Артем Костырко рассказал также, что ключ расшифровки за несколько дней до голосования был разделен на пять частей и роздан пяти хранителям ключа.
Венедиктов заявил, что подтверждена правильность расшифровки голосов в ДЭГ в Москве
Председатель ТИК ДЭГ назначается ЦИК России, заместитель председателя и секретарь ТИК ДЭГ избираются из числа членов ТИК ДЭГ тайным голосованием на ее первом заседании. В информационном центре Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России разделили ключи для расшифровки результатов дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Столица проделала большой путь: от эксперимента в трех избирательных округах до закрепления ДЭГ в федеральном законодательстве. Председатель ТИК ДЭГ назначается ЦИК России, заместитель председателя и секретарь ТИК ДЭГ избираются из числа членов ТИК ДЭГ тайным голосованием на ее первом заседании. — Сбой процедуры расшифровки голосов.
Общественный штаб подтвердил правильность расшифровки результатов ДЭГ в Москве
Как на самом деле в ДЭГ обеспечивают тайну голосования - LIVE Биробиджан - Новости ЕАО | В 20.00 по московскому времени Территориальной избирательной комиссией Дистанционного электронного голосования (ДЭГ) прекращена процедура выдачи бюллетеней гражданам. |
В Мосгоризбиркоме прошла процедура разделения ключа расшифровки ДЭГ | Аббревиатура «ДЭГ» имеет 4 вариантов расшифровки. |
ВЗГЛЯД / В ЦИК сообщили о разделении ключей расшифровки электронного голосования :: Новости дня | За ходом ДЭГ можно наблюдать на специальном портале, на котором можно узнать о получении избирательных бюллетеней, число проголосовавших избирателей и после расшифровки. |
В ЦИК сообщили о разделении ключей расшифровки электронного голосования | Необходимость более длительной обработки результатов дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в Москве была связана с возможностью отложенного. |
Ключ расшифровки результатов ДЭГ на выборах в Москве разделили на пять частей - Новости | Подать заявление на участие в ДЭГ можно через Интернет, зайдя на в Личном кабинете: Принять участие в Дистанционном электронном голосовании. |
ДЭГ-2023: как это будет?
Столица проделала большой путь: от эксперимента в трех избирательных округах до закрепления ДЭГ в федеральном законодательстве. Опыт внедрения передовых технологических решений в избирательных кампаниях в Москве, таких как московская система ДЭГ, ТЭГ, электронный регистр избирателей — должен быть взят «на заметку» регионами. Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию заявил, что к 2030 году нужно сформировать цифровые платформы во всех ключевых сферах. Избирательная система — одна из таких сфер, но при этом у нас есть регионы со сложными погодными условиями, огромными территориями, где любая связь работает нестабильно.
По данным Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации с 29 января по 11 марта 2024 года осуществляется прием заявлений о включении мобильных избирателей в единый список избирателей по месту нахождения. Таким образом, жители 28 регионов России имеют возможность участвовать в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , предварительно подав заявление. Мобильный избиратель сможет участвовать в выборах президента Российской Федерации в рамках ДЭГ - 17 марта 2024 года. Что такое ДЭГ Дистанционное электронное голосование ДЭГ —является одним из современных способов голосования, не требующего посещение избирательного участка, поскольку проводится онлайн на специальном портале, который доступен для избирателей с компьютера или мобильного устройства с возможностью подключения к сети «Интернет».
Общая производительность механизма должна была обеспечить обработку до 10 млн голосов в течение 12 часов. Обработка каждого голоса первоначально требовала выполнения двух транзакций: для обработки заявки и для электронной подписи. Соответственно, реальная производительность блокчейн-платформы должна была составлять до 463 транзакций в секунду. Позднее система была усовершенствована и процедура обработки разделилась на две транзакции: формирование заявки и окончательная запись. Логика обработки, а также реализация механизмов защиты прописаны в смарт-контрактах. Обеспечивается выполнение следующих правил: гарантированный учёт всех голосов; невозможность раскрытия содержания голоса и его принадлежности конкретному участнику; невозможность раскрытия результатов до завершения процесса голосования; невозможность подделки итогов голосования; проверка соблюдения всего вышеперечисленного. При такой системе подтасовка результатов голосования становится трудноосуществимой. Например, для вброса «неучтённых» бюллетеней потребуется привязка каждого голоса к определённому аккаунту на «Госуслугах». Копирование промежуточных состояний накопленной блокчейн-базы данных наблюдателями также делает невозможным массовый «вброс бюллетеней». Подсчитать текущую раскладку голосов до окончания процедуры волеизъявления становится невозможным, потому что данные хранятся в зашифрованном виде, а ключи доступа распределены по нескольким местам — на стороне сервера ЦИК и на стороне голосовавших. Блокчейн-механизм федеральной системы ДЭГ выстроен по трёхслойной схеме. Первый слой представляет собой блокчейн-сеть для хранения заполненных бюллетеней и транспорта служебных данных. На втором уровне работают криптографические сервисы, защищающие от различных угроз, в том числе от фильтрации голосов и компрометации главного ключа шифрования. Третий уровень — это клиент-серверный слой, который служит для взаимодействия голосующих с системой ДЭГ, а также для решения задач администрирования. Рисунок 1. Трёхслойная структура федеральной системы ДЭГ Подробное описание защиты системы от действий злоумышленников дано здесь. Развитие федеральной системы ДЭГ в области безопасности Сначала предполагалось, что дальнейшее развитие системы после 2019 года пойдёт по пути её оптимизации и улучшения пользовательского интерфейса. Но жизнь преподнесла сюрпризы. Как рассказал Юрий Сатиров, главный архитектор федеральной системы ДЭГ «Ростелекома», за прошедшие годы имел место ряд важных, принципиальных изменений. Они коснулись в первую очередь подходов к реализации единого средства криптографической защиты информации СКЗИ. Первоначально, безопасное тайное электронное голосование было выстроено на принципах протокола тайного голосования Хе-Су. Он закреплял обязательные и желательные признаки для этой системы. Обязательные: никто кроме голосующего не должен знать, какой выбор был сделан; только легитимные участники могут проголосовать, причём только один раз; сделанный голосующим выбор не может быть изменён тайно или явно. Желательные: каждый участник может проверить, правильно ли зачтён его голос; каждый легитимный участник может передумать и изменить свой выбор в течение заранее оговорённого интервала времени; система должна быть защищена от продажи голосов избирателями; если голос был зачтён неправильно, то каждый легитимный участник может сообщить об этом системе, не нарушая своей анонимности; должно быть невозможно отследить, откуда именно избиратель проголосовал; все операторы системы подлежат строгой аутентификации; система должна быть отказоустойчива при технических проблемах таких как потеря электропитания и непреднамеренных неисправностях потеря избирателем ключа , а также при действиях злоумышленников участие от имени другого избирателя, попытка вызвать отказ в обслуживании DDoS и пр. Анонимизация осуществлялась за счёт использования алгоритма слепой подписи Шнорра. Его особенностью является то, что подписывающая сторона избирательная комиссия не может восстановить в полном объёме содержимое подписываемого документа бюллетеня. Для лучшего понимания можно представить себе закрытый конверт, внутри которого лежат документ и копирка. Если вместо ручки использовать твёрдую палочку и поставить ею подпись, то на поверхности конверта графических следов не останется, однако на документе, лежащем внутри, появится отпечаток. При вскрытии конверта документ окажется подписанным, а без вскрытия невозможно определить, есть ли подпись или какой был сделан выбор. Также для анонимизации «Ростелеком» использовал гомоморфное шифрование — специальный криптографический механизм, позволяющий подписывать бюллетени без доступа к их содержимому их расшифровки. В результате ЦИК не имеет возможности определить содержимое подписанных бюллетеней или их авторство, но при этом гомоморфное шифрование обеспечивает выполнение необходимых операций, таких как подсчёт суммарного количества голосов в пользу того или иного кандидата. Правильность заполнения бюллетеней контролируется через механизм «доказательства с нулевым разглашением». В работе системы ДЭГ применяется также механизм разделения ключей шифрования: один из них попадает к избирателю, другой — в ЦИК. Разделение происходит на этапе инициализации процедуры голосования. Рисунок 2. Архитектура федеральной системы ДЭГ «Криптонит», 2023 «Пришла беда откуда не ждали…» В декабре 2020 года идиллия полной защищённости нарушилась: криптографисты из Google и Berkeley опубликовали статью с анализом безопасности протокола слепой подписи, который использовался в том числе и в системе ДЭГ «Ростелекома».
Ранее все наблюдатели за ДЭГ прошли специальное обучение, а также тестирование, в ходе которого проработали все действия системы — от загрузки бюллетеней в систему ДЭГ и разделения ключей шифрования до расшифровки голосов, получения протокола и направления результатов голосования в комиссии. Сегодня группа начала свою работу. Все специалисты готовы к своей работе. Уже начались первые транзакции. Мы видим всю пошаговую процедуру избирателя — от получения бюллетеня, до учета бюллетеня в системе.
Части ключа расшифровки итогов ДЭГ на выборах президента РФ в Москве передали "хранителям"
Церемония разделения ключей для расшифровки результатов ДЭГ на выборах президента РФ прошла в информационном центре Центризбиркома 14 марта. Жители 28 регионов России смогут проголосовать онлайн с использованием Федеральной платформы ДЭГ на портале , а избиратели Москвы — на региональной платформе. В Московской государственной избирательной комиссии состоялась процедура разделения ключа расшифровки результатов дистанционного электронного голосования предстоящих. Для цитирования: Набатникова Е.А. Применение ДЭГ (дистанционного электрогенного голосования) в Российской Федерации, Умная цифровая экономика. Как мы сегодня увидели, расшифровать голоса можно только собрав все части ключа вместе.
В Москве началась расшифровка результатов электронного голосования
Помимо перечисленных регионов, ДЭГ проведет Москва на собственной платформе. В Белгородской области впервые в дистанционно-электронном голосовании при проведении выборов в Совет депутатов городского округа примет участие Новооскольский городской округ.
Помимо технических уязвимостей, система проявила себя как механизм, который позволяет использовать административный ресурс ещё эффективнее, чем раньше. Электронное голосование решило исход выборов в 30-м округе На выборах в Мосгордуму система тестировалась в трёх избирательных округах: 1, 10, 30. В 30-м округе за депутатское кресло боролись сразу три заметных кандидата: самовыдвиженец Роман Юнеман, коммунист Владислав Жуковский и административный кандидат Маргарита Русецкая.
Результаты ЭГ в этом округе сыграли решающую роль. На традиционных избирательных участках победил Роман Юнеман, но благодаря аномальным результатам электронного голосования победила поддержанная мэрией кандидат Маргарита Русецкая.
По его словам, шифровальный ключ необходим для защиты процесса онлайн-голосования и обеспечения тайны выбора его участников. В ходе голосования, которое будет проходить с 9 по 11 сентября, электронные избиратели будут заходить с различных устройств в личные кабинеты и отмечать в анонимной зоне цифрового бюллетеня фамилии выбираемых кандидатов.
Международные эксперты высоко оценили московское электронное голосование Столичные власти дали всем желающим возможность расшифровать и проверить результаты дистанционного электронного голосования ДЭГ , проводившегося 17-19 сентября в Москве. По словам начальника управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов столичного правительства Артёма Костырко, любой, кто пожелает, может проверить результаты онлайн-голосования, прошедшего на минувшей неделе в Москве. Костырко добавил, что программа, которая расшифровывает голоса, будет выложена в открытый доступ, после чего любой желающий сможет расшифровать голоса. Кроме того, по его словам, в открытый доступ выложат файл с блокчейном и голосами, полученными с использованием «отложенного решения».
Новости Общества и политики в Перми
В словарь русского языка внесли аббревиатуру ДЭГ | Аббревиатура «ДЭГ» имеет 4 вариантов расшифровки. Узнать значение этого сокращения на сайте. |
Вбросы или особенности блокчейна? Разбор главных вопросов к электронному голосованию в Москве | Руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве в 2021 году Алексей Венедиктов сообщил журналистам причины задержки расшифровки результатов. |
ДЭГ расшифровка - значение аббревиатуры «ДЭГ» | Ищите новости, статьи, аналитику, экспертные мнения и другие материалы. |
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ). В каких регионах проходит, что необходимо для ДЭГ | Новым эффективным каналом коммуникации государства и общества является дистанционное электронное голосование (ДЭГ). |
Значения аббревиатуры ДЭГ
Более того - система защиты совершенствуется. Словом, основные аргументы сторонников внедрения ДЭГ хорошо известны - надо только довести их до избирателей. С другой стороны, представители оппозиции - например, те же псковские коммунисты и яблочники - в один голос заявляют о недоверии к технологии ДЭГ, говорят о возможности организаторов избирательного процесса влиять на результаты такого голосования и ссылаются на примеры других регионов, где выборы проходили с использованием этой технологии - наиболее часто здесь вспоминают Москву. Во-первых, ДЭГ - это не более чем технология, и отказывать ей в праве на существование под предлогом неких потенциальных нарушений, на мой взгляд, неправильно.
А фальсификации и прочие злоупотребления, о которых рассуждает оппозиция, - это нарушения законодательства, и вне зависимости от того, как такие нарушения допускаются - вручную или с использованием техники, умышленно или случайно, в пользу конкретного участника выборов или без оного - в любом случае всё это должно быть предметом проверок, а в случае подтверждения нарушений - виновных надо привлекать к ответственности. Во-вторых, следует повториться, что традиционное голосование на избирательном участке сохранится - и каждый сможет сам сделать выбор в пользу наиболее удобного для него способа волеизъявления. Давным-давно, еще в советские времена, в пору появления первых искусственных футбольных полей возник нешуточный спор: следует ли использовать синтетику наряду с естественными газонами.
Были сторонники как той, так и другой точек зрения - консерваторы и новаторы.
Кто может принять участие в ДЭГ? Чтобы принять участие в голосовании на выборах Президента Российской Федерации, необходимо подать заявление до 11 марта 2024 года в личном кабинете на портале госуслуг. При этом важно, чтобы выполнялись следующие условия: Вы старше 18 лет или достигнете совершеннолетия не позднее 17 марта 2024 года. Ваш адрес регистрации по месту жительства находится в пределах территории, где проводится ДЭГ. У вас есть подтвержденная учетная запись на портале госуслуг. Ваши данные, указанные в личном кабинете на портале госуслуг, совпадают с данными, содержащимися в регистре избирателей ЦИК России. Для этого необходимо перейти на страницу ранее поданного заявления на портале госуслуг и нажать на кнопку «Отозвать заявление», — отметил Кирилл Степанов. Как пояснил эксперт, избиратель, исключенный из списка на избирательном участке по месту жительства в связи с подачей заявления об участии в ДЭГ и не отозвавший его до конца дня 11 марта 2024 года, вправе принять участие исключительно в ДЭГ. Чтобы нужно для того, чтобы проголосовать дистанционно?
Ими стали председатель Совета муниципальных образований Москвы Владимир Дудочкин, глава Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Вадим Ковалев, член Центральной избирательной комиссии РФ Игорь Борисов, член Московской городской избирательной комиссии Юрий Ермолов и председатель Московской городской думы Алексей Шапошников. Ключ расшифрования — это специальный код, защищающий данные о действиях избирателей до окончания процедуры голосования. Благодаря ему итоги выборов невозможно фальсифицировать или потерять. В ходе голосования информация стекается в блокчейн-сеть и хранится в зашифрованном виде. Ключ расшифрования специально делят на несколько частей и раздают хранителям, чтобы никто не мог заранее узнать результаты голосования.
После окончания голосования идет обратная процедура: хранители отдают свои части и начинается сборка ключа расшифрованная.
Как отметил Валерий Сухих, переход на электронные сервисы возможен лишь при хорошей обеспеченности жителей связью и интернетом. Планируется, что к концу года все деревни и села Пермского края с численностью свыше 100 жителей, а это 56 населенных пунктов, будут обеспечены связью. Таким образом, регион уже выполняет поручение Президента России Владимира Путина. По словам спикера краевого парламента, таких показателей удалось достичь благодаря реализации федеральных и региональных проектов, а также взаимодействию Правительства Пермского края и операторов связи. Результатом этой работы стали соглашения по установке базовых станций в территориях, которые не вошли ни в одну программу. Как отметил председатель Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих, запрос жителей на качественную связь — один из самых значимых сегодня.
ДЭГ В РОССИ И МИРЕ
Выборы в единый день голосования 10 сентября пройдут почти в каждом регионе страны. Больше четырёх тысяч кампаний проводятся в 85 субъектах. СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладки RSS каналы Добавить в блог Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог. Код для публикации: Территориальная избирательная комиссия ДЭГ провела церемонию разделения ключей для расшифрования итогов электронного голосования.
В августе 2021 г. Решения по надежности и устойчивости к нагрузкам предусматривают кратное резервирование элементов инфраструктуры, их распределение по удаленным друг от друга центрам обработки данных, а также обеспечение избыточной сетевой связанности как на уровне подключения к интернету, так и прямых соединений между компонентами комплекса в центрах обработки данных. Готовность ИКТ-инфраструктуры и самого комплекса к обработке пиковых нагрузок, а также к работе в условиях отказов отдельных элементов инфраструктуры и каналов связи подтверждена нагрузочными тестированиями и общероссийской тренировкой в мае 2021г. Все ли браузеры поддерживаются в ДЭГ? Актуальные версии браузеров требуются для корректного отображения бюллетеней и работы механизмов защиты тайны голосования, в том числе для реализации перехода из "авторизованной" в "анонимную" зону. Проверить поддерживается ли версия браузера можно на портале vybory. На что особенно нужно обратить внимание наблюдателей за ходом ДЭГ?
На портале в реальном времени будет публиковаться информация о количествеучастников ДЭГ в списках, числе бюллетеней, к которым предоставлен доступ, о количестве "проголосованных" бюллетеней, а также сами блоки транзакций, доступные для скачивания. Наблюдатели смогут отслеживать динамику выдачи и получения бюллетеней, в том числе фиксировать возможные всплески и аномалии. После подведения итогов голосования с портала можно будет загрузить весь массив блокчейна и с помощью опубликованных программных инструментов проверить целостность зашифрованных блоков с результатами волеизъявления, корректность расшифровки итогов голосования и сделать контрольный подсчет. Кроме того, можно провести анализ и сделать статистические проверки непосредственно на исходных данных о получении доступа к бюллетеням и о получении зашифрованных результатов волеизъявления. Дополнительно под эгидой Общественной палаты создается группа технического наблюдения за подготовкой и ходом ДЭГ. На этапе подготовки к ДЭГ группе технического наблюдения будет предоставлен доступ к центрам обработки данных и ИКТ-инфраструктуре комплекса.
Как можно заметить, в число возможных нарушителей включены все, начиная от уборщицы в ЦОД и заканчивая администраторами системы. Второй слайд — про то, от чего система защищается. По сути, на нём перечислены требования, которым должна удовлетворять любая а не только электронная система голосования: голосование должно быть тайным; избиратель не должен иметь возможности проголосовать дважды; голоса избирателей должны быть учтены именно так, как они были поданы; не должно быть возможности узнать промежуточный результат голосования. Например, в бумажном голосовании это реализуется довольно очевидными способами: на бумажном бюллетене нет никаких отметок, которые позволили бы по нему установить, кому он был выдан; факт голосования отмечается в списке избирателей, где избиратель расписывается в получении бюллетеня; пересчёт бюллетеней производится в присутствии наблюдателей; до окончания голосования бюллетени находятся в опечатанной урне, которую запрещено вскрывать. С электронными системами всё на порядок сложнее. Больше всего вопросов вызывает сочетание первого и второго пунктов — многие, например, просто априори не верят в возможность соблюдения тайны голосования в системах ДЭГ более того, как мы видели на примере эстонской системы, она там действительно соблюдается условно: заполненные бюллетени не анонимны сами по себе, но анонимизируются уже на сервере. Протокол, который невозможен Итак, нам необходимо сначала выдать избирателю бюллетень, а потом принять его уже заполненным — но по пути забыть, как звали этого избирателя. Но при этом быть уверенными, что заполненный бюллетень мы принимаем именно от избирателя, а не от случайного прохожего. С «бумагой» всё достаточно просто — показав паспорт и получив бюллетень, избиратель должен проследовать к урне и опустить его туда. Если он вместо этого проследовал на выход с участка, то проголосовать он уже не сможет кстати, на каждом УИК есть какое-то ненулевое количество таких избирателей — никто не знает, зачем они так делают, но точное совпадение выданных и полученных бюллетеней политтехнологами даже считается признаком явного вброса: при подсчёте дорисовали недостающее. С цифрой всё намного сложнее — мы не стоим рядом с избирателем, когда он получает бюллетень, мы вообще никак не видим этого процесса. Вот бюллетень выдали — а вот он вернулся заполненным, например, через десять минут. Никакими внешними признаками удостовериться, что вернулся именно выданный бюллетень, невозможно. Соответственно, сам бюллетень должен нести неподделываемый sic! Теоретически, вот уже три десятилетия в академической среде пишутся и публикуются работы по протоколам тайных электронных голосований, краеугольным камнем в которых является так называемый «протокол двух агентств»: одно агентство удостоверяет личность человека и выдаёт некий признак, по которому второе может определить, что этот человек имеет право голосовать, не зная его личность. Критичным — и самым слабым — моментом является независимость этих агентств: если они могут обменяться информацией и выстроить полную цепочку путешествия избирателя по системе, то они смогут и сопоставить конкретный бюллетень с конкретным избирателем, тем самым разрушив тайну голосования. Проблема в том, что эта красивая конструкция со всей очевидностью не может быть перенесена в реальность: ни в одной стране мира нет таких двух агентств, которые и обладали бы техническими ресурсами и квалификацией для поддержания куска инфраструктуры ДЭГ, и не вызывали бы подозрений в попытках, например, саботировать выборы, и были бы абсолютно независимы друг от друга. Государственные агентства никогда не бывают полностью независимы, к коммерческим компаниям нет доверия, у конкурирующих партий нет квалификации и ресурсов. Более того, утечка информации может произойти и вообще без прямого участия одного из агентств: разработчиком может быть попросту поставлена в одно или в оба агентства система с бэкдором, сливающая информацию об избирателях третьей стороне. Даже если система поставляется в исходных кодах — а это маловероятно, так как накладывает ещё большие требования на квалификацию каждого из агентств в IT — в огромном объёме этого кода бэкдор можно запрятать так, что его не найдут ещё много-много лет. Иногда этот тезис используется как довод в пользу полного отказа от ДЭГ — и, конечно, он бы был справедлив, если бы другие формы голосования были бы лучше. Например, доводы сторонников классического бумажного голосования сводятся к тому, что физически присутствующие на участках наблюдатели могут проконтролировать каждое действие комиссии и избирателей, не допустив никакого беззакония. На практике, однако, в России — примерно 97 тысяч избирательных участков. Чтобы эффективно наблюдать за выборами, особенно с учётом трёхдневного голосования, на каждый участок надо хотя бы по 3 наблюдателя хотя бы от 5 разных партий — то есть почти полтора миллиона человек. Причём это должны быть люди обученные, заинтересованные, знающие формальные процедуры проведения выборов, не состоящие в родстве или подчинённых отношениях с членами комиссии, не состоящие в сговоре друг с другом, и прочая, и прочая. Очевидно, что подготовить такую армию качественных наблюдателей попросту невозможно — в результате наблюдение за голосованием эффективно работает в городах-миллионниках, а дальше, по мере снижения численности населения и значимости населённого пункта, падает до тех пор, пока не начинаются чудеса. Более того, и пересчёт бюллетеней — второе средство, должное спасти выборы — в большинстве случаев не поможет, так как многие способы фальсификации результатов оставляют после себя формально валидную стопку бюллетеней, которые уже можно честно считать и пересчитывать сколько угодно раз.
На днях была выложена также выписка из модели угроз , но ничего принципиально нового она нам не добавляет. Традиционный вопрос журналистов про МУиН, в принципе, очевиден и предельно банален — «а предусмотрена ли защита от иностранных хакеров? Однако нас больше интересует вторая часть таблички — это угрозы внутренние. Как можно заметить, в число возможных нарушителей включены все, начиная от уборщицы в ЦОД и заканчивая администраторами системы. Второй слайд — про то, от чего система защищается. По сути, на нём перечислены требования, которым должна удовлетворять любая а не только электронная система голосования: голосование должно быть тайным; избиратель не должен иметь возможности проголосовать дважды; голоса избирателей должны быть учтены именно так, как они были поданы; не должно быть возможности узнать промежуточный результат голосования. Например, в бумажном голосовании это реализуется довольно очевидными способами: на бумажном бюллетене нет никаких отметок, которые позволили бы по нему установить, кому он был выдан; факт голосования отмечается в списке избирателей, где избиратель расписывается в получении бюллетеня; пересчёт бюллетеней производится в присутствии наблюдателей; до окончания голосования бюллетени находятся в опечатанной урне, которую запрещено вскрывать. С электронными системами всё на порядок сложнее. Больше всего вопросов вызывает сочетание первого и второго пунктов — многие, например, просто априори не верят в возможность соблюдения тайны голосования в системах ДЭГ более того, как мы видели на примере эстонской системы, она там действительно соблюдается условно: заполненные бюллетени не анонимны сами по себе, но анонимизируются уже на сервере. Протокол, который невозможен Итак, нам необходимо сначала выдать избирателю бюллетень, а потом принять его уже заполненным — но по пути забыть, как звали этого избирателя. Но при этом быть уверенными, что заполненный бюллетень мы принимаем именно от избирателя, а не от случайного прохожего. С «бумагой» всё достаточно просто — показав паспорт и получив бюллетень, избиратель должен проследовать к урне и опустить его туда. Если он вместо этого проследовал на выход с участка, то проголосовать он уже не сможет кстати, на каждом УИК есть какое-то ненулевое количество таких избирателей — никто не знает, зачем они так делают, но точное совпадение выданных и полученных бюллетеней политтехнологами даже считается признаком явного вброса: при подсчёте дорисовали недостающее. С цифрой всё намного сложнее — мы не стоим рядом с избирателем, когда он получает бюллетень, мы вообще никак не видим этого процесса. Вот бюллетень выдали — а вот он вернулся заполненным, например, через десять минут. Никакими внешними признаками удостовериться, что вернулся именно выданный бюллетень, невозможно. Соответственно, сам бюллетень должен нести неподделываемый sic! Теоретически, вот уже три десятилетия в академической среде пишутся и публикуются работы по протоколам тайных электронных голосований, краеугольным камнем в которых является так называемый «протокол двух агентств»: одно агентство удостоверяет личность человека и выдаёт некий признак, по которому второе может определить, что этот человек имеет право голосовать, не зная его личность. Критичным — и самым слабым — моментом является независимость этих агентств: если они могут обменяться информацией и выстроить полную цепочку путешествия избирателя по системе, то они смогут и сопоставить конкретный бюллетень с конкретным избирателем, тем самым разрушив тайну голосования. Проблема в том, что эта красивая конструкция со всей очевидностью не может быть перенесена в реальность: ни в одной стране мира нет таких двух агентств, которые и обладали бы техническими ресурсами и квалификацией для поддержания куска инфраструктуры ДЭГ, и не вызывали бы подозрений в попытках, например, саботировать выборы, и были бы абсолютно независимы друг от друга. Государственные агентства никогда не бывают полностью независимы, к коммерческим компаниям нет доверия, у конкурирующих партий нет квалификации и ресурсов. Более того, утечка информации может произойти и вообще без прямого участия одного из агентств: разработчиком может быть попросту поставлена в одно или в оба агентства система с бэкдором, сливающая информацию об избирателях третьей стороне. Даже если система поставляется в исходных кодах — а это маловероятно, так как накладывает ещё большие требования на квалификацию каждого из агентств в IT — в огромном объёме этого кода бэкдор можно запрятать так, что его не найдут ещё много-много лет. Иногда этот тезис используется как довод в пользу полного отказа от ДЭГ — и, конечно, он бы был справедлив, если бы другие формы голосования были бы лучше. Например, доводы сторонников классического бумажного голосования сводятся к тому, что физически присутствующие на участках наблюдатели могут проконтролировать каждое действие комиссии и избирателей, не допустив никакого беззакония. На практике, однако, в России — примерно 97 тысяч избирательных участков. Чтобы эффективно наблюдать за выборами, особенно с учётом трёхдневного голосования, на каждый участок надо хотя бы по 3 наблюдателя хотя бы от 5 разных партий — то есть почти полтора миллиона человек.
Части ключа расшифровки итогов ДЭГ на выборах президента РФ в Москве передали "хранителям"
Проведение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) более чем в четверти российских регионов станет электоральным экспериментом, который определит направление развития. Аббревиатура «ДЭГ» имеет 4 вариантов расшифровки. ко отметил, что для того, чтобы отмести возможные сомнения в недоступности ключа расшифровки до окончания голосования, этот ключ разделят на несколько частей и раздадут. О системе дистанционного электронного голосования (ДЭГ), принципах ее функционирования и целях ComNews рассказал заместитель руководителя аппарата ЦИК России Александр Обухов. Московская система ДЭГ работает штатно, несмотря на массовые кибератаки, заявил замруководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами Илья Массух.
Дистанционное онлайн-голосование: доверие и безопасность
Что такое ДЭГ и как оно работает? | это не более чем технология, и отказывать ей в праве на существование под предлогом неких потенциальных нарушений, на мой взгляд, неправильно. |
ДЭГ расшифровка. Что такое ДЭГ? Значения онлайн - | Первые итоги использования ДЭГ в 2022 году подводит генеральный секретарь Партии прямой демократии и заместитель председателя ТИК ДЭГ (отвечает за проведение выборов на. |
Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей | Подать заявление на участие в ДЭГ можно до 11 марта. |