Власти Японии почти не использовали термин «незаконная оккупация» в отношении Курил пока на посту премьер-министра был Синдзо Абэ.
МИД Японии заявил об «оккупации» Россией Южных Курил
Установление диктатуры реакционной военщины, действовавшей по директивам японских магнатов тяжёлой индустрии, сопровождалось волной политического террора в Японии. Власти Японии включили в «Синюю книгу» по дипломатии за 2023 год фразу о «незаконной оккупации» северных территорий. После странного подрыва железной дороги Япония ввела свои войска на северо-восток ослабленного гражданской войной Китая и в кратчайшие сроки захватила и фактически.
СМИ Японии выражает опасения, что Вашингтон втянет Токио в большую войну
В других случаях ему не следовало оккупировать какую-либо часть страны в отсутствие потребности в прямом военном управлении. При необходимости он мог использовать свои войска в любом районе Японии для восстановления законности и порядка, а также введения прямого военного управления. Начальники штабов подчеркивали, что американские войска должны так вести себя с японским населением, чтобы завоевать у него доверие к США и Объединенным Нациям. Согласно директиве в Японии учреждались военные суды, которые должны были заниматься преступлениями против оккупационных войск. Чтобы гарантировать ведущую роль военной администрации США в оккупационной политике, представителям гражданских ведомств Соединенных Штатов или правительств Объединенных Наций запрещалось исполнять свои оккупационные функции в Японии независимо и без одобрения Верховного командующего18. Серьезные перемены были намечены в области политического и административного управления в Японии.
Подлежали немедленному упразднению колониальное министерство Великой Восточной Азии, а также министерства военное, военно-морское и вооружений. Высшие должности в правительстве, включая премьер-министра и министров, могли занимать только лица, пользующиеся доверием оккупационных властей. Комитет начальников штабов США разрешал функционирование под контролем Верховного командующего местных и центральных органов власти, уголовных и гражданских судов, органов полиции. При этом из них в обязательном порядке изгонялись все ненадежные и реакционные кадры, связанные с прежним режимом и политикой. По всей стране распускались мощные государственные политические организации, в течение долгого времени являвшиеся опорой прежней власти, такие как Политическая ассоциация Великой Японии, Ассоциация помощи имперской власти, Политическое общество помощи имперской власти.
Японское правительство обязано было отозвать из-за границы тех своих дипломатов и агентов, на которых могли указать американские власти, а также передать союзникам архивы и собственность своих дипломатических представительств19. В области демилитаризации Макартур должен был обеспечить быстрое разоружение японских вооруженных сил, включая жандармерию но не гражданскую полицию , гражданский корпус добровольцев и все полувоенные организации, а их личный состав не удерживать в качестве военнопленных, а демобилизовать. Подлежали роспуску все военные и полувоенные организации, включая Высший военный совет, Совет фельдмаршалов и адмиралов, императорская Ставка, генеральные штабы армии и военно-морского флота, армейский, морской и гражданский корпуса добровольцев, жандармерия. В директиве конкретно уточнялись категории лиц, подлежавших немедленному аресту по подозрению в военных преступлениях до последующего распоряжения. Это не только высшие должностные лица, как в прежней директиве, а все члены Высшего военного совета, Совета фельдмаршалов и адмиралов, императорской Ставки, генштабов армии и флота, а также все офицеры жандармерии и все армейские и морские офицеры, являвшиеся видными проводниками воинствующего национализма и агрессии; все важные фигуры ультранационалистических, террористических и секретных патриотических обществ20.
В сфере политической деятельности Макартуру предписывалось запретить распространение японской милитаристской и ультранационалистической идеологии и пропаганды в любой форме, в том числе финансирование и поддержку со стороны японского 18 Ibid. Он обязан был установить минимально необходимые контроль и цензуру за гражданскими средствами связи, включая почту, радио, телефон, телеграф, кино и прессу, в целях обеспечения задач оккупации. Через имеющиеся средства массовой информации надлежало пропагандировать демократические идеалы и принципы. Все существующие политические партии, организации и общества брались под контроль. Те из них, чья деятельность согласовывалась с требованиями и целями оккупации, поощрялись.
В противном случае они запрещались. Всячески приветствовались демократические политические партии. В кратчайший срок должны были быть проведены выборы в представительные органы местной власти, а на региональном и национальном уровне - после соответствующего указания Комитета начальников штабов США. Огромное значение американские власти придавали кардинальному изменению в системе образования Японии, которое должно было решительно трансформировать менталитет японского народа в мирном направлении. Макартуру предписывалось как можно быстрее возобновить работу учебных заведений.
Все преподаватели, запятнавшие себя активной защитой воинственного милитаризма и агрессии, подлежали немедленному увольнению и замене приемлемыми и квалифицированными кадрами. Военное и полувоенное обучение в школах запрещалось. Школьные программы должны были включать концепции обучения, ориентированные на построение мирного и демократического японского общества. Все исторические, культурные и религиозные объекты надлежало защитить от разрушения и разорения21. Экономическая часть директивы Комитета начальников штабов значительно расширяла и уточняла содержание предыдущего документа.
Она распространяла власть Верховного командующего на всю экономическую сферу Японии, позволяла ему вносить любые необходимые изменения в управление экономикой. При этом он мог действовать либо напрямую, либо через императора и японское правительство. Однако в директиве прямо подчеркивалось, что он "не должен брать на себя какую-либо ответственность за экономическое восстановление Японии или укрепление японской экономики". Это японцам предлагалось сделать самим путем отказа от милитаристских амбиций и налаживания мирной жизни. Значительные уточнения были внесены в программу экономического разоружения.
Макартура ставили в известность, что она будет включать в себя сокращение или ликвидацию некоторых отраслей японской экономики, связанных с военным делом, таких, как производство чугуна, стали, цветных металлов, алюминия, магния, химикатов, синтетического каучука, синтетического топлива, радио- и электрооборудования, автоматических механизмов, торговых судов, тяжелых машин. Разрешалась также конверсия этих производств в целях выпуска исключительно потребительских товаров22. Указания, посвященные функционированию японской экономики, предусматривали принятие японским правительством эффективных мер, которые позволили бы ему, опираясь на собственные силы и ресурсы, избежать острого экономического бедствия; обеспечить справедливое распределение имеющихся запасов; удовлетворить оккупационные нужды и будущие репарационные требования. При этом потребности оккупационных сил не должны были ставить японское население на грань голода, массовых заболеваний и материальной нужды. Японским властям нужно было предпринять все усилия для максимального увеличения производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, угля, стройматериалов, одежды и др.
Серьезную опасность для целей оккупации вашингтонские стратеги видели в инфляции. Макартуру поручалось проследить, чтобы японские власти приняли все возможные меры ради ее предотвращения. Директива конкретизировала, в какие отрасли экономики был закрыт доступ активным сторонникам воинствующего национализма и агрессии. Им запрещалось находить- 21 Ibid. Это касалось, в том числе, всех, кто занимал ключевые позиции в этих отраслях начиная с 1937 г.
Макартуру предписывалось обеспечить защиту от уничтожения и сохранность всех заводов, оборудования, документации крупных японских промышленных и финансовых компаний, игравших важную роль в японской военной экономике23. Директива расширяла перечень мер, направленных на демократизацию экономических институтов Японии. Японские власти должны были как можно скорее отменить контроль за рабочими, который был установлен в военное время и создать законодательство, защищающее их интересы. Должны были быть устранены все юридические препятствия к возникновению организаций наемных работников на демократических основах, свободных от милитаристского влияния. Директива не запрещала забастовки, за исключением случаев, когда Верховный командующий полагал, что они мешают проведению военных мероприятий или прямо угрожают безопасности оккупационных войск.
Жесткий контроль устанавливался за всей внешней торговлей Японии. Не разрешался экспорт таких товаров, которые были необходимы для удовлетворения минимальных потребностей внутри страны, а также экспорт заводов и оборудования до выяснения возможностей передачи их по линии репараций и реституции. Никакой импорт или экспорт не должны были служить оправданием для восстановления военного потенциала Японии. Японские власти не имели право вступать ни в какие экономические соглашения с иностранными правительствами или гражданами без предварительного одобрения Верховного командующего24. Специальный параграф был посвящен снабжению необходимыми товарами и помощи японскому населению.
Макартуру поручалось принять все возможные экономические и полицейские меры для максимального использования японских ресурсов, чтобы строго ограничить импорт в Японию. Эти меры включали контроль за производством, ценами и черным рынком, за налогами и финансами, нормирование. Импорт ограничивался и предназначался только для предотвращения массовых заболеваний и гражданских беспорядков, которые угрожали оккупационным силам и военным мероприятиям. Он мог состоять лишь из минимального количества продовольствия, топлива, медикаментов и других необходимых предметов. Макартур был обязан обеспечить честное и справедливое распределение запасов в соответствии с единообразными нормами.
Распределение должно было осуществляться через соответствующие японские государственные агентства или коммерческие организации под его непосредственным контролем. Им же устанавливались и цены25. Финансовые вопросы оккупационной политики в новой директиве занимали одно из ключевых мест.
Жаль, что при этом японские политики не останавливаются и перед акциями, нарушающими интересы не только правящей партии, но и всей страны и народа, которые должны быть заинтересованы в добрососедских отношениях с близлежащими странами, тем более такой крупной и, чтобы кто ни говорил, влиятельной, как Россия. Сегодня же, накануне очередного установленного японским правительством в 1981 году пресловутого «Дня северных территорий — 7 февраля» хотелось бы напомнить читателям до сих пор малоизвестные факты о том, что, по американским планам, занятию советскими войсками подлежали не только возвращенные Ялтинским соглашением глав союзных держав — СССР, США и Великобритании — Южный Сахалин и все Курильские острова, но и весь остров Хоккайдо и обширные районы северо-восточной части основного острова Японии — Хонсю. В России же эти документы впервые были введены в научный оборот автором этих строк, в частности, в вышедшей в 2004 году книге «Японский фронт маршала Сталина».
Президент принял нового советского посла Максима Литвинова. Американского лидера, прежде всего, интересовало, насколько в реальности можно было бы использовать территорию Советского Союза для нанесения бомбовых ударов по японской метрополии. Сталинский ответ был сформулирован в телеграмме зампреда Совнаркома и главы советского МИД Вячеслава Молотова послу Максиму Литвинову от 10 декабря 1941 года. В ней ему поручалось передать Рузвельту, что в данный момент СССР не сможет объявить войну Японии и будет придерживаться нейтралитета до тех пор, пока Япония будет соблюдать советско-японский пакт. Молотов на переговорах с президентом США Ф. Рузвельтом в Вашингтоне В послании, в частности, говорилось: «…Мы думаем, что главным нашим врагом является все же гитлеровская Германия.
При следующей встрече с послом, 11 декабря, Рузвельт высказал сожаление о таком решении Сталина, но добавил, что на его месте он поступил бы так же. Прошло всего десять дней, и во время бесед с прибывшим в Москву министром иностранных дел Великобритании Антони Иденом Сталин уже по-иному рассуждал о возможности вступления СССР в войну против Японии. От имени своего правительства Иден, как и Рузвельт, напрямую поставил вопрос о помощи Западу на дальневосточном театре военных действий. Значительное количество наших дальневосточных войск в последнее время было переброшено на западный фронт. Это создало бы более благоприятную политическую и психологическую атмосферу в нашей стране. Война оборонного характера была бы более популярна и создала бы монолитное единство в рядах советского народа»… Зондаж продолжается В июне 1942 года японские войска захватили острова Кыска и Атту Алеутские острова , входившие в состав США.
Америка оказалась в состоянии шока. По настоятельной просьбе Объединенного комитета начальников штабов ОКНШ Рузвельт отдал распоряжение активизировать зондаж советской позиции в отношении Японии. А в своем послании Сталину от 17 июня открыто призвал советское правительство начать совместные действия против Японии. Если подобное нападение осуществится, то Соединенные Штаты готовы оказать Советскому Союзу помощь американскими военно-воздушными силами при условии, что Советский Союз предоставит этим силам подходящие посадочные площадки на территории Сибири…» Японские морские пехотинцы бегут в атаку Речь шла фактически об отказе от советско-японского пакта о нейтралитете и вступлении в войну с Японией. Однако неудачное наступление советских войск под Харьковом и начавшаяся затем битва за Кавказ и Сталинград, продолжавшаяся блокада Ленинграда не позволили советскому руководству ввязаться в военное столкновение на Дальнем Востоке. Причем сделано это было не во время официальных переговоров, а на обеде в Кремле по случаю завершения работы конференции.
Свидетельствует личный переводчик Сталина Валентин Бережков: «…Тут я заметил, что Сталин наклонился в мою сторону за спиной Хэлла и манит меня пальцем. Я перегнулся поближе, и он чуть слышно произнес: — Слушайте меня внимательно. Переведите Хэллу дословно следующее: Советское правительство рассмотрело вопрос о положении на Дальнем Востоке и приняло решение сразу же после окончания войны в Европе, когда союзники нанесут поражение гитлеровской Германии, выступить против Японии. Пусть Хэлл передаст это президенту Рузвельту как нашу официальную позицию. Но пока мы хотим держать это в секрете». После этой беседы Хэлл сообщил в Вашингтон, что глава советского правительства «проявил глубокое стремление к сотрудничеству с США и Великобританией», а впоследствии в своих мемуарах написал, что Сталин сделал свое заявление «уверенно, совершенно бескорыстно, не требуя ничего взамен».
Через месяц, на Тегеранской конференции, произошли новые подвижки.
Курильские острова. Фото: Pixabay На фоне украинско-российского конфликта Япония заявила об оккупации Россией своих "северных территорий". Россия оккупировала южную часть Курильских островов, что противоречит международному праву, как и нападение на Украину.
Такой фразы не было и в официальных документах. Москва и Токио с середины прошлого века проводили переговоры с целью выработки мирного соглашения по итогам Второй мировой войны. Основным препятствием на пути к этому остаются разногласия по поводу прав на южную часть Курил.
После окончания войны весь архипелаг был включен в состав Советского Союза, однако Япония оспаривает принадлежность Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы мелких необитаемых островов. В то же время МИД РФ неоднократно подчеркивал, что российский суверенитет над этими территориями, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, не подлежит сомнению.
Американская оккупация Японии и ее последствия.
Как известно, Япония — единственное в мире государство, которое подверглось атомной бомбардировке. Тогда погибло 340 тысяч японцев. Тем не менее, несмотря на ужасающие масштабы этого преступления, японское правительство добровольно отказалось от его юридического осуждения. Больше того, в 1963 году Токийский суд оправдал действия американцев. Наконец, в 2007 году японское правительство признало атомные бомбардировки "благом", так как это… "не позволило СССР захватить Японию". Подобное отношение невозможно понять с точки зрения психологии. Но оно объяснимо исходя из логики финансов. Ведь, перекладывая ответственность за собственные преступления на СССР, международный "финансовый Интернационал" старается скрыть его истинные причины, истоки которых тянутся еще к XIX веку. Около 100 тонн оказалось в руках клана Токугава и около 230 тонн — других феодалов. Для сравнения: в начале XIX века основу золотого запаса всей Европы составляли 800 тонн золотых слитков, вывезенных с 1492 по 1810 год из Латинской Америки. Понятно, что американцы и англичане не могли пройти мимо японских богатств.
Но все дело в том, что ни доминировавший в Японии клан Токугава, ни остальные феодалы не хотели делиться своим золотом. Поэтому международный "финансовый Интернационал" прибег к излюбленному методу "разделяй и властвуй". Он подкупил часть феодалов, которые под лозунгом "восстановления власти императора" арестовали главу самого крупного клана — Токугава — и экспроприировали принадлежащее ему золото.
Советский Союз категорически отверг данное предложение. Его позиция состояла в том, что мирный договор с Японией должен быть выработан четырьмя державами -СССР, США, Великобританией, Китаем - в рамках Совета министров иностранных дел, в котором каждая сторона при голосовании обладала бы правом вето и решения могли быть приняты только единогласно. Однако аргументы советских дипломатов касались в основном обязательств союзных держав в реше- нии территориального вопроса. Порядок выработки и подписания мирного договора с Японией и уполномоченные для этого органы ни в одном из документов данных конференций оговорены не были полномочия СМИД, согласно решениям Потсдамской конференции, распространялись только на процесс мирного урегулирования с Германией и ее европейскими союзниками , на что и указывали США, обосновывая свою позицию. Но не только порядок голосования не устраивал СССР в американском предложении. По-видимому, у советской стороны возникли сомнения в том, что в мирном договоре будут официально закреплены права СССР на Курильские острова и южную часть о.
В донесениях некоторых американских дипломатов прослеживалось стремление доказать, что вклад СССР в разгром Японии был незначителен. Такой подход сформировался в период обсуждения репарационного вопроса, начавшегося еще в марте 1946 года. СССР неуклонно настаивал на необходимости не включать в счет репараций военные трофеи, захваченные странами-победительницами. Это означало, что сверх уже «изъятых стратегических предприятий и вывезенных неотъемлемых частей промышленности» [8] Маньчжурии, находившейся под советским контролем, СССР надеялся получить значительные суммы в счет репараций с Японии. Отказ Советского Союза допустить на подконтрольные ему территории Северной Кореи и Маньчжурии миссию американского экономиста Э. Поули, призванную оценить оставшуюся японскую собственность и разработать на этом основании репарационную программу, настоятельные требования СССР поделить между союзниками, а не ликвидировать военно-морской флот Японии, отказ СССР предоставить Японии «ввиду крайней нехватки продовольствия в стране и угрозы распространения заболеваний, а также общественных волнений» [10] право рыболовного промысла в районе полуострова Камчатка заставили союзников напомнить, что СССР «должен разделять [с ними] обязанности по оккупации и устройству Японии» [там же]. Тогда же бескомпромиссная позиция Советского Союза заставила американских дипломатов выработать и такой тезис для переговоров: о решении капитулировать Япония сооб- щила после атомных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки, значение советского наступления было невелико, поэтому преимущественные права на репарации с Японии имеют США, а также Великобритания. Однако в 1947 г. Даже петиции с просьбами отдельных членов парламента некоторых японских префектур о передаче Японии отдельных островов Курильской гряды, расположенных рядом с Хоккайдо, оставались пока без ответа.
США торопились с разработкой мирного договора, желая заключить его до середины 1948 г. Советский Союз к этому моменту занимал не столь сильную позицию: большинство предложений его представителей в органах союзного контроля не были приняты, поскольку носили явно политический характер. Так, СССР категорически отверг новую конституцию Японии на том основании, что она сохраняет пусть даже символически императорский трон. Аграрная реформа и рабочее законодательство не раз подвергались резкой критике советских дипломатов за отсутствие в них социалистических норм. Утверждения, что так называемая чистка - изгнание с государственных постов лиц, имевших отношение к милитаристскому прошлому Японии, -была проведена недостаточно тщательно и необходимы дальнейшие увольнения и судебные преследования, неоднократно звучали в речах советских дипломатов. Единственная опора - коммунистическая партия Японии - имела незначительное представительство в законодательных органах страны, пользовалась доверием небольшой части населения, хотя и зарекомендовала себя как организатор политических митингов и забастовок, срывавших мероприятия штаба оккупационных войск. Кроме того, союзникам не раз были предоставлены поводы подозревать о существовании, по крайней мере, политического диалога, если не эконо- мической помощи, между СССР и компартией Японии. Возможность расширить ряды идеологически близких социальных сил путем создания коалиции с социалистической партией в ходе парламентских выборов 1946 г. В самом же Советском Союзе при наличии явного желания иметь в Японии влияние большее, чем предоставлял статус одной из оккупирующих держав, сформировалась установка на категорическое неприятие тех политических сил, которые занимали лидирующие позиции в правительстве и парламенте страны.
Соответственно, ни одна из реформ, проводимых под их руководством, не могла получить одобрения в Москве. Единственным критерием «демократичности» политического строя Японии являлись успехи компартии во внутриполитической борьбе. Население Японии было крайне обеспокоено судьбой сотен тысяч своих соотечественников - военнослужащих и гражданских лиц, насильственно удерживаемых на территории СССР вопреки условиям Потсдамской декларации. Напомним, что в соответствии с ее 9-м пунктом «японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены», должно было быть предоставлено право «вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь» [2, с. На территории СССР японские военнопленные оставались, по крайней мере, до 1949 года. Осознавая всю шаткость своего положения, но все же имея надежды расширить представительство близких себе политических сил в законодательных органах страны, СССР в 1947 г.
Или же, к примеру, власти могут пояснить, что находиться под командованием вовсе не означает, что вами кто-то командует. Эта обеспокоенность японцев вовсе не беспочвенна, ведь подобное в истории страны уже происходило. В 1951 года, перед окончанием американской оккупации Японских островов, Вашингтон потребовал от Токио передачи под командование назначенному США главнокомандующему всех организаций Японии, обладающих военным потенциалом. Японское правительство подчинилось требованию, но опасалось негативной реакции населения.
Местные устали от туристов 2,5-метровый забор длиной 20 метров появится рядом с местным магазином. Масштабное отключение электроэнергии произошло рано утром четверга на острове Мияко японской префектуры Окинава, причина до сих пор не установлена. Об этом говорится в совместном заявлении министров по итогам встречи в Италии. В нем южная часть Курильских островов называется «исконной японской территорией», находящейся под «незаконной оккупацией России». Впрочем, такая формулировка, введенная в японские официальные документы вскоре после начала конфликта на Украине, оказалась вполне ожидаемой.
Япония обвинила Россию в незаконной оккупации Курил
При Рузвельте в зону оккупации Японии советской армией выделялся Хоккайдо | «Северные территории – это острова, над которыми Япония имеет суверенитет и они являются исконной территорией Японии, но в настоящее время они незаконно оккупированы Россией». |
ФСБ рассекретила документы о планах Японии по оккупации СССР : Политика : | «Северные территории — это острова, над которыми Япония имеет суверенитет и они являются исконной территорией Японии, но в настоящее время они незаконно оккупированы. |
Япония во Второй мировой войне | СССР и нацистская Германия - оккупировали страны Европы и Азии. |
Как Япония оккупировала часть российских земель | Россия не должна забывать о страданиях, которые причинила народам Дальнего востока оккупация Японией в XX веке, заявил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. |
ФСБ рассекретила документы о планах Японии по оккупации СССР : Политика : | Оккупация Японии союзными войсками имела место в 1945—1952 годах после её капитуляции во Второй мировой войне. |
Последние новости
- Как Япония оккупировала часть российских земель
- Восточная агрессия
- Сообщить об опечатке
- Забытая советско-японская война 1939 года (The Diplomat, США) | 18.01.2022, ИноСМИ
- Япония отказалась от «незаконной оккупации» Курил
Советско-японская война 1945
Российская Япония) — Территория Японии и зависимых государств, которые были переданы под контроль России. Власти Японии, несмотря на планы заключить "мирное соглашение" с Россией, заявили о "незаконной оккупации" островов Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи. Отмечается, что понятие «незаконная оккупация» было впервые употреблено с 2003 года, а формулировка «территория, принадлежащая Японии» — впервые с 2011-го.
СМИ Японии выражает опасения, что Вашингтон втянет Токио в большую войну
Нация находится в глубоком упадке. Американцы точнее, глобальная финансовая власть, их крышующая уничтожает Японию сегодня также, как и Европу. И понятно, почему. У японцев, как и у христианских народов Европы, слишком силен воинский дух. Они представляют реальную опасность для мировой власти финансовой олигархии. Поэтому, должны умереть. Если японцы поймут это не слишком поздно, у них будет шанс выжить.
Дорогу к освобождению им показал их национальный герой Юкио Мисима. Вернемся ли мы когда-нибудь к его обсуждению? Мир прежним уже не будет. А то, что будет — увидим по окончанию, позже. Кроме того, это очередной сигнал внутренней аудитории в том числе, для наиболее тревожной части консервативно-патриотической общественности , что уступок в сторону Японии не последует.
Даже Германии после Первой мировой войны было разрешено содержать 100-тысячную сухопутную армию и небольшой военно-морской флот, которые впоследствии стали основой вермахта. В Японии же была запрещена даже гражданская авиация, поскольку ее можно было превратить в боевую, не говоря уже о военно-воздушных или военно-морских силах. Единственное - допускался небольшой торговый флот, необходимый для обеспечения японского импорта и экспорта. Япония лишалась всего вооружения, боевой техники, военных материалов и сооружений. Более того, никогда в прошлом побежденной стране не воспрещалось иметь военную промышленность. В отношении Японии этот запрет носил тотальный характер. Физически ликвидировалась не только специализированная военная индустрия и оборудование, но также запрещалось производство всех товаров военного назначения и всякие исследования в военной области. Разрешалась только мирная экономика. Полнота демилитаризации обеспечивалась также роспуском всех военных, милитаристских и ультранационалистических структур, отстранением со своих постов военных чиновников всех уровней, запретом воинствующей идеологии. Эти указания послужили основой для последующих массовых чисток должностных лиц прежнего режима. Впервые подлежали международному суду военного трибунала все высшие руководители, ответственные за развязывание войны и военные преступления. Подлинная революция намечалась в области демократизации жизни и гражданских свобод в Японии, которую американцы считали наиболее развитой и чувствительной сферой политической культуры. Американские реформаторы никак не могли обойти стороной этот вопрос и не предложить японцам свой собственный опыт и достижения по этой части. Однако их предложения шли дальше их собственной американской практики, ибо неизбежно способствовали появлению и бурному росту различных левых, в том числе радикальных, движений, которые никогда не имели веса в самих Соединенных Штатах. Разрешение создавать демократические политические организации открывало дорогу появлению сильных социалистической и коммунистической партий, еще более мощных партий центристско-консервативного направления, но вычеркивало из жизни все реакционно-милитаристские организации прошлого, бывшие опорой прежнего режима. Предоставление японским гражданам фундаментальных прав человека, ставших уже традиционной чертой западных демократических обществ, являлось необычным событием для всего азиатского мира и делало Японию лидером этого процесса в Азии. Американские реформаторы не ограничились демократизацией только политической жизни японского общества. Они собирались также глубоко преобразовать и его заскорузлую экономическую сферу. Они уловили четкую связь между сверхмоно- 14 Ibid. Для демократизации экономической жизни и создания здоровой конкурентной среды они намерены были ликвидировать и разукрупнить большие промышленно-финансовые и торговые корпорации и распределить их средства производства среди большего числа собственников. На этой базе впоследствии стало осуществляться расформирование так называемых дзайбацу. Поощрение демократических организаций на производстве означало поддержку рабочего движения. Третьим важнейшим направлением реформирования Японии намечалась переориентация страны на развитие исключительно мирной экономики. При этом американцы вовсе не собирались помогать японцам восстанавливать свою экономическую сферу. Они полагали, что те должны сами все это сделать, а задача США - создать для этого предпосылки и благоприятные условия. Конечная неудача с разоружением Германии после Первой мировой войны, за которым не был установлен должный контроль союзников, вынуждала американцев ввести длительный оккупационный режим в Японии и насильственным путем проводить необходимые мероприятия. Однако хотя этот режим и предполагал тотальный контроль за всеми областями жизни Японии со стороны оккупационной администрации, он все-таки замышлялся в более мягкой форме, чем тот, что одновременно устанавливался в Германии. Несмотря на то, что вся власть в Японии принадлежала Верховному командующему союзников, в отличие от Германии напрямую он действовал только в отдельных случаях. Обычно же он должен был давать директивы императору и правительству для дальнейшего исполнения. Японские власти могли поступать и по собственной инициативе, но с обязательного предварительного одобрения их шагов и под контролем Верховного командующего по всем вопросам. Наряду с переустройством Германии реформирование Японии представляло собой уникальный случай в международных отношениях. Никогда ранее победители не ставили перед собой целей глубинной трансформации внутренней основы поверженного государства. Все заканчивалось в худшем случае для него его завоеванием и уничтожением, в лучшем - отторжением от него отдельных территорий и контрибуцией. Никогда прежде не ставилась цель полного принудительного разоружения и демилитаризации побежденной страны, потому что безоговорочная вина сил милитаризма за агрессию до конца не признавалась и не выдвигалась задача устранения войны как таковой, считавшейся нормой жизни. Лишь с принятием в 1928 г. Отсутствие механизмов и решимости в реализации этого обязательства обрекло тогда все предприятие на неудачу. И только невиданные разрушения и жертвы Второй мировой войны по-настоящему ужаснули международное сообщество, потребовав кардинальных шагов на этом пути. Однако реализовать столь грандиозные задачи радикального переустройства международных отношений было по силам лишь крупнейшим державам, у которых в арсенале к тому же была не только военная и экономическая мощь, но и мессианская политическая идеология. Соединенные Штаты с их влиятельной и результативной идеологией американской демократии как нельзя лучше подходили для этого. И симптоматично, что именно эта страна с ее наследием миротворческих и пацифистских идей президента В. Вильсона 1918 - 1919 гг. Келлога 1928 г , "доктрины непризнания" аннексий госсекретаря Г. Стимсона 1932 г. Мессианская сущность политики США понуждала их не ограничиваться очередным половинчатым и кратковременным решением проблемы агрессии, а кардинально перестроить общественные системы государств-агрессоров и всю систему международных отношений в соответствии с их собственными и давно вынашиваемыми представлениями. Помимо Соединенных Штатов еще и Советский Союз имел желание и готовность взять на себя глобальную роль в переустройстве Японии, и сразу же после окончания стр. Другие же страны не были готовы к выполнению мессианской роли в отношении Японии и могли предложить лишь половинчатые рецепты. Например, английские эксперты выступали против широкомасштабной оккупации Японских островов, поскольку она представлялась им дорогим, рискованным и ненужным предприятием, которое следовало заменить союзным контролем за внешней торговлей и международными отношениями Японии. А для оккупации предлагалось выбрать лишь некоторые ключевые пункты на территории Японии и изредка демонстрировать ей свою военную мощь. Ненужными представлялись им и радикальные реформы японского общества. Они считали вполне достаточным ограничиться небольшими изменениями базовых институтов Японии для превращения ее в приемлемое демократическое государство15. Когда 23 сентября 1945 г. В свою очередь японцы, по поступавшим сообщениям, были ошеломлены. Между тем будущий японский премьер-министр С. Иосида в своих мемуарах отмечал, что основные цели документа по существу совпадали с мыслями самих японцев с момента окончания военных действий16. Спустя два месяца после получения "Первоначальной политики... Этот документ также являлся плодом работы тех же ведомств, что и в первом случае, и представлял собой значительно, в три раза, расширенный вариант "Первоначальной политики... Хотя все прежние основные указания и положения здесь были сохранены, в него было добавлено много важных и интересных новшеств, на которых стоит остановиться. Прежде всего в нем было дано уточненное определение территории собственно Японии, которая состояла из четырех главных и "около тысячи более мелких прилегающих островов, включая острова Цусима"17. Если первый документ говорил о суверенитете Японии над указанными островами, то эта директива обозначала район американской военной администрации, а поэтому не ссылалась на международные соглашения союзников по Японии и имела в виду фактически сложившееся на тот момент положение дел. Из этого следовало, что власть Макартура не распространялась на Южный Сахалин и все Курильские острова, занятые советскими войсками. Директива конкретизировала мероприятия, относившиеся к функционированию военной власти в Японии. Макартуру предписывалось принять надлежащие меры для полного управленческого и административного отделения от Японии следующих территорий: 1 ее бывших подмандатных и иных островов в Тихом океане Каролинских, Марианских, Маршалловых и др. Это распоряжение не определяло национальный статус этих территорий, а лишь фиксировало, что они не подчиняются государственной власти Японии. При этом американцы по-прежнему предусмотрительно не упоминали 15 Foreign Relations of the United States.
Дело в том, что Симодский трактат, упомянутый выше, не урегулировал вопрос о статусе Сахалина, что вызывало споры между русскими и японскими купцами и моряками. В 1875 году был заключен и подписан Петербургский договор. По нему Японии отходили права на все Курильские острова, а России доставалась японская часть Сахалина. Следующим договором стал Портсмутский мирный договор, заключенный по итогам Русско-японской войны. По нему Россия уступала Японии южную часть Сахалина. В 1920-1925 годах Японская империя оккупировала северную часть Сахалина. В 1925 году территория Северного Сахалина была деоккупирована, японцы вывели свои войска. Последствия оккупации оказались серьезными: за 5 лет с острова вывезли от 20 до 25 тысяч тонн нефти были полностью истреблены ценные пушные животные — соболь, выдра, лисица, значительно сократилось поголовье белки. Кроме того, были утеряны ценнейшие коллекции Сахалинского краеведческого музея. Новые коррективы внесли последствия Второй мировой войны. В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года указано, что суверенитет Японии ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут союзники — без упоминания островов Курильской гряды.
Япония Японские власти решили вернуть в «Синюю книгу по дипломатии» фразу об «оккупации» Южных Курил. Как сообщает японское агентство Kyodo , теперь в «Синей книге» будет говорится, что Южные Курилы — это «территории, которые являются неотъемлемой частью Японии и в настоящее время незаконно оккупированы Россией».
Курсы валюты:
- Накануне войны
- В Японии провозгласили Курилы «незаконно оккупированными» территориями
- Япония вновь заявила о незаконной оккупации Курил Россией
- Лента новостей
- СМИ Японии выражает опасения, что Вашингтон втянет Токио в большую войну
- Блицкриг Гитлера: провал стратегии
Япония включила формулировку об «оккупации» Курил в «Синюю книгу по дипломатии»
СМИ: Япония вновь объявила Южные Курилы «оккупированными» // Новости НТВ | В книге «Американская оккупация Японии» Майкл Шаллер пишет о том, что по мере приближения заката императорских побед разгуливалась фантазия американских «патриотов». |
Япония заявила об оккупации Россией Курильских островов | Организация контроля над оккупированной Японией. |
СМИ Японии выражает опасения, что Вашингтон втянет Токио в большую войну | В Японии состоялся "Общенациональный митинг за возвращение северных территорий", на котором власти страны призвали к возвращению Курильских островов. |
ФСБ рассекретила документы о планах Японии по оккупации СССР | В «Синей книге по дипломатии» Японии за 2023 год использовали формулировку о «незаконной оккупации северных территорий» (Курильских островов. |
СМИ: Япония вновь объявила Южные Курилы «оккупированными»
Российская Япония) — Территория Японии и зависимых государств, которые были переданы под контроль России. Власти Японии почти не использовали термин «незаконная оккупация» в отношении Курил пока на посту премьер-министра был Синдзо Абэ. читайте на сайте "Регионы России". Оккупация Японии в отношениях США продолжается.
МИД Японии снова обвинил Россию в «незаконной оккупации» Южных Курил
Он напомнил, что 3 сентября будет отмечаться День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны. Мы не имеем права забывать о цене, которую народы Дальнего Востока заплатили за милитаристские игры Токио", - подчеркнул секретарь Совбеза.
RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!
Оккупационная политика В рамках политики демократизации были осуществлены следующие мероприятия: Директива о ликвидации ограничений политических и религиозных свобод и прочих гражданских прав ; Разрешение деятельности профсоюзов; Разрешение оппозиционных политических партий, включая СПЯ и КПЯ; Предоставление женщинам избирательного права; синтоистская религия отделялась от государства, а император в новогоднем обращении в 1946 году отрёкся от «божественного происхождения». Были проведены экономические мероприятия: Ликвидация дзайбацу; Аграрная реформа конца 1940-х годов, в результате которой было уничтожено помещичье землевладение, а крестьяне из арендаторов стали собственниками земли. Реформу разрабатывала группа ученых под руководством американского экономиста Вольфа Ладежинского. В ходе реформы у крупных собственников земли были принудительно выкуплены 5,8 млн. Выкупленные земли продавались крестьянам на условиях длительной рассрочки, до того момента арендовавшим землю у помещиков. Инфляция обнулила выкупные долги крестьян и к 1950 году бывшие арендаторы превратились в фермеров-собственников.
Один из наиболее приемлемых вариантов действий виделся в выдавливании «экстремистов», как тогда называли большевиков, из региона, поддержке местных «умеренных» политических сил и способствовании возникновению буферного российского государства под опекой Японии — «независимой Сибири», как выразился дипломат Итиро Мотоно. Действовать при этом следовало осторожно, без открытой агрессии, с оглядкой на реакцию западных держав и не допуская подъема всеобщего народного освободительного движения. Японцы в боях около Хабаровска в 1920 году. Под их контроль попала часть Транссибирской железнодорожной магистрали, обширные территории Приморья и Приамурья, японские гарнизоны находились даже восточнее озера Байкал. В Японию стали массово вывозиться природные ресурсы, включая лес, уголь и громадные уловы лососевых и сельди. Войска интервентов во Владивостоке в сентябре 1918 года. Эти деятели Белого движения получали финансирование, оружие, а также, если необходимо, непосредственную поддержку японских войск. С признанным же лидером белых «Верховным правителем России» адмиралом Александром Колчаком у японцев складывались непростые отношения. В Токио полагали, что этот «человек Вашингтона» может повредить интересам «Cтраны восходящего солнца». Подобно своей деятельности в Китае она будет и здесь стремиться к поддержанию Гражданской войны до полного изнурения России, чтобы создать более удобную почву для эксплуатации обессилившей страны», — писал в феврале 1919 года глава правительства у Колчака Петр Вологодский. Адмирал Александр Колчак в 1919 году. Если с американцами у последних был заключен некий негласный пакт о ненападении, то против японских войск велись ожесточенные и кровопролитные схватки, каждая из которых уносила с обеих сторон десятки и даже сотни жизней. Всего за годы интервенции, по разным подсчетам, погибло до трех тысяч солдат и офицеров Императорской армии. Японский плакат времен интервенции. Один американский офицер в июле 1919 года стал свидетелем карательной акции японцев у железнодорожной станции Свиягино: «Пятеро русских были приведены к могилам, вырытым в окрестностях железнодорожной станции, им были увязаны глаза и приказано встать на колени у края могил со связанными назад руками.
Токио: Оккупация Россией северных территорий непростительна
Япония использовала формулировку о «незаконной оккупации» «северных территорий» в «Синей книге по дипломатии» за текущий год, поступив так 2-ой год подряд после почти. После ряда крупных поражений и окружений в котлах, Япония фактически была на грани потери суверенитета и оккупации — были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Правительство Японии во второй раз внесло документ с формулировкой о «незаконной оккупации Курил» в так называемую «Синюю книгу по дипломатии», сообщает РИА «Новости». Власти Японии, несмотря на планы заключить "мирное соглашение" с Россией, заявили о "незаконной оккупации" островов Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи. «Северные территории — это острова, над которыми Япония имеет суверенитет и они являются исконной территорией Японии, но в настоящее время они незаконно оккупированы.