Ведь пергамент, который изготавливали из шкур животных, и бумага в те времена стоили очень дорого. Самодельная бумага История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества. У разных народов предками бумаги служили в свое время папирус, пергамент, береста. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском. Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. это различные материалы, которые в разные времена и культуры использовались для написания текстов и хранения документов.
береста; папирус; пергамент; камень; дерево; глиняные таблички. презентация
Что раньше не использовали для письма. Ранняя письменность и средства для письма | Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется. |
Вместо бумаги | Ведь пергамент, который изготавливали из шкур животных, и бумага в те времена стоили очень дорого. |
Общее слово к словам пергамент береста бумага
это материал для письма из недублёной сыромятной кожи древняя рукопись на таком материале. Береста- это верхний слой коры берёзы. Бумага- делается из дерева. До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы.
Бумага. Письменные носители до появления бумаги
Береста. Папирус. Пергамент. Количество информации постоянно растет. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. Пергаментная бумага. Растительный пергамент. Так, в некоторых регионах, согласно комментариям подписчиков телеграм-канала «Лесной комплекс», цена пачки белой офисной бумаги SvetoCopy (500 листов) достигла отметки в 1100 рублей и выше.
Что раньше не использовали для письма. Ранняя письменность и средства для письма
Блог «Умные мелочи. Когда появился пергамент? Чем пергамент лучше папируса | прототипы бумаги. |
пергамент береста бумага что это такое... | Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. |
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине | Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. |
Пергамент береста - фотоподборка | Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный. |
Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
История бумаги в России берёт своё начало во второй половине 16-го столетия, во времена царствования на Руси Ивана Грозного. Слайд 2История развития носителей информации Наскальная живопись Глиняные таблички Папирус Пергамент Береста Бумага. Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется. Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой.
КАК РОЖДАЮТСЯ КНИГИ
Мероприятие проходило в форме урока библиотечно – библиографической грамотности. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что было, когда люди не умели писать, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста. Существует несколько версий происхождения слова «бумага», но как по итальянской «bambagia», так и по татарской «бумуг», в переводе оно значит хлопок. писчие материалы Пергамент (пергамен) - это специально выделанная телячья кожа, а не древесина. Береста - кора березы, а вот бумага - это действительно продукт целлюлозой промышленности. Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги.
Бумага. Письменные носители до появления бумаги
Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н. Слайд 5 Но шло время и в Китае придумали рецепт изготовления бумаги: брали кору дерева бамбук расщепляли, вымачивали сушили и разглаживали. Бамбук был тяжел, а шелк дорог.
Но проблема решена, по словам замминистра промышленности торговли Виктора Евтухова, уже в ближайшее время склады поставщиков заполнятся бумагой в привычном дизайне от ключевых производителей. Дефицит будет исчерпан, пояснил чиновник в интервью «России-24», а цены вернутся на уровень начала 2022 года, когда не было санкционных нюансов в производственной цепочке огромного числа предприятий России: «Сейчас ситуация нормализуется. Цены возвращаются к уровням января - февраля месяца, и никакого дефицита в ближайшее время не будет, потому что Светлогорский целлюлозно-бумажный - ред.
Письмо как основа письменности, в трактовке «Большой советской энциклопедии», представляет собой «знаковую систему фиксации речи, позволяющую с помощью начертательных графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» 3. Энциклопедия «Кругосвет» дает несколько другое толкование этого понятия: «Письмо — система долговременных условных знаков, обычно визуальной природы, предназначенных для фиксации речевых произведений на том или ином материальном носителе с целью их последующего восприятия» 4. Проще и точнее всего сказано в толковом словаре С. Ожегова: «Письмо — та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи». Все эти определения в совокупности дают полное представление о том, что такое письмо и для чего оно было создано. Поскольку к моменту выхода из пещер люди уже умели рисовать, то неудивительно, что первые письмена произошли от картинок и были, по научной терминологии, пиктографическими. Наиболее древние из известных систем пиктографии были созданы около 3500 лет до н. В дальнейшем пиктограммы стали отходить от натуралистичности, становясь всё более абстрактными, пока не легли в основу идеографического письма рис. Существуют древние примеры идеографического письма, относящиеся к началу III тысячелетия до н. Кстати, оно используется и сейчас, когда мы рисуем, например, бензольные кольца в химической структуре ароматических углеводородов. Около 3000 г. Самый ранний буквенный алфавит из 31 знака появился в Угарите — древнем портовом городе, располагавшемся в XV веке до н. В этом городе была роскошная библиотека, подтверждающая широкое уже в то время распространение письменности, поскольку в ней хранились таблички, написанные на разных языках — угаритском, шумерском, аккадском, хурритском, хеттском, египетском — и разными способами, в том числе клинописью и иероглифами 5. Системы письма, несомненно, находились в зависимости от материала носителя, на котором закреплялась информация. Петроглиф наскальный рисунок Хронология носителей Еще живя в пещерах, но уже будучи неоантропами, люди, помимо рисунков, оставляли на стенах пещер тесаные изображения, или, по научной терминологии, петроглифы рис. Вне пещер записи делались на природных каменных поверхностях или специальных каменных плитах и стелах. Одна из древнейших находок такого типа — так называемая палетка Нармера, египетского фараона, правившего, как полагают исследователи, на рубеже IV и III тысячелетий до н. Это каменная плитка с высеченными на ней с двух сторон барельефами, повествующими о войне за объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ее размер — 62x42 см. Самая известная стела с надписями — двухметровая колонна Хаммурапи, на которой вытесан целый свод законов. Знаменитый Розеттский камень рис. Надпись на этом камне была сделана в 196 году до н. Последнюю же иероглифическую запись на камне выполнили в 396 году уже новой эры. Кстати, как носитель информации камень используется и по сей день, вспомните, например, мемориальные доски. И в древности, и сейчас для обработки камня применяют молоток и зубило: тогда — примитивные, сейчас — эргономически оптимальные. Розеттский камень с текстом, написанным иероглифами, демотикой и по-гречески базальт, ок. По крайней мере, первая табличка, найденная в районе шумерского города Киш, что неподалеку от Вавилона, относится примерно к 3500 году до н. Дешевизна исходного материала — глины, простота процесса письма, возможность обжига глины для пущей сохранности написанного — всё это предопределило широкие временные рамки применения глиняных табличек. Последняя известная клинописная табличка датируется 75 годом н. Писали на табличках по влажной глине, нанесенной на деревянную подложку, трехгранными тростниковыми или костяными палочками. Получались клинообразные штрихи, отсюда и название письменности — клинопись. По прилагаемым усилиям этот процесс гораздо легче, чем резьба по камню, к тому же глина позволяла наносить относительно мелкие элементы, поэтому клинопись заменила громоздкие пиктограммы. Функционально глиняные таблички использовались в торговом процессе, где выполняли роль бухгалтерской и товаросопроводительной документации. Помимо чисто утилитарной функции они служили и духовным целям: их использовали для записи литературных произведений. Из таких табличек составлялись целые собрания наподобие упомянутой ранее Угаритской библиотеки. В повседневной жизни для бытовых записей применяли восковые таблички. Подложкой для них служило то же дерево, но иногда и более благородные материалы. Например, самая древняя такая табличка была найдена на территории античной Этрурии. Она относится к началу VII в. Размеры дошедших до нас табличек колеблются от 14,5x12 до 31x17,5 см 9. Писать на восковых табличках было удобно, как и стирать написанное. Знаки наносили острой металлической палочкой — стилусом. Они могли быть мелкими, то есть возникли условия для появления алфавитного письма. Восковые таблички были в ходу как во времена Гомера и Цицерона, так и раннего и позднего Средневековья. Более того, есть исторически подтвержденные сведения, что ими еще пользовались в XIX веке уже нашей эры. Для полиграфистов интересен тот факт, что таблички часто складывали воском внутрь и соединяли по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг 10. Это свойство предопределило незавидные конкурентные позиции восковых табличек в сравнении с папирусом. Временной диапазон практического применения папируса для письма едва ли не шире, чем у восковых табличек. Самые древние из известных рукописей на папирусе относятся к началу III тысячелетия до н. Пик популярности папируса приходится на VIII в. Последний датированный документ, записанный на папирусе, происходит из канцелярии Папы Римского Виктора II и помечен 1057 г. На папирусе писали тонким тростниковым стержнем с сечением от 1,5 до 2,5 мм и длиной от 17 до 23 см. Конец этого стержня отбивался или разжевывался так, что создавалась своего рода кисточка: в зависимости от поворота, ею можно было провести тонкую или толстую линию. К III веку до н. Писали на папирусе черной тушью, которая изготавливалась из сажи, и красной тушью рис. Папирус позволял воспроизводить на нем любые системы письма. Книги на папирусе представляли собой свитки. Распространенным стандартом был свиток длиной в среднем около 6 м 14.
Папирус, пергамент и береста — прототипы бумаги. Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги. В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности. И, несмотря на это, он применялся очень долго вплоть до VIII века н. В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных — пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных. По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. По свидетельству Плиния Старшего во II в.
Пергамен, бумага, береста...
Пергамент: писчая кожа в средние века Пергамент — это один из наиболее популярных исторических материалов, использовавшихся для письма и хранения информации в средние века. Он получается из обработанной кожи животных, таких как телята, овцы или козы. Использование пергамента было особенно распространено в Европе в средние века, когда его применение стало обычным в монастырях и учебных заведениях. Пергамент был считаем роскошным и дорогим материалом, поэтому его использовали для создания книг, рукописей, договоров и других важных документов. Процесс изготовления пергамента довольно трудоемкий. Сначала кожа животного подвергается растворению в воде или растворе щелочи, затем ее очищают от волос и жира. После этого кожа оставляется высыхать и становится готовой к использованию. Пергамент отличается высокой прочностью и стойкостью к воздействию времени. Его можно легко свернуть или сложить, не боясь повредить материал. Он также очень прочен и трудно подвержен разрушению, что делает его идеальным материалом для хранения важных документов.
В средние века для создания пергамента использовались различные виды кожи животных. Например, тонкий и прозрачный пергамент делали из кожи теленка, а более плотный и прочный — из кожи овцы или козы. Пергамент был не только популярным историческим материалом, но и важным религиозным символом. Многие библейские тексты и молитвы были написаны на пергаменте, что подчеркивало их особую священность. В современных условиях пергамент больше не является основным материалом для письма и сохранения информации. Он был заменен более простыми и доступными материалами, такими как бумага и электронные носители информации. Однако пергамент до сих пор используется для создания искусствоведческих работ и воссоздания старинных текстов. Береста: древнерусский материал для письма Береста — один из старейших материалов, использовавшихся для письма на Руси. Этот материал получался из внутренней коры березы, которая обладает достаточной пластичностью, чтобы быть использованной для создания пергаментных текстов.
Бересту использовали для написания текстов также в Скандинавии и других славянских странах. Для изготовления бересты сначала необходимо было правильно отделить внутреннюю кору от дерева. Затем ее отмеряли и нарезали на листы нужного размера и формы.
С лингвистической точки зрения интересно, что вместо «святого Ильи» дважды сказано «Илья святой» — судя по всему, именно такой порядок слов был принят, когда речь шла о погосте около церкви как о топониме. Правда, в 1950-е годы столь поздние даты предполагались для ряда находок, но потом было показано, что те грамоты гораздо древнее, да и культурный слой Новгорода столь позднего времени уже плохо сохраняет органику: как иногда считают, после завоевания 1478 года новые московские хозяева стали осушать влажную болотистую землю.
Сейчас же археологи уверены, что мы имеем дело с грамотой, написанной уже в лишившемся независимости Новгороде и даже уже в новом столетии — на 30 сантиметров глубже грамоты залегала монета конца 1470-х годов. Перед согласными он пишет предлог «у», а перед гласными ув Овсия, ув Ыгната — «ув» то есть произносил «у» неслоговое, как в белорусском, или вставлял его после «у». Интересна в нем вторая буква — Ъ. Явно она не может заменять букву Е: такое встречается в орфографии берестяных грамот крайне редко. Зато это обычная для бытовой орфографии замена буквы О.
Но все ли так просто? Мог ли быть в каких-то графических системах Ъ своего рода «буквой Ё»? И тут существенно, что название этой буквы — еръ — после соответствующего фонетического процесса должно было замениться на ёр. Именно так эта историческая буква называется в современном белорусском хотя в самом белорусском алфавите ее теперь нет ; название «ior» прямо указано в «Грамматыке словенской» Ивана Ужевича Париж, 1643 , который, возможно, был белорусом. Так что вполне логично было употреблять в этой функции, пока не было буквы Ё, букву, которая называлась ёр.
Но это остается лишь гипотезой. Для того чтобы ее проверить, нужны новые источники. Его имя сохранил еще и пергаменный новгородский документ XV века, запись о том, что Иван Обакунов купил у Юрия Каргуева много земельных участков.
Ее обработка намного проще.
Но ее знали и в Древней Индии, и в античном Риме, и в средневековой Европе, и даже в Северной Америке до появления там европейцев 15. В России писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы, а потом затирая их сажей, углем или листьями растений, сок которых окислялся и становился видимым. Русская берестяная грамота внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям рис. Запись текста, естественно, была алфавитной.
Берестяная грамота «от Жизномира к Микуле», повествующая о судебном разбирательстве. Начало XII в. Сосуществование бересты и папируса объясняется географическими причинами: от африканского тростника до российской березки порядка 3 тыс. Там, где папирус не растет, самое место березе — друг другу они не конкуренты.
Но им обоим конкурентом стал пергамент — писчий материал из шкуры животных. Использование кожи в качестве материала для письма известно с глубокой древности в Египте — со II тыс. На пергаменте и папирусе греки и римляне писали чернилами с помощью заостренного тростника. Чернила делались из смеси сажи и гуммиарабика или чернильных орешков 19.
Однако чернила для папируса, основанные на саже, легко смывались и даже стирались с пергамента, поэтому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было удалить, только соскоблив их 20. По форме пергаментные записи сначала были подобны папирусным свиткам, но поскольку писчий материал позволял отдельные листы складывать пополам, стало возможно сшивать такие листы и получать целостный продукт, которому дали название «кодекс». По свидетельству Ю.
Крижанича Juraj Krizanic, ок. Так, в 1999 году исполнилось 500 лет со времени написания Геннадиевской Библии — первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке 22. Диапазон размеров книг на пергаменте достаточно широк. Например, экземпляр так называемого «Корана Османа» выполнен в формате 68x53 см 23.
Однако значительная часть пергаментных книг имеет меньшие габариты. Ширина и длина фрагмента Корана, поступившего в Азиатский музей Петербургской академии наук в 1826 году, равны 20 и 27,5 см соответственно 24. Упомянутые книги рукописные, алфавитного письма. Пергамент в качестве писчего материала был очень дорогим удовольствием.
Для растущих потребностей человечества в закреплении собственных достижений требовался продукт более дешевый. Спасение пришло из Китая. Китаянки, варившие коконы шелкопряда для получения шелка, обнаружили, что на сетке, где они отжимали шелковую вату, остается тонкий слой материала, на котором после просушки можно было писать. Шелк по цене сопоставим с кожей, и такая бумага тоже была дорогой.
Цай Лунь предложил делать бумагу по технологии, схожей с технологией производства шелка, но из старых рыболовных сетей и прочих незавидных компонентов 26. С той поры началось триумфальное шествие бумаги по странам и континентам. В 751 году в Таласской долине, разделяющей нынешние Казахстан и Киргизию, произошла битва между войсками китайцев и арабов, одним из следствий которой стало проникновение на Запад вместе с китайскими военнопленными технологии производства бумаги 27. С середины XIX века было налажено промышленное производство бумаги из древесины.
Трехвековая гегемония бумаги как фиксатора графических знаков, запечатлевающих речь, кончилась на рубеже XX и XXI веков. Наступила эпоха электронной бумаги, электронных книг. Сравнительный анализ носителей В 1966 году вышел доклад Хадсоновского института США , посвященный методам технологического прогнозирования, процитированный затем в советской и зарубежной литературе 29. Среди них — метод огибающих кривых.
Если коротко, суть его заключается в том, что каждой стадии технического развития некого объекта рассмотрения присущ свой жизненный цикл — от зарождения до практического исчезновения, каждую стадию сменяет следующая с более высокими значениями параметров, и, экстраполируя эти смены на будущее, можно предсказать, каких значений характеристик этого объекта следует ожидать в перспективе. Кривые жизненного цикла строятся в координатах «параметр — время», а огибающая кривая описывает эти кривые, касаясь каждой из них в одной точке. В качестве примера в докладе приводится эволюция транспортных средств, изучаемым параметром является скорость перемещения в пространстве. Появившиеся железнодорожные поезда перехватили скоростную пальму первенства, выйдя на уровень нескольких десятков километров в час.
Реактивная авиация полвека тому назад осваивала сверхзвуковые скорости. Дальше в докладе Хадсоновского института идет экстраполяция, в которой фигурируют ракеты на ядерном топливе, ожидавшиеся до 2000 года, и космические корабли на термоядерном топливе, которые должны появиться ближе к середине XXI века. Скорости в буквальном смысле космические. Спутники с ядерными установками на борту уже есть, до термоядерных двигателей дело пока не дошло.
Огибающая кривая выходит на уровни скоростей, приближающиеся к скорости света, но без указания, даже приблизительно, сроков их достижения. Выбор изучаемого параметра представляет собой сложную задачу. В хадсоновском примере им стала скорость перемещения, измеряемая довольно просто. Хотя было бы интересно сравнить те же транспортные средства по пассажировместимости.
Древняя арба и американский космический шаттл были бы в этом случае вполне сопоставимы. Какой же параметр должен быть использован в нашем случае? Размер разового тиража Один из параметров для сравнения — число одновременно изготавливаемых копий документа, разовый тираж. Слово «одновременно» в данном случае означает «в один присест», причем «присест» по времени может быть достаточно продолжительным.
Науке неизвестно наличие идентичных экземпляров записей на каменных носителях. Даже в Вавилонии была только одна колонна с законами Хаммурапи, хотя и в те времена незнание законов не освобождало от ответственности. Разовый тираж — единичный. Археологами найдено несколько десятков тысяч глиняных табличек.
Только лишь при раскопках Мари, столицы древнего государства на берегу Евфрата, уничтоженной тем же Хаммурапи, было обнаружено 23 тыс.
Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил. Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик камедь акации.
Также известно о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы Sepia officinalis — так называемой «чернильной рыбы». Чернильная рецептура на Руси Древнерусская чернильная рецептура чрезвычайно обширна. Однако все известные нам рецепты восходят не далее середины XV в. Книгописцы X—XII вв.
Первые называли на Руси «чернилами копчеными», а вторые — «чернилами вареными». Помимо дубовых орешков, в качестве дубильных веществ танинов также использовали шишки и кору ольхи. Несколько позже древнерусские переписчики стали готовить железо-галловые чернила — на основе отвара дубовых орешков и железного лома. Для изготовления железо-галловых чернил брали измельченные чернильные орешки; затем от 12 дней до месяца настаивали их в теплом месте в кислом растворе квасе, вине, кислых щах, «жестоком уксусе», «пошлом меде» с добавлением железных опилок, время от времени «подкармливая» смесь медом, задававшим новую пищу бродильному ферменту; а в конце, «ради утверждения», клали в готовые чернила вишневую камедь.
Конечно, это лишь один из многих бытовавших в средневековой России вариантов приготовления чернил из дубовых орешков. Иногда с целью умерить брожение в чернила добавляли немного хмелевого отвара, а также имбирь и гвоздику, предотвращавшие от загнивания и образования слизи. Железо, служившее для получения чернил, расходовалось весьма медленно, и его крупные куски вместе с грубо измельченными чернильными орешками образовывали так называемое «чернильное гнездо», пополняемое по мере убывания свежим приливом — как правило, из концентрированного отвара коры обычно ольховой, иногда дубовой или ясеневой. Такое гнездо могло прослужить до 7—10 лет.
Позднее, с XVII в. Перед употреблением его обычно сильно прогревали, завернув в бумагу, пока не побелеет «аки мука». Однако подобные чернила со временем оказывают разрушительное воздействие на носитель, буквально разъедая бумагу, что, в конце концов, приводит к утрате текста. Кроме уже упомянутых дубовых орешков и ольхи, в рецептах русских чернил встречаются и другие растительные вещества со схожими свойствами.
Так, например, известен способ приготовления чернил из чаги, которым и сегодня пользуются в некоторых сибирских скитах: грибы очищают от коры, разрезают на небольшие пластины и несколько раз кипятят с кусками дерева в течении 2—3-х дней, каждый раз предварительно охлаждая настой; затем в получившийся буро-коричневый отвар добавляют камедь лиственницы. В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко. Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными.
Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера.
Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод. Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т.
Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью.
Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез.
Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч.
Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк.
Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами.
Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа. Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет. Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками.
Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения.
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
Розеттский камень с текстом, написанным иероглифами, демотикой и по-гречески базальт, ок. По крайней мере, первая табличка, найденная в районе шумерского города Киш, что неподалеку от Вавилона, относится примерно к 3500 году до н. Дешевизна исходного материала — глины, простота процесса письма, возможность обжига глины для пущей сохранности написанного — всё это предопределило широкие временные рамки применения глиняных табличек. Последняя известная клинописная табличка датируется 75 годом н. Писали на табличках по влажной глине, нанесенной на деревянную подложку, трехгранными тростниковыми или костяными палочками.
Получались клинообразные штрихи, отсюда и название письменности — клинопись. По прилагаемым усилиям этот процесс гораздо легче, чем резьба по камню, к тому же глина позволяла наносить относительно мелкие элементы, поэтому клинопись заменила громоздкие пиктограммы. Функционально глиняные таблички использовались в торговом процессе, где выполняли роль бухгалтерской и товаросопроводительной документации. Помимо чисто утилитарной функции они служили и духовным целям: их использовали для записи литературных произведений.
Из таких табличек составлялись целые собрания наподобие упомянутой ранее Угаритской библиотеки. В повседневной жизни для бытовых записей применяли восковые таблички. Подложкой для них служило то же дерево, но иногда и более благородные материалы. Например, самая древняя такая табличка была найдена на территории античной Этрурии.
Она относится к началу VII в. Размеры дошедших до нас табличек колеблются от 14,5x12 до 31x17,5 см 9. Писать на восковых табличках было удобно, как и стирать написанное. Знаки наносили острой металлической палочкой — стилусом.
Они могли быть мелкими, то есть возникли условия для появления алфавитного письма. Восковые таблички были в ходу как во времена Гомера и Цицерона, так и раннего и позднего Средневековья. Более того, есть исторически подтвержденные сведения, что ими еще пользовались в XIX веке уже нашей эры. Для полиграфистов интересен тот факт, что таблички часто складывали воском внутрь и соединяли по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг 10.
Это свойство предопределило незавидные конкурентные позиции восковых табличек в сравнении с папирусом. Временной диапазон практического применения папируса для письма едва ли не шире, чем у восковых табличек. Самые древние из известных рукописей на папирусе относятся к началу III тысячелетия до н. Пик популярности папируса приходится на VIII в.
Последний датированный документ, записанный на папирусе, происходит из канцелярии Папы Римского Виктора II и помечен 1057 г. На папирусе писали тонким тростниковым стержнем с сечением от 1,5 до 2,5 мм и длиной от 17 до 23 см. Конец этого стержня отбивался или разжевывался так, что создавалась своего рода кисточка: в зависимости от поворота, ею можно было провести тонкую или толстую линию. К III веку до н.
Писали на папирусе черной тушью, которая изготавливалась из сажи, и красной тушью рис. Папирус позволял воспроизводить на нем любые системы письма. Книги на папирусе представляли собой свитки. Распространенным стандартом был свиток длиной в среднем около 6 м 14.
Фрагмент Книги мертвых Ани папирус, ок. Ее обработка намного проще. Но ее знали и в Древней Индии, и в античном Риме, и в средневековой Европе, и даже в Северной Америке до появления там европейцев 15. В России писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы, а потом затирая их сажей, углем или листьями растений, сок которых окислялся и становился видимым.
Русская берестяная грамота внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям рис. Запись текста, естественно, была алфавитной. Берестяная грамота «от Жизномира к Микуле», повествующая о судебном разбирательстве. Начало XII в.
Сосуществование бересты и папируса объясняется географическими причинами: от африканского тростника до российской березки порядка 3 тыс. Там, где папирус не растет, самое место березе — друг другу они не конкуренты. Но им обоим конкурентом стал пергамент — писчий материал из шкуры животных. Использование кожи в качестве материала для письма известно с глубокой древности в Египте — со II тыс.
На пергаменте и папирусе греки и римляне писали чернилами с помощью заостренного тростника. Чернила делались из смеси сажи и гуммиарабика или чернильных орешков 19. Однако чернила для папируса, основанные на саже, легко смывались и даже стирались с пергамента, поэтому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было удалить, только соскоблив их 20.
По форме пергаментные записи сначала были подобны папирусным свиткам, но поскольку писчий материал позволял отдельные листы складывать пополам, стало возможно сшивать такие листы и получать целостный продукт, которому дали название «кодекс». По свидетельству Ю. Крижанича Juraj Krizanic, ок. Так, в 1999 году исполнилось 500 лет со времени написания Геннадиевской Библии — первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке 22.
Диапазон размеров книг на пергаменте достаточно широк. Например, экземпляр так называемого «Корана Османа» выполнен в формате 68x53 см 23. Однако значительная часть пергаментных книг имеет меньшие габариты. Ширина и длина фрагмента Корана, поступившего в Азиатский музей Петербургской академии наук в 1826 году, равны 20 и 27,5 см соответственно 24.
Упомянутые книги рукописные, алфавитного письма.
Папирус береста. Изобретение бумаги. Бумага изобретение человечества. История изобретения бумаги. Глиняные таблички береста. Глиняные таблички и Папирус.
Книги на бересте и папирусе. Глиняные таблички пергамент Папирус. Папирус писчий материал древнего Египта. Папирусная бумага в древности. Папирус для письма в древности. Бумага Папирус береста. Книги из бересты и папируса.
Писчий материал. Книги на папирусе. Деревянный старый для бумаг. Дерево на пергаменте. Старинная бумага береста. Пергамент и Папирус в чём разница. Книги Папирус и пергамент.
Однис словом "пергамент, береста, бумагв. Бумага Папирус береста одним словом. Общее название пергамент береста бумага. Пергамент книга. Бумага из папируса. Письмена на бересте Русь. Береста в древней Руси.
Береста древняя Русь письменность. Папирусная бумага в древнем Египте. Молитва да воскреснет Бог и расточатся. Папирус бумага древний Египет. Древний папирусный свиток. Книги из пергамента. Кодекс из пергамента.
Фолиант обложка. Берестяной свиток. Сверток бересты. Береста свиток. Свитки на прозрачном фоне. Красивый пергамент. Берестяные грамоты.
Рассказ берестяные грамоты. Берестяная грамота 752. Пергамент писчий материал. Летопись на пергаменте. Древние книги на папирусе. Письмена на бересте. Письменность на бересте.
Читаем в переводе на современный русский язык: «Невежа написал, не думая, показал, а кто это читает... Дополним, что эта запись вначале поставила в тупик учёных-исследователей: оказалось, что буквы обоих строк надо читать не подряд, а по вертикали! Далее укажем, что в новгородских берестяных грамотах заключена самая разнообразная информация, которая позволяет учёным лучше и полнее представить повседневную жизнь новгородцев. На этом этапе урока предстоит прочитать напечатанные на листах фрагменты берестяных грамот и ответить на вопросы: О чём писали новгородцы? Какие выводы о занятиях, традициях, привычках новгородцев можно сделать на основании этих фрагментов? Содержание листов с отрывками Фрагмент 1 «От Фёдора к Ксении. Если Матвея поймали, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать.
Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Константину, пусть сторожит до моего приезда». Фрагмент 2 «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж». Фрагмент 3 «Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве».
Фрагмент 4 «От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тот час пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубахи забыл». Фрагмент 5 «От Жилы к Чудину. Дай отдай рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведётся принять, ляжет на тебя». Фрагмент 6 «Поклон от Якова куму и другу Максиму.
Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту и пришли мне хорошего чтения. Да прикажи привезти мне... В ходе совместного обсуждения прочитанного делаем выводы: В средневековом Новгороде письма на бересте были привычным средством общения; люди писали о поимке беглых холопов, просили вернуть долги, объяснялись в любви, просили переслать забытые и нужные вещи. Новгородцы постоянно писали и читали письма, что свидетельствует о широком распространении грамотности. В грамотах содержится множество бытовых подробностей, которые не могли быть включены в официальные документы. Это позволяет лучше узнать о быте разных слоёв населения Новгорода.
В завершении учебного занятия отмечаем, что на сегодняшний день известно около тысячи берестяных грамот. Берестяные грамоты — ценнейший источник по истории и культуре Древней и Удельной Руси. До нас дошли буквально крохи великого наследия — войны, пожары и время унесли сотни и тысячи берестяных грамот. Рекомендуемая литература Балязин В. Занимательная история России. С древнейших времен до середины XVI века. Любимов Л.
Так что вполне логично было употреблять в этой функции, пока не было буквы Ё, букву, которая называлась ёр. Но это остается лишь гипотезой. Для того чтобы ее проверить, нужны новые источники. Его имя сохранил еще и пергаменный новгородский документ XV века, запись о том, что Иван Обакунов купил у Юрия Каргуева много земельных участков. Итак, наш Демьян Яковлевич был «профессиональным свидетелем», видимо пользовавшимся высокой репутацией. Историки долго ломали голову, кто такие «скотники и помужники», и даже предполагали, что «скотники» — это описка вместо сотники, ведь в наше время скотник — это кто-то , кто ходит за скотиной, а не правит государством и распоряжается имуществом.
Но в древнерусском языке, как известно, слово скотъ прекрасно означало именно «деньги, богатство» в том числе и под влиянием заимствования из скандинавского — тот же корень, что в немецком Schatz. И наша берестяная грамота прекрасно показывает, что сочетание «скотники и помужники» — реальность. В следующей строке читается и слово скотника, механическая описка вместо скотникамъ а что писцы время от времени пропускают слоги, нас уже не должно удивлять. Именно ко всимъ помужьникамъ и ко всимъ скотникамъ обращено это послание. Кто же это такие? По-видимому , эти названия значат просто одно и то же: это те, кто собирает с людей деньги подушно, «скот по мужам».
Этот термин явно очень древний и возник раньше XV века. После обращения к скотникам идет простая по смыслу фраза: «о том много кланяемся». Но дальше, после обрыва, какой-то загадочный естечь, и этот естечь куда-то не ехале.
«О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»
Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права. Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник. Писал он на злобу дня и довольно хлестко: о растущей преступности, состоянии коммунальных служб города, новых налогах, ну и, разумеется, о мудрой отеческой заботе его шефа бургомистра о насущных нуждах горожан, под руководством которого Ахен стал одним из самых процветающих городов королевства. Говоря современным языком, в Ахене и в Прусском королевстве в целом Янссен был популярным блогером. И вот в 1748 году, описывая церемонию подписания мира после Войны за австрийское наследство Второй Ахенский конгресс, как называют это событие историки , Иоганн Яннсен сообщает: «Как раз к собранию конгресса я, не хвастаясь, изобрел новые перья для письма. Возможно, могло быть так, что добрый Господь не позволил бы этому изобретению прийти мне в голову, … но посланник Его Святейшества купил первое, и остальные посланники, надеюсь, купят будущие…Никто никогда не видел и не слышал о перьях, как изобретенные мной, но вы должны содержать их в чистоте от ржавчины и чернил, чтобы они оставались пригодными для письма в течение многих лет, и даже если кто-то будет писать ими на рисовой бумаге последняя строка будет описана как первая… Они попадут в Испанию, Францию, Англию, Голландию, всю Германию и всех уголки мира, …безусловно, будут скопированы другими, но я тот, кто изобрел и сделал их впервые, а также продал в больших количествах за пределами страны и внутри страны».
Казалось, в первую очередь немецкие историки науки техники должны гордиться своим соотечественником, который изобрел современное стальное перо, но как раз они в этом сомневаются. Точнее, в том, что перо было, они не сомневаются, но мирный договор после восьмилетней кровопролитной бойни в центе Европы был подписан в 1748 году обычными гусиными перьями, а инновационное стальное перо Янссена, скорее всего, придумал кто-то из ахенских часовщиков, которыми был тогда знаменит город Ахен. В 2007 году городской комитет по культуре Ахена решил, что «вероятность приоритета Янссена недостаточно высокая, чтобы отдавать ему должное за изобретение стальной ручки, и вопрос продвижения этого мнения, с точки зрения местной муниципальной политики, пока должен быть закрыт». Одновременно Ассоциация историков Ахена обратилась ко всему научному сообществу историков с просьбой: «Мы были бы признательны, если бы однажды этот вопрос был дополнительно прояснен историей технологий или историческими науками. Промышленное производство стальных перьев, начавшееся в начале XIX века, и их дифференциация заметно улучшили способ письма, … это важно и для истории литературы, а также искусства в связи с появлением рисунка пером». В чем не сомневаются историки технологий, так это в том, что первые патенты на стальные перья один за другим стали появляться на рубеже XVIII и XIX веков, а в начале XIX века в Англии они посыпались, как из рога изобилия. Также не вызывает сомнения то, что изготовление стальных перьев современного типа в промышленных масштабах началось в 1820-е годы в английском городе Бирмингеме, где к началу 1830-х годов после короткого этапа слияний и поглощений появилось примерно полдюжины крупных игроков нового рынка, а затем обозначились и лидеры рынка. Это были компании Джона Митчелла и Джеймса Перри, особенно последняя: очень скоро все стальные перья для письма в народе начали называть «перрианскими» perryian вне зависимости от производителя, причем не только в Англии, но и на континенте.
В обеих компаниях было «центральное конструкторское бюро», правда, пока в лице одного изобретателя. Как показало время, именно их идеи и патенты лежали в главном русле «перостроения»XIX века, вот только первые коммерчески успешные перья компании Перри запатентовал на свое имя владелец компании Джон Перри. В дальнейшем Мейсон основал собственную компанию по производству перьев и довольно успешную, но в данном случае сработал принцип «хозяин — барин». У Гилло потом тоже образовалась собственная компания и тоже успешная, но все патенты с самого первого остались при нем. Про Гилло часто пишут, как о простом рабочем парне из Шеффилда, который приехал в Бирмингем и упорным трудом создал там одну из ведущих компаний по производству стальных перьев. В конце жизни его личное состояние оценивалось в 250 тыс. Плюс коллекция картин, которую он собирал всю жизнь, а наследники тут же продали за 170 тысяч фунтов. Все это так, Джозеф Гилло несомненно принадлежал к категории людей, которых называют self-made man.
Но есть нюанс: Джозеф Гилло женился на сестре Джона Митчелла.
Мы предлагаем не только классический пергамент с текстурой и краями, но и различные варианты в виде свитков, писем, старинных документов и т. Наш клипарт пергамент доступен в различных форматах, что обеспечивает его удобство использования в любых проектах. Не упустите возможность добавить атмосферности и оригинальности вашим творениям с помощью нашего клипарта пергамента.
Древнерусский свиток. Берестяные свитки.
Свиток пергамента. Рваный пергамент. Береста бумага. Береста и перо. Береста фон. Свиток картинка.
Фон свиток. Свиток на прозрачном фоне. Свиток рисунок. Старинный лист бумаги. Пергамент для фотошопа. Старая бумага вектор.
Свиток без фона. Старинный свиток фон. Пергамент в древности. Пергаментная бумага в древностт. Пергамент из кожи в древности. Пергамент материалы для письма.
Пергамент для письма из кожи. Пергамент материал для письма в древности. Берестяные свитки древней Руси. Писчий материал береста на Руси. Рукопись на бересте. Пергамент в древней Греции.
Папирусный свиток Рим. Старинная бумага. Свиток горизонтальный. Старый свиток. Берестяные книги древней Руси. Береста книга в древности на Руси.
Бумага из бересты. Бумага из березовой бересты. Слайды по истории. Рамка береста. Бумажные носители информации. Бумажный информационный носитель.
Древние носители информации. Бумага как носитель информации. Свитки на бересте. Новгородская берестяная грамота 12 век. Берестяные грамоты Новгорода 12 века. Рамка в виде свитка.
Сверток пергамента. Делопроизводство в древнерусском государстве. Основной материал для письма — пергамент. Делопроизводство в древней Руси.
В ходе мероприятия ребята познакомились с рождением славянской письменности, узнали, как люди начинали общаться сначала при помощи наскальных рисунков, иероглифов, постепенно подходили к азбуке. Познакомились с биографией Кирилла и Мефодия, узнали, как и для чего создавалась азбука, какие произошли изменения в алфавите при правлении Петра I и в советское время. К мероприятию была подготовлена тематическая слайд - презентация.
Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства
Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и др.[78]. У нас есть ответ: Береста пергамент бумага одним словом Ответ дали 2 человека. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано. До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском.