Совет Федерации одобрил закон о пробации, который предполагает введение в России института социальной адаптации заключенных.
«Вернуть социальные навыки»: когда и как в России заработает система пробации бывших заключённых
Они обеспечены всем необходимым. Таким образом адаптируем и возвращаем людей к нормальному образу жизни. Чтобы после отбытия наказания у них была профессия и необходимые документы. Кроме того, хотелось бы отметить, что УИС стала более открытой и прозрачной. В том числе благодаря средствам массовой информации. Мы постоянно показываем, что происходит в наших учреждениях и какую работу мы проводим с осуждёнными. Как это скажется на вашей работе? У нас уже давно действуют школы подготовки к освобождению, в которых проводят занятия с осуждёнными, чей срок подходит к концу.
В рамках этой работы гражданам помогают с получением документов, в случае необходимости оформляют пенсию, способствуют восстановлению утерянных родственных связей. Сейчас, когда пробация утверждена на законодательном уровне, ею занимаются и сотрудники уголовных исполнительных инспекций, и сотрудники МВД, и представители здравоохранения и других ведомств. К настоящему моменту подписано Соглашение между ФСИН России и правительством Воронежской области о взаимодействии в данном направлении. Также нашим Управлением подписаны соглашения с региональными Министерствами труда и занятости населения, социальной защиты, здравоохранения, образования и т. Мы будем взаимодействовать в рамках Федерального закона о пробации. Продолжим направлять осуждённых к нормальной жизни. Будем способствовать тому, чтобы они отказывались от криминальной субкультуры и уменьшалось количество рецидивов.
На встрече рассматривались вопросы взаимодействия в сфере пробации, в частности, обсуждены вопросы оказания содействия в трудоустройстве, в профессиональной ориентации и иных услуг службы занятости гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, осужденных условно.
Также им будет оказываться психологическая помощь. Нововведения могут вступить в силу уже с 1 января 2024 года. Ранее Совфед одобрил закон об обязательной регистрации ДНК всех осужденных и подозреваемых.
Как и во многих социально развитых государствах, «сидельцы» мест лишения свободы составляют две части: «хозяева» - представители титульной части населения страны и «гости» - иностранные граждане, совершившие преступления в нашей стране. Именно с «гостями» не просто добиваться решения их социальных проблем, как в основной период отбывания наказания, так и в период подготовки к освобождению из ИУ. Это связано с их менталитетом на бытовом уровне, этническими и религиозными особенностями. На наш взгляд должны иметь место более четкие законодательные нормы в УИК РФ, касающиеся вопросов их социальной адаптации после освобождения из ИУ. В местах лишения свободы осужденными совершается определенное количество тяжких преступлений, грубых и мелких нарушений режима содержания и социально-педагогическая и психологическая работа здесь еще не стала одним из возможных факторов предотвращения таких явлений. Уголовно-исполнительную систему также беспокоят вопросы, что среди лиц, поступающих отбывать уголовное наказание в виде лишения свободы, по-прежнему превалируют лица молодежного возраста. Это не только те, которые совершали, обычно проявляющиеся в статистике, уголовно-правовые деяния, но и те, которые связаны с массовыми молодежными субкультурными явлениями. Сначала на сознание молодых людей в качестве испытания противниками была апробирована субкультура «АУЕ», затем себя обнаружила т. Все ответственные лица понимают, что за этими явлениями стоят спецслужбы враждебных нам государств и лица, реализующие для этого поставленные перед ними задачи. Отсюда и выводы, которые мы можем сделать, напрашиваются объективно известным образом. Нам в социальной, педагогической, психологической и экономической работе необходимо обеспечить воздействия и занятость, которые должны выходить на интенсивность и качество используемых мер, включая профессиональное обучение, культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу. Сами осужденные о причинах совершения преступлений чаще указывают на такой фактор, как: незанятость. Часть нормативно-правовых актов и методические рекомендации должны быть пересмотрены с учетом необходимости решения указанных вопросов. Исходя из этого, мы имеющимися ресурсами можем профессионально реализовывать все виды пробации и тем самым противодействовать злоумышленникам в попытках создания ситуаций по желаемому ими сценарию. Если говорить о сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы и без лишения свободы, то надо отметить, что пока, не смотря на предпринятые ранее усилия, специалистов по социальной работе, имеющих базовое социальное образование, в УИС пока мало. Особенно их роль должна иметь место в пробации. Специалисты обязаны понимать, что осужденные совершали преступления потому, что: не учились, не работали, были бесконтрольны, вели групповой уличный образ жизни, где имеет место употребление алкоголя, наркотиков, совершаются криминальные деяния. И они должны работать над этим, а это все социальные причины. Сотрудники УИС ждут не только исполнительных решений о развитии пробации в УИС, но и организационных решений, связанных с подготовкой специалистов по социальной работе в образовательных организациях ФСИН России. Только при окончательном нормативном оформлении статусов пенитенциарной, исполнительной и постпенитенциарной пробации, в которых будут четко обозначены правомочия субъектов этих направлений деятельности. Здесь же надо предусмотреть определенные формы ответственности, и субъектов, и объектов, которые будут пребывать в отношениях прохождения пробации: ресо-циализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Решить окончательно вопрос об изменении штатной структуры и упразднения функции учета трудового стажа из групп социальной защиты осужденных. Передать названную функцию, как это и прописано в Трудовом кодексе РФ ст. Сотрудники отделов кадров учреждений УИС занимаются же вопросами трудового обеспечения вольнонаемного персонала, аттестованного, а уж вопросами приема на оплачиваемую работу, увольнений, учета стажа осужденных - им и надо заниматься по определению. Здесь и порядка будет больше, и документы будут сохраннее, тем более, что нам известно: какое количество лет они должны храниться в архивах. Вместо наименования «группа социальной защиты осужденных» во многих регионах группы по-прежнему именуются «группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных». По информации, полученной об организации социальной работы в отдельных регионах можно сделать следующие выводы: 1 Международные документы и ситуация, связанная с принятием в РФ Федерального закона «О пробации» требуют того, чтобы в ИУ были именно специалисты, имеющие базовое высшее образование «специалист по социальной работе».
Прокурор разъясняет: установлены правила пробации
Реализация мер по ресоциализации, социальной адаптации, социальной реабилитации и защите прав и законных интересов лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы и попавших в трудную жизненную ситуацию, путем предоставления данным лицам комплексной помощи в центрах пробации, в том числе и временного пребывания, позволит им вернуться в общество, восстановить социальные связи, будет стимулировать их к дальнейшему правопослушному поведению и снизит риск совершения новых преступлений. Приглашаем некоммерческие, в том числе религиозные, организации и общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации рассмотреть возможность создания центров пробации в целях оказания помощи лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в рамках реализации закона. Кемерово, ул. Сарыгина, 29, тел.
Предоставлять указанные меры поддержки осужденным будут предоставляться федеральными органами исполнительной власти; органами государственной власти субъектов Российской Федерации; учреждениями уголовно-исполнительной системы; государственными учреждениями службы занятости населения; организациями социального обслуживания. Например, органы службы занятости будут оказывать содействие трудоустройству осужденных. Организации социального обслуживания будут обеспечивать предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и срочных социальных услуг, в том числе предоставление временного места проживания; содействовать в получении медицинской, психологической, педагогической, юридической, иной социальной помощи. Органы местного самоуправления также будут задействованы в системе пробации.
В студии - Сергей Нелюбин. В ряду актуальных вопросов, которые удалось обсудить в том числе и те, как осужденный сможет стать участником системы пробации, и на каком этапе отбывания наказания это возможно; как поможет «пробация» в трудоустройстве. Кроме того, как при «пробации» будут учитываться индивидуальные особенности бывшего и условно осуждённого и что под этим подразумевается?
Нововведения могут вступить в силу уже с 1 января 2024 года. Ранее Совфед одобрил закон об обязательной регистрации ДНК всех осужденных и подозреваемых.
15 АПРЕЛЯ ПРЕКРАТИТСЯ АНАЛОГОВОЕ ВЕЩАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ
На рассмотрение Госдумы внесли законопроект «О пробации» — об адаптации заключенных как во время отбытия наказания, так и после. На днях Правительство России утвердило концепцию развития уголовно-исполнительной системы. Кроме всего прочего, в ней говорится о создании института пробации. Госдума во вторник приняла в первом чтении законопроект о создании в России института пробации для ресоциализации и социальной адаптации осужденных на этапе отбывания. Исполнительная пробация применяется к лицам, которые осуждены к наказаниям без лишения свободы. В Минюсте России обсудили механизмы реализации мер пробации в отношении осужденных и освободившихся граждан.
ПМЮФ-2023: система пробации в России
Там пояснили, что меры пробации к осужденным начнут применять с 1 января 2024 года. Исполнительная пробация применяется и к осуждённым, которым неотбытая часть заключения заменена более мягким видом наказания. Установлены различные виды пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная, а также основные направления деятельности в указанных сферах. Предусматривается социальная адаптация и реабилитация осужденных, освободившихся из заключения, а также приговоренных к принудительным работам.
[07/02/23] Владимир Путин подписал закон о пробации для заключенных и вышедших из тюрем
Правила организации деятельности центров пробации утверждаются Минюстом России. Реализация мер по ресоциализации, социальной адаптации, социальной реабилитации и защите прав и законных интересов лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы и попавших в трудную жизненную ситуацию, путем предоставления данным лицам комплексной помощи в центрах пробации, в том числе и временного пребывания, позволит им вернуться в общество, восстановить социальные связи, будет стимулировать их к дальнейшему правопослушному поведению и снизит риск совершения новых преступлений. Приглашаем некоммерческие, в том числе религиозные, организации и общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации рассмотреть возможность создания центров пробации в целях оказания помощи лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, в рамках реализации закона. Кемерово, ул.
В новой версии российского закона речь все же больше идет об адаптации осужденных. Каких результатов ждать? Появление в России института пробации явно указывает, что ранее начатая государством работа по гуманизации уголовно-исполнительной системы продолжается: пробация станет одним из важных элементов этой деятельности. Эффективность принятого закона будет зависеть от множества факторов. В первую очередь от того, какие корреспондирующие данному закону нормы будут внесены в уже действующее законодательство. На то, чтобы подготовить имеющуюся правовую базу к новым правоотношениям время есть - Закон о пробации вступит в силу только с 1 января 2024 года, а в части положений ст. Также для достижения поставленных задач потребуется достаточное количество квалифицированных кадров.
По оценке Минюста, служба пробации потребует порядка 50 тысяч сотрудников с навыками в области социального обслуживания и психологии. С этим могут возникнуть большие проблемы, так как уже сейчас в России констатируется нехватка квалифицированных психологов. Судя по пояснительной записке к закону, инициаторы предполагали решать вопрос комплектования уголовно-исполнительных инспекций за счет перераспределения штатной численности между исправительными учреждениями и уголовно-исполнительными инспекциями и подразумевали, что для реализации закона не потребуется увеличения штатной численности. Однако, есть большие сомнения, что те специалисты, которые сейчас работают в уголовно-исполнительной системе, смогут полноценно оказывать поддержку в рамках пробации по всем, указанным Законом о пробации направлениям, особенно учитывая индивидуальный характер пробации в России, и тот факт, что данные специалисты уже сейчас имеют значительную нагрузку. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту инициаторы закона, указали, что реализация его положений не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального и иных бюджетов. В то же время, сложно представить, что привлечение и обучение новых кадров для эффективной работы с осужденными возможно будет произвести совсем без затрат. Объективные результаты работы нового института общество сможет увидеть лишь через несколько лет.
Основным показателем эффективности должно стать снижение рецидивной преступности. Нельзя не отметить, что в целях уменьшения криминализации общества важно не только заниматься адаптацией и ресоциализацией бывших заключенных, но и развивать альтернативные методы наказания, не связанные с лишением свободы. Одна из таких мер, на которую возлагаются большие гуманистические надежды, — институт судебного штрафа. Необходимость такого вида наказания как лишение свободы понятна и объективна, однако его применение, установление срока лишения свободы, должно быть взвешенным, а уголовный закон должен содержать в себе большую диспозитивность в части возможности комбинирования нескольких видов наказания.
Они есть в любом месте лишения свободы, но такой массовой картины, как у нас, нигде нет». По словам правозащитника, гуманитарные программы по получению высшего образования в тюрьмах «пока реализовываются не слишком успешно», как и другие предложения по гуманизации пенитенциарной системы, которые сложно реализовать из-за жесткой позиции УФСИН и силовиков. Попытка — не пытка, но я думаю, что она уйдет в никуда, как и получение высшего образования в местах лишения свободы», — заключил Кабанов.
По инициативе главы Минюста, служба пробации должна насчитывать порядка 50 тысяч различных специалистов, включая психологов. Ведомство уже разработало закон о пробации, подходит к завершению и процедура его согласования: в скором времени законопроект будет представлен в правительство для его последующего внесения в нижнюю палату парламента.
И это невозможно без ресоциализации: очень важно, чтобы после выхода на свободу осужденный смог вернуться к обычной жизни, а не обратно в колонию. По мнению председателя экспертного совета по безопасности и взаимодействию граждан с правоохранительными ведомствами Антона Цветкова, подготовкой человека к возвращению в общество нужно заниматься еще в исправительном учреждении — например, за год до освобождения. За это время можно восстановить документы, если они утеряны, подобрать работу, понять, что нужно ему для начала новой жизни. В свою очередь, адвокат Екатерина Антонова считает, что в вопросе пробации нужен комплексный подход в едином упрощенном формате — к примеру, путем обращения человека в МФЦ. Причем, как вариант, учреждение, в котором он отбывал наказание, должно самостоятельно обеспечить и подготовить все необходимые данные для последующей социальной адаптации бывшего осужденного.
Мера помогает вывести семью из реальной бедности, но пользуются ей немногие Привлечь осужденных По мнению Антона Цветкова, работу по пробации заключенных можно было бы вести во взаимодействии с уполномоченными по правам человека. При этом могут быть задействованы профильные НКО, которые находятся под контролем этих уполномоченных. Во-первых, так мы создадим для них рабочие места и дадим шанс найти «свое место» в обществе, во-вторых, они лучше всех понимают осужденных и знают, как с ними общаться, — отметил он.
В 2023 году в России может начать действовать служба пробации заключенных
Участники совещания обсудили проект приказа Минюста России, а также подробно рассмотрели механизмы реализации мер пробациив отношении осужденных и освободившихся лиц. Напомним, в соответствии с ч. 2 ст. 80 Уголовного кодекса после отбытия осужденным не менее 1/3 срока наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений небольшой или. условно осужденных. Осужденных, которые будут проходить пробацию, планируют вносить в созданный для этого реестр на базе уголовно-исполнительных инспекций ФСИН.
Госдума одобрила проект о пробации осужденных в России
В случае осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях или учреждениях с принудительными работами, меры пробации начинают применяться с момента их прибытия в данные учреждения, - говорят в ведомстве. Пробация в пенитенциарной системе предусматривает проведение социально-воспитательной работы с осужденными, оказание им психологической помощи, помощь в восстановлении и укреплении социальных связей, а также подготовку к освобождению.
Освободившимся из мест лишения свободы помогут найти работу, восстановить связи с родными, оформить документы, получить образование. Специалисты уверены, что это будет полезно не только бывшим осужденным, но и обществу.
Шанс на новую жизнь Законопроект «О пробации в РФ» вступит в силу с 1 января 2024 года, сообщили «Известия». В России появятся специальные центры пробации и единый реестр осужденных, которые будут в них числиться. Сейчас таких организаций в нашей стране нет, пояснила адвокат и управляющий партнер Коллегии адвокатов «Антонова и партнеры» Краснодарского края Екатерина Антонова.
Но в законе есть правила о возможной помощи освободившимся из тюрьмы. Но в реальности нужно сильно потрудиться, чтобы заслужить такие блага. Субсидии государством не предоставляются даже для таких элементарных вещей, как получение необходимых документов и первичное снятие жилья, если человек им не обеспечен», — отметила она.
Существуют государственные и коммерческие меры поддержки для бывших осужденных.
Он должен обратиться в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации или социальной реабилитации. Пенитенциарная пробация распространяется на осуждённых к принудительным работам или лишению свободы. Применяется в период отбывания наказания и при подготовке к освобождению не позднее девяти месяцев до окончания срока. Постпенитенциарная пробация распространяется на людей, уже покинувших места лишения свободы либо учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ.
Здесь сразу виден законодательный пробел. Достаточно часто суды устанавливают при приговоре административный надзор — когда человек уже после освобождения должен соблюдать ограничения, отмечаться у участкового, приходить домой не позднее определённого времени, жить только по прописке и так далее. Причём этот надзор может длиться довольно долго — мне известны случаи назначения восьми лет таких ограничений. В этой ситуации любые мероприятия по социальной адаптации и социальной реабилитации будут совершенно недоступны для осуждённого. В целом в законе заложен довольно неплохой посыл.
Он предусматривает довольно широкий набор мер — оказание психологической и медицинской помощи, содействие в трудоустройстве, приобретении продуктов питания и одежды, получении жилья, образования, новых навыков работы... Каким будет закон на практике — можно будет сказать только через какое-то время. Но меня он настораживает тем, что очень уж напоминает Правила внутреннего распорядка. Только уже не исправительных учреждений, а поведения осуждённого на воле. Человек, который обратился к государству за такой помощью, получит в нагрузку большое количество обязанностей.
Он должен будет являться в органы Уголовно-исполнительной инспекции «для разъяснения порядка и условий применения пробации». Должен будет предоставлять государству информацию о ходе исполнения мероприятий, предусмотренных программой. Обязан «выполнять законные требования работников учреждений, осуществляющих пробацию», уведомлять их об изменении места жительства… ну и так далее. То есть это такой своеобразный административный надзор, но уже по просьбе осуждённого. Я не увидела в законе ничего про ответственность за неисполнение данных требований.
Но предполагаю, что в случае их нарушения все мероприятия будут прекращены.
Кроме того, как при «пробации» будут учитываться индивидуальные особенности бывшего и условно осуждённого и что под этим подразумевается? И, в конечном итоге, каким образом будет дана оценка работы в системе «пробации».
Какой результат ждёт общество?