После образования Золотой Орды территория Волжской Булгарии вошла в её состав и волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)
Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии. Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни.
И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию. Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов.
Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар.
Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства.
Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г.
Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня?
Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость.
Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии.
Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа. Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман. Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека.
Ее Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация. Он говорил: «... Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С.
Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка... Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю.
Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне.
Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993г Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной принадлежности и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские булгары на протяжении веков, осуществилось. Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С. Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния.
Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало «царства добра и справедливости». Большевики разгромили и республику «Идель-Урал штаты», и Совет волжских булгарских мусульман и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г. Ибрагимов, который стал заместителем Сталина, а также М. Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики «Идель-Урал штаты».
Походы Святослава Игоревича 964 — 969 нанесли серьёзный урон Волжской Болгарии. А князь Владимир предпочёл мир 985 г. На следующий год посольство из Волжской Болгарии посетило Киев с миссионерской деятельностью: поволжские мусульмане предлагали Владимиру принять ислам, тот обещал подумать, но в итоге сделал свой выбор в пользу православия. Чуть позднее был заключён торговый договор 1006 г.
Военные столкновения, конечно, тоже имели место быть. Болгары ненадолго овладевали Муромом 1088 г. В 1120 г. Юрий Долгорукий участвовал вместе с половцами в походе на Волжскую Болгарию. Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский и, «по совместительству», наполовину половец, нанёс визит болгарам в 1172 г. Двенадцать лет спустя Всеволод Большое Гнездо также пару раз ходил на болгар. В 1220-х гг. Владимирское княжество и Волжская Болгария подписывают два соглашения о мире, и между сторонами устанавливается внешнеполитический консенсус. Однако новая угроза из монгольских степей меняет восторжествовавшую было дружелюбную атмосферу.
Боевые кочевники Золотой Орды наносят ряд болезненных поражений болгарам и быстро захватывают их территории. После этого Волжская Болгария перестаёт существовать как самостоятельное государство. В дальнейшем болгары не раз поднимали восстания, но ордынцы методично и жестоко их подавляли. Цифрами обозначены: 1 — провинция Ура; 2 —провинция Байгул; 3 — Провинция Тубджак; 4 — центральная территория Болгарии с европейскими провинциями. Впоследствии волжские болгары, смешавшись с пришлыми татарами-кыпчаками, возвращаются на историческую арену вместе с Казанским ханством XV в. После взятия Иваном Грозным Казани 1552 г. С другой стороны, пересматривается вопрос об этническом статусе татар и чувашей, что, учитывая многовековую историю этих наций, не совсем корректно. Безусловно, волжские болгары — прямые предки татар и чувашей. Точно так же и нынешние русские — прямые потомки жителей Киевской Руси.
Всё-таки этногенез дело непростое, небыстрое.
Попытки оспорить факт тюркоязычного происхождения поволжских болгар в пользу индоиранского неубедительны. Этимология слова «болгар» скорее всего, означает «пять угров» то есть в данном случае «пять частей» как принцип организации социальной структуры. Российский историк А. Новосельцев считал, что этноним «болгары» означает «смешанные угры».
Болгар можно считать ближайшими соседями гуннов, а также родственниками населявших Тюркский каганат этнических образований середина V — середина VI вв. Они происходили из этнической общности огуро-онуров, в составе которых были племена билу, бугу, чеши и пулей. Впервые племена под названием «болгар» упоминает анонимный «Хронограф» 354 г. К этому времени относится переход болгарских и суварских племен к оседлости. Во второй половине VIII в.
Как кочевники стали оседлыми и построили страну городов О становлении государственности непосредственно у волжских болгар достоверно можно говорить с VII-IX вв. В первой четверти VII в. Великая Болгария занимала территорию между Азовским и Каспийским морями. А столицей был город Фанагория. Однако после смерти Кубрата Великая Болгария раскололась на две части — два союза племён западную и восточную.
Теснимые хазарами, западные болгары во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство. Часть восточных болгар т. А затем в Среднее Поволжье. Остальные остались на месте и подчинились хазарам. Письменные источники не дают точной информации о границах Волжской Болгарии.
Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв. Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в.
С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство». Под Булгаром русское войско впервые столкнулось с огнестрельным оружием. Также в диковину были и боевые верблюды, пугавшие русских коней. Однако, по словам летописца, русские «…крепко противу сташа на бой, и устремишася единодушно на них». Под стенами города булгарское войско в ближнем бою потерпело поражение. Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами.
Читайте также
- Куда исчезла Волжская Булгария?
- Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство
- БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
- Предпосылки
- Так называемое «монгольское» нашествие на волжских булгар, половцев и других соседей Руси
Цикл статей "Западный поход монголов"
19 мая в Болгаре состоится традиционное масштабное торжественное мероприятие «Изге Болгар жыены», посвященное Дню официального принятия Ислама Волжской Булгарией. Походы в Волжскую Булгарию В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала. Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году.
Куда исчезла Волжская Булгария?
После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар – мокши, буртасов и эрзи. Исходя из этого, он видят в походе Юрия Долгорукого на Булгарию 1120 г. акт справедливого возмездия злокозненным булгарам, протянувшим руки к чужой собственности. После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар – мокши, буртасов и эрзи. Электроника Походы в Волжскую Булгарию 1 глава В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Неудача похода показала русским князьям бесперспективность попыток ведения религиозных войн против булгар и надолго похоронила идею завоевания Булгарии. Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
Также источники называют другие крупные города — Биляр в XII в. Расцвет государства приходится на XI в. Строятся города, развивается ремесленное производство, расцветает торговля вплоть до Скандинавии. Болгары активно контактируют с соседями буртасы, кыпчаки, башкиры. Их основным торговым партнером остается Русь. От военных походов до походов на футбол В отличие от хазар, болгары проводили более взвешенную и осмотрительную внешнюю политику. Русь то воевала со своим восточным соседом, то предпочитала мир — многое зависело от позиции князя. Походы Святослава Игоревича 964 — 969 нанесли серьёзный урон Волжской Болгарии. А князь Владимир предпочёл мир 985 г.
На следующий год посольство из Волжской Болгарии посетило Киев с миссионерской деятельностью: поволжские мусульмане предлагали Владимиру принять ислам, тот обещал подумать, но в итоге сделал свой выбор в пользу православия. Чуть позднее был заключён торговый договор 1006 г. Военные столкновения, конечно, тоже имели место быть. Болгары ненадолго овладевали Муромом 1088 г. В 1120 г. Юрий Долгорукий участвовал вместе с половцами в походе на Волжскую Болгарию. Андрей Боголюбский, великий князь Владимирский и, «по совместительству», наполовину половец, нанёс визит болгарам в 1172 г. Двенадцать лет спустя Всеволод Большое Гнездо также пару раз ходил на болгар.
В 1220-х гг. Владимирское княжество и Волжская Болгария подписывают два соглашения о мире, и между сторонами устанавливается внешнеполитический консенсус. Однако новая угроза из монгольских степей меняет восторжествовавшую было дружелюбную атмосферу. Боевые кочевники Золотой Орды наносят ряд болезненных поражений болгарам и быстро захватывают их территории. После этого Волжская Болгария перестаёт существовать как самостоятельное государство. В дальнейшем болгары не раз поднимали восстания, но ордынцы методично и жестоко их подавляли.
И только в 1229 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён мирный договор. Однако это не избавило Булгарию от постоянных стычек с новгородскими ушкуйниками. Этим ребятам договоры были не указ. Действовали они жестко, воевали отчаянно и доставляли немало хлопот не только булгарам, но и другим народам Поволжья. В переводе на современный язык это нечто вроде частных военных компаний. Особенно популярны ушкуйники были в Новгородской республике. В Великом Новгороде, как известно, власть формально принадлежала народному собранию — вече, но в реальности государством управляли представители влиятельных боярских родов, тесно связанных с купеческими и торговыми кругами. Поскольку своей регулярной армии у Новгородской республики не было, в период серьёзной военной опасности, угрожавшей Новгороду, в город приглашались князья с дружинами из соседних русских земель. Так, в 1240 годы, когда Новгороду угрожали сначала шведы, а потом тевтонские рыцари, в город был приглашён владимирский князь Александр Ярославич, больше известный как Невский. И такие примеры не единичны. А вот для выполнения всякого рода пикантных поручений новгородские власти нанимали и финансировали отряды ушкуйников. Их использовали, например, для охраны торговых караванов, складов готовой продукции, а также для совершения набегов на соседние земли — новгородские купцы не брезговали и такими средствами обогащения. Набеги, как правило, совершались по воде — на небольших парусных лодках. Их называли ушкуями. Отсюда и название наёмников. В XIV веке ушкуйники считались хозяевами Волги. На своих судах они бороздили великую русскую реку, периодически совершая набеги на соседние страны. Особенно любили ушкуйники наведываться в Золотую Орду. В иные годы они умудрялись добираться на своих лодках аж до низовьев Волги, наводя ужас на ордынских ханов. Доходило до того, что властители Орды обращались к русским князьям с настоятельными просьбами утихомирить дерзких разбойников. А в среднем течении Волги, на месте современной Казани и Жигулевских гор, отряды ушкуйников останавливались для отдыха и пополнения запасов продовольствия. Кстати, иногда ушкуйники в погоне за добычей занимались и грабежами русских городов. А потому начиная с середины XIV века московские князья пытались пресечь эту вольницу. Покончить с ушкуйниками удалось только в конце XV века, после присоединения Новгорода к Москве и образования единого Русского государства. Однако часть ушкуйников перебралась на Дон и нижнюю Волгу, часть бежала в Запорожскую Сечь. Именно ушкуйники стали основой для формирования нового служилого сословия — казачества. Правда, этот процесс растянулся на столетия. Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству. В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века. Казаки переняли от своих предшественников — новгородских разбойников — не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами.
Не обнаружив ничего ценного, они бросили избитых в степи. Отлежавшись и перевязав раны, Юлиан и Герард пошли дальше — пешком, одни. Спустя 37 дней они, окончательно обессиленные, добрались до страны, которую местные жители называли Вела где-то между реками Яиком и Эмбой. Встретили их здесь крайне недружелюбно. Монахи вынуждены были ночевать в заброшенном шалаше из дырявых шкур. Герард слабел с каждым днем. Юлиан оставлял его в шалаше, а сам ходил просить милостыню. Наконец, больной немного окреп, и они продолжили путь. Однако в дороге стало совсем плохо, и брат Герард, который умел вырезать ложки, умер на руках Юлиана. Похоронив товарища, тот остался в степи один. Юлиан и Герард. Скульптура работы Антала Кароя, Будапешт Волжская Булгария И вот когда Юлиан, наверное, совсем уже упал духом и перестал на что-либо надеяться, ему начало везти. Ему вдруг случайно встретился мулла, едущий в Волжскую Булгарию. В той ситуации было уже не до религиозных принципов - католический монах с радостью согласился стать слугой, когда мулла вдруг предложил. В Поволжье Юлиан впервые увидел монголов. Несколько раз они с воинственными криками и устрашающим воем бросались на караван, но всякий раз мулла вытаскивал из-за пазухи пайцзу, и монголы расступались, пропуская телеги. В том царстве говорят в народе, что вскоре они должны стать христианами и подчиниться римской церкви, но дня, как говорят, они не знают, а слышали так от своих мудрецов", - рассказывал позднее Юлиан в донесении папе Григорию IX. В большом булгарском городе, который, как Юлиану сказали, может выставить на бой армию в 50 тысяч человек, монах с муллой распрощались. Доминиканец бродил по улицам, смотрел, слушал. Он привез в Европу первые рассказы о монголах - явно услышанные на рынке басни про то, что Чингисхан мстит куманам половцам за жизнь и честь своей изнасилованной и обезглавленной сестры. Великая Венгрия На этом же рынке брату Юлиану опять невероятно повезло. Причем ровно так же, как за несколько лет до этого умершему брату Отто: однажды венгерский монах на булгарском базаре вдруг услышал венгерскую женскую речь. Женщина оказалась мадьяркой, выданной замуж за булгарского купца: "Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет. Так и случилось. Ибо нашел он их близ большой реки Этиль [р. Белая, две дневки — два дневных перехода верхом]. Те, увидев его и узнав, что он венгр, немало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно распрашивали о короле и королевстве братьев своих христиан. И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали, и он их. Они — язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают!
Похоже, на сей раз приготовления сильно не скрывали, возможно, даже проводили их демонстративно. Во всяком случае, в Булгарии о планах Георгия Всеволодовича стало известно, и обеспокоенные булгары прислали к великому князю послов с дарами и просьбой о мире. Именно реальность военной угрозы вынудила просить мира. И именно осознание Георгием Всеволодовичем своей превосходящей силы побуждало не спешить. Князь мира не принял, а послов отпустил восвояси. Более того, Георгий повелел своему племяннику ростовскому князю Васильку Константиновичу вместе с войском идти на булгар. Как видим, Городец вновь выступал в роли места сбора войск для большого похода. И когда он был на Омуте, пришли к нему другие послы болгарские с мольбою». Кучкин считает, что «Омут - скорее всего, с. Омуцкое на р. Нерли несколько выше Суздаля. Следовательно, идя к Городцу, Юрий подымался по р. Нерли Клязьминской, а далее сворачивал на восток. Сухопутный путь связывал Городец и с Ростовом». Возле Омута Георгия Всеволодовича встретило второе посольство булгар с предложением мира. Великий князь вновь отверг предложения булгар и с владимирским войском направился в Городец. И пошли они на Городец к Васильку Константиновичу». Но запланированный поход так и не состоялся. Именно туда, в Городец, прибыло третье булгарское посольство. И именно там были достигнуты исторические соглашения. Храмцовский писал, что посольство «мольбами, унижением, всевозможными уступками и золотом купило у Юрия мир». То есть, был заключен мир на неких договоренностях, действовавших со времен Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо. Приведя булгар к присяге, Георгий Всеволодович отправил в Волжскую Булгарию ответное посольство. Пудалов полагает, что и в этом детальном рассказе летописи о дипломатических перипетиях отношений Владимиро-Суздальской Руси и Волжской Булгарии присутствовал некоторый мифологический элемент. О содержании мирного договора, заключенного Юрием Всеволодовичем с Волжской Булгарией, можно лишь догадываться». Содержание соглашения, которое, несомненно, было выгодно для Владимиро-Суздальского княжества, действительно так и осталось неизвестным. Однако обоснованных догадок более чем достаточно. И все они действительно имели отношение — прямое или косвенное — к основанию Нижнего Новгорода. Филатов был категоричен, утверждая: «Главным условием мира была передача под контроль Владимиро-Суздальской Руси района слияния Оки с Волгой». Кучкин полагал: «По-видимому, одним из условий договора 1220 г. Во всяком случае, далеко не случайно то обстоятельство, что в 20-30-х годах ХIII в. С такой трактовкой содержания договора соглашается Пудалов: «Великое княжество Владимирское и Волжская Булгария должны были "управиться" о ненападении друг на друга и соблюдении границ.
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. В XII–XIII вв. в связи с образованием Владимиро-Суздальского княжества русские походы на Волжскую Булгарию усилились. Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию; бегство остатков булгарского войска после поражения. БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ (Болгария Волжско-Камская), государство в Среднем Поволжье и Прикамье. Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году.
С чего начинается Булгар: как потомки Кубрат хана на Волге государство строили
Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой. Всего зафиксировано 15 конфликтов включая поход князя Святослава.
Поход же на хорватов в летописи отмечен 992 годом [50] [51] [52]. Позднейшие исследования[ править править код ] В дальнейшей историографии мнение о том на каких именно болгар булгар совершил поход князь Владимир Святославич — на волжско-камских или на дунайских разделилось. Так М. Щербатов писал, что «сии болгары были не те, которые жили на Волге в великой Болгарии», а поселившиеся в VII веке «возле Чёрного моря», но при этом он описал сюжет из летописей и 1-й редакции В. Татищева о «пленных в сапогах» и «вечном мире».
Из этого же он заключил, что дань, о которой писал М. Стрыйковский, на болгар наложена не была [53]. Того же мнения придерживался и И. Болтин [54]. Карамзин в своей « Истории государства Российского » писал, что Владимир с новгородцами и Добрыней отправился на судах вниз по Волге конные торки шли берегом , однозначно утверждая, что его целью было завладение «Камскою Болгариею» [55]. Соловьёв , избегая определённых выводов, предполагал, что князь Владимир совершал походы и на волжских и на дунайских болгар, а после в летописях они были перемешаны «по одинаковости народного имени» [56]. Относительно данного похода, который С.
Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В. Мавродин , Б.
Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др. Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60].
Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68]. Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60].
В иные годы они умудрялись добираться на своих лодках аж до низовьев Волги, наводя ужас на ордынских ханов. Доходило до того, что властители Орды обращались к русским князьям с настоятельными просьбами утихомирить дерзких разбойников.
А в среднем течении Волги, на месте современной Казани и Жигулевских гор, отряды ушкуйников останавливались для отдыха и пополнения запасов продовольствия. Кстати, иногда ушкуйники в погоне за добычей занимались и грабежами русских городов. А потому начиная с середины XIV века московские князья пытались пресечь эту вольницу. Покончить с ушкуйниками удалось только в конце XV века, после присоединения Новгорода к Москве и образования единого Русского государства.
Однако часть ушкуйников перебралась на Дон и нижнюю Волгу, часть бежала в Запорожскую Сечь. Именно ушкуйники стали основой для формирования нового служилого сословия — казачества. Правда, этот процесс растянулся на столетия. Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству.
В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века. Казаки переняли от своих предшественников — новгородских разбойников — не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами. Нетрудно догадаться о происхождении слова «атаман», столь популярного в казачьей среде.
Знаменитые казацкие суда — струги — тоже были, по всей видимости, позаимствованы у ушкуйников. Небольшие плоскодонные парусные суда, на которых ушкуйники легко преодолевали сотни и даже тысячи вёрст по Волге и её притокам, стали неотъемлемой частью быта и волжских, и запорожских казаков. На своих стругах запорожские казаки пересекали Чёрное море и доходили аж до Стамбула. А сподвижники Ермака на таких же стругах легко разгромили орду сибирского хана Кучума, захватили его столицу в нижнем течении Иртыша и присоединили к России огромные территории к востоку от Урала.
Примерно в 922 году волжские булгары действительно стали мусульманами. Но случилось это не столько по зову сердца, сколько по причине более прозаичной. В те времена главными врагами Волжской Булгарии были хазары. Они считали эти земли сферой своего влияния и постоянно вмешивались в дела булгар.
Первым, кто открыто выступил против хазар, стал булгарский хан Альмас. В борьбе с Хазарией он активно искал надёжного союзника. И такой союзник нашёлся. Им стал арабский халиф Муктадир, империя которого простиралась от Испании на западе до Аравийской пустыни на востоке.
Арабский халифат в X веке был одним из самых мощных государств мира. Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами.
Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга.
Результатом Булгарских походов русских князей стало расширение русского протектората над территорией Верхнего Поволжья до реки Сура. Литература Шпилевский С. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. Пономарёв П.
Данные о городах Камско-Волжской Булгарии. Том X, выпуск 3. Смирнов А. Волжские булгары. Москва, 1951. Халиков А.