Герой Советского Союза, лётчик-космонавт, военный лётчик 1-го класса, лётчик-испытатель 1-го класса, полковник. Лётчик-испытатель конструкторского бюро имени Миля, Герой Советского Союза Гурген Карапетян умер на 85-м году жизни в Москве, сообщает холдинг «Вертолёты России». Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Николаевич Квочур, так охарактеризовал Волка И.П: «Сказать, что Игорь Петрович очень сильно выделялся из нашего круга, недостаточно. Иван Жуков, Герой Советского Союза, летчик-испытатель – 02 февраля 2018 г. В нашей студии на Вертковской – Герой России, летчик-испытатель Валерий Поташов.
Ушел из жизни летчик-испытатель, Герой Советского Союза Степан Микоян
Уроженец Свердловской области, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Гурген Карапетян скончался на 85-м году жизни. Герой СССР, летчик-испытатель Иван Жуков скончался во Владимире на 87-ом году жизни, сообщает региональное отделение организации "Волонтеры Победы". В 1988 году Героем Советского Союза стал. Машину пилотировал Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Александр Федотов, 90-летие со дня рождения которого авиационный мир отметил в июне. Первый сын Магомед стал летчиком-испытателем, генерал-майором, доктором технических наук, Героем России.
Николай Стариков: Олег Васильевич Гудков - лётчик-испытатель, Герой Советского Союза
Он провел в воздухе более 5,5 тыс. Карапетян не дожил всего два дня до своего юбилея, 9 декабря ему исполнилось бы 85 лет. Ранее сообщалось, что умер герой чеченской войны генерал Виктор Казанцев.
После этого служил старшим инструктором-летчиком 764-го истребительного авиаполка, который дислоцировался в Перми. Уволен в запас в 1988 году. Был награжден орденами Ленина, Красной Звезды и медалями. Свой лётный подвиг Иван Жуков совершил на самолете МиГ-25 в 81-м году. На высоте в 17 тысяч метров в левом двигателе начался пожар.
Например, испытания хордового флаттера лопастей несущего винта вертолета Ми-24, из которого он успешно выходил. Его выход победителем из явления колебания типа земного резонанса на вертолете Ми-14. Или взять его посадки на режиме авторотации на вертолете Ми-26 с весом 15 тонн. И такую же посадку на вертолете Ми-14 на море. Гурген Рубенович на вертолете Ми-10К принимал участие в грандиозных строительно-монтажных работах Каменск-Уральского литейного завода. Как вспоминали очевидцы, монтаж в вертикальной плоскости скрубберов-каплеуловителей выполнялся из дополнительной нижней кабины вертолета Ми-10К, который называли летающим краном. Всего было смонтированного более 420 тонн оборудования. Никто в мире на тот момент не выполнял подобных операций. Во время афганской войны Гурген Карапетян обучал летчиков боевому применению и маневренным режимам на вертолетах Ми-8 и Ми-24 в горах. Чтобы отсечь радиоактивное излучение, планировалось с помощью вертолета Ми-26 установить над 4-м энергоблоком защитный купол.
Эту сложную операцию решено было доверить двум виртуозам: летчикам-испытателям Гургену Карапетяну и Анатолию Грищенко. На внешней подвеске вертолета длиной 200 метров им нужно было перенести и установить 15-тонный купол. Они тренировались, примеривались, как обойти вентиляционную трубу, трижды летали к реактору, опускались ниже установленной приказом нормы. Отработав методику, схватив по 110 рентген, они улетели в Москву ждать отмашку от строителей. В это время, как рассказывал потом Гурген Робертович друзьям, председатель правительственной комиссии Лев Воронин, у которого заканчивалось время пребывания в Чернобыльской зоне, дал команду на выполнение работ военным вертолетчикам. Без подготовки они раскачали груз в воздухе и уронили купол на землю. Восстановить его было уже нельзя. Он доставлял вентиляционные системы для саркофага, в результате у него развился лейкоз. Нужна была пересадка костного мозга. У нас в стране такие операции в то время не делались.
Гурген Карапетян сделал все возможное, чтобы отправить друга в США. Операция в американской клинике прошла успешно, но болезнь прогрессировала. Летчику пришлось удалить одно легкое, а потом отказало и второе… Похоронили Анатолия Грищенко на Быковском кладбище в Жуковском. Добился изготовления протезов во Франции для чернобыльцев, которым ампутировали ноги. Решал вопросы по проведению операций на сердце в Израиле, по замене локтевого сустава.
Заведомо ложную, непроверенную, клеветническую информацию. Нарушают права несовершеннолетних лиц.
Оскорбления журналистов и других сотрудников SN, авторов, модераторов, администрации сайта, руководства издания, читателей «SN», грубые высказывания о самом портале. Присвоение чужих имен и фамилий, комментирование от чужого имени. Распространение персональных данных, нарушение тайны переписки и связи.
«Человек, погубивший Гагарина, жив. И даже стал Героем Советского Союза...»
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Пугачёв сегодня отмечает свое 75-летие! Летчик-испытатель, будущий Герой Советского Союза Алексей Дмитриевич Перелет в кабине пикирующего бомбардировщика Пе-2, 1944 год. Лётчик-испытатель конструкторского бюро имени Миля, Герой Советского Союза Гурген Карапетян умер на 85-м году жизни в Москве, сообщает холдинг «Вертолёты России». 15 апреля 2024 года после тяжёлой болезни ушел из жизни Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Анатолий Николаевич Квочур. Открыл митинг Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Марат Алыков.
«Мы не камикадзе» : легендарному Герою России Рубену Есаяну исполнилось 70 лет
В нашей студии на Вертковской – Герой России, летчик-испытатель Валерий Поташов. Легендарному лётчику-испытателю, Герою России Рубену Есаяну исполнилось 70 лет. Герой России, летчик-испытатель и председатель клуба Героев России и СССР Александр Гарнаев сложил с себя полномочия председателя.
«Мы снова вспомним о нем…»
За время летно-испытательной работы участвовал в 130 программах испытаний авиационной техники. Освоил более 115 типов планеров, самолетов и вертолетов различных модификаций. Общий налет — 4650 часов, из них на испытания - 3100 часов. Участвовал в испытаниях всех опытных истребителей и истребителей-бомбардировщиков 60—80-х годов. Проводил специальные испытания на сваливание и штопор, маневрирование на околонулевых скоростях, на устойчивость работы двигателей при пусках ракет. Испытывал опытные прицельно-навигационные комплексы, ракетное и бомбовое вооружение.
Я не шучу. Хотите верьте - хотите - нет. Бывший москвич, закончил школу с золотой медалью. В далёкие семидесятые, его шестнадцатилетним мальчиком родители увезли в Америку. Я думаю, что в США так теперь думает большинство тех, кто хоть как-то может повлиять на действия американских политиков и с чьим мнением эти политики на самом деле считаются: «Надо слёзно просить, перестать пи…дить подачки и убрать наглых, зажравшихся х…хлов из самых брендовых бутиков в Нью-Йорке, Майами и т. И начать мобилизацию. И показать много жертв. Чтобы это стало новостным.
Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Умер летчик-испытатель, Герой Советского союза Иван Жуков
Ведь каждый из них — а всего их было 80 — связан с риском: связь только с диспетчером, сообщающим погоду на аэродроме прилёта, при отсутствии наземного навигационного оборудования, приводов, локаторов, разметки, световой сигнализации, то есть всего того, что обеспечивает безопасность полётов. Почти все четыре часа полёта из Кейптауна на Новолазаревскую экипаж проводит в тревожном ожидании изменения погоды, поэтому ориентируется только на метеопрогноз с большим запасом достоверности. Точка возврата предусмотрена где-то на середине пути, иначе запаса топлива может и не хватить. Завозили на Новолазаревскую продукты, топливо, почту, медикаменты.
В 2007 году экипаж Есаяна выполнил уникальную операцию по десантированию на полярную станцию «Восток» с самолёта Ил-76ТД — 28 платформ со столь необходимым полярникам дизельным топливом. Рубен Татевосович вспоминает, что к десантированию готовились долго, ведь риск сбросить бочки вблизи расположения станции всё равно, что её разбомбить. Поэтому сначала провели тренировки на испытательном полигоне в Киржаче Владимирской области.
И всё-таки одна из платформ из-за запутавшихся строп парашютов со страшной скоростью устремилась вниз на станцию «Восток». Повезло, что бочки не взорвались, и полярники их потом раскопали. В качестве инструктора Есаян обучал сложным полётам в Антарктиду лётчиков, но, как показала практика, лишь половина из них сумела выдержать столь сложный экзамен.
Все, кто лично знаком с Рубеном Татевосовичем, непременно отмечают его активное неравнодушие к происходящему в гражданской авиации. Взять хотя бы ту же Антарктиду, где уже давно нет своей отечественной авиации. В 2008 году правительственная делегация во главе с министром транспорта Игорем Левитиным и первым вице-премьером Сергеем Ивановым, прилетев на полюс холода, провела совещание.
Обсуждали доклад, подготовленный пилотами и полярниками о том, как сохранить достойное присутствие России на этом континенте. Речь шла о создании лётного Центра Арктики и Антарктики, флот которого составили бы два Ил-76 и три Ил-114, оборудованные лыжами. Решение высоких гостей к радости авторов проекта было положительным.
Но прошло с тех пор уже восемь лет, а оно всё тонет в бесконечных согласованиях, и, похоже, так и не всплывёт — денег для финансирования проекта нет. Вместе с другими известными в стране пилотами — героями Советского Союза и России, он активно выступает против засилья в нашей гражданской авиации иностранной техники, поскольку кто, как не они, лётчики-испытатели, могут дать ей истинную оценку. Особая боль Есаяна — кризис региональной авиации.
В частности, обратил внимание на то, что столь популярные у наших авиакомпаний региональные машины франко-итальянского концерна ATR ничуть не лучше сертифицированных в конце 90-х годов прошлого столетия Ил-114. Зато наш Ил-114 неприхотлив, он создавался под северные раздолбанные полосы, грунтовые и даже арктические. Непонятно, почему у узбеков они летают, а у нас нет».
Причину того, что стоимость полёта для жителей отдалённых районов страны стала для них неподъёмной, он обосновывает так: «Мы ведь сегодня гоним за рубеж сырую нефть, а покупаем там бензин, керосин и прочее. У нас от Советского Союза осталось 26 нефтеперегонных заводов, а за последнюю четверть века в России создан всего один такой. Кстати, в США их 160.
А цена топлива составляет примерно сорок процентов стоимости авиабилета. Откуда же у людей возьмутся деньги на перелёты? Здесь у него своя чёткая линия: — У каждой машины, как и у человека, есть свои особенности.
Надо просто их скрупулёзно изучать. Да — новая высокоавтоматизированная техника превращает пилота в оператора. Но сводить во время полёта всё к знанию очерёдности включения соответствующих кнопок неправильно.
До 1951 года был лётчиком-инструктором в Чугуевском военном авиационном училище лётчиков. В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей , в 1959 году — Московский авиационный институт. С 1953 по 1962 годы — на лётно-испытательной работе в ОКБ А. Микояна в 1959 — 1962 годах — старший лётчик-испытатель ОКБ. В 1959-1962 установил 6 мировых авиационных рекордов скорости и высоты полёта из них 3 — абсолютные на самолётах МиГ-21 и Е-166. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Мосолову Георгию Константиновичу указом президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Пропаганду курения, наркомании. Угрозы физической расправы, убийства, сексуального насилия. Описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его совершению. Переход на личности, оскорбления в адрес официальных и публичных лиц в т. Заведомо ложную, непроверенную, клеветническую информацию.
В 1991 году Александр Гарнаев выполнил первый полет опытного самолёта, ставшего после опытным экземпляром перспективного истребителя с отклоняемым вектором тяги. Гарнаев провел большой цикл испытаний опытного противоспутникового авиационного комплекса «изделие 07» , в 1994 году Гарнаев был переведен на летно-испытательную работу в Летно-исследовательский институт имени М. В 1998 году Александр Гарнаев закончил Российскую академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление», затем аспирантуру и защитил диссертацию, имеет ученую степень кандидата экономических наук.
Умер советский летчик-испытатель Гурген Карапетян
Если бы продолжал сидеть в прежней позе, следующая пуля прилетела бы точно мне в висок. Еще одна прошла у живота, третья задела шинель в левой стороне груди, четвертая угодила в обшивку кресла за спиной. Словно кто-то сверху и в самом деле отводил пули от меня... Человек с расстояния в девять метров из двух пистолетов в упор стрелял...
В 9-м управлении КГБ наверняка знали о готовящемся покушении, Ильина уже искали, он ведь покинул свою воинскую часть под Ленинградом, прихватив два пистолета и четыре магазина к ним. Поэтому на подъезде к Кремлю автомобиль с Брежневым там с ним еще сидел А. Косыгин отделился от кортежа и направился к Спасским воротам, а через Троицкие ворота другую машину пустили, где космонавты сидели: спереди - водитель и чекист Костя, на центральных сиденьях - мы с Береговым он справа, я слева , сзади - Терешкова и Николаев.
У нас точно такой же автомобиль был, как у Брежнева, - ЗИЛ-111. У Троицких ворот в оцеплении и стоял переодевшийся в синюю милицейскую форму Ильин. Он пропустил первый ЗИЛ-111 и открыл огонь по второму, будучи уверенным, что стреляет по Брежневу.
По совести, там должны были бы сидеть чекисты в бронежилетах, но на их месте оказался я... Прощения просил. Мол, не в вас целился, я хотел избавить страну от узурпатора.
Ну, говорю, какой же он узурпатор... А он все спрашивал: «Что же мне теперь делать? Найти вдову водителя, которого ты застрелил, детей, оставшихся без отца.
Им в ноги падай, моли о прощении... Помоги как-то, если можешь... Такой вот был разговор.
Не был этот Ильин психически больным, как потом писали. Абсолютно нормальный, адекватный. Отсидел свое.
Уже в 90-х годах его из психушки выпустили, и он очень сожалел, что ни в чем не повинного водителя жизни лишил... Речь идет о знаменитой стыковке нашего «Союза» и американского «Аполлона», случившейся 15 июля 1975 года, ее еще называют «космическим рукопожатием». Об этом в ЦУПе не знали, никто не знал.
Это была чисто моя идея. Еще перед полетом достал этикетки: «Столичная», «Русская», «Старка» и «Московская». Положил их в бортовой журнал, а скотч у меня был.
И после того как мы вышли на орбиту, я наклеил водочные этикетки на тюбики с борщом. А еще написал лозунг из Шекспира: «О дивный новый мир, что имеет таких людей». И на каждого дружеские карикатуры сделал.
Когда после стыковки сели за стол, мы с Кубасовым достали тюбики с «водкой».
Всего за годы войны Луценко совершил 148 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта противника. Участвовал в параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. После окончания ВОВ он продолжал службу в Военно-воздушных силах.
В том же году советским правительством принимается решение о создании Государственного центрального полигона для обеспечения испытаний и исследований ракетного управляемого вооружения. В его составе предусматривалось формирование второго авиационного управления и 27-го отдельного смешанного испытательного авиационного полка ОСИАП. В августе 1947 года авиаполк базировался в селе Владимировка ныне город Ахтубинск , где был грунтовый аэродром. Весной 1948 года на голом месте, в полевых условиях начались испытания авиационных управляемых ракет.
Его жизнь оборвалась 30 июня 1948 года при выполнении испытательного полёта.
Сослуживцы и ученики отзывались о Александре Саввиче как о «честном, прямом, порядочном и добром человеке», «одном из лучших военных летчиков-испытателей поколения 1970-80-х годов», «пунктуальном человеке и командире, который никогда не менял своего решения, сочетая требовательность со справедливым отношением к подчиненным и товарищам». Александр Саввич занимался не только испытанием новой авиатехники, но и нес боевую вахту за границами нашей страны.
В 1972-1973 гг. Несмотря на то, что со стороны израильских военных неоднократно предпринимались попытки сбить его самолет истребителями «Фантом» и «Мираж» и зенитно-ракетными установками «Хок», советский самолет, пилотируемый А. За испытательную работу и успешное выполнение правительственного задания Александру Саввичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза 1975.
Но тот поставил условие: «На кафедре останусь, если поможете поступить на вертолетное отделение Центрального аэроклуба». Парень хотел летать! Он учился, а после занятий мчался в Чертаново, где летал на планерах, на следующий день спешил в Крюково на самолеты, а потом в Тушино, в Центральный аэроклуб, где его ждал вертолет «Ми-1». Коллеги говорят, что он по духу был испытателем.
Представить Карапетяна специалистом другой области было практически невозможно, — говорит заместитель ЛИЦ по летному обеспечению, старший летчик-испытатель, герой России Александр Михайлович Климов. Глубокие инженерные познания и научный склад ума сочетались в нем с летным профессионализмом, яркой летной одаренностью, исключительной техникой пилотирования, подчас удивлявшей видавших виды профессионалов. Благодаря этому сочетанию человеческих и профессиональных качеств он и сформировался как испытатель мирового класса, стал экспертом в области сложных и малоизученных явлений, сопутствующих испытательным полетам на пределах, а порой и за пределами установленных ограничений. Александр Климов напоминает, что Гурген Карапетян — единственный в мире летчик, который дважды столкнулся с редким и опасным явлением хордового флаттера несущего винта.
Таких случаев было всего пять за всю историю вертолетной авиации. До конца жизни он помогал испытывать вертолеты — совсем недавно, в августе и октябре этого года он консультировал и давал рекомендации при испытаниях вертолета Ка-62 на режиме авторотации с выключенными двигателями при выполнении сертификационных полетов. Судьба Гургена Карапетяна — это жизнь, отданная любимому делу. До конца, без остатка.
Летчики-испытатели Герман Алферов и Гурген Карапетян. На его счету 10 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъемности вертолетов. Можете вспомнить наиболее сложные и опасные его испытательные полеты? Например, испытания хордового флаттера лопастей несущего винта вертолета Ми-24, из которого он успешно выходил.
Его выход победителем из явления колебания типа земного резонанса на вертолете Ми-14. Или взять его посадки на режиме авторотации на вертолете Ми-26 с весом 15 тонн. И такую же посадку на вертолете Ми-14 на море. Гурген Рубенович на вертолете Ми-10К принимал участие в грандиозных строительно-монтажных работах Каменск-Уральского литейного завода.
Как вспоминали очевидцы, монтаж в вертикальной плоскости скрубберов-каплеуловителей выполнялся из дополнительной нижней кабины вертолета Ми-10К, который называли летающим краном. Всего было смонтированного более 420 тонн оборудования. Никто в мире на тот момент не выполнял подобных операций. Во время афганской войны Гурген Карапетян обучал летчиков боевому применению и маневренным режимам на вертолетах Ми-8 и Ми-24 в горах.
Чтобы отсечь радиоактивное излучение, планировалось с помощью вертолета Ми-26 установить над 4-м энергоблоком защитный купол.
«Русские Витязи» сообщили о смерти Анатолия Квочура.
На 72-м году жизни скончался летчик-испытатель Анатолий Квочур, который был награжден званием Героя России. 7 декабря не стало летчика-испытателя вертолетов, Героя Советского Союза Гургена Карапетяна. Интерфакс: Герой СССР, летчик-испытатель Иван Жуков скончался во Владимире на 87-ом году жизни, сообщает региональное отделение организации "Волонтеры Победы". Летчик-испытатель, Герой Советского Союза Степан Микоян умер на 95-м году жизни, сообщает ТАСС, ссылаясь на пресс-службу корпорации «МиГ». «Лётчик-испытатель Гарнаев — сам Герой России. Герой Советского Союза лётчик-испытатель Василий Луценко. access_time17:27 | 29 января 2020 г.
Умер Герой России лётчик-испытатель Анатолий Квочур
На 72-м году жизни скончался летчик-испытатель Анатолий Квочур, который был награжден званием Героя России. 7 декабря не стало летчика-испытателя вертолетов, Героя Советского Союза Гургена Карапетяна. Герой России Сергей Богдан – о жизни и работе летчика-испытателя.
Анатолий Квочур. В память о герое
Привести полный список самолетов, которые Петр Остапенко впервые поднял в воздух и на каких провел на комплекс испытаний, в этой публикации не предоставляется возможным. На торжественное открытие мемориальной доски собралось большое число жителей города, пожилых и молодых, в том числе его друзей и коллег, а также сотрудников АО «РСК «МиГ» и Летно-испытательного центра им. Открывая митинг директор ОКБ им. Микояна Андрей Олегович Недосекин сказал в частности, «Это был человек-глыба, на плечи которого выпало создание реактивной авиации и ее основных комплексов: МиГ-29 и Миг -31. При этом он остался жить, что говорит о его суперподготовленности и чутье». И в это время его слова заглушил грохот двигателей реактивного самолета МиГ -35, пролетевшего над собравшимися, который пилотировали летчик Дмитрий Селиванов и штурман Николай Юраков. Микояна посвящает памяти Петра Остапенко, и мы будем приумножать дело, начатое Петром Максимовичем». Нам повезло, что этот человек выбрал специальность летчика-испытателя, и фирме повезло, что наши самолеты испытывал такой талантливый человек.
В 2002-2012 годах был депутатом Московской областной думы, продолжал летать инструктором-общественником в ряде аэроклубов. С 2008 года частный пилот бизнес-авиации.
Александр Гарнаев — автор трех книг, научных и публицистических работ.
После окончания военного летного училища он служил в боевом полку. Потом ему посоветовали попробовать себя в испытателях. Сергей успел послужить на летных должностях в Ленинградском военном округе, Забайкалье, в Крыму. Из-за нерегулярных наборов поступление в школу летчиков-испытателей растянулось на несколько лет. В 1991 г. После этого Сергей 9 лет являлся военным летчиком-испытателем, и с 2000 г. Испытания гражданских самолетов немного отличаются от военных, рассказывает Богдан. По его словам, самые первые режимы машин выполняют именно летчики-испытатели конструкторского бюро. Они доводят их до безопасного работоспособного состояния.
В настоящее время в компании проводятся испытания нескольких типов машин, включая те, что стоят на вооружении. Так как постоянно идет процесс улучшения и модернизации авиационной техники, подключаются новые виды оружия. Михаил Поляков «На работе как в армии» В течение дня летчик-испытатель может выполнять несколько полетов. В ходе испытаний самолет проверяют на устойчивость, управляемость, маневренность, испытывают различные режимы работы бортового комплекса по воздушным и наземным целям, работают с различными видами оружия. В год летчики-испытатели проводят порядка 250-300 дней в командировках. Основное место дислокации для летчиков-испытателей ОКБ — один из военных аэродромов. Обычное утро в командировке начинается с утренней зарядки и завтрака. Позавтракал, выпил кофе и поехал на работу». Потом медосмотр и выезд на летную базу, где проходит предполетный брифинг, испытателям сообщают особенности дня, погодные условия и задачи. Задание на каждый вылет — новое, при этом его объем зачастую превышает 20 листов размера А4: это огромный объем информации, который нужно переработать, чтобы в точности выполнить полет.
Самолеты опытные, поэтому идет совершенствование и постоянная корректировка информационно-управляющего поля самолета.
Провёл испытания истребителя МиГ-23 на критических режимах полёта. В 1961-1977 годах установил 18 мировых авиационных рекордов из них 3 — абсолютные скорости, высоты, грузоподъемности и скороподъемности на самолетах Е-166 и МиГ-25. Название «Е-166», для опытного истребителя Е-152-1, было придумано для ФАИ с целью соблюдения традиционной советской конспирации. В общей сложности, Федотов 8998 раз поднимал в небо самолёты разных типов и провёл в воздухе почти 5 тысяч часов. Неоднократно попадал в сложные аварийные ситуации, трижды был вынужден катапультироваться. Первое катапультирование произошло в 1973 году с невыходившего из штопора МиГ-23.
Второе — в 1980 году из МиГ-29, потерявшего управляемость во время сверхзвукового разгона у земли из-за пожара, возникшего при разрушении двигателя. Таскаева во время сверхзвукового разгона у земли, когда взорвавшийся двигатель пережёг тяги управления самолётом. В 1981 году в звании полковника был вновь зачислен в ряды Советской Армии. Погиб 4 апреля 1984 года в испытательном полете на самолете МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В. На самолёте была установлена новая опытная электронная система сигнализации выработки топлива из баков. Для её проверки измерительную часть штатного топливомера отключили. При выходе в испытательную зону и разгоне до заданной скорости произошло ложное срабатывание сигнализации выработки одной группы топливных баков, затем другой.