«Трансвааль-парк» — первый аквапарк Москвы — привлекал огромное количество посетителей. Ошибки проектирования и искалеченные судьбы: со дня трагедии в «Трансвааль-парке» прошло 20 лет. "Трансвааль-парк", построенный в форме китового хвоста, был спроектирован и возведён по проекту мастерской "Сергей Киселёв и партнёры". Поисковые спасательные работы на месте трагедии в "Трансвааль-парке" предполагается завершить к исходу понедельника, 16 февраля. Расследование причин трагедии в «Трансвааль-парке» продолжалось почти два года.
Трансвааль-парк. Оперативная съемка службы спасения
Трагедия в спортивно-развлекательном комплексе унесла жизни 28 человек, более ста человек пострадали, многие из них стали инвалидами. Для множества людей тот вечер 14-го обрушение крыши московского аквапаркафевраля навсегда останется в памяти: это те, кто пережил несколько мучительных часов под завалами, их родственники, друзья, бывшие работники «Трансвааль-парка» и свидетели чудовищной трагедии. За сооружение «Трансвааля» ЕТС была признана победителем в номинации «Объекты культуры, медицины, зрелищные и спортивные сооружения» на 3-м конкурсе «На лучший реализованный проект года в области инвестиций и строительства», организованном правительством Москвы. По факту ЧП было возбуждено уголовное дело по статье 109 часть 2 УК РФ — «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам». Расследование продолжалось больше 20 месяцев: с первого дня, когда обрушилась кровля «Трансвааля», по декабрь 2005 года, когда московский прокурор Анатолий Зуев подписал обвинительное заключение. Расследование было действительно долгим.
Это вызвано тем, что по делу проводилось большое количество экспертиз, в том числе взрывотехническая, которая позволила полностью отмести версию теракта. Проводилась также и строительная экспертиза, на основании которой обвинение и смогло сделать основные выводы.
Три многотонных передвижных крана поочередно на стропах опускают на площадку, где работают люди, контейнеры, которые вручную наполняют строительным мусором и убирают. Так монотонно идет расчистка всю ночь. Работают только ручным инструментом: пневмощипцами, отбойными молотками, ломами и кувалдами. В завалах очень много снега. Его убирают лопатами военнослужащие МЧС. Это противоречит тому, что утверждают многие сотрудники аквапарка - что крышу регулярно чистили. Со слов спасателей, причиной обрушения крыши в крупнейшем столичном аквапарке "Трансвааль-парк" могло стать нарушение правил эксплуатации.
По предварительной оценке экспертов, бетонная крыша на арматурной основе впитывала конденсат, который образовывался в результате испарения. Возможно, вентиляция не справлялась, и конденсат замерзал. В результате крыша обвалилась. Купол накрыл всю водную часть комплекса, кроме бассейна для взрослых. Видимо, этот треск и приняли за звук взрыва посетители аквапарка, находившиеся в соседних помещениях и жители окружающих домов.
В настоящее время в больницах города остаются 64 пострадавших, среди них — 24 ребенка. Трагедия в «Трансвааль-парке». Фотогалерея У спасателей и следователей много работы Аквапарк: теракта не было.
Это свои Снег-убийца на хилых крышах Виновникам трагедии в аквапарке светит до 5 лет Трагедия в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» Площадь обрушения составила почти пять тысяч квадратных метров. Купол здания упал на всю водную часть комплекса, кроме бассейна для взрослых. Под обрушившейся крышей оказались детская площадка с детским бассейном и большой бассейн с горками, центрифугой и прочими самыми привлекательными аттракционами, с прилегающими площадями. Частично пострадали фитнес-центр, амфитеатр, часть служебных помещений, прилегающих к главному входу, и холл, где располагались кассовые аппараты, а также находящееся за кассами кафе, рассчитанное на несколько десятков мест. В одно мгновение люди в купальных костюмах оказались на двадцатиградусном морозе среди обломков стекла и бетона. Оказание помощи было организовано в течение семи-девяти минут. На место трагедии прибыли все экстренные службы столицы. Для проведения поисково-спасательных работ были задействованы 95 спасателей МЧС России и 11 единиц спецтехники.
В течение всей ночи спасатели не прекращали работу по разбору завалов. Работали только ручным инструментом: пневмощипцами, отбойными молотками, ломами и кувалдами. Уже во время проведения спасательных работ рухнула еще одна часть купола — фрагмент козырька. Никто не пострадал. Поздним вечером 15 февраля спасатели приступили к разбору бетонных плит дна бассейна. Утром 16 февраля спасательные работы на месте катастрофы в московском аквапарке были завершены. В дальнейшем проводились только поисковые мероприятия и разбор завалов. В ликвидации последствий обрушения крыши принимали участие 1115 человек и 198 единиц техники, а также 57 бригад медицинской помощи.
Раненые были госпитализированы в десять больниц, в том числе в первую Градскую, НИИ скорой помощи им. Склифосовского, в детские — Морозовскую, Филатовскую и 20 больницы, а также в 31, 71 и 64 клинические больницы. По факту обрушения крыши и гибели людей в аквапарке прокуратура Москвы 14 февраля 2004 года возбудила уголовное дело по части второй статьи 109 Уголовного кодекса «причинение смерти по неосторожности». Расследование по делу длилось более 20 месяцев. За это время прокуратурой были проведены десятки осмотров различных объектов, допрошено более 300 человек, проведены 240 различных судебных экспертиз, в частности, уникальная по объему и специфике исследований комплексная строительно-техническая экспертиза. Были проверены все возможные версии причин аварии, в том числе связанные с неблагоприятными природными метеорологическими, геологическими условиями, возможными ошибками при проектировании, строительстве и эксплуатации, использованием некачественных строительных материалов, а также связанные с умышленными действиями.
Расчет стоимости оборудования Состав и стоимость оборудования представлены в табл. Примеры и особенности инсталляции В табл. Последнее особенно важно, поскольку наличие соляной кислоты в конденсате приводит к интенсивной коррозии обычного оборудования в течение 1,5—2 лет эксплуатации. Агрегаты DanX являются защищенными от коррозии, что достигается за счет конструктивного исполнения, которое отличается тем, что все стыки сделаны заподлицо путем использования соединений типа «ласточкин хвост» и сбойных планок.
Поскольку у оцинкованных изделий уязвимыми местами являются места резов и гибки, все детали агрегата подвергаются горячей оцинковке после вырубки и окончательного формирования. Кроме того, предусматривается специальное эмалевое покрытие внутренних каналов, по которым осуществляется перемещение обрабатываемого воздуха. При проектировании вентиляции аквапарков важным моментом является обеспечение оптимального воздухораспределения. Дело в том, что значительные внутренние тепловыделения способствуют формированию большого градиента температур по высоте здания. В результате под потолком скапливаются огромные массы перегретого воздуха, создающие в зимних условиях резкий температурный контраст на поверхности кровли, следствием чего, помимо дополнительных теплопотерь, являются повышенные механические напряжения несущих конструкций. Возвращаясь к трагедии аквапарка в Москве, отметим здесь, что существенным дополнительным фактором, быстро усугубившем начинающуюся под влиянием коррозии и механических напряжений деформацию конструкции крыши «Трансвааль Парка», скорее всего, стала разрушительная энергия расширения замерзающей в образовавшихся макро- и микротрещинах влаги, вследствие чего катастрофа приобрела фатальный характер. Учитывая особый статус объекта и сложный характер протекающих в нем теплофизических процессов [9, 10], целесообразной является проверка проектных решений вентиляции аквапарков, используя численное моделирование Computational Fluid Dynamics, CFD [11—13], которое в силу определенных преимуществ в последнее время практически вытеснило собой ранее широко использовавшийся метод физического моделирования. Численное моделирование в программной среде PHOENICS Parabolic Hyperbolic Or Elliptic Numerical Integration Code Series , снабженной пользовательским интерфейсом VR Virtual Reality , обеспечивает однозначный ответ на вопрос о возможности конденсации паров воды на поверхности ограждающих конструкций, а также позволяет восстановить полную картину пространственного распределения полей температуры и влажности воздуха внутри строительного объема практически любой степени сложности. К сожалению, имевшая место инициатива, связанная с внедрением вентиляционных агрегатов типа DanX в комбинации с воздухораспределителями AirInjector при строительстве «Аквадрома» на Аминьевском шоссе, в конечном итоге не была реализована. Тем не менее, зарубежный и, особенно, положительный отечественный опыт оснащения многочисленных плавательных бассейнов специализированными агрегатами DanX фирмы DANTHERM и воздухораспределительными устройствами AirInjector фирмы HOVAL со всей очевидностью убеждают в необходимости его распространения также и на аквапарки, где, как показала практика, обсуждаемая проблема является жизненно важной.
Biasin K. Electrowarme International, vol. VDI 2089 «Building installations in swimming baths. Indoor pools», part 2, July 2000. СНиП 2. СанПиН 2. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов», М. Мезенцева, М. Mendon K. Wong S.
Kerestecioglu A. Mendes N. Читайте по теме:.
Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль"
Как аквапарк убил людей в День Влюбленных 15 лет назад | Во вторую годовщину трагедии в "Трансвааль-парке" 14 февраля 2006 года викарий патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Истринский Арсений освятил закладной камень будущего мемориального. |
Завершено расследование причин обрушения Трансваальпарка | Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня. |
Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль"
Главная» Новости» Трансвальпарк трагедия. Главная» Новости» Трагедия трансвааль парк. «Трансвааль-парк» — трагедия в День всех влюбленных: факты о катастрофе 2004 года. Трагедия в Ясеневе оказала психологическое воздействие не только на тех, кого она коснулась.
"Трансвааль-парк": кто виноват - бетон или люди?
Трагедия в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» 14 февраля 2004 года в 19 часов 15 минут на юго-западе Москвы в Ясенево в спортивно-развлекательном комплексе. 14 февраля 2004 года День всех влюбленных в Москве омрачился трагедией – рухнула крыша спортивно-развлекательного центра «Трансвааль-парк». Следствие по трагедии в "Трансваале" может быть закончено в феврале. Как пострадавшие в "Трансвааль-парке" адаптировались к новой жизни и что чувствуют через 16 лет после.
Москва. Трагедия в аквапарке; 14 февраля 2004 года. Д/ф "Трансвааль - потерянный рай"
В деле об обрушении аквапарка «Трансвааль» найден еще один виновный — Викиновости | Трагедия в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» на юго-западе Москвы произошла вечером 14 февраля 2004 года. |
Трансвааль парк трагедия список погибших - 86 фото | Главная» Новости» Трагедия трансвааль парк. |
Кто виноват в трагедии? | По их словам, причина трагедии «Трансвааль-парка» заключается в геологических особенностях этого места. |
Смертельный февраль Нодара Канчели. Под крышами любимого архитектора Лужкова погибло сто человек | Как пострадавшие в "Трансвааль-парке" адаптировались к новой жизни и что чувствуют через 16 лет после трагедии. |
Как второклассница Саша Ершова спасла 3-летнюю девочку.Трагедия в аквапарке Трансвааль | Кто виновен в трагедии. |
Как второклассница Саша Ершова спасла 3-летнюю девочку.Трагедия в аквапарке Трансвааль
У москвича Дмитрия Кулагина в день трагедии в «Трансвааль-парке» находился друг со своей девушкой. Оперативная съемка службы спасения. 4 887 просмотров. 14 февраля исполняется 5 лет со дня трагедии, потрясшей всю страну. Комментарии. Поисковые спасательные работы на месте трагедии в "Трансвааль-парке" предполагается завершить к исходу понедельника, 16 февраля. По их словам, причина трагедии «Трансвааль-парка» заключается в геологических особенностях этого места. В Москве в среду прошли похороны первых четырнадцати погибших в результате обрушения кровли в аквапарке "Трансвааль парк". Главная» Новости» Трансвальпарк трагедия.
Дети, выжившие в "Трансваале"
Она говорит: «Я благодарю Бога за то, что Вадим остался жив! Несчастье постигло семью Хмеадашвили, под обломками здания погиб молодой отец и его малолетний сын, жена осталась в живых, но ей пришлось ампутировать обе ноги. Бывший работник «Трансвааль-парка» Володя рассказал, что год назад демобилизовался из армии и устроился на работу в аквапарк поваром, его рабочее место располагалось под самым куполом, как раз под тем фрагментом, который уцелел и нависает теперь огромным козырьком над развалинами. На вопрос о том, что он почувствовал в момент обрушения, Владимир ответил: «Почувствовать я ничего не успел, так как беды ничего не предвещало. Поскольку работы в тот момент не было, я со своими коллегами через стекло смотрел на купающихся в бассейнах людей, и лишь через несколько секунд после случившегося ощутил ужас и панику, родившуюся во мне, как и в тех, кто был рядом». Трагедия в Ясеневе оказала психологическое воздействие не только на тех, кого она коснулась. С тех пор многие люди боятся посещать подобные объекты.
В здании развлекательного комплекса в момент обрушения находились более тысячи посетителей. Позже была названа основная причина трагедии в Ясенево: ошибка проектирования. По уголовному делу в качестве обвиняемых проходили главный архитектор Нодар Канчели и начальник Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолий Воронин.
Это дело Ларисы Гузеевой, у которой погиб один из двух сыновей.
Мы выиграли эти дела. Плюс нам удалось добиться так называемого пролонгированного возмещения ущерба. Тамара Папиташвили получает ежемесячные выплаты на лекарства и уход — около 5 тысяч рублей. Мы долго боролись с судебными приставами, и сегодня эти решения исполняются.
Вы надеетесь отсудить больше выплат? Сейчас в Европейском суде эти жалобы приняты к рассмотрению, и мы ждем оттуда адекватного решения. Конечно, есть надежда, что Европейский суд взыщет уже с Российской Федерации, а не с конкретных виновных, более высокие суммы. Кроме того, решение могло бы стать, согласно российскому законодательству, новым, вновь открывшимся обстоятельством, что является основанием для пересмотра уголовного дела.
Мы не оставляем работу в этом направлении: если будет решение Европейского суда, мы поставим вопрос о привлечении виновных к ответственности. Все же факты нарушений зафиксированы в материалах уголовного дела, их там огромное количество. Их изучение вызывает только один вопрос: почему «Трансвааль-парк» простоял так долго, почему не рухнул раньше?! По проекту его глубина должна быть около четырех метров, а когда заменили, он оказался углублен всего на два метра.
Потом, по проекту должна быть алюминиевая крыша, а сделали бетонную. Ряд согласований, которые делаются еще до начала строительства, сделали после того, как закончили стройку. В процессе строительства было огромное количество пересортицы: более дорогие строительные материалы меняли на более дешевые. В частности, крепления опор крыши вместо дорогой высокопрочной стали, подлежащей сварке, поменяли на чугунные, сваривать которые невозможно.
Все эти нарушения при строительстве были осознанными, умышленными. Все они имели один мотив — корыстный. Везде все было связано с желанием сделать все подешевле. В чем была разница между алюминиевой — по проекту — крышей и бетонной?
В цене! Алюминиевая стоила в два раза дороже. Это «подешевле» уже жить не могло, стоять не могло, — и в итоге рухнуло. У нас нельзя построить здание просто так.
Согласование пакета проектных документов длиться около двух лет. Естественно, за каждой подписью стоит определенная ответственность, в том числе уголовная. Конечно, нужно привлекать к ответственности всех, кто подписывал эти бумаги, кто менял стройматериалы ради выгоды. Потому что пока шло разбирательство уголовного дела по «Трансваалю», мы имели такую картину.
Следователи вызывают начальника строительного управления и говорят: «Крепления колонн должны быть по проекту из этой стали. Вы поменяли ее на чугун, который в три раза дешевле.
Честно говоря, я желаю ему большой удачи. В архитектурных кругах про Канчели рассказывают еще одну историю. Я останусь на кафедре. А вот что будет с тобой, Нодар?
Где откликнется? История не терпит сослагательного наклонения, и все-таки... Вопрос риторический. Ни одна из экспертиз, результаты которых доступны общественности, ничего подозрительного на обломках парка не обнаружила. Отчего же он рухнул? Данные экспертов подвергать сомнению не принято.
Почему качество бетона проверял НИИ железобетона? Ведь именно специалисты этого НИИ должны были осуществлять наблюдение за материалами в процессе строительства аквапарка. Выходит, после катастрофы эксперты проверяли не только турок, но и сами себя. То же самое можно сказать и о Мосгеотресте, составлявшем заключение об идеальном состоянии фундаментов. Кто же будет свидетельствовать против себя? И полученные ими результаты оказались далеко не так однозначны.
Решения прокуратуры с трепетом ждет не один Канчели. Эти потери несопоставимы. И все-таки осмелимся утверждать: трагедия в аквапарке произвела и на общественность, и на власти куда более ошеломляющий эффект, чем взрыв в метро. Трудно сказать за всех, но часть проектировщиков и строителей полностью поменяла отношение к делу. Раньше никто не парился по поводу того, что существующие СНиПы, мягко говоря, не совсем корректны. Экспертиза смело согласовывала проекты, в которых обрушение одной из колонн автоматически приводило к обрушению целого здания.
Нодар Канчели проект конькобежного стадиона в Коломне пересмотреть уже не мог: строительство шло полным ходом. И все-таки заказчик стадиона заказал взрывотехническую экспертизу, в ходе которой выяснилось: взрыв полой колонны приводит к обрушению крыши, но если ее накачать бетоном, то последствия будут не столь разрушительны. Конструктор купола аквапарка уверен, что просто повысить требования к строительству общественно значимых объектов мало. Надо официально вводить в расчеты возможную угрозу терактов. Если в Японии все дома рассчитаны на 9-балльное землетрясение, то у нас должны быть рассчитаны на килограммы тротила.