Новости евфимий великий

Несмотря на недуг, святитель Евфимий во все дни первой седмицы Великого поста ходил на соборное служение. 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия. Всю свою жизнь искал Евфимий Великий единственного – угождения Господу Богу, и озарил его Своими дарами Господь. Скончался преподобный Евфимий Великий в глубокой старости в 473 году от Рождества Христова.

ЕВФИМИЙ II

Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все. В Ижевске прошла торжественная служба в память преподобного Евфимия Великого, возглавляемая епископом Казанско-Вятским. Евфимия Великого (473), в Благовещенском соборе монастыря совершилась Литургия свт. Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. В день памяти преподобного Евфимия Великого, в монастыре имени подвижника в Старом городе Иерусалима была совершена Божественная Литургия.

ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (377-473)

Так был основан монастырь. Главным монашеским делом преподобный считал духовное бодрствование и внимательность к помыслам. Преподобный дожил до глубокой старости и был похоронен в своем монастыре. Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт "Православное Поволжье". Перепечатка материалов портала в печатных изданиях книгах, прессе возможна только с письменного разрешения редакции.

Если бы нам открыто было, что мы чрез неделю или месяц непременно должны расстаться с этим светом, тогда конечно мы поспешили бы приготовить себя к смерти, посвятили бы весь остаток дней своих на творение добрых дел. Но такое приготовление разве не будет принужденным? Такое добро разве не будет плодом страха рабского? Бог же любит только добровольных даятелей. Боящийся не совершен в любви, говорит возлюбленный Христов апостол Иоанн Богослов, в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви 1Ин.

Таким образом, без благого произволения духа нашего, приготовление наше не заслуживало бы особой цены. Добродетель не была бы высока. Сокрыл Господь от нас час смерти и суда будущего в непроницаемой тьме неизвестности, и доброе наше дело остается делом свободы, произведением чистой любви нашей к добру и источнику добра. Такое дело становится в глазах правды Божией достойным полной награды. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его Мф.

По мнению А. Хорошева, в связи с этим чудом Е. Однако, как указал Янин, служба этим святителям под 10 февр. Янин В. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. По инициативе Е. Ко времени Е. Русса в 1431-1434 гг. К 1438 г. Историки искусства связывают со временем Е. По поручению Е. Пахомий Логофет создал также 3-ю редакцию Жития прп. Варлаама Хутынского , похвальное слово ему и службу. Варлаама, Е. В 1-й редакции Жития прп. Евфросина Псковского сообщается, что преподобный обратился к Е. В Житии прп. Евфросина Е. В силу своей «простоты» святитель отказывается высказать свое мнение и целиком полагается в этом вопросе на прп. Евфросина Охотникова В. Противоречие содержащейся в Житии характеристики Е. При Е. В 1438-1443 гг. С распространением Иерусалимского устава в Вел. Новгороде при Е. Сохранились части 2 комплектов таких Триодей, написанных на бумаге по заказу Е. Для торжественного богослужения в Софийском соборе, вероятнее всего по заказу Е. Лицевые рукописи. Очевидно, под влиянием митрополичьего богослужения для новгородского Софийского собора был составлен Служебник в форме свитка РНБ. Это единственный сохранившийся в оригинале древний образец рус. Источники Премудрости: Новгородская миниатюра XV в. Милан, 1996. На первых порах введение нового богослужебного устава в Новгороде не означало полного разрыва с предшествующей традицией. Один из старших новгородских списков Иерусалимского устава - пергаменный, содержащий минейную часть от окончания Петровского поста до кон. К уточнению объема и состава древнейшего слав. София, 2006. Эпоха Е. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру , которое проявилось здесь в сравнении с Москвой с опозданием примерно на треть века см. XIV-XV в. Традиционным может считаться оформление новгородских рукописей этого периода, в к-ром используется преимущественно тератологический орнамент. Наряду с этим в орнаментике новгородских кодексов со 2-й четв. Евфимий II закладывает Никольскую ц. Во владычном скриптории были созданы масштабные летописные своды, одним из которых стала офиц. В ряде случаев летопись содержит оценки совр. По замыслу заказчика это была попытка создания общерус. Эта же цель, по мнению ряда исследователей, ставилась при создании по заказу Е. Новгородско-Софийского свода или свода 1448 г. Летописные подборки рукописи ГПБ, F. Еще раз о своде 1448 г. Из Вел. Новгорода происходит самый древний список Краткой хронографической Палеи, датируемый 40-ми гг. Этот список, так же как и Комиссионный список Новгородской I летописи Младшего извода, был создан в скриптории близкого к Е. Вяжищского мон-ря. Вероятно, в Новгороде при Е. Чрезвычайно активной была деятельность святителя по возведению храмов и др. По письменным источникам известно, что Е. Много усилий приложил Е. В 1433 г. Из летописных источников известно, что палату вместе с новгородскими мастерами возводили «немецкие мастера из Заморья». На архиепископском дворе были также выстроены каменные служебные помещения: хлебная, поварня и сторожня. В 1436 г. В 1439 г. В Вяжищской обители по заказу Е. Иоанна Богослова с трапезной. Современные исследователи В. Антипов подчеркивают утилитарный характер такой практики - необходимость быстрой замены большого числа ветшавших храмов. Кроме того, на прежнем фундаменте восстанавливались неудачно возведенные постройки из 50 каменных зданий, сооруженных при Е. Мнение об антимосковской нацеленности «реставраторской» деятельности Е. Новгорода как традиц. Можно отметить определенное зап. Готические и романские черты исследователи находят в панагиаре, заказанном Е. Новгорода: Худож. По свидетельству Жития Е. Софии Рындина А. Это уникальное произведение романского искусства было изготовлено между 1152 и 1154 гг. Врата украшены многочисленными барельефами в т. Русь: Сб. Пгребение свт. По сообщению Летописи Авраамки, Е. В Летописи Авраамки в сообщении о смерти Е. Перед смертью Е. Ионе прощальную грамоту, тяготясь размолвкой с первоиерархом из-за Дмитрия Шемяки. Иона направил в Вел. Новгород своего духовника Евмения. Он прибыл в Новгород уже после кончины Е. В 1463 г. Евфимия Великого. После постройки в 1681-1685 гг. Николая Чудотворца мощи Е. В 1691 г. Псковский и Изборский Иларион поновил посох Е. В 1920 г. Николо-Вяжищский монастырь был закрыт, Никольский собор действовал как приходский храм, в Евфимиевском приделе богослужения совершались до 1932 г. Монастырь, преобразованный в женский, был возвращен Церкви в 1988 г. Ленинградский и Новгородский митр. Алексий Ридигер ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси освятил во имя Е. Новгородским святителям Е. Сохранился ряд моленных и обиходных предметов, принадлежавших Е. Помимо панагиара 1435 г. Иоанна Богослова и прп. Ковши и ларец украшены монограммой Е. Замысел монограммы восходит, возможно, к более ранней греч. Фотия, в свою очередь «вензель» Е. Ионы 1459-1470 и для «экслибриса» соловецкого игум. Многочисленные вещи ковши, блюда, мисы , принадлежавшие, по-видимому, Е. Евфимию I , находились в казне угличского кн. Дмитрия Ивановича Жилки, брата вел. Василия III; они упомянуты в духовной грамоте кн. Дмитрия ДДГ. Шибаев Почитание Вскоре после кончины Е. Ионы Пахомий Логофет написал Житие святителя, что свидетельствует о раннем начале его местного почитания. Источниками агиографу послужили воспоминания людей, лично знавших Е. Хронологический порядок изложения отличается неточностью; в то же время, по замечанию В. Ключевского , Житие Е. Древнерусские жития. Первоначальная редакция, по мнению В. Яблонского, была написана до 1464 г. Новгород, она включала описание 5 чудес и заканчивалась Похвалой святителю.

Поэтому воспитание Евфимия взял на себя местный епископ Отрий, который хорошо знал родителей Евфимия, как искренних и благочестивых людей. Повзрослев Евфимий избрал путь священнического служения. У него был обычай. После праздника Крещения Господня удаляться в пустынные места и проводить время в уединении и молитве. Перед праздником Пасхи он возвращался в город. Через какое-то время преподобный Евфимий взяв благословение своего епископа отправился в Иерусалим, чтобы поселиться в одном из монастырей.

Ефим Зимний: почему 2 февраля лучше ничего не терять и не подбирать

Прослышал о нем архиепископ Новгородский Симеон, призвал его к себе, долго беседовал с ним, остался им очень доволен и вскоре очень полюбил его, в монастырь его не отпустил, а назначил казначеем над церковным имуществом, каковую должность прежде исполняли всегда миряне. Святой Евфимий честно исполнял свое дело, не оставлял иноческого правила, какое имел в монастыре, не гордился данной ему властью, но остался таким же смиренным, каким был прежде. В 1421 году, 15 июня, скончался архиепископ Симеон. После него святительствовал два года игумен Клопского монастыря Феодосий, выбранный владыкой Новгородским, но не хиротонисанный, и затем в 1423 году избран был в архиепископы инок Воскресенского Деревяницкого монастыря Емелиан, нареченный при хиротонии Евфимием и прозванный Брадатым. Казначей архиерейского дома святой Евфимий отпросился в 1425 г. Старцы Богородице-Рождественского монастыря, на Лисичьей горе, близ Новгорода упросили святого Евфимия принять игуменство в их обители, где он проявил высокие способности иноческого руководительства: ко всем был снисходителен, со всеми обращался внимательно. В 1428 году последовала кончина архиепископа Евфимия Брадатого. Всеобщее желание было иметь архиепископом игумена Лисицкого Евфимия, имя его было написано в жребии, которые клались тогда на престол Святой Софии при избрании владык новгородских. Не знали, что святый Евфимий от юности на это призван.

В 1429 году, 13 ноября, изволением Божиим и судом народным выпал жребий святого Евфимия, и он торжественно и радостно возведен был на сени, несмотря на его отказ по смирению и мнимому недостоинству. Долгое время святой Евфимий оставался не хиротонисанным; причиной тому было нестроение в Новгороде — одни склонялись к московским князьям, другие хотели владычества литовских королей, — а затем кончина митрополита всея Руси Фотия в 1431 году. Случилось в то время святому Евфимию быть в Троицкой Клопской обители, и здесь он услышал пророчество блаженного Михаила относительно обстоятельства своего посвящения в Смоленске. Святой Евфимий получил посвящение в Смоленске 26 мая 1434 года. Пробыв шесть с половиною недель в этом путешествии, с великою честью возвратился архиепископ Евфимий в Новгород. В соответствии своему великому сану он увеличил и свои иноческие подвиги, рассуждая в себе: «емуже дано будет много, много и взыщется от него». Он старался принести сторичный плод, по Евангелию, ибо до принятия великого сана заботился об одной своей душе, а после о многих нужно было пещись, чтобы с дерзновением можно было сказать пред Богом: «Се аз и дети, яже ми дал еси». О многом помышляла еще любомудренная душа архиепископа, много смущений таилось в его сердце, но он во всем положился на Бога и с надеждой на Его сильную помощь совершал свой великий подвиг.

После рукоположения архиепископ опять был в обители Клопской и благодарил блаженного Михаила, что по его молитвам получил хиротонию. Архиепископ поехал в Москву в 1437 году, когда митрополитом там был присланный из Царьграда Исидор, печально ознаменовавший себя изменою Православию на Флорентийском соборе. В том же году, осенью, митрополит посетил Новгород и Псков и отнял у Новгородского владыки «суд, и печать, и земли, и все доходы» по Псковской стороне. Святитель Евфимий со смирением и кротостью перенес все это. Преемник Исидора святой митрополит Иона весьма уважал блаженного Евфимия и приходил к нему на помощь в тяжелые минуты. Так, когда князь Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол и нашел себе сочувствие в Новгороде, святой митрополит Иона в 1451 году писал архиепископу Евфимию: «Я знаю, сын и брат мой, что сам ты хорошо знаешь Священное Писание, но по долгу святительства благословляю тебя на то, чтобы ты наставлял и священникам наказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». И не раз еще митрополит посылал грамоты архиепископу и увещательные послания новгородцам. В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных.

Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде если считать и годы с избрания его до посвящения , был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память. О милостыне, ежедневно и открыто оказываемой святым Евфимием, все знали, тайная же и сердечная его милостыня известна одному Богу; с особенною любовью принимал он странников и пришельцев из чужих стран; подражал в этом Аврааму странноприимцу, никого не отпускал скорбным, всех успокаивал, говоря: «Это не мое, но все Божие». И не на один Новгород распространялись обильные деяния щедрой руки архиепископа, но повсюду — до Константинополя, до святой горы Афонской, Иерусалима и далее. Изумителен был пост и воздержание святителя. Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то доканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению. Во святую Четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пищу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал. Заботясь об украшении Божиих церквей, архиепископ Евфимий не одну и не две, но многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых. Пахомий Логофет так описывает эти деяния святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом.

Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами. Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя. Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего Ангела Евфимиевская церковь , не зная, что отвечать на все эти похвалы, воздевая руки, восклицает: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея! Действительно, по сказанию летописей, в святительство Евфимия создано весьма много церквей.

Преподобный Евфимий Великий 473 Дата публикации 02 фев 2023 Преподобный Евфимий Великий считается столпом пустынножительства и одним из основателей палестинского монашеского общежития, оказавшим значительное влияние на все его последующие развитие.

За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутреннее движенее духа человека, узнавал людские помышления, прославился он и многочисленными чудесами и исцелениями. Его родители, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Господа о даровании им ребенка. Однажды ночью, во время молитвы в храме, они услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, который станет утешением Церкви. Еще до появления ребенка на свет они приняли решение посвятить сына Богу.

Отец Евфимия умер, когда мальчику не исполнилось еще и трех лет. По совету своего брата, пресвитера Евдоксия, его мать отдала сына на воспитание святителю Отрию, епископу Мелитинскому, который принял на себя заботы о ребенке: он крестил мальчика, а когда тот подрос, отдал для обучения благочестивым юношам Акакию и Синодию, впоследствии ставшим епископами Мелитинскими. Еще в ранние годы преподобный Евфимий высказал горячую любовь к подвижничеству и чтению Священного Писания, приучил себя к воздержанию от праздных разговоров, ограничению в еде, хранил целомудрие и телесную чистоту. Пройдя все ступени низших церковных должностей, начиная от чтеца, преподобный Евфимий достиг пресвитерского сана и получил назначение управляющим окрестными монастырями. В возрасте двадцати восьми лет, стремясь духовно совершенствоваться, он отправился в Иерусалим.

Поклонившись святым местам и посетив известных отшельников и монахов, узнав о добродетелях и образе жизни каждого из них, он пришел в Фаранскую лавру преподобного Харитона.

Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Всю жизнь Евфимий Великий прожил в этом монастыре. Великое благо они дают и ныне. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. Собрав накануне всю братию и преподав благословение, он мирно отошел ко Господу. Вот какой великий пример дает нам его житие. Так и нам нужно всегда молиться, всегда искать Царствия Божия, правды Его, а все остальное приложится.

Раздор прекратился в 1447 году, когда псковские послы прибыли в Новгород, били челом владыке и всему Новгороду о заключении мира по старине, и целовали крест. В 1453 году святый Евфимий приезжает в Псков, в кафедральном соборе во имя Живоначальной Троицы совершает торжественный обряд Православия, получает пошлины и с великою честью выезжает из Пскова. То же повторилось четыре года спустя. В особенных откровениях Божиих, бывших, по сказанию летописца, в святительство Евфимия, можно усматривать как бы одобрение свыше деятельности архиепископа. В 1439 году ночью пономарь Аарон, находясь в соборе Софийской церкви, наяву видел всех бывших святителей Новгородских, как они прошли из притвора в алтарь, потом, один за другим по старшинству, вышли из алтаря и перед иконою Корсунской Божией Матери около часу совершали молебное пение. Голоса поющих были ясно слышны, но слов Аарон разобрать не мог. Когда узнал об этом архиепископ Евфимий, то прославил Бога, говоря: «Не оставил Бог места сего, молитв ради всех святых архиепископов». Архиепископ служил соборную литургию и панихиду по всем святителям и установил на будущее время ежегодное поминовение архипастырей 4 октября. По случаю этого торжества святой Евфимий устроил почетный пир соборянам, подавал неоскудную милостыню нищим. В том же году чудесным образом обретены были мощи святого архиепископа Иоанна. При возобновлении Софийского собора в притворе его открыт был гроб с нетленными мощами, но никто не знал, чьи были эти мощи. По молитве святого Евфимия ночью явился ему некий муж и сказал: «Я тот Иоанн архиепископ, которого открыт гроб и который послужил чудеси Богоматери в 1170 году». Тогда же позлащены владыкой гробы ктитора соборного святого князя Владимира Ярославича и матери его святой княгини Анны и вся Софийская соборная церковь была обелена снаружи известью, поставлена новая каменная звонница и проч. Нельзя пройти молчанием забот святителя Евфимия и об умножении богослужебных и священных книг. Еще и ныне целы книги, списанные по его воле и поручению: Служебник, Устав, Минеи ноябрь, июнь, февраль и апрель месячные и праздничные и Октоих. Так в трудах и подвигах приближался святитель Евфимий к старости и к закату дней своих. Указавши место погребения своего в Вяжицах, архиепископ с особенною любовью относился к обители Вяжицкой — месту своего иноческого пострижения. Воздвигнув там великолепный храм во имя святителя Николая, владыка постоянно украшал его и иконами, и добротами, и всякими деяниями, а, соревнуя ему, бояре, вельможи новгородские и все народное множество не забывали обители милостыней и приношением. Было у владыки желание построить при жизни своей в том же монастыре теплый храм с трапезой во имя святого апостола Иоанна Богослова. Бог помог исполниться этому желанию. В Великом посту заложили церковь, а в день Воскресения Христова братия уже вкушали пищу в новой трапезе. Владыка захотел расписать церковь, но живописцы говорили, что стены еще сыры и писать нельзя. Владыка не хотел слушать их, велел приступить к делу, сам же молил Бога: «Господи Вседержителю, даруй мне хоть один день видеть церковь возлюбленного Твоего с трапезою совершившуюся, и тогда, как Сам хочешь, сотворишь». Ко дню Сошествия Святого Духа все работы были окончены, и святитель Евфимий с радостными слезами восклицал: «Благодарю Тебя, Господи Человеколюбче, что Ты не оставил прошение раба Твоего, но сподобил меня, как Творец и Владыка мой, то, что я желал видеть, узреть сегодня своими очами». Каждый год владыка Евфимий имел обыкновение проводить в своем любимом Вяжицком монастыре всю первую седмицу Великого поста. Не случилось этого только в 1458 году, в год блаженной кончины архиепископа. В последнее воскресенье перед Великим постом пришли к архиепископу посадники, бояре, игумены, священники и все множество народное, дать обычное целование с прощением при наступлении Великого поста. Архиепископ, как чадолюбивый отец, всех прощал и милостиво учил, сколько можно, в чистоте проводить Великий пост, удаляться особенно пьянства, от которого происходит все зло. А когда наступил вечер, то, преподавши всем мир и благословение, архиепископ вышел из города и направился не в Вяжицкую обитель, а в монастырь Пречистой Богородицы на Лисичьей горе, откуда взят был на святительство. Придя в обитель, святитель разболелся, но всю седмицу постился и ходил на соборное пение. Все видели его телесные страдания, но ничего скорбного не было на лице у него: оно светилось радостью человека, как будто возвратившегося в свое отечество из дальних чужих стран, он радовался, что дух его разрешается от телесных уз. Перед кончиной своей он преподал всем благословение и прощение, сам испросил у всех прощение, причастился святых Пречистых Таин, воздал хвалу Богу за все, тихо и мирно предал Господу честную и святую душу свою в 11-й день месяца марта в нощи. При кончине распространилось благоухание от тела архиепископа, а при помазании тела его найдены на нем тяжелые вериги «подобно схиме» , которых никто не видал на нем при жизни его. Быстро распространилась весть о кончине любимого святителя. Многое множество народа и духовенства, подобно быстротечному потоку, устремилось по всем путям к обители на Лисичьей горе. Плач и скорбь были великие. С любовью, славой и честью перенесли тело архиепископа в собор святой Софии Премудрости Божией и там отпели его, а затем, согласно его завещанию, отнесли для погребения в Вяжицкий монастырь.

Преподобный Евфимий Великий (473)

Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти». Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение.

Он говорил: «Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов».

Преподобный Евфимий радовался утверждению Православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория. В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое так называемая ересь монофизитов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным.

Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню.

После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления.

Когда иноки причащались Святых Таин, преподобному было открыто — кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва будущий Савва Освященный, память 5 декабря , тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту.

Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии. Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине.

Предав тело погребению, он возвратился в лавру. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни.

Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Преподобный Евфимий радовался утверждению православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория. В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество — Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое так называемая ересь монофизитов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию.

Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто — кто приступает достойно, а кто во осуждение себе. Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией.

И государей, за которыми история сохранила наименование «Великих», история знает как людей, одержимых многими, порой постыдными страстями. А кого же Церковь называет великими? Не тех людей, которые прославились внешними подвигами и заслугами, но тех, кто поистине сумел укротить свои страсти, кто одержал победу не над внешними врагами и обстоятельствами, но над собой и своими греховными наклонностями. И такая внутренняя победа оказывается плодом куда более тяжелой борьбы, противостояния страстям, обуздания языка плоти, постоянного труда над собой. Сегодня Церковь отмечает память преподобного, который прозван Великими. И вообще в Христовой Церкви Великими чаще называют людей, прославившихся монашескими подвигами. Действительно, это, пожалуй, самое трудное дело.

В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных. Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде если считать и годы с избрания его до посвящения , был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память. О милостыне, ежедневно и открыто оказываемой святым Евфимием, все знали, тайная же и сердечная его милостыня известна одному Богу; с особенною любовью принимал он странников и пришельцев из чужих стран; подражал в этом Аврааму странноприимцу, никого не отпускал скорбным, всех успокаивал, говоря: «Это не мое, но все Божие». И не на один Новгород распространялись обильные деяния щедрой руки архиепископа, но повсюду — до Константинополя, до святой горы Афонской, Иерусалима и далее.

Изумителен был пост и воздержание святителя. Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то доканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению. Во святую Четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пищу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал. Заботясь об украшении Божиих церквей, архиепископ Евфимий не одну и не две, но многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых.

Пахомий Логофет так описывает эти деяния святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами. Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя. Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего Ангела Евфимиевская церковь , не зная, что отвечать на все эти похвалы, воздевая руки, восклицает: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея!

Действительно, по сказанию летописей, в святительство Евфимия создано весьма много церквей. В 1430 году пожар опустошил Новгород и двор владычний с церковью свт. Иоанна Златоуста, владыка тогда же соорудил на княжеском дворе каменную церковь святых отцов старая упала ; в 1432 году воздвиг деревянную церковь Святых 12 апостолов на Чудинцевой улице с обителью близ скудельниц. В 1435 году построил каменную церковь свт.

Иоанна Златоуста, но своды упали, в 1436—1437 гг. Архангела Михаила на Михайловской улице 1454 г. В мае 1442 года едва не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 каменных церквей; много погибло христианских душ; через три года жестокий голод опустошил Новгород; щедрой милостыни архиепископа Евфимия не доставало для пропитания убогих. Одним из важных памятников строительной деятельности святителя Евфимия остались каменные палаты архиерейского дома, воздвигнутые им на месте деревянных, много раз горевших.

Опытным архитектором у него был казначей Феодор, поистине великий муж перед Богом; под руководством его немецкими и русскими мастерами были воздвигнуты «пречудные палаты». Палаты имели несколько ярусов с внутренними переходами и множеством дверей подобно городским улицам , внутри и снаружи благолепно расписаны и украшены; вокруг них построено было много келлий для иноков и служб монастырских: поварня, хлебня и другие. Близ городской стены устроен был очень высокий каменный столб — «часозвоня» с дивными боевыми часами, которые оглашали весь город. Это самое высокое здание в Новгороде — 23 сажени высоты, с него прекрасно виден весь город, открывается дивный вид на Ильмень озеро, Волхов и окрестные монастыри.

Башня сохранилась доныне. Много и других зданий соорудил святитель, например, каменную духовницу, назначение которой неизвестно, сторожку и пр. Среди забот об украшении храмов Божиих не забывал святитель Евфимий наставлениями согрешающих среди пасомых своих. Памятуя слова апостола: «научи, накажи и запрети», святитель сначала действовал на согрешившего кротостью; не исправляющихся запрещал с гневом на устах, а сердцем молился об исправлении их; обличал проступки и богатых и знатных, незаконные браки, и никто ничем не мог заставить его умолкнуть и прекратить обличения, пока не наступало исправление.

В то время не было в Новгороде правды и правого суда; своеволие новгородцев вызвало гнев великих князей, много причиняло скорбей и трудов святителю — посреднику между паствою и князьями; много раз приходилось владыке посещать и псковскую свою паству для благословения и наставления. Псковская Церковь, подчиненная в то время Новгородскому архиепископу, доставила немало хлопот и огорчений святому Евфимию. В 1435 году он прибыл в Псков, как жалуется местный летописец, не в установленное время, но когда захотел сам. Это вызвало неудовольствие во Пскове.

Псковичи просили владыку остаться до недели Православия и совершить торжественную литургию с чином Православия. Но владыка почему-то не пожелал исполнить эту просьбу и потребовал подати, которые собирались с духовенства и мирян. Псковичи отказали ему. Не понравилось последним и то, что святитель не думал считаться со стариной: поставил в Псков наместника и печатника из новгородцев, а не из псковичей, которые судили по-своему.

Неповиновение пасомых так огорчило святителя, что он, пробыв всего одну неделю, покинул Псков.

Написать комментарий

  • Что еще почитать
  • Традиции в день святого Евфимия Великого 2 февраля
  • Похожие новости
  • Сегодня исполняется 560 лет со дня кончины преподобного Евфимия Новгородского
  • Житие Евфимия Великого
  • Комментарии

Преподобный Евфимий Великий

Евфимий Великий, деятельность которого приходится уже на V век (родился он в 377 году). Епископ Евфимий отметил, что устроенный ЧВК Вагнера мятеж угрожал государственному строю России, а также благополучию ее населения, что, по мнению священнослужителя. Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4. 20 апреля 2024 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста-праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский. Евфимий Великий родился в знатной семье в Малой Армении, в городе Мелитена. 25 апреля 2024 года в храме в честь святого преподобного Евфимия Великого д. Шапша Ханты-Мансийского района по традиции Великого поста состоялось чтение Святого Евангелия.

Празднование Ефимия Великого 2 февраля.

Преподобный Евфимий Великий, иеромонах (день памяти: 2 февраля). Евфимий Великий, деятельность которого приходится уже на V век (родился он в 377 году). Преподобный Евфимий Великий, память которого совершается 2 февраля, умер в этот день в монастыре Иерусалима. Скончался преподобный Евфимий Великий на 97-м году жизни в окружении любящих и благодарных духовных детей. К другим дарам, которые приобрел великий авва Евфимий, ему даровано было и предведение дня своей кончины. Преподобный Евфимий был одним из основателей монашеской жизни в Палестине.

Ефимов день — 2024: история праздника

  • ЕВФИМИЙ II
  • Память преподобного Евфимия Великого
  • Также рекомендуем
  • Ефимов день — 2024: история праздника

2 февраля - день памяти Ефимия Великого

Онлайн требуется установить Яндекс. Браузер Дорогие друзья Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы.

Накануне вечером, в Спасо-Преображенском соборе настоятель обители иеромонах Арсений с братией совершили вечернее богослужение. В день празднования возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. За богослужением молились настоятельницы женских монастырей Владимирской епархии, жители города Суздаля, паломники.

Святитель Евфимий видел в видении, что они будут уловлены диаволом. Он призвал их и увещевал отказаться от своих разрушительных намерений. Он сказал: «Мы никогда не должны допускать злых мыслей, которые наполняют нас печалью и ненавистью к месту, в котором мы живем, и предлагают нам отправиться куда-то еще. Если кто-то пытается сделать что-то хорошее в том месте, где он живет, но не доводит его до конца, то он не должен думать, что совершит это в другом месте. Не место дает успех, а вера и твердая воля. Дерево, которое часто пересаживают, не приносит плодов». В 431 году в Эфесе был созван Третий Вселенский Собор для борьбы с несторианством. Святитель Евфимий радовался утверждению Православия, но скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, защищавшем Нестория. В 451 году в Халкидоне собрался IV Вселенский Собор для осуждения ереси Диоскора, утверждавшего, в противоположность Несторию, что в Господе Иисусе Христе есть только одна природа, божественная поэтому ересь называлась монофизитской. Он учил, что в воплощении человеческая природа Христа поглощается божественной природой. Святитель Евфимий принял решения Халкидонского собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди монахов и отшельников. Многие из них, прежде ошибочно веровавшие, приняли решения Халкидонского Собора по примеру святителя Евфимия. За подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий именуется Великим. Утомленный общением с миром, святой ушел на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сошел с неба и окружил святого. Сам святой Евфимий открыл нескольким монахам, что часто видел ангела, совершающего с ним Святую Литургию. Святой обладал даром прозорливости и мог по внешнему виду различать мысли и душевное состояние человека. Когда иноки причащались Святых Таин, святитель знал, кто подходит достойно, а кто недостойно принимает. Когда святому Евфимию было 82 года, в его лавру пришел юный Савва будущий святой Савва Освященный, память 5 декабря. Старец принял его с любовью и отправил в монастырь преподобного Феоктиста. Он предсказал, что святой Савва превзойдет в добродетели всех остальных своих учеников. Когда святому исполнилось девяносто лет, тяжело заболел его сподвижник и сподвижник Феоктист. Святой Евфимий отправился навестить своего друга и пробыл в монастыре несколько дней. Он попрощался с ним и присутствовал при его завершении. Похоронив тело в могиле, он вернулся в лавру. Бог открыл святому Евфимию время его кончины. Накануне праздника преподобного Антония Великого 17 января святитель Евфимий благословил совершить всенощное бдение. Когда служба закончилась, он отвел священников в сторону и сказал им, что больше никогда не будет служить с ними Всенощное, потому что Господь зовет его из этой земной жизни. Все исполнились великой печали, но святитель попросил братию утром встретиться с ним в храме. Он начал наставлять их: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди Иоанна 14:15. Любовь есть высшая добродетель и союз совершенства Кол.

Феоктистом после праздника Богоявления отправился в ежегодное путешествие по пустыне Кутила и вышел к глубокому ущелью вади , доступ в которое был крайне затруднен. Они нашли просторную пещеру и решили в ней поселиться. Там они обрели безмолвие, но вскоре о них узнали пастухи из близлежащей деревни, затем весть о них дошла и до отцов Фаранской лавры. К отшельникам приходили многочисленные посетители, некоторые из них желали стать учениками святого Евфимия. Но он, стремясь к уединению и избегая славы, направлял их к прп. Феоктисту, согласившемуся принять на себя обязанность руководителя общины. Так возник общежительный монастырь, названный Нижним или монастырем Феодосия, по имени первого игумена обители, в 15 км от Иерусалима. Пещера, в которой они первоначально поселились, стала церковью, там продолжал жить преподобный Евфимий, выходя из затвора только по субботам. Он был для братии духовным отцом. Около 420 г. Аспевет рассказал, что мальчик пообещал Богу креститься, если Он исцелит его. После этого в видении ему предстал Евфимия Великий, который повелел прийти к нему и объяснил, где его найти. Евфимий исцелил отрока и крестил пришедших к нему арабов во главе с Аспеветом, получившим в крещении имя Петр. Слава об этом чуде распространилась по окрестностям, и к отшельнику стали приходить толпы народа, искавшие его наставлений и исцеления. Преподобный Евфимий, стремясь к уединению и прежнему безмолвию, тайно ушел из монастыря в пустыню Рува, взяв с собой лишь юного монаха Дометиана, своего соотечественника. Странствуя по этим местам, он дошел до пустыни Зиф, где его нашел староста одной из деревень, попросивший исцелить его одержимого бесом сына. Из-за многочисленных посетителей, нарушавших молитвенное уединение, он решил вернуться в Нижний монастырь, но, желая уединения, поселился не в киновии прп. Феоктиста, а в пещере неподалеку от нее. Преподобный Евфимий Великий. Фреска Дечанского монастыря, Косово Прп. Евфимий приходил в киновию только по воскресным дням, когда они вместе с прп. Феоктистом совершали службу. Филарх арабов Петр, узнав, что старец вернулся, привел к нему своих соплеменников. Святой Евфимий наставил их в вере, а затем крестил, после чего Петр построил для него несколько келлий, церковь, цистерну для воды и пекарню. Петр просил Евфимия разрешить ему и его людям жить рядом с ним. Но тот указал им иное место, между монастырем прп. Феоктиста и своей пещерой. Он часто посещал их до тех пор, пока не рукоположил им священников и диаконов, а когда число крещеных арабов умножилось, он попросил Иерусалимского патриарха св.

Евфимий I (Вислень)

Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий[1] несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. Икона "Преподобный Евфимий Великий" значение, о чем перед ней молятся? Преподобный Евфимий Великий обладал великим даром пророчества. В день памяти преподобного Антония Великого преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им. Совсем молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями.

Память преподобного Евфимия Великого

Мы хотим, чтобы в наших домах и семьях, и в целом в нашем Отечестве, всё было благополучно, но всё ли мы делаем для этого? Наши преподобные отцы, в том числе и преподобный Евфимий Великий, небесный покровитель этого селения, считал, что правильная жизнь христианина сосредоточена вокруг Божественной литургии. Он с юности посвятил себя Богу, посвятил свою жизнь, подавая пример для человека, чтобы тот осознал, для чего он живёт и как он должен жить. Дай Бог, чтобы человечество образумилось и осознало свои греховные дела, чтобы меньше было падений и потерь, которых и так уже предостаточно. Преподобный отче Евфимие, моли Бога о нас!

Когда достиг совершеннолетнего возраста, у него умер отец, и воспитанием мальчика занялся его дядя, священник. Местный епископ рукоположил Евфимия сначала в чтеца, затем в диаконы и потом в пресвитеры. В двадцатипятилетнем возрасте он стал благочинным всех близлежащих монастырей. Он истово исполнял свои обязанности, но тяготился административными делами и благословился пойти в пустыню. На тридцатом году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин.

Неподалеку подвизался преподобный Феоктист.

Не стоит ни грустить, ни страдать. Человек накличет черную полосу в жизни. Если на улице не погодится, то лучше не устраивать застолье. Нечисть может посетить тех, кто будет веселиться и смеяться.

Начнет она своими проделками всячески вредить человеку. С земли в праздничный день, чтобы не было три года безденежья, не поднимают монеты. Даже свою мелочь, которая упала, нельзя поднимать с земли. Острых предметов лучше в руки не брать, порез грозит болезнью родственникам. После заката запрещается петь.

Однажды он отправился в паломничество в Святую Землю и остался там. Как и другие монахи-подвижники Евфимий то по многу лет вел отшельническую жизнь, то, по просьбам иноков разных монастырей окормлял и наставлял их. Сам Евфимий также основал несколько обителей, ставших известными своим строгим уставом и высокой духовной жизнью. По преданию по молитвам преподобного Евфимия не раз случались чудеса. Так в самом бедном монастыре нашлось пропитание для странников и еще остался запас в амбарах.

2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого

10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Евфимия Великого (473), в Благовещенском соборе монастыря совершилась Литургия свт. Всю свою жизнь искал Евфимий Великий единственного – угождения Господу Богу, и озарил его Своими дарами Господь. Преподобному Евфимию Великому молятся об излечении от телесных недугов, укреплении веры и просят помощи в принятии сложных решений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий