиций жизнь молодоженов не сложится, брак не будет счастливым. Даже те, кто ни разу не был в церкви, стараются придерживаться общепринятых стандартов. И только самые смелые решаются жениться в пост. Откуда взялись суеверия, придерживаться ли запретов, стоит разобраться. Все важные события происходили с разрешения священников. В определенные дни нельзя было свататься, заключать брак. Влюбленные становились мужем и женой после венчания в церкви. Когда это можно было сделать, говорили церковнослужители. Однозначно не проводили свадебных церемоний в дни поста.
Каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней земной жизни Иисуса Христа, поэтому каждый день наделен особым смыслом. Церковь особо чтит дни Страстной седмицы, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков. Строгий пост в этот период соблюдают, чтобы духовно подготовиться к Пасхе. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, в храмах не проводят венчания и крещения — все обряды посвящены только подготовке к Христову Воскресению, Пасхе. Великий понедельник Первый день Страстной Седмицы. Этот день связан с патриархом Иосифом, который является прообразом Христа. В Великий понедельник обычно принято начинать готовить дом к празднику Пасхи, убираться. Хозяйка должна обязательно протереть все стекла в доме, чтобы через них вошел солнечный свет и даровал счастье живущим. В Великий понедельник разрешено есть только хлеб, фрукты и овощи, мед и орехи. Великий вторник В Великий вторник вспоминаются притчи Христа. Заканчивают всё то, что связано с рукоделием. Завершают шитье, вязание, глажку. Если на Великий вторник идет дождь, то в этот год уродится много грибов. Чтобы животные не болели, их нужно умыть талым снегом. Во вторник можно есть сырую пищу без масла.
От работы в Рождественский пост лучше не отказываться, но и планировать ее нужно так, чтобы она не мешала ежедневной молитве, соблюдениям норм постничества и покаянию. Рождественский пост требует от верующих людей причащения, на которое православный человек должен решиться сам, опираясь на свою духовную подготовку. Обязательно в этот период нужно ежедневно молиться не только дома, но и в церкви, посещать службы, говорить со священнослужителями, если в душе возникли тяготы и сомнения. Важно в пост содержать свой дом в чистоте, ежедневно наводить порядок, чтобы не было никакого грязи или мусора. Внешние недостатки жилища в таком случае не будут формировать, а значит не будут тревожить душу человека заботами лишний раз. Существует традиция отказываться на время постов от супружеской близости, поэтому зачинать ребенка в Рождественский пост не стоит. Не стоит в этот период совершать какого-либо зла, таить на кого-то обиду, вынашивать планы отмщения, вредить кому-либо морально и физически. Нельзя в период поста употреблять любой алкоголь, кроме вина, а также злоупотреблять вредными привычками, например, курением.
Великий пост 2024 года: Календарь питания по дням
18 марта у православных начался Великий пост. Каждый год россияне спорят, что можно есть и делать в это время, а что нельзя. Во время поста многие люди задаются вопросом, что можно есть, а что нельзя. Великий пост у православных в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Во время поста есть ограничения на употребление в пищу мяса, молочных продуктов, даже растительного масла, а вот на вино как такового запрета нет. В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно.
Что можно и что нельзя делать в Великий пост?
Также запрещено есть кровяную колбасу и другие продукты, которые делаются с использованием крови. Такой запрет связан с тем, что в Святом писании говориться - в крови животных находится душа. Ни в коем случае нельзя есть плоть животного вместе с его душой. Если же человек будет употреблять в пищу кровь животного, он приобретет лик того животного, чью кровь съел. К нечистому мясу относят: дохлых животных без выпущенной крови , раков, конину, крабов, рыбу без чешуи, кроликов, зайцев, жареную кровь зверей и птиц. Но вместе с тем, нечистое мясо не запрещено есть во время нужды или голода.
Почему нельзя есть крольчатину, конину, зайчатину?
Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии. Рецепты Календарь питания на Великий пост по дням: что можно и нельзя есть Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять.
Об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7. К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его. Скачать календарь Как правильно соблюдать Великий пост О духовной составляющей поста просто и лаконично рассказал на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. Лучше него и не скажешь. Учимся молиться. Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то.
Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия. Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем ещё хотя бы один день в будни. Фото: globallookpress. Учимся бороться с грехами. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить.
Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь.
Относительно свинины, здесь также не все так просто. В Библии на этот счет есть следующие слова Такое же предписание имеется и в Библии: «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь».
Второзаконие 14:8. Надо сказать, что все запреты в еде указаны в Ветхом Завете. В Новом же завете в послании Коринфянам апостола Павла есть такие «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её.
Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести».
Главная цель поста заключается в том, чтобы поменять свою жизнь к лучшему: изменить чувства, поскольку духовная природа человека неразрывно связана с физической, а состояние тела влияет на состояние души. Результатом поста должна стать глубокая перемена в человеческих мыслях: в его отношении к окружающим, мировоззрении и восприятии ценностей, в понимании того, что в мире непреходящее, а что — второстепенное. Каждый год даты начала и окончания Великого поста меняются. Согласно православным канонам, он начинается ровно за семь недель до Пасхи и длится 48 дней — до субботы, предшествующей Христову Воскресению. В 2024 году Великий пост начался 18 марта, а закончится 4 мая. Что можно есть в Великий пост Великий пост считается самым сложным из четырех христианских постов. Но важно помнить, что все ограничения в первую очередь касаются людей, посвятивших свою жизнь церкви. Мирянам, то есть тем, кто не принимал монашеский постриг, можно не так строго придерживаться всех запретов.
В Великий пост допустимо есть: овощи; зелень; ягоды; сухофрукты; фрукты; орехи; бобовые; крупы; грибы; мед; соленья и маринады; кисели и компоты; любые хлебобулочные изделия, при приготовлении которых не использовали яйца и молочные продукты. Важно: рыбу и морепродукты разрешается есть лишь два раза за весь пост — на Благовещение 7 апреля и в Вербное воскресенье 28 апреля.
Питание в Великий пост в 2023 году по дням
Что нельзя есть в Великий пост. Суть самого долгого и сложного православного поста – показать, что дух сильнее тела. Современный взгляд на пост: ограничения ради духовности. Сегодня православная церковь выделяет четыре главных многодневных поста – Великий, Рождественский, Петровский и Успенский. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Что можно и что нельзя есть в Великий пост. Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи.
О Великом посте
Важно подавать милостыню и помогать нуждающимся, подставлять руку помощи детям и другим страждущим. Поминать усопших в Рождественский пост не запрещено, но нужно делать это через церковные таинства: панихиду, молитву, постановку свеч. Если вы хотите устроить поминальную трапезу, то она должна быть постной. Обязательно в Рождественский пост нужно проявлять свою доброту и отзывчивость, примириться с врагами и недругами.
От работы в Рождественский пост лучше не отказываться, но и планировать ее нужно так, чтобы она не мешала ежедневной молитве, соблюдениям норм постничества и покаянию. Рождественский пост требует от верующих людей причащения, на которое православный человек должен решиться сам, опираясь на свою духовную подготовку. Обязательно в этот период нужно ежедневно молиться не только дома, но и в церкви, посещать службы, говорить со священнослужителями, если в душе возникли тяготы и сомнения.
Важно в пост содержать свой дом в чистоте, ежедневно наводить порядок, чтобы не было никакого грязи или мусора.
В уставе указаны лишь наиболее строгие правила и нормы, к соблюдению которых нужно стремиться всем верующим. Но мы живём в другом климате, нам доступны другие продукты, и здоровье у нас не древнемонашеское, поэтому для большинства людей будет полезнее ориентироваться на адаптированный вариант постного меню на неделю.
Неделя 1.
Цели поста: подчинение тела духу, то есть восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей — блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост — это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде.
Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский.
Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются. Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т.
Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи.
Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья.
Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.
Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения.
Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению.
Обязательно ли перед постом обращаться к священникам, просить благословения? Если кто-то не сможет по какой-то причине соблюдать предписанный устав — это нужно обговаривать со своим духовником. Приведу аналогию с тренером в спортзале: когда человек выбирает для себя нагрузку, он советуется с тренером и делает упражнения под его руководством для того, чтобы не взять слишком слабую нагрузку, которая не даст результата, но и не сделать слишком сильную, которая может привести к тому, что человек просто надорвется. Для кого необходимо строгое соблюдение поста?
Поэтому если человек принимает Крещение и жизнь по заповедям, то пост для него обязателен, но в той нагрузке, которую он может понести — для этого, как я уже говорил, нужно обратиться за советом к духовнику. И нужно понимать, что отказ от пищи — это только одна часть поста. Вторая часть — нужно усилить молитву и добрые дела. Без молитвы и добрых дел пост — это просто голодовка, которая только озлобляет человека. Поэтому обязательно не только воздерживаться от тяжелой пищи, чтобы пребывать в ясном уме и доброй памяти, но и усилить молитвы и добрые дела, обязательно подготовиться к исповеди, причастию, начать читать священнописание, то есть сосредоточиться на духовных делах. Что бы вы посоветовали тем, кто планирует поститься впервые?
В среду и пятницу отказаться от мясной пищи и свой первый пост провести именно в таком режиме. Если у кого-то позволяет здоровье, то по совету священника выбрать для себя другую необходимую меру поста. Что если нет сил и возможности соблюдать весь пост? Не то что вот сейчас мы сконцентрировались, три дня не поели, а потом не можем три недели в себя прийти — так не нужно, лучше ежедневно понемногу воздерживаться в еде.
В какие дни Великого поста – 2024 можно есть рыбу?
Продукты, которые нельзя есть в пост. Православному христианину нужно отказаться от продуктов животного происхождения. Конкретные списки продуктов, которые разрешено или запрещено есть во время поста, зависят от дня недели. В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. В период Великого поста нельзя злоупотреблять алкогольными напитками, однако в Вербное Воскресенье разрешается выпить один бокал красного сухого вина. Христианская религия допускает употребление в пищу мяса, молока и рыбы, но при условии, что приверженец поста будет съедать их в отведенные дни и в ограниченном количестве.
Постные продукты и примерное меню того, что можно кушать в пост (строгий и нестрогий)
Что можно и нельзя делать в Великий пост — 2024. Пост накладывает определенные ограничения не только на привычки в еде, но и на образ жизни. читайте в материале «Царьграда». Что же можно есть и от чего отказаться в Страстную неделю Великого поста? Религия - 18 марта 2024 - Новости Москвы - В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости.