В российской части программы прозвучат "Камаринская" Михаила Глинки и сочинения Петра Чайковского: Серенада для струнных и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Камаринская. 36. Слушать онлайн Скачать На звонок. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.
Чайковский Камаринская. исп.Ксения Макашева.
Чайковские новости, новости Пермского края, а также важные события в стране и мире. Традиции русской академической музыки в программе концерта в филармонии будут представлены знаменитой «Камаринской» Михаила Глинки и сочинениями Петра. Бесплатно скачать или слушать онлайн песню Kamarinskaya исполняет Оркестр народных инструментов имени Н. П. Осипова, в формате mp3 в хорошем качестве. Пётр Чайковский в mp3 бесплатно, видеоклип в один клик. Впервые Чайковский упоминает о своем намерении сочинить сборник детских пьес 26 февраля 1878 года в письме к своему издателю, находясь во Флоренции. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс.
«Камаринская» П. И. Чайковского в исполнении Святослава Колобанова
Боцяновский В. Князь В. Василенко О. Своеобразие филантропической и просветительской деятельности В. Глинка М.
Полное собрание сочинений. Дымова И. Фольклорные текстовые истоки музыкальных тем «Камаринской» М. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им.
Чайковского, 2015. Зайцева Е. Инсарский В. Общество посещения бедных Санкт-Петербург, 1847—1854.
Истомин И. Глинка: тайны творчества, проблемы интерпретации. Материалы Международной научной конференции к 210-летию со дня рождения М. Глинки: сборник статей.
История русской музыки. Хронологическая таблица. История русской музыки: в 10 томах. Леонтьев К.
Как надо понимать сближение с народом? Погодиной, 1881. Линёва Е. Великорусския песни в народной гармонизации, записаны Е.
Мартемьянов Т. Одоевский В. Протопопов В. Путята Н.
Заседание Общества любителейроссийской словесности, 13 апреля 1869 года. Пушкарёв Л. Что такое «менталитет»? Рогачёв С.
Образная карта России. Санкт-Петербургские ведомости. Серов А. Избранные статьи.
Михаил Иванович Глинка. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика. Журнал литературный и политический, издаваемый семейством М. Южно-русский литературно-ученый вестник.
Раздел XVI в этом номере отсутствует сквозная нумерация страниц. Соколов В. Российский менталитет и исторические пути Отечества. Записки социолога.
Стасов В.
А вообще, как-то н... Главное, не впадать в панику, если прогноз не совсем положительный, а просто постараться подготовить себя. Гадание простое, выбираю одну из четырех карт и п...
Традиции русской академической музыки в программе концерта в филармонии будут представлены знаменитой «Камаринской» Михаила Глинки и сочинениями Петра Чайковского: прозвучат Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и Серенада для струнных. Иранская музыкальная культура будет представлена сочинениями Самина Багчебана — композитора XX века, выпускника Тегеранской консерватории, получившего образование также в Государственной консерватории Анкары: прозвучат пьесы для струнного оркестра «Руины» и «Солнце». Для музыкального стиля Багчебана характерно использование мифологических сюжетов и народных мелодий.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
Пётр ильич чайковский детский альбом 13 камаринская
П.И.Чайковский "Камаринская". Денис Кириллов - YouTube | Пётр Чайковский в mp3 бесплатно, видеоклип в один клик. |
П И Чайковский. Камаринская, исп. Юрий Просвирнин | ский "Камаринская". Возрастные группы: Нет. «Детский альбом». Скачать: Audio icon kamarinskaya_3. Источник. 20.06.2018 14:47. |
Камаринская (Из Детского альбома, соч. 39) | ский Камаринская из Детского альбома Исп. |
Слушаем "Камаринская" П.И.Чайковский | Смотрите 64 онлайн по теме танец камаринская картинки. |
чайковский детский альбом камаринская (найдено 64 песни)
Скачать II. ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ – П. Чайковский. Камаринская. | До П. Чайковского "Камаринскую" написал М. Глинка (у П. Чайковский есть яркое высказывание об этом произведении М. Глинки). |
«Камаринская» П.И.Чайковский. Репетиция перед академом 28.11.23 - Смотреть видео | По страницам "Детского альбома" ского 24. |
Похожие ролики из нашего каталога
- Скачать II. ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ – П. Чайковский. Камаринская.
- Детская школа искусств №14 - Варвара Закалина играет «Детский альбом» П.И. Чайковского
- Горяинова Анна/ Фортепиано/ П.И.Чайковский «Камаринская» | ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ - смотреть бесплатно
- Похожие ролики из нашего каталога
- Детский альбом, соч. 39: No. 13, Камаринская слушать онлайн на Яндекс Музыке
- Слушаем "Камаринская" П.И.Чайковский
Камаринская
7 мая музыканты Вятского симфонического оркестра имени Раевского дистанционно исполнили часть пьесы Петра Чайковского «Камаринская». Как мы видим, автор музыки «Русского скерцо “Камаринская”» самым решительным образом противостоял тенденции толковать его опус с позиций какой-либо литературной программы, а. Слушать песню Чайковский – Камаринская онлайн или скачать mp3 в хорошем качестве 320 kbps на телефон (андроид, айфон) вы можете на сайте Март 'Песнь жаворонка'. 39: No. 13, Камаринская (Михаил Плетнёв исполняет Чайковского 2017).
Ритмический картинки камаринская (25 фото)
Традиции русской академической музыки в программе концерта в филармонии будут представлены знаменитой «Камаринской» Михаила Глинки и сочинениями Петра Чайковского: прозвучат Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и Серенада для струнных. Иранская музыкальная культура будет представлена сочинениями Самина Багчебана — композитора XX века, выпускника Тегеранской консерватории, получившего образование также в Государственной консерватории Анкары: прозвучат пьесы для струнного оркестра «Руины» и «Солнце». Для музыкального стиля Багчебана характерно использование мифологических сюжетов и народных мелодий.
Гармоника, балалайка и фортепиано — это музыкальные инструменты. Слайд 6 Композитор Чайковский передал весёлый, задорный характер русского народного танца «Камаринская». Слайд 7 Слушая музыку, мы как будто видим, как танцуют деревенские девушки и парни. Слайд 8 «Камаринская» исполняется на фортепиано, но мы слышим, как звучат русские народные инструменты - балалайка, а потом гармоника.
Если это произошло, просьба сообщить об этом, указав ссылку на видео. Иногда видео нельзя скачать напрямую в подходящем формате, поэтому мы добавили возможность конвертации файла в нужный формат. В отдельных случаях этот процесс может активно использовать ресурсы компьютера.
Как скачать видео "Камаринская "Детский альбом" Чайковский" на телефон? Вы можете скачать видео на свой смартфон с помощью сайта или pwa-приложения UDL Lite. Как сохранить кадр из видео "Камаринская "Детский альбом" Чайковский"?
Историческая волна искажений тем более затронула «Камаринскую» Глинки, что текст самой народной песни продолжал изменяться. Литературное направление, сменившее «натуральную школу», много позднее названное «критическим реализмом», послужило стимулом для переделок стихотворного текста «Камаринской» в аспекте социального обличения и даже политической агитации17. Нагрузка смысловых ассоциаций, возлагаемая на публику при восприятии опуса Глинки, стала совсем уж непомерной, а в мифе о его «Камаринской» все более обнажались противоречия, причем период отчетливо выраженного кризиса пришелся уже на середину XX века.
Тенденция исполнительского переосмысления «Камаринской» Глинки с позиций «народно-патриотического символа» среди прочего нашла выражение и в значительном увеличении дирижерами — особенно Н. Головановым — числа оркестровых музыкантов, что по чисто формальным признакам вроде бы и не противоречило нотному тексту, но сообщало звучанию качество гипертрофированно выраженной эпической монументальности18. Ажурно выстроенная оркестровая пьеса в подобных интерпретациях как бы обрушивалась под собственной тяжестью. Разумеется, это никак не соотносилось ни с тончайшим музыкальным замыслом сочинения Глинки, ни с его идеей опоэтизированной символики в соединении свадебного и плясового мотивов. Исправить таковое положение нельзя лишь простой констатацией фактов. Здесь требуется преодоление инерции научного и художественного мышления.
При всей тщательно разработанной в современной музыкальной фольклористике методологии, лишь в последние годы появились отдельные работы, посвященные плясовой «Камаринская» с картами бытования текстовых версий, таблицами текстовых вариантов19. Проблема времени ее возникновения, вопрос о месте ее зарождения решен отнюдь не в музыкознании, а в области географической культурологии, отчего далекими от музыки исследователями — географами и краеведами — допущены погрешности в датировках. Начало распространения песни ученые относят к периоду вторжения Лжедмитрия I и восстания Ивана Болотникова, а некоторые из них указывают даже на эпоху Ивана Грозного20. Но рассмотрение ладовой структуры вторящей западноевропейским стереотипам диатонических секвенций не позволяет всерьез говорить о столь давних исторических периодах. Вероятнее всего, мелодия и текст принадлежат началу XVIII столетия или даже еще более позднему времени, хотя сюжетные истоки песни, несомненно, восходят к «смутным временам». Чаще всего герой песни подвергался осмеянию в остросатирических припевках и дразнилках, но и сам мог осмеять кого угодно, обличить барыню в разврате, более того — не платить оброк барину, отказаться от повиновения начальству, даже переметнуться к врагу или вступить в шайку разбойников.
По-видимому, именно отсюда проистекает непредсказуемость образных метаморфоз и сюжетных поворотов, свойственных этой песне, которая много раз исторически видоизменялась и представала в самых разных обличьях, как в ее чисто фольклорном бытовании, так и при цитировании в сочинениях русских и западноевропейских композиторов XVIII—XIX столетий. В силу всего сказанного широчайший образный диапазон как реально осуществленных, так и потенциально возможных академически-научных и популярно-публицистических толкований тех музыкальных опусов, которые прямо или же опосредовано связаны с песней «Камаринская», непременно требует при обращении к сочинению Глинки самого жесткого ограничения в методике исследования и строгой исторической локализации материала. Иначе суждение об этом шедевре будет трудно отделить от повсеместно бытующих и давно утвердившихся мифологических напластований. Главное из таких ограничений, раскрывающее закономерную и вместе с тем парадоксальную связь индивидуально-личностных восприятий музыки с областью психологии, может быть выражено тезисом, который для нас соединяет принципиальные этические предпосылки с критериями эстетики: подлинный смысл истинно великих произведений искусства определяется не монументальной масштабностью их воплощения и не внешними социально значимыми установками, но соразмерностью их строя человеческому сердцу. В подобном ракурсе наиболее отчетливо выявляются и психологические мотивы, иначе говоря, глубинные причины выбора композитором народных мелодий, определения жанровой направленности, музыкальной структуры и музыкальной драматургии произведения, а также его подсознательной или осознанной ориентации на предполагаемый состав слушателей — российских либо западных, самых простых либо просвещенных. Обратившись к песне «Камаринская», Глинка взял в качестве исходного материала самую популярную в Европе русскую плясовую тему, что говорит о расчете композитора на исполнение его пьесы как в России, так и на Западе.
Выбор песни свидетельствовал и о желании композитора сочинить пьесу, «равно докладную знатокам и простой публике». Вот далеко не полный список камерно-инструментальных и оркестровых западноевропейских сочинений, где она использовалась: Дж. XIX: 4 — Andante cantabile for mechanical organ, 1796 ; Д. Каватина и рондо для скрипки с оркестром на темы русских песен 1808 ; И. Финал «Air russe» Сонаты F-dur ор. Вариации A-dur на оригинальную тему для фортепиано ор.
Также обращает на себя внимание факт отсутствия почти во всех пьесах заголовка русской плясовой. Ведь название «Камаринская» ничего не говорило западноевропейским музыкантам и не вызывало у них абсолютно никаких текстовых ассоциаций. Сама же музыка в образно-национальном плане, с одной стороны, отвечала характеристической задаче воспроизведения веселой славянской пляски, а с другой стороны, была легко воспринимаемой для их слуха с точки зрения соответствия ритма и гармонического склада всем музыкальным стереотипам европейского мышления. У русских композиторов конца XVIII и первой половины XIX столетия схожая тенденция выражалась в обращении к ритмическим и мотивным вариантам мелодии как к суммированному воплощению ключевых признаков русской пляски вообще. Самыми лучшими подтверждениями тому служат вариации И. Хандошкина и А.
Алябьева на темы совсем других песен «При долинушке», «Ах, талан ли, мой талан», «Во саду ли, в огороде» , каковые лишь в отдельных орнаментально-фигурационных — и по большей части секвенционных фрагментах — сближались с ритмами «Камаринской»23. Целенаправленная локализация материала, ограниченного сочинениями только предшественников и современников Глинки, помогает также уточнить, какая же конкретно тенденция образного, жанрового и музыкально-драматургического осмысления плясовой песни «Камаринская» преобладала в ту эпоху в области профессиональной музыки и насколько основоположник русской классической композиторской школы следовал ей, как поддерживая сложившуюся традицию, так и обобщая ее достижения, а помимо того — во многом выходя далеко за ее пределы. Названная проблема отнюдь не является новой: в середине XX столетия она была многосторонне осмыслена в капитальном труде В. Однако мы намерены здесь продолжить изыскания ученого в еще одной, не затронутой им плоскости, останавливаясь на особенностях музыкальной драматургии и расширяя проблематику жанровых истоков этого сочинения. Панорамное рассмотрение названных нами выше пьес с использованием интервально-интонационных и ритмических формул песни «Камаринская» показывает, что подавляющее большинство из них было написано не просто в форме вариационных циклов. Образный строй таких сочинений чаще всего соотносился со свободной манерой виртуозных вариаций, каковые во времена наступающего романтизма приобретали наклонение, весьма характерное для категории «opus brilliant», все более сближаясь с инструментальными или же оркестровыми жанрами развернутого скерцо и даже каприччио.
Исследователь камерно-музыкального исполнительства И. Наиболее показательными и устойчивыми признаками художественных образов и музыкального развития в этом жанре — добавил вслед за тем ученый — нужно назвать «полет фантазии» и «игру трудностями», которые преодолеваются с непостижимой для слушателей легкостью24. Здесь важно отметить, что в произведениях подобного рода эффектное преодоление сложностей инструментального произведения без видимых для публики усилий относится не только и не столько к разряду проблем техники музыкантов-исполнителей, сколько к плоскости собственно художественных задач, которые определяют самую суть музыкального образа. Характерно романтический синтез всех названных выше стилистических и жанровых тенденций нашел яркое воплощение в одном из лучших для русской музыки того времени произведений — «Камаринской» Дж. Фильда точное время сочинения неизвестно, однако нотный текст — не исполнимый на рояле без специальной третьей педали «органного пункта» и без механики двойных репетиций — говорит о середине 1820-х годов 25. Уже в ранний период творчества Глинки это сочинение — с непривычно смелыми для тех времен нюансами элегантной капризности и с типичными для жанра скерцо оттенками шутки и легкого поддразнивания — вдохновило молодого композитора на создание жанрового аналога, каковым стало его «Каприччио на русские темы» для фортепиано в 4 руки 1834.
В отличие от ирландского музыканта, его ученик — русский композитор — сразу же поставил перед собой более сложную задачу: в процессе вроде бы непринужденного варьирования добиться органичного согласования друг с другом трех контрастных мелодических мотивов, восходящих к протяжной рекрутской, шуточной плясовой и свадебной хороводной песням26.
Похожие треки
- Сообщить о неприемлимом контенте
- - актуальное видео - видео
- Сообщить о неприемлимом контенте
- Горяинова Анна/ Фортепиано/ П.И.Чайковский «Камаринская» | ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ
- 2021-2022 учебный год.
Петр Ильич Чайковский
Живопись. Всё живописное, что понравилось. | Главная Топ видео Новости Спорт Музыка Игры Юмор Животные Авто. |
Камаринская Детский альбом Чайковский смотреть видео онлайн | Детский альбом: Камаринская Михаил Плетнёв. |
Камаринская (Из Детского альбома, соч. 39)
Бесплатный сервис для хранения и публикации мультимедийных файлов на интернет-сайтах, форумах, в блогах и дневниках. Главная» Новости» Дк молодежи чайковский афиша. Чайковский — все новости по теме на сайте издания Авария, в которой погиб мотоциклист в Чайковском 13 сентября, попала на видео. Детский альбом: Камаринская Михаил Плетнёв. Камаринская. 36. Слушать онлайн Скачать На звонок. До П. Чайковского "Камаринскую" написал М. Глинка (у П. Чайковский есть яркое высказывание об этом произведении М. Глинки).
Пётр Ильич Чайковский, Полина Осетинская - Детский альбом, соч. 39: No. 13, Камаринская
Чайковский - прослушайте и не мямлите, что не расслышали чайковский-камаринская скачать мр3 Наш сайт счастлив тому, что вы зашли на наш сайтег. Вы, вероятно, заинтересованы симфонией Детский альбом Op. Екатерина Мельникова в игре П. Чайковский, потому что именно эта симфония находится у нас.
Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, очень грациозный, изящный, задорный. В Италии распространён испанский народный инструмент - кастаньеты. Они представляют собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в форме раковины и связанных шнуром.
Кастаньеты звучат очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер, щёлкающий, яркий звук, немного напоминает звучание деревянных ложек. Например, аккомпанемент в Неаполитанской песенке напоминает звучание кастаньет и перезвон гитары. Венеция — прекрасный итальянский город с множеством каналов, старинных зданий и… уличных музыкантов. По вечерам к гостинице, где жил Пётр Ильич, подходил шарманщик с маленькой девочкой. Он усталой рукой вертел ручку шарманки и пел вместе с ней красивые песни. Одна из них очень понравилась Чайковскому, и он взял за основу своей пьесы этот итальянский венецианский мотив.
Шарманщик поет 9. Старинная французская песенка Во Франции Чайковский тоже узнал много интересного. Гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, он вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. У открытого окна пела женщина. Чайковский подошел к ней и спросил: «Скажите, пожалуйста, какую песню вы поёте?
Она мне очень нравится». Очень давно ещё в 16 веке её пели трубадуры». Грустный и неторопливый напев напоминал старинную балладу. Чайковский поблагодарил женщину и пошел дальше. Вернувшись на родину, Петр Ильич вспомнил эту песню, написал пьесу «Старинная французская песенка» и включил её в «Детский альбом». Здесь композитор познакомился с мелодиями жителей Альп.
Их своеобразие заключалось в мелодических скачках, которые исполнялись фальцетом. Называются такие мелодии и скачки в них «йодлями».
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
Будут исполнены его пьесы для струнного оркестра "Руины" и "Солнце". После выступления в Петербурге музыканты дадут концерт в тегеранском The Vahdat Hall - на главной академической площадке столицы Ирана.
Петр Ильич Чайковский
Следующие три пьесы «Детского альбома» 11,12, 13 раскрывают народную линию и ее можно даже назвать своеобразной «русской сюитой». Все три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит и в них Чайковский использует один и тот же прием развития — вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству. Сменяет русскую тему чешский народный танец 14 «Полька». Он звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла. В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов. Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке.
Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке. Неслучайно предпочтение автор отдает именно итальянским, ведь как раз осень и зиму 1877-1878 годов он проводит в путешествии по европейским городам, в частности, Чайковский посещает Италию. Из Милана он пишет Н. Любопытно, что «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» и даже в некотором смысле «Старинная французская песенка» объединены одной идеей. Все они напоминают звучание шарманки. Эти впечатления у маэстро сохранились еще с самого детства, когда его отец привез из Петербурга механический орган.
Благодаря этому устройству, Чайковский смог познакомиться с произведениями великих композиторов. Не обошлось в «Детском альбоме» и без сказок, их тут две, а вместе с пьесой «Сладкая греза» они образуют сказочно-мечтательную линию. Сказочный образ, раскрытый в пьесе, выражен при помощи гармонического языка и музыкально-выразительных средств. В целом музыка звучит очень настороженно. Колдунья стремительно проносится мимо слушателей. Музыка звучит резко, с характерными «выкриками» Бабы-Яги и «свистом ветра». С помощью музыкально-выразительных средств Чайковскому удалось очень точно охарактеризовать этот сказочный персонаж.
Пьеса «Сладкая греза» носит спокойный, мечтательный характер.
Обучающиеся, родители и гости познакомились с «Детским альбомом» П. В нём собраны музыкальные пьесы для детей. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили давно, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора.
Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колесиках, но девочкам, так же, как и сейчас, дарили красивых кукол в длинных бальных платьях. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к П. Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.
Пётр Ильич Чайковский жил в те далёкие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и для детей его возраста интересным. И сейчас дети, которые учатся в музыкальных школах, обязательно играют пьесы из «Детского альбома». Этот альбом стал настолько популярным среди музыкантов, что многие пьесы переложили и для других инструментов, даже для голоса.
Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли. Ведущая концерта преподаватель теоретических дисциплин Акулина Елена Вячеславовна рассказывала про каждое произведение, а обучающиеся музыкального, хореографического отделений и преподаватели исполняли прекрасную музыку. Утреннее размышление Представьте. День только начинается.
Впереди множество разнообразных событий — веселых, грустных, серьезных и приятных. Хорошо остаться наедине с собой, привести в порядок свои мысли, вслушаться в себя. Неторопливо и светло звучит музыка, как напутствие автора перед дальней дорогой. Марш деревянных солдатиков Игрушечный марш.
Деревянные солдатики шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Вальс Звуки вальса тихонько коснулись души, В глубину всех сердец незаметно проникли. Пригласить свою даму на танец спеши, Пусть сердца закружат в зачарованном ритме. Мазурка Блестящий, помпезный танец, пришедший в Россию из Польши.
У композитора художественный замысел тяготел к «почвенности идеи», а у слушателей на передний план восприятия выступала «идея почвенности». Приведенная словесная инверсия замыкала идейную сторону этого сочинения в рамках смысловых круговращений патриотической символики. Начало этому процессу положил человек редчайшей художественной эрудиции — В. Одоевский, который не только побудил находившегося тогда в Варшаве автора изменить заголовок на «Камаринскую» а, скорее всего, просто поставил Глинку перед уже свершившимся фактом.
Ранее, в статье об опере «Жизнь за Царя» 1836 Одоевский отмечал, как русская мелодия в партитуре «возвышена до трагического стиля». Равным образом и 14 лет спустя 1850 столь же тонко характеризовал образный строй «Русского скерцо». Такой концепции отчасти противостоял А. Тем не менее процесс мифотворчества и после кончины Глинки пошел в соответствии с наметившейся закономерностью.
Любые похвалы гениальной музыке перетолковывались публицистами и воспринимались читателями лишь с точки зрения торжества «идеи почвенности» как таковой. В результате задача осмысления «почвенности идеи» — истоков художественного замысла, особенностей образного строя и музыкальной драматургии сочинения — либо рассматривалась в загодя определенном ракурсе, либо вообще исчезала. Тенденции подобного рода выявились тогда в трудах даже выдающихся мыслителей, не говоря уже об усредненном мнении большинства слушателей. Последний раз Серов привел еще один вариант перифразировки слов Глинки в труде «Очерк исторического развития музыки вокальной и музыки инструментальной» 1864 : «Истинно-народные песни своею характерностью, богатством и свободою своих типических мотивов составляли всегда и составляют драгоценнейший родник для композиторов-художников.
Независимо от того, является приписываемая Глинке фраза апокрифом или же нет, сам Серов в контексте своих работ выражал названную мысль с замечательной глубиной и редкой для тех времен научной прозорливостью, утверждая тезис или даже закон органичной целостности любой национальной художественной культуры с взаимозависимостью всех ее компонентов. Первый из памятных концертов 8 марта 1857 года состоялся в Дворянском собрании Санкт-Петербурга сразу по получении известия о смерти Глинки15. Второй — под управлением М. Третий — закрепил традицию проведения концерта в день открытия памятника Глинке в Смоленске 20 мая 1885 года 16.
Расхождение авторского замысла с восприятием музыки «Камаринской» различными поколениями слушателей усиливалось еще несколькими обстоятельствами. История отечественной художественной культуры ясно показывает, что в каждую эпоху с ее преобладающим стилем — будь то классицизм, романтизм а с наступлением XX столетия и неофольклоризм — многие композиторы и современные им толкователи музыки искренне полагали, будто именно их принципы обработки и осмысления фольклорного материала приведут или уже привели к полному слиянию с народной традицией. И хотя при смене стилистических критериев неизменно обнаруживалась ограниченность такой позиции, но следующее поколение музыкантов по-прежнему склонялось к убеждению, что теперь уже наконец найдены или вот-вот будут найдены средства адекватного отображения профессиональным искусством коренных свойств песенного и танцевального фольклора. При переходе от одного периода к другому менялось толкование тех популярных сочинений, в которых цитировались народные мелодии; вдобавок на их восприятие влияла не только концепция почвенности искусства, но и воздействовал политический призыв «Идти в народ!
Под таковым «хождением в народ» в сфере искусства подразумевались обычно не задачи просвещения, не сближение с народом, а мировоззренческий принцип: находить в проявлениях крестьянской художественной культуры некий универсальный на все времена идеал, коему необходимо следовать и выбирать его в качестве отправной точки для любых видов творчества. Историческая волна искажений тем более затронула «Камаринскую» Глинки, что текст самой народной песни продолжал изменяться. Литературное направление, сменившее «натуральную школу», много позднее названное «критическим реализмом», послужило стимулом для переделок стихотворного текста «Камаринской» в аспекте социального обличения и даже политической агитации17. Нагрузка смысловых ассоциаций, возлагаемая на публику при восприятии опуса Глинки, стала совсем уж непомерной, а в мифе о его «Камаринской» все более обнажались противоречия, причем период отчетливо выраженного кризиса пришелся уже на середину XX века.
Тенденция исполнительского переосмысления «Камаринской» Глинки с позиций «народно-патриотического символа» среди прочего нашла выражение и в значительном увеличении дирижерами — особенно Н. Головановым — числа оркестровых музыкантов, что по чисто формальным признакам вроде бы и не противоречило нотному тексту, но сообщало звучанию качество гипертрофированно выраженной эпической монументальности18. Ажурно выстроенная оркестровая пьеса в подобных интерпретациях как бы обрушивалась под собственной тяжестью. Разумеется, это никак не соотносилось ни с тончайшим музыкальным замыслом сочинения Глинки, ни с его идеей опоэтизированной символики в соединении свадебного и плясового мотивов.
Исправить таковое положение нельзя лишь простой констатацией фактов. Здесь требуется преодоление инерции научного и художественного мышления. При всей тщательно разработанной в современной музыкальной фольклористике методологии, лишь в последние годы появились отдельные работы, посвященные плясовой «Камаринская» с картами бытования текстовых версий, таблицами текстовых вариантов19. Проблема времени ее возникновения, вопрос о месте ее зарождения решен отнюдь не в музыкознании, а в области географической культурологии, отчего далекими от музыки исследователями — географами и краеведами — допущены погрешности в датировках.
Начало распространения песни ученые относят к периоду вторжения Лжедмитрия I и восстания Ивана Болотникова, а некоторые из них указывают даже на эпоху Ивана Грозного20. Но рассмотрение ладовой структуры вторящей западноевропейским стереотипам диатонических секвенций не позволяет всерьез говорить о столь давних исторических периодах. Вероятнее всего, мелодия и текст принадлежат началу XVIII столетия или даже еще более позднему времени, хотя сюжетные истоки песни, несомненно, восходят к «смутным временам». Чаще всего герой песни подвергался осмеянию в остросатирических припевках и дразнилках, но и сам мог осмеять кого угодно, обличить барыню в разврате, более того — не платить оброк барину, отказаться от повиновения начальству, даже переметнуться к врагу или вступить в шайку разбойников.
По-видимому, именно отсюда проистекает непредсказуемость образных метаморфоз и сюжетных поворотов, свойственных этой песне, которая много раз исторически видоизменялась и представала в самых разных обличьях, как в ее чисто фольклорном бытовании, так и при цитировании в сочинениях русских и западноевропейских композиторов XVIII—XIX столетий. В силу всего сказанного широчайший образный диапазон как реально осуществленных, так и потенциально возможных академически-научных и популярно-публицистических толкований тех музыкальных опусов, которые прямо или же опосредовано связаны с песней «Камаринская», непременно требует при обращении к сочинению Глинки самого жесткого ограничения в методике исследования и строгой исторической локализации материала. Иначе суждение об этом шедевре будет трудно отделить от повсеместно бытующих и давно утвердившихся мифологических напластований. Главное из таких ограничений, раскрывающее закономерную и вместе с тем парадоксальную связь индивидуально-личностных восприятий музыки с областью психологии, может быть выражено тезисом, который для нас соединяет принципиальные этические предпосылки с критериями эстетики: подлинный смысл истинно великих произведений искусства определяется не монументальной масштабностью их воплощения и не внешними социально значимыми установками, но соразмерностью их строя человеческому сердцу.
В подобном ракурсе наиболее отчетливо выявляются и психологические мотивы, иначе говоря, глубинные причины выбора композитором народных мелодий, определения жанровой направленности, музыкальной структуры и музыкальной драматургии произведения, а также его подсознательной или осознанной ориентации на предполагаемый состав слушателей — российских либо западных, самых простых либо просвещенных. Обратившись к песне «Камаринская», Глинка взял в качестве исходного материала самую популярную в Европе русскую плясовую тему, что говорит о расчете композитора на исполнение его пьесы как в России, так и на Западе. Выбор песни свидетельствовал и о желании композитора сочинить пьесу, «равно докладную знатокам и простой публике». Вот далеко не полный список камерно-инструментальных и оркестровых западноевропейских сочинений, где она использовалась: Дж.
XIX: 4 — Andante cantabile for mechanical organ, 1796 ; Д. Каватина и рондо для скрипки с оркестром на темы русских песен 1808 ; И.
Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии.
Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой. Пьеса «Похороны куклы» имеет еще один подзаголовок, который дал сам автор — «В подражание Шуману».
По образному строю эта миниатюра очень похожа на «Первую утрату» Роберта Шумана из его «Альбома для юношества». Композитор со всей серьезностью отнесся к переживаниям ребенка, отобразив неподдельные чувства маленькой героини. Почему именно вальс?
Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости.
Стремительный польский танец «Мазурка» продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике. Вот только у Чайковского он носит более камерный характер, поэтому и первая тема пьесы спокойная, элегическая. Следующие три пьесы «Детского альбома» 11,12, 13 раскрывают народную линию и ее можно даже назвать своеобразной «русской сюитой».
Все три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит и в них Чайковский использует один и тот же прием развития — вариационный, который был свойственен именно народному исполнительству. Сменяет русскую тему чешский народный танец 14 «Полька». Он звучит очень весело, задорно и изящно.
Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла. В следующей сюжетной линии композитор представил песни разных стран. Тема путешествий была очень близка Чайковскому, ведь он посетил достаточно много стран и городов.
Очевидно, что все свои впечатления от многочисленных поездок он постарался воплотить в музыке. Все эти номера представляют из себя яркие, колоритные зарисовки. В них очень точно передал Чайковский итальянские, французские и немецкие черты в музыке.
Неслучайно предпочтение автор отдает именно итальянским, ведь как раз осень и зиму 1877-1878 годов он проводит в путешествии по европейским городам, в частности, Чайковский посещает Италию.