Разрешение многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха не приведет к окончанию противостояния между Арменией и Азербайджаном. Fishki — об истоках конфликта в Нагорном Карабахе и напряженных отношений между Арменией и Азербайджаном – Самые лучшие и интересные новости по теме: Армения, Нагорный Карабах, азербайджан на развлекательном портале
Григорий, армянин (Москва)
- Армянская армия обстреляла российских миротворцев на границе с Нагорным Карабахом
- Регистрация
- Четыре вывода из июльских столкновений на армяно-азербайджанской границе — Клуб «Валдай»
- «Виноватой назначена Россия»: почему обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном
- Есть две версии развития конфликта между Арменией и Азербайджаном ― эксперт
- Позиция Армении
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ
Министерство обороны Армении сообщило о случившемся обстреле армянских позиций Вооруженными Силами Азербайджана в ночь с 9 на 10 сентября. Согласно пресс-службе Министерства обороны Азербайджана, один военнослужащий получил ранение в результате взрыва противопехотной мины. По сообщению азербайджанского новостного агентства Report. В совместном релизе Службы госбезопасности, МВД и Генпрокуратуры Азербайджана было заявлено, что через полчаса после инцидента рано утром 19 сентября четверо сотрудников МВД Азербайджана, направлявшихся к месту взрыва, также погибли при подрыве на мине в этом же районе [40]. Этим же утром азербайджанская сторона обвинила армянскую в обстреле своих позиций в Агдамском направлении и сообщила о ранении своих солдат. В НКР же эти обвинения отвергли [41] [42].
Сообщая о начале военной операции и говоря о причинах её начала, Министерство обороны Азербайджана напомнило о случаях подрывов на минах 19 сентября, в результате которых погибли шесть человек [43]. Целью военной операции [46] Министерство обороны Азербайджана назвало «пресечение широкомасштабных провокаций в Карабахском экономическом районе», «разоружение и вывод формирований вооружённых сил Армении» с территорий Азербайджана, «нейтрализацию их военной инфраструктуры», «обеспечение безопасности» вернувшегося в регион азербайджанского мирного населения, гражданских служащих и военнослужащих, а также «восстановление конституционного строя Азербайджанской Республики» [47] [48]. Согласно азербайджанскому ведомству, «в регионе начаты антитеррористические мероприятия локального характера», в ходе которых «с применением высокоточного оружия выводятся из строя позиции армянских формирований, их долговременные огневые точки, а также боевые средства и объекты военного назначения» [49]. Как отмечает военный обозреватель Би-би-си Илья Абишев, Азербайджан с одной стороны атаковал силы противника при помощи авиации и артиллерии, без потерь для себя выводя из строя их живую силу и технику, с другой осуществил наступление по суше, создавая угрозу разгрома наземных сил и вынуждая обороняющихся быстро расходовать боекомплект, который нечем было пополнять [30]. В первые же часы операции Вооружённые силы Азербайджана взяли под контроль воздушное пространство, подавив системы противовоздушной обороны армянских сил [27].
После того, как Азербайджан начал военные действия, заведующий отделом по вопросам внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев сообщил Reuters, что «азербайджанские силы прорвали линию соприкосновения с армянскими силами в Нагорном Карабахе в нескольких местах и полны решимости достичь своих стратегических целей» [51]. В Степанакерте , по словам очевидцев, царила паника [27]. Омбудсмен НКР Гегам Степанян сообщил, что с момента начала боевых действий со стороны ВС Азербайджана в непризнанной республике пострадало 11 мирных жителей и 2 погибли, среди них 1 ребёнок [52]. Как сообщает издание Meduza , вечером администрация президента России отправила российским государственным и прокремлёвским СМИ попавшую в распоряжение издания методичку, в которой официальная Москва рекомендует обвинить в обострении конфликта в Нагорном Карабахе Армению и страны Запада. Согласно этой инструкции, акцент необходимо делать на том, что «армянское руководство признало суверенитет Азербайджана над Карабахом» [53].
Развёрнутый в Нагорном Карабахе российский миротворческий контингент от конфликта дистанцировался [54] , занимаясь эвакуацией жителей Карабаха из приграничных сёл [8] [6]. Министерство обороны Азербайджана отвергло обвинения в обстреле армией республики Степанакерта, заявив, что подразделения ВС Азербайджана берут под прицел и выводят из строя только легитимные военные цели и военную инфраструктуру [57]. На начало дня количество раненых выросло до 35, количество погибших достигло 7 человек, среди них двое детей [58]. Начальник пресс-службы Минобороны Азербайджана Анар Эйвазов заявил на брифинге, что утром ВС Азербайджана уничтожили воинскую часть в селе Тонашен на севере Нагорного Карабаха, в качестве трофеев захватив шесть военных автомобилей «Урал» с боекомплектами к миномётам и четыре миномёта. По его словам, азербайджанские военнослужащие доносят до местного населения листовки с призывами «не приближаться к подразделениям армянских вооруженных сил и не поддерживать их» [55].
Информационный центр НКР заявил, что её власти приняли предложение российских миротворцев о прекращении огня с 13:00 9 утра по Гринвичу 20 сентября 2023 года [59]. В заявлении также сообщается о полном разоружении армии Карабаха и выводе тяжелой техники с территории непризнанной республики и о том, что 21 сентября на встрече в городе Евлах будут обсуждаться вопросы Баку «о реинтеграции, обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также вопросы обеспечения жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках Конституции Азербайджана » [60] [8] [61]. Министерство обороны Азербайджана подтвердило [62] готовность приостановить бои, если НКР сдаст всё вооружение и тяжёлую технику, военнослужащие «включая военных ВС Армении» сложат оружие и уйдут с боевых позиций. НКР приняло соглашение о прекращении огня, поскольку международное сообщество не смогло «остановить войну и урегулировать ситуацию» [63]. Корреспонденты русской службы Би-би-си Ольга Просвирова и Магеррам Зейналов сообщают, что это произошло на условиях Баку [6].
В распространенном Минобороны РФ документе отмечается, что реализация договоренностей о прекращении огня будет осуществляться в координации с командованием российским миротворческим контингентом [8]. По данным Минобороны Азербайджана, до достижения договоренности о приостановлении боевых действий азербайджанские военные взяли под контроль более 90 боевых позиций армянских формирований [17]. Вскоре после вступления в силу согласованного режима прекращения огня стрельба возобновилась. Несколько городов продолжали находиться под артиллерийским обстрелом Азербайджана [65]. По сообщению немецкого издания Rheinische Post, от жителей Степанакерта поступила информация, что Азербайджан нарушил согласованный накануне режим прекращения огня, и в столице НКР идёт стрельба [68].
Минобороны Азербайджана отвергло обвинения в обстреле города [69]. Минобороны России, в свою очередь, сообщило, что с момента заключения договоренности о прекращении боевых действий российским миротворческим контингентом было зафиксировано пять нарушений режима прекращения огня в Шушинском два и Мардакертском районах три [70]. Азербайджанскую сторону представляли назначенный «ответственным лицом по контактам с армянскими жителями Карабаха» Рамин Мамедов , Башир Гаджиев и Илкин Султанов, а армянскую — Сергей Мартиросян и Давид Мелкумян. Также в здании исполнительной власти Евлахского района, где проходила встреча, находились четыре офицера российского миротворческого контингента, которые, однако, в переговорах не участвовали и ожидали их завершения вне комнаты, где проходила встреча [71].
Важным условием реализации идеи её авторам видится сохранение суверенитета стран и их юрисдикции в отношении всех инфраструктур, которые проходят по их территории.
В свою очередь, бакинские насмешливые скептики указывают на неблагоприятные природно-географические и климатические условия, препятствующие устойчивой связи Армении с внешним миром, прежде всего с Грузией, снижающие «и без того низкую привлекательность Армении в качестве транзитной страны», недоумевая, как можно превратить страну в «мирный перекрёсток» «без установления прочного мира с Азербайджаном и нормализации с Турцией». Возможное обострение ситуации в Тавушской области, обусловленное ясным намерением Еревана передать соседям 4 полуанклавных, а затем и 4 анклавных села, как и некоторые другие обстоятельства, не способствует гипотетическому подписанию мирного договора. Так, согласно мартовскому опросу International Republican Institute, далеко не всё армянское общество стремится и даже едва ли морально готово подписывать что-либо с Азербайджаном. Между тем общественное мнение в нашем случае игнорировать никак нельзя. В преамбуле действующей редакции Конституции Армении покамест формально пусть и косвенно закреплена её позиция относительно принадлежности Нагорного Карабаха или Арцаха.
Таким образом, для подписания мирного договора с Баку Пашиняну придётся ни много ни мало принять новую конституцию, а также пересмотреть целый ряд уточняющих нормативно-правовых актов, на чём категорически настаивают в Баку. Но как принять новую конституцию при том общественном мнении и настрое к Азербайджану и Турции, которое есть сегодня у значительной части армянского общества? Удастся ли Пашиняну убедить соотечественников принять новый Основной закон на референдуме в столь сжатые сроки? Кстати, их западные партнеры действующего премьера уже «любезно» ему обозначили. В послании участникам очередного Бакинского глобального форума премьер-министр Великобритании Риши Сунак отметил: «В настоящее время есть историческая возможность положить конец конфликту с Арменией, мы надеемся, что в ноябре этого года будет подписан мирный договор».
Не сидят без дела и американские партнёры, держащие , что называется, «руку на пульсе». Вероятно, поэтому Пашинян и его партия «Гражданский договор» так торопятся: в феврале обычно весьма информированная газета «Грапарак» писала о неких подготовительных мероприятиях, косвенно свидетельствующих о вероятности проведения конституционного референдума в ближайшие четыре месяца.
Через год напряжение перешло в стадию эскалации. В рамках «локальных антитеррористических мероприятий» азербайджанская армия 19 сентября 2023 года применила высокоточное оружие с целью ликвидации позиций ВС Армении, огневых точек противника, боевых средств и военных объектов. Причины конфликта Истоки противостояния двух стран восходят ко временам молодого СССР, когда начальники в Москве включили Нагорно-Карабахскую автономную область в Азербайджан, хотя армяне считали ее исторически своей территорией. Позже президент Азербайджана Гейдар Алиев провозгласил своей политикой вытеснение армянского населения с территории Карабаха. Этой же политики придерживается нынешний президент Азербайджана Ильдар Алиев-младший. Как отмечает преподаватель МПГУ Владимир Шаповалов, новый конфликт, произошедший в 2020 году между Арменией и Азербайджаном, завершился тем, что международное сообщество в очередной раз подтвердило, что Нагорный Карабах и Степанакерт не являются территорией Армении. Остановлено вооруженное противостояние было только после непосредственного вмешательства президента России Владимира Путина.
На него и на ОДКБ до сих пор возлагают надежды по прекращению нового конфликта.
Население, по оценке на 2013 год, составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт. Как и когда была создана самопровозглашенная республика? В 1987 году недовольство армянского населения региона социально-экономической политикой Азербайджана резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги. Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из региона.
Одновременно в Азербайджане начались армянские погромы, в результате которых появилось большое количество беженцев. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время. В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров. Все материалы по теме читайте здесь Когда произошло обострение конфликта? В XXI веке конфликт в Нагорном Карабахе напомнил о себе в августе 2014 года, когда в регионе был сбит армянский вертолет. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран.
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины
С 27 сентября по 9 ноября 2020 года — активная фаза конфликта в Карабахе. В основном это было продвижение армии Азербайджана и взятие под контроль все новых и новых населенных пунктов НКР. На территорию Нагорного Карабаха вводится совместный миротворческий контингент России и Турции. Главное — стороны останавливаются на текущих позициях, но дополнительно еще 3 района переходят под контроль Азербайджана. Взамен он дает гарантии работы Лачинского коридора для связи Армении и остатка Нагорного Карабаха. Май, июнь и июль 2021 года — периодические нарушения режима прекращения огня и провокации на границах.
Ноябрь 2021 года — снова начинаются серьезные бои между странами, но они закончились в тот же день, а лидеры стран договорились провести работы по установлению общей границы. Август 2022 года — стороны снова обвинил друг друга в обстрелах и нарушениях режима прекращения огня. Боевые действия продолжались с 1 по 3 августа, потом их остановили при посредничестве российского контингента миротворцев. Но в итоге Армении пришлось эвакуировать свое население из района Лачинского коридора. Сентябрь 2022 года — новые атаки на территорию Армении уже основную, а не НКР со стороны Азербайджана.
Вводятся веерные отключения, выдаются продуктовые талоны, за продуктами выстраиваются очереди. По территории непризнанной республики наносятся удары, есть перебои в связи. А по данным источников, речь идет о полноценной капитуляции армии Нагорного Карабаха — вся его территория уходит под контроль Азербайджана. Источник: t. Российские миротворцы, как оказалось, не смогли препятствовать Азербайджану установить блокаду Нагорного Карабаха, из-за чего пострадали также отношения России и Армении.
Ситуация по состоянию на 20 сентября 2023 года выглядит как полный проигрыш проармянских сил в НКР — всю территорию, судя по всему, берет под свой контроль Азербайджан которому де-юре она и так принадлежит. Есть ли перспективы для мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в 2023 году О том, что стороны готовят проект мирного соглашения, стало известно еще в ноябре 2021 года — тогда Никол Пашинян заявил, что готов подписать такой договор. В апреле 2023 года он конкретизировал свои предложения. По словам Пашиняна, Армения сможет сохранить мир, если навсегда откажется от территориальных претензий к другим странам. Он заявил, что предложит Азербайджану признать независимость Армении в тех границах, в которых она существовала в рамках Армянской ССР.
Впрочем, и сейчас Нагорно-Карабахская Республика или Арцах — формально независимое образование, которое и не пытается быть частью Армении. В свою очередь, МИД Азербайджана выдвинул свои условия для мирного урегулирования — это признание суверенитета, территориальной целостности и отсутствие территориальных претензий друг к другу, делимитация и демаркация границы, открытие транспортных коммуникаций. Учитывая, что НКР входит в состав Азербайджана согласно азербайджанской Конституции , то речь идет о полном поглощении этой территории — власти не хотят видеть Нагорный Карабах на карте Армении. При этом есть «послевоенное» соглашение об урегулировании от 2020 года — по нему стороны договорились оставаться на тех рубежах, которых достигли по итогам боевых действий, плюс три района для Азербайджана. Соответственно, цели и интересы Азербайджана противоречат тому документу, который был подписан при посредничестве России.
А учитывая настроения внутри азербайджанского общества, шансы добиться мирного соглашения выглядят не очень высокими. То есть, позиция Баку вполне однозначна — мирного договора без возвращения ему Карабаха не будет.
По его словам, правительство Армении готовится к приему десятков тысяч людей из Нагорного Карабаха, но делает ставку на то, чтобы обеспечить безопасность армянского населения в этом регионе. Бабаян отметил, что пока неясно, когда жители Нагорного Карабаха подадутся в Армению. Тем, кто несет ответственность за наши судьбы, когда-то придется ответить за свои грехи перед Богом", - сказал он. Между тем в воскресенье минобороны Азербайджана сообщило, что армяне совершили массовое сожжение жилых домов в направлении Агдере в Карабахском регионе.
До завершения процесса указанные в протоколе участки границы считаются делимитированными, и охрана будет передана пограничным войскам.
К 26 апреля Армения и Азербайджан уже установили порядка 20 пограничных столбов. Сейчас ведется разминирование и геодезические измерения. Некоторые армянские политики выражают недовольство по поводу возвращения четырех сел Азербайджану, а также проведения делимитации границы. Руководители стран, в свою очередь, стремятся смягчить напряженность, подчеркивая взаимную выгоду от улучшения отношений и торговли. Процесс делимитации границы стал первым шагом к разрешению конфликта, но все еще сталкивается с внутриполитическими сложностями и недовольством в обоих государствах.
Хронология конфликта Суть конфликта Армении и Азербайджана восходит к истории вековой давности, но в случае с нынешним обострением предпосылки стоит искать в итогах Второй карабахской войны.
Она существенно изменила расклад сил в регионе, а из-за проблем с мирным урегулированием война может начаться снова в любой момент. Основные вехи истории конфликта в Карабахе такие: 2018 год — в результате «бархатной революции» к власти в Армении приходит оппозиционер Никол Пашинян, которого парламент назначил премьер-министром. По итогам реформы системы власти именно глава правительства получает основные полномочия. Тогда как прежние президенты — Роберт Кочарян и Серж Саргсян — свое влияние потеряли. Главное — в том, что Кочарян и Саргсян были из Степанакерта и представляли собой «карабахский клан». С приходом к власти Пашиняна общая политика не менялась, но переговоры об урегулировании продолжались.
Июль 2020 года — на границе между республиками причем не в районе Карабаха произошли боевые столкновения, после которых в Баку состоялся митинг с требованием начать «освободительную войну за Карабах». Середина сентября 2020 года — в Армении проходят совместные военные учения с Россией, а в Азербайджане после перестрелки на границе начинается призыв военнослужащих из запаса и отправка их на учения. Началась масштабная война, власти Армении ввели военное положение и объявили всеобщую мобилизацию. С 27 сентября по 9 ноября 2020 года — активная фаза конфликта в Карабахе. В основном это было продвижение армии Азербайджана и взятие под контроль все новых и новых населенных пунктов НКР. На территорию Нагорного Карабаха вводится совместный миротворческий контингент России и Турции.
Главное — стороны останавливаются на текущих позициях, но дополнительно еще 3 района переходят под контроль Азербайджана. Взамен он дает гарантии работы Лачинского коридора для связи Армении и остатка Нагорного Карабаха. Май, июнь и июль 2021 года — периодические нарушения режима прекращения огня и провокации на границах. Ноябрь 2021 года — снова начинаются серьезные бои между странами, но они закончились в тот же день, а лидеры стран договорились провести работы по установлению общей границы. Август 2022 года — стороны снова обвинил друг друга в обстрелах и нарушениях режима прекращения огня. Боевые действия продолжались с 1 по 3 августа, потом их остановили при посредничестве российского контингента миротворцев.
Но в итоге Армении пришлось эвакуировать свое население из района Лачинского коридора. Сентябрь 2022 года — новые атаки на территорию Армении уже основную, а не НКР со стороны Азербайджана. Вводятся веерные отключения, выдаются продуктовые талоны, за продуктами выстраиваются очереди. По территории непризнанной республики наносятся удары, есть перебои в связи. А по данным источников, речь идет о полноценной капитуляции армии Нагорного Карабаха — вся его территория уходит под контроль Азербайджана. Источник: t.
Российские миротворцы, как оказалось, не смогли препятствовать Азербайджану установить блокаду Нагорного Карабаха, из-за чего пострадали также отношения России и Армении. Ситуация по состоянию на 20 сентября 2023 года выглядит как полный проигрыш проармянских сил в НКР — всю территорию, судя по всему, берет под свой контроль Азербайджан которому де-юре она и так принадлежит. Есть ли перспективы для мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в 2023 году О том, что стороны готовят проект мирного соглашения, стало известно еще в ноябре 2021 года — тогда Никол Пашинян заявил, что готов подписать такой договор.
На острие ножа
- Что еще почитать
- Гуманитарная катастрофа в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике
- Еженедельный выпуск №16
- В армяно-азербайджанском конфликте появляется всё больше внешних игроков
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном
Июльские столкновения между Арменией и Азербайджаном доказывают, что нет прямой связи между односторонним демократическим переходом и мирным процессом. Уже затухший конфликт между Азербайджаном и Арменией разгорается вновь. Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. Макрон отозвал на консультации посла из Баку в связи с резко обострившимися отношениями между Францией и Азербайджаном.
Азербайджано-армянский конфликт: есть цели для новой войны
Этим они продемонстрировали Азербайджану готовность своего вмешательства в конфликт, в случае попытки оккупировать южные районы Армении. О том, как ситуация на Южном Кавказе отразится на отношениях РФ с Азербайджаном и Арменией — в материале "ДП". Конфликт между Арменией и Азербайджаном набирает обороты, несмотря на то что статус спорной т. Между Арменией и Азербайджаном в 2023 году снова возник конфликт из-за Нагорного Карабаха. Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело в связи с присоединением 15 военных-контрактников к акциям протеста в Тавушской области с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией в основных очертаниях может быть согласовано к ноябрю текущего года, заявил президент АР Ильхам Алиев.
Армения и Азербайджан договорились по Карабаху. Конец многолетнему конфликту?
На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён. Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян. И хотя в последнее время Армения пытается найти гарантии безопасности на Западе, Ереван понимает — Россия единственная страна на Южном Кавказе, которая может за счёт обязательств по ОДКБ, ЕАЭС и развёрнутой сети военных баз выполнять роль медиатора в регионе и обеспечить, чтобы национальные интересы отдельных стран не мешали гармоничному экономическому и технологическому развитию их соседей и всего региона, уверена доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва. Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран. Плюс Армения отказалась от активной поддержки Украины и имеет большое количество договорённостей с российской стороной, а это не может не затруднить диалог Еревана с Западными странами". Удержать равновесие Несмотря на большое количество противоречий и взаимных упрёков, все участники процесса хотят как можно скорее закрыть вопрос нагорного Карабаха, поскольку выстраивание логистической инфраструктуры в рамках нового полицентричного мира и реализация крупных проектов вроде транслогистического мегапроекта под эгидой ШОС и ЕАЭС, невозможны при обострении разного рода конфликтов, как и выход на новые рынки сбыта. Ольга Дегтярёва отмечает, что в свете специальной военной операции, Тегеран является для Москвы стратегическим партнёром, действуя противовесом для Израиля и Турции, а учитывая, что основные силы РФ сейчас оттянуты на Украину, в случае очередной эскалации именно Иран с наибольшей долей вероятности встанет на сторону Армении. Однако поскольку Москва заинтересована оставаться в т. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ФНЭБ , эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович полагает, что заняв относительно нейтральную позицию и косвенно поддержав Азербайджан, Россия поставила в приоритет собственные интересы, связанные в том числе с проектом газового хаба в Турции. Да и во время последней эскалации её военные находились не в Карабахе, а на учениях с США.
Власти Армении пытаются оказать беженцам финансовую помощь. Например, каждому ежемесячно выплачивают по 50 тыс. Так как многие карабахские армяне живут большими семьями, эти деньги помогают им при аренде жилья. Однако проблем все еще очень много. Вместе с тем после исхода армян из Нагорного Карабаха оживились разговоры на тему подписания мирного договора между Ереваном и Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев полагает, что вместе с ликвидацией НКР исчезло последнее препятствие на пути к миру. Мы хотим, чтобы Южный Кавказ был защищен от любых рисков. И, конечно, мы хотим, чтобы Армения и сегодня, и в будущем никогда не ставила под сомнение нашу территориальную целостность и полностью отказалась от любых территориальных претензий к Азербайджану». Президент Азербайджана отметил, что уже сейчас армяне, покинувшие Карабах, могут вернуться. При этом они должны получить азербайджанское гражданство и забыть о самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике.
Такая же учесть ожидала в 1988-1989 годах азербайджанцев, проживавших в различных городах и районах Армении. Более 250 тысяч азербайджанцев, проживавших в Армении, были насильно изгнаны со своих исторических земель, из них 216 человек зверски убиты, 1154 получили ранения. Чтобы спастись от армянского насилия, они вынуждены были искать прибежище в Азербайджане. До 1988 года азербайджанцы компактно проживали на территории Армении. Однако, в отличие от армян, живущих на территории Нагорного Карабаха, советская власть не предоставила территориям компактного проживания азербайджанцев статуса автономии в пределах Армянской ССР. Начало Азербайджанцы были целенаправленно изгнаны и депортированы с территории нынешней Армении также в 1905-1906, 1918-1920, 1948-1953 годах. Только в 1948-1953 годах более 150 тысяч азербайджанцев в массовом порядке были насильственно изгнаны с исторических земель на территории Армянской ССР. При этом часть их, в частности, старики и младенцы, погибли, не вынеся тяжелых условий переселения, резких изменений климата, физических потрясений и моральных страданий. С 16 февраля по 2 марта в НКАО были организованы различные митинги. Несмотря на это, 22 февраля армяне недалеко от поселка Аскеран, расположенного вдоль шоссе Ханкенди-Агдам, открыли огонь по мирным азербайджанским демонстрантам, протестующим против вышеуказанного решения Совета народных депутатов НКАО. В результате двое азербайджанских юношей стали шехидами. В начале марта в Ереване начала беспрепятственно функционировать организация «Карабах», а в Ханкенди - «Крунк», ставившие целью присоединение Нагорного Карабаха к Армении. Тем самым Верховный Совет СССР, руководствуясь соответствующим положением, закрепленным в Конституции страны статья 78 , защитил принцип территориальной целостности республик. По мере ослабления общей государственной структуры СССР положение в регионе все более ухудшалось. В Нагорном Карабахе появились засланные в основном из Армении вооруженные группы и террористы, занимавшиеся деструктивной деятельностью. Территориальные притязания против Азербайджана выдвигались не только националистическими группами, но и властными структурами Армении. Армения пыталась любой ценой захватить часть территории Азербайджана. В результате победы Армянского общенационального движения на парламентских выборах, проведенных в Армении в мае 1990 года, к власти в республике пришли ультранационалистические и шовинистические силы, пропагандирующие войну. Это ускорило начало армянской стороной агрессорской войны. Направив все усилия на создание неформальных воинских соединений и их вооружение, Армения предпочла решить проблему путем применения силы в соответствии с собственными целями. Именно поэтому Армения никогда не относилась к переговорному процессу всерьез, пыталась воспользоваться им только для создания видимости в международном общественном мнении. Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов.
Статус Нагорного Карабаха остается неурегулированным. Последнее масштабное обострение в регионе произошло в 2020 году. Это осложнение называют второй карабахской войной. Она продлилась с 27 сентября по 10 ноября 2020 года. Баку заявлял , что Армения потеряла в конфликте как минимум семь-восемь тысяч человек, а Азербайджан — около трех тысяч. По оценкам Еревана, погибли более 3,8 тысячи граждан. Стороны конфликта договорились полностью прекратить огонь и обменяться пленными, а также телами погибших. Было решено, что Армения возвращает Азербайджану Агдамский, Кельбаджарский, Лачинский районы, а также часть Газахского района. Ереван по договору вывел свои войска из Нагорного Карабаха. Также было обговорено, что Лачинский транспортный коридор будет связывать Армению со столицей Карабаха — городом Степанакертом.
Баку требует вывести из Карабаха армянские войска, а Ереван утверждает, что в регионе нет военных
- Шансы на мирное урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном как никогда высоки - Шольц
- Кто хочет ухода российских миротворцев и российской базы из Армении?
- Еженедельный выпуск №16
- Новости партнеров
- Войне конец: о чем договорились Россия, Армения и Азербайджан
- Почему началось очередное обострение между Азербайджаном и Арменией. Хронология событий
5. Азербайджан решил карабахский вопрос
Во время очередного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2020 году Баку удалось получить немалую часть территории Арцаха. После завершения конфликта Лачинский коридор контролировали российские миротворцы. Долгожданный мир? В Москве сейчас проходит заседание Высшего Евразийского экономического совета. На нём армянский премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан признали территориальную целостность друг друга. Он сказал, что рассчитывает на начало полноценного диалога Баку со столицей Арцаха — Степанакертом.
Также он подтвердил готовность разблокировать транспортные и экономические коммуникации, которые проходят через территорию Армении.
Глава МИД Армении Арарат Мирзоян в августе 2023 года отметил , что из-за блокады Лачинского коридора за последние восемь месяцев уровень смертности в Карабахе вырос в два раза. Заявления сторон конфликта по боевым действиям 19 сентября 2023 года Днем 19 сентября бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян заявил о массированном артиллерийском обстреле непризнанной республики. После этого Министерство обороны Азербайджана объявило, что начало «локальные антитеррористические мероприятия» в Карабахе.
Баку потребовал роспуска правительства непризнанной республики и вывода оттуда армянских военных. Однако премьер-министр Армении Никол Пашинян утверждает, что в Карабахе нет армянских военных. Он заверил, что Ереван не будет предпринимать «никаких необдуманных действий». Омбудсмен Карабаха Гегам Степанян сообщил, что после начала боевых действий по меньшей мере два человека погибли, один из них — ребенок.
По словам Степаняна, еще 11 граждан пострадали. Россия призвала Армению и Азербайджан прекратить военные действия и вернуться к дипломатическому урегулированию. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сказала, что российские миротворцы продолжают выполнять свои функции в Карабахе, несмотря на обострение.
При этом стычки и межнациональные конфликты в регионе не прекращались. Где находится Нагорный Карабах? Нагорный Карабах — спорный регион на границе Армении и Азербайджана. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года.
Население, по оценке на 2013 год, составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт. Как и когда была создана самопровозглашенная республика? В 1987 году недовольство армянского населения региона социально-экономической политикой Азербайджана резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги.
Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из региона. Одновременно в Азербайджане начались армянские погромы, в результате которых появилось большое количество беженцев. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время. В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.
При этом он выразил сомнение, что без них ситуация в регионе была бы лучше. Он отметил, что Нагорный Карабах был зоной ответственности российских миротворцев. По словам Пашиняна, ситуация с безопасностью в регионе резко изменилась на фоне гуманитарного кризиса после закрытия Лачинского коридора, который связывает с Карабах с Арменией. Армения предложила Азербайджану зеркальный отвод войск «Так как эти проблемы с закрытием Лачинского коридора - ред. НСН существуют, миротворцы РФ не справились со своей задачей. Но я не могу сказать, что, если бы российские миротворцы не были в Нагорном Карабахе, ситуация сейчас была бы лучше», - сказал Пашинян в интервью Politico. Кроме того, он снова заявил, что из-за конфликта на Украине Армения, интересы которой РФ защитила во время конфликта в Карабахе, больше не может полагаться на Москву как гаранта безопасности. Премьер также указал, что Россия на фоне развития украинского конфликта стремилась избежать разрыва связей с Турцией и Азербайджаном. Мы хотим иметь независимую, суверенную страну, но у нас должны быть способы не оказаться в центре столкновений между Западом и Востоком, Севером и Югом», — сказал Пашинян. Он подчеркнул, что Армения пошла на признание территориальной целостности Азербайджана из-за «бездействия союзников» во время обострения на границе в сентябре 2022 года.
«Виноватой назначена Россия»: почему обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном
Международная реакция[ править править код ] Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия встревожена резкой эскалацией ситуации в Карабахе, и призвала стороны прекратить военные действия, вернувшись к дипломатическому урегулированию [82]. Она также заявила, что Баку сообщил о планируемом наступлении за несколько минут до его начала [83] и призвала Баку и Ереван обеспечить безопасность российских миротворцев в Карабахе. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в заявлении, опубликованном на своем Telegram-канале, дал понять, что Россия не поддержит Армению в продолжающемся наступлении Азербайджана на Нагорный Карабах, раскритиковав премьер-министра Армении Пашиняна [84]. Армяне Вашингтона провели акцию протеста перед Белым домом против действий азербайджанских войск. В Армении начались митинги с требованием признать независимость НКР и защитить карабахских армян. У здания правительства в Ереване произошли столкновения с полицией, есть пострадавшие. Протестующие называли премьер-министра Армении Никола Пашиняна предателем и требовали его отставки [27]. Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок обвинила Азербайджан в нарушении обещаний не прибегать к военным действиям в Нагорном Карабахе и призвала его остановиться и вернуться к переговорам [85]. Евросоюз осудил военные действия Азербайджана в Нагорном Карабахе [86]. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что ЕС осуждает военную эскалацию вдоль линии соприкосновения и в других местах Карабаха, и призвал Азербайджан немедленно прекратить военные действия [87]. Председатель Европейского совета Шарль Мишель также заявил: «Военные действия Азербайджана должны быть немедленно прекращены, чтобы обеспечить подлинный диалог между Баку и карабахскими армянами».
МИД Франции осудило начало боевых действий со стороны Азербайджана, заявив, что ни один предлог не может оправдать военную операцию в Нагорном Карабахе. Официальный представитель министерства иностранных дел ИРИ Насер Канани Чафи заявил, что «Иран считает Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога» [91]. США призвали Азербайджан прекратить боевые действия в Карабахе. С соответствующим заявлением выступил госсекретарь Энтони Блинкен [92]. Специальный советник Генерального секретаря ООН по предотвращению геноцида Алиса Вайриму Ндериту высказала опасения, что военная эскалация конфликта несёт угрозу насилия гражданскому населению, в том числе — геноцида и связанных с ним особо тяжких преступлений [94]. В октябре 2023 году Европарламент осудил «неоправданное и заранее спланированное» вооружённое нападение Азербайджана на Нагорный Карабах и обвинил Азербайджан в проведении «этнической чистки» армян в Нагорном Карабахе, призвав ввести против него санкции [95]. В обоих документах говорилось в том числе и о ситуации в регионе. Так в первой декларации в очередной раз осуждается спланированное и неоправданное нападение Азербайджана на армян Нагорного Карабаха, которое грубого нарушает международное право и права человека, а также является явным нарушением трехсторонних заявлений о прекращении огня от 9 ноября 2020 года и обязательств, взятых на себя Азербайджаном перед ЕС. Исход же армян из Нагорного Карабаха назван этнической чисткой [96]. В другой декларации парламентарии также осуждают нападение Азербайджана на Нагорный Карабах, и напоминают что нападение последовало за много месячным голодом и блокадой армян Нагорного Карабаха.
Документ подчеркивает, что российские миротворцы на месте не предприняли никаких действий для предотвращения или прекращения блокады, а также ничего не сделали для прекращения нападения Азербайджана на Нагорный Карабах. Согласно резолюции последствия для армянского населения равносильны этнической чистке. Европарламентарии отмечают, что нападение Азербайджана, не может остаться без последствий, и призывает ЕС принять санкции против властей Азербайджана, ответственных за многочисленные нарушения режима прекращения огня. Кроме этого предлагается приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по энергетике, и в свете проблем с правами человека предлогается не заключать новое соглашение о партнерстве с Азербайджаном. Резолюция призывает быть готовым ввести целевые и индивидуальные санкции против лиц, совершивших агрессию, включая, помимо прочего, политическое и военное окружение президента Алиева, а также приостановить импорт нефти и газа из Азербайджана в случае любой военной агрессии против территориальной целостности Армении [23] Перевозка гуманитарных грузов[ править править код ] Частью соглашения о прекращении огня является перевозка гуманитарной помощи из Армении в Степанакерт [97]. Разоружение армии НКР[ править править код ] Вечером 22 сентября Министерство обороны России объявило, что вооруженные формирования армян Нагорного Карабаха под контролем российских миротворцев начали сдавать оружие. В оборонном ведомстве России сообщили, что по состоянию на 22 сентября карабахскими формированиями были сданы шесть единиц бронетехники, более 800 единиц стрелкового оружия и противотанковых средств и 5000 единиц боеприпасов [10]. Министерство обороны Азербайджана, в свою очередь, опубликовало список боевой техники, оружия и боеприпасов, «конфискованных после завершения локальных антитеррористических мероприятий в Карабахском регионе Азербайджана». В этом перечне четыре танка, одна боевая машина пехоты, 12 гаубиц, две пушки, 12 минометов, 468 мин, 22 гранатомета, 313 автоматов и пулеметов, один зенитно-ракетный комплекс «Тор» и 50 ракет к нему, 28 переносных зенитных систем, 3 противотанковых ракетных комплекса «Фагот», 62 гранаты, 66 262 патрона и пр. В этот же день правительство НКР сообщило, что в рамках достигнутых с Азербайджаном договоренностей проводится вывод военных Армии обороны с боевых позиций [99].
На складе с большим количеством ракет, артиллерийских снарядов и мин, также были обнаружены боеприпасы различного калибра. Оружие азербайджанские военные свозят в Шушу. По словам начальника пресс-службы Минобороны Азербайджана Анара Эйвазова, это оружие раньше принадлежало «отрядам сепаратистов и Вооружённым силам Армении», которые здесь находились, и оно было изъято у них только в последние два дня [101]. Процесс разоружения при поддержке миротворцев прошел без серьёзных инцидентов и перестрелок [102].
Ранее Азербайджан отказывался от таких переговоров. Власти непризнанной НКР подтвердили дату и место встречи, добавив, что там будут обсуждаться и «вопросы [об] обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, обеспечении жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках конституции Азербайджана». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая 20 сентября на упреки председателя Совбеза Армении Армена Григоряна российским миротворцам в невыполнении «обязательств по защите Карабаха», заявил, что «подобные обвинения являются абсолютно беспочвенными, ни на чем не основанными». По его словам, Ереван де-юре признал регион частью Азербайджана на конференции в Праге в 2022 г. Мы продолжаем наши контакты и с армянами в Карабахе». Российский миротворческий контингент вправе применять оружие только при прямом нападении на него, а Россия как союзник Армении должна оказывать помощь в защите ее признанных границ, в периметр которых Карабах не входит, пояснил источник в Минобороны России.
С этой целью в Армении дислоцирована 102-я российская военная база. Мы в постоянном контакте с властями в Ереване, Степанакерте и Баку. Надеемся, что сможем добиться деэскалации и перевода проблемы в мирное русло». В ночь перед фактической капитуляцией Карабаха Ереван пытался заручиться поддержкой Запада.
Согласно соглашению, Нагорный Карабах сохранял свой статус в составе Азербайджана. Однако на практике им в основном управляла самопровозглашенная сепаратистская республика, возглавляемая этническими армянами и поддерживаемая правительством Армении. В ходе 44-дневной войны в 2020 году Азербайджан отбил семь прилегающих районов и вернул себе около трети территории самого Нагорного Карабаха, а Россия выступила посредником в мирном соглашении. Согласно соглашению, армянские силы были вынуждены покинуть эти районы и с тех пор были ограничены меньшей частью региона. Однако отношения между обеими странами обострились с тех пор, как премьер-министром Армении стал Никол Пашинян, который возглавил масштабные антиправительственные протесты в 2018 году. Недавно Пашинян заявил, что зависимость Армении от России как единственного источника безопасности является «стратегической ошибкой».
Он также допросил российских миротворцев в зоне поражения конфликта. Следует отметить, что Россия направила в регион миротворцев в 2020 году. Они пообещали сохранить доступ к важнейшему жизненному пути — единственной дороге, соединяющей анклав с Арменией, жизненно важной для Арцаха. Однако Москва, стремящаяся к укреплению экономических и политических отношений с Азербайджаном и его союзником Турцией, воздержалась от вмешательства в этом году, когда Азербайджан закрыл этот маршрут.
У стран всегда было недопонимание и споры, однако сейчас положение раскалилось и требует урегулирования. Однако в Киргизии утверждают, что именно таджики незаконным путем начали организовывать опорный пункт в нейтральной зоне. Изначально использовалось исключительно стрелковое оружие, однако стороны начали использовать минометы и даже танки. В результате образовавшихся боевых действий происходит эвакуации населенных пунктов. Буквально весной 2021 года ситуация достигала данной точки.
Пока что дипломатия не помогает решить конфликт мирным путем. Виной всему 70 спорных участков границы. На текущий момент на границе объявлена тишина. Москва уже сейчас готова стать посредником в споре двух государств.
В Армении на сторону протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном перешли военные
Азербайджан и Армения останавливаются на занимаемых ими позициях с поэтапным возвращением Азербайджану Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского районов. Есть мнение, что новая война между Азербайджаном (при поддержке Турции) и Арменией (которая рассчитывает на Иран и США) может начаться уже в сентябре этого года. После того, как сбили российский вертолет и погибли летчики, стало понятно, что кровопролитному конфликту между Арменией и Азербайджаном должен прийти конец. Евросоюз призвал Армению и Азербайджан немедленно прекратить боевые действия, и вернуться к переговорам. В контексте политических событий на Кавказе становится ясно, что Армения ищет пути улаживания конфликта с Азербайджаном и Турцией.