Уже настолько этот ритуал глубоко засел в нашей традиции, что без сжигания чучела очень трудно представить праздник Масленицы. Сожжение чучела – кульминация Масленицы. Главные традиции Масленицы связаны с блинами, походами в гости, народными гуляниями и сжиганием чучела зимы. языческая масленица, масленица языческий праздник, масленица у славян, как известно масленица это языческий, масленица язычество, какой языческий праздник был прообразом масленицы.
Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных
25 февраля в парке Никола-Ленивец в Калужской области по местной традиции сожгут арт-объект — 19-метровую «Четвертую стену» с секретной капсулой внутри. Традиции и обычаи Масленицы. В Масленичную неделю на Руси устраивали народные гуляния и большие застолья, женщины гадали, проводили обряды и делали привороты. В 2022 году в последний день масленичной недели, 6 марта, в "Никола-Ленивце" сжигать будут "Вавилонскую башню" архитектора Екатерины Поляковой. Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /.
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Наши предки считали масленичную неделю крайне важным временем: именно Масленица определяла то, как пройдет следующий год, богатым ли будет урожай, а также ждет ли всех домашних счастье грядущей весной. Масленичная неделя: как выбрать качественную красную икру. Масленичная неделя. Традиции. Масленичный фольклор. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням.
Масленичные гуляния. Экологично или нет?
В воскресенье принято сжигать чучело зимы. Рассказываем, откуда пошла эта традиция и зачем это делать. Что это за праздник? Масленица — старинный праздник. Торжество длится неделю, оно предваряет Великий пост, а тот, в свою очередь, — Пасху. В это время пекут блины, сжигают чучело, провожают зиму и встречают весну.
Является ли он православным или языческим? Насколько уместно для верующих предаваться в эти дни забавам?
Отец Иоанн признаёт, что у наших предков-язычников т. Скорее всего, праздновали его в сроки, близкие ко дню весеннего равноденствия. В дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона так и написано: «Как и западноевропейский карнавал, русская Масляница - наследие времен язычества». Вопрос: какое отношение это имеет к христианству? Она приходится на неделю перед Великим постом и, следовательно, не имеет четкой даты в календаре. Для христиан это время подготовки к посту, в эту неделю Церковь не разрешает своим верным чадам вкушать мясо», - пишет священник.
Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег. Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер. А вот еще один обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье. За этими санями шествовал масленичный «поезд» состоящий из целой вереницы саней.
С блинами на Масленицу связано и масса интересных примет. В частности пересоленное тесто символизирует плаксивый год для хозяйки, подгоревшие блины — неудачи, а удавшееся блюдо, радующее своими вкусовыми и эстетическими качествами, знаменует очень удачный и счастливый год. Сжигание чучела на Масленицу — зачем проводят этот обряд Масленичное чучело понемногу готовят еще с понедельника, чтобы к воскресенью оно стало как можно более совершеннее. Выполняют его из старых лоскутов одежды, соломы и обрезков ткани. Чучело всегда похоже на женщину. Символизирует оно зиму, с которой жители хотят попрощаться. Традиция пришла еще с дохристианских времен — кострами славяне встречали весну. Костер символизирует скорый приход тепла и его победу над зимней стужей. Считается, что огонь обновляет каждого человека, даря ему шанс на улучшение своей жизни. Сжигание чучела — это прощание с зимой и со всеми проблемами, болезнями и неудачами, которые случились в прошлом году. В костер можно бросить неприятные воспоминания, которые не дают душе раскрыться навстречу чему-то светлому и доброму.
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
Но в древние времена связывались масленичные гуляния с переходом от зимы к весне и были своеобразным новым годом земледельцев. Потому и многие обряды праздника связаны с привлечением удачного урожая. Сожжение чучела — это выражение идеи обновления и возрождения через гибель. Само чучело символизирует собой нечто схожее с птицей Феникс.
Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках. Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры. Сжигание чучела символизировало проводы зимы и встречу весны, прощание со всем старым, ветхим. Как должен христианин относиться к этой традиции?
С этим вопросом «Фома» обратился к протоиерею Андрею Ефанову: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ В провождении масленичной недели — то есть недели перед постом — важно различать два плана: один — языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя — так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых — сжигание чучела масленицы — символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году.
В субботу у невестки собирались золовки. В воскресенье все поминали умерших родственников и просили друг у друга прощения, за что день стали называть Прощеным воскресеньем.
На площади сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали. Читайте также: Роспотребнадзор Ямала дал советы по выбору продуктов к Масленице В масленичную неделю проводили различные магические ритуалы. Чтобы в доме не было бед, горестей и болезней, в понедельник сыпали в каждый угол дома соль, выметали ее только после праздника и закапывали. А в последний день Масленицы все ходили в баню, чтобы смыть с себя хвори.
Масленица 2024: что нельзя делать 17 марта Сложились на Масленицу особые приметы. Они были как хорошие, так и плохие. Например, считалось, что, если в праздник незнакомый человек в двери постучал, можно ждать хорошие новости. А что нельзя делать 17 марта?
На Масленицу нельзя грустить и плакать, иначе, по поверью, год будешь слезы лить. Убираться в доме, стирать можно было только в первые три дня праздничной недели. В этот же период избавлялись от старых и испорченных вещей. А затем мыть пол и выносить сор из дома запрещалось, потому что вместе с ним могут уйти благополучие и семейное счастье.
Участвовать могут и дети и взрослые. Масленица в 2023 году — какого числа сжигают чучело Этот обряд будет проходить 26 февраля 2023 года в Прощеное воскресенье. Если в прежние времена изготавливали и сжигали женское и мужское чучела, то в наши дни принято делать и сжигать лишь женское, которое стало носить то же название, что и сам праздник — Масленица. Это действо становится кульминацией и самым ярким его событием. Оставлять чучело Масленицы было дурной приметой, поскольку считалось, что тогда урожай будет плохим, а внезапные наступившие холода могут уничтожить посевы.
Впрочем, у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху. Как сжигают чучело Масленицы, чтобы избавиться от проблем и негатива Итак, прежде всего, Масленичное чучело — это кукла, которая специально изготовлена людьми для проведения обряда. По традиции, кукла создается огромной человекоподобной и может иметь как женский, так и мужской облик. Для создания чучела, как и в старину, используют натуральные «горящие» материалы — солома, дерево, ткани старая одежда. Удивительной старинной особенностью было то, что в большинстве случаев каждому чучело давали имя, например Дуняша, Глаша, Мавра.
Перед сожжением непременно водили хороводы вокруг Масленицы, устраивали веселые забавы, угощались блинами и даже катали чучело в запряженной тройке и на санях со снежных гор. Обряд сжигания чучела Масленицы отражает идею природного обновления. В древности в этот костер подбрасывали также и старые и ненужные вещи, истрепавшуюся одежду, чтобы избавиться от всего плохого и печального и получить все это в обновленном виде. Люди верили, что правильно проводить студеную Зиму значит помочь Весне вступить в свои права. Время идет, а полюбившиеся народу традиции остаются.
Так и сегодня люди с удовольствием проводят обряд сожжения чучела на костре. Только вот чучело выглядит несколько иначе. Теперь его не наряжают в тряпье, а даже наоборот стараются сделать как можно красивее и ярче и даже проводят конкурсы на изготовление самой красивой масленичной куклы. Сжигание чучела Масленицы — довольно опасное занятие. Чтобы праздник не омрачился пожаром, учитываются основные факторы: Соблюдайте расстояние не ближе 50 метров до объектов защиты; Если на территории, где проходит праздник, установлен особый противопожарный режим, то чучело там сжигать нельзя.
Если на празднике присутствуют детишки, то внимательно следите, чтобы они не подходили слишком близко к огню. Также следите за домашними питомцами.
Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство
Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов. В Масленицу существует традиция ходить друг к другу в гости. Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет с 23 по 26 февраля.
Масленица 2024: что нужно сделать, чтобы горькие слезы год не лить
Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36].
Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие.
Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т.
Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле. Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем. Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года.
Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем. Тот же Фрезер рассказывает, что древние славяне практиковали ритуал сожжения на Масленицу медвежьего чучела. Похороны Масленицы А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет. В дошедших до нас источниках фигурирует чучело Масленицы, символизирующее божество Зимы. Сожжение — также символический акт: Зима уступает место Весне.
Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки.
Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования.
Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи».
В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время.
Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп.
Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире.
Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом.
Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом.
Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот».
Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд.
Иерей Александр Добродеев, зав. Люди стремились вдоволь нагуляться, чтобы потом глубоко погрузиться в молитвы и душевное сосредоточение. Поэтому сжигание чучела - не главное в Масленице, это всего лишь традиция, часть представления", - сказал он. Сейчас люди обращают внимание больше на само празднование, на представление, на угощения. Из Масленичной недели сделали коммерческий праздник, стали приглашать много туристов", - подчеркнул священник.
Сейчас очень много других технических возможностей, чтобы красочно отпраздновать уход зимы, а открытый огонь все-таки опасен", - заключил отец Александр. Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, не видит ничего плохого в обычае сжигать чучело на Масленицу. Вообще-то дети плачут во многих случаях. Так, например, достаточно дать посмотреть ребенку современное телевидение, - он не только плакать, но и заикаться будет", - сказал он. Однако все же здесь дело в том, насколько крепки эти традиции и насколько они святы для человека. Ведь если люди празднуют что-то хорошее и доброе, то они и будут продолжать это праздновать, несмотря на любые запреты", - подчеркнул он. Получается, что Масленичная неделя смешала в себе языческое празднование прихода весны и подготовку к Великому христианскому посту, которая не предусматривает сжигание чучел. Однако я не могу сказать, что сжигание Масленицы это - плохой обычай. На мой взгляд, это нормальная и хорошая традиция", - заключил отец Сергий.