Причины и повод для выступления:запрет избираться на общественные должности,непризнание браков,установленны подати в двойном размере,принуждение работать на строительстве металургических и оружейных заводах.
Основные события астраханского восстания 1705 1706
Причины поражения Астраханского Восстания 1705-1706 таблица. Астраханское восстание 1705-1706 причины и повод. Причинами поражения астраханского восстания 1705-1706 гг. стали. Начался всенародный бунт, вошедший в историю как Астраханское восстание 1705−1706 годов.
АСТРАХА́НСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1705–06
А чтобы придать массовому разграблению поместий некую иллюзию законности, атаман объявил, что действует по воле чудом спасшегося царевича Алексея Алексеевича, который якобы следует вместе с его войском. В случае победы восставших вся Россия должна была превратиться в один большой казачий круг, однако этого не произошло. После ряда поражений от царских войск бунтовщики предали своего атамана. Раненый Разин в 1671 году был выдан властям. В том же году предводителя восстания четвертовали на Болотной площади в Москве.
Итоги восстания: Практика сыска беглых крестьян укрепилась на южных окраинах России. Картина Горелова Г. Фото: репродукция Хованщина В 1682 году умер царь Фёдор Алексеевич. Наследника после себя он не оставил, что спровоцировало внутриполитический кризис.
Группировка Милославских выступала за то, чтобы престол занял 15-летний Иван сын первой жены Алексея Михайловича , род Нарышкиных же настаивал на том, что шапку Мономаха должен надеть 10-летний Пётр сын второй жены Алексея Михайловича. Милославские решили в этом споре опереться на стрельцов, которые в нужный момент устроили в Москве масштабные волнения. Бунтовщики требовали увеличения жалованья и расправы над «плохими» боярами. Под последними понимались Нарышкины, которые якобы задушили царевича Ивана.
В результате возникших беспорядков власть в Москве оказалась в руках стрельцов, которые возвели на престол обоих мальчиков, регентшей при них была назначена царевна Софья дочь Алексея Михайловича, род Милославских. Позже, правда, восставшие решили ситуацию переиграть и сделать главой государства начальника стрелецкого приказа князя Ивана Хованского. Но этим планам помешали активные действия Софьи, которая начала собирать лояльное ей дворянское ополчение. Хованский тогда попытался договориться с царевной и решить дело миром, но был убит.
Старшего сына главы стрелецкого приказа также умертвили, младшего — сослали. Итоги восстания: Хованщина показала, что стрельцам было уже не под силу соперничать с дворянами. Картина А. Корзухина «Сцена из истории Стрелецкого бунта.
Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», 1882. В 1698 году дезертиры, участвовавшие в Азовских походах, организовали восстание в нескольких полках. Мятежники не хотели воевать — они хотели увеличить себе жалованье и свергнуть Петра I, который им очень не нравился за попытки модернизировать армию. Вместо молодого царя стрельцы собирались возвести на престол царевну Софью, которая в то время находилась в заточении в Новодевичьем монастыре.
Реализацию этого проекта сорвали верные Петру I Преображенский и Семёновский полки. Силы бунтовщиков были наголову разбиты. В ходе начавшегося потом следствия перед кельями царевны Софьи повесили 195 стрельцов. Всего были казнены более 2000 человек, пятерым из них Пётр I собственноручно отрубил голову.
Итоги восстания: Пётр I распорядился расформировать стрелецкое войско. Правда, после «Нарвской конфузии» император понял, что несколько погорячился. Наиболее боеспособные стрелецкие полки вернули в строй. Постепенно они были поглощены регулярной армией.
Утро стрелецкой казни. Картина В. В 1704 году в Уфу на собрание башкирских родов прибыли царские чиновники, которые объявили о введении 72 новых налогов. При этом значительную часть податей корыстные прибыльщики выдумали сами.
Так, вводились сборы на каждое колесо в телеге, проруби, хомуты, мечети и даже на глаза: со светлоглазых следовало взимать по шесть копеек, а с черноглазых — по восемь. В довершении ко всему этому чиновники потребовали выставить на нужды армии 5 тысяч лошадей. Степная знать на эти поборы ответила бунтом: прибыльщики были избиты, а царские бумаги брошены в реку. Начавшееся восстание подогревалось слухами о том, что Пётр I собирается насильно крестить местное мусульманское население.
Поэтому вполне логичным выглядит то, что за поддержкой башкиры решили обратиться к могущественной Турции. Но единоверцы помочь бунтовщикам либо не захотели, либо не успели. В 1711 году восстание было подавлено. Итоги восстания: Власти снизили в башкирских степях размеры оброчных платежей, освободили от сдачи на оброк некоторые угодья.
Астраханское восстание Летом 1705 года жители Астрахани подняли бунт против городского воеводы Тимофея Ржевского, который самовольно повысил налог на соль, а также обложил пошлинами бани, печи и погреба. Чашу терпения народного, впрочем, переполнили не эти поборы, а то, с каким рвением Ржевский бросился исполнять указ Петра I о запрещении носить русское платье и бороды. По свидетельствам современников, воевода «обрезывал бороды прямо с мясом». Поэтому неудивительно, что свежепобритые бунтовщики первым делом бросились искать именно Ржевского, но найти его долгое время не удавалось.
Восставшие начали гадать, где воевода, и даже предположили, что Ржевский мог пойти на сговор с колдуном, который с помощью своих чар помог ему покинуть город неузнанным. На деле, впрочем, всё оказалось куда прозаичнее: с самого начала бунта хитрый управленец скрывался в курятнике. Восставшие ненавистного воеводу тотчас казнили, введённые им налоги отменили и пошли бунтовать дальше. Восставшие двинулись вверх по Волге, но были разбиты под Царицыном.
Окончательно разгромить силы бунтовщиков Петру I удалось только весной 1706 года. Предводителей восстания колесовали. Итоги восстания: Указ о брадобритии и ношении иностранного платья был отменён. Восстание Булавина Огонь астраханского бунта поджёг Дон.
К восставшим присоединились городская беднота, работные люди рыбных и соляных промыслов, бурлаки, приезжие торговцы. Солдаты и стрельцы захватили Астраханский кремль и выбрали свой орган власти — городское собрание круг , которое избрало совет старшин. Были отменены новые налоги, повышено жалованье стрельцам и солдатам, отменён указ о ношении иностранного платья и брадобритии. Имущество казнённого воеводы и дворян было конфисковано, а ненавистные офицеры и дворяне убиты на месте или казнены по решению круга. Был казнён и воевода Т. Сразу после начала бунта восстания был создан новый аппарат административного управления и проведено народное собрание « казачий круг » на Соборной площади в кремле. Выступление Шелудяка, объяснившего народу причины восстания, встретило полную поддержку. На кругу был вынесен ряд решений, в том числе о конфискации имущества бывших начальников.
Но не только этим провинился градоначальник, он прибрал к рукам всю торговлю, за определенную мзду устанавливая монополии, налоги превратил в поборы, которые превращали купеческое дело в убыточное. Татарам он запретил брать воду из реки, заставив покупать ее из бочек у откупщиков — тех, кто получил свой «бизнес» на откуп у воеводы. Злоупотребления чиновника достигли такого размаха, что он восстановил против себя сразу многие социальные группы. Кремль в Астрахани. Он поведал, что Ржевский, якобы чересчур рьяно выполняя царскую волю, намерен запретить на семь лет браки православные, а девиц будут отдавать только за немцев. Результатом стал тот самый «свадебный бум», а сразу после него, рано утром 10 августа, началось Астраханское восстание.
Оно не было спонтанным, мятеж возглавили несколько десятков человек, среди них купцы и посадские люди, стрельцы и казаки, астраханцы и иногородние. Около трехсот человек ворвались в кремль, начали бить в набат, после чего сбежались «разных полков и разных чинов люди». Учреждения, занятые сборами, были захвачены. Боярский свадебный пир. Источник: gallerix. Отправились и в Царицын Волгоград , но к тому времени Петр I уже предпринял некоторые меры и обратился к калмыцкому хану Аюке, и бунтовщикам пришлось прервать свое движение вверх по Волге.
К восстанию, не то против решений самого Петра, не то против злоупотреблений на местах призывали присоединиться и другие города. Царь поручил решить вопрос с бунтом фельдмаршалу Борису Шереметеву, отозванному для этих целей с севера, где шли сражения со шведами.
Не были распущены и все прежние органы городского управления. Не прекращался даже сбор налогов, использовавшихся местными властями. Действовал суд, полицейская служба. Попытки привлечь на свою сторону и "взбунтовать" другие города успеха не принесли. Астрахань была взята штурмом войсками фельдмаршала Б. Под следствием оказалось свыше 500 чел. Казнено было 314, замучено пытками еще 45 чел. Вызвано резким ростом налогов и повинностей, усилением произвола местных властей и офицеров гарнизона, снижением денежного и хлебного жалованья солдатам.
Поводом к восстанию явились царский указ, запрещавший носить русское платье и бороды, и последовавшие за этим жестокие меры астраханского воеводы Т. Ржевского, проводившего указ в жизнь. Восстанию предшествовал заговор солдат и стрельцов, среди которых было много сосланных Петром I из Москвы после стрелецкого восстания 1698.
Астраханское восстание 1705-1706
Всего было убито около 300 военных. После свержения Ржевского главой города люди назначили Якова Носова. Он был староверцем и пользовался большим уважением людей. Одновременно с этим астраханцы направили послание на Кавказ, призывая людей подняться на борьбу с властью.
Кроме того, из Астрахани было направлено тысячное войско в Царицыно. Реакция Петра Великого была следующей. Он обратился к Хану Аюке, призывая того усмирить восставших астраханцев.
Угроза войны с Аюкой вынудила жителей Астрахани отступить от Царицына и вернуться в свой город.
Неосознанность антифеодального протеста большинства, несформированность социально-классового интереса, защита национальной традиции, приверженность православной вере. Ключевые слова: реформы Петра I, феодальный гнет, «начальные люди», злоупотребления, социальная дифференциация, социальные интересы, социальный протест, царистская идеология.
Astrakhan as a trade "artery" and the defense line of the Moscow State. The reforms of Peter I, the abuse of "early humans" as a cause of discontent Posad Strelets-elite and the lower classes. Fishing monopoly, usury, labor obligations, the barbaric execution of the decree of the German wearing dresses.
Rumors of "suitors-Germans to Astrakhan brides" as a pretext to revolt. Historiographical review, the beginning and the course of the Astrakhan revolt 1705-1706 gg. Concerns Peter Sheremetev and suppression of the uprising.
Social differentiation and social interests of the participants, ideological tenets and goals. Tsarist ideology of the lower classes and the validity of faith in the Little Father. Anti-reform and anti-Petrine attitude "burgher opposition" and archers.
The absence of conscious anti-feudal protest of the majority, aborted social and class interest, the protection of national tradition, commitment to the Orthodox faith. Keywords: reform of Peter I, feudal oppression, "the initial people" abuse of social differentiation, social interests, social protest, tsarist ideology. Согласно проведенным исследованиям отметим, Астраханское восстание 1706-1706 гг.
Восставшие, захватив власть, сумели удержать ее в течение почти 8 месяцев - с 30 июля 1705 г. Существенным обстоятельством являлось то, что Астрахань выполняла функцию торговой «артерии». Здесь проходили важнейшие торговые пути и торговые потоки, обеспечивающие жизнеспособность и экономическое развитие Московского государства.
Город являлся сильной военной крепостью, в которой были сосредоточены служилые люди - стрелецкие и солдатские полки, оборонявшие восточные рубежи государства и одновременно обеспечивающие его хозяйственное развитие. В этой связи важно понять, каковы были причины, движущие силы, идейные установки и цели восставших. Петровские реформы в исполнении государевых людей тяжким грузом легли на плечи астраханского населения, тем более что отягощались они беспримерным своеволием и злоупотреблениями местных начальных людей.
Так, воевода Т. Ржевский в начале 1705 г. Тяжело сказывался на посадском люде запрет рыбной ловли из-за монополий компаний, народ вынужденно жил впроголодь: особенно сильно страдали бурлаки, работные люди, ярыжки, "гулящий люд".
Проявляли недовольство и крупные купцы, "гости", стрелецкая верхушка, коих можно было назвать "бюргерской" оппозицией. Основной причиной этого недовольства было отнятие начальными людьми вместе с воеводой Ржевским промысловых монополий. Серьезным поводом для народного возмущения явился указ из приказа земских дел, который обязывал всех жителей Астрахани, кроме иноземцев, "носить платье верхнее и исподнее немецкое, зимой саксонское, а штаны французские...
Во исполнение этого указа воевода посылал служилых людей "к церквам и по большим улицам и у мужска и у женска полу русское платье обрезывали не по подобию" [4]. Долго копившееся недовольство стрельцов, солдат и посадских людей, как тяжестью налогов, произволом и злоупотреблениями начальных людей и воеводы Т. Ржевского, так и лихоимством, варварской жестокостью офицеров при исполнении указа о немецком платье стало основной причиной вспыхнувшего восстания.
Главной и наиболее организованной силой в этом восстании были стрельцы и солдаты, но развернулось оно в массовое городское выступление, в котором приняли участие посадские люди, включая работных и «гулящих». Соловьев называет основные аргументы для определения причин и характера восстания, а также его зачинщиков: «Место было выбрано самое удобное, и выбрано оно было недовольными из разных городов, вследствие чего астраханский бунт и не носит вполне местного характера. Астрахань была только сборным местом, удобным и потому, что в таком отдалении от Москвы воеводы и начальные люди обыкновенно разнуздывались и своими притеснениями возбуждали сильнейшее неудовольствие, чем и воспользовались заводчики мятежа.
Вместе с этими представителями астраханских и иногородных жителей заводчиками являются пятидесятники стрелецких полков и сержанты солдатского полка. Одним из главных разгласителей ложных слухов был пришедший из Москвы стрелецкий сын Степан москвитин»[7, с. Размах восстания вызвал пристальный интерес иностранных послов.
Так, австрийский резидент О. Плейер и английский резидент Ч. Витворт увидели причину народного выступления в следствиях реформ Петра I: росте налогов, повышении цен на соль, введении государственных монополий и насильственном насаждении нового в быту [10,с.
Этот интерес беспокоил Петра I. Предприняв ранее историографический обзор Астраханского восстания [2, с. В частности, В.
Лебедев на основе изучения материалов Преображенского приказа за 1705-1706 гг. Около 300 человек восставших ворвались в Кремль, начали бить в набат, сбежались "разных полков люди и разных чинов люди" и началась расправа с феодально-крепостнической знатью. Около 300 чел.
Утром 30 июля состоялся круг, на котором был убит воевода, затем "раздуванили" имущество начальных людей и иноземцев. Немалую активность проявляли рядовые стрельцы, бурлаки и пр. Круг избрал совет старшин "гость" Яков Носов, стрелец Шелудяк, посадский Ермолаев и др.
Восставшие, слаженно действуя, захватили правительственные учреждения, ведавшие таможенными и кабацкими сборами; затем селитренные заводы, организовав принятие имущества по описи.
Были отменены все налоги и пошлины. На подавление восстания была направлена царская армия во главе с Б. Петр 1 был слишком занят ведением Северной войны, чтобы своевременно отреагировать на выступление в Астрахани. Они сами открыли ворота и вручили ключ от города.
После чего просили о помиловании.
На собрании круга астраханцы избрали совет старейшин, в которых вошли: астраханский рыбопромышленник Я. Носов, таможенные бурмистр О. Твердышев, посадские люди Г. Ганчиков, И. Монастырский, А. Ермолаев, пешие стрельцы И. Шелудяк, П. Носов, сержант П.
На кругу было вынесено решение об отмене многих налогов, о конфискации имущества «начальных людей» и дележе их между восставшими. Круг отменил указ о брадобритии и ношении иностранного платья, послал гонцов на Дон, в Черный Яр, Красный Яр, Гурьев и Терки с целью привлечения их на сторону восставших и о дальнейшем походе вверх по Волге. Попытка восставших привлечь на свою сторону донских казаков не удалась. Одним из главных пунктов программы восставших был вопрос о походе вверх по Волге на Москву, но единства в реализации этого плана не было. Часть восставших требовала немедленного взятия Царицына и выступления на Москву, другие предлагали взять Царицын и двигаться к Казани, третьи считали необходимым склонить на свою сторону донских казаков, а потом думать о дальнейших действиях. Были среди восставших и сторонники компромисса с правительством, отклонявшие возможность поход анна Москву. Разноречивость мнений привела к несогласованности действий. Поход на Царицын под руководством атамана Дериглаза окончился безрезультатно, хотя ему в поддержку был направлен отряд во главе с терским стрельцом Андреем Хохлачом. Оба отряда, встретившись 12 сентября под Черным Яром, не предприняв никаких оперативных действий, вернулись в Астрахань.
Совет круга осудил неудавшихся «полководцев», лишил Дегиглаза всех привилегий и признал его поведение близким к измене. Вскоре после пережитого позора Дериглаз умер. Тем временем царицынский воевода усиливал город. Сулла с хлебом перестали пропускать к Астрахани. Отсутствие подвоза хлеба в Астрахань грозило многими осложнениями. Началась спекуляция хлебом, стали расти цены, что вызвало недовольство городских низов. Увеличить запасы продовольствия можно было двумя способами. Или захватить Царицын, где выгружались задержанные воеводой суда, или же пойти на компромисс с правительством и добиться от Царицына снятия блокады. Круг решил послать к Царицыну новый отряд с указанием действовать по обстановке.
Предварительно царицынскому воеводе было выслано письмо с требованием пустить вниз по Волге струги с хлебом.
Астраханский бунт
13. Астраханское восстание 1705–1706 годов | В чем заключались причины астраханского восстания, что происходило в то время и как эти события повлияли на дальнейшую ситуацию в стране. |
9 августа 1705 начало восстания против "политики Петра I" | АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705-06 — восстание посадских, стрельцов, солдат и работных людей в Астрахани, вспыхнувшее 30 июля 1705 из-за непосильного налогового гнёта, произвола и насилия астраханского воеводы Ржевского и его приспешников. |
9 августа 1705 начало восстания против "политики Петра I" | (Перенаправлено с Астраханское восстание). |
Информация | Городское восстание. причины. Насаждение западноевропейских обычаев. |
Астраханский бунт
Астраханское восстание повод | Причина такого стремления обзавестись семьей, правда, была не особенно веселой – то было начало бунта против петровских реформ. |
Астраханское восстание события | В Астраханском восстании в какой-то степени прослеживается отзвук «стрелецких бунтов» 1682-1698 гг. Ибо именно стрельцы были основной движущей силой восстания в Астрахани. |
Главные события астраханского восстания | Плюсы и минусы | Причинами поражения астраханского восстания 1705-1706 гг. стали. |
Народные восстания в Российской империи в ХVII–начале XX века. Инфографика
Исследователи истории утверждают, что главной причиной Астраханского восстания стал произвол местной власти в лице Тимофея Ржевского. В чем заключались причины астраханского восстания, что происходило в то время и как эти события повлияли на дальнейшую ситуацию в стране. Основной причиной восстания историки считают произвол местной администрации во главе с воеводой Т. Ржевского. Причины. К точному тезису причин восстания историки так и не пришли, но главной версией является ужесточение правил и норм, которые царили на тот момент в Астрахани. Астраханское восстание, Астраханский бунт[1] — восстание стрельцов, казаков, солдат, посадских, работных и беглых людей, произошедшее в городе Астрахань и его окрестностях в 1705—1706 годах[2]. Причины поражения восстания астраханского 1705-1706, существенно изменили политический ландшафт.
Народные восстания в эпоху Петра I | Таблицa
Оба отряда, встретившись 12 сентября под Черным Яром, не предприняв никаких оперативных действий, вернулись в Астрахань. Совет круга осудил неудавшихся «полководцев», лишил Дегиглаза всех привилегий и признал его поведение близким к измене. Вскоре после пережитого позора Дериглаз умер. Тем временем царицынский воевода усиливал город. Сулла с хлебом перестали пропускать к Астрахани. Отсутствие подвоза хлеба в Астрахань грозило многими осложнениями. Началась спекуляция хлебом, стали расти цены, что вызвало недовольство городских низов. Увеличить запасы продовольствия можно было двумя способами. Или захватить Царицын, где выгружались задержанные воеводой суда, или же пойти на компромисс с правительством и добиться от Царицына снятия блокады.
Круг решил послать к Царицыну новый отряд с указанием действовать по обстановке. Предварительно царицынскому воеводе было выслано письмо с требованием пустить вниз по Волге струги с хлебом. Прибыв под Царицын, «делегация» во главе с А. Хохлачем убедилась, что город хорошо укреплен и голыми руками его не взять. Единственный путь, который позволял максимально приблизиться к городу, лежал через Сарпинский остров, который А. Хохлачу удалось взять. С этого острова астраханцы два дня безрезультатно обстреливали Царицын из пушек. Видя бесплодность начатых военных действий, А.
Хохлач отдал распоряжение погрузиться в струги и отплыть в Астрахань. Опасаясь распространения восстания на приволжские области и Дон, царское правительство готовилось к решительному подавлению восстания в Астрахани. Петр I лично приказал фельдмаршалу Б. Шереметьеву выступить в Астрахань с большой армией. Одновременно Петр I отправил в Астрахань грамоту с предписанием прекратить «смуту» и повиноваться «в смирении» царской власти. Город готовился к обороне, которую возглавил атаман Е. Подошедшие к Астрахани 11 марта 1706 года войска Шереметьева после нескольких часов штурма овладели Земляным городом. Остальные восставшие отступили в Белый город.
Шереметьевым был использован метод «военной хитрости». Тем, кто сдастся и перейдет со стороны изменников на сторону государства, обещали выдать бесплатный хлеб.
Так что же заставило астраханский люд взбунтоваться? Все началось в конце июля по старому стилю 1705 года. Как гласит легенда, на астраханском базаре разнесся слух: будто бы грядет очередной указ неистового царя Петра, который запретит церковникам освящать браки между православными. А русских девушек будут выдавать исключительно за немцев, которых уже якобы везут из Казани. Впрочем, есть оговорочка — «немцами» в те времена называли всех западноевропейцев - и французов, и англичан, и голландцев.
Нелепый слух упал на подготовленную почву. Напряжение в городе росло. И причин его — несколько. Одна из них — коррупция на местах. Так, местный воевода Тимофей Ржевский обложил астраханцев налогами на погреба, бани, мосты и бороды, лишил стрельцов хлебного жалованья. Также местное население а Астрахань была одним из центров старообрядчества отчасти негативно воспринимало все нововведения Петра Первого — в частности о брадобритии, ношении европейской одежды. Как писали горожане в челобитной царю, «у мужска и женска полу платье обрезали не по подобью и обнажали перед народом...
Степан популярно разъяснил астраханцам, почему им так плохо живётся, - пишет Олег Логинов в журнале «Загадки истории». Астраханцы тут же развили и дополнили эти слухи, передавая из уст в уста, что пока в Москве неразбериха, воевода Ржевский и другие астраханские высокопоставленные чиновники веру христианскую покинули, начали бороды брить и в немецком платье ходить». Слух этот был далеко не первым такого рода, отмечает Day.
На подавление восстания были направлены 6-тысячный отряд под командованием Б. Шереметева, 2-тысячный отряд донских казаков, отряды калмыцких феодалов всего 20 тысяч человек. В целях раскола движения правительство пообещало восставшим прощение за капитуляцию. Богатые купцы, духовенство и стрелецкая верхушка отправили к Петру I посланцев с повинной. Несмотря на раскол, восстание продолжалось до весны 1706.
Шереметеву удалось сломить упорное сопротивление повстанцев в Астрахани, 365 человек были казнены или умерли от пыток, многие сосланы в Сибирь. Основными причинами поражения восстания являлись разобщенность действий восставших, недостаточная организованность и стихийный характер движения. Ибо именно стрельцы были основной движущей силой восстания в Астрахани. Активное участие в астраханских событиях приняли два Московских стрелецких полка — пеший и конный, до этого переведенные в Астрахань. Жители стрелецких слобод по преимуществу были русскими. На стрелецкую службу допускались также представители других национальностей, проживавших в крае, а также иностранцы-европейцы. В конце июля 1705 г. Начался общий ажиотаж, и «вследствие этого 29 июля было повенчано в Астрахани сто пар».
По мнению сторонников этой версии, именно в этот день началось восстание, поддержанное вооруженными стрельцами. Таким образом, «стрелецкая» и «свадебная» точки зрения на начало восстания не противоречат одна другой, а способны органично дополнить друг друга. После скорого суда и казни прямо на «круге» воеводы Т. Ржевского и других астраханских «начальных людей» восставшие первым делом распространили свое движение почти на всю территорию воеводства и пытались еще более расширить. С этой целью были направлены их представители и документы-прокламации к гурьевским, уральским, донским и гребенским казакам. Сразу поддержали восстание лишь соседние гурьевские казаки, а гребенские сохраняли нейтралитет. На Дону же, обратившись не к бедной части казачества, а к «домовитым», то есть казачьей верхушке, восставшие астраханцы потерпели серьезную неудачу. Восставшие предприняли попытку взять Царицын, что дало бы им выход к землям донского казачества, где в основном проживала «голытба».
Однако под Царицыном первое «походное войско» Ивана Дорофеича Дериглаза в последние дни августа 1705 г. Командир второго «походного войска» Алексей Прокопьевич Хохлач после неудачных переговоров с донцами о союзе и совместных действиях 24 октября 1705 г.
Еще несколько сотен человек были отправлены в Сибирь, где многие погибли. Астраханцы принесли присягу на верность царю. Итоги Спустя 8 месяцев после начала бунт был подавлен.
Причинами поражения астраханского восстания 1705-1706 гг.
Содержание
- решение вопроса
- Навигация по записям
- Причины астраханского восстания исторический обзор и анализ причин
- Астраханское восстание 1705-1706 годов: причины, ход, поражение ::
- Царь – хороший, бояре – плохие
- День в истории края. "Свадебный бунт": astkraeved — LiveJournal
Основные события астраханского восстания 1705 1706
Направляя свой гнев против «бояр», являвшихся для них олицетворением зла, восставшие не посягали на власть царя и не ставили перед собой задачу ее ликвидации. Более того, масса восставших сохраняла наивную веру в справедливость и милость царя. Голикова затрагивает и еще один важный аспект — об идейной связи восстания с защитой православной веры, отмечая, что «под защитой веры восставшие понимали защиту национальной самобытности и национальных устоев». Астраханского митрополита они критиковали только за то, что он «не претил» Ржевскому -не выступил против насилий при введении немецкого платья и брадобрития. Протестовали восставшие против произвола иноземных офицеров, которые «чинили им налоги горше иных начальных людей» и не уважали русских обычаев. Религиозный аспект их требований не являлся религиозным фанатизмом и защитой философских теологических догм. Среди восставших не было старообрядческих проповедников.
Если им требовались услуги духовенства, они обращались к служителям церкви. В донесениях правительству ни митрополит, ни игумен Дашков не обвиняли восставших в вероотступничестве и расколе. Среди восставших были раскольники например, Я. Носов , но это не меняло расстановки сил. Астрахань и ее округа не принадлежали к районам скопления старообрядцев [1,с. В последние годы предприняты новые исследования «расспросных речей» астраханских бунтовщиков, что позволило, например, Е.
Трефилову прийти к выводу о том, что в глазах астраханских повстанцев авторитет царской власти был исключительным. Отношение астраханцев к царской власти как иррациональное, связанное с их религиозными воззрениями, получило в советской историографии определение «наивный монархизм»: простой люд отделял царя от его чиновников, в то время как эти чиновники были лишь исполнителями царской воли, а царь, в свою очередь, действовал в интересах «угнетателей» [1,с. Однако, не лишены оснований и утверждения иного рода: наивно полагать, что, например, воеводы всегда безоговорочно выполняли царские указы и берегли «государев интерес», верховная же власть порой вынужденно действовала в интересах непривилегированного населения [9,с. Логика сохранения империи и самосохранения подсказывала властям необходимость учитывать и сообразовываться с недовольством населения. Самодержавие зачастую было вынуждено «…действовать в интересах всего общества, а не только верхних слоев», поэтому наивность «народного монархизма» имела «вполне реальное обоснование»[6,с. Чиновники далеко не всякий раз исполняли царскую волю.
Так, указ о ношении немецкого платья предусматривал определенный срок для его изготовления. В повинных челобитных указывается, что повстанцы обвиняли воеводу и прочих «начальных людей» в несоблюдении предписаний центральных властей [8,с. Полагаем, на умонастроения восставших повлияли «милостивые» царские грамоты, укрепившие веру в справедливость государя. Вероятно, у Петра были намерения решить дело миром. Так, на вопрос прикомандированного к Б. Шереметеву гвардейского сержанта М.
Щепотева: «Что доброе сделается на Черном Яру. Петр отвечал: «Кроме прощенья и по-старому быть, иного ничего; также и везде не дерзайте ни точию делом, ни словом жестоким к ним поступать под опасением живота»[5, с. Петр упрекал Шереметева за то, что он отобрал оружие у черноярских бунтовщиков, после того, как они покорились Шереметеву. Петр предписывал, взяв Астрахань, «отнюдь... Шереметев, не доверяя бунтовщикам, не выполнил распоряжение Петра, и наказан Петром не был. Возможно, астраханцы, действительно, были склонны к бунту.
Отметим, почтение астраханских бунтовщиков к царю подкреплялось помыслами и действиями самого царя. Для большинства восставших законный царь являлся главным защитником, как поданных, так и христианской веры. Отдельные выпады в среде бунтовщиков против Петра были, но в целом они не могли подорвать авторитет царской власти. Участники восстания выступили не против царя в худшем случае, против «подменного» царя , но против узурпации власти «изменниками». Важным является вопрос, правомерно ли называть восстание антифеодальным, если для большинства его участников протест против феодальной системы не был осознанным, ее суть они не понимали. Без основы этой системы - обожествляемой на протяжении веков царской власти — восставшие не мыслили бытия, а поднялись на битву за сохранение традиций, послабление тягот и избавления от произвола «начальных людей».
Это красноречиво подтверждает молебен о здравии самодержца государя Петра Алексеевича, который отслужили в «войске Астраханском» по завершении чтения царской Грамоты [4]. Усиление угнетения социальных низов было вызвано объективно-субъективными обстоятельствами сложнейшего исторического времени выхода России — страны с малым объемом совокупного прибавочного продукта - на путь европейской цивилизации в процессе реформ Петра. Субъективный фактор — злоупотребления, лихоимство, жестокие расправы начальных людей - имел для социальных низов главенствующую роль. Отметим, что этот фактор был нестерпим и для самого Петра. Петр ожесточался на «игру в закон» своих сотрудников, повальную недобросовестность, воровство, предпринял однажды попытку издать указ вешать всякого чиновника, укравшего хоть на покупку веревки, на что услышал слова «ока государева» генерал-прокурора Ягужинского: «Разве ваше величество хотите царствовать один, без слуг и поданных? Мы все воруем, только один больше и приметнее другого» [3,с.
Это положение инстинктивным чутьем улавливали те самые народные массы, на плечах которых страна так трудно осиливала цивилизационный путь. Антиреформаторский настрой восставших, выраженный в требовании защитить веру православную, на наш взгляд, являлся не столько стремлением сохранить православно-христианские основы духовной жизни народа, сколько радением о национальной традиции, о «доброй старине», психологически отождествляемой с привычным дореформенным порядком. Естественна приверженность и народным бытовым обычаям, отсюда неприятие немецкого платья и брадобрития, вероломно насаждаемых по причине лихоимства и нерадения к службе «начальными» людьми. Неприязнь к иностранцам и мысль народная о том, что иноземные офицеры «не уважали русских обычаев» возникла не прежде того, как они «чинили им налоги горше иных начальных людей». Полагаем, Астраханское восстание 1705-1706 гг.
Цитируется по: Военный Энциклопедический Словарь.
История в лицах Стрелецкие грамоты: Стали мы в Астрахани за веру христианскую, и за брадобритие, и за немецкое платье, и за табак, и что к церквам нас и наших жен и детей в русском старом платье не пущали, а которые в церковь божию ходили, и у тех платье обрезывали и от церквей божиих отлучали и выбивали вон и всякое ругательство нам и женам нашим и детям чинили воеводы и начальные люди, и болванам, кумирским богам, они, воеводы и начальные люди, поклонялись и нас кланяться заставливали. И мы за веру христианскую стали и чинить того, что болванам кланяться, не хотели. И они, воеводы и начальные люди, по караулам хотели у караульных служилых людей ружья отобрать, а у иных отобрали и хотели нас побить до смерти, а мы у начальных людей в домах вынули кумирских богов. Да в прошлом 1704 году на нас брали банных денег по рублю, да с нас же велено брать с погребов со всякой сажени по гривне, да у нас же хлебное жалованье без указу отняли. И мы о том многое время терпели, и, посоветовав между собою, мы, чтоб нам веры христианской не отбыть и болванам кумирским богам не поклоняться и напрасно смертию душою с женами и детьми вечно не умереть, и за то, что стала нам быть тягость великая, и мы, того не могучи терпеть и веры христианской отбыть, против их противились и воеводу Тимофея Ржевского и из начальных людей иных убили до смерти, а иных посадили за караул. Да нам же ведомо чинится от купецких и от иных всяких чинов людей, что в Казани и в иных городах поставлены немцы по два и по три человека на дворы и тамошним жителям и женам их и детям чинили утеснения и ругательства.
Цитируется по: Соловьев С. История России с древнейших времен. Неизвестный художник. Музей Палау, Барселона «Первым королем новой, бурбонской династии, сменившей в 1700 году угасшую испанскую линию Габсбургов, стал внук Людовика XIV Филипп V 1700-1746 , опиравшийся в борьбе за утверждение своей власти на широкую военную поддержку Франции.
Брошенный Носовым на землю капитан Малая Земля был заколот, убили также капитана и двух матросов-иноземцев.
В Кремле часть заговорщиков, пробежав мимо стоявшего на карауле у соборной церкви солдата и мимоходом сообщив ему, что «стали они за веру», отправились на воеводский двор. Часть отряда двинулась на Житный и Зелейный дворы. Одновременно в Кремле и других частях города началась расправа с офицерами и дворянами. Полностью расправиться с «начальными людьми» восставшим не удалось. Полковник Д.
Галачалов бежал в степь. Братьев Кореитовых воевода еще до восстания послал к калмыцкому хану Аюке. Не нашли сначала и воеводу, хотя заговорщики искали его «на воеводском дворе и в хоромах, на дворе у митрополита и в митрополичьих кельях». Число принявших участие в расправе с «начальными людьми» было весьма велико, потому что по набату в центр города бросились ждавшие этого сигнала в слободах стрельцы и солдаты, а затем и другие жители города. Впоследствии среди казненных за участие в восстании оказалось 190 человек, которые «к бунту пристали по набату».
О том, как вооруженные люди бежали к Кремлю по набату, рассказывали и очевидцы событий. Москвич И. Турчанинов, отбывавший посадскую службу на астраханском Кружечном дворе, проснулся ночью оттого, что били в соборный колокол и в колокол на караульне у Вознесенских ворот. Думая, что случился пожар, он влез на крышу посмотреть, где горит, но вместо пожара увидел, что «мимо двора… по улице бежали в город с ружьи, с копьи… стрельцы и солдаты, великим многолюдством». Однако набат внес в действия восставших некоторую сумятицу и беспорядок: люди, не осведомленные о плане восстания, начали действовать по собственному усмотрению.
Предвидя такую возможность, заговорщики, чтобы обеспечить порядок, тут же ночью ставили караулы около учреждений, складов и во дворах «начальных людей». Таким образом, заговорщики стремились не допустить стихийного разграбления материальных ценностей и документов. Но полностью обеспечить порядок не удалось. Некоторые дворы подверглись настоящему разгрому. Турчанинов утверждал, что при аресте подьячего А.
Иванова «на дворе ево всякие ево пожитки все без остатку разграбили». К утру город полностью перешел в руки восставших, и заговорщики приступили к созданию нового аппарата управления. По городским слободам, пригородным поселкам и станам были посланы люди созывать жителей на общую сходку — круг. Первое заседание круга, начавшееся утром 30 июля, было многолюдным, бурным и продолжалось несколько часов. В нем участвовала вся основная масса жителей города, включая русское и нерусское население.
По словам Рычкова, «с четыре тысячи человек стояли с ружьями». Пришло на круг и приезжее купечество. Собрание круга происходило на Соборной площади в Кремле. Руководил им Шелудяк. Прежде всего он объяснил собравшимся причины переворота и призвал всех поддержать восстание.
Речь Шелудяка вызвала общее одобрение и круг единодушно принял решение поддержать восставших. Тут же предложили обратиться с призывом примкнуть к восстанию в Красный Яр, Гурьев, Черный Яр и Терки, а также к донскому, яицкому и гребенскому казачеству. Собравшиеся «кричали, чтоб выбирать на Терек и в Гребени с воровскими письмами, чтоб на Терках и в Гребенях учинить такой же бунт и за веру с ними заодно б постояли». Круг также принял решение «под Царицын учинить посылку, для того, что всем же войском говорили, что бутто государя на Москве в живе нет, и чтоб про него государя под Царицыном проведать, а от Царицына итти верховыми городами до Москвы». Убедившись в поддержке круга, Шелудяк приступил к выборам старшины.
Люди, вошедшие в состав старшины, значительно отличались друг от друга и по положению, и по образу мыслей, и по характеру. Различной оказалась и их роль в восстании. Одной из самых интересных и колоритных фигур, вошедших в состав астраханской старшины, был, несомненно, Я. Он был бурмистром «государевых рыбных промыслов» и придерживался старых традиций и раскола. В вопросах религии он был тверд и неуступчив.
Перед смертью, после тяжелых пыток в Преображенском приказе, он отказался исповедоваться, «явился расколом и отца духовного не приняв, умре». К нововведениям Петра I в области быта Носов относился неодобрительно. Сызранец Д. Бородулин обвинял его в том, что во время восстания он резко и непочтительно отзывался о царе. Он де уже умер душою и телом, не всякому бы де так умереть».
Как утверждал Бородулин, Я. Носов отказался пить за здоровье Петра, сказав: «Я про ево государево здоровье пить не стану, как нам пить про такова православных христиан ругателя». Вместе с тем Я. Носов не принадлежал к числу лиц, помышлявших открыто выступить против правительства. Выбранный атаманом против воли и вынужденный возглавить управление Астраханью, а затем и всем районом восстания, он не относил себя ни к числу вдохновителей и организаторов восстания, ни к числу инициаторов проводившихся в его правление мер.
Но что бы ни говорил Я. Носов на следствии, его деятельность показывает, что он не был просто послушным орудием круга, а энергично осуществлял и решения круга и те меры, которые сам считал необходимыми. В Астрахани он пользовался всеобщим уважением. Фельдмаршал Б. Шереметев, столкнувшись с Я.
Носовым и называя его «великим вором и раскольником», не мог не отметить, каким огромным авторитетом он пользовался даже после подавления восстания. Линия его поведения определялась несколькими чертами. Во-первых, воспитанный в традициях посадской общины, он не представлял, что может отказаться от мирского поручения или выполнить его недобросовестно. Во-вторых, осуждая отдельные мероприятия Петра I и возмущаясь произволом администрации, Я. Носов считал протест астраханцев справедливым.
Будучи противником крайних мер, он все же принимал до определенных границ борьбу с властью как борьбу за восстановление законности и традиционных устоев. Но как крупный купец и управитель промыслов, Носов инстинктивно боялся размаха восстания. Он не доверял «голытьбе», особенно массе работавших на рыбных промыслах людей, значительная часть которых состояла из беглых. Он опасался ситуации, в которой они могли бы захватить инициативу, и «взяв волю», стали бы распоряжаться, как хотели. Он не очень уважал с трудом тянувших посадское тягло ремесленников и мелких, погрязших в долгах, торгашей.
Его пугали и солдатско-стрелецкие низы, навербованные из крестьян и «гулящих людей», жившие на скудное жалование и случайные заработки, озлобленные произволом офицеров и готовые на самые крайние меры. Поэтому он считал главным, оказывая сдерживающее влияние на восставших, обеспечить спокойствие и справедливый порядок, не допустив тем самым «до разорения». Наилучшим выходом он находил компромисс с правительством, если оно согласится на некоторые уступки. Внутри старшины и круга Я. Носову была гораздо ближе умеренная часть, состоявшая из представителей посадской и стрелецкой верхушки, родственная ему и по положению, и по духу.
В дальнейшем, хотя Носов, сохраняя реалистический подход к фактическому положению вещей, часто шел на уступки радикальному большинству круга. Совершенно другим человеком был выбранный в состав старшины второй представитель гостиной сотни, таможенный бурмистр О. Твердышев, принадлежавший к богатой семье известных симбирских предпринимателей и купцов. К организации восстания Твердышев отношения не имел, ему не сочувствовал и его боялся. В число старшин он вошел только потому, что не видел в данный момент иного выхода, и потому, что это положение давало ему возможность не опасаться за свою жизнь и имущество.
В старшине он представлял интересы купечества, стремившегося сдержать восстание в определенных рамках и достичь примирения с правительством. Во время восстания Твердышев вел себя сдержанно, Петра I не критиковал, но и против решений круга не высказывался. Впоследствии Твердышев в противоположность Я. Носову перешел в лагерь фельдмаршала Б. Шереметева, открыто изменив делу восстания.
Окончив выбор старшин, круг приступил к решению судьбы арестованных. Особый гнев вызывал воевода Ржевский. Солдаты обнаружили Ржевского, прятавшегося «на воеводском дворе, за поварнею в курятнике», и привели в круг. Суд над воеводой длился более часа. Кроме обвинений по поводу немецкого платья и бритья бород воеводе предъявили множество претензий.
По мере допроса, который вел Шелудяк, возбуждение росло. Многие, вспоминая незаслуженные обиды и оскорбления, бросали в лицо воеводе свои упреки. Ответы воеводы только раздражали восставших и в конце концов они «скололи» воеводу копьями. В тот же день круг принял решение о конфискации имущества убитых и арестованных «начальных людей», а затем выбрали лиц, которые должны были ее осуществить. Одновременно круг принял решение о захвате селитренного завода.
Отряд отправился на завод прямо с собрания круга. В операции по захвату завода приняли участие не только служилые люди, но и присоединившиеся к ним добровольцы. Всего, по словам стрельца Е. Григорьева, их было «человек с 300». Отряд отправился на лодках и беспрепятственно высадился на берег.
Охрана, русское и татарское население городка, сразу поддержали восставших, так как ни о каком сопротивлении с их стороны не упоминается. Войдя в городок, астраханцы быстро и беспощадно расправились с работавшими там пленными шведами. Турчанинов считал, что на селитренном заводе убили «человек з двести» шведов. Имущество их было разграблено. Стрелец Г.
Вергун, «мертвых вытаскав из воды, здирал с них рубахи». Много «немецких» вещей участники операции потом продавали. Бедрин приобрел, например, «серебряной немецкой ароматничек з духами, на цепочке». К вечеру улицы Астрахани были приведены в порядок. Как рассказывал И.
Турчанинов, трупы складывали на телеги и вывозили на кладбище. Мимо его дома проехало 7 или 8 таких повозок. На первом этапе Астраханское восстание объединило русских и татар, местных жителей и приезжих, крупное купечество и мелких ремесленников, промышленников и работных людей. Оно приняло всеобщий характер и, хотя, как показали последующие события, это единство оказалось непрочным, оно во многом определило особенности и характер движения. Возбуждение, охватившее Астрахань, продолжалось несколько дней.
Люди не расставались с оружием, город напоминал военный лагерь. Постепенно восстание охватило всю астраханскую округу. В показаниях на следствии многие участники событий 1705—1706 гг. Собрания круга, такие же шумные, как и в первый день, но еще более многолюдные, происходили ежедневно и длились часами. Наиболее радикальная часть круга, которую возглавляли участники заговора, опираясь на слова Шелудяка, предлагала немедленно поднять соседние города и «учинить посылку под Царицын».
Работник одного из речных судов, И. Дедов, который «в круги с теми бунтовщиками ходил», впоследствии показал, что слышал, как обсуждали поход «на Царицын и в верховые городы, и до Москвы». Весьма важной темой, тщательно обсуждавшейся на круге, было содержание писем-обращений в близлежащие города, а также к донским, яицким и гребенским казакам, составление которых началось на второй день восстания. Текст обращений сложился не сразу. Его обработка велась по линии уточнения причин восстания, и если в первых набросках говорилось только о необходимости «постоять за веру обще», причем довольно сумбурно и невнятно, то в окончательной редакции акцент перенесли на рост налогового гнета и произвол, сопровождавший проведение указов о брадобритии и немецком платье.
В текст были внесены жалобы на снижение жалования, новые налоги и «великие тягости», а невнятные фразы о преследовании «веры» превратились в яркий и связный рассказ о насилиях и издевательствах, которым подвергалось население, носившее бороды и русскую одежду. К 3 августа все обращения были подписаны и 4 августа посланцы круга с ними уехали. Для этих поездок круг сначала избрал 12 человек, но потом число их увеличил. Кроме того, решили, что к казакам, в Терки и Гурьев посланцы поедут в сопровождении небольшой охраны, а в Красный и Черный Яры с вооруженными отрядами, способными подавить сопротивление воевод и их сторонников. В Черный Яр послали отряд из 60 человек.
Первым отбыл отряд, который должен был организовать переворот в Красном Яру, так как существование в тылу у восставшей Астрахани вооруженных сил во главе с воеводой представляло для нее известную опасность. Отряд действовал весьма быстро и решительно. На следствии Хортик рассказывал, что он и Одоленов «для того бунту, чтоб учинить, на Красный Яр из Астрахани с бунтовщики ж, с московскими стрельцами с Терентием Корешилой, с Федором Полетаем, прибежали на лошадех верхами нарочно и красноярского воеводу сковали». Обезвредив его, они «ударили в набат», собрали на площади всех местных жителей, объяснили, чем вызван приезд отряда, предложили присоединиться к восстанию и выбрать старшин. Речи и действия астраханцев встретили активную поддержку населения, которая обеспечила успех переворота.
После этого, заявив о нежелании подчиняться царю, они отправились на Дон, где вступили в войско Разина. К восставшим присоединялись тысячи беглых крестьян, которые были недовольны закрепощением и ограничением их прав по Соборному уложению 1649 г. Кроме того, в восстании приняли участие стрельцы из гарнизонов на юге России, которым не нравилось, что им постоянно задерживали жалованье. Восстание под предводительством Степана Разина делится на два этапа: грабительский поход на Каспий и поход на Волгу. Поход на Каспий 1667—1669 иначе называют походом «за зипунами», то есть за добычей. Узнать больше Степан Тимофеевич Разин с юности отличался отвагой и смелостью. Он знал татарский и турецкий языки, был образованным человеком с широким кругозором. Благодаря сильному, волевому характеру он умел держать казаков в повиновении.
За свой авторитет был избран воеводой. Степан Разин был умелым дипломатом, старался решать вопросы хитростью, а не грубой силой, поэтому часто входил в состав казачьих делегаций в Москву. Разин проявлял себя и как миротворец. Известен случай, когда он примирил татар и калмыков в Астрахани, не допустив кровопролития между ними. Весной 1667 г. Степан Разин вместе с казаками отправился в поход по Волге с целью грабежа кораблей русских и персидских купцов, а также усадеб бояр. По пути атаман устраивал казни стрельцов и отпускал на свободу ссыльных. Проплыв по Волге, войско Разина вышло в Каспийское море и далее двинулось на восток по реке Яик.
Восставшим удалось перебить охрану и овладеть крепостью Яицкий городок. Начальство крепости было казнено, а большинство служилых людей перешло на сторону бунтовщиков. Весной 1668 г. В 1669 г. Завоевав богатую добычу, казачьи отряды двинулись домой на Дон. Вернувшись, Разин не стал распускать своё войско. Он обосновался в Кагальницком городке, куда стали стекаться беглые крестьяне и казаки. Весной 1670 г.
Степан Разин собрал всеобщий казачий круг, где убедил казаков, что тот приехал от изменников-бояр. Гонца утопили в реке, а казачье войско решило идти на Волгу. Накануне похода Разин отправил местному населению письма, в которых призывал простой люд присоединиться к его армии и освободиться от гнёта бояр. Разин считал, что именно знатные сословия мешают жить простым людям, поэтому должны быть уничтожены.
«Свадебный бунт»: почему астраханцы сыграли 100 свадеб в один день
Интересно, что исследователи высказывают разные причины в отношении бунта 1705 года в Астрахани. Исследователи истории утверждают, что главной причиной Астраханского восстания стал произвол местной власти в лице Тимофея Ржевского. Причины и повод для выступления:прибытие в уфу царских чиновников для сбора налогов,призыва на воинскую службу,введение новых налогов,налог на серые и карие глаза,оскорбление их национальных и религиозных чувств. Характеристика восстаний по основным пункта Причины восстания Социальный состав (участники) Лидер Ход. Причины восстания. Астраханское восстание 1705-1706 причины и повод. Причины поражения Астраханского Восстания 1705-1706.
13. Астраханское восстание 1705–1706 годов
Из Персии, например, ввозили туда шелк, шелковые парчи, выбойки. Через Астрахань вывозили на восток юфть, полотна, грубые сукна, мелкие товары — иглы, наперстки, зеркала и пр. В метрополию из Астрахани вывозили рыбу, зернистую икру, соль, селитру. Будучи крайним пунктом Московского государства на востоке, Астрахань являлась сильной крепостью По данным 1725 г. По данным писем Петра I, в 1705 г. Политика Московского государства тяжело отражалась на населении Астрахани. Воевода Ржевский в начале 1705 г. Особенно тяжелым, по отзыву австрийского посла Плейера, был запрет рыбной ловли в районах, очевидно, занятых монопольными компаниями. Это заставляло мелкий посадский люд в Астрахани голодать; особенно сильно страдали плебейские элементы бурлаки, зимовавшие в городе; работные люди; ярыжки; разный "гулящий люд". Недовольны были и крупные купцы, "гости", стрелецкая верхушка - "бюргерская" оппозиция. У крупных купцов начальные люди вместе с воеводой Ржевским отняли промысловые монополии.
Громадное недовольство вызвал в городе указ из приказа земских дел, обязывавший всех жителей Астрахани, кроме иноземцев, "носить платье верхнее и исподнее немецкое, зимой саксонское, а штаны французские... Воевода посылал по городу своих служилых людей "к церквам и по большим улицам и у мужска и у женска полу русское платье обрезывали не по подобию". Сосланные из Москвы стрельцы, пользуясь недовольством астраханцев, организовали заговор. В Астраханском восстании в какой-то степени прослеживается отзвук «стрелецких бунтов» 1682-1698 гг. Ибо именно стрельцы были основной движущей силой восстания в Астрахани. Активное участие в астраханских событиях приняли два Московских стрелецких полка — пеший и конный, до этого переведенные в Астрахань.
Артемьев, Г. Агаев, земский бурмистр Гаврила Ганчиков, стрелец Иван Шелудяк, богатый ярославский купец и астраханский рыбопромышленник Яков Носов. Поводом для бунта восстания послужил царский указ , запрещавший носить бороды и русское платье [3] за попранную старину [1]. Восстание [ править править код ] Восстание, вспыхнувшее в ночь на 30 июля 10 августа , возглавили стрельцы Иван Шелудяк и Прохор Носов, купец Яков Носов и другие.
К восставшим присоединились городская беднота, работные люди рыбных и соляных промыслов, бурлаки, приезжие торговцы. Солдаты и стрельцы захватили Астраханский кремль и выбрали свой орган власти — городское собрание круг , которое избрало совет старшин. Были отменены новые налоги, повышено жалованье стрельцам и солдатам, отменён указ о ношении иностранного платья и брадобритии. Имущество казнённого воеводы и дворян было конфисковано, а ненавистные офицеры и дворяне убиты на месте или казнены по решению круга.
Булавина:1707-1708 9 г Причины и повод для выступления:попытки ограничить казачье самоуправление,принудительное использование людей на строительстве флота. Состав участников:казаки и беглые крестьяне Основные события:отряд Булавина уничтожает царский отряд,в апреле 1708г разбивает отряд Максимова и занимает Черкасск. Результаты:неудача Булавина в заговоре составленном против него знатными казаками которые его убили. Состав участников:башкирская знать и мусульманское духовенство. Основные события:разорение русских деревень,продажа жителей в рабство на турецкие рынки,посольство в османскую империю и в крымское ханство.
Таковой явилось «общее недовольство ростом налогов, введением государственных монополий, распространением откупной системы, увеличением тяжести службы и другими проявлениями гнета феодального государства, которые сопровождались мерами внеэкономического принуждения и переплетались с типично феодальным произволом местной администрации и засилием дворянства»[1,с. Голикова отмечает, что единство разнородных сил, сложившееся в начале восстания, оказалось непрочным. Сказались внутренние противоречия среди самих восставших, порожденные социальным неравенством: купцов и промышленников с их работными людьми и кабальными холопами, ростовщиков с их клиентами из числа мелких ремесленников и торговцев, богатых стрельцов - старожильцев со стрельцами неимущими или новоприборными; «переплетения человеческих судеб не могли не проявиться…. Гибкая политика Петра I и его правительства в борьбе с восставшими, отсутствие единства среди них, а также крупные военные силы обеспечили победу правительственного лагеря. Поставим вопрос о существовании выраженных идейных установок и целей восставших. Ранее нами уже отмечалось [2], что среди исследователей Астраханского восстания имеется несколько точек зрения по этому вопросу. Голиков, Н. Устрялов, С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов, А. Чернов, М. Рабинович и др. Другие исследователи В. Лебедев, Н. Голикова и др. Сформулирован также тезис и о том, что при разной степени влияния на умонастроения восставших слухи о царе и выпады в его адрес не подрывали авторитета царской власти. Голикова, в частности, отмечает: «Астраханское восстание дает не менее яркий пример незрелости народных движений эпохи феодализма…Наиболее рельефно эта незрелость проявилась в области идеологии, которая оказала большое влияние на ход восстания. Отчетливо видя конкретные проявления гнета и произвола, борясь с ними, восставшие совершенно не связывали их с самой феодальной системой, наиболее концентрированным выражением которой была царская власть. Направляя свой гнев против «бояр», являвшихся для них олицетворением зла, восставшие не посягали на власть царя и не ставили перед собой задачу ее ликвидации. Более того, масса восставших сохраняла наивную веру в справедливость и милость царя. Голикова затрагивает и еще один важный аспект — об идейной связи восстания с защитой православной веры, отмечая, что «под защитой веры восставшие понимали защиту национальной самобытности и национальных устоев». Астраханского митрополита они критиковали только за то, что он «не претил» Ржевскому -не выступил против насилий при введении немецкого платья и брадобрития. Протестовали восставшие против произвола иноземных офицеров, которые «чинили им налоги горше иных начальных людей» и не уважали русских обычаев. Религиозный аспект их требований не являлся религиозным фанатизмом и защитой философских теологических догм. Среди восставших не было старообрядческих проповедников. Если им требовались услуги духовенства, они обращались к служителям церкви. В донесениях правительству ни митрополит, ни игумен Дашков не обвиняли восставших в вероотступничестве и расколе. Среди восставших были раскольники например, Я. Носов , но это не меняло расстановки сил. Астрахань и ее округа не принадлежали к районам скопления старообрядцев [1,с. В последние годы предприняты новые исследования «расспросных речей» астраханских бунтовщиков, что позволило, например, Е. Трефилову прийти к выводу о том, что в глазах астраханских повстанцев авторитет царской власти был исключительным. Отношение астраханцев к царской власти как иррациональное, связанное с их религиозными воззрениями, получило в советской историографии определение «наивный монархизм»: простой люд отделял царя от его чиновников, в то время как эти чиновники были лишь исполнителями царской воли, а царь, в свою очередь, действовал в интересах «угнетателей» [1,с. Однако, не лишены оснований и утверждения иного рода: наивно полагать, что, например, воеводы всегда безоговорочно выполняли царские указы и берегли «государев интерес», верховная же власть порой вынужденно действовала в интересах непривилегированного населения [9,с. Логика сохранения империи и самосохранения подсказывала властям необходимость учитывать и сообразовываться с недовольством населения. Самодержавие зачастую было вынуждено «…действовать в интересах всего общества, а не только верхних слоев», поэтому наивность «народного монархизма» имела «вполне реальное обоснование»[6,с. Чиновники далеко не всякий раз исполняли царскую волю. Так, указ о ношении немецкого платья предусматривал определенный срок для его изготовления. В повинных челобитных указывается, что повстанцы обвиняли воеводу и прочих «начальных людей» в несоблюдении предписаний центральных властей [8,с. Полагаем, на умонастроения восставших повлияли «милостивые» царские грамоты, укрепившие веру в справедливость государя. Вероятно, у Петра были намерения решить дело миром. Так, на вопрос прикомандированного к Б. Шереметеву гвардейского сержанта М. Щепотева: «Что доброе сделается на Черном Яру. Петр отвечал: «Кроме прощенья и по-старому быть, иного ничего; также и везде не дерзайте ни точию делом, ни словом жестоким к ним поступать под опасением живота»[5, с. Петр упрекал Шереметева за то, что он отобрал оружие у черноярских бунтовщиков, после того, как они покорились Шереметеву. Петр предписывал, взяв Астрахань, «отнюдь...
13. Астраханское восстание 1705–1706 годов
В Астраханском восстании в какой-то степени прослеживается отзвук «стрелецких бунтов» 1682-1698 гг. Ибо именно стрельцы были основной движущей силой восстания в Астрахани. Причины астраханского восстания кроются в изменениях России, а также в местном воеводе Ржевском, который излишне активно исполнял полученные распоряжения. Начался всенародный бунт, вошедший в историю как Астраханское восстание 1705−1706 годов.