Новости кто такой ямщик

Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами. Против указа не попрёшь, поэтому в городе с того дня стала формироваться Ямская слобода, в которой проживали профессиональные ямщики, которые осуществляли курьерские обязанности. Кто не слышал старинной русской песни «Ямщик, не гони лошадей»!

Кто такой ямщик? И что делал наш нижегородский ямщик?

Жара несносная. Дальше ехать не могу. Толковый словарь Ушакова. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. Толковый словарь Ожегова.

Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем совладельцем яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. Охотник в данном случае это не тот кто охотится на зверя, а тот кто добровольно согласился выполнять эту работу у него есть охота и освобождался вместе с семьей - от сельхоз работ. На выделенной ему земле работали крестьяне из его общины. Зато у общины не болела голова по поводу доставки государевых сообщений и перевозки государевых слуг. Ямы были разными по численности, в зависимости от напряженности направления: от одного-двух охотников, до тысячи некоторые московские ямы. Большая часть имела порядка десяти охотников.

Признаюсь - статья довольно объемная 74 стр. Но отдельные места заслуживают внимания.

Благодарим, что вы обратили внимание на эту тему, и предлагаем посещать этот сайт чаще, чтобы узнавать и удивляться новым интересным фактам и знаниям!

А вам нравится исследовать разную информацию? Поделитесь в комментариях!

В зависимости от рельефа местности, по которому шла дорога. Содержало эти ямские станции местное население, которое несло так называемую «ямскую повинность», которая впервые была введена еще при татаро-монголах. Управлял всеми этими станциями Ямской приказ, который и расписывал на бумаге: кто какой отрезок дороги должен содержать в исправности, сколько лошадей нужно поставить и, наконец, сколько добрых молодцов выделить для ямского дела. А желающих наняться в ямщики было хоть отбавляй. Работа была не из легких, но зато почетная. Да и льготы ямщикам полагались. Их освобождали от податей, выделяли землю под постройку своего жилья. Платили немалое жалованье. При поступлении на службу будущий ямщик давал чуть-ли не присягу перед всем мирским сообществом.

Не пить, не воровать, от службы не отлынивать и лошадей беречь как свое око. По указу Петра I , которым организовывалась доставка корреспонденции между Москвой на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду и Вагу, ямщикам строго-настрого наказывалось беречь перевозимый груз. Не дай Бог если ямщик попортит поклажу, вымокнет она у него или, что еще хуже, потеряет, то пиши пропало. Ожидали его розги и плети. За час опоздания полагался удар плети. Никого не волновало, что произошло у тебя в дороге. Колесо сломалось или лошадь пала. Опоздал на пять часов, получи пять ударов по спине. А чтобы избежать этих наказаний и не потерять «блатную» службу ямщикам волей-неволей приходилось оттачивать свое нелегкое мастерство.

Ямщики постепенно довели свое мастерство до совершенства и весь свой опыт передавали по наследству.

КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?

Только не уверен, что довезу его душу», — отвечал ямщик. Поездка не состоялась: ямщик оказался благоразумней Екатерины! Быль это или выдумка, судить не нам. Cуществовала Ямская слобода и в Ярославле. Уже в XVII веке здесь проживали 185 ямщиков. Даже местная церковь была посвящена святым Флору и Лавру — небесным покровителям лошадей. По сей день о «ямском стане» в Ярославле напоминает Ямская улица и целых 4 Ямских проезда. А вот от ярославской почтовой конторы — одной из первых не только в городе, но и в России — сохранилось лишь воспоминание. Стояла она близ церкви Дмитрия Солунского. Неподалеку, у стен Спасского монастыря, находился въезд в город со стороны Москвы и Углича.

Неудивительно, что вся площадь перед монастырем ныне Богоявленская была наводнена харчевнями и постоялыми дворами. Возле древней Угличской башни, служившей городскими воротами, располагался «обжорный ряд», или, попросту говоря, «обжорка», где путники могли недорого перекусить и отведать дешевой водки, именовавшейся в Ярославле «сивухой». В ярославском трактире При Петре I вдоль почтовых трактов появились многочисленные трактиры, выполнявшие функции придорожных гостиниц и помещений «общепита». Здесь путешественники могли откушать, а то и остановиться на ночлег, а ямщики согревались после долгих перегонов. В Ярославле, стоявшем на пересечении важнейших торговых путей, подобные заведения были очень популярны. В XIX веке здесь на 51 тысячу жителей приходилось 57 трактиров. В трактирах нередко гуляли подвыпившие купчики, однако в целом обстановка была довольно чинной, чему немало содействовал авторитет трактирщика.

Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом. Почти то же самое, что в первом ответе, только литературным языком и в соответствии с временем, когда употреблялись эти слова и существовали эти понятия.

Данное правило идеально подтверждает и наш «ямщик». Это слово было широко распространено на родных просторах нашей страны начиная с XIII века. А вот производных от него практически не было. Каково же значение слова «ямщик»? Происхождение Понятие «ямщик» восходит к временам Золотой Орды. Представителям хана давалось специальное разрешение — ярлык, благодаря которому они могли собирать дань, беспрепятственно проезжать русские княжества и по мере надобности менять лошадей. Также им поручалось собрать деньги на почтовую службу, которая позднее получила название «ямская гоньба». Для созданной новой службы вдоль дорог были выстроены специальные избы — ямы. Они располагались на расстоянии от двадцати до пятидесяти верст друг от друга — такой была дистанция, которую мог перекрыть за день татарский гонец. На почтовых дворах посланники могли отдохнуть, восполнить свои силы и получить свежую лошадь.

Со второй половины XVII в. Традиционные для России ямские дворы стали теперь называться почтовыми станциями, позднее — почтами. В обиходе осталось лишь слово ямщик. С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. Тем не менее, ямщиков России сохранялись до начала XX в. Занятие извозом на российских дорогах иногда было рискованным: сбившись с дороги зимней см.

Разбираемся, что такое ямщик

Кто такой ямщик в средние века? Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу. Кто такой Ямщик? Ямщик — это человек управляющий гужевым транспортом (лошадьми). Видео КТО ТАКОЙ ЯМЩИК канала КОКТЕЙЛЬ ЗНАНИЙ темная история. 1. Возница на почтовых, ямских лошадях.

кто такой ямщик определение для детей

На самом деле «Яма» - слово исконно русское. Оно обозначает именно яму — углубление в земле, а также Ямой звался бог подземного мира. И словом «ямщик» — как всегда с юмором — русские назвали возчика, везущего пассажиров от ямы к яме, или просто по ямам. Вот, к примеру, изложение путешествия от Москвы до Нижнего Новгорода: «Заезжие литераторы того времени — князь Ив. Долгоруков и П. Свиньин картинно описали путевые мытарства, продолжавшиеся от семи до десяти дней при непрерывной лошадиной тряске с перекладкой на почтовых станциях. Обычно сильно утомленный многодневной экипажной тряской путник несколько приходил в себя лишь к концу своего странствования…» Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. Ямы были их отличительной чертой.

Сохранилась даже легенда о том, что мимо города в XV веке везли символ новгородской вольницы — вечевой колокол. После присоединения Новгорода к Москве Иван Третий приказал доставить его в «плен московский». Около Валдая колокол упал с подводы и, скатившись с горы, рассыпался на мелкие куски. Предприимчивые валдайцы собрали их и начали собственное литейное производство. В городе Гаврилов Ям Ярославской области находится уникальный Музей ямщика. Рядом с ним находится и единственный в нашей стране памятник ямщику. Посетители могут познакомиться с историей ямского дела в России и осмотреть коллекцию утвари ямщиков. Профессия ямщика, безусловно, одна из самых популярных в русской культуре. Невозможно перечислить все песни, стихи, повести, в которых упоминается это человек, занятый трудным, но необходимым для государства делом.

Последние записи:.

Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год. Оказывается, в XVI — XVIII веках территория Причерноморья была малозаселённым регионом, известным в исторических документах и картах под топонимом «Дикое поле» - такая ситуация сложилась потому, что в этот район регулярно набегали крымские татары, то кочевники вроде ногайцев. А значит, что ограбления грузовых караванов были привычной действительностью. Вот поэтому чумакам нужно было обладать ещё и боевыми навыками. Чумаки - это не только торговцы, но и умелые воины. Поэтому в один сезон им приходилось производить несколько подходов к перевозке туда-обратно. Впрочем, даже три-четыре рейса в несколько месяцев не мешали чумакам отлично заработать. Подтверждают это сохранившиеся документы, которые подтверждают, что даже самые недоходные чумаки, владевшие до десятка возов, были намного богаче своих соотечественников, занимавшихся традиционными крестьянскими занятиями.

Чумацкий воз в современной музейной экспозиции. Причём происходить это стало намного раньше, чем у вышеупомянутых профессий: чумаки были вытеснены за пределы настоящему времени с момента появления и развития железных дорог: чем больше распространялась сеть поездов, тем сильнее уменьшались масштабы работы перевозок волами. Ямщик Те самые архаичные извозчики. А ведь историю этого занятия официально отсчитывается с феномена гоньбы: специфической государственной натуральной повинности, заключавшейся в обязанности крестьян заниматься транспортировкой почты либо пассажиров на своих лошадях по приказу чиновника или аристократа. Причём в рамках гоньбы им приходилось заниматься этим совершенно бесплатно, так что нет ничего удивительного в том, что выполнение крестьянами данной повинности отличалось, мягко говоря, недобросовестностью. Ямщиков и на картинах рисовали. И подход к этому вопросу оказался комплексным: сначала ямщиков выделили в особую профессиональную прослойку, что дало им возможность не просто получать постоянную плату за перевозку почты или людей, но даже обзавестись землями для обработки. Ямщики постепенно стали формировать целые городские районы в плане заселения. В частности, именно так появилось обилие названий Тверская-Ямская в той же столице. Русский ямщик 19 века.

Так, к примеру, на вокзальных станциях частенько наблюдалась нехватка лошадей, но как только пассажир или подрядчик был готов приплатить, то они тут же находились. Кроме того, если маршрут был длинными или сложным, пассажиропоток по ним большой или перевозка почты имела сложности, то это также поднимало конечную сумму. Довольно занятной статьёй дохода ямщиков было развлечение пассажиров во время поездки - например, они пели песенки, и брали за это чаевые. Ямщики всегда знали, как подзаработать сверху. В итоге как только масштабны проезда поездов стала расти, то перевозчики на лошадях начали стремительно сокращаться, то есть со второй половины XIX столетия ямщиков становилось всё меньше.

Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой.

После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров.

кто такой ямщик определение для детей

Кто такой Ямщик? Ямщик — это человек управляющий гужевым транспортом (лошадьми). Ямщик – это специалист, занимающийся уходом за лошадьми, особенно в части их копыт и коврачном деле. Толковый словарь Ефремовой Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы называли тех, кто отправлял функции почтальона.

Как стать ямщиком в курьерской службе – популярная профессия, обязанности, требования и перспективы

Однако работа была не из легких — ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем. Вдоль по Тверской-Ямской «Тройка». Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков — особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке ».

В случае нарушения целости сургучных печатей на государственных письмах ямщика ждало предварительное заключение и доставка в Москву на допрос а значит, снова пытки. А за каждый час опоздания ямщикам полагался один удар кнутом. В общем, служба была не из легких. Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста — мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами.

Как в Москве, так и в Ярославле еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками , да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы — там возницы и селились. В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра.

Подорожная от Москвы до Санкт-Петербурга подпоручику лейб-гвардии Егерского полка г. Пушкина Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом.

Умение работать с техникой — ямщик может столкнуться с использованием различных технических устройств, таких как терминалы оплаты и системы GPS, поэтому необходимо уметь обращаться с ними. Опыт работы ямщика в курьерской службе и его значение Работа ямщиком в курьерской службе требует определенного опыта и навыков. Ямщик выполняет важные функции, связанные с доставкой грузов и обеспечением плавной работы курьерской службы. Опыт работы в курьерской службе позволяет ямщику успешно выполнять свои обязанности. Он получает знания о процессе доставки грузов и особенностях работы курьеров. Благодаря опыту, ямщик может эффективно организовать распределение грузов, решить возникающие проблемы и обеспечить своевременную доставку.

Значение опыта работы ямщика в курьерской службе заключается в том, что это позволяет ему стать профессионалом в своей области и обеспечивает качественное обслуживание клиентов. Благодаря опыту, ямщик может предвидеть возможные трудности и принимать соответствующие меры, чтобы избежать задержек и проблем при доставке грузов. Опыт работы ямщика также позволяет ему развивать свои навыки и улучшать свою производительность. Ямщик, имеющий большой опыт работы, может стать более организованным, ответственным и эффективным в своей работе. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня обслуживания клиентов и репутации курьерской службы в целом. Итак, опыт работы ямщика в курьерской службе играет важную роль и имеет большое значение. Он помогает ямщику стать профессионалом, обеспечивает высокое качество обслуживания клиентов и способствует росту и развитию курьерской службы. Основные обязанности ямщика в курьерской службе Основные обязанности ямщика в курьерской службе включают: 1.

Получение грузов по заявкам от отправителей. Ямщик принимает грузы, проверяет их соответствие заявке и оформляет необходимые документы. Упаковка грузов для доставки. Ямщик должен правильно упаковывать грузы, чтобы они не повредились во время транспортировки. Загрузка и разгрузка грузов. Ямщик отвечает за правильную загрузку и разгрузку грузов в транспортное средство, чтобы предотвратить повреждения или потерю груза. Доставка грузов в указанные места получателям. Ямщик следует заданным маршрутам, осуществляет доставку грузов, при необходимости подтверждая их получение от получателя.

Соблюдение правил дорожного движения и безопасности. Ямщик должен быть внимателен на дороге, соблюдать правила дорожного движения и предпринимать меры для безопасности груза и всех участников дорожного движения. Своевременное информирование о возникших задержках или проблемах с доставкой. Ямщик должен оперативно сообщать о любых изменениях в доставке грузов и решать возникающие проблемы для улучшения качества обслуживания. Основные обязанности ямщика в курьерской службе играют ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования службы доставки и удовлетворении потребностей клиентов. Ямщик должен быть ответственным, организованным и готовым справиться с любыми вызовами, которые могут возникнуть в процессе работы. Правовые аспекты работы ямщика в курьерской службе Работа ямщика в курьерской службе имеет свои особенности, связанные с правовыми аспектами. Это важно учитывать как для работодателя, так и для работника.

Трудовой договор Ямщик, получая должность в курьерской службе, заключает трудовой договор с работодателем. В договоре указываются такие важные моменты, как ставка оплаты труда, рабочий график, условия труда в том числе связанные с работой вне офиса , сроки исполнения задач и другие детали работы. Все эти условия обязательны к исполнению и должны быть согласованы договором. Охрана труда Работа ямщика в курьерской службе может быть связана с определенными рисками. Компания обязана обеспечить работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, а также предоставить инструкции по охране труда. Ямщик в свою очередь должен соблюдать правила и рекомендации по безопасности, чтобы минимизировать риск происшествий на рабочем месте. Нарушение правил охраны труда может повлечь за собой негативные последствия и понести ответственность перед работодателем. Конфиденциальность В работе ямщика в курьерской службе могут возникать ситуации, требующие соблюдения конфиденциальности.

Это может быть связано с перевозкой документов или посылок, содержимое которых требует особой защиты. Ямщик должен быть внимателен и действовать в соответствии с требованиями компании по сохранению конфиденциальной информации. Важно помнить, что нарушение конфиденциальности может повлечь за собой негативные последствия и даже юридическую ответственность. Наличие четкого понимания правовых аспектов работы ямщика в курьерской службе является неотъемлемой частью успешной трудовой деятельности. Как работодатель, так и работник должны следовать правилам и требованиям, обеспечивая безопасные, эффективные и законные условия работы. Особенности организации рабочего дня ямщика курьерской службы Организация рабочего дня ямщика курьерской службы представляет собой определенные особенности, связанные с выполнением обязанностей данной профессии. Первой особенностью является нестандартный график работы. Ямщик курьерской службы должен быть готов к тому, что его рабочий день может начинаться с раннего утра и заканчиваться поздним вечером.

Такой график работы обусловлен особенностями работы курьерской службы, которая обязана доставить посылки и грузы клиентам в заданные сроки. Второй особенностью является необходимость поддерживать хорошую физическую форму. Ямщику курьерской службы приходится много ходить пешком или перемещаться на велосипеде или мопеде, чтобы доставить грузы по указанным адресам. Поэтому важно быть физически готовым к такому виду работы. Третья особенность связана с необходимостью быть организованным и пунктуальным. Ямщикам курьерской службы приходится выполнять задания в сжатые сроки, поэтому очень важно правильно организовывать свое время и поставленные задачи. Необходимо иметь систему планирования и умение выполнять задания в строго отведенные сроки, чтобы предоставить высокое качество обслуживания клиентам. Четвертая особенность заключается в умении работать в стрессовых ситуациях.

Ямщик курьерской службы может столкнуться с различными препятствиями, такими как пробки на дорогах, непредсказуемая погода или клиенты, которые не находятся на указанном адресе. Поэтому необходимо иметь способность сохранять спокойствие и находить альтернативные решения в сложных ситуациях. В целом, организация рабочего дня ямщика курьерской службы требует специфических навыков и качеств, таких как готовность к нестандартному графику работы, физическая подготовка, организационные способности и умение работать в стрессовых условиях. Только соблюдая все эти особенности, ямщик курьерской службы сможет эффективно выполнять свои обязанности и обеспечивать высокий уровень обслуживания клиентов. Требования к физической подготовке ямщика курьерской службы Выносливость Ямщик должен быть выносливым сотрудником, способным преодолевать большие расстояния пешком или верхом на лошади. Он должен иметь хорошую аэробную выносливость, чтобы выполнять свои обязанности с максимальной эффективностью. Сила и гибкость Ямщик иногда может столкнуться с необходимостью поднимать и переносить тяжелые грузы. Поэтому, иметь развитую силу в руках, спине и ногах важно для выполнения работы безопасно и без травмирования себя.

Кроме того, ямщик должен быть гибким, чтобы удобно обращаться с грузами и выполнять различные движения во время работы как пешком, так и верхом на лошади. Интеллектуальная и эмоциональная стабильность Работа ямщика в курьерской службе может быть сложной и требовать принятия быстрых решений в нестандартных ситуациях. Поэтому, сотрудник должен быть умственно готовым и эмоционально стабильным для успешного выполнения своих обязанностей. В целом, ямщик в курьерской службе должен быть физически подготовленным человеком с высокой выносливостью, силой, гибкостью и стабильностью ментального состояния. Особенности работы ямщика в осенне-зимний период Одной из основных проблем является снегопад.

Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить.

Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи.

Что такое «ямская гоньба»? Значение Ямщик — это человек, управляющий гужевым транспортом. Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды.

Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции. До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой».

Кто такой извозчик и кто такой ямщик?

Кабы кто услугами ямщиков не пользовался. Кто такой Ямщик? Ямщик — это человек управляющий гужевым транспортом (лошадьми). Ямщик – это специалист, который делает важный вклад в развитие инфраструктуры и современное благоустройство городов и населенных пунктов. Кто не слышал старинной русской песни «Ямщик, не гони лошадей»!

Как стать ямщиком в курьерской службе – популярная профессия, обязанности, требования и перспективы

Ямщик – это специалист, который делает важный вклад в развитие инфраструктуры и современное благоустройство городов и населенных пунктов. Вот и происхождение понятия ЯМЩИК Ямщик это тот,кто на,дорога. Ямщик – это специалист, занимающийся уходом за лошадьми, особенно в части их копыт и коврачном деле. проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий