Пасха – 2023: как православные отмечают Светлое Воскресение: что можно и нельзя делать. Этот опыт открыл мои глаза на истинное значение Пасхи и его смысл для современных христиан во всех поколениях». Пасхальный стол накрывают с обязательным присутствием куличей, разноцветных яиц, творожной пасхи. Так повелением Божиим была установлена ветхозаветная Пасха, прообразующая собой святую христианскую Пасху. На Пасху англичане надевают новую одежду, символизируя тем самым приход весны.
Пасха в 2024 году
Яйцо достигает 9 метров и весит около 2,5 тонн. В 2021 году Пасха приходится на 2 мая. Это самое благодатное время, когда в природе все цветет и радуется. В южных регионах нашей страны вовсю распускаются тюльпаны, зацветает сирень. Это делает праздник еще более ярким и насыщенным. Пробуждение природы от зимнего сна полностью отвечает самому смыслу праздника — возрождению и обновлению всего живого. Пасхальный крестный ход в городе в наши дни Подготовка к Пасхе Празднику Воскресения Христова предшествует Великий пост. Это время, которое верующие должны проводить в молитвах, покаянии и различных ограничениях. Самое главное ограничение — это воздержание от недобрых мыслей и поступков, искоренение в себе таких пороков, как зависть, злословие, недоброжелательность. Великий пост длится 7 недель.
Он предполагает серьезные ограничения, в том числе: Воздержание от скоромной пищи. В эти дни верующим нельзя есть продукты животного происхождения, а также некоторые растительные. Подсолнечное масло, например, можно употреблять в пищу всего несколько раз за весь пост. Запрет накладывается на курение и распитие алкоголя. Только по большим церковным праздникам можно позволить себе немного вина. Запрещается участие в увеселительных мероприятиях. Танцы, походы в кино, свадьбы и вечеринки неуместны во время поста. Интимная жизнь также под запретом, даже для венчанных супругов. В старину церковь не крестила детей, зачатых во время поста.
Сквернословие, дурные мысли, ссоры. Зависть, обида, ложь и другие негативные проявления считаются особым грехом во время поста. Великий пост для верующих — это возможность приобщиться к той великой жертве, которую принес Иисус Христос, приняв муки и страшную смерть за весь человеческий род. Все готово для освящения продуктов для пасхального стола Празднование Пасхи — обряды и традиции Празднование Пасхи начинается в полночь. О приходе праздника возвещает самый главный церковнослужитель России — Патриарх. Обычно он проводит пасхальную службу. В 12 часов ночи он произносит «Христос Воскрес! Этими словами верующие будут приветствовать друг друга все пасхальные дни, вплоть до праздника Вознесения. Ответом на эти слова служит фраза «Воистину воскрес».
Произнося пасхальное приветствие, верующие троекратно целуются, поздравляя друг друга с великим праздником. После службы верующие идут домой разговляться. Этим термином называют прием в пищу продуктов, которые были запрещены во время поста.
Данный реферат можно использовать на уроках Основ Православной культуры как в начальных классах , так и в старших. Можно взять за основу при проведении тематических классных часов. При написании этой работы, использовался материал, взятый из различных источников: Православная литература, Православная периодическая печать, книги по кулинарии, сборники рецептур, некоторая информация была взята с Интернет сайтов.
Много интересного материала предоставил отец Андрей, настоятель храма в честь Архангела Михаила. Регламентированные рамки реферата 15 листов не позволяют в полной мере осветить тему Великого Поста и Пасхи. Поэтому в данной работе мы более подробно остановились на символике и традициях этих праздников. Наряду с Великим Постом и Пасхой у христиан существуют и другие не менее светлые и значимые события, которые так же достойны углубленного изучения. У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения, и у Господа Иисуса Христа есть день рождения, но это ничего не говорит о том, кто Он.
Западные христиане отошли от православного учения и мировоззрения и любят уменьшать, божество Господа Иисуса Христа и поэтому они меньше празднуют Его Воскресение, а иногда даже и замалчивают. Воскресение Христово - это самый большой праздник православных христиан. Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Великий Пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовки к большому празднику Святой Пасхи. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения. Заказать работы Три подготовительные недели Великому Посту предшествуют три подготовительные недели.
В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту, который делится на Четыредесятницу первые сорок дней и на Страстную Седмицу неделя перед Пасхой. Первая подготовительная неделя Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею Мытаря и Фарисея», нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. Вторая подготовительная неделя Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о Блудном Сыне», среда и пятница постные.
В притче «О блудном сыне» Луки 15:11-32. Иисус Христос рассказал о том, как блудный блуждающий сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. Открыть мини-сайт на портале Pandia для ведения проекта. PR, контент-маркетинг, блог компании, образовательный, персональный мини-сайт. Регистрация бесплатна Третья подготовительная неделя Третья подготовительная неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» или по - народному «Масленица».
В эту неделю среда и пятница не постные, нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения. Само воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделей о Страшном Суде». В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. Четыредесятница Четыредесятница напоминает нам о 40-а днях, которые Иисус провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди.
Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще. Этот период не траурный, но одеяния в церкви бывают черные, в знак покаяния. Первая и последняя недели поста отличаются своей строгостью, а Богослужения продолжительностью. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего... Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно, через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье, и телесно. В первую пятницу Великого Поста читается канон св.
Коливо — единственная варёная пища, которую разрешается употреблять с момента начала поста. Этот обычай связан с историей гонений на христиан во времена императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью всю без исключения пищу, продававшуюся на рынках Константинополя. Это означало, что христиане должны были просто умереть от голода, поскольку, как понимал император, вкушать пищу, окропленную принесенной в жертву языческим богам кровью, христиане не станут ни под каким видом. По церковному преданию, в этот момент константинопольскому архиепископу Евдоксию явился св. Великомученик указал ему, что повеление нечестивого императора не успело распространиться на домашние припасы христиан и на запасы пшеницы и меда, которые были в то время весьма распространенной пищей и потому их в достаточном количестве держали в домах.
Феодор Тирон повелел смешать вареную пшеницу с медом и вкушать во славу Божию, чтобы не умереть и в то же время не предать христианскую веру вкушением идоложертвенного. Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста. Богослужение в Лазареву субботу отличается проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Зарегистрируйте блог на портале Pandia. Бесплатно для некоммерческих и платно для коммерческих проектов. Регистрация, тестовый период 14 дней.
Условия и подробности в письме после регистрации. Близ Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жил Лазарь с двумя сестрами: Марфой и Марией. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен».
Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Прошло два дня. Иисус сказал ученикам Своим: «Лазарь, друг наш, умер» - и пошел с ними в Вифанию. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе». Господь ответил ей: «Воскреснет брат твой. Видя их печаль, Иисус сам прослезился.
Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус повелел отвалить камень от входа в пещеру, возведя очи к небу и, помолившись, громко воззвал: «Лазарь, выйди вон! Умерший вышел из гроба. Многие из иудеев, видевшие это чудо, уверовали в Иисуса Христа. Весть об этом потрясающем чуде громом разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Иисуса. Время их приближалось.
Как готовили Пасху и красили яйца? Куличи пеклись с давних времен. Изначально смысл их был в форме: вместе с яйцами они были символами плодородия. Традиционно пасха была творожным блюдом в виде пирамидки з буквам ХВ — Христос Воскрес. Творог для кулича перетирали несколько раз с добавлением пряностей, орехов, изюма, яиц и сливок. Также выпекали их из теста и покрывали глазурью. По старинке хозяюшки окрашивали вареные яичка в луковой шелухе, которую собирали задолго до праздника, черникой, свекольным соком, куркумой и красной капустой. Для образования узоров скорлупу заливали парафином, обматывали ниткой и так варили, вырезали узоры.
Надеемся, что сообщение о Пасхе для 4 класса помогло Вам узнать много полезной информации об этом христианском празднике. А краткий доклад о Пасхе Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Действительно, человек создан для того, чтобы достичь обожения, и чтобы мир принял освящение через человека. Отсюда следует, что тот, кто посвящает себя этой непостижимой силе Воскресения, достигает обожения и таким образом исполняет цель своего существования.
Православные праздники стали частью культуры русского народа. Особенно заметен подъем интереса к великим Христианским праздникам последние 10 лет. Для того чтобы качественно провести тематический вечер, выставку или другое мероприятие нужно быть специалистом и знать историю, обряды и символику праздника, поэтому мы считаем, что сегодня данная тема актуальна. История возникновения праздника Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление".
В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Из Богослужебных текстов видно, что празднование Воскресения начинается с Великой Субботы. Об этом говорит Богослужение Великой Субботы, а также и проповеди Святых Отцов, которые в этот день посвящены воскресению и победе.
Это видно также из иконописной традиции. Каноническая икона Воскресения Христова - это изображение Его сошествия во ад. Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам. Однако в подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя.
Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника. Задумаемся о том, что мы подразумеваем, когда говорим об аде и о нисхождении в него Христа. Слово «ад» в Новом Завете соответствует древнееврейскому «шеолу», темному, невидимому царству мертвых. В Ветхом Завете ад представлялся как некое пространство в недрах земли.
Христос вошел во власть смерти, согласился умереть - после чего силой Своего Божества победил смерть, совершенно обезсилил ее и Своей собственной силой и властью дал возможность каждому человеку избегать господства, власти и силы смерти и диавола. Для понимания этого очень важно Огласительное слово cв. Иоанна Златоуста, которое читается за Пасхальной Литургией. Наряду с прочим в нем говорится, что ад, встретив Христа, «огорчися, упразднися, поруган бысть, умертвися, низложися, связася».
Далее говорится, что со смертью Христа на кресте ад, приняв смертное тело, оказался перед Богом, приняв землю-прах, встретил небо, приняв то, что видел, то есть человеческое тело, человеческую природу, был побежден тем, чего не видел, то есть Божеством. Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, есть упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исайя приводит слова Бога: «Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю» Ис.
Иоанн Златоуст, толкуя это событие, замечает, что не сказано «открою врата медные», но «сокрушу», чтобы место заключения стало просто ненужным. Также не сказал, что «сниму запоры», но «сломаю» - чтобы показать тюрьму безсильной, потому что туда, где нет ни двери, ни запора, если кто-либо и попадется - не может быть удерживаем. Если Христос что-либо разрушает или превращает в пепел, то никто не может это восстановить. Далее, Христос снизошел во ад, чтобы наполнить все светом Своего Божества.
Нисшедший, он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» Еф. Таким образом, нисхождение Христа в преисподнюю земли произошло для того, чтобы все наполнилось Его светом и чтобы действительно была ниспровержена держава смерти. Святой Григорий говорит, что почитатели Бога должны были найтись не только в вышних, но и в нижних, так чтобы все исполнилось и наполнилось славой Божией. В этой перспективе написаны также тропари Церкви: «Дабы исполнить всяческая славою Твоею снишед в преисподняя земли».
Иоанн Дамаскин торжественно поет: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо всякая тварь востание Христово, в немже утверждается». День Великой Субботы, когда душа Христа вместе с Божеством находилась в аду, а тело пребывало во гробе, когда была побеждена держава диавола и смерти, считается Православной Церковью великим днем, поскольку соединяется с днем Воскресения. В литургических текстах седьмой день творения, в который Бог после творения мира и человека «почил от всех дел Своих», сопоставляется с днем Великой Субботы, в который и Христос почил от всего, что было сделано для спасения человека. Поэтому мы поем: «сия же есть благословенная Суббота».
Из книги Бытия мы знаем, что после того как Бог за шесть дней периодов времени создал весь мир и человека, в седьмой день Он почил от дел, которые творил Быт. Поэтому Моисеем было определено, чтобы в седьмой день - субботу, которая означает «покой», иудеи отдыхали и посвящали этот день Богослужению и молитве Исх. Существует толкование, согласно которому заповедь об оставлении работы в субботу была дана Богом, прежде всего, для воссоздания и обновления человека, что должно было произойти посредством смерти Христа на Кресте и Воскресения. Начало воссоздания и обновления было положено в день Великой Субботы, однако очевидное, осязаемое начало пакибытия открылось в день Воскресения.
Поэтому и мы, хотя и чтим субботу «как день нашего воссоздания», более почитаем воскресный день. Субботство в православном Предании имеет еще и другое значение. Оно является успокоением человека, утихомириванием, так называемым священным безмолвием исихией во всей полноте этого смысла. Апостол Павел, упомянув, что субботство остается обязательным для народа Божия, указывает: «итак, постараемся войти в покой оный...
Святой Григорий Палама говорит, что когда человек удалит от своего ума всякий помысел и когда посредством настойчивости и непрестанной молитвы ум возвратится в сердце, тогда он погрузится в Божественное упокоение, то есть в Боговидение, в созерцание Бога. Этот покой, это безмолвие не есть бездействие, как можно было бы подумать, но великое делание. Как Бог, Который хотя и почил в седьмой день, все равно продолжал управлять миром, так и человек, пребывая в состоянии духовного созерцания, творит величайшее дело - соединяется с Богом, а затем любит то, что любит и Бог. Поэтому можно сказать, что всякий может пережить Воскресение Христово из своего упокоения, из такого способа жизни.
Насколько кто-либо входит в Божественное субботство, в Божественный покой, настолько он переживает воскресение. Пожелание «счастливого Воскресения», должно сопровождаться пожеланием «счастливого покоя». Воскресенье в так называемом недельном круге является первым днем, с которого берет начало отсчета вся неделя, однако одновременно он является также и днем восьмым, поскольку следует сразу же за субботой - седьмым днем. Первый день творения Моисей не называет первым, но одним.
И Василий Великий, толкуя эти слова, говорит, что святое воскресенье, в которое воскрес Христос, Моисей называет одним днем, чтобы направить наш разум к будущей вечной жизни. Сейчас воскресенье является прообразом будущей жизни, а тогда оно уже будет самим «восьмым днем» веком. Если задуматься над тем, что недельный круг символизирует собой человеческую жизнь и что воскресенье - это прообраз будущего восьмого дня, тогда этот век действительно является одним и единственным днем. Василий Великий называет Воскресенье «истоком дней», «ровесником свету».
В воскресенье, в первый день создания, был сотворен свет. В Воскресение Христа, в первый день воссоздания, явился свет Воскресения, он же является Светом Преображения и Пятидесятницы. Человеческая природа Христа сбросила с себя смертность и тленность. Помимо этого, воскресный день называется также днем святым и нареченным, так как именно в этот день произошли все великие Господские праздники.
Отцы Церкви полагают, что Благовещение Богородицы, Рождество Христово и Воскресение - основные события жизни Христа - произошли в один и тот же день недели. В этот же день должно произойти и Второе Христово пришествие и, конечно же, всеобщее воскресение мертвых. Поэтому христиане придают воскресному дню столь огромное значение и важность, а также стремятся его всячески освящать. Помимо ежегодной Пасхи существует и Пасха недельная - так называемая малая Пасха, светоносный день воскресения.
После Своего воскресения Христос явился женам-мироносицам и Своим ученикам. Некоторые задаются вопросом: почему Христос не явился всем людям, а главное, распявшим Его и отрицавшим Его Воскресение, чтобы те уверовали в Него? Человек, знакомый с православным преданием, не может ставить подобные вопросы, потому что он знает, что явление Христа никогда не происходит для зрелищности и принуждения человека. Христос никого не принуждает верить.
Кроме того, явление Бога человеку - это критический момент в жизни последнего. В будущей жизни, после Второго пришествия Христа, Его увидят все.
Пасха - главный праздник на Земле
Главный компонент этого блюда — протёртый творог, к которому добавляют сливочное масло, сметану или сливки, яйца и сахар. Творожные пасхи традиционно делали в виде четырёхугольной пирамиды, которая олицетворяет Голгофу — гору в Иерусалиме, где был распят Христос. По другому преданию оригинальная форма пасхи - усечённая пирамида - символизирует Гроб Господень. На поверхности пасхи изображают крест, копьё, трость, проросшие зёрна, ростки и цветы — символы страдания Иисуса Христа. Именно творожной пасхой нужно намазывать ломоть кулича перед тем, как его съесть.
Кулич — главное пасхальное блюдо, символическая отметка нового времени, начавшегося после Великого поста и Воскресения Христова. Именно кулич является первой пищей для разговления. В течение всего года хлеб сопровождает трапезу мирянина, и только единожды за это время он становится праздничным, пасхальным. Кулич - это артос на нижней ступени освящения, обрядовая пища.
Им не только разговляются после поста, но и символически причащаются. Откуда же происходит кулич, и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи? Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то в этот день в храме благословляются и освящаются особые приношения верующих пасхи и куличи , чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Кроме того, кулич служит одной из формальных различительных черт между христианской и иудейской Пасхой. Во время празднования последней употребляется пресный хлеб, а квасной взошедший есть запрещено. Сила традиций вкушать особую пасхальную выпечку столь велика, что в советской России даже во время войны, верующие приносили в храм для освящения чёрный хлеб. По традиции часть куличей хозяйки отдавали в церковь и бедным.
Здесь важно учесть, что отдельное выпекание для этой цели куличей подразумевает скупой дар не только по тому, что они малы, а потому что маленький кулич всегда более сухой и менее воздушный. Традиционно кулич должен быть съеден в течение Светлой седмицы, что предполагает ломоть ежедневно для каждого члена семьи. Кулич важно правильно разделить и разрезать. Недопустимо продольное его разрезание, лишь поперечное, причём верхушка не съедается до последнего ломтя и всю неделю защищает мякиш от обветривания.
Таким образом, отрезав нужное количество ломтей, кулич вновь накрывают макушкой. Артос — освящённый квасной хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос освящается особой молитвой, его хранят на специальном столе перед иконостасом; с ним совершают крестный ход вокруг храма и после раздробления в субботу Светлой седмицы раздают верующим как святыню, которая помогает от болезней. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни и всегда со словами « Христос воскресе!
Это символизирует победу Христа над смертью, его Воскресение. Употребление артоса началось с самого начала христианства. Первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб. В дальнейшем, первые священники установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за людей Христос сделался для христиан истинным хлебом жизни.
Традиции украшения Пасхальных яиц Яйцо — главный пасхальный символ воскресения, т. При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле дарили друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим происхождением Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием «Христос воскрес! Красный цвет — это цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: "Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет".
И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила. Яйцо является символом жизни, началом всех начал. К празднику Пасхи принято красить куриные яйца, а также расписывать их различными орнаментами. Такие яйца называются крашенки, крапанки, писанки.
Не принято красить яйцо в темные и мрачные цвета. Основной цвет — красный или его оттенки. Окрашенное яйцо знаменует возрождение людей кровью Иисуса Христа. Крашеные яйца — символ праздника — придают особое своеобразие пасхальному столу.
Изготовление яиц Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня. В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т.
В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и самостоятельной отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т. Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено.
Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась. Заключение Пасха — Православное торжество. Великий Пост, время, насыщенное молитвами, покаянием, прощением, самоисправлением. Духовным и телесным подвигом кончается и настаёт Пасха — время торжества православной веры.
К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из чтения молитв и удаления от всего греховного. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов и достойно причаститься. Телесная подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную.
Во время Великого Поста все говеют, исповедуются. Из глубины веков до нас дошли традиции празднования Православных праздников - дней церковных торжеств, посвящённых памяти наиболее значимых христианских событий и личностей. Светлое Христово Воскресение — главный и древнейший христианский праздник. В предпасхальные дни душа каждого из нас наполняется весенним теплом, ждёт какого-то чуда или праздника.
Хочется поставить букетик вербы перед Вербным воскресеньем, а уж на Пасху обязательно купить или испечь праздничный кулич, весь светящийся каким-то особым светом, и вокруг него разложить разноцветные яйца. Весь дом наполняется благодатным теплом, и кажется, что все невзгоды позади. Пусть же так и будет! Список использованной литературы Бубнов пост и православная пасха.
По закону, если на прием приходил бедный человек, он должен был пожертвовать хотя бы яйцо. Мария принесла обычное яйцо, и, рассказав о Христе, вручила его императору. Тиберий рассмеялся. Он ответил, что как не может яйцо стать красным, так не может умерший воскреснуть. Каково же было его удивление, когда яйцо налилось красным цветом!
Увидев чудо, Тиберий поверил Марии. С тех пор и мы в день Светлого Христова Воскресения дарим друг другу яйца, окрашенные в красный цвет, со словами: «Христос Воскресе! Принимающий дар отвечает: «Воистину Воскресе! Есть три вида яиц на Пасху — крашенки крашеные яйца , писанки расписные и драпанки покрытые воском, узор на них наносят острой иглой. По традиции принято бить крашеные яйца друг об друга три раза.
Два человека берут по яйцу и три раза ударяют одним об другое. Треснувшее яйцо съедают, а крепкое сохраняют. По поверью, оставшееся целым яйцо принесет в дом счастье. Как отмечают Пасху за рубежом Католики считают Пасху семейным праздником и обязательно собираются в этот день за праздничным столом. Главное блюдо в этот день — кролик, курица или индейка.
На Пасху вся семья отправляется в церковь, где священник проводит службу мессу. Из церкви приносят освященную воду и огонь, от которого зажигают дома свечи.
Богослужения в Пасху сочетались с веселыми народными гуляньями, где главными элементами были игры и гадания. Например, девушки прыгали через сани. Кто перепрыгнул - та и замуж выйдет осенью.
Дети играли с пасхальными яйцами - катали их на горочках. Чье быстрее скатиться - тот и выиграл. В этом случае проигравшие должны были ему «платить». В качестве платы принимались различные вкусности. Молодежь каталась на качелях.
Считалось, чем выше ты взлетишь, тем счастливее будешь. По местечкам и городам ходили волочебники, пели песни во славу Христа, поздравляли с праздником, разыгрывали различные маленькие сценки, за что и получали съестное вознаграждение. В церквях или костелах в ночь субботы на воскресенья шла и всегда идет всенощная. Совершается она всегда с литургией Василия Великого. А на вечерней службе всегда читаются те места из Ветхого Завета, где предсказывается смерть и Воскресенье Христово.
Церковь призывает в Пасху творить добро. Например, в древности уже христианской на волю выпускали узников. При поздравлении друг друга с праздником принято говорить: «Христос воскресе! Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой. Символ Пасхи - крашеное яйцо.
Им первым разговлялись. Часть освященных яиц берегли в течение года. Их использовали, когда хотели уберечь дом от пожара, посевы - от града. По старинному правилу, кто умирал на Пасху, того хоронили с яйцом в правой руке. Эти обычаи отражают древние верования народов мира, по которым яйцо символизировало новую жизнь, пробуждение природы, земли, солнца.
Все известные игры, связанные с катанием яиц по земле и озимям - суть отражение верований и магических приемов, цель которых вызвать плодородие. Поэтому, по традиции, на Пасху красят яйца в красный цвет - цвет жизни и солнца. Вся Пасхальная неделя посвящалась обходу селений религиозного прихода церковным причтом в сопровождении «богоносцев». Это был особый обход, так как на Пасху, единственный раз в году, выносятся запрестольные образа. Принимая иконы у себя дома, на некоторое время помещали запрестольную икону Богоматери в зерно, приготовленное для посева.
Встречая иконы, каждый домохозяин выставлял на улицу застланный скатертью стол с угощением. Празднование пасхальной недели нередко сопровождалось местными своеобразными обычаями, своими корнями связанными с особенностями локальной ритуальной традиции. Например, во владимирском селе Баглачево уезд не указан после окончания пасхальной обедни на колокольню всходили два «крикуна». Они обращались лицом к востоку и трижды пели «Христос воскресе», затем повторяли песнопение, обратившись к югу, западу и северу. Эти «крикуны» сопровождали церковный причт во время обхода с иконами по крестьянским домам, каждый раз громко и протяжно выкрикивая: «Христос воскресе воистину!
Красуйся, Матерь Божья, помилуй! Из местных пасхальных отметим обычай крестьян Бутенинской волости Жиздринского уезда, называвшийся лалыньканье от лалыкать: западное - петь волочебные песни; псковское, тверское - болтать, калякать. На Пасхальной неделе, лишь только отслужат молебен и из деревни вынесут иконы, девушки, подростки и девочки, собравшись вместе, ходили из двора во двор с песней-величанием, в которой приглашали хозяина выйти на широкий двор, чтобы собирать «хмелёк по тычиночкам», варить пиво и женить сына. За это хозяева выносили лалыньщицам десяток яиц, сало и кусок пирога. Обойдя селение, девушки шли в поле, где жарили яичницу и сало, пели песни и водили хороводы.
Описанный обычай является примером развития локального варианта колядования на традициях общерегиональных колядных форм. Девушки не только исполняли величания, но и собирали еду колядовали. Этим обычаем девушки накануне Красной горки как бы поторапливали холостых парней со сватовством.
В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи. Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте за грехи людей. Тело поместили в пещеру, а вход в нее закрыли тяжелым камнем. На третий день после смерти Мария Магдалина и еще две женщины пришли к пещере, камень на входе был отодвинут, а гроб — пуст. Христос воскрес! Пришла Мария Магдалина с благой вестью к римскому императору Тиберию: « Христос воскрес! Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у всех белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес! Главное украшение стола на Пасху С тех пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье!
Истроия возникновения Пасхи
Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы). Католическая Пасха. Пасху празднуют не только православные, но и представители других ветвей христианства, ориентируясь на свой календарь. Пасхальные иконы условно делят на три типа: "Анастасис", "Сошествие во ад" и "Воскресение Христово". Святая Пасха Христова: история возникновения праздника, обычаи, традиции и ритуалы празднования в России, на какое число приходится, как готовятся к Пасхе, почему красят яйца и пекут куличи. Простыми словами расскажем, что такое Пасха, откуда пошло празднование, что происходит в пасхальную ночь и чем в Христово Воскресение заниматься точно нельзя.
Православный праздник Пасха
Обрядом опахивания сопровождалась встреча весны на Красную горку в Инсарском уезде Пензенской губернии с. Весну «закликали» девушки и молодые женщины. Когда же наступала полночь, они шли за околицу, где с помощью сохи обводили бороздой село. Впереди шли старухи с иконой Казанской Божией Матери и молились, чтобы село не постигли никакие беды и напасти, чтобы все несчастья останавливались перед бороздой. Проложив борозду вокруг села, возвращались назад и устраивали пирушку, в которой могли принять участие и парни. Пирушка продолжалась до «третьих петухов», после чего «гулять считалось грехом». Опахивание здесь играло магико-предохранительную роль. Оно как бы предваряло возможность повторения обряда, к которому зачастую приходилось прибегать крестьянам, в прошлом сильно страдавшим от опустошительных эпидемий и эпизоотий.
Встреча весны проходила на фоне таких красивейших хороводных игр, как горелки, уточка, Борис. Хороводы Красной горки, или «радуницкие», чаще водились на пригорках, холмах, на берегах рек, в местах более открытых. Бытописатель первой половины прошлого века И. Снегирев предполагал, что эти хороводы в старину сопровождались зажиганием огней. Такими материалами располагал известный хореограф К. Голейзовский: «Колхозница села Исады на Волге, старуха Витюлева, рассказала, что в дни ее юности игра в «Горелки» совершалась ранним утром на высоких местах между кострами из старой соломы». Играли в горелки при появлении солнца наверху холмов.
Девичьи весенние хороводы исполнялись от Благовещения и Красной Горки до Троицы и Всесвятского заговенья. В традиционном укладе жизни они были важнейшими ритуальными фрагментами «картины мира». Весенние хороводы, сопровождаемые кострами - символы весеннего солнца, весеннего движения времени. Повсеместно на Красную горку разыгрывались свадебные хороводы «А мы просо сеяли», «Заплетайся, плетень», «Заинька». Особенно популярной была хороводная игра «А мы просо сеяли». Этот хоровод был одновременно земледельческим и свадебным. В некоторых местах например, с.
Свинчус Касимовского уезда Рязанской губ. Свадебные хороводы на Красную горку не случайны. В старом быту Красная горка считалась последним сроком для сватовства и свадеб перед весенне-летними работами. Кто упустил свадебный зимний мясоед, не должен был «теряться» на Красную горку. Поэтому осуждались те холостые молодые люди, которые не приходили на гулянья Красной горки. Существовало даже поверье: если парень или девушка не ходят на Красную горку, то они долго не женятся или не выйдут замуж. Подобное поверье в основе своей имеет архаичное представление о том, что весной, особенно в преддверии сева и всходов озимых, все молодые жизнеспособные члены общины должны жить в соответствии с законами природы: как земля отдает свои репродуктивные силы возрождению природы, так и люди должны позаботиться о возрождении своего коллектива.
Традиционное общество не допускало в своем составе лиц вне брака. Отчасти этим объясняется столь широкое распространение в русских деревнях института черничества, христовых невест. Красная горка как бы завершала до осени период свадеб. Одновременно на Красную горку подводился своего рода итог брачному периоду: речь идет о вьюнинах или вьюнишнике - поздравлении на Красную горку молодоженов в первую весну их брака. Этот обычай был распространен по всему Верхнему Ярославская и Костромская области и Среднему Поволжью. Его южная граница - Самарское и Казанское Поволжье. Обычай известен также на юге Вологодчины.
Песни, сопровождавшие обряд, назывались вьюнцами. Их исполняли окликалы, или вьюничники, для вьюна или вьюнца и вьюницы, то есть для молодого и молодой в первый год их брака. Состав лиц, принимавших участие во вьюнишнике был самым разнообразным и зависел от локальных особенностей обряда. Зачастую окликалы исполнители обряда строго делились на определенные возрастные группы, а в некоторых селениях соблюдалось и деление по полу. В большинстве случаев первыми начинали окличку младшие; чем старше была группа окликальщиков, тем позднее они начинали обход. Последними ходили взрослые мужчины. Поздравляя молодых супругов с первой весной их брака, односельчане исполняли в их честь песни, в которых прославлялись «терем» молодых с «бархатной» крышей и «печью муравленой», в них постоянно упоминались «пчелы ярые» как символ молодой семьи.
Пропев песню, окликальщики просили: пасха христианин гуляние яйцо.
Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп , епископ Смирны , посетил римского епископа Аникета , чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было.
Позднее, в 190—192 годах, римский епископ Виктор на соборах в Палестине , Понте , Галлии , Александрии , Коринфе , настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Ириней Лионский , выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви [2] [22]. Первый Вселенский собор[ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия [24] : Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… Как сообщает историк, епископ и участник Первого Вселенского собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались под тем, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время [25] : Единогласное определение Собора касательно Веры и празднования Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших.
Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвящённое празднество Богу. Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения [26] : Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся. Собор вынес постановление, текст которого не сохранился.
Профессор Болотов В. Однако священник Лебедев Д. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.
В новозаветной Пасхе другой смысл: это праздник освобождения от всех грехов и обретения вечной жизни, это праздник для всего человечества, а не для одного народа» [6; с. Нам известно также, что во II веке у христиан существовало две традиции Светлого Воскресения — Пасха крестная и Пасха воскресная. Этот праздник отмечался в день Его смерти вместе с днём Пасхи иудейской, на какой бы день недели он ни приходился» [6; с.
Вторая Пасха отмечалась только в воскресенье, которое следовало за иудейской Пасхой. Именно она посвящена Христову Воскресению. С первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения Христова.
Несмотря на это сложился обычай уделять каждый год особый день или несколько дней подряд для воспоминания страдания и воскресения Господа. Пасха празднуется от 4-го апреля 22 марта до 8 мая 25 апреля , и все 35 дней, в которые она бывает. Расчёт времени празднования Пасхи осуществляется в настоящее время по лунно-солнечному календарю.
Для определения ежегодного дня Пасхи принят был Церковью Вселенской александрийский пасхальный лунный круг, придуманный в Александрии, состоящий из 19 лет и до сих пор употребляемый Церковью. Но в 1582 папа Григорий XIII для запада дал новую пасхалию, по которой Пасха празднуется там иногда на целый лунный месяц раньше, чем на востоке, так что иудейская Пасха бывает после григорианской, чего по определению первого Никейского Собора не должно быть» [6; с. Таким образом, мы выяснили, какова история замечательного пасхального праздника существует за рубежом.
В этом параграфе пойдёт речь о том, как этот праздник пришёл на русскую землю. Однозначного и конкретного ответа на вопрос о сроках и особенностях появления пасхального праздника у нас в России нам не встретилось. Но стало известно, что «на Руси Страстная неделя и Пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником.
Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и жертвоприношение полевым и растительным божествам. Очистительные магические обряды, по верованиям славян, должны были избавлять людей, поля, скот от нечистой силы, обезвреживать её. Люди думали, что отправление их обеспечит хороший урожай хлебов, здоровый приплод скота, благополучие в семьях» [3].
Известно также, что, «как и все другие древнеславянские праздники, весеннее празднество носило общинный характер. Собравшаяся на праздник община решала сначала важнейшие хозяйственные вопросы, а затем начинались общее пиршество и игрища» [3]. Пережитки древнеславянских обрядов весеннего празднества и поверий, связанных с ним, во множестве сохранились до наших дней в обрядах и обычаях праздника Пасхи.
Первоначальное их значение забылось, и поэтому православная церковь даёт им своё толкование и объяснение. Именно об этом пойдёт речь в следующих параграфах нашей работе, где мы расскажем о пасхальных обычаях и традициях за рубежом и в России. Пасхальные обычаи итрадиции народов мира Праздник светлой Пасхи отмечается не только в России.
Известно, что «Христово Воскресение празднуют в Германии, Польше, Франции и других западноевропейских и скандинавских странах, а также странах США» [6; с. Прежде чем перейти к описанию традиций и обычаев, следует по-нашему мнению, отметить, что в качестве традиций выступают определённые нормы поведения, ценности, обычаи, обряды. Традиции эти в разных странах хранятся из века в век, передаются из поколения в поколение.
В Германии, как в России, «Пасха не имеет определённого дня празднования — как правило, это воскресенье после первого весеннего полнолуния. С принятием в Германии христианства яйцо стало символом новой жизни и Нового Завета. Ещё один, непривычный для нас, символ немецкой Пасхи — обыкновенный обитатель лесов и полей — заяц, который и несёт праздничные яйца, потому как считалось, что простые куры их нести не могут.
Утром в Пасхальное Воскресенье, после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями. Надо отметить, что традиционные пасхальные развлечения в Германии ничем не отличаются от наших. Наиболее популярными у немцев являются игры с крашенками: их бросают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу.
Ещё одно развлечение для детей — искать спрятанные яйца в траве во время прогулки, где их спрятали родители. Освящённые в церкви распустившиеся ветки принято украшать сладостями, фруктами, лентами, дарить их родным и близким. Такие ветки долгое время служат украшением в доме: их прикрепляют к изголовью у постели, у распятий, очагов каминов.
Засушенные ветки долго хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях. Даже подарки в этот день особые — в магазинах можно найти множество искусственных яиц на любой вкус и игрушечных зайцев, они иногда сделаны даже из шоколада. В настоящее время Пасха в Германии всё меньше связывается с церковью и становится общенародным» [6; с.
Пасха в Норвегии считается главным церковным праздником. Один из них — возжигание Пасхального очага. Считалось, что тот, у кого первого пойдёт из трубы дымок, никак не обойдётся без падежа скота.
Поэтому крестьяне всячески хитрили, чтобы обмануть соседей и заставить кого-либо из них «задымить» первым. Пасхальный дым также играл роль предсказателя — в какую сторону он шёл, оттуда и нужно было ждать неприятностей. В норвежских деревнях раньше существовал обычай «крестить» в этот день домашних животных.
Обряд, как правило, проводили вечером. Эти церемонии взрослые доверяли детям и проводили для того, чтобы защитить животных от нечистой силы. Как во многих странах мира, в Норвегии яйцо — главное украшение пасхального стола.
Их используют и для украшения дома, и в качестве сувениров, которые делают из дерева, металла, папье-маше, расписывают узорами, оборачивают золотой фольгой. Их используют как футляры для подарков и сладостей, в них кладут марципаны и сушёные фрукты, сердечки и любовные записки, духи... Перед Пасхой можно купить любимое праздничное лакомство детей — марципановые яйца в шоколадной глазури.
Кроме яйца, традиционными символами норвежской Пасхи считаются ягнёнок, символизирующий Христа, добровольно принёсшего себя в жертву, и заяц — символ весеннего плодородия» [6; с. В Чехии и сегодня сохранились многие традиции Пасхи. Одна из них, «плетение пасхальной плётки из ивовых прутьев, которой нужно слегка хлестнуть девушку, чтобы она была здоровой и красивой весь год.
Пасхальными символами Чехии являются пасхальный барашек, или пасхальный заяц. В наши дни за 3 недели до Пасхи в Чехии начинаются Пасхальные ярмарки, которые проходят на главных площадях Праги. Можно купить не только различные сувениры — фигурки из дерева и других материалов, цветные платки, венки, бумажные цветы, но и различные пасхальные угощения.
Это разноцветные глазированные пряники, калачи, кексы, плетёнки, каша с мёдом, традиционное медовое вино с привкусом миндаля или ванили. Помимо сладостей предлагаются такие традиционные блюда, как колбасы с хреном и горчицей» [6; с. В Швеции «праздник Пасхи празднуют своеобразно — за неделю до наступления праздника девочки наряжаются нечистой силой.
Одетые колдуньями они ходят по улицам и выпрашивают сладости. Это очень напоминает Хеллоуин. Этот обычай очень древний, он возник в Швеции на почве суеверных представлений, т.
Жители украшают свои дома пасхальными цветами — жёлтым, зелёным и белым, расставляют жёлтых цыплят в зелёном и белом обрамлении из нарядных перьев. Яйца делают даже из картона, а внутрь каждого кладут по большой, красивой конфете. Обычно устраиваются фейерверки, так как считается, что шум отпугивает дьявола и колдунов, изгоняя их чары» [6; с.
Для приготовления этого праздничного блюда понадобится всего-то 5 000 яиц, 8 л растительного масла, огромный сноп укропа, 80 зелёных перцев, огромное количество высушенного зеленого лука, 25 кг лука, 25 кг сл. Каждый год ранним утром тысячи людей приходят к собору Святого Патрика — главному католическому храму Нью-Йорка. На их головах головные уборы, самых разных форм, расцветок и размеров.
Пасха — начало новой жизни, а в Америке начинать новую жизнь в старой одежде — плохая примета. Поэтому приходилось обзавестись хотя бы новой шляпой. Эта традиция пришла в США из Европы.
Позже, эта традиция переросла в уличное шествие для всех желающих, в котором принимают участие профессиональные клоуны и дрессированные животные. Парад шляп проводится в Нью-Йорке всегда — независимо от политических и климатических условий. Потому что проблем всегда было и будет множество, но жизнь весной обязательно возрождается» [6; с.
В Польше «в ночь перед Масленицей принято устраивать трапезы в честь наступающего 40-дневного Великого поста. Первый день Великого поста здесь называют Пепельной средой, когда священник обсыпает верующих освящённым пеплом, который является символом смирения. В Страстную пятницу соблюдаются такие же обычаи, что и в день смерти кого-либо из обитателей дома: нельзя резать скот, печь хлеб, пользоваться расчёской.
В доме завешивают все имеющиеся зеркала. Страстная Пятница — день траура. В Страстную Субботу хозяйки устраивают настоящее соревнование: чья пасха самая хорошая, красивая и тщательно берегут секрет её приготовления.
В Пасхальное воскресенье все домочадцы и домашние животные кроме кошек получают по куску освящённого хлеба. В праздничное утро на стол ставят всё лучшее, а в центре обязательно должен быть выпеченный из муки или сделанный из растопленного сахара агнец — символ Воскресения Иисуса Христа» [6; с. Таким образом, описав некоторые традиции в зарубежных странах, считаем необходимым перейти к описанию русских пасхальных обычаев и традиций.
Пасхальные традиции на Руси Пасха Христова в России к началу XX века приобрела устойчивые традиции празднования в каждой христианской семье. Так, например, «с приготовлением и употреблением той или иной пасхальной еды были связаны различные предсказания, поверья, гадания. Также смотрели, как поднимается кулич, будет ли ровной корочка.
Если на поверхности кулича получались вмятины, углубления, то это означало, что в доме будет несчастье» [5; 96]. О судьбе гадали и по яйцам, разбивая определённым образом скорлупу. Остатки пасхальной пищи — крошки, скорлупу — никогда не выбрасывали например, клали в зёрна для посева, разбрасывали по огороду.
Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьёй, разделив его по числу домочадцев. Следует отметить, что эта традиция до сих пор существует во многих семьях.
У западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодёжные обливания. Понедельник был мужским днём парни, мальчики, мужчины обливали девушек и женщин , а вторник — женским. У восточных славян в течение всей пасхальной недели любой мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название «Звонильной».
На пасхальной или следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших. В настоящее время этот день известен многим как Родительский день, но смысл его не изменён. Приготовления кпразднику Во многих литературных источниках отмечается, что подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения издавна создавала в каждой семье удивительную атмосферу любви, согласия и единения.
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее.
И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным».
Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры. И Тиверий воскликнул: «Воистину воскрес! Особое внимание издревле уделялось нищим странникам — ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого». Под народную музыку люди водят огромный хоровод — «коло» в Болгарии, «варош» или «народни сабор» в Сербии, «таферич» в Боснии.
Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье. Дети устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. В Ветхом Завете нет упоминаний ни о куличе, ни об обрядах, с ним связанных. Все это потому, что история кулича берет свое начало с языческих времен.
У многих народов существовал обычай — печь весной хлеб, и приносить его в жертву земле. Ритуал был посвящен богам плодородия. По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест.
Это особенная выпечка — временами сложно объяснить, почему дрожжевой хлеб, приготовленный на Пасху, может долго храниться, при этом не сохнет и не покрывается плесенью. Сегодня кулич традиционно олицетворяет то, как Христос вкушал хлеб с учениками, дабы они уверовали в его воскрешение. Творожная пасха делается в виде усеченной пирамиды, на нее наносятся буквы «ХВ». Она символизирует Гроб господень.
Во многих европейских странах, дети верят, что при условии примерного поведения с их стороны Пасхальный Кролик приходит накануне праздника и откладывает в гнездо цветные яйца. Гнездо или корзинку нужно было приготовить заранее в укромном месте. Малыши обычно использовали для этой цели свои головные уборы, раскладывая их по сараям, амбарам и прочим уединенным помещениям. Прихода чудо-кролика ждут почти с таким же нетерпением, как визита Санта-Клауса.
Хорош тот пасхальный кролик, у которого на шее висит колокольчик. Накануне Пасхи этот ушастый персонаж можно встретить повсюду и в разных видах. Кроликов делают из шоколада,марципана и прочих лакомых материалов, их шьют из плюша и меха, лепят из глины. И, конечно же, открытки.
Доклад на тему Пасха сообщение 3, 4, 5, 6, 7 класс
Пасху в этом году отмечают 5 мая. Почему праздник так называется, когда начинать печь куличи и что делать с пасхальными яйцами, если они испортились? Пасхальный стол накрывают с обязательным присутствием куличей, разноцветных яиц, творожной пасхи. Если на Пасху зайти в храм, то мы увидим священников в красном облачении и красные свечи.
Рассказ о празднике пасха кратко
Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей... После Тайной Вечери Христос с учениками идет в Гефсиманский сад и, оставив их, один молится перед страданиями и крестной смертью. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть. У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой Недели. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой - купанием в проруби, реке, озере.
В этот же день красили яйца к Пасхальному столу. Яйцо в мировоззрении древних народов еще задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную. Плутарх возвеличивал яйцо, считая его творцом всей природы. В христианстве яйцо приобрело новое значение.
Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!
Самое главное ограничение — это воздержание от недобрых мыслей и поступков, искоренение в себе таких пороков, как зависть, злословие, недоброжелательность. Великий пост длится 7 недель. Он предполагает серьезные ограничения, в том числе: Воздержание от скоромной пищи. В эти дни верующим нельзя есть продукты животного происхождения, а также некоторые растительные. Подсолнечное масло, например, можно употреблять в пищу всего несколько раз за весь пост. Запрет накладывается на курение и распитие алкоголя. Только по большим церковным праздникам можно позволить себе немного вина. Запрещается участие в увеселительных мероприятиях. Танцы, походы в кино, свадьбы и вечеринки неуместны во время поста.
Интимная жизнь также под запретом, даже для венчанных супругов. В старину церковь не крестила детей, зачатых во время поста. Сквернословие, дурные мысли, ссоры. Зависть, обида, ложь и другие негативные проявления считаются особым грехом во время поста. Великий пост для верующих — это возможность приобщиться к той великой жертве, которую принес Иисус Христос, приняв муки и страшную смерть за весь человеческий род. Все готово для освящения продуктов для пасхального стола Празднование Пасхи — обряды и традиции Празднование Пасхи начинается в полночь. О приходе праздника возвещает самый главный церковнослужитель России — Патриарх. Обычно он проводит пасхальную службу. В 12 часов ночи он произносит «Христос Воскрес! Этими словами верующие будут приветствовать друг друга все пасхальные дни, вплоть до праздника Вознесения.
Ответом на эти слова служит фраза «Воистину воскрес». Произнося пасхальное приветствие, верующие троекратно целуются, поздравляя друг друга с великим праздником. После службы верующие идут домой разговляться. Этим термином называют прием в пищу продуктов, которые были запрещены во время поста. По традиции это крашеные яйца, сало, куличи и пасха. Самые маленькие пасхальные яйца — это миниатюры, изготовленные омским мастером Анатолием Коненко. Он, по примеру знаменитого левши, сделал яйца величиной всего 3 мм. Они полностью помещаются в скорлупе от кедрового ореха. Один из главных атрибутов праздника — это обмен крашенками — крашеными яйцами. На Пасху принято ходить друг в другу в гости, дарить подарки, обмениваться угощениями.
Творожная пасха, сдобные куличи и яйца — главные атрибуты праздника Пасхальные угощения На Пасху существует три главных блюда, которые есть на каждом столе: Крашеные яйца. Яйца красят как по старинке, в луковой шелухе, так и по современным технологиям — с добавлением перламутра, нанесением узоров и праздничных наклеек.
XVI в. Андрей Рублев, 1408-1410 Дионисий. Икона «Сошествие во ад» конец XV в. Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI в. Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон.
ХVIII в. Воскресение и сошествие во ад cо Страстями и с праздниками. XIX век. Иерусалимский храм Воскресения Христова. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом. В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм.
Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня. Москва Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. Коломна Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут храм во имя Николы «Мокрого» , упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.
Храм св. Николы РПсЦ в г. Коломне Старообрядческие храмы Воскресения Христова Знаменитая рогожская колокольня была освящена 18 августа 1913 года во имя Воскресения Христова, после того как на средства благотворителей этот храм был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. После того, как во время гонений безбожников храм был осквернен, его нужно было переосвятить. В 1949 году он был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, поскольку старый антимис во имя Воскресения Христова исчез, однако на Рогожском хранился антимис, освященный во имя Успения Божией Матери. В таком положении храм пребывал до 31 января 2014 года. В конце 1990-х годов стали изучать предложения вернуть храму его историческое имя. После реконструкции и капитального ремонта храма в 2012 году его необходимо было переосвятить. Инициатива переосвятить храм с его историческим наименованием была поддержана предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием Титовым на Освященном соборе 2014 года.
Таким образом ему было возвращено историческое имя. Храм-колокольня Воскресения Христова. Это первая старообрядческая церковь поморской общины 2-й Московской общины поморского брачного согласия , возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы. ДПЦ Также в Литве в г. Христианская Пасха и Песах у иудеев Еврейская Пасха В 2021 году православные празднуют Пасху 2 мая, а иудейский праздник Песах Еврейская Пасха в этом году прилучается на 27 марта—4 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями? Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.
Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть? Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе: Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия ; не сопраздновать Пасху с иудеями. Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими главными правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря.
Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать. Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней. Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями»?
На переднем плане творожная пасха, на заднем плане кулич паска Между куличом и паской, кроме фонетического звучания, нет никаких отличий. Пасхой же называют блюдо из творога и правильное его название звучит как творожная пасха. Творожная пасха — что это? Как принято готовить творожную пасху? Творожная пасха Творожная пасха — это десерт из творога, приготовленный в форме усечённой пирамиды и украшенный буквами «ХВ», изображениями креста, копья, голубя и проросших зёрен. Творожная пасха готовится в честь Воскресения Иисуса Христа на праздник Пасхи. История возникновения традиции печь кулич паску Традиция готовить пасхальные куличи паски относится ко временам Воскресения Иисуса Христа. Перед трапезой, в ожидании прихода Учителя, ученики Иисуса клали по центру стола предназначенный для Спасителя пасхальный хлеб в то время это была еврейская пресная маца. Когда возникла традиция освящать в храме пасхальные куличи паски? Традиция освящать в храме паски куличи ориентировочно возникла в Греции в X-XI веках нашей эры.
Час интересных сообщений "Как праздновали Пасху на Руси" в отделе по работе с детьми
Пасха, или по-еврейски Песах, берёт своё начало с тех далёких ветхозаветных времён, когда евреи находились в рабстве у египтян. поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Существует народное поверье о том, что после Пасхи окончательно теплеет, поэтому, чем раньше праздник, тем быстрее наступает весна. Доклад о Пасхе (по предложенному плану): В этом году Пасху мы будем праздновать поздно. Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Яйца на Пасху красят, потому что считается, будто Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию.
Праздник праздников! Рассказываем о Пасхе простыми словами
В тесто для кулича добавляют изюм или цукаты. Пасха — также на праздник готовят пасху паску. Это блюдо из творога, сливок и сливочного масла. Внутрь пасхи добавляют изюм, орехи и цукаты. Баба — часто на Пасху пекут бабу — сладкую выпечку из дрожжевого теста с добавлением изюма и ванили. Сверху бабу посыпают сахарной пудрой или поливают шоколадом. Пасхальные яйца На Пасху принято варить яйца и красить их в разные цвета. Традиционный цвет для пасхального яйца — красный. Как вы думаете, почему?
Легенда о красном яйце После воскресения Иисуса Христа его ученики и последователи начали посещать разные страны, возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Христос воскрес и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любил он. Последовательница Христа Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с благой вестью. По закону, если на прием приходил бедный человек, он должен был пожертвовать хотя бы яйцо. Мария принесла обычное яйцо, и, рассказав о Христе, вручила его императору. Тиберий рассмеялся. Он ответил, что как не может яйцо стать красным, так не может умерший воскреснуть. Каково же было его удивление, когда яйцо налилось красным цветом!
Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильным и очень красивым. История праздника Пасхи. История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Через много веков на этот древний праздник наложился еще один.
Несмотря на то, что воскрешение Спасителя является самым важным событием, традиции празднования уникальны у каждого народа. Они интересны и оригинальны. В Англии школы закрываются на время празднества, а семьи проводят время дома или прогуливаются по городу.
У них есть обычай дарить друг другу яйца, но не крашеные, а изготовленные из шоколада. Кроме того, никто не упускает возможность поделиться сладостями: печеньем, конфетами, пирожными. Среди девушек принято менять наряды в дань весенним изменениям и царящей беззаботности. Это символизирует начало новой жизни. Именно в Германии появился пасхальный кролик, главный праздничный символ. Утром дети начинают поиски яиц и лакомств, спрятанных им на самом деле это организуют родители. Другая загадочная традиция предполагает конное шествие в честь Святого Георгия, покровительствующего животным.
Во Франции торжественным кушаньем считается жареный цыпленок, а само событие символизирует колокольчик. Его звон свидетельствует о веселых днях и продолжении жизни. В Польше Пасху отмечают в течение двух дней, устраивая роскошные гуляния. Собираться всей семьей за праздничным столом — негласное правило. Основным лакомством является выпечка из дрожжевого теста. В Литве Пасху празднуют активно и пышно. Жители приходят на публичные собрания, после чего готовят пасхальный ужин.
В крупных городах страны устанавливают пирамиды. В Испании после утренней службы принимаются за трапезу, состоящую из крашеных яиц и сладкого пирога. До праздника, в Страстные дни, жители каются в грехах, надевая остроконечные колпаки и зажигая свечи. В Италии Пасху считают не менее главным праздником, чем Рождество. На пасхальном завтраке присутствуют все члены семьи. Торжественное блюдо — жареный барашек или козленок. После приема пищи жители собираются на городской площади, слушая речь монарха.
В США нет единой традиции празднования Пасхи: в каждой семье свои порядки. Во время застолья американцы отдают предпочтение фруктам, картофелю, овощам и ветчине. Столы украшают цветами символом торжественного дня считается лилия. В Австралии, решая вопрос касаемо места торжества, делают выбор в пользу отдыха на природе. Жители верят, что воздух в знаменательный день становится чище, а вода приобретает магические свойства. На десерт принято есть торт-безе, а главное кушанье — жареная баранина. В Японии отмечать воскрешение Сына Божьего стараются без особых пышностей и формальностей.
Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.
Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница. Всю неделю после Пасхи на Руси было принято отдыхать, веселиться, посещать родственников и друзей, принимать гостей и, конечно, вволю есть и пить все, что душе угодно. В пасхальную неделю отменяются постные дни по средам и пятницам. Никаких особых запретов на Пасху нет, за исключением скуки и сидения дома.
Это считалось плохой приметой, а люди, избегавшие пасхальных визитов и развлечений, вызывали подозрение. Однако церковь и врачи напоминают: при выходе из поста нужна умеренность, чревоугодие и увлечение алкоголем не только опасно для здоровья, но и противоречат духовному смыслу праздника. Фото из свободных источников Много традиций и обычаев на Пасху связано с крашеными яйцами. Ими принято «биться»: победитель тот, чье яйцо разобьется последним. Яйцо с древних времен символизирует обновление жизни, а красный цвет — символизирует кровь, пролитую Иисусом на кресте.
Некоторые люди считают, что, разбивая крашенное яйцо, мы помогаем разбить оковы красной скорлупы, то есть — жизни победить смерть. По другой версии, традиция бить яйца на Пасху связана с тем, что гробница в которой Иисус был упокоен после смерти, был закрыт камнями, форма которых напоминала яйцо. Поэтому бить яйца на Пасху — это символическое открытие гробницы и Воскресения Спасителя. На Руси дети и взрослые на Пасху катали яйца с пригорка — побеждал тот, у кого яйцо укатывалось дальше. Считалось, что пасхальное яйцо в кармане — оберег от болезней, сглаза, а также от пожара.
Вообще крашеные яйца в праздник очень ценились: у кого больше, тому везение и удача. Из народных традиций также был обычай, попарившись на Пасху в бане, оставить веник «для покойников». Приметы После освящения в церкви, каждый хозяин старался как можно скорее донести пасхальный кулич домой. Этот обычай основан на народном поверье: кто первый прибежит с Пасхой домой, у того будет лучший урожай и тот хозяин первым закончит полевые работы. В связи с этим обычаем существовали и некоторые другие пасхальные поверия: Хлеб будет расти так быстро, как бежит с Пасхой хозяин.
Кто всех обгонит, у того лошадь будет самой сильной и целый год будет в работе обгонять других. Приметы погоды на Пасху имели большое значение для наших предков, ведь именно по ним можно было узнать, насколько урожайным и удачным будет весь следующий год.