На 87-м году жизни в Москве скончался художник-авангардист, преподаватель и мистификатор Элий Михайлович Белютин, основатель знаменитой студии своего имени и участник легендарной выставки в Манеже 1962 года. Элий Белютин окончил художественный факультет Педагогического института. российский художник, педагог, теоретик искусства.
Эксперт Перченко сомневается в подлинности завещанной РФ коллекции Молевой
Это «фамильное увлечение» и желание, чтобы как можно больше людей имели возможность заниматься искусством, Элий Белютин пронес через всю жизнь. Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной школе Белютина. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, Элий Белютин создал так называемую модульную живопись, язык символов. В 1950 году Белютин начинает преподавательскую деятельность в Товариществе московских живописцев, с 1954 года руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина было связано более 3000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. В 1960-е годы произведения Элия Белютина экспонировались во Франции. В 1969-м Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 году избран членом Итальянской Академии современного искусства.
Проявил осмотрительность и Юрий Лужков, когда в бытность свою мэром Москвы отклонил предложение владельцев передать коллекцию в дар городу. Видимо, консультанты градоначальника здраво оценили все положительные и отрицательные стороны такого подарка. Сегодня любой серьезный российский коллекционер, пополняющий свое собрание, поинтересуется и именем, и репутацией эксперта, и провенансом вещи: громкие скандалы с подделками произведений искусства научили осторожности. Тем не менее о том, будет ли в отношении коллекции Белютина организовано полноценное комплексное искусствоведческое и технологическое исследование, ничего не слышно. Пушкина, где представлены эталонные произведения как раз тех авторов, которые, по словам владелицы, присутствуют в коллекции Белютина. Вопрос остается открытым. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность», среди выпускников которой можно назвать Нату Конышеву и Бориса Жутовского. В 1947 году окончил Московский художественный институт им. С 1950 года преподавал в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Отечественной войны, в Институте повышения квалификации художников-графиков, в Текстильном институте, в Полиграфическом институте. С 1954 года руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики. В 1962 году вместе со своими студийцами был участником выставки в Манеже, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, и стал одним из тех, кого обругал Никита Хрущев. В 1960-е произведения Белютина экспонировались во Франции. В 1969 году Итальянской академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 году художник был избран членом Итальянской академии современного искусства, ему была присуждена Премия Дженнаццано и золотая медаль международной Биеннале фигуративного искусства Италия. В 2001 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Сам Белютин основой своей методики называл педагогическую теорию П. Теория контактности исходит из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин переносит в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества [4]. Совместно с художниками «Новой реальности» 1962, ноябрь — «Таганская» выставка. Коммунистическая улица. ЦВЗ «Манеж». Совместно со студией «Новая реальность». Основная статья: Коллекция Белютина С 1870-х годов предки Белютина собирали старых мастеров.
Им невероятно повезло. На группу приехавших налетели басмачи, и старший из них обратил внимание на девочку с ребёнком. Он распорядился поместить их в своём доме — на женской половине мать, на мужской половине сына. И вот так они жили три года. Это было сильнейшее впечатление Элия Михайловича — что лучше басмачей нет людей. Их депортировали в 27-ом году, прожили они в этой семье до 31-го года. А когда Элию исполнилось пять лет — это одно из ярчайших его воспоминаний — хозяин дома, «ата», посадил его на ишачка, и, держа ишачка под уздцы, провёл по всей комнате, по всему жилищу. Это было посвящение в мужчины. После этого ему дали маленькую тюбетеечку, и он её хранил до конца. А в 31-ом году, когда наши начали зачистку Средней Азии, тот же хозяин дома сказал Лидии Михайловне: «Ты из Москвы, тебе надо пробираться обратно». Дали ей в дорогу каких-то лепёшек и отправили её с сыном. И через четыре месяца они до Москвы добрались. Когда стали оформлять документы, Лидия Ивановна сказала: «Я хочу, чтобы вы написали ребёнку национальность по отцу, он итальянец». В 1969 Итальянская Академия современного искусства присудила Белютину золотую медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение» Ей, конечно, ответили: «Да ты что, с ума сошла, его вышлют сразу! Пиши русский. И имя тоже дурацкое». И в паспорте написали имя Элиго — похоже на слух на Илиджио, но обозначает не святого, а «электрификация городов». А фамилию — Белютин. Это был 1931 год, а через десять лет 16-летний Элий ушёл добровольцем — 27 июня он уехал с эшелоном копать окопы под Москвой и спустя ещё две недели уже был в действующей армии. А в сентябре его представили к ордену Красной звезды — за то, что вывел из окружения 400 красноармейцев. Как он сам говорил, дело было не в героизме или в каких-то там особенных талантах — в тех местах, где шли бои, он годом раньше писал этюды. Знал все дорожки, тропинки и овражки — и вот по этим потаённым тропам всех и вывел. Потом были бои под Москвой, простреленное лёгкое, контузия, гангрена левой руки и его первые рисунки, сделанные с солдат непосредственно сразу после боя — он рисовал на обёрточной бумаге, которую он нашёл в разбитом сельпо. Почему Белютин пошёл защищать страну, которая так обошлась с его семьёй? Не потому, что был таким наивным человеком.
10 июня 1925 года родился Элий Михайлович Белютин.
10 июня 1925 года родился Элий Михайлович Белютин. | | Картина с мастер – класса студентов МИСиС по методике Белютина (апрель 2013 г.). Многие его участники вообще никогда не рисовали. |
Путину завещали работы художника, на которого Хрущев орал в Манеже - МК | Одной из самых фантазийных коллекций для меня оказалась коллекция художника и теоретика Элия Белютина. |
Новая реальность. Элий Белютин
- Элий Белютин. 95 лет. Интервью с Ларисой Смирных — Нижнетагильский Музей Изобразительных Искусств
- Могила Элего Белютина. 4 участок.: taksistka — LiveJournal
- Путину завещали работы художника, на которого Хрущев орал в Манеже
- Заказ билетов на сайте ГБУК ТОКГ
Элий Белютин. Формула времени
[Один из лидеров неофициального искусства] Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Копия с Рафаэля». Начал доставать эту коллекцию мой муж Элий Белютин, внук коллекционера, в 1949 году, уже после того, как вернулся с фронта и окончил аспирантуру. Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны. Предыдущий герой Элий (Елигий) Михайлович Белютин. Элий Белютин был одним из первых представителей русского абстрактного искусства.
Мастер, взбесивший Никиту Хрущева: личный архив и картины Элия Белютина
Художник Белютин Элий Михайлович | Элий Михайлович Белютин (1925–2012) – российский художник, педагог, теоретик искусства. |
Советские шестидесятники. Школа Элия Белютина «Новая реальность» и Эрнст Неизвестный | Элий Белютин старается писать так, как его учили, и мало чем отличается от многих других художников. |
Белютин Элий - работы в музее в Москве. Купить картину Белютина Элия – Музей АРТ4 | Этот скандал сделал Э.М. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. |
Элий Белютин - тот, кто изменил взгляд на искусство | | В 2012 году после смерти Элия Михайловича Белютина его вдова Нина Молева, историк, искусствовед, писательница, последняя в роду хранительница этой коллекции, завещала найденные ими с мужем картины. |
Элий Михайлович Белютин. Дети Войны. | Элий Михайлович Белютин скончался на 86-м году жизни. |
Элий Белютин. Формула Времени
Пскову великому от великого художника | – Первые картины Белютина тоже были куплены как предмет декора или все-таки у них появился другой смысл? |
белютин элий картины | Этот скандал сделал Э.М. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. |
В Твери откроется уникальная выставка работ художника-неформала Элия Белютина | 2012) - во второй половине 50-х создал студию "Новая реальность", в которой объединил художников-абстракционистов, которых не выставляли. |
БЕЛЮ́ТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. По мнению Белютина, искусство заключается в «обрушивании» картин на зрителя, передаче эмоционального накала. Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны. Белютин (Билютин) Элий Михайлович, Художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности». Полвека назад художник Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. [Один из лидеров неофициального искусства] Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Копия с Рафаэля».
Новая реальность. Элий Белютин
- Могила Элего Белютина. 4 участок.: taksistka — LiveJournal
- Могила Элего Белютина. 4 участок.: taksistka — LiveJournal
- Белютин Элий - работы в музее в Москве. Купить картину Белютина Элия – Музей АРТ4
- Элий Михайлович Белютин
Элий Белютин
Бумага, фломастер 42х31 Сапожников- М. Картон, темпера 50х79,5 Сапожников М. На пароходе. Бумага, гуашь 28,5х40,5 Сапожников М. Женщина в красном. Бумага, темпера70,2х40,5 Бодрова Г.
Бумага, цв. Картон, темпера 51х74 Бодрова- Г. Офорт 23,5х25,5 Корчёмки Л. Ночи Кабирии студия Э. Бумага, гуашь 42,5х59,5 Корчёмкин Л.
Картон, темпера 51,5х73 Корчёмкин Л. Н Грустная девушка в шубке студия Э. Бумага, сангина, карандаш 59,5х41,5 Шестаков А. Весенняя прогулка. Картон, масло 50х35 Шестаков А.
Курящий трубку. Картон, масло 48х42 Шестаков А. Жития Русского Севера. Холст, темпера, тушь 72х59 Коваленко И. Вечер на Енисее.
Холст, темпера 60х80 Коваленко И. Холст, смешанная техника 23х30,7 souzt. Хочу вам рассказать о новом событии. На прошлой неделе произошло довольно удивительное событие, по крайней мере, для тех, кто интересуется темами творчества, искусства, создания креатива. Впервые в свет выходит полная версия книги «Теория всеобщей контактности» известного советского и российского художника, педагога и философа Элия Белютина 1925- 2012 гг.
Это именно его картины стали объектом нападок генсека Хрущева на памятной выставке советского авангарда в Манеже в 1962 году. Одним из его наиболее значимых произведений стала теория всеобщей контактности, в которой он предлагает собственную методику создания креативного мышления, как в абстрактном искусстве, так и других, отличных от него направлениях. Только процесс рисования позволяет сделать видимым для всех ход человеческой мысли. Визуализация различных идей позволяет наглядно представить их элементы, установить совершенно неожиданные связи между ними. Методика Белютина позволяет активировать бездействующие и слабозадействованные участки мозга.
Многие его участники вообще никогда не рисовали. На основе этой теории была образована целая школа развития творческих возможностей человека «Новая реальность». Методика Белютина позволяла его ученикам на уровне подсознания генерировать креативные идеи, воплощающиеся как в созданных рисунках, так и в нестандартных и эффективных решениях в других областях. Известно, что применение теории всеобщей контактности в изобразительном искусстве дало начало более чем 20 новым мировым направлениям. На ее основе построены многие известные зарубежные практики.
Понятно, что после сноса бульдозерами манежной выставки шансов опубликовать работу в России у Белютина не было. В интернете есть лишь отдельные черновики и отрывки из нее. Еще одна самиздатовская книга существует только в печатном варианте. Публикация, которая ожидается на этой неделе, стала результатом огромного труда вдовы Белютина Нины Молевой. В ней, наконец, удалось объединить разбросанные по миру фрагменты в единую форму.
Наш труд украли американцы? В наиболее полном варианте во второй половине прошлого века труд Белютина был опубликован в Италии и США. Можно предположить, что именно теория всеобщей контактности стала основной так называемого «Project Zero», одного из масштабных проектов в мире по развитию творческого мышления человека, который начался в 60-х годах прошлого века в Гарвардском университете. Основные положения российского и американского проектов очень похожи. Теория, лежащая в основе «Project Zero», называется теория множественных интеллектов The Theory of Multiple Intelligences.
Ее автором считается один из самых известных американских мыслителей в сфере образования Ховард Гадрнер. Методики создания креатива в мире Вообще теме создания креативного мышления в мире сегодня стали уделять огромное внимание. В США и Канаде практически во всех ведущих университетах есть курсы по этому предмету. Причем они финансируются многими известными брендами такими как Visa, Pepsico и др. А Китай на одном из пленумов КПК два года назад вообще включил развитие креативности нации в число стратегических задач.
Внутренние проекты по развитию креатива открывают и крупные компании. Это и Google и Apple. Так, недавно корпорация Hyundai инициировала проект My Baby: Discover 2050. Это внутрикорпоративное соревнование дизайнеров, направленное на развитие креативного мышления и, в итоге, на создание необыкновенных автомобилей будущего. Проект Белютина возрождается в России В это году в России теория всеобщей контактности приобрела второе дыхание.
Основным инициатором проекта стала известный предприниматель Ольга Ускова которая также является заведующей кафедрой инженерной кибернетики , а также ряд учеников и последователей Элия Белютина. А также известные деятели культуры, науки и искусства. Смысл проекта заключался в популяризации методики развития креативного мышления Белютина в нашей стране. О результатах говорить еще рано, но уже точно можно сказать, что он заинтересовывает с каждым годом все больше людей. Например, когда такой мастер-класс проходил в июле на площадке МИСиС на Селигере, полил дождь, начался шторм, было объявлено по радио предупреждение о сборе в безопасном месте, но никто из ребят не ушел.
Рисовали под дождем! И никто не хотел уходить. Я лично знаю девушек, которые, не смотря ни на, что продолжали рисовать. Происходящее было интересно и захватывающе. Люди, собирались вокруг художников и спрашивали, где можно взять холст и краски.
При всей атмосфере и погоде у людей получились замечательные картины. Это действительно важно. Кстати, некоторые работы, выполненные на наших мастер — классах эксперты оценили в сотни тысяч рублей. Ссора» Часть первая: Абрамцевский гуру Я сижу и реву как ненормальная. По образованию и происхождению я математик из семьи математиков.
По призванию — купец первой гильдии, владелец заводов, газет, пароходов. Люблю строить, руководить, предпринимать. И вот со всеми этими задатками, бесконечно далекими от зыбкого и романтичного мира прекрасного, я вот уже полчаса кряду сижу и реву от избытка эмоций в комнате, хаотично заставленной картинами художников из группы Элия Белютина «Новая реальность». Я случайно попала в эту комнату. Однажды я решила подарить своему приятелю небольшую картину немецкого художника-абстракциониста.
Он воспринял подарок как-то вяло: «Наши лучше». Почему, какие именно «наши»? Именно там, на старой даче в «Поселке художников», где когда-то работала студия Элия Белютина, в оставшемся нетронутым хранилище картин я провела тогда полдня. Пыталась списать свое потрясение на женские гормоны и геомагнитный фон. Но прошли недели, а впечатление меня не отпускало.
А мне-то всегда казалось, что я человек просвещенный, да и в домашней коллекции хранятся два рисунка Серебряковой и инсталляция Джека Пирсона, от которых самое сильное впечатление получаешь, увидев сумму на чеке. Итак, констатируем: произошло чудо. Передо мной сенсация, клад, выход в новую реальность. Почему только сейчас? Почему не 50 лет назад?
Почему белое пятно в истории страны, в истории мирового искусства? Тогда я встретилась с коллекционерами Самвелом и Кариной Оганесян. Они познакомили меня с историей «Новой реальности», показали свою коллекцию работ Белютина и его учеников. У них я приобрела первые работы для собственной коллекции. О своей студии Элий Белютин мечтал с 1946 года.
Учившийся у Павла Кузнецова, Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Белютин впитал их понимание искусства как ремесла, требующего жесткого профессионализма, чуткой реакции на окружающий мир. Молодой и амбициозный художник загорелся не менее амбициозной целью — создать Академию искусств нового типа. Задача была вполне конкретная — воспитать художника с развитой способностью эмоционально и раскованно воспринимать окружающий мир и вследствие этого находить и разрабатывать изобразительные средства для выражения своего переживания. Новая Академия Белютина должна была предложить адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека, выработать сознательный подход к проблемам современного искусства. Элий Белютин и Нина Молева — замечательно талантливая пара.
Он — учитель, методист, художник, организатор, психолог, гуру. Она — жена, боевая подруга, менеджер, маркетолог, психолог, икона. Создание своей студии для того времени явление уникальное. Ни в СССР, ни на Западе не было аналогичного объединения художников, которые бы работали бок о бок по принципам артели Нового времени, имели четкую творческую методику и, что важнее всего, единого лидера. Тамара Тер-Гевондян «Натуральная композиция портрета» От идеи до ее реализации прошло восемь лет.
Когда открывались лагеря и впервые задул свежий ветер оттепели, вокруг Элия Белютина сформировался круг художников, готовых искать новые формы в искусстве. Началом существования студии «Новая реальность» можно считать 1954-й, когда студенты полиграфического и текстильного института объединились и фактически выбрали Белютина своим новым гуру. Для молодого преподавателя с инновационной методикой они стали идеальным материалом для работы. С одной стороны хорошая академическая база и профессиональная подготовка, с другой — никто никогда не пытался сформировать из них художников в традиционном для того времени понимании. Работа в студии давала постоянную погруженность в творческий процесс.
Поездки на пароходах, почти круглосуточная работа на белютинской даче в Абрамцево, общение с друзьями-студийцами, совместный анализ работ порождали постоянное желание творить. Притом что картины художников «Новой реальности» стилистически предельно далеки от соцреализма, Белютин никогда не позиционировал свою работу как подпольную, а искусство как нонконформистское. Для него это была реализация естественной для искусства потребности развиваться и меняться. Большинство художников действительно шли за Белютиным, доверяя ему во всем. Участвовали только в коллективных выставках студии, в Союз художников не вступали, о самостоятельной карьере даже не думали.
При содействии Нины Молевой работы студийцев выставлялись в Италии, Америке, Англии, однако ни один художник не сформировал свой собственный бренд.
Художники были вынуждены уйти в подполье, и в 1964 году студия Белютина переехала на дачу художника в Абрамцево. Лишь четверть века спустя, в 1988 году, была организована первая официальная выставка студии «Новая реальность» в Третьяковской галерее в Москве. В 1990 году в Калининградском музее изобразительных искусств была организована первая региональная выставка студии, которая положила начало формированию в Музее коллекции произведений Элия Белютина и художников студии «Новая реальность». Сегодня Калининградский музей изобразительных искусств обладает крупнейшей в России коллекцией произведений живописи и графики Элия Белютина и его студии. В коллекции представлены как сам Элий Белютин, так и его многочисленные ученики. Существенная часть этих произведений оказалась в стенах музея благодаря вдове художника Нине Михайловне Молевой — искусствоведу, автору многочисленных монографий и исследований по истории искусства. В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода.
Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность». В соавторстве со своей женой, Ниной Молевой, выступал в качестве автора трудов по истории художественной педагогической системы ХVIII-ХХ веков, а также является основоположником теории «всеобщей контактности». Его теория исходила из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин перенёс в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества 2 Элий Белютин окончил художественный факультет Педагогического института.
Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной студии Белютина. Она была основана им в 1946 году при Доме учителя на Большой Коммунистической улице, а в 1954 году приобрела официальный статус.
За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов.
Формально направление было запрещено после посещения Н. Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 года. Особые педагогические способности, присущие Белютину, отмечали все, кому доводилось присутствовать и работать у него в студии. В условиях запрета на многие русские произведения начала века и практически всё современное западное искусство, студия была местом, в котором молодые художники могли познакомиться с «другим искусством» и ощутить свободу творчества.
В печатном номере
- Элий Белютин - тот, кто изменил взгляд на искусство
- Новая реальность. Элий Белютин
- НАШИ ПАРТНЕРЫ
- Белютин Элий - работы в музее в Москве. Купить картину Белютина Элия – Музей АРТ4
Art Investment
Картина "Студия Белютина" Крюков А.Г. Белютин Элий Михайлович. Модуль "Бегущий". На белом фоне условно изображенная геометрическая фигура бегущего человека. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. Еще бы! Ведь, по словам, владелицы, стоимость собрания, которое хранится у нее в квартире, составляет $2 млрд. Одно. На протяжении 25 лет авангардист и борец с системой соцреализма Элий Михайлович и его супруга, искусствовед Нина Молева дарили картины музею.
Элий Белютин
Элий Михайлович Белютин выработал для этого уникальный художественный язык – удивительно проникновенный и трогательный. 27 февраля скончался художник, основатель студии «Новая реальность» Элий Михайлович Белютин. В 2012 году после смерти Элия Михайловича Белютина его вдова Нина Молева, историк, искусствовед, писательница, последняя в роду хранительница этой коллекции, завещала найденные ими с мужем картины России. Элий Михайлович Белютин — российский художник, основавший авангардное художественное направление «Новая реальность», центром которого стала его дача в Абрамцево.
Покровитель странствующих
27 февраля скончался художник, основатель студии «Новая реальность» Элий Михайлович Белютин. Картины Белютина хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее в Москве; в Русском музее в Санкт-Петербурге; в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Модуль кричащий». С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов.