последние известия. С вопросом, каким выдастся для России 2024 год мы и отправились к нумерологу Евгении Беловой. Власти ряда регионов РФ, и не только приграничных, уже отменили военные парады и шествия «Бессмертного полка» 9 мая, объясняя свои решения обеспечением безопасности граждан.
Последние новости о России и россиянах
Главные новости в России, странах СНГ и мире: последние новости, статьи, фото, видео, инфографика. В июне 2023 года ожидается кардинальный перелом в мировом конфликте, расстановка сил изменится, многое для судьбы России и россиян. 24 февраля Президент России Владимир Путин принял решение «о проведении специальной военной операции» по защите Донбасса.
Судьба России – в наших руках!
Против страны вводятся бесконечные санкции, провоцируются беспорядки и военные конфликты в сопредельных государствах, киевскому режиму оказывается огромная военная помощь", - обратился к офицерам и генералам глава военного ведомства. Сергей Шойгу отметил, что коллективный Запад развернул против России "самую настоящую войну, в очередной раз всеми силами пытаясь сломить".
Одного из них пророк назвал Безликим и также Меченосцем. Этот человек якобы получит весьма серьезную и опасную рану, но сможет выжить в конечном счете. Далее описывается его падение и обратный возврат к власти.
Но все равно Меченосца уберут. Далее будет царь, которого образно Василий назвал Длинноносым. Никто в народе любить его не станет, по словам пророка. Однако при всем при этом власти у него будет более, чем достаточно.
И главное его оружие — это правление силой. Далее появится царь, которого образно назвал предсказатель Сидящим на двух столах. Рядом с ним будет якобы пять соратников точно таких же. И на четвертом все развалится.
Никто из них особенной славы не получит. Следующего правителя Василий назвал Лысый, у которого кожа не чистая. Особенных данных по нему нет.
На днях Нарышкин также говорил, что к русофобии на Западе привела «пробуксовка» либерального проекта. Политика Автор Артём Свирин «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт.
Что им о нас известно, рассказал Финансам Mail. Какие факторы будут влиять на российскую валюту — Финансам Mail. Россия победит в специальной военной операции, динамика положения дел на фронтах демонстрирует, что исход предрешен, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Российские военные уничтожили украинские ангары с ударными беспилотниками на аэродроме Каменка в Днепропетровской области, сообщило в воскресенье министерство обороны РФ.
Что известно на данный момент К 9 апреля 2024 года количество жилых домов в регионах России, подтопленных в результате паводка, увеличилось до 10 550, сообщили в оперативных службах.
Новости в России и мире сегодня
Об этом рассказал сопредседатель Регионального совета сторонников партии «Единая Россия» Олег Сухоруков. В нём могут состоять те единомышленники, кто по существующему федеральному законодательству не имеет права вступить в партию, например, военнослужащие, работники прокуратуры, сотрудники полиции», — пояснил Сухоруков. По его словам, в Прикамье зарегистрированы примерно 22 тысячи членов «Единой России» и почти 11 тысяч сторонников Партии. Эта категория россиян — основные идейные соратники Партии, которые общаются с людьми на «земле». Такое определение своим коллегам дал руководитель Департамента по обеспечению взаимодействия со сторонниками партии «Единая Россия» и общественными объединениями Сергей Полозов. Но по неформальным — сторонников гораздо больше и именно через нашу организацию разъясняются изменения, которые происходят благодаря партии «Единая Россия», — заявил Полозов. Важную роль сторонников в поддержке политики президента страны Владимира Путина и «Единой России» подчеркнул и первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
В таких вопросах Россия никогда не отступала и не отступит, потому что в противном случае перестанет быть Россией. Сергей Нарышкин Политологи отмечают, что РФ поставили перед выбором и у нее не было другого пути, кроме как защитить ЛДНР и обеспечить собственную безопасность, особенно после заявлений Украины о ядерном оружии. Читайте похожие материалы на Daily Moscow:.
Как пишет РИА «Новости» , такое заявление он сделал на экспертном совете по вопросам исторического образования в Минобрнауки. Нарышкин отметил, что следует помнить, что главным фактором развития РФ, «стержнем ее тысячелетней истории» был суверенитет. То есть, по словам главы СВР, право РФ самостоятельно, «свободно и осознанно определять свою судьбу».
Но постепенно мы видим, что эти голоса начинают звучать среди европейских политиков в европейских странах. Я надеюсь, что они найдут решение. Но позвольте мне сказать вкратце. В 2024 году y нас, очевидно, нет оснований ждать развития событий по этому вопросу. Но сейчас мы не ожидаем этого в ближайшем будущем".
Путин готовит Россию к катастрофе мирового масштаба, считает Кедми
Нам сейчас очень важно эту динамику поддержать. Очень важно не останавливаться", — заявил Дмитрий Песков. Он добавил, что президента Украины Владимира Зеленского скоро перестанут считать легитимным руководителем страны.
Стратегически мы их не понимаем. Но постепенно мы видим, что эти голоса начинают звучать среди европейских политиков в европейских странах. Я надеюсь, что они найдут решение. Но позвольте мне сказать вкратце.
В 2024 году y нас, очевидно, нет оснований ждать развития событий по этому вопросу.
Все поставленные задачи должны быть выполнены, подчеркнул пресс-секретарь президента. Он также добавил, что сейчас в рядах ВСУ нарастает паника из-за действий российских военных. Нам сейчас очень важно эту динамику поддержать.
Новостной сайт E-News. Используя материалы, размещайте обратную ссылку. Оказать финансовую помощь сайту E-News.
Кому небезразлична судьба России
- «Заявления, без преувеличения, определят судьбу России»: Путин выступил 27 июня ВИДЕО
- Просто Новости
- Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба России
- Глава СВР Нарышкин заявил, что судьба России решается в данный момент
- Судьба России — Московская Школа Конфликтологии
- Новости по теме
Судьба конфликта сейчас в руках Запада - эксперт о России и Украине
Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин заявил, что в настоящий момент решается судьба России и определяется ее будущее место в мире. Владимир Путин обратился к гражданам России. Пророчество Киссинджера о судьбе России начало сбываться: какое будущее ждет страну? Директор Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин сообщил, что в настоящее время решается судьба России, которая никогда не отступит в вопросах обеспечения своего. В Россию попали секретные материалы Верицы Обренович, прослывшей в народе "сербской Вангой". Судьба России и ее будущее место в мире решаются в настоящее время, считает директор Службы внешней разведки (СВР) РФ Сергей Нарышкин. Его слова приводит РИА Новости.
Новости в России и мире сегодня
Ситуация в мире по-прежнему определяется глобальной напряжённостью между Россией и США при восходящем движении России. Судьба России выше любви к той или иной действительности», — сказал лидер «Сути времени». Сергей Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба России и ее будущее место в мире. Василий Немчин, которого называют русским Нострадамусом, сделал некоторые прогнозы, предсказания по поводу судьбы России 2021-2030 года. эксперт о России и Украине. У россиян появляется возможность определить путь развития России на ближайшие шесть лет.
Адвокаты застройщика обжалуют иск прокуратуры об изъятии участка во Владивостоке
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Forgot Password?
- Глава СВР Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба РФ
- Судьба России
- Открывается «Судьба России»
- Предисловие
Последние новости о России и россиянах
Но так ли легок будет путь? США и ЕС не смогут победить Россию в «войне на истощение», уже очень скоро у них возникнут огромные проблемы из-за глобального продовольственного кризиса , о котором ранее предупреждал экс-госсекретарь Соединенных Штатов Генри Киссинджер. Об этом пишет Strategic Culture. Издание напоминает слова Киссинджера, сказанные им на недавнем форуме в Давосе, о том, что американские «либеральные демократы» из Белого дома из-за надвигающейся продовольственной катастрофы потерпят поражение на критически важных промежуточных выборах. При этом Евросоюз охватят внутренние распри.
Там понимают, что по своей мощности и дальности действия его можно не только использовать на украинской территории, но и наносить удары по мирным городам России», — сказал председатель партии «Справедливая Россия — За правду». Одним словом, если Россия не доведет дело до конца, если мы не покончим с современными бандеровцами и националистической гадиной на Украине, то в обозримом будущем война может прийти и в наш дом», — заключил Сергей Миронов. Поделиться в ВК.
Глава Министерства иностранных дел Турции Хакан Фидан высказал свое мнение о невозможности переговоров России и Украины в ближайшие годы, цитирует дипломата BB. Это опасно.
Это вопрос, который должен волновать европейцев больше, чем нас. Стратегически мы их не понимаем. Но постепенно мы видим, что эти голоса начинают звучать среди европейских политиков в европейских странах.
Собеседники либеральных точек зрения часто прибегали к рациональному сопоставлению географии расселения русского народа и черт национального характера. У нас всегда было много земли, поэтому, в отличие от западников, у нас нет культуры конклавов. В Европе ты обречен договариваться с соседями, даже если их терпеть не можешь. А мы исторически развивались в ситуации, когда соседи не являются данностью. Лес дает дерево для избы. Если сгорела — ничего страшного, построим новую. А раз так, то мы более склонны уходить, если не по-нашему». Им нужно договариваться друг с другом, а нам можно просто взять и переехать из одной степи в другую». Но чаще мы встречаем рационально не мотивированные оценки русской идентичности, и здесь доминируют черты трагичности, жертвенности, готовности к страданиям, смиренному преодолению испытаний, возложенных на народ судьбой или Богом. У нас все через боль, через самоотверженность. У нас любовь по-толстовски, надо обязательно броситься под паровоз. И вообще, у нас сакрализация. Жизнь хороша тем, что мы все умрем. Я японцам говорю: мы больше в этом похожи на вас. У англичан герой должен быть всегда живым, всегда хеппи-энд. А у нас любой герой, если он сакрально не погиб, то он не герой». То есть нам для того, чтобы был триумф, нужна трагедия. И суть России — это подвиг. Для того чтобы так сильно любить, еще сильнее любить свой край, наверное, сначала нужно было его покинуть, совершить подвиг и хотеть туда вернуться для спокойной жизни». Она на каком-то генном уровне впиталась. Те исторические перипетии и препятствия, с которыми наш народ сталкивался, неважно, войны или какие-то внутренние катастрофы, они нам это дали. И я не знаю, что должно произойти, чтобы мы оказались в оцепенении». Литература, культура, душа, славянство, соборность — упоминание всего этого нематериального, возвышенного в символах России — очень важная деталь. Наши собеседники чувствуют это вечное, надматериальное. Говорят, что русские одновременно живут в сознании необходимости и невозможности построения Царства Божия на земле. То есть у нас есть очень высокая цель, но мы знаем, что достичь ее нельзя. Отсюда ключевые свойства — терпение, смирение, великодушие, тоска. Но нам очень важно, ради чего. Должно быть что-то священное для нас, во что можно верить». Еще две важные национальные черты, отмеченные в интервью, — это тяга к справедливости и бескорыстию. Даже здесь эти качества оборачиваются зеркальным трагизмом. Цивилизация западноевропейская с большим упором в сторону права — dura lex sed lex. А у нас, конечно, справедливость превалирует над правом. И в этом смысле мы гораздо больше, чем, скажем, наши западные соседи, склонны что-то делать для ликвидации несправедливости. Наверное, Россия могла многое выторговать у Запада за отказ от поддержки сербов в 19992000-м. Но это же несправедливо. То есть наша поддержка сербов была абсолютно нерациональной». Когда мы сталкиваемся с тем, что человек что-то точно делает не для себя, это сильно приветствуют». Имперскость русского народа не звучит доминантой среди национальных черт, но для большой части собеседников Россия не только остается империей, но и не империей быть просто не может. Это империя сложная, не всегда рациональная и дальновидная, щедрая и толерантная. Сегодня несколько растерявшая фокус и цельность своей цивилизационной миссии. Иначе будет полный крах. Империя — это ментальное восприятие своего превосходства над миром. Обязательства за окружающий мир, исходя из этого, научить кого-то жить, кого-то спасти. И глобализм в смысле создания чего-то монументального в архитектуре, в литературе, в оружии, во всем. Это должно быть лучшее. И огромные территории подконтрольные». Можно предположить, что для части респондентов смысл империи сегодня в «сшивании» многонационального и многоконфессионального российского пространства. Наше единство и сила в многообразии. Вероятно, в этом же наша слабость. Среди собеседников либеральных взглядов иногда звучат опасения, что Россия может пережить еще один распад — общей культуры и истории может оказаться недостаточно для народов, населяющих страну. Традиционалисты, напротив, видят сильные духовные и исторические скрепы. Но, сто процентов, в Штатах есть политики, которые думают, что это неплохое стечение обстоятельств и надо приложить усилия и помочь тому, чтобы разбежались. Я думаю, такие шансы есть». Кто может хранить, тому я дам хранить. Он вручил ключи славянскому народу, который может объединить. Славяне давали государственность многим нациям, но никто не выдерживает суверенитета — все продаются под кого-то, потому что они маленькие. А славяне великие, потому что они знают свою миссию, поэтому нет другого центра государственности, кроме Кремля». Не Восток, не Запад Один из самых интересных выводов для нас стало отстраивание собеседников от необходимости привязывать Россию к какой-либо иной цивилизации. То есть на самом деле мы и есть сердце Евразии — и Европы, и Азии». Часто этот вопрос вызывает возмущение: почему мы вообще должны определяться? Работаем всей семьей, и нам комфортно. А потом я еду по делам в Калугу: запчасти купить, в магазин зайти за продуктами, — и тоже чувствую себя как рыба в воде. У нас хорошая страна, нормальный президент. Может быть, какие-то проблемы есть, но мы их решаем все. И не надо ни на кого быть похожим, на Европу, на Китай, на Японию. Мы живем своей жизнью, и слава богу». Мы должны искать идентичность внутри. У нас все для этого есть». Это нетривиальный вывод, поскольку еще тридцать лет назад большая часть населения искала возможность встроиться в западное пространство, подчеркивая непрерывную связь русской и европейской цивилизации. Сегодня же даже либерально настроенные собеседники описывают подчас фундаментальные несостыковки с западным миром, и не только политические, а культурные, бытовые, но в первую очередь ценностные. В это время абсолютным электоральным большинством стало сытое поколение. У нас в это время была обратная история. У нас рушилась страна, мы в Чечне воевали, нам надо было, чтобы все не расползлось. Нам рассказывали о сексуальных меньшинствах, а у нас рождаемость обваливалась. У нас Великая Отечественная — это нациеобразующая вещь, мы не можем перестать ходить на парады, а у них отказ от милитаризма». А мы от Византии идем. Понятно, у нас есть какие-то общие точки, но их не так уж много». Впрочем, разлет представлений о глубине нашей инаковости и о разрывах с соседними культурными платформами в деталях разнятся у представителей крайних консервативных и либеральных взглядов. У последних больше грусти от разрыва с западной цивилизацией и надежды на восстановление отношений, несмотря на разность идентичностей: «Не обязательно быть похожими, но надо дружить со всеми». Кроме того, у этой группы звучит представление о том, что у Востока мы взяли «деспотичную форму власти», а у Запада — экономику и культуру. Шкала истории В опросник мы внесли вопрос об интересе респондентов к собственной родословной и, что называется, попали. Практически все наши собеседники не просто проявляли интерес к второму-третьему поколению, но часто шли дальше, насколько позволяли исторические документы. И наше предложение сформировать государственную программу по бесплатному составлению родословной, как правило, вызывало всеобщую поддержку. За предсказуемым выводом о важности понимания своих корней и истоков, связи с постоянно разрываемым революциями историческим контекстом страны мы увидели и второе дно — глубокую рефлексию наших респондентов на тему российской истории. Нам кажется, что в обществе формируется нейтральный, примирительный характер отношения к прошлому. Без истерик и баталий «Запад — Восток» или «белые — красные». Именно изучение подробностей жизни своих предков, которым пришлось испытать все перипетии сложных исторических процессов, дает ощущение неразрывности поколений и органичности национальной памяти. При этом его расстреляла советская власть уже потом, при товарище Сталине. И как я к этому отношусь? Я просто пытался понять, зачем он в революцию пошел. И меня вдохновляет образ прадедушки. И моих дедов, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны, совершали подвиги. И я на это все смотрю и думаю. Вот они могли, а я? У меня прадедушка в Сталинграде фрицев мочил, а я тут боюсь что-нибудь лишнее сказать? А другой прадедушка басмачей валил». Мы просили наших собеседников назвать несколько ключевых фигур или событий российской истории. И получили очень нестандартный перечень, по которому фактически можно обрисовать план исследовательского учебника истории см. Выявить закономерности здесь было непросто. Наверное, для представителей традиционалистского лагеря в большей степени характерен интерес к истории страны до Петра I, а также чуть более трагические оценки событий начала XX века. Кстати, Петр I и его реформы — абсолютный рекордсмен в упоминаниях респондентов 11 раз , притом, что ни один наш собеседник не ставил эту фигуру особняком и не придавал его деятельности какой-то уникальной значимости. Второе событие — это семнадцатый век, освоение Сибири. То, что нас сделало империей. Это время, когда многие крупные державы создавали свои империи, причем создавали их горизонтально. Но получилось так, что из всех этих горизонтальных историй удержали свою империю только мы. А удержали мы ее потому, что мы ее неразрывно привязали к себе, сказав, что это не колония, это — мы.
Новости Рубцовска
До сих пор неясна судьба российских активов, которые были заморожены странами ЕС в результате санкций. Сергей Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба России и ее будущее место в мире. Историческая судьба России была необычайно тяжела: открытая равнина, суровый климат, татарское иго, длившееся 250 лет, бесконечные вторжения соседей с северо-запада, юга и. Руководство России начало спецоперацию на Украине, имея на руках точные данные об обстановке в мире.
Глава СВР Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба России и ее место в мире
Используя материалы, размещайте обратную ссылку. Оказать финансовую помощь сайту E-News.
Решение начать военную спецоперацию на Украине опиралось на предельно точную оценку ситуации в мире, малейшее промедление в отношении откровенно русофобского киевского режима обернулось бы в недалеком будущем большой трагедией, заявил директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин на экспертном совете по вопросам исторического образования в Минобрнауки. Он отметил, что России просто не оставили шанса поступить иначе.
И даже Олимпиада в Пекине в какой-то степени влияет. Если вспомнить российско-грузинский конфликт 2008 года, то там как раз во время всемирных спортивных игр он и случился. Причем Олимпиада проходила в том же Пекине, только была летней.
Слишком много говорится о возможной войне, главное, чтобы не сработал эффект самоисполняющегося пророчества. Сценариев развития событий выработано уже много, а политикам сейчас стоит оставаться спокойными и предотвращать шаги, увеличивающие напряженность и обостряющие кризис. Напряженность, конечно, еще долго будет высокая, она давно нагнетается, и в прошлом году говорили о том, что война может теоретически начаться, ссылаясь на передвижения российских войск по своей территории. Это выгодно для нападающей стороны. Хотя бывают исключения. Например, вторжение США и их союзников в Ирак с целью свержения диктатуры Саддама Хусейна было заранее обставлено необходимостью борьбы с ядерной программой в Ираке, доказательств существования которой так и не было найдено. Но все это было необходимо, чтобы ублажить общественное мнение, хотя в итоге вторжение в Ирак стало одной из основных причин появления ИГИЛ.
Сегодня же в российской идеологической повестке, достаточно посмотреть хотя бы телеканалы, не видно массовой подготовки населения к "справедливой" войне, зато в западных СМИ много истерики. Но если рассуждать с точки зрения реальной ситуации, то информационная война идет между двумя странами как минимум уже с 2014 года. В какой-то степени идет позиционная война, на линии разграничения между самопровозглашенными республиками ДНР и ЛНР и украинскими формированиями.
Невозможно это и в жизни целого народа. Россия не играла еще определяющей роли в мировой жизни, она не вошла еще по-настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная жизнь была обособлена и замкнута.
России все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Духовные силы России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества. Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая. Многих на Западе влечет к себе таинственная глубина русского Востока. Но все еще не наступало время признания за духовной жизнью христианского Востока равноправия с духовной жизнью Запада.
На Западе еще не почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада, что Толстой и Достоевский идут на смену властителям дум Запада для самого Запада и внутри его. Свет с Востока видели лишь немногие избранные индивидуальности. Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства мира и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия. Славянская раса не заняла еще в мире того положения, которое заняла раса латинская или германская.
Вот что должно в корне измениться после нынешней великой войны, которая являет собой совершенно небывалое историческое соприкосновение и сплетение восточного и западного человечества. Великий раздор войны должен привести к великому соединению Востока и Запада. Творческий дух России займет, наконец, великодержавное положение в духовном мировом концерте. То, что совершалось в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и западным. Для этого давно уже созрели потенциальные духовные силы России. Война 1914 года глубже и сильнее вводит Россию в водоворот мировой жизни и спаивает европейский Восток с европейским Западом, чем война 1812 года.
Уже можно предвидеть, что в результате этой войны Россия в такой же мере станет окончательно Европой, в какой Европа признает духовное влияние России на свою внутреннюю жизнь. Бьет тот час мировой истории, когда славянская раса во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества. Передовая германская раса истощит себя в милитаристическом империализме. Призванность славянства предчувствовали многие чуткие люди на Западе. Но осуществление мировых задач России не может быть предоставлено произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилия национального разума и национальной воли.
Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия — противоречива, антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами. И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречий бытии России факты для подтверждения своей веры. Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость.
Тогда русское самосознание освобождается от лживых и фальшивых идеализаций, от отталкивающего бахвальства, равно как и от бесхарактерного космополитического отрицания и иноземного рабства. Противоречия русского бытия всегда находили себе отражение в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское историческое бытие. Это яснее всего видно на самой характерной нашей национальной идеологии — славянофильстве и на величайшем нашем национальном гении — Достоевском — русском из русских. Вся парадоксальность и антиномичность русской истории отпечатлелась на славянофилах и Достоевском. Лик Достоевского так же двоится, как и лик самой России, и вызывает чувства противоположные.
Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христе Великий Инквизитор мирится с рабьей покорностью. Не такова ли и сама Россия? Россия — самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ — самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю.
Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты — все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм — явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым. Славянофилы и Достоевский — такие же в сущности анархисты, как и Михаил Бакунин или Кропоткин. Эта анархическая русская природа нашла себе типическое выражение в религиозном анархизме Льва Толстого. Русская интеллигенция, хотя и зараженная поверхностными позитивистическими идеями, была чисто русской в своей безгосударственности. В лучшей, героической своей части она стремилась к абсолютной свободе и правде, не вместимой ни в какую государственность.
Наше народничество — явление характерно-русское, незнакомое Западной Европе, — есть явление безгосударственного духа. И русские либералы всегда были скорее гуманистами, чем государственниками. Никто не хотел власти, все боялись власти, как нечистоты. Наша православная идеология самодержавия — такое же явление безгосударственного духа, отказ народа и общества создавать государственную жизнь. Славянофилы сознавали, что их учение о самодержавии было своеобразной формой отрицания государства. Всякая государственность представлялась позитивистической и рационалистической.
Русская душа хочет священной общественности, богоизбранной власти. Природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных благ. Наши левые и революционные направления не так уже глубоко отличаются в своем отношении к государству от направлений правых и славянофильских, — в них есть значительная доза славянофильского и аскетического духа. Такие идеологи государственности, как Катков или Чичерин, всегда казались не русскими, какими-то иностранцами на русской почве, как иностранной, не русской всегда казалась бюрократия, занимавшаяся государственными делами — не русским занятием. В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как «земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет». Как характерно это для роковой неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей земле.
Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве. Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия — земля покорная, женственная. Пассивная, рецептивная женственность в отношении государственной власти — так характерна для русского народа и для русской истории [1]. Нет пределов смиренному терпению многострадального русского народа. Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа; она не из него созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте.
И потому так часто власть производила впечатление иноземной, какого-то немецкого владычества. Русские радикалы и русские консерваторы одинаково думали, что государство — это «они», а не «мы». Очень характерно, что в русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни. Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности.
Этого личного закала не создавала русская история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет вырезанного и выточенного профиля. Платон Каратаев у Толстого — круглый. Русский анархизм — женственный, а не мужественный, пассивный, а не активный. И бунт Бакунина есть погружение в хаотическую русскую стихию. Русская безгосударственность — не завоевание себе свободы, а отдание себя, свобода от активности.
Русский народ хочет быть землей, которая невестится, ждет мужа. Все эти свойства России были положены в основу славянофильской философии истории и славянофильских общественных идеалов. Но славянофильская философия истории не хочет знать антиномичности России, она считается только с одним тезисом русской жизни. В ней есть антитезис. И Россия не была бы так таинственна, если бы в ней было только то, о чем мы сейчас говорили. Славянофильская философия русской истории не объясняет загадки превращения России в величайшую империю в мире или объясняет слишком упрощенно.
И самым коренным грехом славянофильства было то, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели. Россия — самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в свое орудие. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории.
Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных. Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное. Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия.
И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное начало; она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни. Эта особенность русской истории наложила на русскую жизнь печать безрадостности и придавленности. Невозможна была свободная игра творческих сил человека. Власть бюрократии в русской жизни была внутренним нашествием неметчины. Неметчина как-то органически вошла в русскую государственность и владела женственной и пассивной русской стихией. Земля русская не того приняла за своего суженого, ошиблась в женихе.
Великие жертвы понес русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем необъятном государстве. Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано. Здесь скрыта тайна русской истории и русской души. Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере. Та же антиномичность проходит через все русское бытие.
Таинственное противоречие есть в отношении России и русского сознания к национальности. Это — вторая антиномия, не меньшая по значению, чем отношение к государству. Россия — самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы — шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже — увы!
Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам. Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им, как нечистью. Она исповедовала исключительно сверхнациональные идеалы. И как ни поверхностны, как ни банальны были космополитические доктрины интеллигенции, в них все-таки хоть искаженно, но отражался сверхнациональный, всечеловеческий дух русского народа.
Интеллигенты-отщепенцы в известном смысле были более национальны, чем наши буржуазные националисты, по выражению лица своего похожие на буржуазных националистов всех стран. Человек иного, не интеллигентского духа — национальный гений Лев Толстой — был поистине русским в своей религиозной жажде преодолеть всякую национальную ограниченность, всякую тяжесть национальной плоти. И славянофилы не были националистами в обычном смысле этого слова. Они хотели верить, что в русском народе живет всечеловеческий христианский дух, и они возносили русский народ за его смирение. Достоевский прямо провозгласил, что русский человек — всечеловек, что дух России — вселенский дух, и миссию России он понимал не так, как ее понимают националисты. Национализм новейшей формации есть несомненная европеизация России, консервативное западничество на русской почве.
И Катков, идеолог национализма, был западником, никогда не был выразителем русского народного духа. Катков был апологетом и рабом какой-то чуждой государственности, какого-то «отвлеченного начала». Сверхнационализм, универсализм — такое же существенное свойство русского национального духа, как и безгосударственность, анархизм. Национален в России именно ее сверхнационализм, ее свобода от национализма; в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира. Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в ее особенном духе.
И справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами истории. Эта миссия России выявляется в нынешнюю войну. Россия не имеет корыстных стремлений. Таков один тезис о России, который с правом можно было высказать. Но есть и антитезис, который не менее обоснован. Россия — самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель.
Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение. Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный. Россия — «святая Русь». Россия грешна, но и в грехе своем она остается святой страной — страной святых, живущей идеалами святости. Соловьев смеялся над уверенностью русского национального самомнения в том, что все святые говорили по-русски. Тот же Достоевский, который проповедовал всечеловека и призывал к вселенскому духу, проповедовал и самый изуверский национализм, травил поляков и евреев, отрицал за Западом всякие права быть христианским миром.
Русское национальное самомнение всегда выражается в том, что Россия почитает себя не только самой христианской, но и единственной христианской страной в мире. Католичество совсем не признается христианством. И в этом всегда был один из духовных источников ложного отношения к польскому вопросу. Россия, по духу своему призванная быть освободительницей народов, слишком часто бывала угнетательницей, и потому она вызывает к себе вражду и подозрительность, которые мы теперь должны еще победить. Русская история явила совершенно исключительное зрелище — полнейшую национализацию церкви Христовой, которая определяет себя, как вселенскую. Церковный национализм — характерное русское явление.
Им насквозь пропитано наше старообрядчество. Но тот же национализм царит и в господствующей церкви. Тот же национализм проникает и в славянофильскую идеологию, которая всегда подменяла вселенское русским. Вселенский дух Христов, мужественный вселенский логос пленен женственной национальной стихией, русской землей в ее языческой первородности. Так образовалась религия растворения в матери-земле, в коллективной национальной стихии, в животной теплоте. Русская религиозность — женственная религиозность — религиозность коллективной биологической теплоты, переживаемой, как теплота мистическая.
В ней слабо развито личное религиозное начало; она боится выхода из коллективного тепла в холод и огонь личной религиозности. Такая религиозность отказывается от мужественного, активного духовного пути. Это не столько религия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотский быт. Розанов в своем роде гениальный выразитель этой русской религии родовой плоти, религии размножения и уюта. Мать-земля для русского народа есть Россия. Россия превращается в Богородицу.
Россия — страна богоносная. Такая женственная, национально-стихийная религиозность должна возлагаться на мужей, которые берут на себя бремя духовной активности, несут крест, духовно водительствуют. И русский народ в своей религиозной жизни возлагается на святых, на старцев, на мужей, в отношении к которым подобает лишь преклонение, как перед иконой. Русский народ не дерзает даже думать, что святым можно подражать, что святость есть внутренний путь духа, — это было бы слишком мужественно-дерзновенно. Русский народ хочет не столько святости, сколько преклонения и благоговения перед святостью, подобно тому как он хочет не власти, а отдания себя власти, перенесения на власть всего бремени. Русский народ в массе своей ленив в религиозном восхождении, его религиозность равнинная, а не горная; коллективное смирение дается ему легче, чем религиозный закал личности, чем жертва теплом и уютом национальной стихийной жизни.
За смирение свое получает русский народ в награду этот уют и тепло коллективной жизни. Такова народная почва национализации церкви в России. В этом есть огромная примесь религиозного натурализма, предшествующего христианской религии духа, религии личности и свободы. Сама христианская любовь, которая существенно духовна и противоположна связям по плоти и крови, натурализировалась в этой религиозности, обратилась в любовь к «своему» человеку. Так крепнет религия плоти, а не духа, так охраняется твердыня религиозного материализма. На необъятной русской равнине возвышаются церкви, подымаются святые и старцы, но почва равнины еще натуралистическая, быт еще языческий.
Большое дело, совершенное Владимиром Соловьевым для русского сознания, нужно видеть прежде всего в его беспощадной критике церковного национализма, в его вечном призыве к вселенскому духу Христову, к освобождению Христова духа из плена у национальной стихии, стихии натуралистической. В реакции против церковного национализма Вл. Соловьев слишком склонялся к католичеству, но великая правда его основных стремлений и мотивов несомненна и будет еще признана Россией. Соловьев есть истинное противоядие против националистического антитезиса русского бытия. Его христианская правда в решении вопроса польского и еврейского всегда должна быть противопоставляема неправде Достоевского. Церковный национализм приводил к государственному порабощению церкви.
Церковь, которая есть духовный, мистический организм, пассивно отдавалась синодальной власти немецкого образца. Загадочная антиномичность России в отношении к национальности связана все с тем же неверным соотношением мужественного и женственного начала, с неразвитостью и нераскрытостью личности, во Христе рожденной и призванной быть женихом своей земли, светоносным мужем женственной национальной стихии, а не рабом ее. Ту же загадочную антиномичность можно проследить в России во всем. Можно установить неисчислимое количество тезисов и антитезисов о русском национальном характере, вскрыть много противоречий в русской душе. Россия — страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды. Россия — самая не буржуазная страна в мире; в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе.
Достоевский, по которому можно изучать душу России, в своей потрясающей легенде о Великом Инквизиторе был провозвестником такой дерзновенной и бесконечной свободы во Христе, какой никто еще в мире не решался утверждать. Утверждение свободы духа, как чего-то характерно-русского, всегда было существенной особенностью славянофильства. Славянофилы и Достоевский всегда противополагали внутреннюю свободу русского народа, его органическую, религиозную свободу, которую он не уступит ни за какие блага мира, внутренней несвободе западных народов, их порабощенности внешним. В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства. Россия — страна бытовой свободы, неведомой передовым народам Запада, закрепощенным мещанскими нормами. Только в России нет давящей власти буржуазных условностей, нет деспотизма мещанской семьи.
Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякого быта, от всякой нормированной жизни. Тип странника так характерен для России и так прекрасен. Странник — самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная, он не врос в землю, в нем нет приземистости. Странник — свободен от «мира», и вся тяжесть земли и земной жизни свелась для него к небольшой котомке на плечах. Величие русского народа и призванность его к высшей жизни сосредоточены в типе странника.
Русский тип странника нашел себе выражение не только в народной жизни, но и в жизни культурной, в жизни лучшей части интеллигенции. И здесь мы знаем странников, свободных духом, ни к чему не прикрепленных, вечных путников, ищущих невидимого града. Повесть о них можно прочесть в великой русской литературе. Странников в культурной, интеллигентной жизни называют то скитальцами русской земли, то отщепенцами. Есть они уже у Пушкина и Лермонтова, потом у Толстого и Достоевского. Странники града своего не имеют, они града грядущего ищут.
Соловьев всегда чувствовал себя не обывателем и мещанином этой земли, а лишь пришельцем и странником, не имеющим своего дома. Духовное странствование есть в Лермонтове, в Гоголе, есть в Л. Толстом и Достоевском, а на другом конце — у русских анархистов и революционеров, стремящихся по-своему к абсолютному, выходящему за грани всякой позитивной и зримой жизни. То же есть и в русском сектантстве, в мистической народной жажде, в этом исступленном желании, чтобы «накатил Дух». Россия — фантастическая страна духовного опьянения, страна хлыстов, самосожигателей, духоборов, страна Кондратия Селиванова и Григория Распутина, страна самозванцев и пугачевщины. Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа.
В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утоления. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворимость ничем временным, относительным и условным.
Все дальше и дальше должно идти, к концу, к пределу, к выходу из этого «мира», из этой земли, из всего местного, мещанского, прикрепленного. Не раз уже указывали на то, что сам русский атеизм религиозен.
Глава СВР Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба РФ
Сейчас решается судьба России, определяется ее геополитическое будущее, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. РИА Новости, 21.06.2023. Российское правительство в 2023 году направило в Госдуму 300 законопроектов. Что ждет Россию в ближайшее время: политический прогноз событий в 2023, 2024 году — не предсказания, а мнения экспертов и прогноз что произойдет в РФ. Директор Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин сообщил, что в настоящее время решается судьба России, которая никогда не отступит в вопросах обеспечения своего.