Помещик так хвалился своими владениями, что Чичиков устал их осматривать, хотя Ноздрёв приписал к своим землям даже лес, который никак не мог быть его собственностью.
Образы и характеристики помещиков — героев поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»
Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека — степенного, серьезного, собранного. Впрочем, при сходстве этого внутреннего зернышка характеры их и манера поведения различны. Это можно проследить уже на материале эпизода в трактире. Чичиков останавливается в трактире с определенной и естественной целью — дать отдохнуть лошадям и подкрепиться самому. Относился он к «господам средней руки», которые обладают прекрасным желудком — «завидным даянием неба», как говорит о нем автор.
Поэтому Чичиков заказывает блюдо серьезное — поросенка, да чтоб непременно с хреном и сметаною. За едой он расспрашивает хозяйку обо всем, что касается ведения трактира, ее семейного достатка, разузнает, какие в окружности живут помещики. В общем, ни на минуту не забывает о своем основном деле. Зачем остановился у трактира промотавшийся, проигравшийся, не имеющий денег заплатить даже за рюмку водки Ноздрев, так и не становится понятным. Так и случилось.
Ноздреву «посчастливилось» встретить Чичикова, последнему же можно лишь посочувствовать, потому что для него это была завязка приключения вряд ли интересного и желанного.
Чичиков, встретившись с Маниловым, понимает, что такой образ жизни не приведет к успеху, а лишь продолжит цикл безрезультативных мечтаний и воздушных замков. Настасья Коробочка Коробочка представлена как практичная и деловая женщина, полностью противоположная Манилову. Ее характер и образ жизни определяются прагматизмом и рациональностью. Для нее важны деньги и деловые сделки, и она придает большое значение четкому порядку и организации в своем имении.
Когда Чичиков случайно попадает к Коробочке и предлагает ей сделку по покупке мертвых душ, она относится к этому предложению осторожно и сдержанно. Ее целью является получение выгоды, и она не собирается уступать в переговорах. Даже опытный Чичиков, известный своей хитростью, утомляется в процессе торговли с ней. Гоголь описывает обстановку в доме Коробочки как старинную, но при этом проглядывающую пошлость, что может указывать на ее склонность к сохранению старых ценностей и традиций, несмотря на ее практический характер.
Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А.
Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […] Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […] Столкновение экипажей анализ эпизода поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них — это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая — мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях.
Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […] Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире — первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Чичикова мы знаем как совсем другого человека — […] Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах» Поэма Гоголя « Мертвые души» — одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. По аналогии с "Божественной комедией" Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно - поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России.
Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ.
Улинька — дочь Бетрищева, невеста Тентетникова. Красивая, естественная, очень живая, благородного вида девушка из тех, на ком любая вещь хорошо сидит.
Чичиков, впечатлившись её красотой, всё-таки отметил в ней недостаток толщины в ранней редакции. О характере её известно немного половина второй главы в черновиках потеряна , но автор ей симпатизирует и избрал героиней третьего тома. Казалось, как бы вместе с нею влетел солнечный луч в комнату, озаривши вдруг потолок, карниз и тёмные углы её… Трудно было сказать, какой земли она была уроженка.
Такого чистого, благородного очертанья лица нельзя было отыскать нигде, кроме разве только на одних древних камейках. Прямая и лёгкая, как стрелка, она как бы возвышалась над всеми своим ростом. Но это было обольщение.
Она было вовсе не высокого роста. Происходило это от необыкновенной стройности и гармонического соотношения между собой всех частей тела, от головы до пальчиков…» — Н. Гоголь, Мёртвые души, том второй, глава вторая Петух Пётр Петрович, помещик.
Крайне толстый, очень добрый, весёлый и деятельный человек, большой гостеприимец. Сердится, только если кто-то у него в гостях плохо ест. Наблюдая и руководя работой мужиков, любит добродушно поругивать их ради «пряного» слова.
Хороший хозяин в своём натуральном имении, но, по мнению Чичикова, плохой счетовод деньгам. Может часами обедать, потчевать гостей и вести аппетитные беседы о еде и способах её приготовления, в голове у него целый фолиант о вкусной и здоровой пище. Ради еды способен на подвиг: сам лично, как в бой, бросается в середину пруда помогать своим людям вытаскивать огромного осетра.
В отличие от злобного обжоры первого тома Собакевича, Пётр Петрович — натура не без романтизма: любит прокатиться с гостями по вечернему озеру на большой гребной лодке и спеть удалую песню. Заложил своё имение «как все» , чтобы на полученные деньги вместе с семьёй ехать в свет, в Москву или в Петербург. Именьице порядочное.
Поглядишь — и мужикам хорошо, и им недурно. А как просветятся там у ресторанов да по театрам — всё пойдёт к чёрту. Жил бы себе, кулебяка, в деревне… Ну как этакому человеку ехать в Петербург или в Москву?
С этаким хлебосольством он там в три года проживётся в пух! Будет готов, почтеннейший, не успеет стриженая девка косы заплесть, как он поспеет…»« — Н. Гоголь, Мёртвые души, том второй позднейшая редакция , глава третья Алексаша и Николаша — сыновья Петра Петровича Петуха, гимназисты.
Гоголь, Мёртвые души, том второй позднейшая редакция , глава третья Платонов Платон Михайлович — богатый барин, очень красивый молодой человек высокого роста, но по жизни одолеваемый хандрой , не нашедший себе интереса. По мнению брата Василия, неразборчив на знакомства. Соглашается сопроводить Чичикова в его странствиях, дабы путешествием развеять наконец эту скуку.
Чичиков был очень рад такому спутнику: на него можно было спихнуть все дорожные расходы и при случае занять крупную сумму денег. Вороной-Дрянной — помещик, деятель некоего подполья. Южной внешности, смуглый и энергичный человек с очень живыми глазами, правда несколько жёлчный и горячечный; сильно критикует ставшие модными на Руси иностранные порядки и моды.
Идеальный хозяйственник, помещик не с рождения, а от природы. Недорого приобрёл разорённое хозяйство и за несколько лет увеличил доход в несколько раз. Скупает земли окрестных помещиков и, по мере развития хозяйства, становится мануфактурным капиталистом.
Живёт аскетично и просто, никаких интересов, не приносящих честный доход, не имеет. Чичиков был поражён способности Скудрожогло «из любой дряни» получать пользу и прибыль и, вдохновившись его примером, решил стать помещиком и хозяином настоящих, а не мёртвых душ. Тем не менее в конце второго тома прохиндейская натура Павла Ивановича снова взяла верх.
Гоголь, Мёртвые души, том второй позднейшая редакция , глава четвёртая Существует предположение, что прототипом этого героя был известный промышленник Дмитрий Бенардаки [10]. Жена Скудрожогло — сестра Платоновых, внешне похожа на Платона. Под стать мужу, очень хозяйственная женщина.
Полковник Кошкарёв — помещик. Вид имеет очень строгий, сухое лицо предельно серьёзно. Завалил хозяйство и разорился, но зато создал «идеальную» систему управления имением в виде всевозможных присутственных мест в беспорядке выстроенных по деревне, комиссий, подкомиссий и бумагооборота между ними; чиновники — бывшие крестьяне: пародия на развитую бюрократическую систему в неразвитой стране.
На вопрос Чичикова о покупке мёртвых душ, дабы показать, как отлажено работает его управленческий аппарат, поручает это дело в письменном виде в свои департаменты. Пришедший к вечеру длинный письменный ответ во-первых, отчитывает Чичикова за то, что тот не имеет соответствующего образования, раз называет ревизские души мёртвыми: мёртвые не приобретаются и вообще, образованным людям доподлинно известно, что душа бессмертна; во-вторых, все ревизские души давно заложены и перезаложены в ломбард.
Краткое содержание поэмы «Мертвые души» по главам (Н. В. Гоголь)
Собакевича Павел уже знал к этому моменту после встречи на светском ужине у губернатора. Через Ноздрева писатель выражает суть русской разгульной души, не находящей себе места. Он делает героя: Вспыльчивым, склонным к разжиганию споров; Азартным, любящим карточные игры; Беспринципным, действующим исключительно себе во благо; Подлым, готовым на любое мошенничество ради наживы, интереса. Ноздрев стал единственным помещиком в поэме, который не заключил сделку с Чичиковым. Спорить с ним — слишком сложное, неблагодарное задание.
Собакевич представлен грубым, уверенным в себе мужчиной. Он обладает практической смекалкой, хитростью, действует силой. Плюшкин — последний помещик на пути Чичикова Последний визит героя перед возвращением в город — усадьба Плюшкина. Внешне жалкий, никчемный, на самом деле имел большие богатства.
Скупость не позволяла ему заботиться о себе, своих крестьянах, поэтому они перебивались с хлеба на воду. Тем не менее сделка с Плюшкиным стала самой выгодной для Чичикова.
Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».
Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» Детали обстановки В имении Собакевича «симметрия» борется с «удобством». Лишние окна забиты, мешавшая колонна убрана. Мебель у Собакевича грубая, но прочная. К еде Собакевич относится соответственно, пренебрегая изысканностью в пользу обильности: «Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует» Значение образа Тип «кулака».
Вся натура Плюшкина полностью подчиняется разросшимся до невероятных размеров подозрительности и мелочности Портрет Изображен с помощью гиперболизации. Он предстает бесполым существом: «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот; на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы; только один голос показался ему несколько сиплым для женщины». По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ - и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов.
Детали интерьера опять помогают составить об этом представление: на окнах в кабинете «помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками.
Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Ведь главное, и, по сути, единственное его занятие — пустые, праздные мечты. После отъезда Чичикова он предается своему любимому делу: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост», и все далее и далее уносясь мечтами, он уже представляет, что будто бы государь, узнав об их дружбе с Чичиковым, «пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает, что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать». Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческой связи является чуткая, нежна дружба и сердечная привязанность.
Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными, «милыми», «прелюбезными» людьми, нисколько не заботясь о том, соответствует ли это истине. Ведь жизнь в его восприятии — полная, совершенная гармония. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие. Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования.
Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие — «маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры. Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой он так гордится, — лишь фарс, за которым открывается пустота и бессодержательность.
Поэтому Манилов, как и все остальные помещики, может быть отнесен по гоголевской системе к «мертвым душам». Хотя сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, с одной стороны, делают Манилова несколько привлекательнее других помещиков, которым вообще не свойственна мечтательность, с другой — приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Кроме того, мечтательность и сентиментальность Манилова определяют его склонность к отвлеченным беседам и абсолютную неспособность говорить о практических вещах, с чем также связано его полное неумение и нежелание вести хозяйство. Подтверждением тому служит разговор с Чичиковым о мертвых душах: «Манилов совершенно растерялся.
Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос — черт его знает». В конце концов, он остается «в своем репертуаре»: «Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?
У протопопши; Б. Что рассказал о Чичикове Петрушка? Чичиков; Г.
О председателе гражданской палаты; Б. Как отреагировала дочь губернатора, услышав сплетни о ее связи с Чичиковым? Сколько денег, по словам Коробочки, Чичиков заплатил ей за мертвые души? Кто из помещиков объяснил чиновникам, «что Чичиков, по его мнению, человек хороший, а что крестьян он ему продал на выбор и народ во всех отношениях живой; но что он не ручается за то, что случится вперед»? Манилов; Б.
Собакевич; В. Плюшкин; Г. Ноздрева, Б. Плюшкина; В. Вставьте пропущенное слово: «Дамы умели напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались ошеломленными.
Кто отвечал чиновникам: 2…за Павла Ивановича всегда [я] готов ручаться, как за самого себя, что [ я ] пожертвовал бы всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича…»? Ноздрев; Б. У кого решили собраться чиновники, чтобы решить, «что и как им делать и какие меры предпринять» в отношении Чичикова и «что он именно: такой ли человек, которого нужно задержать и схватить, как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех, как неблагонамеренных»? Сатаной; В. Гоголь Н.
Почему чичиков посещал помещиков в такой последовательности мини сочинение
Чичиков приехал в губернский город N с конкретной целью — завести знакомства с местными помещиками, чтобы оформить фиктивную покупку крестьян, которые уже умерли, но до следующей ревизии числились живыми. Чичиков мечтал о богатстве, но на первых порах ему пришлось довольствоваться жалкой службой в казенной палате с мизерным жалованием. Чичиков посещает помещиков в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.
Гоголь «Мертвые души»,
В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Чичиков заезжает в трактир, где знакомится с Ноздревым, а затем принимает приглашение помещика посетить его деревню. Кто из помещиков отдал Чичикову мёртвые души, не взяв с него платы?
Мертвые души краткое содержание
Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей — пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник.
Губернский город […] Образ города в поэме «Мертвые души» сочинение Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. Но среднее звено — жизнь города — само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной.
Истинная жизнь кипит в гражданской […] Роль личных отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души» Н. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности.
В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь» давал автору возможность показать жизнь всей страны. А поскольку Гоголь описывал ее так, «чтобы вся мелочь, которая ускользает от […] Противоположность характеров Чичикова и Ноздрева Осенью 1835 г.
Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», сюжет которых, как и сюжет «Ревизора», был ему подсказан Пушкиным. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других» Объясняя выбор героя, автор говорит: «Потому что пора, наконец, дать отдых бедному добродетельному человеку, потому что […] Столкновение экипажей анализ эпизода поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы.
Одна из них — это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая — мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях.
И тут возникает следующий вопрос… Зачем Чичикову были нужны мертвые души? Тут все достаточно просто — он хотел заложить приобретенные им ревизские души в Опекунский совет.
Это было благотворительное учреждение для сирот и подкидышей. Но помимо этого оно распоряжалось огромными денежными ресурсами. С 1772 г. Именно ссуду хотел получить Чичиков и таким образом обогатиться.
Размер выдаваемой ссуды напрямую зависел от количества крестьян — ревизских душ — в имении. Поэтому он их и скупал. А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки. Но одних крестьян было недостаточно для получения денег.
Причем тут Херсонская губерния Чичиков покупал крестьян без земли и хотел переселить их в другое место. Вот только собственного поместья у него, строго говоря, не было.
Плюшкин же «прореха на человечестве». Рассказ о нем завершается горестным восклицанием автора: «И до какой же гадости мог снизойти человек, мог измениться так». Таким образом, социальные черты, обусловленные крепостным правом, принимают в каждом помещике свои формы, — каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью.
Господин проходит в общую залу, внимательно ее осматривает и приказывает подавать обед. За едой он подробно расспрашивает трактирного слугу о городских чиновниках и живущих поблизости помещиках. Господина чрезвычайно интересует их состояние и количество крепостных крестьян. Слуга узнает, что приезжего зовут Павел Иванович Чичиков. Отдохнув после обеда пару часов, Чичиков отправляется на прогулку. Он проходит по всему городу, обращая внимания на главные «достопримечательности»: магазины, городской сад, собор, казенные учреждения. Вернувшись в гостиницу и поужинав, Павел Иванович ложится спать. На следующий день Чичиков наносит визиты всем городским чиновникам, начиная с губернатора и заканчивая городским архитектором. Павел Иванович производит очень приятное впечатление; каждому чиновнику он делает очень лестные комплименты. Губернатор приглашает гостя к себе на вечер. Другие чиновники тоже просят Чичикова когда-нибудь посетить их еще раз. Павел Иванович очень умело ведет разговор, но о самом себе рассказывает мало, отделываясь общими фразами. Чичиков очень тщательно готовится к вечеринке у губернатора и в назначенное время подъезжает к его дому. В зале собрались все «сливки» городского общества. Представившись жене губернатора, Павел Иванович с интересом наблюдает за обществом. Чичиков встречает многих уже знакомых ему по вчерашним визитам чиновников. Он заводит и новые знакомства, в частности, с помещиками Маниловым и Собакевичем. О них Павел Иванович подробно расспрашивает других гостей, проявляя особенный интерес к количеству крепостных душ. Оба помещика очень довольны новым знакомым. Они приглашают Чичикова к себе в гости. На следующий день Павел Иванович знакомится с помещиком Ноздревым. Каждый день он проводит у кого-нибудь в гостях. Высшее городское общество очаровано приезжим. Чичиков ведет себя очень любезно, умеет поддержать разговор на любую тему. Глава вторая Павел Иванович живет в городе больше недели и успевает близко познакомиться со всем высшим обществом. Наконец, он принимает решение нанести визиты помещикам Манилову и Собакевичу. Погожим воскресным утром Чичиков моется, бреется, надевает свой лучший костюм и садится в бричку. Лакея Петрушку он оставляет охранять свое имущество. Преодолев более пятнадцати верст, Чичиков и Селифан встречают на дороге двух мужиков и спрашивают у них, как найти деревню помещика Манилова. Следуя указаниям мужиков, Селифан проезжает еще несколько верст. Наконец, показывается деревня Маниловка. На высоком холме расположен господский двухэтажный дом. Рядом с ним разбит запущенный сад в английском стиле. Большая деревня более двухсот домов выглядит достаточно мрачно. Хозяин радостно встречает гостя на крыльце. Чичиков уже составил о Манилове определенное представление. Этот помещик был чересчур любезен; на его лице постоянно играла сладкая улыбка. У Манилова не было никакой определенной цели и сильных привязанностей в жизни. Он быстро надоедал любому собеседнику склонностью к отвлеченным размышлениям. Манилов предпочитал мечтать, а не заниматься практической деятельностью. В хозяйственные дела он не вникал, предоставляя крепостным полную свободу воровать и бездельничать. С самого порога между хозяином и гостем начинается «соревнование» в любезности. Ни тот, ни другой не хотят первым пройти в дверь. Наконец, они протискиваются одновременно. Манилов представляет Чичикову свою супругу. Затем они начинают обсуждать городских чиновников, отзываясь о каждом с большим уважением. Хозяин говорит, что большую часть времени проводит в имении и лишь иногда выбирается в город для общения с образованными людьми. Вновь начинается обмен любезностями, но его прерывает слуга, который приглашает господ к столу. За обедом Манилов представляет Чичикову своих сыновей: Фемистоклюса и Алкида. После обеда Павел Иванович просит Манилова поговорить наедине. Хозяин проводит его в свой кабинет. Чичиков интересуется количеством крестьян, которые умерли у Манилова, но еще не были занесены в документы «ревизские сказки». Манилов зовет приказчика. Гость просит его подготовить список таких «мертвых душ». Когда приказчик уходит, Чичиков смущенно признается, что хочет купить умерших крестьян. Манилов некоторое время не может поверить тому, что услышал. Он несколько раз переспрашивает Чичикова, думая, что гость пошутил или выразился непонятно «для красоты слога». Павел Иванович подтверждает, что хотел бы купить именно «мертвые души», которые в ревизии еще значатся в качестве живых. Ему не терпится составить купчую. Не без колебаний Манилов все же соглашается, чем доставляет Чичикову огромное удовольствие. Приятели договариваются, что через два дня Манилов приедет в город для оформления купчей. Чичиков торопится с отъездом. Хозяин сердечно провожает гостя и лично объясняет Селифану, как добраться до Собакевича. Глава третья В дороге Чичиков погружается в приятные размышления. Селифан, хлебнувший у Манилова водки, вступает в беседу с лошадями. Оба не обращают никакого внимания на дорогу. В конце концов кучер совершенно забывает, где нужно было повернуть к имению Собакевича. Начинается затяжной дождь. Постепенно дорога превращается в непроходимую грязь. Дело близится к ночи; быстро сгущается темнота. Пьяный Селифан совершенно теряет дорогу и едет по полю. Пытаясь выбраться, он резко поворачивает лошадей и опрокидывает бричку. Павел Иванович падает в грязь. Он начинает ругать кучера и обещает высечь его. К счастью, издалека доносится собачий лай. Чичиков забирается в бричку и приказывает Селифану ехать на эти звуки. Промокшие путешественники добираются до деревни. На стук выходит старуха, у которой Чичиков просится обсушиться и переночевать. Бричка въезжает на двор. Павла Ивановича проводят в дом, где он знакомится с хозяйкой — пожилой помещицей. Она приказывает приготовить для гостя постель. На вопросы Чичикова хозяйка отвечает, что до города около шестидесяти верст; о Манилове и Собакевиче она ничего не знает; по соседству живут лишь мелкие помещики. Павел Иванович понимает, что пьяный Селифан завез его черт знает куда. Чичиков отдает мокрую одежду крепостной служанке, ложится на кровать и мгновенно засыпает. Просыпается он довольно-таки поздно. Рядом с постелью лежит уже вычищенный и просушенный костюм. Павел Иванович одевается и через окно осматривает владения помещицы. Он отмечает обширность хозяйства и зажиточность крестьян. Чичиков проходит в другую комнату, где хозяйка приглашает его на чай. Она представляется Настасьей Петровной Коробочкой. Старуха считает, что ее гость разъезжает по деревням и скупает разные товары. Павел Иванович заявляет, что действительно хочет кое-что купить. Он предлагает Коробочке продать ему «мертвые души». Глуповатая старуха видит, что сделка будет для нее выгодна, но боится какого-нибудь обмана. Чичиков очень долго ее уговаривает, приводит разные доводы и совершенно выходит из себя от злости. Наконец, Павел Иванович догадывается, как «уломать» Коробочку. Он как бы невзначай упоминает, что хотел бы в будущем приобрести у нее и другие товары.
По следу Чичикова. Детективное расследование
Первым помещиком, которого Чичиков посетил, был горбатый Горшков. два типа характеров в поэме "Мертвые души" Русский помещик в литературе первой половины XIX века Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души». В гостях у Коробочки Чичиков оказывается случайно, когда едет от Манилова, чтобы нанести визит Собакевичу. Но почему Чичиков посещает помещиков в такой последовательности, а не в какой-либо другой? На вечере у губернатора Чичиков знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем, причем оба зовут его нанести визит к ним в поместья.
«Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
Чичиков встречался с помещиками в определённом порядке. Первым, кого он посетил, был Манилов. Что делал в бричке Чичиков по дороге в гостиницу? два типа характеров в поэме "Мертвые души" Русский помещик в литературе первой половины XIX века Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души». Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были.