Платок Пуховый платок ручной работы белый классический, 1.30. Мастерица Артели ПУША Легендарные пуховые платки ручной работы. Галия Кимовна – основатель первого частого музея пухового платка с детства занимается этим ремеслом и входит в гильдию оренбургских пуховниц.
Оренбургские платки
Именно с них берет свое начало пуховязальный промысел Оренбуржья. Здесь собрана единственная в мире экспозиция, посвященная знаковому феномену местного рукоделия Выделить главное.
Оренбургский пуховой платок в искусстве Песня «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии. Рисунок оренбургского пухового платка. Почтовая марка России У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства.
Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П. За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. Тонкий серый палантин Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Самый тонкий пух Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз мохер — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.
Нитки из козьего пуха Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. О платках Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.
А в Лондоне оренбургская казачка Мария Ускова за шали из козьего пуха получила золотую медаль.
Главный секрет оренбургского платка — уникальный пух. Самый тонкий в мире: 16 микрон, притом что у знаменитых ангорских коз — 22—24. Обладают тончайшим пухом козы, что пасутся в горных степях Урала.
У которой пух тяжелее и плотнее, за счёт этого готовая шаль имеет совершенно другой вес и плотность. Цвет у шали из Оренбурга в основном белый и темно-серый.
Как говорят местные мастерицы: «У нас цветных коз не разводят». Отличить машинную вязку от ручной не сложно. При ручном вязании петли изделия воздушные и не всегда одинаково ровные. Машинная вязка более плотная, а петли ровные и тугие, как будто изготовлены из нежной шерсти. На изготовление шали, у опытной рукодельницы уходит около двести часов работы.
Соответственно, такое произведение дешево не может стоить. Козий пух, тоже не дешевый, так как коза в год дает его всего триста грамм. Отсюда вывод, настоящий оренбургский платок ручной работы стоит дорого, по последним данным на 2018 год, не менее 3000 рублей. При покупке платки, обязательно надо учитывать «пушистость» изделия. Паутинка также, как и платок, становятся пушистыми, только во время эксплуатации, но никак не раньше.
Если изделие заранее пушистое, то его в такое состояние приводят мастерицы, с помощью специальной расчески. Именно, этот фактор указывает на то, что вещь может прослужить не долго и быстро облезет. Основным тестом для паутинки на оригинальность, считается «прохождения» ее через золотое обручальное кольцо, но это не является главный показатель, об этом тоже надо знать. Большие платки и теплые изделия, такому тестированию не подвергаются. Оренбургская паутинка ручной работы Оренбургский теплый пуховый платок Отжим и сушка изделия с рамкой и без нее Для правильной сушки, с изделием придется повозиться.
В конце полоскания изделие можно собрать в неплотный комок и легонько придавить ладонями для первоначального отжима основного количества воды. Грамотная сушка пухового изделия подразумевает наличие для этого специальной рамки, которую можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине. Стоимость ее составляет не более 250 рублей. При помощи рамки платок сушится следующим образом: по краям изделия надо протянуть леску или плотную нить, по зубчикам платка; с помощью продетой нити шаль фиксируется на рамке гвоздиками или канцелярскими кнопками; промокнув платок тканью, для того чтобы убрать лишнюю влагу, он оставляется на рамке на час; для полного высыхания, через час шаль нужно снять и разложить на сухом полотенце. Просто расправить, не растягивать.
Второй способ, чтобы шаль быстрее высохла, происходит без рамки и является более простым. Однако, высыхая, есть риск деформации шали. Изделие заворачивается рулоном в полотенце минут на 15-20. Эта процедура повторяется насколько раз с заменой полотенца на сухое. После того как основная влага соберется, платок разлаживается на сухой ткани во всю длину.
Для минимизации риска деформации, его можно закрепить по периметру любыми не тяжелыми предметами. Основа пухового платка. Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.
Пух и страх. Как исчезает урюпинский пуховый промысел
Пуховый платок Зимка может с легкостью стать любимым аксессуаром женщины или девушки, которые ценят классику, моду и стиль одновременно. Платок женский Легендарные пуховые платки legendarnaya белый, 120х120 см. 26 platok В областном художественном музейно-выставочном центре открылась выставка, посвящённая истории легендарного Оренбургского пухового платка. Легендарные платки Фабрики Оренбургских пуховых платков.
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ
Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы! Не остановилось пуховязание даже в годы Войны, посильный вклад вязальщиц в нашу победу также трудно переоценить. В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится. Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук!
В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок Безусловно, с появлением пуховязальных машин, пуховязальщиц стало меньше. Потому что машинное производство снизило стоимость изделий, и значительно. Пуховые изделия ручной работы и вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную. Пуховязание сегодня Конечно же, не все так гладко в истории пуховязания. После колоссально взлета пуховой промышленности, в лихие 90-е начался ее спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы Правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! Созданы фонды, проводятся мероприятия, выделяются средства, ведется борьба с подделками.
Так, уже шесть лет, с 2009 года, в октябре принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Мероприятия, как правило, включают в себя выставки, флеш-мобы, праздничную и конкурсную программы. Это праздник региональный, необходимость его проведения закреплена Губернаторским Указом. Цель фестиваля — возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховяхальщиц и воспитать такую необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения. Самым красивым мероприятием является акция, проводимая в Покров День, она так и называется «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки. Съехавшиеся со всей области вязальщики, такие разные, но объединенные одной общей идей и любимым делом, 5 минут одновременно вязали каждый свое из козьего пуха! Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Появление и развитие интернет-магазинов, безусловно, вносит свою лепту в распространение, развитие Оренбургского пухового платка по всему миру, развитие и поддержку пуховязальщиц. Каждый день своей работой доказывая, что не перевелся промысел на Оренбургской земле, а платок год от года становится только краше!
Остается только выбрать — надежный интернет-магазин и изделие в нем! И стать обладателем платка родом действительно из Оренбурга, с превосходным качеством.
Но в конце 1990-х производство оказалось близко к разорению. И Владимир Калинин пришел, чтоб помочь в меру сил маме, да так и остался. И начал действовать. Сначала увел специалистов с других предприятий. Потом закупил импортное оборудование вместо полувековых станков, начал продукцию снова отправлять на выставки. Сложнее всего оказалось угодить японцам. И стали нашими постоянными клиентами. Но проблема вот возникла: у них же белый цвет — траурный. Пришлось перекрашивать для них пух в розовый, бирюзовый и другие экстравагантные цвета, — объясняет инженер-технолог Надежда Бочкарева. Надежда Константиновна водит нас по цехам: от чанов и станков для предварительной обработки сырья до щипально-замасливающих и чесальных польских станков 1965 года выпуска. Директор хотел приобрести для фабрики еще десяток японских вязальных станков, по 3 миллиона каждый, но начался кризис. Парочку все-таки закупить успели, а от масштабной партии отказаться пришлось. А вообще японские станки — голубая мечта здешнего руководства. Десяток таких станков заменит 30 устаревших машин. Пряхи старинным методом нить скручивают, а машины так не могут. Потому платки ручной вязки мало пушатся, но хорошо греют, — отбельщица Мининур Мухаметшина знает в этом толк — 20 лет на фабрике. Есть в резерве для интервью и Герой Соцтруда Морозова. Максим Галкин сюда наведывался.
Первое знакомство заграничной публики с образцами платков и шалей Оренбуржья состоялось в мае 1851 года, когда в Лондоне торжественно открылась первая Всемирная выставка. Российская экспозиция, насчитывавшая 387 экспонентов, была представлена, в основном, роскошными предметами интерьера и ювелирными украшениями. Например, в решении жюри, где указывали достойные внимания предметы, отмечены каменный мозаичный стол и шкаф работы Петергофской гранильной фабрики, а высшую награду за художественное мастерство и национальное своеобразие своих изделий получила ювелирная фирма И. Однако А. Соколов, ссылаясь на работы Л. Самойлова, А. Шерера и А. Выставочная медаль 1862 г. Оренбургскими платками любовались и в 1862 году, когда Лондон принимал Всемирную выставку во второй раз. Российские экспоненты тогда получили 177 медалей и 128 Почётных отзывов международного жюри. Относительно предметов из Оренбуржья А. Оренбургские пуховые платки неизменно получали награды на всех последующих Всемирных выставках». История платков Усковой сама заслуживает отдельной книги. Мария Николаевна, не обученная грамоте, осмелилась обратиться к местному полицейскому начальству, чтобы оно составило за неё прошение губернатору отправить её работы для участия на сохранившемся документе значится: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил». Губернатор прошение одобрил, а шесть отобранных платков уехали в Лондон. Обратно ни один не вернулся: все были раскуплены. Зато представитель казачьего войска доставил Усковой медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург». Вязание платков в старину Упоминают, что наказному атаману Оренбургского казачьего войска графу Илье Андреевичу Толстому секретарь императрицы Марии Александровны Пётр Алексеевич Мориц в 1863 году отправил прошение привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Готовые изделия с того момента отправляли императорскому двору. В 1870-е гг. Но пуховый платок уже активно участвует не только в международных, но и внутрироссийских выставках, привлекая всё большее внимание. Например, в 1882 году на московской выставке художественной промышленности платки мастериц Н. Владимировой и всё той же М. Усковой наградили денежной выплатой по сотне рублей за каждый. С ростом внимания к платкам рос и спрос на них. Поэтому к концу века число мастериц выросло уже до четырёх тысяч. Цвет пуха — серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8—10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ». К этому времени число тех, кто занимался вязанием платков из пуха, уже достигло 21 000. Причём, занятие было настолько прибыльным, что платки теперь вязали не только женщины, но и мужчины. Можно сказать, что пика пуховый промысел Российской империи достиг именно тогда. Дальнейшие неудачи российской армии на фронте, две революции и распад страны с последующей разрухой и Гражданской войной надолго сократили число тех, кто мог отдать солидную сумму за красивый предмет гардероба. В чём уникальность оренбургских пуховых платков? Пух коз Оренбуржья признают самым тонким в мире. Его толщина — всего 16-18 микрометров. Даже всемирно известный мохер пряжа из шерсти ангорской козы толще — 22-24 микрометра. Но именно такую защиту придумала природа для оренбургских коз, спасая их от жестоких зим, изобилующих снегом, морозами и буранами. Вторая причина выработки такого типа пуха — рацион поголовья, основанный на растительности горных уральских степей. При этом прочность данного пуха выше прочности шерсти. Разумеется, предпринимались неоднократные попытки вывести подобных коз и в других регионах мира. Но география и тут сказала своё веское слово. Например, когда закупленных в Поволжье профессором-востоковедом Жубером коз доставили в Марсель, оказалось, что мягкий и тёплый климат Западной Европы противоречит задумке природы. Уникальная тонкость пуха во Франции козам не пригодилась, и вскоре привозные козы выродились: их пух стал грубым и толстым, как у местных. Вывозили коз также в Англию и Латинскую Америку, но и там эксперименты потерпели неудачу. Оренбургская пуховая коза Российские учёные тоже не оставляют оренбургских коз в покое. С 2021 года стартовал уникальный эксперимент по разведению оренбургских пуховых коз в арктической зоне Северного Ледовитого океана. Для этого 37 особей привезли в Плейстоценовый заказник. Учёные считают, что проживание в суровых условиях Севера только укрепит генофонд животных.
Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами. Уже в начале 19 века французы — законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех поразили и восхитили Оренбургские пуховые платки. В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе. А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За шаль из козьего пуха », диплом и 125 серебряников! В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали. На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей! Ни в какое сравнение с Оренбургскими платками не шли платки Пензенские, казалось бы, тоже козий пух, а вот мастерство исполнения не дотягивало. Далее Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г. Надо отметить, что ведущие мировые державы порой интересовали не пуховые платки, а сам козий пух. Пробовали предприимчивые американцы разводить у себя Оренбургских коз. Но половина коз гибла в пути, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их перевозили. Оказалось, что метеоусловия — решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами. Тогда англичане и французы решили сырье вывозить. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» вязала шали с названием «каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки «имитация под Оренбург». Но все же самые достойные и качественные платки вязались на Оренбургской земле. Да и сейчас вяжутся! Оренбургская губерния — колыбель пуховязания В 70-е годы 19 века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал такую популярность, что не вязать его, умеючи, было глупо! Спрос рождает предложение, как говорится. И в 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом — 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель! Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания — остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков.
Оренбургский пуховый платок - шедевр ручной работы
В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. Этот известнейший во всём мире промысел по вязанию пуховых платков, зародился на Оренбуржье более 250 лет назад в XVIII веке. Платок Пуховый платок ручной работы белый классический, 1.30.
В чем ценность пуха оренбургских коз
- Новые комментарии
- Оренбургский пуховый платок — Википедия
- Отзывы, вопросы и статьи
- Отзывы о компании
Оренбургским школьникам раскрыли секрет создания легендарного пухового платка.
Платок Легендарные Пуховые Платки,140х140 см, серый. Пенсионерка из поселка Редутово под Чесмой стала поставщиком знаменитых оренбургских пуховых платков для иностранцев. Фабрика Оренбургских пуховых платков сегодня– успешное предприятие, имеющее сеть партнеров не только в России, но и за рубежом.
Оренбургский пуховый платок - шедевр ручной работы
В качестве основы для паутинок используют шёлковую реже — вискозную или хлопчатобумажную нить, для шалей используют хлопчатобумажную нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую хлопчатобумажную нить-основу. Такой платок сначала не выглядит пушистым. Носят его очень долго. Изделия из козьего пуха помогают в лечении радикулита, остеохондроза, простуды, мигрени, ангины, не вызывают аллергию. Пух хорошо поглощает влагу, обладает высокими гигиеническими свойствами, очень низкой теплопроводностью — сохраняет тепло нашего тела, растяжим, упруг и мягок. Впечатления Наименование места происхождения товара "Оренбургский пуховый платок" закреплено за двумя организациями: "ОренбургШаль" ручное производство по старинным технологиям и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" производство на вязальных машинах с доработкой вручную. Платки можно купить через интернет-магазины.
В 2017 году в книгу рекордов Росии был занесен самый большой в мире Оренбургский пуховый платок. Он имел площадь 400 квадратных метров, на его создание ушло 46 килограммов пряжи. В 2017 году бронзовая «Оренбургская коза» была установлена в Индустриальном парке «Оренбургский пуховый платок». Тёмная бронзовая коза с длинными пуховыми прядями накрыта сверкающим, как драгоценность, платком с традиционными зубчиками.
По словам Людмилы Верховых, заведующей научно-экспозиционным отделом музея истории г. Оренбурга, наша пуховница должна показать в своей работе от 8 до 10 орнаментов, чем и славится именно оренбургская паутинка. Но еще раньше оренбургский пуховый платок покорил другого известного модельера и кутюрье - Вячеслава Зайцева. Известно, что он одним из первых использовал паутинки в своих ранних коллекциях. Модельер не раз посещал наш город. И даже в 2015 году был в Оренбургском госуниверситете - общался со студентами кафедры дизайна.
Так что у некоторых из них остались его автографы», -вспоминает Майя Яньшина, доцент кафедры дизайна ОГУ, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России.
Вот и пошли из того семейства по всему Оренбургскому краю платки. Маленькое село в 70 км от Оренбурга и есть колыбель знаменитых паутинок. Разве только в Желтом промысел не умирает, передается из поколения в поколение. Там до сих пор каждая семья держит коз, все женщины сами прядут, и на указательных пальцах мастериц навсегда пролегли глубокие ложбинки от нити.
Она объехала со своими мастер-классами 20 штатов, обучала рукоделию американок... Не бойся, он хороший, материть не будешь, — хватает меня за рукав тетка, увешанная шалями. Оренбургские торговки у базарных ворот, что вокзальные цыганки, вцепляются в зазевавшегося клиента так, что не увернешься. И цены на них на местном рынке довольно высокие: 2000 рублей стоит платок, 1200 — палантин. Если не купишь хоть что-нибудь — обида дикая.
Обложат со всех сторон — мало не покажется. Городские власти в последнее время все что-то реставрируют. Сначала потолок в Театре музкомедии сусальным золотом разукрасили, теперь вот за музей взялись. В Вологде тоже хотят Музей кружев открыть, в Волгограде вон памятник козе установили. А мы чем хуже?
Экспонатов накопили достаточно…Ирина Владимировна достает стопку шалей. Любая пройдет сквозь обручальное кольцо это обязательный стандарт. Но, несмотря на внушительные размеры, весят они всего по 120 граммов. Шаль весит всего 40 граммов.
Гарантия Правительства Оренбургской области.
Льготы по налогу на имущество в статусе приоритетного инвестиционного проекта Оренбургской области. Оренбургский областной Центр народных художественных промыслов на территории Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок» был введён в эксплуатацию. Фабрика смогла за 2 месяца август-сентябрь 2015 г. Гости побывали на Фабрике Оренбургских пуховых платков, Оренбургской носочной фабрике, Детской трикотажной фабрике и у других резидентов. Многочисленные магазины различных мастеров продемонстрировали лучшие работы.
В новом корпусе площадью почти 10 000 кв. Это более 1 500 человек работников, 80 резидентов, почти 1 000 парковочных мест. Резиденты Индустриального парка в течение 2016 г. Но важнейшей задачей для них стало развитие бренда «Оренбургский пуховый платок», повышение узнаваемости, расширение ассортимента выпускаемой продукции. В числе ключевых стала реализовываться задача по развитию фирменной сети магазинов.
Так, количество фирменных магазинов: на 01 января 2016 г. Мы активно участвуем в международных мероприятиях, проводимых Минпромторгом России, Правительством Оренбургской области, участвуем в выставках, конференциях и круглых столах. Фабрика успешно представила оригинальные фабричные и лучшие ручные работы на ярмарке НХП «Ладья» в Москве.
Оренбургский пуховый платок стал мировым брендом
Пуховые платки покорили сердца миллионов россиян прежде всего своими согревающими свойствами. Пуховые платки, конечно, вяжут и в Пензе, и в Воронеже, но никто до сих пор не может затмить славу и величие оренбургского пухового платка! На написание своего самого известного стихотворения его вдохновил пуховый платок, который он купил для своей любимой мамы. За рубежом оренбургские пуховые платки впервые были представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года[3]. В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. Добротный простоволосый урюпинский платок похож на звериную шкуру: пуховые пряди ниспадают локонами, иногда кучерявятся мелким кольцом.
Покровский праздник оренбургского пухового платка
Пенсионерка из поселка Редутово под Чесмой стала поставщиком знаменитых оренбургских пуховых платков для иностранцев. В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. Коллекции женской, мужской и детской одежды, обуви, а также товары для дома и спорта.