В Москве в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. и Рижский мирный договор», где представлены уникальные документы и предметы, например, подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском. Записка Г.В. Чичерина В.И. Ленину о целесообразности оставить без ответа польские требования к РСФСР, 22 марта 1920 г Интернет-проект «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов. «Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей». Ровно 100 лет назад — 18 марта 1921 года — подписанием Рижского мирного договора закончилась советско-польская война. Итогом советско-польских переговоров стал Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года.
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка
В ходе войны советское руководство узнало о многочисленных жертвах среди мирного населения. Под влиянием военных успехов большевики, говоря словами Ленина, решили «штыками пощупать - не созрела ли социальная революция пролетариата в Польше». Об охватившей большевистское руководство кратковременной эйфории свидетельствует представленный на выставке приказ И. Сталина по прямому проводу от 23 июля 1920 г. Неверная оценка ситуации на фронте привела к тому, что советские войска потерпели поражение под Варшавой.
Лишь вновь оккупировав большую часть Белоруссии и всю Западную Украину, захватив Виленский край Литвы, Варшава согласилась на перемирие. В Польше эти события трактуются как «чудо на Висле», которое позволило «спасти Европу от большевизма». Однако сегодня очевидно, что не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Истощение воюющих сторон способствовало началу мирных переговоров.
Активизировались усилия лидеров стран Антанты, прямо или опосредованно выступавших на стороне Польши в ходе всего конфликта. Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г.
Но можно пойти и дальше. Вполне возможно, что в такой советизированной Польше возобладали бы силы, которые добились вхождения ее в состав Советского Союза в конце концов, эту идею лоббировал после Второй мировой войны Берут. Польша стала бы 16-й советской республикой, а поляки заняли бы место в политической, экономической и культурной элите СССР. Временный революционный комитет Польши. Подарен рабочими из Белостока Конечно, это стало бы катастрофой для многих поляков, которым пришлось бы эмигрировать на Запад.
Также очевидно, что Польше пришлось бы столкнуться с волнами «сталинских репрессий». Но вместе с тем можно предположить, что национально ориентированные польские коммунисты постарались бы минимизировать преследования польских граждан и республика не пережила бы польскую операцию НКВД в 1937—1938 годах, затронувшую граждан польской национальности, проживающих в Советском Союзе. Более того, очевидно, что поляки заняли бы ведущие позиции в советском руководстве и оказывали самое серьезное влияние на курс Москвы. Это означает, что поляки могли бы предотвратить Вторую мировую войну, и не было бы никакого пакта Молотова-Риббентропа. Советская польская республика постепенно бы добилась включения в свой состав Восточной Пруссии, надежно изолированной от Германии, а также Вильнюсского края и, что не исключено, «выровняла» бы границы с Украиной и Белоруссией.
Лица Забытый конфликт: как польско-советская война 1919-1921 годов повлияла на ход мировой истории Накануне столетия в Москве в Выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919-1921 годов. Рижский мирный договор». Развязанный Варшавой кровопролитный конфликт унес жизни десятков тысяч красноармейцев и мирных жителей, а также серьезно повлиял на ход мировой истории. Накануне столетия в Москве открылась выставка «Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор» в Выставочном зале федеральных архивов.
В экспозиции представлены уникальные исторические документы из военных архивов России и Белоруссии, а также из хранилищ министерства иностранных дел. Многие из этих материалов до сегодняшнего дня находились под грифом «секретно».
Он вступал в силу после его ратификации. Часть условий договора советская сторона не выполнила под предлогом враждебной деятельности поддерживаемых польским правительством антисоветских группировок, задержками с возвращением военнопленных и неблагоприятной ситуации в лагерях для военнопленных, несоблюдением договорённостей о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польше.
Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор"
Сочинения, т. Британское правительство, соглашаясь решить все нерешенные вопросы в духе соглашения в Спа, ставило их в прямую зависимость главным образом от «хода событий на территории бывшей Российской империи». Это означало, что чем крупнее будут успехи Врангеля, тем решительнее Англия будет возражать против расширения восточных границ Польши. Позиция правительства США была изложена в инструкции послу в Париже 31 августа 1920 г. Государственный департамент указывал, что, если вопрос о восточной границе Польши явится предметом дискуссии на конференции послов, американский посол в Париже должен руководствоваться следующими положениями: «линия Керзона» не является окончательной границей Польши, она может быть расширена, но при условии соглашения с Врангелем. В инструкции указывалось: «Любая справедливая претензия к востоку от линии, установленной Верховным Советом мирной конференции, не является невозможной ввиду этого решения, но при таких условиях, когда Россия также может быть заслушана... Польша не должна пытаться восстанавливать гражданскую администрацию к востоку от линии, установленной мирной конференцией, впредь до установления в будущем определенной границы».
Вслед за этим госдепартамент разъяснял своему послу, что изменение позиции США в этом вопросе объясняется изменениями военной ситуации. В начале третьего похода Антанты Польша была единственной реальной силой для борьбы с Советской Россией. Теперь же положение изменилось. Войска буржуазно-помещичьей Польши хотя и наступали, но уже серьезной силой не являлись. Основная ставка в борьбе с Советской Россией была сделана на Врангеля. В связи с этим изменилось отношение западных империалистов и к территориальным вопросам.
По вопросу о польских границах высказались также правящие круги Франции. Близкая к французскому министерству иностранных дел газета «Тан» писала: «Надо отличать линию фронта от государственной границы. Фронт зависит от военных необходимостей. Что же касается государственных границ, то нам кажется, что линия Керзона с двумя исправлениями, предложенными добровольно через большевиков, является удовлетворяющим базисом. Судьбы Восточной Галиции не могут подлежать сомнению. Судьба Восточной Галиции определена высшим советом союзников после очень тяжелых дебатов, и надо ожидать, что жители этой территории приступят к плебисциту спустя 15 лет».
Противоречия, возникшие между державами Антанты и Польшей в связи с вопросом о восточной границе, были настолько серьезны, что их даже и не скрывали польские правящие круги. Орган галицийских помещиков «Час» по поводу политики держав Антанты в вопросе о восточных границах Польши писал, что ею руководит не этнография, а экономика и политика. Многие польские газеты заявляли, что продолжение войны бессмысленно, ибо Красная Армия не разгромлена, тогда как продолжение войны может погубить Польшу, тем более что война ведется за чуждые интересы. Газеты эндеков требовали ликвидировать «украинскую политику» и отказаться от договора с Петлюрой, так как он не обязателен, ибо не был ратифицирован сеймом. В качество реальной цели польской внешней политики выдвигались требование включения в состав Польши Гданьска, Верхней Си лозин и Восточной Галиции. Эта печать делала вывод, что война велась не ради польских, а ради чужих интересов — интересов держав Антанты и русской контрреволюции в лице Врангеля.
Врангель,— указывал В. Левин,— к России причисляет и Польшу. Ведь все русские цари, русские помещики и капиталисты привыкли считать Польшу своей добычей... За мир с Советской Россией стала высказываться верхушка ППС, выступавшая ранее самой рьяной сторонницей антисоветской войны. Это, конечно, не означало, что правые пепеэсовцы отказывались от захватнических планов в отношении украинских и белорусских земель, но в сложившейся обстановке руководство ППС уже не ратовало за безоговорочное присоединение к Польше «на основе самоопределения» всех территорий, входивших в состав Речи Посполитой до 1772 г. Чем глубже на советские территории проникали польские войска, тем меньше уверенности было у правящих кругов удержать захваченные области.
Поэтому все громче раздавались требования о немедленном заключении мира с целью закрепления за Польшей захваченных ею земель.
Любавский , в её состав входили также Н. Бельчиков , С. Богоявленский и В. Аналогичная комиссия под руководством А. Преснякова возникла несколько позже и в Петрограде.
Россия и Украина отказываются от всяких прав и притязаний на земли, расположенные в западу от границы, описанной в статье II настоящего договора. Со своей стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы. Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой.
Статья IV. Из прежней принадлежности части земель Польской Республик к бывшей Российской Империи не вытекает для Польши по отношению к России никаких обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором. Равным образом из прежней совместной принадлежности к бывшей Российской Империи не вытекает никаких взаимных обязательств и обременений, за исключением предусмотренных настоящим договором, между Украиной, Белоруссией и Польшей. Статья V. Обе договаривающиеся стороны взаимно гарантируют полное уважение государственного суверенитета другой стороны и воздержание от всякого вмешательства в ее внутренние дела, в частности от агитации, пропаганды и всякого рода интервенций, либо их поддержки. Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ею территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. В виду этого стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представительств и иных органов, запретить вербовку, равно как и ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниций и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций. Находящиеся к моменту ратификации настоящего договора на территории Польши бывшие подданные Российской Империи других категорий не нуждаются в таком заявлении. Постановления об оптации распространяются также на лиц, удовлетворяющих требованиям п.
Если супруги не могут прийти к соглашению, то жена пользуется правом самостоятельного выбора гражданства; в этом случае выбор жены распространяется и на детей, воспитываемых ею. За других недееспособных лиц оптация производится их юридическими представителями. Означенные заявления в те же сроки подаются и соответственным органам государства, где проживает данное лицо. Обе договаривающиеся стороны обязуются в течение одного месяца со дня подписания настоящего договора издать и распубликовать, а также довести до взаимного сведения: правила, определяющие, какие органы призваны принимать заявления об оптации. Вместе с тем стороны обязуются каждые 3 месяца доводить до взаимного сведения дипломатическим путем списки лиц, от которых поступили заявления об оптации, с сообщением, какие заявления признаны правильными, какие нет. Лица, сделавшие, заявления об оптации, не приобретают этим еще прав избираемого гражданства. Если лицо, сделавшее заявление об оптации, удовлетворяет требованиям п. Народный Комиссариат Министерство Иностранных Дел в течение месячного со дни передачи срока либо сообщает означенному представителю свое несогласие с его постановлением, и тогда вопрос разрешается дипломатическим путем, либо признает постановление представителя и препровождает последнему документ о выходе лица, оптировавшего из прежнего гражданства, со всеми другими его документами, кроме вида на жительство. Неполучение сообщения Народного Комиссариата Министерства Иностранных Дел в месячный срок признается за согласие с постановлением представителя.
В случае, если оптирующий удовлетворяет всем укапанным в п. Производство оптации освобождено от гербовых, паспортных и всяких иных сборов, а также плат за публикацию. Лица, законно совершившие оптацию, имеют право беспрепятственного выезда в государство, в пользу которого они оптировали. Имущество, остающееся сверх разрешенной к вывозу нормы, может быть вывезено впоследствии при улучшении условий транспорта. Вывоз имущества освобождается от всяких, пошлин и обложений. До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами. Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей. Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим договором, либо последующими договорами, гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего договора. Статья VII.
Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы. Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются пи прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны. Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь. Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое, и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений. На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов. Этими же правами пользуются лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше.
Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Статья IX. Соглашение о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей — с другой во исполнение статьи VII, договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года, подписанное в г. Риге 24 февраля 1921 года, — остаются в силе. Расчет и выплата действительных расходов на содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца. Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения.
Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X. Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны. Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны. Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством. Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению.
Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора. Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем. Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т. Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше. Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств.
Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п.
В Польше эти события трактуются как «чудо на Висле», которое позволило «спасти Европу от большевизма». Однако сегодня очевидно, что не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Истощение воюющих сторон способствовало началу мирных переговоров. Активизировались усилия лидеров стран Антанты, прямо или опосредованно выступавших на стороне Польши в ходе всего конфликта.
Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г. Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе. Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов, освещающих события вооруженного противостояния и дипломатического урегулирования конфликта Советской России и Польши. Структура интернет-проекта выстроена в соответствии с тематико-хронологическим принципом и состоит из семи разделов: Перед схваткой 1918 — январь 1919 гг. Вторжение: польское наступление 1919 г.
Мирная передышка осень 1919 г. Польский поход на Киев весна 1920 г.
Рижский мирный договор и его предательские последствия для Белоруссии
Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне. Рижский мирный договор 1921 — между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско-польской войны 1920 (См. Советско-польская война 1920). Ровно 100 лет назад был заключен Рижский мирный договор, который предусматривал разделение территорий Беларуси и Украины и присоединение их западных земель к Польше. В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше. Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года, разделил спорные территории в Беларуси и Украине между Польшей и Россией и положил конец конфликту. Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас.
Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор"
Польша, по мнению ЦК, могла бы, во-первых, обратиться с таким предложением САМА, а во-вторых - предоставить письменный документ, заверенный по всем правилам международных отношений и подтверждающий факт согласия на подобное разграничение. Вот как угодно можно относиться к большевикам, но "горбачевыми", поверившими НАТО на слово, о его дальнейшем "нерасширении" - они не были. И как думаете - какова была реакция Польши? Правильно - гордый шляхетский отказ.
Что в частности, придало аргументов фракции Троцкого - и на сцену выходит товарищ Тухачевский. Тот самый "гениальный маршал", советский Бонапарт было сходство, даже чисто внешнее , доблестно "сливший" все, что было можно. И что нельзя - тоже.
Ага - начиная с претензий клиентов туристической фирмы "Иван Сусанин и сыновья". А если серьезно, то нам придется мысленно перенестись в далекий 1919-й год, а именно в 8 декабря, когда Верховный Совет Антанты, с легкой руки тогдашних "акул пера" названный Советом Пяти - по количеству постоянных членов Великобритания, Франция, САСШ, Италия и Япония , нарезала Польше, по итогам Первой мировой войны - восточную границу. Линия Керзона - слыхали?
Именно эту границу лорд Керзон, в своей ноте направил как правительству Польши, так и уже в Советскую тогда Россию. Тем не менее, к июлю 1920 года, военное счастье стало изменять Польше - и они милостиво согласились, чтобы британский представитель уладил вопрос с Советским правительством. Который, на минуточку, был тогда насквозь троцкистским - то есть, горел желанием непременно принести революцию хоть куда-нибудь и обязательно - на штыках.
Однако, в основном благодаря уже тогда начавшей складываться "группе Сталина" была принята более нейтральная формулировка: лорду Керзону было заявлено, что в таких делах - третий явно лишний.
Линия Керзона - слыхали? Именно эту границу лорд Керзон, в своей ноте направил как правительству Польши, так и уже в Советскую тогда Россию. Тем не менее, к июлю 1920 года, военное счастье стало изменять Польше - и они милостиво согласились, чтобы британский представитель уладил вопрос с Советским правительством. Который, на минуточку, был тогда насквозь троцкистским - то есть, горел желанием непременно принести революцию хоть куда-нибудь и обязательно - на штыках. Однако, в основном благодаря уже тогда начавшей складываться "группе Сталина" была принята более нейтральная формулировка: лорду Керзону было заявлено, что в таких делах - третий явно лишний.
В том смысле, что допрежь чем заключать перемирие и начинать заниматься демаркацией новой границы, хотелось бы послушать "начальника транспортного цеха" - саму Польшу. Непосредственно и вживую.
Настоящий Договор составлен на русском, украинском и польском языках в трех подлинных экземплярах. Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с момента обмена ратификационными грамотами, поскольку иное не оговорено в самом Договоре или приложениях к нему. Ратификация настоящего Договора последует в тридцатидневный срок со дня его подписания. Обмен ратификационными грамотами состоится в г. Минске в сорокапятидневный срок со дня подписания сего Договора.
Повсюду, где в настоящем Договоре или его приложениях упоминается в качестве срока момент ратификации Мирного Договора, под этим понимается момент обмена ратификационными грамотами. В удостоверение сего уполномоченные обеих договаривающихся сторон собственноручно подписали настоящий Договор и скрепили его своими печатями. Составлен и подписан в г. Риге марта восемнадцатого дня тысяча девятьсот двадцать первого года.
Немного истории: Рижский мирный договор 1921 года.
пардон за высокий слог. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (за себя и по полномочию правительства БССР), УССР с одной стороны, и Польской Республикой — с другой. Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Польшей – с другой, завершивший советско-польскую войну 1920. 1919-1921 годов и Рижскому мирному договору. Прежде всего, хотел бы поблагодарить Росархив, музейных работников, которые провели большую работу по формированию экспозиции. О некоторых нюансах советско-польской войны и Рижского мирного договора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору
Но вместе с тем можно предположить, что национально ориентированные польские коммунисты постарались бы минимизировать преследования польских граждан и республика не пережила бы польскую операцию НКВД в 1937—1938 годах, затронувшую граждан польской национальности, проживающих в Советском Союзе. Более того, очевидно, что поляки заняли бы ведущие позиции в советском руководстве и оказывали самое серьезное влияние на курс Москвы. Это означает, что поляки могли бы предотвратить Вторую мировую войну, и не было бы никакого пакта Молотова-Риббентропа. Советская польская республика постепенно бы добилась включения в свой состав Восточной Пруссии, надежно изолированной от Германии, а также Вильнюсского края и, что не исключено, «выровняла» бы границы с Украиной и Белоруссией. Самое главное, не было бы шести миллионов погибших от рук нацистов граждан Польши и масштабных разрушений. И в случае распада СССР, который, кстати, поляки могли бы захотеть сохранить, они вышли бы с гораздо лучшим потенциалом. Наша версия, безусловно, носит гипотетический характер.
Историю не переиграешь, она такова, какая есть. Но рассмотрение возможных сценариев говорит о том, что кооперация Польши с Россией несет обеим сторонам больше выгод, чем вражда и конкуренция.
Горецкий Вестник В последнее десятилетие каждый календарный год в Республике Беларусь имел свое название и соответствующее направление деятельности. В своей истории белорусский народ пережил много войн и испытаний. Общими усилиями боролись с врагами, восстанавливали разрушенное хозяйство, культуру, науку. В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас. Он подвел черту под войной 1919—1920 гг.
Формально они были независимыми государствами. Фактически же — полностью подконтрольными Москве. Развязывая указанную войну, начальник польского государства Юзеф Пилсудский заявлял, что намерен реализовать свою федералистскую концепцию. Она включала три момента. Во-первых, восстановление Речи Посполитой обоих народов от моря до моря, в границах 1772 года, т. Во-вторых, создание федерации в составе Польши, Литвы, Беларуси, Украины. В-третьих, гарантирование абсолютной свободы национально-культурного развития для субъектов федерации. К началу 1920 года в польском общественном сознании окрепло убеждение, что Польша может обрести былое могущество и стать влиятельным государством Центральной Европы, способным противостоять Германии и России, при условии включения в ее состав значительных территорий на востоке.
В условиях политического вакуума, который образовался после выхода Германии и России из Первой мировой войны, когда обширное пространство от Балтийского до Черного моря не имело какого-то государственного статуса, Россия и Польша являлись главными конкурентами, ведущими, по сути, войну на уничтожение. До весны 1920 года Польша устойчиво удерживала стратегическую инициативу в ходе указанной войны.
Комиссией руководил М. Любавский , в её состав входили также Н. Бельчиков , С. Богоявленский и В. Аналогичная комиссия под руководством А.
Энергия, полученная в результате пуска в строй электростанций, использовалась для восстановления промышленных предприятий. В 1924 г.
Ограничение и мелочная опека частной торговли и частных предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции 1928г. И очередной рыночный кризис был расценен как кризис политики и был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной системы НЭПа. Нэп был временным отступлением большевиков в экономической сфере. Они использовали капитал буржуазии и опыт частников, чтобы создать условия для социалистического строительства. Это был тактический маневр, а не смена стратегического курса большевиков на построение социализма. Итоги и значение новой экономической политики: 1 самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий — предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами; 2 нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 1926—1927 гг. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг.
Введение НЭПа совпало по времени с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле. Но собственниками земли крестьяне так и не стали, она была объявлена государственной собственностью. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только пользователями без права ее продажи, дарения, завещания, заклада. Он фиксировал участково-подворный порядок землепользования в БССР, но уже ограничивал развитие хуторов и отрубов, определял отрезки земель у тех, кто имел площади выше нормы, рекомендовал коллективные формы землепользования. Законодательные меры. Был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда. Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий.
В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Затем был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия. Образование СССР После гражданской войны Беларусь находилась в условиях сложной международной обстановки и тяжелого внутреннего экономического кризиса. После провозглашения Декларации о независимости БССР 31 июля 1920 года республика приступила к мирному строительству. Одной из основных задач этого периода стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В нем признавались и независимость, и суверенность каждой из договаривающихся сторон, а также с целью хозяйственного и военного союза правительства обеих республик объединили некоторые наркоматы. Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий Беларуси, только по определенному кругу вопросов. В 1922 году проблема взаимоотношений всех советских республик стала предметом систематического обсуждения на различных уровнях. В августе 1922 года ЦК РКП б создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик.
В состав комиссии вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси. Политбюро ЦК РКП б имело два варианта проекта объединения союзных республик в единый союз: Первый — проект «автономизации» был подготовлен Сталиным, который в то время стал Генеральным секретарем ЦК и был наркомам по делам национальностей. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. В Постановлении отмечалось, что фактически такой Союз уже сложился и требуется законодательно его оформить. Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию. Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него. Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата.
В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило: - представительство в международных отношениях; - заключение договоров с другими государствами; - вопросы войны и мира; - право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками; - руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; - установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т. Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию. Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг. Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель. Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси. В марте 1924 г. VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек. После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы.
История России. Рижский мирный договор. 1921 г.
Цена мирного договора. Десятки историков из разных стран встретились, чтобы переосмыслить трагический для Беларуси день 18 марта 1921 года – заключение Рижского соглашения. В зале заседания польско-советской мирной конференции в г. Риге. 1921 г. Фотоснимок. Настоящий протокол является составной частью Мирного Договора, имеет наравне с ним обязательную силу и вступает в действие с момента подписания Мирного Договора. Рижский мирный договор, подписанный Россией, Украиной и Польшей, завершал польско-советскую войну.
Временный реванш. Историк – о Рижском мирном договоре с Польшей
Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы.