Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. В данном случае имел в виду Михаил Александрович Врубель не только «Демона» своего, но «Демона» лермонтовского, который во многом вдохновил его живописную работу. Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в небогатой, но порядочной дворянской семье.
Врубель летящий и Врубель поверженный
Вначале пылкого влюбленного отправили от греха подальше в Италию, но это никак не повлияло на него. Вернувшись в Киев, Врубель тут же объявил, что намерен жениться на Эмилии Львовне, причем заявил он об этом не ей, а её мужу. Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче. Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона».
Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие.
Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета.
Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны. Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля. Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка».
Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними. Демон поверженный. Но даже во время выставки каждый день до открытия Врубель подходит и дорисовывает картину, меняя фон, позу, лицо падшего ангела. Демон летящий. Близкие отводят его к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву. Тот ставит неутешительный диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» третичный сифилис. В апреле 1902 года с симптомами острого психического расстройства художника госпитализируют. Состояние Врубеля настолько тяжелое, что в клинику к нему не пускают жену и сестру.
Его снова помещают в больницу, он морит себя голодом, видит галлюцинации и бесконечно переписывает новое лицо — портрет шестикрылого Азраила, который являлся пушкинскому Пророку, постепенно тоже приобретает черты Демона. Шестикрылый серафим. Там он рисует граненую «Розу в стакане» и несколько портретов своего врача. Если на обороте одного из них он пишет горькое: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», то другой рисунок подписывает: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля». Художник прерывает лечение, едет с женой в Петербург и участвует в выставке с причудливой «Жемчужиной», на создание которой его вдохновила подаренная перламутровая табакерка. Но в начале 1905 года симптомы болезни возвращаются, Врубеля мучают звуковые галлюцинации. Усольцев снова забирает пациента в клинику, там Врубель пишет набросок «Видения пророка Иезекииля» — ветхозаветного персонажа, который, согласно Священному Писанию, увидел Божью славу, воплощенную в колеснице с четырьмя крылатыми существами. На полотне Врубеля видны лишь очертания ангелов и самого пророка.
Чистякова курс не окончил. По совету И. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета 1880.
Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" 1903. Художник Русской частной оперы С.
Иногда пишут, что это голос совести, но, наверное, скорее можно было бы сказать, что это голос вдохновляющий, это голос, который ведет по определенному пути предназначения. Сегодня в современных терминах, может быть, мы назвали бы это высшим «Я» или как-то иначе после фрейдовской и юнговской психологии и их последователей. Именно этот голос даймона, который так важен для Сократа, заставляет его принять решение, которое буквально потрясло его сограждан, когда он был отдан под суд по доносу за то, что он якобы проповедует новых богов, которых нет, которые отсутствуют в традиции. И вот этот самый даймон и послужил причиной судилища над ним, и в выборе между изгнанием и смертью ему нужно было в этом случае принять яд Сократ принимает выбор смерти, говоря о том, что даймон его никогда не отвращал его от того пути, по которому он идет, а поэтому он не может жить со своими согражданами, которые этот путь не принимают. Вот такая трагическая история. Она записана во многих свидетельствах и современников, и последователей, его ученика Платона прежде всего, знаменитого философа. Позднее вот этот голос души или предназначения, высшего «Я» — мы можем спорить о том, какое конкретно содержание вкладывали в это в античности, — возникает в Риме, понятие похожее, хотя слово там другое. Это слово «гений», которое у нас в современном языке опять же означает талант прежде всего, особенные способности художника или иного человека, наделенного этими способностями.
Но изначально это было слово, похожее по значению своему на слово «даймон». И когда мы читаем в современных учебниках, что поклонялись, обожествляли римских императоров сограждане, это не совсем так. Обожествляли именно гения императоров. Вот перед нами одна из таких статуй гения императора Августа, которую можно отличить от статуи просто императора по тому, что у него рог изобилия в руках, чаша для жертвоприношений. Это такая иконография, которая сложилась в те далекие времена. Гений — это то, что рождается вместе с мальчиком у девочки есть своя Юнона и ведет его по пути достижения к победам, дает ему жизненную силу, мужскую мужчине, женскую женщине, и потом уже то, что в более поздние времена приобретает смысл именно особенных способностей и талантов, которыми наделены не все люди, а именно те, кого мы называем гениями. На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий» Говоря сегодня о Врубеле, я хотела бы познакомить не только со взглядом искусствоведческим, но и взглядом таким неожиданным, который с иной точки зрения мы можем бросить на Врубеля. Это взгляд писателя Даниила Андреева сына знаменитого писателя Серебряного века, Леонида Андреева , который написал, наверное, самую необычную книгу XX века под названием «Роза мира». Они разные: это миры и светлые, миры и демонические. И, в частности, он пишет о даймонах как об особом населении земли, которое когда-то было создано раньше человечества, которое представляет собой некие крылатые существа.
И Врубель, когда только приступал к своей знаменитой картине 1890 года — перед нами один из акварельных эскизов одноименной картины, — написал своей сестре Анне, эти строки сохранились в его письме: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Как видите, уже и в эскизе картины, в окончательном ее варианте мы не видим крыльев, и мы скорее видим в этом эскизе не цветы, а что-то такое, что напоминает пространство, где плавятся некие формы, которые, как будто сталактиты, застывшие со временем, и сталагмиты, струятся по некоему невидимому стеклу или границе. Состояние пребывания на границе миров ощущается в этом эскизе, где найдено почти все, но окончательный образ будет все-таки иным. И вот то, что пишет Андреев о даймонах, то, что было явлено ему в его путешествиях. Это особенная судьба. Он был, как и многие люди, подвергнут аресту в сталинские времена, причем было это уже после Великой Отечественной войны. Мы не имеем с вами опыта подобных путешествий, поэтому можем либо принять их на веру, либо нет, но для нас в данном случае важно, какой свет бросают сведения, которые дает нам книга Даниила Андреева «Роза мира», на произведения Врубеля. Он пишет как раз о том, что даймоны, поколение более древнее, чем люди, одной из своих задач имеет вдохновлять людей: если есть даймон свой у человека, то действительно этот человек развивает свои творческие способности, он может пробудить тот талант, который в нем спит. И вот эта титаническая особенная нота, которая есть в произведениях Врубеля, прежде всего в его «Демоне сидящем», действительно рисует существо не столько человеческое, сколько существо, которое как будто бы сохранило родство свое с некоей скалой, из которой оно вырублено. Любимый метод работы Врубеля — когда он работает мастихином или широкой кистью.
Это создает ощущение работы скульптора, который буквально вырубает из огромной скалы мощную фигуру Демона. Кажется, что цветы за его спиной здесь не протягивают ветви, как пишет Врубель своей сестре, а кристаллами переливаются за спиной, будто их тоже вырубил какой-то грандиозный ювелир. Можно представить Господа Бога в этой роли. Закат, который выложен за спиной Демона, похож на мозаичный. Возникает ощущение некоей хрустальной оболочки, в которую заключена душа. Идея эта очень созвучна эпохе романтизма, а символизм, представителем которого и родоначальником стал Врубель у нас в живописи, на новом этапе эту волну возрождает. Ощущение прозрачного хрусталя, в который заключена душа, — это идея была особенно ярко явлена еще в эпоху романтизма, когда и в поэзии, и в живописи этого времени например, в женских портретах Кипренского есть очень ясное ощущение того, что душа, как в плену, заключена в телесной оболочке, она тоскует о той небесной родине, которую когда-то покинула. Это пребывание как бы на границе двух миров очень ощутимо в картине Врубеля. Ощущение тоски о чем-то несбыточном, чью реальность ощущает персонаж картины, кем бы он ни был, душа ли это или действительно демон, потому что, как бы то ни было, мы живем в эпоху христианской культуры, когда уже другой смысл придается этому слову, и зритель, и сам Врубель не могли, конечно, не впитать это сознание. И здесь перед нами персонаж, как говорил сам Врубель, «скорбный и страдающий».
Очень многие историки искусства совершенно справедливо сравнивали этот образ с лермонтовским, который действительно был исходным мотивом для Врубеля. Это был любимый поэт художника. Он знал «Демона» наизусть, он цитировал его постоянно, и многие сценки ставились им еще в Академии художеств по его инициативе на тему «Демона». И здесь тот самый образ, о котором мы читаем у Лермонтова: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет! И хотя в данном случае действительно это вечер, закат, но тем не менее это не мрак, а еще свет. И, наверное, не такое очевидное сопоставление, но тем не менее оно тоже здесь приходит в голову. Это другое стихотворение Лермонтова, которое все мы в школе еще с вами учили: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. То есть познание порождает сомнение, а сомнение создает состояние бездействия, потому что непонятно, куда идти.
И вот это драматическое противоречие, которое здесь уже очень ясно ощутимо, тоже становится важной темой в образах Демона, которые создает Врубель на протяжении всей своей жизни, возвращаясь к ним и в акварелях, и в иллюстрациях к Лермонтову, которые до сих пор остаются непревзойденными, и в скульптурных образах. Предельная меланхолия: параллели с «Падшим ангелом» Одилона Редона Опять же неоднократно приводилось сравнение среди историков искусства того состояния, в котором пребывает Демон, состояния тоски о несбыточном, о непонятном, о недостижимом, со знаменитой гравюрой Альбрехта Дюрера, которая называется «Меланхолия». Множество инструментов, как видим мы здесь, и научных, и иных, казалось бы, способны разобрать мир буквально по мелким частичкам, по косточкам, и тем не менее фигура пребывает в состоянии глубокой неудовлетворенности и непонимания того, куда идти дальше, потому что все эти инструменты, видимо, уже использованы. И вот это состояние тупика некоего, когда все использовано для того, чтобы мир познать, но тем не менее он остается непознаваемым, ощущается в гравюре. Это, кстати, и тема Фауста, и цена познания. Тема Фауста — это тоже тема, которую затрагивает Врубель в своих знаменитых панно в особняке Алексея Викуловича Морозова. Похожая есть работа у Одилона Редона, одного из ведущих символистов западноевропейских, которая носит то же самое название, что и работа Дюрера. Она также называется «Меланхолия». Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира. Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб.
Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем. Картина написана в 1880 году, то есть за 10 лет до «Демона сидящего» Врубеля. И вот здесь очень интересно привести слова о несохранившемся, первом варианте Демона, которого мы, к сожалению, увидеть уже никогда не сможем, он был уничтожен самим художником. Но его видели очень многие современники, и многие были этим образом потрясены. Здесь перед нами слова Владимира Дедлова — это один из писателей, который под псевдонимом Кигн создавал свои книги. Вот что он пишет об этом несохранившемся, первом варианте Демона Врубеля: у него было «одутловатое скопческое лицо без возраста, выпуклые тусклые глаза с безумным выражением тупой, холодной, но невыразимо тяжкой тоски. На безобразном неподвижном лице — та же печать каменного отчаяния». Тамару погубил такой Демон, а не неосторожная интрижка с черноусым восточным человеком. И здесь видно, что Одилон Редон, вероятно, пошел тем самым путем, от которого Врубель в конце концов отказался.
Он пишет падшего ангела как того, кто сгустил, затемнил свою светоносную материю — потому что Люцифер означает «несущий свет», то есть изначально он был несущий свет, — а здесь перед нами существо даже неприятное на вид, почти с дебильным оттенком на лице, с косным телом, которое словно не владеет само собой. Это то, от чего Врубель отказался, но что тоже может быть в этой теме, и именно к этому обращается Одилон Редон в своей работе. Еще знаменитейшая работа на тему Люцифера, как раз на тему Демона, то есть Демона уже именно в его дьявольском смысле, — это работа Франца фон Штука, знаменитого художника, который был одним из самых известных мастеров своей эпохи среди символистов. Вот его Люцифер. Он совершенно иной, чем у Врубеля. И здесь видно, что он очень театральный, что здесь почти театральный свет, прямо прожектор ощущается за его спиной. Видно опять же очень хорошо, что он написан с натурщика. Этюд натурщика здесь вы видите рядом. Это знаменитый силач того времени, который послужил моделью. Глаза светятся опять же как прожекторы.
Печальный демон
Отец умер и не узнал, как образ демона оформился, окреп, прославил и погубил его сына, но так и остался неуловимым и непокоренным. Написана в 1899 году и является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Работа над картиной не закончена по неизвестной причине. Лермонтов » На картине изображён демон, летящий над Кавказом. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом.
Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле.
Свою роль здесь тоже сыграла судьба: заказ должен был исполнить Константин Коровин, однако он заболел, и попросил друга подменить его. Во время репетиции художник услышал прекрасное сопрано Забелы, бросил все и побежал к певице, чтобы выразить свое восхищение. Он сделал предложение спустя несколько дней, и — о, чудо — она согласилась. Надежда Ивановна оставалась с супругом до конца его дней, несмотря на болезнь и смерть сына Саввы, родившегося с заячьей губой в 1901 году и умершего спустя два года. Впрочем, картину «Царевна-Лебедь» можно отнести к счастливой поре в жизни художника: рядом была любящая супруга, были заказы, выставки, хотя он продолжал пить, беспорядочно сорить деньгами, к тому же усиливались постоянные мигрени. Вроде бы дух мятежный нашел приют. Или нет? Удивительно, но картина «Царевна-Лебедь», по идее, изображающая Забелу в этом образе, сыгранным ей в сказке-опере «О царе Салтане», далека от внешности жены. От нее здесь только костюм.
Черты лица и огромные глаза — все тот же Демон, та же Эмилия, тот же Дух изгнанья… Кажется, образ Демона не оставлял его ни на минуту: художник рисовал его везде — на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. В тот же период, на излете «золотого века», рождается его один шедевр — «Демон летящий» 1899 г. Дух парит над заснеженными горами Кавказа «Под ним Казбек, как грань алмаза» и бурная река. Лик его черен и печален, тело облачено в коричневую тунику, перевязанную изящным поясом. Краски тусклые, перекликаются и почти сливаются в единый лейтмотив печали… Самый страшный Дух — «Демон поверженный» — появился в сложный час для четы Врубелей. В 1901 году у Надежды и Михаила рождается сын Савва — с большими синими глазами, так похожими на его демонические образы. Несмотря на врожденный дефект — заячью губу — ребенок был так мил, что она поражала лишь в первый миг и потом про неё забывали. В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. Синеватый отблеск красок, белые покрова, напоминающие крылья, огромные синие глаза — кажется, перед нами снова врубелевский Дух, только в обличье ребенка. Его черты лица и сам образ чем-то напоминает уже свершенные картины из демонической серии и холодную «Царевну-Лебедь».
Вместе с этим полотном он пытается закончить и главное — «Демона повершенного», к которому уже пытался приступить несколькими годами ранее. Врубель до последнего менял не только лик Демона, но и усиливал краски, делая их все ярче и ярче, кислотность, невозможность, потустороннесть читалась в них. Говорят, он добавлял в них бронзовый порошок, чтобы придать блеска. И со временем оттого они начали разрушать картину, стирать цвет и яркость, как стирались грани между мирами — реальным и потусторонним — в сознании и творчестве мастера. А исход мы уже знаем — даже на выставке художник продолжал дописывать полотно, и в итоге оказался в психиатрической клинике. Спустя полтора года его выписали и супруги приняли решение поехать в Киев — на реабилитацию. Перед отъездом двухлетний Саввочка захворал, по приезду болезнь обострилась и 3 мая ребенок умер. Тогда Врубель вдруг вышел из апатии, в которой пребывал после выписки он не мог работать, хотя прежде, даже в самые сложные времена, мог трудиться по 12-14 часов в день. Горе обострило его восприятие мира. Он организовал похороны, поддерживал жену, как мог, а та не могла говорить.
Савву похоронили на Байковом кладбище, одном из старейших в Киеве. А после состояние Врубеля резко ухудшилось, он сам решил сдаться на волю врачей: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот». Но он боялся ехать в клинику при том самом Кириловском монастыре, где начинался его творческий путь, поэтому сначала его пытались лечить в нескольких больницах Риге. Однако в итоге он все-таки попал в клинику Усольцева при Кирилловском монастыре… Он прожил еще несколько лет, то ненадолго приходя в сознание и выезжая с женой в Москву, то снова погружаясь в бред и галлюцинации. Теперь он уже и внешне напоминал Демона — трансформация из приятного белокурого юноши в нервозного, хилого, больного человека, в грязной измятой рубашке, с красноватым лицом и глазами как у хищной птицы, была постепенной, но неумолимой… Михаил Врубель скончался 1 апреля 1910 года. Накануне он привел себя в порядок и сказал санитару: «Довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств. Впервые после вступления в Академию художника, чей гений признали уже после того, как его рассудок помутился, получил заслуженное признание. Из воспоминаний врача-психиатра: Федор Усольцев, лечивший Врубеля в последние годы жизни, записал в своих воспоминаниях: «Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, — он все дышит; пока дышал Врубель, — он все творил.
Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъема чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он все-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры.
Полная гармония между серым однообразным горным пейзажем и темной грозной фигурой летящего над горами демона. Здесь демон символизирует противостояние и непокорность общепринятым канонам и убеждениям. Главным тоном композиции является свобода. Причина, по которым Михаил не закончил демона, так и остались загадкой для потомков. Возможно мастер был не согласен с трактовкой Лермонтова, а может быть сама идея показалась не достаточно убедительной. Известно лишь одно, что примерно через год живописец вернется к теме демонов. Голова ангела изображена в более темном тоне в отличии от всего туловища. Огромные черные глаза, острые черты лица, обрамляемого черными, как смоль волосами. Угадываются фрагменты черных крыльев, состоящих из настоящих перьев. Как и многие работы мастера, картина осталась незавершенной. Мастер хорошо проработал фон, представляющий собой типичный кавказский пейзаж. Что касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею, пожалуй, можно только угадать. Работа выдержана в суровом колорите коричневых и серы тонов. Атмосфера тревоги и надвигающейся трагедии создана автором. Демон словно продвигается по узкому пространству между небом и землей. Он уже ограничен в перемещении, а впереди его ждет полное поражение.
Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... Мухина, который учился у М. Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н. Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.
Михаил Врубель. Демон летящий
Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи. Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи.
Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
Демон, изображенный на картине Врубеля, не имеет ничего общего с тем образом, который мы привыкли встречать в литературе. Это и не библейский демон, искушающий Христа. При созерцании врубелевского демона у зрителя возникают те же чувства, что и при знакомстве с лермонтовским «демоном» - романтичным и тоскующим. В этом же году появляется акварель «Голова Демона на фоне гор». Мрачный искуситель устремляет свой взгляд в неведомую даль... Голова Демона на фоне гор. Фото: соцсети Спустя почти десятилетие Врубель возвращается к демонической теме и создает «Демона летящего». На этот раз персонаж, изображенный на холсте, мрачен, его черты едва уловимы. Многие детали плохо прорисованы художником и замысел картины до конца не ясен. Картина наполнена движением - такое чувство, что вместе с демоном движутся и Кавказские горы, и снег, который укутал вершины горного хребта.
Комплекс проведенных мероприятий: Предварительно проведенный комплекс лабораторных исследований позволил оптимально определиться с подбором реставрационных методик по укреплению и укладке кракелюра на произведении, где художник использовал клее-меловой грунт с применением мягкой и тягучей смолы «Элеми». Также определенных изменений и иного подхода потребовало удаление загрязнений с поверхности красочного слоя. В результате все основные задачи были выполнены, красочный слой и грунт укреплены, очищены от въевшихся загрязнений, основа дублирована на новый холст, и картина натянута на подрамник. Для защиты живописи от внешних воздействий, ультрафиолетовых лучей и снижения влияния температурно-влажностных изменений на поверхность нанесен слой матового даммарного лака. Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет.
Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге. Демоны в творчестве У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон — это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца. Влияние на последователей Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца. Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет. Ведь картина мира у каждого из людей своя. Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице. Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега. Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький. Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды. Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду. Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника. А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова. Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению.
Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.
Врубель летящий и Врубель поверженный
Михаил Врубель впервые почувствовал себя печальным Демоном, «духом изгнания», о котором так пронзительно писал любимый им Михаил Лермонтов. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург) Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля «Демон летящий» (1899) из собрания Государственного Русского музея. В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки. Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи.
Sorry, your request has been denied.
В одном из первых вариантов он имел крылья об этом пишет и сам Врубель своей сестре , о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам. Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело — бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию. Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза — и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой.
Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор. А эти странные цветы за его спиной, багрово-золотой закат и уже темное, но без звездное небо?.. Надвигается ночь, и ночь эта не принесёт покоя и отдыха от дневных трудов.
Не станет она и радостным ожиданием восхода. Может быть, именно об этой надвигающейся ночи, об этой тоске, об этом выборе и хотел сказать художник? Как обычный человек иной раз в своих снах и видениях предчувствует свою судьбу, так и великий художник предчувствует судьбу эпохи, с которой он связан. И тогда произведение искусства становится нашим коллективным сном.
Сейчас, сто с лишним лет спустя, мы лучше понимаем смысл этого сна. Впрочем, кто-то из философов понял его раньше. В работе «Новое Средневековье» Николай Бердяев писал: «Духовные начала новой истории изжиты, духовные силы ее истощены. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи.
Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную. Это чувствуют наиболее чуткие люди… Мы живем в этот час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены…» Пан. Рушилась и уходила в прошлое великая некогда эпоха.
Изношенная и уставшая эпоха маленького человека, эпоха миллионов лишних, никому не нужных людей, зашедшая в тупик, заплутавшая в бесплодных спорах и поисках. Их эпоха смотрит на нас слезящимися, полными страдания и жалости глазами старика Пана с другой картины Врубеля. А новая, еще не родившаяся, но полная невиданной энергии и мощи с тоской провожала старое солнце, задавая себе вечный вопрос: кто я? Куда мне идти?
Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать... Может быть, в этом суть послания «Демона»?
Таинственного даймона — российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором. Не стоит, наверное, строить иллюзии, что ночь эта закончилась или хотя бы заканчивается. Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «...
Ведь в этом полотне при всей его своеобычности, как ни в одном другом произведении современников Врубеля, отчетливо проступает великолепное владение всеми традициями мировой культуры. В колорите холста слышны звуки мелодий несравненных венецианцев, а в лепке формы угадываются ритмы самого великого флорентийца Микеланджело. В колористических соцветиях Врубеля, «в борьбе золота и синевы» Александр Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный — ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». И стало быть, как образ-знак колористической тональности, врубелевский Демон — тот, кто призван и послан «заклинать ночь», и «синий сумрак ночи, — пишет Блок, — медлит затоплять золото и перламутр».
Я резал себя ножом». Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Михаил Врубель Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. С 1896-го был женат на известной певице Надежде Забеле, портреты которой неоднократно писал.
Он менял черты лица, позу, детали фона. Демон то представал перед зрителями пугающе безумным, то вновь обретал черты печальной красоты. Ни один из вариантов не устраивал творца полностью.
Чем были вызваны эти творческие метания? Возможно, Врубель хотел запечатлеть сложность натуры Демона, его внутренние противоречия. А может быть, в этом отразился собственный душевный кризис художника. Психическое здоровье Врубеля Уже во время работы над «Демоном» окружающие стали замечать странности в поведении Михаила Александровича Врубеля. С годами его психическое состояние ухудшалось. В 1902 году проявились явные признаки душевной болезни. Художника поместили в психиатрическую лечебницу, где он провел следующие 8 лет с перерывами. Несмотря на болезнь, Врубель продолжал рисовать до конца жизни. Его последние работы поражают мрачностью и безысходностью.
Михаил Александрович Врубель умер в 1910 году в возрасте 44 лет. Точная причина смерти неизвестна, предположительно, прогрессирующий психоз. Признание таланта Врубеля При жизни слава Врубеля росла, но настоящее признание пришло к нему после смерти. Сегодня он считается одним из крупнейших русских художников Серебряного века. В частности, «Демон поверженный» принес ему мировую известность. Это произведение вошло в сокровищницу русской культуры наравне с полотнами Репина и Сурикова. Современники Врубеля отмечали его новаторство в области живописной техники. Действительно, его «кристаллический» стиль не имел аналогов в искусстве того времени. Влияние творчества Врубеля Открытия Михаила Александровича Врубеля в области цвета и фактуры оказали большое влияние на последующие поколения художников.
Его «демонические» образы вдохновляли многих деятелей Серебряного века - от писателей до композиторов. Они воспринимали Демона Врубеля как символ эпохи.
Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом [3]. Картина выполнена в мрачных [1] коричневых тонах, в абстрактном стиле.
Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца.
Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства
Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Царевна с полотна Михаила Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. В фондах Приморской государственной картинной галереи среди множества шедевров живописи и графики хранится рисунок «Демон летящий» знаменитого русского художника Михаила Александровича Врубеля.
«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника
Итак, вашему вниманию, Михаил Александрович Врубель «Демон Сидящий». Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. В 1899 году Врубель бросает, не закончив, «Демона летящего». В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. hudozhnik Mihail Vrubel 16 Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с Младенцем.