Совет Федерации назначил одиннадцатым судьей Конституционного суда (КС) кандидата юридических наук, профессора Владимира Сивицкого.
В комитете Совфеда поддержали кандидатуру на пост судьи Конституционного суда
Правом обращения с таким запросом наделяется Президент, Правительство, Верховный Суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Конституционный Суд разрешает вопрос об исполнимости решения с точки зрения соответствия истолкования положений международного договора положениям Конституции РФ. По запросу Президента, Правительства или Верховного Суда Конституционный Суд также разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, третейского суда арбитража , налагающего обязанности на Российскую Федерацию, если, по мнению заявителя, это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ. Конституционный Суд разрешает этот вопрос с точки зрения соответствия решения основам конституционного строя Российской Федерации. По результатам рассмотрения КС может прийти к выводу о возможности исполнения в целом или в части решения межгосударственного органа, иностранного или международного суда арбитража , или о невозможности исполнения такого решения в соответствии с Конституцией РФ.
Павел Крашенинников сообщил, что правило о публичном порядке является одним из основополагающих принципов международного права и содержится в законодательстве многих стран. Такое правило присутствуют в положениях Гражданского кодекса РФ ст. Там говорится, что норма иностранного права в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения противоречили бы основам правопорядка публичному порядку Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.
Под публичным порядком подразумеваются основы правопорядка, которые включает в себя фундаментальные принципы: прежде всего, конституционные и принципы гражданского права. Это, к примеру, такие принципы, как недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, равенство участников отношений и форм собственности, свобода договора, обеспечение восстановления нарушенного права, добросовестность участников отношений. А также общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются частью российской правовой системы, включая правовые стандарты прав человека, - подчеркнул Павел Крашенинников. Когда обсуждались поправки к Конституции, мы исходили из того, что в нашей правовой системе, основанной на верховенстве Конституции, не могут применяться правила международных актов и основанные на них решения межгосударственных органов, которые противоречили бы конституционным положениям.
Указанные нормы не направлены на отказ от международных обязательств, а позволяют создать конституционно приемлемый механизм их исполнения, - сообщил Павел Крашенинников. Уточняются правила о проверке конституционности примененных в конкретном деле нормативных актов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод.
Судье Конституционного Суда Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. На судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в установленном порядке законов до их подписания Президентом Российской Федерации. Предусматривается, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного межгосударственного суда, иностранного или международного третейского суда арбитража , налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.
Отклоненные кандидатуры руководителей федеральных судов могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в описанном порядке. Судьи федеральных судов, председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность в конкретном суде указом Президента. Часть 3 ст. Первая устанавливает, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Вторая норма в косвенной форме подтверждает факт учреждения "иных федеральных судов". Первое из названных правил также является составным и может быть расчленено.
Во-первых, норма определяет, какие именно вопросы составляют предмет правового регулирования соответствующего закона. Во-вторых, она устанавливает уровень такого закона. И наконец, в-третьих, в совокупности с другими нормами гл. Итак, предметом закона должны быть полномочия федеральных судов, то есть в законе должна быть четко и недвусмысленно определена юрисдикция компетенция всех федеральных судов во всех ее ипостасях - предметной общей, родовой, видовой и конкретной и территориальной подсудности, - перечислены права и обязанности суда судьи в конкретном процессе, права и обязанности председателя суда председательствующего судебного состава, коллегии и его заместителей. С другой стороны, в соответствующем акте должен быть детально определен порядок образования не учреждения, поскольку последний однозначно определен Конституцией; см. Кроме того, акт должен исчерпывающим образом регулировать и вопросы деятельности - процессуальной рассмотрение конкретных дел и непроцессуальной - федеральных судов см.
Иными словами, акт должен иметь как судоустройственный, так и отчасти процессуальный характер. Столь значительный акт должен иметь ранг федерального конституционного закона. В Постановлении от 11 апреля 2000 г. Законодатель может, соблюдая требования ст. Данная позиция нашла свое подтверждение и развитие в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 г. Необходимо также обратить внимание на Определение от 2 апреля 2001 г.
Предметом рассмотрения в данных делах не были полномочия судов арбитражной юрисдикции, но представляется, что данный вывод можно экстраполировать и на эти суды. И наконец, этот акт должен содержать нормы, регулирующие правовой статус всех федеральных судов, что, естественно, предполагает и передачу законодателю полномочий по фактическому учреждению конкретных федеральных судов помимо непосредственно учрежденных Конституцией Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов именно в тексте подобного правового акта. С учетом нормы ч. Вместе с тем необходимо отметить, что словосочетание "федеральный конституционный закон", учитывая его использование в тексте Конституции, может быть истолковано и как множественность законов соответствующего уровня. На практике к настоящему моменту сложилось несколько иное положение дел, которое по совокупности различных характеристик регулирования может быть оценено как должное, соответствующее рассмотренным требованиям ч. Его нормы: а непосредственно учреждают "иные федеральные суды" тем самым в России по аналогии с другими государствами можно выделить две группы судов - непосредственно учрежденные Конституцией, или конституционные, и учрежденные законом, или законодательные : общей юрисдикции верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные суды, а также военные суды - гарнизонные и окружные флотские суды и арбитражной юрисдикции арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов Федерации ч.
Из приведенного перечня очевидно, что ФКЗ о судебной системе обобщил нормы иных судоустройственных актов, по отношению к которым он выступает сегодня как рамочный. В Государственной Думе находятся в настоящий момент проект ФКЗ "Об административных судах в Российской Федерации" и дополняющий его проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.
Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
Валерий Зорькин переназначен председателем Конституционного суда
Проблема назначения судейского корпуса в целом органами законодательной власти обсуждается достаточно продолжительное время и в доктрине сложилось двойственное мнение в отношении данного вопроса. Если одна группа исследователей придерживается позиции, согласно которой назначение судьи должно сопровождаться повышенной ролью судейского сообщества [9], то другая противопоставляет свои доводы относительно данного вопроса и настаивает на назначении судей представителями другой ветви власти, отличной от судебной [6]. Представители первых ссылаются на принцип беспристрастности и независимости судей, начало которого берется с момента назначения кандидата на должность судьи. Другая группа апеллирует данному мнению и опирается на то, что судейский корпус не должен превращаться в особое сословие и быть закрытым сообществом, пользуясь безгранично дискреционными полномочиями. Не обошла данная проблема и процесс назначения судей Конституционного Суда, что, несомненно, отражается на его статусе. Абакумова и Н. Кательников высказывают мнение о том, что процесс назначения судей представительными органами при участии главы государства - распространённая мировая практика [1]. В подтверждение данной точки зрения стоит приве- сти порядок назначения 16-ти судей Федерального Конституционного Суда Германии. В механизме участвуют Бундесрат и Бундестаг, избирающие судей в равном количестве. Одобренного кандидата назначает Федеральный Президент [8].
Мы считаем, что стоит учитывать мнение обеих групп и создать универсальный механизм по назначению судей. С одной стороны судейский корпус не должен быть закрытой привилегированной группой, с другой стороны представители судейского сообщества лучше смогут разглядеть потенциально профессионального кандидата на должность судьи. Однако данный вопрос является предметом отдельного исследования. Стоит обратить внимание на то, что после утверждения кандидата на должности судьи Конституционного Суда, Председатель Совета Федерации приглашает назначенное лицо на трибуну Совета Федерации и приводит его к присяге, текст которой указан в части 2 статьи 10 ФКЗ «О Конституционном Суде». Возвращаясь к сравнительному анализу, стоит отметить, что боснийский законодатель, отдавая дань независимости и беспристрастности судейского корпуса, установил, что судья Конституционного Суда приносит присягу исключительно на первом пленарном заседании Конституционного Суда [7]. Достаточный интерес представляет назначение Председателя Конституционного Суда и его заместителя, назначающихся сроком на 6 лет также Советом Федерации по представлению Президента. Следует подчеркнуть, что порядок избрания Председателя и его заместителя палатой Федерального Собрания существовал не всегда. Так, до 2009 года Председателя, его заместителя, а также судью-секретаря Конституционного Суда избирали непосредственно сами судьи Конституционного Суда на первом пленарном заседании. В связи с изменением кадрового вопроса в отношении этих категорий судей, некоторые авторы высказывают мнение о том, что судебная система была серьёзно ограничена в автономии [10].
Действительно, стоит согласиться с данным мнением. Представляется логичным старый порядок избрания данных категорий судей, поскольку кадровый вопрос является достаточно важным для успешного осуществления деятельности Конституционного Суда. Мы считаем, что в целях попытки ликвидации одной из давних проблем - зависимости судей от Председателей следует вернуть полномочие судьям Конституционного Суда выбирать «первого среди равных». Как уже было сказано, кадровый вопрос является очень важным в ходе успешного функционирования Конституционного Суда. Данная проблема ограничивается не только назначением кандидатов на должность судьи. Отдельное внимание уделяется вопросу прекращения полномочий судьи Конституционного Суда. Мы также предлагаем обратить внимание лишь на некоторые проблемные вопросы порядка отстранения судей Конституционного Суда от занимаемой должности ввиду наличия обширного спектра доктри-нальных исследований, посвященных данной тематике, которая приобрела большую актуальность ввиду проведения конституционной реформы 2020 года. Так, анализу должен подвергнуться принципиально новый механизм отстранения судей Конституционного Суда. Согласно п.
Возвращаясь к анализу участия Конституционного Суда в кадровом вопросе, стоит отметить, что его роль была явно ограничена. Данное утверждение вытекает на основании замены субъекта, представляющего кандидатуру Совету Федерации для отрешения от должности, с Конституционного Суда на фигуру главы государства. В отношении данного нововведения также сложилось двойственное мнение. Мы считаем, что обе точки зрения заслуживают внимания и анализа.
И здесь следует назвать сравнительно новый для нас институт исполнения обязанностей судьи - ст.
Вместе с тем Конституционный Суд Постановлением от 16. В зарубежных государствах требования статусного характера также закрепляются законодательно. Естественно, наиболее высокие из них - к судьям конституционных судов. Какие еще дополнительные требования - не статусного характера - предъявляются к должности судьи, о которых говорится во втором предложении комментируемой статьи? Как сказано в принципе 10 "Квалификация, подбор и подготовка" Основных принципов независимости судебных органов приняты на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями - Милан, 28.
Пункт 3. Важным дополнительным требованием к судье является требование к состоянию его здоровья. В силу п. Федеральный закон от 15. В соответствии со ст.
Дополнительными по отношению к судьям являются и требования морально-этического характера. Они закреплены, например, в Кодексе судейской этики утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. Совет судей РФ постановлением от 21. При этом дополнительные требования морально-этического характера к должности судьи, в том числе закрепленные в Кодексе чести судьи, нельзя считать лишь рекомендательными. Они обязательны для каждого судьи РФ, независимо от занимаемой должности, а их соблюдение, при необходимости, обеспечивается принудительно - согласно п.
К дополнительным требованиям морально-этического характера к должности судьи следует отнести и положения запретительного свойства, закрепленные законодательно, а также в Кодексе судейской этики: судья не вправе замещать иные государственные и муниципальные должности; принадлежать к политическим партиям; заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; быть поверенным или представителем, кроме случаев законного представительства; допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу; использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности, и т.
Если поправка будет принята, президент может представить на этот пост любого кандидата, сдавшего квалификационный экзамен на должность судьи. Эксперт отметил, что с одной стороны Зорькин при изменении Конституции в очередной раз продемонстрировал свою лояльность, но с другой — ему уже 77 лет, поэтому приходится думать о сменщике. Согласно предложенному варианту, не согласный с коллегами судья КС сможет лишь изложить свое мнение письменно, и оно будет приобщено к протоколу заседания Конституционного суда.
Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Статья в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Статья 3. Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. Часть дополнительно включена с 31 декабря 2001 года Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года N 4-ФКЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Сенаторы переназначили Зорькина председателем Конституционного суда
19 апреля 2024 года Указом Президента Российской Федерации № 274 «О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации» назначены. Совет Федерации на пленарном заседании назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда России. Совет Федерации назначил доцента Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата юридических наук, специалиста по гражданскому праву Андрея Бушева на должность судьи Конституционного суда РФ. РИА Новости. Совет Федерации на заседании в понедельник назначил Валерия Зорькина на должность председателя Конституционного суда России (КС РФ).Кроме того, верхняя палата утвердила кандидатуру Михаила Лобова на должность судьи КС. Судьи КС РФ назначаются СФ РФ по представлению Президента РФ (п. «е» ст.83, ч.1 ст. 128 КРФ, ч.1 ст.4 ФКЗ).
Квалификационная коллегия рекомендовала Подносову на должность главы ВС
Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации степени "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему документы и их копии, указанные в настоящем пункте. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность. Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения; сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга супруги и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга супруги и несовершеннолетних детей претендента по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.
Клишас отметил, что он является очень известным специалистом в области конституционного права, который пользуется уважением у коллег и отличается принципиальностью. Читайте также:.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Решение принято единогласно, «за» проголосовали 153 сенатора. Срок полномочий председателя Конституционного суда составляет шесть лет. Ранее кандидатуру 80-летнего Валерия Зорькина поддержал комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству. Участвовавший в заседании комитета глава КС поблагодарил сенаторов за доверие и заверил, что будет честно и добросовестно исполнять свои обязанности.
Конституционный Суд РФ: порядок назначения и статус судей
Совет Федерации на пленарном заседании назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда России. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Добро пожаловать! Конституционный суд России прекратил полномочия судьи Константина Арановского, сообщается на сайте суда.
Курсы валюты:
- Популярные статьи кодекса
- Переназначенный на третий срок зампред КС РФ ответил, что больше всего волнует россиян
- Доцент СПбГУ Бушев стал судьёй Конституционного суда РФ
- Судей Верховного и Конституционного судов предлагается назначать по-новому | ИА Красная Весна
Курянка Татьяна Тоичкина стала судьей Первого кассационного суда общей юрисдикции
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Российский лидер Владимир Путин представил Совету Федерации кандидатуру Андрея Бушева на должность судьи Конституционного суда (КС). В соответствии с законодательством РФ, судьи Конституционного Суда РФ могут занимать свои должности только до достижения предельного возраста, который составляет 70 лет. Судья Конституционного суда, срок полномочий которого истёк, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается кандидат, получивший при голосовании большинство голосов общего числа членов Совета Федерации.
Статья 119 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)
С отличием окончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности «правоведение». В 1999 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Стаж работы Сивицкого по юридической профессии составляет более 29 лет, из них 22 года он служит в Секретариате Конституционного суда: с 1995 по 2002 год и с 2008 года по настоящее время.
Владимира Сивицкого. Председатель КС Валерий Зорькин, представляя кандидатуру Сивицкого, внесенную Президентом РФ на вакантную должность судьи, отметил, что он имеет большой опыт работы в аппарате Конституционного Суда, является крупным конституционалистом. После утверждения в должности Владимир Сивицкий принес присягу судьи Конституционного Суда.
Состоялась церемония вручения ему мантии судьи. Владимир Сивицкий с отличием окончил юридический факультет Московского государственного университета им. Там же защитил в 1999 г.
Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации. Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Часть пятая утратила силу.
Как уточняет пресс-служба Конституционного суда, Арановский попросил об отставке досрочно, не достигнув предельного возраста пребывания на должности судьи Конституционного суда. Причины такого решения Арановского не называются. Что еще известно: Константина Арановского назначили судьей Конституционного суда России в 2010 году по представлению тогдашний президент страны Дмитрий Медведев. Арановский известен благодаря своим особым мнениям — заявлениям, в котором судья может высказать личную позицию по рассмотренному делу.