Проповеди старообрядцев, дававших отрицательную оценку преобразованиям царя, зачастую являлись причиной крестьянских выступлений. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение.
«Бунташный век». Народные движения. Церковные реформы патриарха Никона
Началась осада монастыря, выдержать которую пытались почти пятьсот монахов и мирян. Поддержку им постоянно оказывали местные жители, тайком передававшие припасы в обитель. Стрелецкое войско на подступах к монастырю тем временем увеличивалось, хотя взять его силой не удавалось. Спустя семь лет монахи перестали молиться за царя и показали, что не готовы идти на мировую. Воевода Иевлев во время осады совершил роковую ошибку: повелев сжечь все хозяйственные постройки вокруг монастыря, он вынудил стрельцов бежать по открытой местности под огнем. На место Соловецкого сидения Алексей Михайлович отправил нового командующего — воеводу Мещеринова. Тот приказал устраивать подкопы и участить попытки штурма. Соловецкий архимандрит Никанор призывал защитников монастыря стрелять по Мещеринову: «Поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы».
Обе стороны несли крупные потери, однако воевода мог регулярно пополнять войска. Защитники крепости этой возможности не имели. Так наступил 1676 год. Между монахами со временем начались споры. Одни считали, что молитвы за царя нужно возобновить, другие уверяли, что Алексей Михайлович предал веру. В результате несколько иноков перешли на сторону воеводы, и монах Феоктист рассказал ему о тайном ходе и о том, когда караульные покидают свои посты. Мещеринов немедленно отправил в крепость отряд из пятидесяти стрельцов.
А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем. По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов тех, что были из местных распускали по домам, Лето 1672 года. Власти присылают нового командующего К.
Иевлева и подкрепление. Теперь монастырь осаждали более 700 человек, но без особого результата, В сентябре 1673 года опять сменился командующий. Теперь им стал воевода Иван Мещеринов. Московские власти приказали ему переходить к более активным действиям, и он начал обстреливать монастырь из пушек. До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение, Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог. Но на следующий год численность войска была удвоена.
Любопытно, что даже в этот, уже более тяжелый период осады, монахи Соловецкой обители молились о здоровье царя Алексея Михайловича.
Православные, не принявшие этой реформы, стали называться староверами или старообрядцами, так как не приняли троеперстного крещения и других новшеств. Началось противостояние этих людей с властью. Причины выступления старообрядцев В 1676 году скончался царь Алексей Романов и престол занял его юный сын Фёдор. Одним из событий его царствования стал поместный собор Русской церкви 1681 года. Церковный раскол, XVII век.
Участники этого собора выступили с требованиями о казнях старообрядцев, и речь шла не только о физической расправе над людьми, но и об уничтожении богослужебных книг, религиозных построек, скитов. В апреле 1682 года, за несколько дней до смерти царя Фёдора Алексеевича, состоялась казнь группы старообрядцев в Пустоозёрске. Этот населённый пункт находился в нижнем течении реки Печора на территории современного Ненецкого автономного округа.
Эволюция христианского богослужения затронула и православную церковь. Изменения были внесены в перевод книг для богослужения, в некоторые обряды. Целью была унификация обрядов, что действовали тогда в Греческой православной церкви. И хотя реформа была поддержана царем Алексеем Михайловичем, у нее были и свои противники — они получили название «старообрядцы». XVII век ознаменовался несколькими их выступлениями.
Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах Движение старообрядцев объединяло представителей разных социальных слоев. Они по-разному реагировали на церковную реформу патриарха Никона. Некоторые группы старообрядцев совершали коллективные самоубийства всего за 20 лет таким способом ушло из жизни около 20 тысяч человек. Другие — оказывали вооруженное сопротивление правительственным войскам. Всего было три случая вооруженных выступлений старообрядцев: Соловецкое восстание, происходившее в 1668-1676 году, стало первым таким крупным выступлением, Московское восстание 1682 года было первым Стрелецким бунтом, и причины заключались не в религиозном расколе, а в политическом кризисе и недовольстве стрельцов своим положением. Однако старообрядцы попытались использовать кризис в своих целях, призывая стрельцов отстаивать старую веру, Выступления на Дону в 1670-1680 годах. Даже после воцарения Петра I выступления старообрядцев продолжались, хотя таких крупных восстаний больше не было. Главные события Выступления старообрядцев во многом носили хаотичный характер.
Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре. События развивались так: В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом.
Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами?
Важно понимать, что Соловецкое восстание не было спонтанным актом; оно стало итогом долгих лет недовольства и разногласий. Кто стоял во главе восстания Во главе Соловецкого восстания стоял архимандрит Авраамий. Он был ключевой фигурой в событиях, которые развернулись на Соловецких островах в 1668 году, когда монашеское сообщество Соловецкого монастыря вступило в открытое противостояние с церковными реформами патриарха Никона. Авраамий и его сторонники отказались признать нововведения, воспринимая их как измену основам православной веры. Это привело к длительной осаде монастыря, которая продолжалась несколько лет и вошла в историю как Соловецкое сидение. Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года.
Войска начали готовиться к решающему штурму. Воспользовавшись погодными условиями и ночным временем, Мещеринов отправил отряд стрельцов в 50 человек к заложенному кирпичом окну, о котором доложил Феоктист. Это произошло 1 февраля 1676 года. Отрядом командовал Степан Келин. Стрельцы выполнили поставленную задачу и проникли внутрь монастыря. После этого они взяли под контроль ворота и открыли их войскам. Защитников застали врасплох и они не смогли оказать действенного сопротивления. Соловецкий монастырь был занят стрелецким войском. Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря. Защитников не стали отвозить в столицу, а провели расследование прямо в занятом монастыре. Разбирательство, судя по всему, заняло немного времени. Были приговорены к казни главные зачинщики: Никанор; Сашко. Всего казненных было 26 человек. Но по тем источникам, которые дошли до нашего времени от старообрядцев, общее количество жертв составляло от трехсот до пятисот человек. Также есть информация, что выжили только 14 человек из 500 защитников, оборонявших монастырь. Остальных выживших ждала ссылка по следующим отдаленным острогам: Пустозерский, Кольский. Но взятие Соловецкого монастыря и наказание для восставших не остановило противоборство со стороны старообрядцев. Церковный раскол усилился, а расслоение церкви укоренилось еще больше. Соловецкие мученики В число Соловецких мучеников вошли те, кто не принял церковные реформы и выдерживал осаду царских войск с 1668 по 1676 год. Одинаково чтут как убитых во время штурмов и после взятие крепости, так и отправленных в ссылку. Они до сих пор почитаются как мученики в Старообрядческих согласиях. В исторических источниках того времени о данном «сидении» рассказывается кратко, а к причинам восстания относят также экономические предпосылки. Факт состоит в том, что причиной восстания и последующей осады, длившейся несколько лет, стала религиозная реформа, проведенная патриархом Никоном. Осада наглядно показала, что старообрядцы могут представлять серьезную силу. Именно их организованность стала причиной того, что с 1674 года началась серьезная борьба с так называемыми раскольниками. Власть поддерживала патриарха Иоакима, в 1685 году даже был издан указ, который дозволял применять самые жесткие меры по отношению к старообрядцам. Причем наказанию должны были подвергаться не только сами старообрядцы, но и те, кто им сочувствует и их поддерживает. Реакцией на такие меры стало то, что старообрядцы массово покидали родные земли и уходили в самые отдаленные места царства, где найти их было бы проблематично для представителей власти.
Патриарх Никон, человек властный, непреклонный, грубоватый, лелеял мысль об унификации церковного обряда по греческому образцу. Впрочем, глагол «лелеять» к Никону подходит мало — тут скорее уместно слово «утверждать» и «насаждать», причём огнём и мечом. А тому, по мысли предстоятеля Русской церкви, было самое время: уже два века как пал Константинополь, «переделанный» в Стамбул; внешнеполитическое влияние Московского государства, несмотря на ряд системных внутренних проблем, увеличивалось, и нужно было утверждаться в громком статусе «третьего Рима», правопреемника и прямого наследника Константинополя. Главного центра веры… Конкурента католическому Риму. Три шестёрки, «лесные старцы» и Шушеры 1666-й ожидался в стране как год заведомо пугающий: по России, как мурашки, бегали тревожные слухи, крепли толки-перетолки о «порче», которую патриарх Никон навёл на церковь. И конечно, ждали очередного конца света: несмотря на то, что государство жило по календарю «от сотворения мира», а не «от Рождества Христова», о наступлении года со страшными «666» из Апокалипсиса знали и помнили. И конечно, неоднозначные реформы Никона, шедшие уже десять лет, создали питательную среду для разного рода прорицателей, «вещих людей» и прочих — в обстановке страхов и сомнений они множились, как уже упомянутые выше тараканы. Так, у нас в Заволжье появились некие «лесные старцы», предрекавшие близкий конец света для грешников и спасение для «чистых». Другое дело, что аскетичнейшие технологии «очищения» у старцев были такие, что мало кто выживал. Труб архангелов не дождались и на этот раз, но патриарху Никону был устроен его личный «конец света»: в декабре 1666-го он был низложен Собором. Пострадал он не за реформы, а за высокомерие и за то, что ставил церковь выше государства, а себя титуловал — вслушайтесь, каково: «…великий государь, старейший Никон, архиепископ московский и всея Великие, Малые и Белые России, земли же и моря сея земли патриарх». Человек, несмотря на неблагозвучное прозвание, весьма отважный, преданный сторонник патриарха, автор «Известия о рождении и о воспитании и о житии святейшего Никона патриарха» — одного из главных источников сведений для уже упомянутого Мордовцева. Но и Шушера, у которого попытались отобрать крест, не помог: Никона объявили «многих бесчестиях и укоризнах» в отношении царя Алексея Михайловича, лишили сана и отправили в Ферапонтов монастырь.
Этот период был ознаменован не только религиозным, но и социальным противостоянием, в корне меняющим взгляды на власть и церковь в России. Важно понимать, что Соловецкое восстание не было спонтанным актом; оно стало итогом долгих лет недовольства и разногласий. Кто стоял во главе восстания Во главе Соловецкого восстания стоял архимандрит Авраамий. Он был ключевой фигурой в событиях, которые развернулись на Соловецких островах в 1668 году, когда монашеское сообщество Соловецкого монастыря вступило в открытое противостояние с церковными реформами патриарха Никона. Авраамий и его сторонники отказались признать нововведения, воспринимая их как измену основам православной веры. Это привело к длительной осаде монастыря, которая продолжалась несколько лет и вошла в историю как Соловецкое сидение.
«Республика староверов» – старообрядцы подняли бунт против советской власти
Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ. Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года. Главная» Новости» Выступление старообрядцев годы. 1676, движение раскольников во время Московского восстания 1682 г. Причины: церковный раскол впервые в России привёл к массовым религиозным выступлениям. Восстали старообрядцы,или раскольники, из-за реформ Никона:тот посчитал,что все книги церкви нужно переписать на лад Константинополя,если не ошибаюсь,а это части служащих церкви не понравилось,и стали они выступать против,осуществлять всевозможные забастовки.
Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I
Основным мотивом неприятия советских школ было то, что дети староверов получали доступ к «соблазну», и родителям казалось, что взрослые утрачивали контроль над ними. Просто школа, как и больница, в глазах староверов ассоциировалась со всей тогдашней политикой советской власти, особенно с коллективизацией. Старообрядцы в селе Романовка в Маньчжурии. После установления в Китае коммунистического режима во главе с Мао Цзедуном в 1950-е годы большинство выживших старообрядцев переселились оттуда в Южную и Северную Америку. Фото: diletant. Если бы не жестокая и несправедливая по отношению к крестьянству в целом сплошная коллективизация, староверы не стали бы так сильно протестовать против советских школ. За два месяца до Улунгинского восстания в Приморье на территории соседней китайской Маньчжурии японские оккупанты провозгласили марионеточное государство Маньчжоу-Го , которое некоторое время официально признавалось в том числе и Советским Союзом.
Имелись ли у восставших староверов какие-либо контакты с японцами и русскими эмигрантами в Маньчжурии или это были позднейшие выдумки следователей ОГПУ?
Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило , через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания.
Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Они были сразу же освобождены [5]. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. В старообрядческой литературе[ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Андрея Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [6]. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке.
Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек.
Но разве такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? А с другой стороны не стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался в том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной обидой за отстранения от дела исправления книг. Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на древность. Двоеперстие фиксируется в практике несториан XII века, а в России только в XIV думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на Русь от ислама. Так что ничего даже особо древнего в обрядах староверов нет.
Я уже не говорю, что даже если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не делает ее православной. Да и сами обряды никто и не осуждал. Московский Собор 1666-1667 годов осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воле Церкви. А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви. Не случайно еще в 1800 году Церковь создала институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве с Церковью. Что же касается реальной веры староверов, то Православной назвать ее нельзя никак. Самое главное в нашей вере — это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных согласиях, проповедал трибожие.
Он писал: «трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, — небось!
Некоторые группы старообрядцев совершали коллективные самоубийства всего за 20 лет таким способом ушло из жизни около 20 тысяч человек. Другие — оказывали вооруженное сопротивление правительственным войскам. Всего было три случая вооруженных выступлений старообрядцев: Соловецкое восстание, происходившее в 1668-1676 году, стало первым таким крупным выступлением, Московское восстание 1682 года было первым Стрелецким бунтом, и причины заключались не в религиозном расколе, а в политическом кризисе и недовольстве стрельцов своим положением.
Однако старообрядцы попытались использовать кризис в своих целях, призывая стрельцов отстаивать старую веру, Выступления на Дону в 1670-1680 годах. Даже после воцарения Петра I выступления старообрядцев продолжались, хотя таких крупных восстаний больше не было. Главные события Выступления старообрядцев во многом носили хаотичный характер. Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре.
События развивались так: В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом. Его укрепляют по всем правилам фортификационной науки, здесь имеется все необходимое вооружение. Все насельники монастыря — это не мирные люди, но воины. На случай блокады в монастыре имеются съестные припасы, также его снабжают продуктами поморы — монастырь для своего времени был очень влиятельным, В 1657 году в монастырь присылают из Москвы новые церковные книги для службы, в которые внесены изменения, принятые Никоном.
Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым, В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных — они выступают перед царем в защиту старых обрядов, В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется, В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля — отца Иосифа. Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того — его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора.
Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами?
Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ. Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. Самым крупным актом борьбы старообрядцев можно назвать Соловецкое восстание 1668-1676 гг., которое сопровождалось вооруженными столкновениями и большим количеством жертв. Движение старообрядцев (с 1653г.): форма движения, причины восстания, район восстания, лидер, события, результаты и значение. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги? Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Причины восстания старообрядцев Восстание старообрядцев, которое произошло в России в XVII веке, было вызвано несколькими причинами: Требование сохранения древнерусских церковных обрядов. Старообрядцы сотнями сжигали себя в знак протеста против новых правил, семьями уходили в глухие леса, спасаясь от гонений, образовывали общины.
Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ
- Выступление старообрядцев дата причины основные события итог
- Участники Соловецкого восстания
- Дата начала Соловецкого восстания, причины восстания старообрядцев / Справочник :: Бингоскул
- Соловецкое сидение (восстание)
- АСТРАХА́НСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1705–06
- решение вопроса
Главные события выступления старообрядцев
Восстание старообрядцев 1681 года — восстание, организованное 6 января 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Политические требования и итоги восстания Восстание старообрядцев в XVII веке было вызвано не только религиозными разногласиями, но и политическими требованиями.
Выступление старообрядцев
Выступления старообрядцев при Петре стали одним из проявлений этого сопротивления, и выражали широкий социально-культурный конфликт в российском обществе того времени. Ход бунта Ход бунта был сложным и многоэтапным процессом, включающим в себя как пассивное сопротивление, так и активные восстания. В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований. Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования. Кульминацией сопротивления стали вооруженные мятежи, такие как Булавинское восстание 1707-1708 годов и Пугачевское - 1773-75 годов, в ходе которых общины старообрядцев пытались вооруженным путем защитить свои убеждения и образ жизни. Эти восстания были жестоко подавлены государственными силами, что привело к большим человеческим потерям и дальнейшему рассеиванию приверженцев старой веры по периферии Российской империи и за ее пределами.
Остальных восставших разослали по различным острогам. Главный же итог Соловецкого восстания заключается в том, что расслоение в церкви укоренилось, и с этого времени официально появились старообрядцы. Сегодня принято считать, что старообрядцы это едва ли не язычники. На самом же деле это люди, которые выступили против реформ Никона. В Соловецком восстании примечательны несколько фактов. Во-первых, представители того времени не оставили практически никаких письменных или прочих источников, рассказывающих об этом событии. По этой причине историкам пришлось собирать общую картину по кусочкам, находя мельчайшие подробности произошедшего. Во-вторых, причина бунта так же необычна. Это первый подобный мятеж в истории России, основывающийся не на социальных или экономических распрях, а на религиозных. Причины восстания Реформы Никона внесли изменения во все области религии: правила проведения обрядов, написания икон и книг. Такими кардинальными изменениями духовенство было крайне недовольно. Тех священнослужителей, которые так и не смирились с реформами патриарха и продолжали делать всё на старый манер, прозвали старообрядцами. Однако недовольство в рядах духовенства не сразу переросли в восстание. Всё началось лишь с челобитных к царю в начале второй половины XVII века. Священнослужители просили об отмене реформ Никона и лишении его занимаемой должности. Дальше события развивались в следующем порядке: 1657 год: реформы Никона обязывали переписать и переиздать все церковные книги в соответствии с новыми правилами, что и было сделано в скором времени. Новые образцы были доставлены в Соловецкий монастырь, но там их опечатали в казённой палате. Монахи отказались пользоваться новыми книгами, и проводили обряды по старым; 1666—1667: из Соловецкого монастыря на имя царя было отправлено 5 челобитных с просьбами сохранить старые книги и обряды. Священнослужители подчёркивали то, что остаются верны правителю и всему государству, но считают неправильными изменения в религии; Начало 1667 года: Большой Московский собор предал анафеме то есть отлучению от Церкви старообрядцев; 23 июля 1667 года: царь решает назначить руководителем Соловецкого монастыря отца Иосифа, который был приближен к царю и Никону и разделял с ними новые реформы. Однако монахи Соловков восприняли это в штыки, и выслали обратно несостоявшегося руководителя, а на его место избрали старообрядца Никанора. Высылка Иосифа стала серьёзной причиной для начала осады монастыря, ведь царь не терпел, когда его приказов ослушивались и шли против его воли. Устройство монастыря Почему же Соловецкий монастырь смог сдерживать царскую армию на протяжении 8 лет? Всё дело том, что он располагается на острове, который расположен близ границы России и Швеции. Если бы во время войны с последней в 1656-1658 Московское царство допустило бы проникновение шведов, то этот пункт должен был бы занять оборонительную позицию. По этой причине Соловецкий монастырь сделали военным укреплением — форпостом. Его не только серьёзно защитили, но и обеспечили запасами воды и продовольствия на долгое время. На момент восстания в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 царским указом в Соловецкий монастырь было направлено войско стрельцов под командованием Игнатия Волохова, дабы усмирить и подчинить монахов. Всего это армия насчитывала 112 человек. Больше чем через месяц, а именно 22 июня 1668 года, стрельцы подошли к Соловкам. Однако священнослужители не намеревались их впускать в свои владения и закрыли ворота. Предводитель прекрасно понимал, что не сможет взять столько хорошо укреплённую крепость такой маленькой армией. По этой причине Волохов принял решение начать осаду крепости, чтобы изнурённые голодом и жаждой монахи сами сдались. Однако запасов в крепости было настолько много, что оборонявшиеся могли спокойно жить ещё несколько месяцев. К тому же им активно помогали местные жители.
Города Клинцы, Новозыбков Брянская область основали старообрядцы, но сейчас их очень мало, равно как и церквей. Церкви почему-то в ходе истории сгорали, наверное, на них не было божьей благодати. В каждом из этих ородов осталось по 1-2 церквей. В Москве одна центральная-возле Казанского вокзала.
Его создали отчасти в честь 400-летия протопопа Аввакума — старообрядческого богослова, идеолога сопротивления церковной реформе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Реформы начались на церковном соборе в Москве в 1654 году, за эталон реформаторы взяли греческий обряд. Началась одна из самых черных страниц русской истории, когда одни православные убивали других. Репрессии, закрепленные законодательно, санкционировал сам царь Алексей Михайлович. Огню и мечу предавали городки и обители, желавшие сохранить старую веру. Спасаясь от преследователей, противники реформы пошли кто на север, кто в леса и на Дон. Казаки хоть и несли службу в интересах царя, получая от него жалованье за оборону южных рубежей, о расколе долго вообще не знали, — говорит Шадрина. Он был построен при поддержке царя Алексея Михайловича и освящен в 1652 году. Духовенство было прислано из Москвы, поэтому оно выполняло все указы царя и патриарха. Богослужения совершались по новым обрядам, которые для казаков не были новшеством, поскольку в Черкасске до строительства собора служили монахи Межигорского монастыря, относившегося к Константинопольскому патриархату". Кроме того, к вопросам веры казаки относились своеобразно. Разумеется, казаки были крещеными, но они находились вне религиозной жизни в современном ее понимании", — отмечает Шадрина. Так и получилось, что в условиях репрессий, охвативших Русь, Дон стал одним из самых безопасных мест для верующих старообрядцев. В 1674 году инок Иов Льговский на одном из притоков Дона — реке Медведице — основал первое старообрядческое поселение. Спустя какое-то время здесь и на реке Чир появились другие городки старообрядцев, рассказывает настоятель Покровского старообрядческого собора в Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов. Несколько десятилетий верующие жили крайне обособленно, избегая контактов с казаками. Обживаясь на новом месте, они старались возвести храм, где проводились обряды по дореформенным нормам. Но огромные расстояния не позволяли это контролировать, поэтому общины продолжали появляться", — говорит Шадрина. По данным этнографа Василия Дружинина, население Земли донских казаков, как тогда официально называлась эта территория, составляло 30 тыс. Постепенно началось сближение. Одной из главных причин Шадрина называет наличие храмов в старообрядческих поселениях. А в Черкасск ехать было далеко", — поясняет историк. Влияние старообрядцев на Дону достигло апогея в 1687 году, когда в Черкасске прошел Войсковой круг, на котором решили служить по старым книгам и не называть старообрядцев раскольниками. Правда, решение это продержалось только полгода, отмечает отец Иоанн. По приказу князя Василия Голицына многие участники тех событий были арестованы. Следующим ударом по старообрядцам стало восстание Кондратия Булавина. Ряд старообрядческих городков уничтожили присланные на Дон войска, а жителям во главе с атаманом Игнатом Некрасовым пришлось даже уйти с Дона — сначала на Кубань, а затем в Османскую империю. В Ростове-на-Дону Старообрядческая община появилась в Ростове примерно тогда же, когда он сформировался как город. Крепость Димитрия Ростовского была заложена в 1749 году, а через 45 лет, в 1784 году, уже существовала старообрядческая часовня, рассказывает отец Иоанн. Ульяновская — прим. ТАСС , немного поодаль от нашего собора, где эта часовня находилась. Кроме того, в 1811 году в Ростове-на-Дону уже существовало старообрядческое кладбище", — говорит настоятель. Долгое время, говорит историк Алла Шадрина, именно Дон оставался местом наибольшей концентрации старообрядцев в России.