Грузооборот морских портов традиционно лидирующего в стране по объемам перевалки Азово-Черноморского бассейна вырос на 21,7 % и достиг 126,6 млн тонн. Грузооборот морских портов России за 7 месяцев 2023 года увеличился на 9,3%. Грузооборот морских портов Каспийского бассейна. Перевалка на Каспии прибавила 28,7%, составив 2,1 млн. тонн.
Грузооборот морских портов России в 2023 году: тренды и перспективы
Join Несмотря на западные санкции, Россия наращивает потенциал морской перевалки грузов. В России действуют 63 морских порта, через которые осуществляется львиная доля всех внешнеторговых операций.
В условиях стабильного роста грузооборота в морских портах России приоритетной задачей является снятие внутренних барьеров для развития транспортной логистики при формировании внешнеторговых перевозок по территории нашей страны», — говорит Дмитрий Агафонов, заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий ИЭЕМ РАНХиГС. Представляется, что одной из ключевых детерминант сохранения тенденции роста грузооборота стало увеличение производственных мощностей морских портов России, которое составило 36,64 миллиона тонн в результате строительства и ввода в эксплуатацию ряда объектов инфраструктуры в 2022 году. Предпосылкой сохранения положительной динамики грузооборота морских портов России в 2023 году будет не только введение в них новых мощностей, в частности четырех крупных проектов терминала СПГ в Мурманской области мощностью 10,4 миллиона тонн, угольного терминала Суходол в Приморском крае мощностью 12 миллионов тонн, универсального портового терминала в Усть-Луге — 8 миллионов тонн, а также перегрузочного терминала СПГ в бухте Бечевинская , но и превращение Азовского моря во внутреннее. Морские порты на территории новых регионов, вошедших в состав Российской Федерации, эффективно встроившись в национальную портовую инфраструктуру, станут новыми точками развития данной отрасли», — считает Татьяна Подольская, заведующая кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС. Более активный рост портов Азово- Черноморского бассейна говорит о переориентации грузовых потоков в Турцию, Арабские страны и Африку.
В начале февраля мы с вами обсуждали основные тренды в транспортном секторе и тогда пришли к выводу, что в первой половине 2023 года лидерство будет у НМТП. На деле так и вышло.
Предприятия транспортной отрасли смогли оперативно адаптироваться к сложившейся ситуации.
Перекрытие маршрутов в направлении западных стран автоматически привело к перераспределению грузовых потоков на восточное направление. В условиях стабильного роста грузооборота в морских портах России приоритетной задачей является снятие внутренних барьеров для развития транспортной логистики при формировании внешнеторговых перевозок по территории нашей страны», — говорит Дмитрий Агафонов, заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий ИЭЕМ РАНХиГС. Представляется, что одной из ключевых детерминант сохранения тенденции роста грузооборота стало увеличение производственных мощностей морских портов России, которое составило 36,64 миллиона тонн в результате строительства и ввода в эксплуатацию ряда объектов инфраструктуры в 2022 году.
Предпосылкой сохранения положительной динамики грузооборота морских портов России в 2023 году будет не только введение в них новых мощностей, в частности четырех крупных проектов терминала СПГ в Мурманской области мощностью 10,4 миллиона тонн, угольного терминала Суходол в Приморском крае мощностью 12 миллионов тонн, универсального портового терминала в Усть-Луге — 8 миллионов тонн, а также перегрузочного терминала СПГ в бухте Бечевинская , но и превращение Азовского моря во внутреннее.
Грузооборот морских портов России в 2023 году вырос на 5%
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна вырос на 5,7%, составив 200,9 млн тонн. Грузооборот морских портов России по итогам ноября текущего года, по данным Морцентра-ТЭК, составил 62,5 млн тонн, что меньше уровня ноября прошлого года на 15%. «Достичь увеличения грузооборота в два раза до 2027 года нам позволит запуск "Арктической перевалки", порта "Лавна" и контейнерного терминала "Русатом Карго".
Детализация грузооборота морских портов РФ 2023
Инфраструктура позволяет Махачкалинскому торговому порту оставаться лидером по темпам роста грузооборота среди портов Каспийской акватории. Расширение импортозамещения помогло местным предприятиям снизить зависимость от иностранных товаров. Так, крупное промышленное предприятие Дагестана заметно увеличило долю производимой продукции: здесь налажен выпуск отечественных гидроусилителей руля, педалей акселератора и тормозов. Сформирована база для серийного производства собственных силовых трансформаторов.
Согласно данным, с января по июнь включительно предприятие отправило на экспорт 13,8 млн тонн высококачественной угольной продукции ведущих отечественных производителей. Самый высокий показатель обработки груза за месяц был отмечен в марте текущего года — 2 750,7 тыс. Заметим, что в апреле портовики Ванино перегрузили 250-миллионную тонну с начала работы стивидорной компании в 1943 году. Порт Находка закрыла семь месяцев 2020 года с грузооборотом в 16 млн тонн. А порт Владивосток наоборот вышел по итогам семи месяцев с небольшим отставанием от грузооборота прошлого года. Сейчас порт постепенно модернизирует свои мощности.
В порту идет подготовка к установке нового портального крана Liebherr грузоподъемностью до 124 тонн и максимальным вылетом стрелы до 48 метров. Дальневосточный порт Пригородное за прошедшие 7 месяцев имеет грузооборот 9,4 млн тонн. Еще один порт, который закрыл семимесячный период с незначительной отрицательной статистикой по сравнению с прошлым годом, стал порт Де-Кастри. Каспийский бассейн Порты Каспийского бассейна, как и Дальневосточного закрыли первые семь месяцев 2020 года с позитивными цифрами. Кирилл Воловик.
Этот показатель более чем вдвое превышает мощности всех морских портов СССР в 1990 году 600 млн т и более чем в четыре раза - совокупные мощности российских морских портов в 2000 г. Только в 2022 году прирост производственных мощностей отечественных морских портов превысил 36 млн тонн, в основном, за счет ввода новых терминалов в Приморье, на Камчатке и Тамани.
На этом фоне уверенный рост индекса Мосбиржи в последние недели выглядит более чем оправданным. Ну и про динамику денежной массы М2 тоже не забывайте.
Что происходит с российскими портовыми операторами
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна вырос на 7,1 % и составил 77,6 млн тонн. По данным Росморречфлота, грузооборот морских портов Арктического бассейна прибавил 0,6% и составил 73,5 млн тонн. Главная Новости Грузооборот в портах России демонстрирует лучшие показатели за пять лет. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 141,7 млн тонн, что на 2,1% меньше аналогичного периода 2019 года.
Тема дня: Грузооборот морских портов России начал 2023 год уверенным ростом
Достигнутые в 2023 году темпы роста перевалки в морских портах РФ — лучший показатель с 2018 года. Фото: Росморречфлот.
Параллельно реализуются сопутствующие проекты. Так, на мощностях резидента ОЭЗ "Лотос" строятся современные контейнеровозы, которые будут работать на Каспии. Например, обязательно должны быть холодильники во всех ТЛЦ для замороженной продукции, склады для обработки контейнеров, возможности для их ремонта, а также целый ряд других услуг, которые позволят любому грузоотправителю не волноваться за свои грузы. Мы ведем переговоры в Иране о совместном создании таких центров в портах особых экономических зон.
И готовы вести переговоры также с индийскими коллегами. Страховые компании из России намерены работать с международными партнерами, чтобы обеспечить сквозное страхование грузов, - сказал Сергей Милушкин во время круглого стола с представителями индийского бизнеса. Надо сказать, что по итогам 2022 года товарооборот между Россией и Ираном вырос на 20 процентов, до 4,9 миллиарда долларов. Учитывая ограничения на поставку грузов по параллельному импорту со стороны Турции и Казахстана, этот показатель в нынешнем году увеличится. Соответственно возрастет и нагрузка на логистическую инфраструктуру. Как сказал руководитель комитета по логистике ассоциации "Афанасий Никитин" Аркадий Иванов, рынок Ирана и до СВО, и даже до 2014 года был перспективным.
Туда шли зерновые, корма, удобрения и лесопродукция. А сегодня Иран стал просто находкой: там готовы покупать все.
В отраслевом измерении - это свидетельство эффективного взаимодействия государственных ведомств и бизнеса, результат хорошей работы и взаимопонимания транспортников и грузовладельцев", - отметил и. Опубликовано ИА "Финмаркет".
Представляется, что одной из ключевых детерминант сохранения тенденции роста грузооборота стало увеличение производственных мощностей морских портов России, которое составило 36,64 миллиона тонн в результате строительства и ввода в эксплуатацию ряда объектов инфраструктуры в 2022 году. Предпосылкой сохранения положительной динамики грузооборота морских портов России в 2023 году будет не только введение в них новых мощностей, в частности четырех крупных проектов терминала СПГ в Мурманской области мощностью 10,4 миллиона тонн, угольного терминала Суходол в Приморском крае мощностью 12 миллионов тонн, универсального портового терминала в Усть-Луге — 8 миллионов тонн, а также перегрузочного терминала СПГ в бухте Бечевинская , но и превращение Азовского моря во внутреннее. Морские порты на территории новых регионов, вошедших в состав Российской Федерации, эффективно встроившись в национальную портовую инфраструктуру, станут новыми точками развития данной отрасли», — считает Татьяна Подольская, заведующая кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС. Более активный рост портов Азово-Черноморского бассейна говорит о переориентации грузовых потоков в Турцию, Арабские страны и Африку.
Радует факт роста товарооборота через порты Каспийского бассейна, что свидетельствует об активизации работы международного транспортного коридора "Север-Юг" на Иран и далее на Ближний Восток, Индию, Китай.
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
Начиная с 2000 г. грузооборот российских морских портов увеличился в 4,6 раза, причем максимальный показатель за всю историю был зафиксирован в прошлом году – 840,3 млн т (см. рисунок 1). К слову, пик грузооборота всех морских портов СССР пришелся на 1989 г. Грузооборот морских портов России за январь-апрель 2023 года вырос на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 300,5 миллиона тонн, сообщил Росморречфлот. В 2023 году грузооборот морских портов России продемонстрировал устойчивый рост, увеличившись на 5% по сравнению с предыдущим годом и достигнув отметки в 883,8 млн тонн. Грузооборот морских портов России по итогам I полугодия 2023 года вырос на 10,5% по отношению к аналогичному периоду 2022 года и составил 453,3 млн тонн. В 2023 году грузооборот морских портов России продемонстрировал устойчивый рост, увеличившись на 5% по сравнению с предыдущим годом и достигнув отметки в 883,8 млн тонн. Грузооборот каспийских морских портов увеличился на 37,3% и составил 5,0 млн тонн.
Грузооборот портов России в ноябре 2023 года сократился на 15%
Кстати Увеличение грузооборота требует строительства нового флота. Сейчас для Астраханского порта готовят морское грузовое судно, которое планируют спустить на воду осенью 2023 года. Стоимость сухогруза проекта RSD49 превышает 1,1 миллиарда рублей. Об этом сообщил министр промышленности, торговли и энергетики Илья Волынский. Судно спроектировано Морским инженерным бюро - СПб. Такие корабли предназначены для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых, крупногабаритных и опасных грузов в Каспийском море, а также в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой. Особенность судна - большой средний трюм длиной 52 метра, который позволяет перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные грузы.
Справка "РГ" Морпорт Оля является универсальным для перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов. Он занимает ключевое положение на пересечении перспективного транспортного потока, соединяющего Россию с Ираном, странами Ближнего Востока и Индией, а также транспортного коридора, который обеспечивает выход на Казахстан, Китай и Среднюю Азию. Пропускная способность порта - 4,37 миллиона тонн грузов в год. Морской порт Астрахань расположен в устьевой части Волги. Его акватория является смежной с портом Оля и включает в себя 14 терминалов.
Ключевым результатом осуществления федерального проекта «Развитие морских портов» является планомерное увеличение их мощностей, достигших к середине 2023 г. Этот показатель более чем вдвое превышает мощности всех морских портов СССР в 1990 году 600 млн т и более чем в четыре раза - совокупные мощности российских морских портов в 2000 г.
Сохранил позицию отраслевого флагмана России Азово-Черноморский бассейн. Продолжился стремительный рост грузооборота морских портов Каспийского бассейна, являющегося транзитным для международного транспортного коридора «Север-Юг».
О возможностях же действительно устойчивого роста перевалки контейнерных грузов в российских портах можно будет говорить лишь при условиях: а восстановления транзитных перевозок, б расширения ассортимента собственно российских грузов, адаптированных для контейнеризации, в формирования полноценных двусторонних контейнерных потоков в направлении север-юг и особенно запад-восток, включая увеличение провозной способности соответствующих железнодорожных магистралей.
Основными стимулами к развитию паромных перевозок стали: необходимость минимизации последствий сухопутной блокады Калининградской области на Балтике, наращивание возможностей грузопассажирских линий с турецкими портами на Черном море, совершенствование транспортных связей с субъектами Российской Федерации и дружественными странами на Дальнем Востоке, а также обеспечение работы МТК "Север-Юг" на Каспии. По мере постепенного совместными усилиями российских и турецких корабелов наращивания отечественного паромного флота, следует ожидать расширения мощностей уже действующих, а также строительство новых специализированных терминалов для его обслуживания. Наряду с этим, увеличение объемов вывоза а следовательно и перевалки в портах руд, металлолома, а также черных и цветных металлов, в обозримом будущем представляется маловероятным — по крайней мере, до завершения СВО.
Что происходит с российскими портовыми операторами
Грузооборот морских портов России за 7 месяцев 2023 года увеличился на 9,3%. Суммарный грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна в январе-марте 2024 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2023 года сразу на 4,9%. В плюсе остались порты Владивосток и Находка, порты Ванино и Восточный ушли в минус. Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна увеличился на 4,5% до 238,1 млн тонн. Грузооборот всех морских портов России в марте 2023 года вырос на 35,7% относительно показателя аналогичного месяца прошлого года.
Грузооборот морских портов России за январь-март 2023 года вырос на 10%
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна. Перевалка на Каспии прибавила 28,7%, составив 2,1 млн. тонн. Начиная с 2000 г. грузооборот российских морских портов увеличился в 4,6 раза, причем максимальный показатель за всю историю был зафиксирован в прошлом году – 840,3 млн т (см. рисунок 1). К слову, пик грузооборота всех морских портов СССР пришелся на 1989 г. Грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 64,8 млн тонн (+6,8%), из них объём перевалки сухих грузов составил 26,3 млн тонн (+8,4%), наливных грузов – 38,5 млн тонн (+5,8%). Грузооборот морских портов России за январь-февраль 2023 года увеличился на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 140,3 млн тонн. Под данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот морских портов в млн тонн остался практически неизменным в 2022 году – наблюдался небольшой рост с 835,5 до 841,8 млн тонн.