Новости пост великий по типикону

Поэтому в первые пять дней поста, по Иерусалимскому типикону (уставу), в православных церквях читается Великий канон (большая молитва) Андрея Критского. Какие уроки из рекомендаций относительно Апостольского поста по Типикону может вынести для себя обычный мирской человек? Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС.

Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи. Календарь питания в Великий пост по дням на 2024 год: что можно есть, а что нельзя. Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. При этом нужно учитывать, что этот общий для всех устав поста (по Типикону) формировался в общежительных монастырях и ориентировался на страны с жарким климатом.

Популярные услуги

  • Апостольский пост. 51 глава Типикона
  • О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав
  • Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, календарь питания, правила
  • Почему в Церкви четыре поста?
  • Пост, яблоки и Типикон

Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания

И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку. А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо?

Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика.

Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся?

Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда — это только средство, а не самоцель. И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь. Постный стол можно сделать очень разнообразным: каши, макароны, картошка, грибы в разных видах, соленья, овощные рагу, фаршированный рисом и овощами перец… В воскресные и праздничные дни всякие омары-кальмары… — Кстати, по поводу «омаров, кальмаров»... Греки их в пост едят.

А для нас они допустимы — все эти креветки, мидии, кальмары, омары? Если, конечно, человеку они по средствам. На Благовещение и Вербное допустима рыба. Греки, кстати, во все дни едят неочищенную рыбную икру. А в другие дни верующему остаются каши, картошка, макароны… — …Отец Феодорит, простите, что перебиваю. А если человеку по здоровью мучное противопоказано. Сразу выпадают макароны, хлеб и прочее. Как тогда ему питаться? Кто мешает ему есть кабачки, баклажаны, овощное рагу?

Надо только понимать: Богу нужно наше сердце, а не наш больной желудок. Не надо себя изводить, чтобы в пост оказаться в больнице, но не надо искать себе и лишних поблажек. Вот я, к примеру, диабетик и не могу есть булки. Так я легко приготовлю себе тушеные баклажаны или овощное рагу. При каждом заболевании существует своя определенная диета. Если у человека, к примеру, больной желудок, то он, как минимум, должен часто питаться, и в этом случае монастырское правило вкушать пищу один раз в день для него категорически не подходит. Если человек по медицинским показаниям должен пить куриный бульон или есть творог, то он должен так питаться и во время поста. Зачем вредить своему организму и вгонять себя в гроб? При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе.

Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные.

Во всяком случае, от голода человек не умрет, а вот время на размышления у него появится. Не по уставу, а по совести Если спросить у священнослужителя, что значит Великий пост для мирянина, то он, как правило, станет говорить не о продуктах, а о душе. К примеру, рассказывая о различных уставах, служители Храма часто упоминают о монастырском, а еще о Типиконе. Дело в том, что различные группы верующих трактовали по-своему правила, изложенные в Священном Писании. Монахи, отдающие Господу все свои помыслы, обязаны соблюдать пост очень строгий. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения.

Но все они связаны более с работой духа, а не угнетением желудка. Киевский игумен Алипий сделал такой вывод: по совести поститься нужно, тогда Господь примет ваши усилия и благословит. Неугодны Всевышнему нормы и правила. Ему важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему. То есть стремится душой к Господу, а не мучает себя голодом. Читайте также: Евангелисты: кто это? Как стали известными и чему учили своих последователей? Как мирянам соблюдать Великий пост Давайте все же поговорим о конкретных правилах четырехдесятницы. В первую очередь коснемся строгих запретов. Они касаются мяса, алкоголя, масла.

Также следует воздерживаться от кондитерских изделий, то есть конфет, пирожных, тортиков, булочек и тому подобного. Все это делается для того, чтобы душа работала, пребывала без «удовольствий телесного толка». Хотя некоторые послабления все же предусмотрены. Так, в определенные дни разрешено подавать к столу рыбу, икру, использовать растительное масло. Вы скажете, что соблюдение Великого поста для мирян — чистый кошмар. На самом деле это не так. Ведь разрешенных продуктов намного больше, чем запрещенных. И еще важнее, что они намного вкуснее и полезнее, только мы с нашими привычками об этом забыли. Действия в особых ситуациях В обязанности часового, согласно Уставу, входит защита вверенного объекта. Это подразумевает также применение оружия в случае необходимости.

Часовой имеет право использовать оружие при: нападении на свою персону; Если часовой заметил незнакомых людей, приближающихся к посту, он обязан остановить их одной из команд: Стой, назад! В условиях плохой видимости, когда с расстояния, указанного в табеле постам, нельзя опознать приближающихся к посту или к запретной границе поста, часовой останавливает всех лиц окриком «Стой, кто идет? Если ответа не последует и или нарушитель пересечет запретную границу поста, часовой предупреждает его окриком «Стой, стрелять буду» и задерживает нарушителя. О задержании нарушителя часовой сообщает в караульное помещение, следит за его поведением и, не ослабляя внимания, продолжает охранять порученный ему пост. Если нарушитель после предупреждения «Стой, стрелять буду» продолжает движение, часовой досылает патрон в патронник и производит предупредительный выстрел вверх. При невыполнении нарушителем и этого предупреждения или обращении его в бегство часовой применяет по нему оружие. Когда на окрик часового последует ответ: «Идет начальник караула помощник начальника караула, разводящий », часовой приказывает: «Начальник караула помощник начальника караула, разводящий , ко мне, остальные — на месте»; если необходимо, часовой требует, чтобы приближающийся к нему осветил свое лицо. Убедившись, что назвавшийся действительно является начальником караула помощником начальника караула, разводящим , часовой допускает его и всех прибывших лиц к себе. Если же назвавшийся начальником караула помощником начальника караула, разводящим окажется неизвестным или находящиеся с ним лица не выполнят требования часового оставаться на месте, часовой предупреждает нарушителей окриком «Стой, стрелять буду». При невыполнении нарушителями этого требования часовой применяет по ним оружие.

При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком-ножом штыком и прикладом. В случае возникновения пожара на посту часовой немедленно сообщает об этом в караульное помещение и, не прекращая наблюдения за охраняемым объектом, принимает меры по тушению пожара. При пожаре на технической территории охраняемого объекта или на объекте, имеющем внешнее и внутреннее ограждения, а также вблизи поста он сообщает об этом в караульное помещение, продолжая нести службу на посту. В случае внезапного заболевания ранения часовой вызывает разводящего или начальника караула, продолжая нести службу. В крайних, не терпящих отлагательства случаях или при неисправности средств связи часовой может вызвать на пост начальника караула или разводящего выстрелом вверх. Что можно есть К столу разрешено подавать крупы и овощи, фрукты в свежем и сушеном виде. Многим людям трудно отказаться от мяса. Так, его прекрасно заменяют грибы! Их есть в четырехдесятницу позволено. Белок восполнить помогут орехи.

Их нынче множество продается и своих, и «заморских». Пока все распробуете, забудете об ограничениях. То же касается и фруктов. Интересно, что за время поста у многих людей меняются вкусовые предпочтения. Сухофрукты, цукаты и орехи они потом жуют с большим удовольствием, чем конфеты и шоколадки. Для некоторых откровением становится множество блюд, которые готовятся из овощей. Кроме того, позволено есть сыры. Чаще всего, рекомендуют нежирные. Но ведь их огромное количество. Покупайте брынзу или твердые сорта.

Таким образом, про мясо совсем забудете. Кстати, о морепродуктах в уставах нет упоминаний. В некоторых монастырях Кипра, к примеру, их подают по выходным и праздникам. Следовательно, мирянам тоже можно. О хлебе Составляя меню на дни Великого поста, старайтесь делать его разнообразным. Кстати, это достаточно просто. Но строгие правила тоже следует учитывать. Они в первую очередь касаются хлеба. Людям с нормальным здоровьем запрещена белая мука. То есть хлеб покупать печь следует ржаной или из зерен грубого помола.

С этим в магазинах проблем нет. Нынешняя промышленность предлагает множество вариантов: и с отрубями, и с орехами, и с зерном. Выбирайте себе по вкусу. А вот от белого батона стоит отказаться. С другой стороны, на то он и пост, чтобы себя ограничивать во славу Господа! Исключения из правил делаются только для малых деток и больных. Им позволительно употреблять в пищу мясо и другие яства. В этом есть высшая справедливость, не стоит рисковать здоровьем, таковой жертвы Господь ни от кого не требует. Читайте также: Читать онлайн "Книга приворотов и заговоров на все случаи жизни" автора Степанова Наталья Ивановна - RuLit - Страница 2 Спорные продукты Священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению по поводу морепродуктов. Одни полагают, что их употребление возможно, поскольку креветки и моллюски в церковной традиции не считаются живыми существами.

Другие склоняются к тому, что есть морепродукты можно тогда же, когда и растительное масло, — в выходные и праздничные дни. Ветхий завет вообще называет эту пищу «нечистой», вкушать ее запрещается — ортодоксальные иудеи морепродукты не едят. Христианская религия во многом отступает от ветхозаветных принципов, и уставы ряда православных монастырей позволяют есть черепокожных даже в Великий пост. Употреблять их в пищу или нет — это во многом личный выбор постящегося. Календарь поста для мирян Составить таковой вы и сами сумеете. Следует запомнить, что в первый день воздерживаются от еды вообще. А потом чередуют вареную пищу с сырой. По выходным позволено сдабривать блюда постным маслом. Кроме того, в Вербное воскресенье не возбраняется полакомиться рыбкой.

Часто эти две традиции приводятся параллельно как равно возможные и приемлемые. Возможно, современному цивилизованному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным для благочестивого христианина в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжевать смирение. Общие положения православного устава о трапезе Православный Устав не предполагает более 2-х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, то есть около полудня, а вторая — после вечерни, то есть вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени. На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона. Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1-й час дня начинался с восходом солнца, а 12-й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1-й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1-й час ночи — нашим 6 часам вечера 18. Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону. В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы приводятся в порядке возрастания строгости поста : 1. Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях. Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются такое бывает для мирян только на сырной седмице — то есть маслянице. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища — «варение» то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» глава 35 , т. Полное воздержание от пищи и пития — то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост». Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» глава 35 , то есть что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, то есть степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I — бденные, II — полиелейные и со славословием, III — малые. В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове глава 48 , где делаются указания относительно Рождественского поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 — «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало поста святых славных и всехвальных Апостол Петра и Павла ». Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему. Порядок трапезы вне длительных постов В непостное время и в непостные дни, то есть кроме среды, пятка а в монастырях к постным дням относится также и понедельник , положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи. В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин — два. В остальные непостные дни — на обед два блюда, на ужин — одно. Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде. Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется. В среду и пяток в монастырях к ним приравнен и понедельник — один раз в день «в 9-й час» около 15. По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» глава 33. За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана. В Праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом: Если на среду или пятницу в монастыре — и на понедельник выпадет праздник Рождества Христова или Богоявления, то пост отменяется, вкушается две трапезы без ограничения качества пищи. Если на эти же дни выпадают двунадесятые Богородичные праздники Рождество Богородицы, Успение, Сретение или великие свв. Петра и Павла, Рождества Иоанна Предтечи, Покрова, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется. Если на постные дни выпадает средний праздник полиелейные и со славословием , то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером — вареная пища с елеем. В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу в монастыре — и понедельник Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час 15. В периоды продолжительных постов послабления в двунадесятые и великие праздники оговаривается особо, а именно: В Праздники Преображения, Введения и Входа Господня в Иерусалим которые всегда приходятся на время поста в любой день недели разрешаем на рыбу, вино и елей, поставляя две трапезы глава 33. В Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи великие, но постные праздники положено вкушать два раза, разрешая на вино и елей, но без рыбы. В Благовещение, которое почти всегда приходится на Великий пост, устав о трапезе зависит не только от дня седмицы, но и от того, на какую часть Великого поста оно придется. Об этом празднике мы скажем в следующей главе.

Самый продолжительный период этого поста — шесть недель, а наиболее короткий — неделя и один день. Начало его бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня. Праздники Месяцеслова, приуроченные к воскресным дням. В том числе — Неделя Всех святых, в земле Российстей просиявших. В песнопениях Недели всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых.

Постное письмо № 15. Заложники совести

расскрываем кратко содержание и значение Устава церкви для православных и историю создания. После того как пост для новообращенных станет привычным, можно начинать вводить в него все возрастающее количество элементов поста по Типикону. Великим постом, как и на протяжении всего остального года, отцы и братья ежедневно совершают поминовение поданных имен. Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5-й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером).

Как поститься в Великий пост?

Феодора жил, например, Соловецкий монастырь, расположенный на Севере, где крайне сложно соблюсти полное воздержание от рыбы зимой, когда растительная пища практически отсутствует. Подобным же образом сейчас поступают христиане, живущие в горах например, Алтая , где лишь с трудом возможно земледелие, но реки изобилуют рыбой. Трапезы в Великий пост Согласно принятому сейчас Русской Церковью Иерусалимскому Уставу: по понедельникам, средам, пятницам Великого Поста необходимо «сухоядение», то есть употребление невареной пищи; горячая вареная пища разрешается только по вторникам, четвергам, субботним, воскресным дням; при этом по субботам, воскресеньям к ней можно добавлять растительное масло; рыбу благословляется вкушать лишь на Благовещение и Вербное Воскресенье. Кроме того, на первой седмицей поста желательно вообще полное воздержание от пищи в понедельник. Страстная Седмица Это также время особо усиленного воздержания: первые три дня рекомендовано сухоядение. Великий Четверг, Пятница, Суббота В древней Церкви Великим Четвергом существовал обычай обильной трапезы, ввиду того, что это — память установления Тайной Вечери, когда большинство христиан к тому же причащались. Впоследствии традиция была осуждена, однако, современный Типикон все же разрешает пищу с растительным маслом. Великая Пятница — время полного воздержания от пищи, даже питья— до службы Выноса Плащаницы.

Позволяются небольшие послабления лишь больным и то — кусок хлеба, несколько глотков воды. А вот в Субботу можно вкушать вареную пищу, хотя без масла. Все эти, как другие требования относятся к монашеству — ведь Иерусалимский Устав для него и создан. Многие требования его сейчас не выполняются мирянами. Кроме того, положенные продолжительные службы также имеют на практике совсем не тот вид, какой предписывается. Ввиду всего этого, не раз обсуждалась возможность его редактирования с адаптацией к современной жизни. Однако, 1 декабря 2015 г.

Синодальная богослужебная комиссия отказалась от этой идеи, вполне разделяя позицию русского литургиста рубежа XIX-XX вв. Скабаллановича, который писал о Типиконе: «Книга… хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир». Требования высоки — но «могущий вместить да вместит» Мф.

Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду». Лист 424 об, стр. Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св. Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая «Но не творим сего ныне за честность дне». Там же. В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту гл. Саввы Освященного , но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни т. В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп т. Второй чин, Афонский, предполагает следующее: 1. Понедельник — полное воздержание от пищи. Во вторник, среду и четверг — вкушать один раз в день, вечером по одной литре ок. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом».

В этом и его свобода. Только надо хотеть поститься. Когда есть желание поститься, придет некая своя мера поста, ты почувствуешь свою меру. Иногда, когда начинаешь перебарщивать с постом, возникает ощущение, что надо его ослабить. Даешь себе послабление, а тут появляется противоположное чувство — потери, некоей досады. Вот из этих внутренних ощущений и складывается твоя мера поста. Она может определиться только с приобретением собственного опыта. Типикон — отправная точка. Например, мы знаем, что первые три дня Великого поста нужно полностью воздерживаться от пищи. Кто-то может так поститься, кто-то не может. Каждый человек для себя решает, что он может и чего не может, что по силам, а что нет. Здесь важна честность перед самим собой. Не более того. Это определяется только самим человеком перед Богом. Взять благословение у священника на любое послабление всегда можно. Но зачем? Если ты не хочешь поститься, не постись, если хочешь поститься, постись. Зачем брать благословение, если ты честен перед Богом? Если ты не можешь поститься, не вкушая молочного или даже мясного, постись с этим, но так, чтобы ты чувствовал, что ты постишься. Сам реши, от чего ты откажешься постом. Есть ли смысл изучать состав продуктов на этикетке? Сам Христос сорок дней постился, голодая в пустыне Мф. И когда сатана предлагает Спасителю, искушая Его, превратить камни в хлебы, Христос отвечает, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Если человек воздерживается от одного рода пищи, просто заменяя его другим родом пищи, то это, конечно, не пост. Для нашего духовного состояния не имеет принципиального значения, какую пищу мы едим. Почему, скажем, мы воздерживаемся от мяса? Я не знаю почему. И считаю, что знать этого не нужно. Есть дисциплина православного поста, которая сформулирована таким вот образом. Можно, конечно, обратиться к Ветхому Завету и вспомнить, что изначально Господь благословил человеку в пищу все, кроме мяса. Все произрастающее на земле было благословлено Богом в пищу человеку. Об этом говорят первые главы книги Бытия Быт. Животной пищи в раю человек не употреблял. Первое благословение Божье на вкушение мясной пищи мы встречаем после Всемирного потопа, а именно после того, как Ной приносит жертву Богу и заключает с Ним завет. Только тогда впервые звучит благословение на вкушение мясной пищи Быт. Таким образом, Ветхий Завет нам четко показывает, что живое, движущееся, одушевленное никогда не было райской пищей и изначально человеку в пищу не предназначалось. Это одно из объяснений, почему мы воздерживаемся от пищи животного происхождения во время поста. Мы стремимся приблизиться к райской жизни, к состоянию Адама до грехопадения. Но по большому счету не имеет значения, почему мы воздерживаемся от мяса постом. Можно во время поста так поменять свое меню, что будет сытно и комфортно, как и вне поста. Многие люди, их зовут вегетарианцами, никогда не едят никакой животной пищи и преспокойненько себе существуют и очень даже довольны. Можно ведь кардинально поменять кухню, но смысла в посте не увидеть. Вопрос не в том, сколько, скажем, яичного порошка в белом хлебе. А насколько ты вообще способен воздерживаться. Поэтому не думаю, что имеет смысл детально исследовать содержание каких-то «непостных» ингредиентов в том или ином продукте. Важнее понять, что постом пища должна быть простая, хотя необязательно невкусная. Специально готовить невкусно или портить пищу Великим постом не надо. Это неправильно.

Первая седмица Великого Поста по монастырскому Уставу самая строгая в отношении трапезы. В СРЕДУ одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров: «В среду же по совершении преждесвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом. Не могущии же сохранити дву дней первых, ядят хлеб, и квас по вечерни, во вторник: Подобне же и старии творят» Типикон, гл 32. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» Также Типикон указывает на традицию монастыря святого Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти святого Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне». Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» В пятницу — отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается.

цитата дня

  • Великий пост 2024
  • Что говорит Типикон об Апостольском посте? – Telegraph
  • Великий пост — как правильно поститься?
  • архимандрит Савва (Мажуко) о типиконе, посте и не только: sauserful — LiveJournal
  • Почему не постимся?

Канон Минеи в Великий пост

Они установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Постный день начинается с 00. Но по традиции не принято вкушать пищи до окончания Литургии или, хотя бы, до прочтения утренних молитв и вкушения святой воды и антидора, то есть пост среды и пятницы разрешается прекращается уже утром в четверг и субботу соответственно. Постами и особыми постными днями не вкушаем мясо, рыбу и морепродукты приравниваются к рыбе , яйца, молоко и все продукты их содержащие. Когда предписывается пища без масла - это означает, что рыбу тем более не вкушаем. Если разрешается рыба, то можно и масло.

Только это не устав какого-то конкретного монастыря, а свод правил, заимствованных из множества различных уставов, претерпевших неоднократную правку редакторов.

Первый печатный Типикон был издан в России в 1610 году и потом на протяжении XVII века он переиздавался семь раз, всякий раз подвергаясь безжалостным исправлениям. Тот устав, которым пользуемся мы сегодня, приобрел свою окончательную форму в издании 1682 года. Позднейшие версии мало чем от него отличались. Большая часть Типикона посвящена богослужению. Этот аспект устава интересен узкому кругу клиросных эрудитов. А вот дисциплинарный раздел Типикона касается каждого из нас, особенно в той части, где содержатся предписания о посте.

Откуда вы знаете, что в первую неделю поста установлено сухоядение, а рыба постом разрешается только на Вербное и в праздник Благовещения? Кто вам сказал, что в субботу Лазареву предписывается рыбная икра, а в воскресные дни дозволяется вкушать с маслом? Большинство верующих об этих тонкостях знают из церковного календаря. А как эти предписания попали в календарь? Из Типикона. Подозреваю, что со знакомства с этой книгой у некоторых товарищей наконец-то созрел образ личного врага.

Продолжаем разговор. А откуда эти правила попали в Типикон? Официальный ответ: от святых отцов. Почему официальный? Потому что апелляция к святым отцам сразу замораживает дальнейшее исследование и взывает к покаянию. Однако свод дисциплинарных правил — это не творение святых отцов, по крайней мере, канонизированных святых.

В современный Типикон постные законы перекочевали из свода правил, составленных Никоном Черногорцем, авторитетным канонистом XI века. Если вы думаете, что Никон канонизирован, вы сильно ошибаетесь. Хотя, на самом деле, это не так уж и важно. А вот что важно, так это понять сам принцип постной дисциплины, чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе и бросить винить себя в том, чего нам никто не предъявлял. Для кого писал свои правила Никон Черногорец? Для монахов.

Для монахов какого монастыря? Если вы наберетесь терпения и откроете Типикон, по которому якобы живет Русская Православная Церковь, вы найдете там массу правил, относящихся к жизни неизвестного мужского монастыря. Там, в частности, сообщается о том, когда следует отставлять жезлы на богослужении, как трудиться на общих послушаниях, где получать одежду, как себя вести на трапезе.

Они установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Постный день начинается с 00.

Но по традиции не принято вкушать пищи до окончания Литургии или, хотя бы, до прочтения утренних молитв и вкушения святой воды и антидора, то есть пост среды и пятницы разрешается прекращается уже утром в четверг и субботу соответственно. Постами и особыми постными днями не вкушаем мясо, рыбу и морепродукты приравниваются к рыбе , яйца, молоко и все продукты их содержащие. Когда предписывается пища без масла - это означает, что рыбу тем более не вкушаем. Если разрешается рыба, то можно и масло.

Называется она по-гречески «Типикон [библион]», то есть «Книга образцов», или просто «Устав» в славянском переводе. Это — своего рода «Церковная конституция», до сих пор сохраняющая юридическую каноническую легитимность. Её дисциплинарная часть сложилась в основном в среде монахов палестинской Лавры Святого Саввы ещё в первом тысячелетии Христианской эры. Предписания относительно великопостной трапезы находим здесь в 32-й главе вместе с недвусмысленным предупреждением, что их «должен всякий [! Просмотрим её вместе. Итак, наша монахиня права: рыба дозволяется один раз в посту — в Вербное воскресенье и в праздник Благовещения, обычно приходящийся на время поста, если же он совпадает со Страстной седмицей — рыба отменяется. В Лазареву субботу можно есть рыбную икру. В два первых дня Поста а также в Страстную Пятницу «отнюдь ясти не подобает» ничего нельзя есть. Только на третий день поста вечером можно есть тёплый хлеб, варёные овощи и пить теплую воду укроп с мёдом. Во все последующие дни Святой Четыредесятницы с понедельника по пятницу днём ничего нельзя есть как постятся наши братья мусульмане в рамазан. Только один раз в сутки вечером предписано «сухоядение» — «сочиво»; это варёные злаки, но без елея оливкового масла , откуда и сам термин «сухоядение». Наши строгие постники этого древнего термина не понимают и наивно грызут сухарики и чипсы. В субботы и воскресенья к сочиву прибавляется елей и виноградное вино, а также загадочные существа «черепокожные» греч. Но такая «изысканная» великопостная пища не всем по карману! Как же исполнять этот архаический Устав, ничего не говорящий ни о нашей любимой американской!

Почему не постимся?

Великий Пост – важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для подготовки верующих к празднованию Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Правила трапезы для христиан в Великий пост предписывает Церковный Устав или Типикон. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. Правила поста регулирует Типикон — церковный устав, который изначально был составлен для монастырей. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно).

Богослужение будних дней Великого поста

Т. е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале.

Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания

Бывает, что какие-то из этих стихов особенно цепляют. Зацепило — не торопись, помолись, подумай. Красота Псалтири в том, что в ней полным полно тех коротеньких слов, которые могут отозваться на любое настроение. Мирянин в отдельные моменты тоже пытается синхронизироваться с Церковью: «Один пришел в храм унылый, другой — сверхвеселый, а вышли из храма все ровненькие». В остальное время мирянин совершает путешествие по волнам поста на своей маленькой лодочке. Она идет по волнам, ее болтает. Если есть духовник, ты плывешь на маленькой лодочке рядом с большим кораблем. По его мнению, пост больше похож на марафон, чем на спринт: «С какой скоростью ты в состоянии его пробежать, этот марафон?

Надеюсь, это не последний пост твоей жизни, и важно его пройти так, чтобы на следующий год понять, что тому-то я немножко научился». Если определено то, что ты в состоянии выдерживать, попробуй добавить еще чуть-чуть. Например, причащался прошлым постом в начале, в середине, в конце, а в этот пост стараешься причащаться каждую неделю. Многие монастыри хранят истории про то, как юный послушник решает поститься строжайшим образом, а потом на Страстной седмице его приходится отпаивать молоком». Без надрыва Игумен Пантелеимон Королев. Фото Павла Смертина «Предположим, мы едем по трассе, на которой не стоят никакие камеры, а нам надо добраться из пункта А в пункт Б. И мы втопили педаль в пол, нам хочется побыстрее.

Но если мы чувствуем, что началась какая-то болтаночка, машина не слушается, надо снижать скорость», — проводит аналогию настоятель монастыря. Читать еще А еще агрессивный стиль вождения дает такой эффект: ты доехал, вышел из машины, а по ощущениям — все еще на скорости гонишь. Чтобы приземление в праздник было мягким и полезным, с сохранением всего того, что мы наработали за Великий пост», — говорит отец Пантелеимон. Аскетический опыт говорит, что сложнее удержать благодать, чем ее получить, и хорошо, если ты не падаешь ниже, чем стартовал.

Что запрещено делать в Великий пост Многодневный пост перед Пасхой разделен на 2 части: Четыредесятницу — первые 40 дней, и Страстную седмицу — последняя неделя и самая строгая. Накануне поста надо успеть закупить необходимые продукты из списка разрешенных, чтобы составить меню. В пост голодать нельзя, он не является диетой. Дабы он не утратил сакральный смысл, необходимо читать молитвы, посещать церковь. Едят и пьют ли в первый день Великого поста У первого дня Великого поста есть название — Чистый понедельник.

В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», то есть если есть возможность, по три онгии[ 6 ] то есть по 100 гр. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, то есть в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища.

Как это победить? Ежедневно молиться за него. Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник — человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо. Православный календарь Церковные праздники в марте: календарь событий по дням 4. Учимся творить добрые дела. Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т. Если этого не было, то осознать, что день прожил зря. Учимся радоваться. Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу. Сохраните себе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий