С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»? Многие читатели, впервые знакомясь с его творчеством, часто задаются вопросом: «С какой книги начать читать Достоевского?». С чего начать читать Достоевского?
С чего нужно начать читать Достоевского.
С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков. Достоевского читайте. Читала «идиот», «преступление и наказание», «бедные люди» и «бесы». Хотела прочитать «братья Карамазовы», но все никак не вдохновлюсь, чтобы начать. Предлагаемый рейтинг поможет выбрать самые интересные книги Федора Достоевского: «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и другие, смотрите топ-10 лучших произведений великого русского писателя по версии КП: обложки книг, сюжет, интересные. Огромную работу, начатую в этом направлении коллективом сотрудников Пушкинского дома под руководством Георгия Фридлендера, в труднейших условиях, под постоянным идеологическим давлением подготовивших и выпустивших в. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист. Как начать читать классику.
Что читают почитаемые: Фёдор Михайлович Достоевский
Серия 1. 20 век начинается. Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с какой книги начать, вам предлагается несколько вариантов. 41 Федор Достоевский — Братья Карамазовы Последний роман Достоевского, поднимающий проблемы алчности, любви, почитания родителей, сострадания и милосердия, борьбы Божественного и Дьявольского в душе человека. В областной библиотеке имени Горького Ирина Арсеньевна прочитала рязанцам лекцию по творчеству Ф.М. Достоевского, рассказала о связи произведений писателя с христианскими ценностями.
Самые важные произведения Достоевского, с которых нужно начать чтение
В тот же год он женился на Анне Сниткиной, которая взяла в свои руки издание трудов мужа. У них родилось четверо детей, двое из которых умерли в раннем детстве. В 1867—1868 гг. Достоевский работал над романом «Идиот». Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы», итоговый роман писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. Достоевский скончался. Похоронен писатель в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Классик раскрывает тайны человеческой души, затрагивает темы религии, смысла жизни и любви — как между мужчиной и женщиной, так и ко всему человечеству. В романе Достоевский четко показывает, каким он видит положительного героя, который, к несчастью, в обществе «нормальных» людей оказывается идиотом. Писатель изображает человеческую душу, в которой идет нескончаемая борьба между добром и злом. Идя к этому роману всю жизнь, Федор Михайлович решил поднять важнейшие проблемы человечества: нравственные и духовные основы существования, а также вопрос о смысле жизни. Здесь писатель предсказывает грядущие социальные катастрофы. Случившиеся уже после выхода романа исторические события, включая русскую революцию, деспотические режимы Гитлера и Сталины только подтверждают мысль о трагедии общества, где человеческая мораль заменяется партийной. Хоть Достоевский и не планировал писать что-то грандиозное, в результате из-под пера вышел роман-предсказание, не теряющий свою актуальность до сих пор.
В книге описывается быт заключенных, их взаимоотношения, поднимаются различные нравственные вопросы. Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью", 1860 Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью" появился в результате объединения двух отдельных рассказов - "Чужая жена" и "Ревнивый муж". В итоге получилось искрометное произведение в водевильном стиле, веселое и очень смешное. В основе сюжета лежат поступки ревнивого и обманутого мужа. Рассказ полон комических ситуаций и курьезов, живых диалогов, остроумных каламбуров. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. В основе сюжета лежит история о человеке, мелком чиновнике — застенчивом, нерешительном, обидчивом, честном. Однажды промозглым вечером он встречает на одном из петербургских мостов своего полного двойника по имени и внешности. Но на этом их сходство заканчивается, ведь копия - полная противоположность господина Голядкина по характеру. Тезка стал для главного героя сущим проклятием, изменившим или даже уничтожившим его жизнь. Повесть с мистическим налетом, потому что трудно определить подоплеку появления двойника. Это плод больного воображения главного героя, которому везде мерещатся заговоры и сплетни вокруг собственной персоны? Или это альтер эго, или все же реальная личность, которая в повести появляется на самом деле? Повесть "Белые ночи", 1848 Необычная подача информации, рассуждения и размышления об одиночестве, жизни, чувствах, быстротечности времени.
Если что и выдало в Достоевском молодого человека, так это незакалённость к славе. Захваленный, он полностью провалил свою вторую книгу, «Двойник». Так что её даже не читайте. Белые ночи Продолжаем подступаться к большой прозе Достоевского через его маленькие произведения. Перед нами снова история любви, но не драма, а романтика. Это история случайностей, контрастов, полных незамутнённого счастья встреч в разгар лета. Но у Достоевского, как вы понимаете, не бывает хеппи-эндов. Увы, история заканчивается быстро, но читатели уверены: герой будет каждый вечер заново проживать своё приключение всю оставшуюся жизнь. И радоваться тому, что оно у него было. Униженные и оскорбленные Пора переходить к большим романам, но делать это постепенно. Это связано с тем, что Фёдор Михайлович задумал его, чтобы увеличить тиражи выпускаемого на пару с братом журнала «Время». Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте. Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев. Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе. Бесы Хотя «Бесы» были прочитаны современниками как политический роман, да и сам Достоевский не скрывал, что это его призыв к революционерам прекратить насилие, всё-таки это роман о многогранности человека. И взахлёб мы его сейчас читаем из-за главного героя Ставрогина, к которому никак не можем сформировать однозначное отношение. Мы готовы убить его за девочку Матрёшу из главы «У Тихона» и зауважать за женитьбу на хромой Марье Лебядкиной.
12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского
Восемь месяцев они просидели в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, а затем состоялся суд. Чтения запрещённого письма и недонесения об актах чтения другой запрещённой литературы хватило, чтобы Достоевского приговорили к расстрелу. Император заранее заменил казнь на каторгу с конфискацией имущества, но явно решил поиздеваться над осуждёнными и превратить их в наглядный пример для остальных. Достоевскому и другим узникам пришлось пройти все этапы казни почти до самого конца: их вывели перед расстрельным строем, зачитали приговор и лишь затем объявили о помиловании. Напряжение было таким сильным, что один из петрашевцев сошёл с ума. Острог Четыре года каторги Достоевский отбывал в Омском остроге. Тюрьма сильно повлияла на писателя — он становится куда более набожным и консервативным и обращает внимание на темы, которые найдут отражение в его последующем творчестве. После каторги Достоевского отправляют в Семипалатинск — служить в армии. За несколько лет он успевает сделать небольшую карьеру и дослужиться до прапорщика.
Именно в Семипалатинске писателя настигает известие о смерти Николая и восхождении на престол Александра II. В день коронации нового императора петрашевцы получают прощение, а через год Достоевский добивается полной амнистии — ему возвращают дворянство и право заниматься литературой. За время пребывания в Сибири Достоевский написал всего две повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». В 1859 году он выходит в отставку и переезжает в Тверь, а в конце года возвращается в Петербург. Всё заново В конце 1859 года Достоевский возвращается в Санкт-Петербург и, по сути, пытается заново начать карьеру писателя. Вместе с братом Михаилом он начинает издавать популярный литературный журнал «Время», на страницах которого публикует новый роман «Униженные и оскорблённые». Но главной для современников книгой Достоевского на тот момент стала опубликованная в «Русском мире» повесть «Записки из мёртвого дома». В основу «Записок» лёг опыт, который Достоевский пережил за четыре года каторги в Омском остроге.
В «Записках» автор вводит вымышленного главного героя, пренебрегает реальной хронологией событий и чередует увиденные своими глазами эпизоды с художественным вымыслом и попытками проанализировать поведение попавших на каторгу людей, но для современников повесть стала настоящим откровением. Долги, кабала и потеря близких Казалось, что жизнь Достоевского постепенно налаживается, но это было не так.
Лера Мерзлякова Избранное Бродский проучился всего 7 классов в средней школе, и ему стало невыносимо скучно. Он бросил занятия и пошёл трудиться на завод. Там он тоже продержался недолго, всего шесть месяцев. Потом была работа на маяке, в кристаллографической лаборатории, в морге.
Когда Иосиф Александрович эмигрировал в США, то, несмотря на отсутствие специального образования, сразу же получил приглашение преподавать в пяти американских колледжах.
Однажды промозглым вечером он встречает на одном из петербургских мостов своего полного двойника по имени и внешности. Но на этом их сходство заканчивается, ведь копия - полная противоположность господина Голядкина по характеру. Тезка стал для главного героя сущим проклятием, изменившим или даже уничтожившим его жизнь. Повесть с мистическим налетом, потому что трудно определить подоплеку появления двойника. Это плод больного воображения главного героя, которому везде мерещатся заговоры и сплетни вокруг собственной персоны? Или это альтер эго, или все же реальная личность, которая в повести появляется на самом деле? Повесть "Белые ночи", 1848 Необычная подача информации, рассуждения и размышления об одиночестве, жизни, чувствах, быстротечности времени. Иромантическая история двух случайно встретившихся людей.
У каждого своя судьба, у каждого свои интересы, и оба они одиноки, но у одного еще теплится надежда, что любовь возможна... Сюжет довольно интересный, как и непредсказуемая развязка. Ну и как всегда после прочтения произведений Достоевского - есть, о чем подумать... В основу произведения положена чисто анекдотическая ситуация: чиновника Ивана Матвеевича проглотил крокодил. И вот чиновник сидит внутри животного и выдумывает различные теории, надеясь с их помощью влиять на людей. Рассказ очень оригинален и интересен, и в то же время он достаточно смел, так как содержит политическую и социальную подоплеку.
А ещё классическим может стать произведение, которое задало тон для определённого жанра: сентиментализма, романтизма, модернизма, русского романа и так далее. Классические произведения считаются образцом — им подражают, их ставят в пример и изучают. В мировой литературе первыми классическими авторами принято считать античных писателей. Например, Гомера, который создал «Илиаду» и «Одиссею». В русской литературе на это звание претендует протопоп Аввакум — опальный священник, который творил во второй половине 17 века. Считается, что он написал 43 сочинения, самое известное — «Житие протопопа Аввакума». Но его произведения относят к древнерусской литературе, а классическими называют те, что написаны в 18—19 веках и позднее. Эпоха российского Просвещения Так называют вторую половину 18 века. В это время петровские реформы привели к активному взаимодействию с наукой и культурой европейских стран. Это повлияло на русский литературный язык и способствовало его развитию. Церковную литературу заменила светская. Поэты и писатели стали концентрироваться на личности человека, а не просто описывать события из жизни. Тогда сформировалось первое самостоятельное литературное направление — классицизм. Его герои ценят гражданский долг и поэтому часто подавляют в себе чувства, которые с этим долгом расходятся. Они статичны и не развиваются — отсюда строгое деление на положительных и отрицательных персонажей. Кроме того, классицисты пропагандировали идеи патриотизма, просвещения и открыто поучали читателя. К концу 18 века в русской литературе сформировалось другое литературное направление — сентиментализм. Оно возникло как протест против классицизма: писатели-сентименталисты считали, что герои классицистических произведений оторваны от жизни, и наделяли своих персонажей большей чувствительностью. Эти персонажи часто излишне идеализированы — как и их переживания, стремления и обстановка вокруг. Яркий пример — «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Золотой век русской литературы 19 век — отсюда родом все именитые классики, которых мы помним со школьных уроков литературы: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский. В первое двадцатилетие 19 века в литературе развивался романтизм. Его главная дилемма — «я и Вселенная». Герои таких произведений — свободные путешественники, странники, разбойники, изгои, художники, они озабочены обретением идеала, а не практической деятельностью. Романтические произведения делят на психологические, философские и гражданские.
Список Бродского: книги, которые надо прочитать, чтобы с вами было о чём разговаривать
Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью. Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, рекомендуется начать с его самых известных и значимых произведений. Сохранилось описание личной библиотеки Достоевского: так мы можем узнать, что читал писатель — и предположить, какие книги повлияли на него.
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
В это время он опубликовал повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" 1859 , роман "Униженные и оскорбленные" 1861. Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию "искусства для искусства", утверждая социальную ценность искусства. После каторги были написаны "Записки из Мертвого дома". Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к "земному раю" — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х.
В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом "Преступление и наказание" 1866 , в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71. В эти годы писатель работал над романами "Идиот" 1868 и "Бесы" 1870 — 71 , который закончил уже в России.
Недавно подписчик сказал, что они расположены в хронологическом порядке, поэтому в нем нет смысла. Начать читать Камю с Постороннего мне кажется хорошей идеей И читать Кафку с Превращения тоже норм Огромный гайд по творчеству Набокова. Тоже не знаю, с чего лучше начать — с Машеньки, Лолиты или с других произведений?
Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Именно озлился это слово хорошее! Я тогда, как паук, к себе в угол забился». Так Достоевский полемизирует с теорией среды и утверждает, что никакие внешние обстоятельства и неблагоприятные жизненные условия, идеология и прочие рациональные проекты переустройства мира не могут до конца поработить человека и продиктовать ему ту или иную модель поведения — у него всегда остается свобода выбора. Раскольников — герой времени и безвременья Выбор Раскольниковым старухи-процентщицы в качестве жертвы обусловлен его увлечением модной в обществе 1860-х годов, особенно среди молодежи, идеей разумной пользы. Они считали, что все явления действительности нужно рассматривать исходя из критериев «разумности», «пользы», «рациональности», «утилитарности». Достоевский нашел эту идею «недоконченной» и радикализировал ее в романе: его герой применяет критерий «пользы» по отношению к жизни Алены Ивановны. И когда Раскольников смотрит на процентщицу только как на старуху, которая «никуда не годна», то и расправа над ней оказывается не преступлением: «Если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой, злой, завистливой и глупой, которая сама не знает, для чего живет на свете…» Раскольников решается на убийство, чтобы избавить от Алены Ивановны в том числе и ее бессловесную сестру Лизавету, которую процентщица держит в работницах. Но когда он идет на преступление и совершает его, невольным свидетелем становится та самая Лизавета — и он убивает и ее. Так Раскольников проявляет себя как характерный представитель эпохи 1860-х годов: он увлекается одной актуальной, но не до конца оформленной идеей и демонстрирует то общее, что определяет его поколение — необычайную «шаткость в понятиях», размытость границ добра и зла, представление об относительности всех нравственных принципов. Достоевский не только изображает преступление, но и очень подробно воссоздает его последствия для Раскольникова. Убийству, как показывает Достоевский, сопротивляется сама природа человека. Преступление потрясает все существо Раскольникова, и его мировосприятие неизбежно меняется. Постоянно возвращаясь в памяти к убийству, припоминая предшествующие ему обстоятельства, он останавливается и «замирает», оказывается в некоем безвременье, и даже в присутствии других людей остается наедине с самим собой.
Да я озлился и не захотел. Именно озлился это слово хорошее! Я тогда, как паук, к себе в угол забился». Так Достоевский полемизирует с теорией среды и утверждает, что никакие внешние обстоятельства и неблагоприятные жизненные условия, идеология и прочие рациональные проекты переустройства мира не могут до конца поработить человека и продиктовать ему ту или иную модель поведения — у него всегда остается свобода выбора. Раскольников — герой времени и безвременья Выбор Раскольниковым старухи-процентщицы в качестве жертвы обусловлен его увлечением модной в обществе 1860-х годов, особенно среди молодежи, идеей разумной пользы. Они считали, что все явления действительности нужно рассматривать исходя из критериев «разумности», «пользы», «рациональности», «утилитарности». Достоевский нашел эту идею «недоконченной» и радикализировал ее в романе: его герой применяет критерий «пользы» по отношению к жизни Алены Ивановны. И когда Раскольников смотрит на процентщицу только как на старуху, которая «никуда не годна», то и расправа над ней оказывается не преступлением: «Если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой, злой, завистливой и глупой, которая сама не знает, для чего живет на свете…» Раскольников решается на убийство, чтобы избавить от Алены Ивановны в том числе и ее бессловесную сестру Лизавету, которую процентщица держит в работницах. Но когда он идет на преступление и совершает его, невольным свидетелем становится та самая Лизавета — и он убивает и ее. Так Раскольников проявляет себя как характерный представитель эпохи 1860-х годов: он увлекается одной актуальной, но не до конца оформленной идеей и демонстрирует то общее, что определяет его поколение — необычайную «шаткость в понятиях», размытость границ добра и зла, представление об относительности всех нравственных принципов. Достоевский не только изображает преступление, но и очень подробно воссоздает его последствия для Раскольникова. Убийству, как показывает Достоевский, сопротивляется сама природа человека. Преступление потрясает все существо Раскольникова, и его мировосприятие неизбежно меняется. Постоянно возвращаясь в памяти к убийству, припоминая предшествующие ему обстоятельства, он останавливается и «замирает», оказывается в некоем безвременье, и даже в присутствии других людей остается наедине с самим собой. Он бродил без цели.