Новости еврейский авангард

Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1а. График работы: вс–чт 12:00–22:00 пт 10:00–15:00, сб — выходной Выставка открыта: 6 марта — 9 июня Открывается главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности прошел предпоказ главного выставочного проекта весны «Еврейский авангард.

Смотрите также:

  • Другие новости Москвы
  • Курсы валюты:
  • Форма поиска
  • Партнеры и друзья
  • Еженедельный выпуск №16
  • Новое на сайте

В Еврейском музее Москвы откроется выставка русских авангардистов

Они обрели популярность после отмены черты оседлости. Когда талантливые авторы смогли выбраться в Петербург и выставляться в европейских городах, об их творчестве узнал весь мир. Переплетение фантастического и житейского, новые способы наложения и сочетания красок, свежие концепты, — такими чертами обладало творчество еврейских художников.

Ведущие мастера, среди которых — Марк Шагал, Натан Альтман, Эль Лисицский, Давид Штеренберг — занимались адаптацией открытий модернизма к собственному уникальному стилю, активно сотрудничали с театрами, организовывали крупные выставки и задавали направления дальнейшего развития искусства. Именно об этом, а ещё — о частных экспериментальных проектах, например, о новаторстве кубистических композиций Лабаса и исследованиях цветодинамических конструкций Тышлера, рассказывают в Еврейском музее. Для этого собрали больше сотни живописных полотен и графических произведений разных мастеров, в том числе — из коллекций ГМИИ им.

Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. После отмены черты оседлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре начался период небывалого национального подъема.

В экспозицию вошли живописные и графические произведения, архивные фотографии и документы, театральные макеты и эскизы из музейных и частных коллекций, а также скульптуры, воссозданные специально к выставке.

Даты работы выставки: 6 марта — 9 июня 2024. Подробности и билеты — на сайте www.

Еврейский музей представил четвертый проект русского авангарда

Произведения для выставки предоставлены крупнейшими российскими музеями, среди которых Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина , Государственный Русский музей , Государственная Третьяковская галерея , Музей истории евреев в России , Екатеринбургский музей изобразительных искусств , Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частными коллекционерами. Редакция портала «Культура.

Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств «Это выставка о происхождении еврейского авангарда, откуда он возник, — говорит Мария Гадас. Авангардный язык не подразумевал отказ от традиций. Это была трансформация, попытка переосмысления, на чем мы делаем большой акцент». Кем же на момент выставки 1922 года были ее участники и что ждало их впереди?

Марк Шагал. Фото: Государственная Третьяковская галерея 35-летний Марк Шагал 1887—1985 преподавал в колонии для беспризорных в подмосковной Малаховке и работал в Еврейском камерном театре сценографом. Вскоре после выставки он навсегда уехал из России — его ждала невероятная международная слава.

Отдельно на выставке рассматривается феномен еврейского театра. Это был отчасти «плавильный котел» — еврейская народная культура создавала симбиоз с новой литературой, опыт мирового сценического искусства добавлял флер актуальности.

На выходе получался спектакль, который транслировал общественно-политические и национальные идеи его создателей. Спектакли выстраивали по критериям авангардной эстетики — это можно проследить в пространственных фантазиях Шагала его цикл «Введение в еврейский театр» стал знаковым примером еврейского художественного авангарда , конструктивистских проектах Исаака Рабиновича в них представление могло разворачиваться одновременно в трех измерениях сцены. В экспозиции обращают на себя внимание символичные карандашные эскизы театральных костюмов Александра Тышлера и красочные зарисовки Марка Эпштейна. Яркие рисунки работы Рабиновича для спектакля «Суд идет» противопоставляются эскизам мизансцены к постановке «Ночь на старом рынке» Роберта Фалька. Заключительная часть выставки показывает, как трансформировалась стадия абстрактного пластического эксперимента у еврейских мастеров.

Здесь заметно влияние европейского авангарда — еврейские мастера строили работу, опираясь на зарубежный опыт. В это время усиливался вненациональный характер риторики мастеров и его универсальный смысл. Отправной точкой стало открытие кубизма — на выставке представлены сезанистские натюрморты Фалька, то, как геометрическую абстракцию осмысляли Яков Пайн, Давид Штеренберг.

Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылась для широкой публики. Проект знакомит с зарождением и развитием еврейского модернизма как самобытного феномена в мировой истории искусства ХХ века через произведения выдающихся мастеров — Марка Шагала, Натана Альтмана, Эль Лисицкого, Давида Штеренберга, Роберта Фалька, Александра Тышлера и других. В экспозицию вошли живописные и графические произведения, архивные фотографии и документы, театральные макеты и эскизы из музейных и частных коллекций, а также скульптуры, воссозданные специально к выставке.

Месяц подписки бесплатно

  • Читайте также
  • Выставка «Еврейский авангард» в Москве
  • Читайте также
  • Проект «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» в Еврейском музее
  • Курсы валюты:
  • Расписание

В Еврейском музее открылась выставка Марка Шагала и других авангардистов

Еврейские художники в русском авангарде. 1910–1980». Где: Еврейский музей и центр толерантности, Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А Когда: с 25 марта по 25 мая 2015 года. В Еврейском музее и центре толерантности в сентябре во второй раз пройдет программа Avant-Garde LAB. 23 марта в Российском Еврейском музее и Центре толерантности в Москве стартует цикл из 9 лекций «Евреи в Авангарде». В Еврейском музее и центре толерантности 6 марта открывается выставка «Еврейский авангард.

Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие

На новой выставке "Еврейский авангард" представлены работы, относящиеся к началу 20 века, созданные в самых разных странах, в большинстве своем художниками-евреями. В Еврейском музее и центре толерантности 5 марта прошло открытие выставки «Еврейский авангард. Еврейские художники в русском авангарде. 1910–1980». Где: Еврейский музей и центр толерантности, Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А Когда: с 25 марта по 25 мая 2015 года. Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали значимыми этапами в формировании еврейского авангарда. В Еврейском музее выставка с работами знаменитых художников – Шагала, Альтмана и других. Читайте главные новости часа на сайте Yarach Новостей и будьте в курсе последних событий. Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другиеВ Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны — выставка «Евре.

Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие

Художники, рьяно отыскивавшие в исторических пространствах и временах корни своего творчества, при необходимости превращались в идеологов новейшего национального искусства. В художественном плане горячие теоретические споры породили явно эклектические творения - иллюстрации журнала "Махмадим" говорили о податливости своих авторов влиянию югендштиля, об их стилизаторских наклонностях. Парадоксальной виделась та ситуация, что небывалый импульс развитию собственно еврейского искусства придали не говорливые спорщики-энтузиасты, а живописец, отрицательно относившийся к полуночным дебатам. Марк Шагал был достойным учеником своего первого учителя - художественная система Ю. Пэна, воплощавшая национальную идею, не носила умозрительного, головного характера. Визионер Шагал унаследовал пэновскую органичность и непосредственность, естественность развития: в эпицентре теоретических споров, проектирующих будущее еврейского искусства, который стихийно образовался в годы его парижской жизни в Ля Рюш, молодой витеблянин держался в стороне от отвлеченных дискуссий, полагая их обескровленной схоластикой. В 1910-е годы на выставках русского авангарда живописные искания Шагала привлекали большое внимание: его коллеги-соотечественники интуитивно ощущали первородство художника в открытии новых горизонтов в искусстве. Шагал в своих картинах идет от обычаев и верований еврейского народа, от вековечных традиций национальной языковой культуры, от русских икон, от фольклорных видов творчества городских низов - все это сформировало, породило ту сложнейшую, богатейшую "амальгаму", "химию", которую великий художник до конца дней почитал сокровенной сутью и вообще искусства, и своего творчества.

В биографиях Альтмана и Лисицкого реализация глубинного интереса к проблемам еврейского искусства относилась к послепарижской жизни. Показательно, что устремления молодых художников, пробудившиеся в Париже, нашли по возвращении в Россию хорошо подготовленную почву. В странах Восточной Европы с начала ХХ века значительно интенсифицировался рост общественного самосознания; мучительные проблемы национальной самобытности были общими для патриотически настроенных деятелей культуры всех славянских народностей. Обращение к собственному национальному культурному достоянию было весьма знаменательной чертой авангардного творчества в России в скобках замечу, что новаторы-европейцы не были столь привязаны к национальной архаике, чаще предпочитая архаику общечеловеческую, экзотическое искусство первобытных племен и народов. В поисках родословной деятели русского авангарда сосредоточились на древнерусском искусстве и отечественной фольклорной культуре, видя в них основы и залог собственного своеобразия. Старинные иконы, простонародные лубки, живопись вывесочников и безвестных маляров, декоративная роспись бытовой утвари стали предметом их пристального изучения. Собственное же творчество Ларионова, Гончаровой, Малевича, Кандинского, отчасти питаемое этими источниками, радикально отличалось от стилизаторских тенденций в работах российских художников предыдущих генераций, также черпавших свое вдохновение в сокровищах национальной культуры имеются в виду мастера, группировавшиеся вокруг Абрамцева, Талашкина и других центров возрождения народных ремесел.

Несколько предваряя изложение, подчеркну, что две сходные стадии в обращении к национальному народному искусству - стилизаторскую и органично-художественную - суждено было пережить и молодым еврейским художникам, но не последовательно, а одновременно. Национальное возрождение, начавшееся в среде русского еврейства с конца XIX века, в свою очередь, не могло не повлиять на творчество художников-новаторов еврейского происхождения. Исследования этнографических экспедиций С. Ан-ского обнаружили в толще народного быта настоящие корни, настоящие вековые традиции национального искусства. Молодые еврейские мастера с восторгом открывали свое собственное, непридуманное наследие. Его собирание и изучение окрасили собой следующую стадию в творческой эволюции евреев-авангардистов. Хронологически эта стадия находится в середине 1910-х годов, главенствующим в ней было установление "связи времен", постижение национальных основ изобразительного искусства.

Натан Альтман, Лазарь Лисицкий, Иссахар Рыбак, а также "постоянная величина" и русского авангарда, и новейших европейской и еврейской живописи - Марк Шагал - определили облик этого этапа. Альтман, проводя каникулярное время у родственников в Волынской губернии колыбели хасидизма , увлекся монументально-декоративными надгробиями еврейского кладбища в Шепетовке и постарался передать дух и стиль национального искусства в серии декоративных рисунков итальянским карандашом, названной им "Еврейская графика". Это была одна из самоидентификаций Альтмана, человека многогранных художественных дарований - эту многогранность коллеги и критики нередко называли эклектизмом. В то же время Альтман активно функционировал в качестве одного из виднейших левых петроградских художников; примечательно, что его национальный художественный опыт в оригинальном виде претворился в одном из эпатажных жестов русских авангардистов: в литографированной книжке поэта-заумника Алексея Крученых "Взорваль" - ее художниками были Николай Кульбин, Казимир Малевич, Ольга Розанова - декоративной концовкой служило дерзкое слово "шиш", написанное Альтманом шрифтом, стилизованным под еврейские письмена это были заумные "стихи" Крученых на "еврейском языке". Общественный фон, ситуация середины 1910-х годов были устрашающими - шла Первая мировая война, и обитатели черты оседлости оказались удобной мишенью для обвинения в неудачах российской армии: официальная политика властей была направлена на преследование евреев. Может быть, это заставило молодых художников с еще большим рвением искать, фиксировать, пытаться сохранить для потомков памятники национальной культуры. Лисицкий вместе с Рыбаком совершил путешествие по Волыни и Подолью, в результате которого появились хорошо известные рисунки, картины, литературные произведения: свое восхищение творениями рук предков художники стремились выразить с помощью нового пластического языка.

В эти же годы усилилась организационная активность деятелей еврейской культуры; возникшие незадолго до революции Еврейское литературно-художественное общество им. Переца, Еврейское общество поощрения художеств с филиалами в Петрограде, Москве, Киеве и Харькове развернули многогранную работу. Совершившиеся в 1917 г. Уничтожение черты оседлости, снятие всех и всяческих запретов и ограничений обусловило небывалую активность деятелей еврейской культуры. Как по волшебству возникли Еврейский камерный театр Петроград - Москва , Еврейский Народный университет, Московский кружок еврейских литераторов и художников; были проведены выставки художников-евреев, налажена плодотворная издательская деятельность, продолжила работу Культур-Лига в Киеве и т. Родилась мощная иллюзия многообещающей зари грядущего, очень близкого расцвета новейшего еврейского искусства - он логично проистекал, опирался на огромную работу, проделанную ранее российской еврейской общественностью. На самом деле это был зенит, апогей развития еврейской культуры в России, последний вольный взлет перед длительным и трагическим процессом ее истребления, нивелирования.

Пришедшая к власти большевистская партия поначалу нуждалась в расширении и углублении сфер идеологического воздействия и широко использовала в пропагандистских целях тезис самоопределения и культурного развития наций - затем идеи национального самоутверждения, объективно мешавшие созданию "единого советского народа", стали исподволь искореняться, удушаться. Справедливым, однако, будет сказать, что у этого болезненного процесса растворения, размывания национального искусства были не одни лишь внешние причины социально-общественного порядка. Новая власть на первых порах раскрепостила не только представителей национальных меньшинств России - права гражданства получили все авангардные художественные направления, которые ранее также дискриминировались буржуазным обществом. Деятели русского авангарда обрели государственную поддержку и сосредоточили в своих руках определенную власть. И, несмотря на то, что многие ключевые посты в Отделе Изо Наркомпроса 15 занимали русские авангардисты еврейского происхождения, постепенно все более и более ясным становилось то обстоятельство, что новейшее художественное мышление вовсе не было на стороне концепций цельного, монолитного пластического стиля одного, отдельно взятого народа. Труднейшие проблемы проявились уже на самых ранних ступенях возрождения еврейского искусства. Поиски национальной самотождественности с необходимостью опирались на индивидуальный путь развития художника, на его упорный самостоятельный труд, на эмансипацию личности.

И здесь начинали действовать законы развития новейшего искусства, общие для расширившегося мира начала XX века, - к ним не могли остаться слепыми и глухими талантливейшие люди нации. Со времен Ренессанса неотъемлемой, бережно культивируемой чертой художнической личности был индивидуализм; романтизм XIX века укрепил представление о художнике как личности творца-демиурга; в XX веке утверждение полной автономии художника-индивидуума приобрело гипертрофированные формы вплоть до полного герметизма художественного высказывания с вечными попытками личности спастись, раствориться в коллективном, общем, соборном и т. Острая коллизия между созданием единого национального художественного стиля и сугубо индивидуальным путем развития, приводившим к универсальности творчества, остро ощущалась деятелями еврейского искусства. Вопрос - что есть еврейское искусство вообще и, в частности, что есть новейшее еврейское искусство, - был жгучим, сложным, трудным. Устроители выставок еврейских художников в Петрограде, Москве, Киеве столкнулись с этой проблемой вплотную, и их подход продемонстрировал один из путей ее разрешения. Во внимание была принята одна-единственная объединяющая, неколебимо общая черта - кровное происхождение, этнические корни, гены матери и отца. По принципу национального происхождения и были сформированы большие выставки художников-евреев в 1916-1920 гг.

В экспозициях выставок, по существу, был представлен весь спектр и европейского, и российского искусства тех дней: от академическо-натуралистической скульптуры Михаила Блоха и Бернарда Кратко до кубистических, экспрессивных, обобщенно-декоративных работ Натана Альтмана, Владимира Баранова-Россинэ, Нины Нисс-Гольдман, Марка Шагала, Иосифа Школьника и других. Особо надо отметить тот факт, что в выставках участвовали художники-авангардисты, до той поры никак не акцентировавшие свое происхождение Баранов-Россинэ, Нисс-Гольдман, Школьник , - из чего следовало, что в них нашел сочувственный отклик призыв коллег-единокровцев, и они посчитали необходимым разделить национальную эйфорию, присоединиться к волне национального восторга. Несколько нарушая хронологию повествования, необходимо остановиться на одной примечательной черте долгожданного расцвета, явленного работами талантливейших людей нации. Русский авангард, как известно, был знаменит женщинами-творцами - Наталья Гончарова, Елена Гуро, Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова не уступали в яркости и силе таланта коллегам-мужчинам. Среди новейших художников-евреев также обращало на себя внимание активное появление женщин-художниц, происходивших, как правило, из просвещенных семей, живших в Петербурге, Москве, крупных провинциальных центрах российской черты оседлости - Киеве, Витебске, Харькове, Одессе. Некоторые из вышеперечисленных художниц - кто раньше, кто позже - уехали из России и осели на Западе Соня Терк прославилась под фамилией Делоне; произведения Хентовой и Шлезингер имели хорошую прессу. Однако в 1910-1920-е гг.

Так, скульптор Нина Нисс-Гольдман, жившая в Париже в 1910-1915 гг. Ее статуи и изваяния, равно как и произведения Беатрисы Сандомирской, отличались пластической мощью, не дававшей никаких оснований дискриминировать их как "женские" работы. Софья Дымшиц-Толстая вторая фамилия появилась после ее краткого замужества за известным русским писателем Алексеем Толстым с головой погрузилась в оригинальные опыты с живописью по стеклу. Судьба свела ее с титаном русского авангарда Владимиром Татлиным, чьим единомышленником и преданной помощницей она была в героические годы создания Башни III Интернационала. Стеклянные объемы куба, конуса, шара составляли важнейшую компоненту в идейно-пластическом замысле Башни: именно Софье Дымшиц-Толстой принадлежала "разработка стекол" в знаменитом проекте, оказавшем могучее влияние на процессы формообразования в XX веке. Возвращаясь к феномену многослойности, многоукладности творческих достижений, явленных выставками художников-евреев конца 1910-х годов, подчеркну, что именно он и являлся предметом анализа и теоретического осмысления критиков. Будучи и творцами, и идеологами новейшего искусства, молодые художники, прошедшие искус новаторских художественных систем, понимали тупиковость пути, замыкавшегося на репродуцировании, подражании, стилизации.

Этап любовного проникновения и следования наиболее выразительным внешним чертам народного искусства с необходимостью перерос в этап вычленения "национальной чисто пластической формы", поисков "национального элемента в искусстве", воплощаемого "живописными абстрактными ощущениями, которые раскрываются через специфический материал восприятия". Известно, что беспредметное, геометрически-абстрактное направление являлось самым радикальным, крайне левым течением в русском авангарде. Малевич, наиболее репрезентативная фигура этого направления, разработал систему супрематизма, заключавшуюся в абсолютном отвлечении живописи от конкретно-чувственных образов внешнего мира и конструировании новой реальности. Линия, цвет, плоскость в супрематизме не несли на себе сюжетной, информативной нагрузки, а использовались лишь в их формально-техническом значении. Полный отказ от фигуративного искусства на практике означал редукцию семантической многозначности образов, лишение изобразительного искусства традиционных культурных "нагрузок". Идеология русского авангарда также претерпела значительные изменения на протяжении 1910-х годов, придя от поисков национальной самобытности, противопоставления почвенного "восточного" искусства космополитическому "западному" Ларионов и его единомышленники к формированию интернациональных утопически-мессианских концепций футуристы, Малевич, Татлин, конструктивисты. Ярко выраженный мессианский дух русского авангарда революционных лет нашел глубинный отклик у художников еврейского происхождения, будучи органично родственным, близким национальному менталитету.

Мессианские идеи авангарда с неизбежностью были увязаны с другой, не менее существенной интенцией, - стремлением донести свет своих откровений до всего человечества, невзирая ни на какие социальные и национальные различия. Художники-авангардисты с большим энтузиазмом приступили к проектированию и созданию утопического "нового мира", прекрасного и единственного для всех обитателей планеты; они полагали возможным осчастливить людей посредством слияния искусства и жизни, путем устройства действительности по гармоничным законам эстетической деятельности. Первым мероприятием, окрылившим многих художников, стали декоративно-оформительские работы в честь первой годовщины Октября, повсеместно проведенные в российских городах и весях, - тогда создалось впечатление, что объективную реальность так же легко переделать в "правильную" и "справедливую", как заставить обширные городские пространства принять вид ярких театральных декораций. Альтман превратил площадь Урицкого в Петрограде в огромную сцену для ликующих толп народа - беспредметная, супрематического толка декорация дерзко, остро взаимодействовала с барочной и классицистической архитектурой самой торжественной площади бывшей Российской империи. Марк Шагал в провинциальном Витебске на фасадах и крышах домов разместил эффектные декоративные панно - горожане и гости долго помнили его необычных "летающих евреев" и "зеленых коз". Художники и скульпторы еврейского происхождения энергично участвовали в возведении по всей стране памятников в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды: среди них назову имена Виктора Синайского, Соломона Стража, Давида Якерсона, Беатрисы Сандомирской, Нины Нисс-Гольдман, Михаила Блоха, Исаака Менделевича, Ефима Равделя, не говоря уж о вездесущем Натане Альтмане с его многочисленными рельефами сумевшем к тому же стать одним из основоположников изобразительной "ленинианы" - прижизненные изображения вождя легли затем в основание несметного числа поточно изготавливаемых статуй, бюстов и композиций. Авангард революционных лет предпочитал оперировать всеобщими категориями - Земля, Человечество, Пролетариат, История и т.

Логическое, последовательное и жестко выдержанное следование концепциям беспредметного творчества, их абстрактно-отвлеченному пафосу неизбежно приводило к полному исчезновению традиционно-национальной специфики - ибо "чистое" пространство и время, с которыми стремились совладать художники-радикалы, трудно было определить по ведомству одной нации, одного народа. Среди самых бескомпромиссных русских авангардистов оказались братья Неемия и Натан Певзнеры, прославившиеся впоследствии под именами Наум Габо и Антуан Певзнер. Драматическая борьба, подспудно протекавшая как бы внутри двуединой природы евреев-авангардистов, определила характер этого периода - с предрешенной победой авангардного мышления у большинства мастеров. С хрестоматийной отчетливостью воздействие новых художественных и социальных концепций отразилось на биографии Лазаря Лисицкого. Страстный энтузиаст развития еврейского искусства, энергичный деятель Культур-Лиги, автор великолепных книг, новаторских по духу и, вместе с тем, порожденных богатейшей национальной книжной культурой, - еврей Лазарь Лисицкий стремительно превратился в интернационалиста Эль Лисицкого, с необыкновенной пылкостью предавшись разработке и углублению супрематических идей Казимира Малевича. Произошло это в Витебске, городе, бессмертие которому подарил его великий сын - Марк Шагал. Роль Лисицкого в развитии русского авангарда была уникальной.

Влиятельные формообразующие концепции - супрематизм и конструктивизм - претендовали на монополию в становлении нового стиля, определяющего лицо XX века; эти концепции в непримиримой полемике взаимно отрицали друг друга, хотя в творчестве их сторонников можно было обнаружить определенные взаимовлияния. В процессе созревания нового стиля возникла настоятельная потребность в интеграции выразительных приемов и средств каждой из этих концепций. Талантом, сумевшим синтезировать все необходимые для нового стиля черты, был именно Лисицкий. Лисицкий нащупал возможности перевода супрематизма из плоскости в предметно-пространственный мир - в 1919-1920 гг. Именно не считаясь, что и придавало таланту Эль Лисицкого уникальные интегрирующие качества. Для него важнее были не границы подчас полярных течений, а то, что их объединяло; причем мощный синтезирующий склад пластического дарования Лисицкого проявлялся не только на стилеобразующем, формообразующем уровне, но и на уровне семантическом. Ему было даже под силу создать убедительный синтез художественных приемов двух непримиримых антагонистов, Марка Шагала и Казимира Малевича, - иллюстрация Эль Лисицкого к книге Ильи Эренбурга "6 повестей о легких концах" 20 с парадоксальным монтажом "наивных" рисунков и его собственных картинок к "Супрематическому сказу про 2 квадрата" доказывает это с полной очевидностью.

Художник синтезирующего, интегрирующего дарования, Эль Лисицкий работал во всех видах и жанрах искусства, что имело большое значение на этапе формирования интернационального стиля XX века. В разных сферах творчества он с успехом создавал убедительные по художественному качеству произведения, несмотря на то, что в них были как бы перемешаны свойства и черты различных пластических стилей. Характерно, что многим мастерам в ту эпоху была более свойственна приверженность определенной художественной системе - и поэтому художники-интеграторы воспринимались и коллегами, и критиками, и теоретиками как всеядные "стилизаторы", "эклектики", беспринципно использующие в своих произведениях элементы различных стилеобразующих концепций. Не избежал таких упреков и Эль Лисицкий - хотя теперь, в перспективе времени, ясно, сколь велика была его заслуга в становлении художественно-пластического облика нашего столетия. О синтезирующих, интеграторских особенностях художественного мироощущения речь заходит и в случае "химии" Марка Шагала, и при анализе сложной, многоликой природы дарования Натана Альтмана, и в случае "многовалентного" таланта Эль Лисицкого.

Он представляет собой реконструкцию экспозиции 1922 года объединения «Культур-Лига». Оно появилось в 1918-м в Киеве, и в него входили еврейские художники, писатели, режиссеры и издатели, которые ставили одной из своих задач популяризацию культуры на идише. Движение разрослось, открыло отделения в Москве, Риге, Варшаве, Минске и ряде других городов. С начала 1920-х эпицентром этого искусства стала Москва, где с марта по апрель 1922 года и состоялась знаковая выставка. И эта оценка имеет стадию исторической перспективы. Наверное, когда она организовывалась, не было ощущения, что это высшая точка, после которой ничего не последует, — рассказала «Известиям» куратор выставки Мария Гадас. По словам Гадас, залы максимально приближены к проекту 1922 года, но неточности всё равно неизбежны. Дело в том, что каталог, как и все каталоги того времени, не был полным: там указаны названия, но нет, например, размеров работ. Но зато все художники расположены в том же порядке, в каком они и были собраны. Живопись Шагала с выставки 1922 года представлена проекцией — Третьяковская галерея не смогла предоставить его картины Еврейскому музею. Для них эта сложность связана с тем, что нужно искать замену.

Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» 6 марта в Еврейском музее 0 Поделиться в соцсетях 6 марта в Еврейском музее и центре толерантности стартует масштабный выставочный проект «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века.

Кроме того, здесь можно увидеть проекты «фигурин» Эль Лисицкого для авангардной механической постановки футуристической оперы «Победа над солнцем». Они достаточно известны, но факт еврейского происхождения известного конструктивизма упоминается, возможно, не так часто. Натан Альтман. Последние двое активно экспериментировали с фактурой краски, создавая сложные композиции, передающие тактильное восприятие реальности. Натан Альтман при этом больше уходит в беспредметность в духе казанской школы времён Владимира Татлина. Он часто включает в живопись элементы из других материалов, например металла, опилок, эмали. С одной стороны, это соответствует концепции правды материала, с другой — становится исследованием изобразительных возможностей живописи. Давид Штеренберг. С помощью одной только масляной краски этот художник моделирует объёмные элементы-обманки, которые выглядят как пачка папирос, кружевная салфетка, губка и мыло. Беатриса Сандомирская. Такие зрители могут почерпнуть для себя много нового и, возможно, будут мотивированы на дальнейшее изучение влияния авангардной культуры на евреев и еврейской культуры на авангард. С одной стороны, она менее фундаментальна, чем «Блуждающие звёзды», и рассматривает исследуемые явления менее подробно. Но, с другой стороны, она гораздо более зрелищна. Экспозицию выставки составляют произведения выдающихся художников из государственных коллекций, в то время как в Галерее на Шаболовке в основном показывали маргинальные явления: книги, декоративную скульптуру, — а также живопись второго ряда из частных коллекций и собраний наследников.

Форма поиска

  • Поделиться
  • Эволюция еврейского авангарда в новой выставке в Еврейском музее | ART Узел
  • Нина Геташвили. Адреса авангарда. Москва. Центр
  • אָפּהיטן אונדזער ייִדישע קולטור־ירושה

Центр авангарда Еврейского музея запускает научную программу

Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» прослеживает развитие еврейского авангарда как нового и уникального явления в искусстве XX века и демонстрирует его эволюцию в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме. В залах музея реконструирована выставка «Культур-Лига», которая прошла весной 1922 года в Москве и ознаменовала авангардные достижения таких еврейских художников, как Марк Шагал, Натан Альтман и Давид Штеренберг. Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев, которые после отмены черты оседлости устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре произошел небывалый национальный подъем, и ведущие еврейские художники, такие как Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, начали адаптировать формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».

Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной форме. Произведения предоставлены крупнейшими российскими музеями, среди которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей истории евреев в России, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частными коллекционерами.

Крупнейшими площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр, с которым сотрудничали такие ведущие деятели культуры, как Абрам Эфрос, Алексей Грановский, Иехезкиель Добрушин, Соломон Михоэлс и Марк Шагал. Представленный на выставке цикл произведений «Введение в еврейский театр» признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала.

Театральные композиции Шагала, по многим свидетельствам, влияли не только на общее оформление постановки, но и на стиль театральной игры еврейских актёров. Представленный на выставке цикл произведений «Введение в еврейский театр» признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала. В этот же раздел войдут произведения Александра Тышлера и Марка Эпштейна, сотрудничавших с другим авангардным коллективом — с Театральной студией «Культур-Лига» под руководством Эфроима Лойтера. Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали значимыми этапами в формировании еврейского авангарда.

В залах музея будет представлена реконструкция выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой экспонировались произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Именно это историческое событие, по мнению кураторов проекта, может считаться высшей точкой развития авангардных тенденций в их творчестве и в еврейском художественном движении в целом.

Выставка русского авангарда открылась в Еврейском музее

Еврейский авангард. Национальные течения в международном модернизме МОСКВА, 6 мар — РИА Новости. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Еврейский авангард.
В Еврейском музее открылась новая выставка | BURO. 23 марта в Российском Еврейском музее и Центре толерантности в Москве стартует цикл из 9 лекций «Евреи в Авангарде».
Эволюция еврейского авангарда в новой выставке в Еврейском музее | ART Узел 5 марта в Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны «Еврейский авангард».

אָפּהיטן אונדזער ייִדישע קולטור־ירושה

части выставки Еврейский авангард. Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной. 5 марта 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны «Еврейский авангард.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий