Лекция 2.3. «Последний путь Свидригайлова» | Курс: Петербургские перекрестки | Лектор: Вадим Пугач | Организаторы: Академия постдипломного педагогического об. На его совести доведённый до самоубийства насмешками и придирками слуга (по версии Лужина, умерший от побоев), глухонемая четырнадцатилетняя девочка, повесившаяся из-за Свидригайлова, грязные преследования Дуни Раскольниковой, смерть Марфы Петровны. В чем причины самоубийства Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) Сочинение.
Грозовой вечер и утро накануне самоубийства свидригайлова
В чем причины самоубийства Свидригайлова. В литературоведении есть два противоположных мнения о причинах самоубийства Свидригайлова. Так, исследователь Фридлендер считает, что самоубийству послужили мотивы, зависящие от самой личности Свидригайлова. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Для того чтобы глубже показать характер главного героя романа «Преступление и наказание», объяснить причины возникновения его теории и ее последствий, Достоевский. Свидригайлов отвечал, что по теории Родиона Романовича единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Остается лишь пошлость и серость жизни которую так явно начинает Свидригайлов ощущать перед самоубийством: городской сад с «тремя кустиками», «благоразумнейшая из матерей» — мать его невесты.
Психологические проблемы
- Самоубийство Свидригайлова
- В чем причины самоубийства Свидригайлова
- История создания
- В чем причины самоубийства Свидригайлова — сочинение
Самоубийство Свидригайлова
Почему свидригайлов покончил с собой. История персонажа | Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. |
Смерть Свидригайлова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание») | по русскому языку и литературе. |
Причины самоубийства Свидригайлова анализ главных факторов
Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом.
Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние.
Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота.
Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор.
Категория: Сочинения по русской литературе Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников заметил, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное. Свидригайлов — дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге.
Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость.
Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне.
На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов.
Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи.
Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша».
Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны. Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки — даже во сне!
И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой. Ресницы спящей блаженным сном девочки «как бы приподнимаются, и из-под них выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок… Но вот она уже совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех… «А, проклятая!
Русский язык, 11 класс
У Аркадия есть покойная жена Марфа и дети, но семьей все они являются только формально. Между ними не было серьезных чувств. Мужчина не любил Марфу Петровну, а вот женщина все делала для него. Они достигли согласия, но жене пришлось мириться с изменами мужа. Они познакомились за восемь лет до событий романа. Аркадий попал в серьезную долговую яму и только деньги Марфы Петровны спасли его. Они поженились и сразу уехали в имение жены. Там он провел семь лет, никуда не выезжая и тратя состояние жены. Марфу он считал старой и некрасивой, но женщина обожала Аркадия, поэтому мирилась с таким отношением.
Свидригайлов совращал крестьянок и изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девушку. После надругательства она повесилась на чердаке. Кто-то сделал донос на Аркадия и завели уголовное дело. Только помощь жены спасла его от ссылки в Сибирь. Аркадий также довел до самоубийства одного из своих слуг. Он постоянно издевался над подчиненным и пытал его. Марфа хорошо понимала моральные принципы Свидригайлова и поэтому перед смертью сделала необычный поступок: все свое имущество она завещала детям. Она хорошо понимала, что Аркадий не будет о них заботиться и оставила их на попечение тетки.
Семья перестает существовать после смерти Марфы. Многие люди считали Аркадия причастным к гибели жены и обвиняли его в убийстве. Подобного мнения придерживалась даже Дуня, новая возлюбленная Свидригайлова. После смерти жены материальное положение Аркадия пошатнулось. Он привык к роскошной жизни, и поэтому продолжил тратить деньги, не понимая, что это приведет к проблемам. Его привыкли считать состоятельным человеком, никто не догадывался о настоящем финансовом положении мужчины. О детях Свидригайлов не беспокоился и считал, что им лучше жить у тетки. Характер и внешность Для полного представления Аркадия Ивановича лучше составить детальное описание.
На момент событий романа ему исполнилось 50 лет и его жизнь наполнена разными неблаговидными поступками. Внешние данные Свидригайлова: Широкие и крутые плечи делали его слегка сутулым. Волосы густые с небольшой проседью.
И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона.
К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли?
Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться».
Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Раскольников заметил, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное. Свидригайлов — дворянин.
Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку.
Бессонница и психические расстройства Постоянные бессонные ночи и психические расстройства стали неотъемлемой частью жизни Свидригайлова. Он мучился от кошмаров и тревожных мыслей, что привело к ухудшению его психического состояния. Отсутствие истинной любви Свидригайлов никогда не испытал истинной любви и не смог найти спутницу жизни, которая была бы способна понять и простить его грехи. Это лишило его возможности испытать настоящее счастье и стабильность в отношениях. Потеря смысла жизни В поисках смысла жизни, Свидригайлов сталкивался с постоянным чувством бесполезности и отчаяния. Он не нашел цели, которая могла бы дать ему мотивацию и радость, и это привело к его самоубийству. Социальное и экономическое неравенство Свидригайлов был богатым и влиятельным человеком, что позволяло ему пренебрегать законами и уклоняться от наказания.
что привило свидригайлова к самоубийству?
2.3. «Последний путь Свидригайлова» | В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов. Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои. |
Аркадий Иванович Свидригайлов • описание героя | В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Для того чтобы глубже показать характер главного героя романа «Преступление и наказание», объяснить причины возникновения его теории и ее последствий, Достоевский. |
Из за чего застрелился свидригайлов. "Преступление и наказание"
Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Последние поступки и смерть Аркадий Иванович Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского. по русскому языку и литературе. Причины самоубийства Свидригайлова.
Из за чего застрелился свидригайлов. "Преступление и наказание"
Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение к сестре Раскольникова Авдотье Романовне - не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки.
Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота. Свидригайлов - циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование.
Не то, чтоб а вот заря занимается, залив Неаполитанский, море, смотришь, и как-то грустно. Всего противнее, что ведь действительно о чем-то грустишь! Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь Я бы, может, теперь в экспедицию на Северный полюс поехал, потому " я в пьяном виде нехорош франц. Также Свидригайлова оклеветали из-за смерти родственницы Ресслих. На Достоевского самого также клеветал Страхов. Свидригайлов также, как и сам Достоевский изображен натурой страстной Для всех прямо состовляет удовольствие подозревать Свидригайлова в разных мерзостях. У тебя ничего не было своего в ее доме. Я взяла его, как стала подозревать, на что ты способен".
Так при каких обстоятельств это сказано.... Что может не по наговорить женщина когда отбивается из последних сил. Тем более по роману ясно, что Марфа Петровна умерла от удара. Но по-моему и Свидригайлову доставляет удовольствие , когда его подозревают в самых нелепых грехах. Я не духовник и не психолог, поэтому не могу сказать, какие личности любят чтобы их хулили и сочиняли по них гадости. Свидригайлову явно приятно, что его все считают злодеем. И вспомним, что у Дуни в некоторой момент глазки все-таки блестели. И ясно, что если бы она хоть играючи ответила его страсть, рокового выстрела бы не было.
Натура сложная, но на мой взгляд один из самых ярких и удавшихся персонажей у Достоевского. Интересно, что самое на мой взгляд ясное изложение сути романа Достоевский вложил в уста Свидригайлова. Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел! Оно тоже, конечно, обидно для молодого человека с достоинствами и с самолюбием непомерным знать, что были бы, например, всего только тысячи три, и вся карьера, все будущее в его жизненной цели формируется иначе, а между тем нет этих трех тысяч. Прибавьте к этому раздражение от голода, от тесной квартиры, от рубища, от яркого сознания красоты своего социального положения, а вместе с тем положения сестры и матери. Пуще же всего тщеславие, гордость и тщеславие, а впрочем, бог его знает, может, и при хороших наклонностях… Я ведь его не виню, не думайте, пожалуйста; да и не мое дело. Тут была тоже одна собственная теорийка, — так себе теория, — по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу-то, сору-то.
Ничего, так себе теорийка; une th?
Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире».
Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме.
Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла. Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество.
Это ощущается на страницах романа. Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.
В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию — стало самоубийство.
С одной стороны он сам себя считает человеком похотливым и вроде бы стремится к разврату. С другой в романе он постоянно мешает другим развращать себя - спасает Соню от проституции давая ей деньги , даёт деньги детям Катерины Ивановны, оставляет приданое своей невесте перед самоубийством , чтобы родители перестали её продавать разным "дядям" и проч. В этом смысле ужасы, которые рассказываются про Свидригайлова, что он "убил жену", "развратил кого-то" - это слухи. Мы не имеем доказательств этому, а его поведение - противоположно. Дуне Свидригайлов делает сначала все же непристойное предложение, но потом ясно оказывается, что он её все-таки любит. И когда она его отвергает - он не в силах её принудить он не насильник. Напротив он даже хочет, чтобы она его убила.
Ну и дальше Свидригайлов идет в гостиницу с названием "Адрианополь" напомню, что император Адриан переименовал так Иерусалим , в "каморку под лестницей" если учесть, что во снах Раскольникова лестница - явный символ загробных мытарств, то место "под лестницей" - это адское место. И там ему снятся сны: 1-й сон - сон о мыши. Мышь прибежала на телятину Свидригайлов заказал телятину , но начала ползать по нему как по трупу.
Почему свидригайлов покончил с собой. История персонажа
По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Свидригайлов, главный антагонист романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", был человеком без скрупулезности, лишенным моральных принципов и. Оборванец, окинув взглядом Свидригайлова, встряхнулся и тотчас же повел его в отдаленный нумер, душный и тесный, где-то в самом конце коридора, в углу, под лестницей.
Смотрите также:
- В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
- Смерть Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»
- Социальная изоляция
- Достоевский. Свидригайлов
- referat5vip.ru
- Остались вопросы?
В чем причины самоубийства Свидригайлова — сочинение
В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов. Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои. Как вы считаете, почему Свидригайлов совершил суицид? Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои деньги, ухходит из дома и стреляет себе в висок их револьвера Дуни.
«Преступление и наказание»
- Сочинение по литературе на тему: В чем причины самоубийства Свидригайлова
- Из за чего застрелился свидригайлов. "Преступление и наказание"
- ЗАГАДОЧНАЯ СЕРИЯ САМОУБИЙСТВ И ЕВРЕЙ-ПОЖАРНИК
- Причины самоубийства Свидригайлова анализ главных факторов
- Достоевский. Свидригайлов
что привило свидригайлова к самоубийству?
В романе «Преступление и наказание» его можно называть двойником Раскольникова. Аркадий Иванович прямо говорит, что с Родионом они «одного поля ягоды». Краткая биография Образ Свидригайлова подробно раскрывается в романе. Он был отставным офицером и два года служил в кавалерии. У Аркадия есть покойная жена Марфа и дети, но семьей все они являются только формально. Между ними не было серьезных чувств. Мужчина не любил Марфу Петровну, а вот женщина все делала для него. Они достигли согласия, но жене пришлось мириться с изменами мужа. Они познакомились за восемь лет до событий романа.
Аркадий попал в серьезную долговую яму и только деньги Марфы Петровны спасли его. Они поженились и сразу уехали в имение жены. Там он провел семь лет, никуда не выезжая и тратя состояние жены. Марфу он считал старой и некрасивой, но женщина обожала Аркадия, поэтому мирилась с таким отношением. Свидригайлов совращал крестьянок и изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девушку. После надругательства она повесилась на чердаке. Кто-то сделал донос на Аркадия и завели уголовное дело. Только помощь жены спасла его от ссылки в Сибирь.
Аркадий также довел до самоубийства одного из своих слуг. Он постоянно издевался над подчиненным и пытал его. Марфа хорошо понимала моральные принципы Свидригайлова и поэтому перед смертью сделала необычный поступок: все свое имущество она завещала детям. Она хорошо понимала, что Аркадий не будет о них заботиться и оставила их на попечение тетки. Семья перестает существовать после смерти Марфы. Многие люди считали Аркадия причастным к гибели жены и обвиняли его в убийстве. Подобного мнения придерживалась даже Дуня, новая возлюбленная Свидригайлова. После смерти жены материальное положение Аркадия пошатнулось.
Он привык к роскошной жизни, и поэтому продолжил тратить деньги, не понимая, что это приведет к проблемам. Его привыкли считать состоятельным человеком, никто не догадывался о настоящем финансовом положении мужчины. О детях Свидригайлов не беспокоился и считал, что им лучше жить у тетки.
Раскольников заметил, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное. Свидригайлов — дворянин. Служил два года в кавалерии.
Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости.
Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона.
Раскаяние искупает вину и возрождает нравственное чувство через катарсис. У Свидригайлова же нравственное чувство не затемнено, а полностью вытравлено. Поэтому его страдание не очищает, превращаясь в безысходное мучение, преодолеть которое он способен только самоубийством. Моментальный анализ любой ситуации Раскольниковым поражает глубиной и законченностью. К его оценкам, собственно, в романе уже ничего не добавляется — он прекрасно понял сущность Лужина по письму матери; понял трагедию девочки на бульваре, понял Мармеладова и оказался единственным, кто смог Мармеладова пожалеть. Но Свидригайлов в этом Раскольникову равен! Подслушанного разговора убийцы и блудницы для него достаточно, чтобы проникнуть в характер Раскольникова и в смысл его теории. Они похожи своим отношением к детям — к девочкам, прежде всего, хотя в читательском восприятии чистота и возвышенный альтруизм Родиона Романовича в Аркадии Ивановиче воспринимаются как сладострастная похоть, что объясняется шлейфом слухов и сплетен, распускаемых Марфой Петровной и Лужиным.
Даже сны у героев, по существу, общие… Но Свидригайлову удалось заглушить голос совести не через мысль и преступление, чего так и не смог сделать Раскольников, а постепенно вытравив его бесстыдством, как кислотой, с течением времени способной разрушить монолит, вроде бы разрушению не подлежащий. Ему ни за что не стыдно: он равнодушен к обвинениям в свой адрес, даже если они безосновательны. Именно этим он вводит в заблуждение Раскольникова, чья уязвлённая гордость и истерзанная болью совесть заставляют его воспринимать Свидригайлова как ничтожество и мелкого преступника, то есть подлеца из разряда Лужина и ему подобных. Между тем бесстыдство и отсутствие совести совсем не одно и то же. Можно с лёгкостью обойти любой нравственный императив подходящим случаю логическим обоснованием, нравственно при этом нимало не страдая. Стыд примиряет с подлостью не хуже, чем отсутствие стыда. Парадокса здесь нет. Соню Мармеладову именно стыд заставляет вести весьма активный образ жизни по жёлтому билету.
Для неё в исступлённом страдании — признание вины, продиктованное высоким нравственным чувством. Да и сам Раскольников разрешает себе пролить кровь по совести потому, что ему неимоверно стыдно перед всеми униженными и оскорблёнными, в том числе перед матерью и сестрой. И пользуются!.. Свидригайлов же не верит в возможность изменения мира не только через насилие, но и через что бы то ни было, и поэтому, признавая зло объективно существующей данностью, изменить которую нельзя, становится большим преступником, чем убийца Раскольников. Для Свидригайлова прогресс осуществляется через подавление слабого зла более сильным, когда положение униженных и оскорблённых неизбежно ухудшается, потому что от них ничего не зависит, а гамлетовский вопрос решается упрощённо и цинично: до определённого времени ему кажется, что просто быть лучше, чем не быть. Своим примером Аркадий Иванович по крайней мере заставляет людей выглядеть лучше по сравнению с ним, жалким карточным шулером, развратником, циником, способным жить с нелюбимой женщиной на правах альфонса не только из благодарности за спасение из долговой тюрьмы, но и из страха, что Марфа Петровна в любой момент даст ход долговым бумажкам… Бесстыдство становится для него жизненной позицией, продиктованной отчаявшимся умом и подкрепляемой сладострастием, не потому, что он от природы похабник и потаскун, а оттого что он перед женщинами готов преклоняться, как Скупой рыцарь перед золотом. Он недаром обвиняет Раскольникова в шиллерианстве — оно близко и ему: перед Дуниным револьвером он испытывает душевный подъём, подобно шиллеровским персонажам в экстремальных ситуациях. Шиллеровская или рогожинская, карамазовская!
Между тем равнодушие к добру и злу Свидригайлова, отмеченное В. Характеры, созданные Достоевским, в трафарет литературной традиции или социальной идеологии не вписываются так, как характеры, состоящие из крайностей, доведённых до предела. В Свидригайлове проявления низменности и благородства меняются местами: альтруизм не отличается от мизантропии, благородство проявляется через низость, высокое чувство любви выглядит вожделением греха содомского — и всё это как само собой разумеющееся, естественное положение вещей, обусловленное реальным состоянием действительности. Аркадий Иванович слишком хорошо знаком с её законами и поэтому легко добивается желаемого, когда желаемое этим законам не противоречит. Для него постыдная тёмная страсть настолько вписывается в систему социальных отношений, что даже не воспринимается как подлость, находя вполне разумное объяснение в научных и социальных теориях. В своём декларируемом бесстыдстве Свидригайлов парадоксально честен — в большей степени, чем сумевший себя надуть Раскольников. О его грязных домогательствах Дуни мы узнаём от Марфы Петровны, которая, естественно, ничем, кроме разврата, его поступки посторонним не может объяснить догадываясь о его искренних чувствах, что и приводит её в бешенство. На самом же деле Свидригайлов вначале всячески оберегал Дуню, намеренно сторонясь её и страшась собственной страсти.
Он не находил поддержки и понимания в окружающем его мире. Эта изоляция оказывает негативное влияние на психологическое состояние Свидригайлова. Он часто чувствует себя отвергнутым и неспособным установить глубокие и значимые связи с другими людьми. Это усиливает его чувство одиночества и незащищенности. Причины социальной изоляции: Влияние на Свидригайлова: Отсутствие поддержки со стороны семьи и близких друзей Свидригайлов не имел семьи и близких друзей, которые могли бы поддерживать его и помогать в трудных моментах.
Проблемы в общении с окружающими Свидригайлов испытывал трудности в общении с другими людьми, что приводило к его изоляции и несоответствию социальным нормам. Отсутствие поддержки со стороны общества Свидригайлов не получал поддержки и признания со стороны общества, что усиливало его чувство изоляции и одиночества. Социальная изоляция играла значительную роль в формировании психологических проблем Свидригайлова. Она усиливала его чувство отчужденности и ухудшала его психическое состояние. Без поддержки и понимания общества Свидригайлов не нашел других выходов из своих проблем, что привело его к отчаянию и, в конечном счете, к самоубийству.
Отсутствие семьи и близких друзей Свидригайлов не имеет круга близких людей, которые могли бы поддержать его эмоционально и помочь ему справиться с проблемами. Он остается без защиты и поддержки, что усиливает его чувство отчаяния. Отсутствие семьи и близких друзей также отражается на его способности установить и поддерживать здоровые отношения с окружающими. Он ощущает духовную пустоту, что приводит к еще большей изоляции и отчуждению от общества. Без семьи и друзей Свидригайлов сталкивается с трудностями и затруднениями в повседневной жизни.
Он не имеет поддержки и помощи в решении проблем, что может привести к усилению его психологических трудностей. Исследования показывают, что наличие семьи и близких друзей является важным фактором для поддержания психического здоровья. Они могут предоставить эмоциональную поддержку, помочь в поиске смысла жизни и дать ощущение принадлежности к сообществу. В случае Свидригайлова отсутствие семьи и близких друзей становится одной из причин его самоубийства. Это подчеркивает важность связей с окружающими и необходимость предоставления поддержки и помощи тем, кто испытывает одиночество и изоляцию.
Проблемы в общении с окружающими Взаимодействие с другими людьми для Свидригайлова становится источником стресса и дискомфорта.
В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В чём причины самоубийства Свидригайлова? Мгла. Туман. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Реферат на тему В чем причины самоубийства Свидригайлова по предмету Литература и русский язык. 1. Смерть Марфы Петровны Смерть жены Свидригайлова, Марфы Петровны Свидригайловой, по мнению нескольких героев романа, является делом рук самого Свидригайлова.