Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. Таким образом, русский царь был не первым, кого Мазепа предал, но это предательство в отличие от всех предыдущих, не принесло авантюристу никакой выгоды. В русской историографии утвердилось суждение о Мазепе как об эталоне предательства, тщеславном эгоисте и амбициозном авантюристе.
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи. В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси.
Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония Храповицкого один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви. Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того. Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы.
Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви. Наконец последнее. В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее. И ныне седальна по первой кафизме на утрени: «О крайняго неистовства и злобы!
Обретеся ныне последующий зле предыдущему Иуде, обретеся вторый Иуда, раб и льстец: обретеся сын погибельный, диавол нравом, а не человек, треклятый отступник Мазепа, иже оставив Христа Господня, Господа и благодетеля своего, и прилепися к супостату, совещая воздати злая за благая, за благодеяние злодейство, за милость ненависть: Бог же воздаде второму якоже и первому Иуде, по делом их»… И ныне седальна по второй кафизме на утрени: «Не уподобился еси человеку купцу, ищущему добрыя бисеры, неблагодарный и лукавый рабе, но неистовому Иуде, ищущему пагубы, и взыскавшему предати многоценный бисер Христа, и благими всеми, ихже лишися, купи неизглаголанная злая. Сему уподобился еси юроде, сему подражал еси неблагодарне, сему последовал еси лестче Мазепо. Темже и благих лишен, равная злая стяжал еси, и к нему пришел еси на место свое»… Стихира по 50-м псалме: «Да почтутся якоже апостоли, не согласившиися со вторым Иудою Мазепою, но душы предавшии за своего Владыку» [22]. Думается, перевод и пояснения излишни. Служба эта, между прочим, подверглась правке пером самого священномученика митрополита Арсения Мацеевича и именно в его редакции сохранилась в Минее до сих пор.
Она является бденной. Желающие пересмотреть анафему Мазепе упираются в то, что они должны открыто заявить: они считают, что Русская Православная Церковь с начала XVIII века совершала неправильное, ошибочное по своей сути богослужение. Здесь не лишним будет напомнить, что литургическое, богослужебное предание является частью Священного Предания. Вот, что говорится в «Послании восточных патриархов» о всех богослужебных книгах Православной Церкви: «Почему и мы, когда поем утешительные песни из Триоди и Минеи, не делаем ничего такого, что было бы не прилично христианам: потому что все сии книги содержат здравое и истинное богословие и состоят из песней, или выбранных из Священного Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а, собственно, мы поем то же, что в Писании, только другими словами» [23]. Итак, становится совершенно понятно, что никакой силы «аргументы» в пользу снятия анафемы с предателя, клятвопреступника и осквернителя храмов Мазепы не имеют.
Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью ее предания. Не наша святая мать Русская Православная Церковь ошибается, но горстка националистов и раскольников, тщетно пытающихся ее дискредитировать. Протоиерей Андрей Новиков 30 января 2008 г. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996.
Северная война и шведское нашествие на Россию. Halduini Acta conciliorum. Paris, 1714.
Обещал мир, но устроил войну, поскольку ему так было выгоднее. Отправлял людей на смерть, а сам отдыхал на Мальдивах с семьей на полмиллиона долларов. Проклинал Россию и держал там конфетную фабрику. Мазепе страшно не понравились реформы, превращающие его личную автономию в провинцию Российской империи. Как совершенно не нужна была и война Петра со шведами.
Сложная политическая конструкция того времени, когда в конфликт одновременно были включены все ведущие державы региона, угрожала бизнесу и власти. Особенно не зашли Ивану Степановичу директивы, предписывающие сжигать населенные пункты, которые могла занять шведская армия. Поэтому его решение перейти на сторону как ему на тот момент показалось более сильного было обычным шкурным вопросом. Просто очень большого масштаба. Итог же говорит сам за себя: военно-стратегический и политический результат такого решения оказался равен нулю. За гетманом пошло абсолютное меньшинство, сам он потерял всё хотя казну прихватил , а нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. На русские редуты в Полтавской битве ходила в атаку кучка добровольцев, в то время как остальные силы изменника в 6—8 тыс. В то время как «пророссийские» казаки нового гетмана Ивана Скоропадского и принимали масштабное участие в сражении, и партизанили по тылам шведов.
Так что после Полтавы Мазепе оставалось только поспешное бегство и бесславная смерть на чужбине. Что же касается «народа», то эстафету подхватил его преемник в изгнании Филипп Орлик, заложивший в своей «конституции» всё то же сословное неравенство и личные выгоды казацкой старшины. Для этих сынов своего времени мир был понятен и прост: надо урвать своё любой ценой. Так что в сухом остатке для самого Мазепы и его ближайшего круга никакого предательства не было, только бизнес. Как не было и «борьбы за независимость», поскольку правильная зависимость напрямую влияла на успех этого бизнеса. То, что такой финт не понравился Петру, — понятно.
После литургии и молебна в церкви Святой Троицы вместо "перебещика вора Мазепы" был избран новый гетман - полковник Стародубского полка Иван Скоропадский.
Обращаясь к здравому народному смыслу, он прочитал воззвание ко всему малороссийскому народу, объясняя преступность замыслов Мазепы. Накануне, 5 ноября 1708 года, состоялась гражданская казнь и отрешение от гетманства изменника и богоотступника Мазепы. А 12 ноября 1708 года в том же Глухове в присутствии царя, вельмож и казацких чинов киевским митрополитом и двумя архиереями, черниговским и переяславским, в Троицкой церкви провозглашена была анафема и вечное проклятие "вору и изменнику" Мазепе. Та же церемония происходила и в Успенском соборе Московского Кремля. Запутавшийся в провокациях и интригах, заочно казнённый и навеки проклятый Православной Церковью и всем народом, старый злодей и предатель начал метаться в поисках выхода. Сильно сомневаясь в шансах "непобедимых шведов", Мазепа вдруг с ужасом понял, что совершил страшную ошибку. Победит Россия и Пётр, которого он так подло предал!
В отчаянии в конце 1708 года он посылает к царю своего посланника с невероятным предложением. За это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение. При этом Мазепа требовал гарантию крупных европейских государств. В это время у царя и зародилась идея противопоставления высшего российского ордена Андрея Первозванного с девизом "За веру и верность" и позорного "Ордена Иуды", выдаваемого за предательство и измену. Грандиозному сражению на полях Украины посвятил свою бессмертную поэму "Полтава" А. Пушкин: И где ж Мазепа? Где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе? Зачем король не меж гостей? Зачем изменник не на плахе? Верхом, в глуши степей нагих, Король и гетман мчатся оба. Судьба связала их. Опасность близкая и злоба... В погоню за "полтавскими недобитками" устремились драгунские полки бригадира Кропотова и генерал-майора Волконского.
Однако король и гетман, перейдя турецкую границу, укрылись в крепости Бендеры. Разгневанный царь настойчиво добивался выдачи злодея Мазепы, направляя письма к турецкому султану, крымскому хану, очаковскому паше и молдавскому господарю, шведскому королю. Орден Иуды, изготовленный в единственном экземпляре в 1709 году по приказу царя Петра I для награждения гетмана Мазепы 1 июля 1709 года "из обозу от Полтавы" фельдмаршал и светлейший князь А. Меншиков, выполняя поручение Петра, отправил в Москву следующее повеление: "По получению сего сделайте тотчас монету серебряну весом в десять фунтов, а на ней велите вырезать Иуду на осине повесившегося и внизу тридесят серебряников лежащих и при них мешок, а назади надпись против сего: "Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится". И к той монете сделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно". Это и был "Орден Иуды" весом в пять килограммов серебра, специально учреждённый для награждения проклятого Мазепы. Самый вероломный, злобный и самый подлый из врагов России, став первым кавалером нового ордена, должен был носить его до последних дней своей жизни.
Боясь попасть в руки русского царя и преданного им украинского народа - "второй Иуда" Мазепа 22 августа 1709 года принял яд. Накануне смерти вероломного предателя и злодея одолевали полчища вшей. Воистину то было наказание Божие! Хоронили Мазепу в присутствии Карла XII, королевских трубачей, запорожских казаков и наёмников-сердюков с опущенными вниз знаменами и оружием. Всё нажитое им за 20 лет гетманства, все его зловещие планы и сатанинские замыслы - всё пошло прахом... Лишённый национальной идеи, всех обманывавший и всех предававший, вероломный, безнравственный и коварный - он воплощал абсолютную ложь. Он готов был отдать Малороссию на жертву междоусобной войны, которая неминуемо вспыхнула бы в случае передачи её в польское рабство.
Народ Украины не поверил предателю и изменнику и не пошёл за его призрачной "свободой"! Шатковский драма "Мазепа", 1880. Образ вероломного предателя Мазепы показан и в двухсерийном фильме "Пётр Первый" 1937-1939. Гениальный Пушкин в своей "Полтаве" навеки заклеймил изменника и клятвопреступника Мазепу в позорных названиях - "гетмана-злодея", "Иуды", "врага России и Петра", "живого трупа" и "змия" с "мрачной и коварной душой". По словам историка Н. Костомарова 1817-1885 - "Малороссийский народ за Мазепой не пошёл. Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли.
Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтоб отдать Украину в рабство Польше.
Мазепа клялся на Евангелие, клялся на кресте, уверяя Петра I в том, что ни в коем случае не собирается переходить на сторону шведского короля. Тем не менее, эта измена состоялась», - рассказал Исаев. Замруководителя фракции также подчеркнул, что именно тогда, на поле решающего для Росси сражения родился и нынешний флаг Украины. На самом деле все гораздо проще: достаточно взглянуть на флаг Швеции — это голубой флаг с желтым протестантским крестом. Во время сражения под Полтавой для того, чтобы изменников — казаков Мазепы можно было отличить от остальных, - те крепили к своим пикам желтую и голубую матерчатые полоски.
Глава 10. Измена Мазепы
Таким же Иудой проявил себя по отношению к Советскому Союзу Кравчук. Тогда решил стать бухгалтером, поступив в Ровенский кооперативный экономико-правовой техникум. Окончив его с отличием, махнул в столицу и без экзаменов поступил в Киевский государственный университет имени Шевченко. Здесь он «проявил лидерские качества», был избран комсоргом курса. А после окончания вуза началась стремительная карьера в партийных органах Черновицкой области, где уже в 30-летнем возрасте стал заведующим отделом пропаганды и агитации обкома. Затем учился в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС и защитил диссертацию на тему «Сущность прибыли при социализме и её роль в колхозном производстве». По воспоминаниям одного из сокурсников, Кравчук стал парторгом кафедры и постоянно фонтанировал инициативами, организуя всяческие мероприятия. Такая активность была вознаграждена, открыв ему двери ЦК КПУ, где он достаточно скоро, минуя промежуточные ступени, стал заведующим отделом пропаганды и агитации. Вполне правоверная, так могу сказать.
К штыку приравняв перо, написал более 500 статей и десяток книг в основном в соавторстве , в том числе: «В семье единой…», «Организация и методика атеистического воспитания», «Идеологическая работа: на материале парторганизации республики» и другие. Журнал «Перець» орган ЦК КПУ под его руководством бескомпромиссно и наглядно раскрывал сущность украинских националистов и призывал крепить дружбу Украины с Россией. Но в годы «перестройки» он гибко изменил свою практику — стал договариваться с украинскими националистами, в частности с организацией под названием Рух. Делал это Кравчук весьма оригинально. Весной 1989-го даже поставил свою подпись на проекте программы Руха, а после уже откровенно слился с теми, кому должен был противостоять. Некоторые исследователи доказывают, что Кравчук умело скрывал свои симпатии к западноукраинскому национализму, и эти чувства он проявил лишь тогда, когда о них стало можно уже открыто заявить. Говорят, эти убеждения сформировались под влиянием бандеровцев на Волынщине, где он родился и даже успел побывать в детской организации бандеровского профиля. И, как вспоминает сам фигурант, после школьных уроков это уже после прихода Красной Армии на Волынь носил еду в бандеровские схроны.
Так оно было или иначе — не всё с точностью можно установить. Кравчук то и дело вспоминал или придумывал много деталей, странным образом аккуратно ложившихся в актуальный на каждый день конкретный пазл. Но, согласитесь, многолетняя жизнь с дулей в кармане кое-что формирует в привычках и мировоззрении носителя дули. Настал срок — и ренегат заявил о себе сполна — Когда Кравчук впервые показал истинное своё лицо? Заведующий организационным отделом ЦК Компартии Украины Георгий Крючков в одном из своих интервью вспоминал: «Кравчук на коленях стоял и твердил: «Я ваш! Но вскоре курс был обозначен чётко: на отказ от всего того, что Кравчук исповедовал и продвигал все 56 лет своей предыдущей жизни. Таких людей обычно называют ренегатами: отступниками, подлыми изменниками. Не всем известно, что уже в 1990 году он начал говорить о запрете Компартии Украины, хотя это стало отложенным решением.
Предав своих однопартийцев и отрёкшись от них, Кравчук принялся охмурять народ. На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года вопрос о сохранении СССР был сформулирован для украинцев казуистически: «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза суверенных держав на основе Декларации о государственном суверенитете? Однако Кравчук, как мастер манипуляций, предпочитал не ссылаться на этот документ, а ссылался на опрос 1 декабря 1991 года, который интерпретировал исключительно в пользу якобы выбора большинством проголосовавших именно «незалежности». Именно в это время стали распространяться агитационные материалы, где с цифровыми выкладками и в проникновенных выражениях доказывалось, что Украина сама в состоянии произвести всё, и под завязку: будет что даже соседям предложить. От имени руководимого им Верховного Совета и от себя лично как кандидата в президенты Кравчук укладывал идеологическую подстилку так, что мягче не бывает. Про общий дом, про невозможность насильственной русификации, про «сохранение полнокровных, беспрепятственных связей с Россией и другими республиками Союза». В составе тройки перевёртышей он подписал Беловежское соглашение о роспуске СССР, хотя никаких прав делать это он и его подельщики не имели: ведь республик в Союзе было не 3, а 15. Это было то же самое, как если бы Калифорния, Аризона и Техас подписали соглашение о роспуске США, презрев права 47 прочих штатов.
Стремление отмежеваться от всего советского, а заодно от ненавистной России стало закрепляться всюду. Примечателен и такой факт. На церемониальной сессии Верховной Рады Украины 22 августа 1992 года Кравчук принял государственные регалии от последнего так называемого президента Украинской Народной Республики в изгнании Николая Плавьюка напомню, что такая республика с перерывами существовала на Украине с ноября 1917-го по ноябрь 1920 года. Также Плавьюк, поляк по месту рождения и канадец по месту жительства, вручил ему грамоту о том, что независимая Украина, провозглашённая 24 августа 1991 года, является правопреемницей Украинской Народной Республики. Стремительно пошла и американизация «незалежной». В мае 1992 года правительства Украины и США подписали соглашение о гуманитарном и технико-экономическом сотрудничестве. В соответствии с ним «гражданскому и военному персоналу, который находится на Украине в связи с осуществлением программы помощи Соединённых Штатов», было представлено право дипломатического иммунитета. Именно на основе того же соглашения на Украине возникли сотни разнообразных иностранных, в основном американских, некоммерческих организаций НКО.
Особое внимание было уделено массовой пропаганде. Субсидировались издания многих газет и журналов посредством такой организации, как IREX ProMedia, которая осуществляла грантовые программы, отправляла в зарубежные командировки массу специалистов. И эти семена дали обильные всходы: сейчас большинство главных редакторов украинских изданий — бывшие получатели грантов, лично обязанные этой организации своим высоким положением. Так, в ночь с 10 на 11 апреля 1994 года украинский спецназ штурмовал подразделения 318-го дивизиона кораблей резерва Черноморского флота в Одессе. В боевую готовность были приведены украинские катера на Дунае. Этому штурму предшествовала попытка захвата российского гидрографического судна «Челекен»: по распоряжению Кравчука было отправлено на его захват четыре катера с пограничниками. И лишь тогда, когда командующий Черноморским флотом Э. Балтин предупредил, что ещё одно неловкое движение — и он отдаст приказ стрелять на поражение, Кравчук дал задний ход — катера и самолёты вернулись на базы.
Непримиримую позицию занял Кравчук и по отношению к Крыму. Напомню, что 12 февраля 1991 года Крым стал самостоятельной республикой и был намерен подписать Союзный договор наравне с Украиной. В 1992 году Верховный Совет Крыма принимает Конституцию, в которой провозглашает суверенное государство — Республика Крым.
Шведский король надеялся легкой победой поднять настроение своих солдат, захватить находившиеся в городе припасы. Но вскоре он понял, что взять крепость сходу не удастся, и приступил к длительной осаде. Полтава пережила множество вражеских штурмов. Ее защитники не упускали шанса нанести шведам чувствительный урон, постоянно беспокоили их дерзкими вылазками и диверсиями. В июне в небольшом отдалении от осажденного города собрались основные силы русской армии. Солдаты быстро выстроили вокруг Полтавы земляные укрепления — ретраншемент и редуты. К этому моменту русская армия уже превосходила шведскую по численности и вооружению. Карл XII решил положиться на свой излюбленный прием — внезапность нападения. Ночью 7 июля Карл отдал приказ наступать на русские позиции. Однако застать врасплох русских ему не удалось. С наших редутов по подошедшим шведам ударил ураганный огонь из ружей и пушек. Шведы понесли большие потери и смогли лишь ненадолго захватить два недостроенных редута. Пробившихся к лагерю захватчиков ожидали русские пешие и конные полки. К утру шведам удалось частично взять еще несколько укреплений, но на этом их наступательный порыв иссяк. Инициатива полностью перешла на русскую сторону. Вторая решительная схватка длилась около двух часов, но этого времени было достаточно, чтобы окончательно сломить боевой дух шведов. Их войско беспорядочно бежало. Как сообщала «Гистория свейской войны», «швецкое войско ни единожды потом не остановилось, но без остоновки от наших шпагами и багинетами колоты, и даже до обретающегося лесу… гнаны». Шведы были наголову разбиты. Большая их часть попала в плен. Карлу XII и Мазепе удалось бежать на территорию Османской империи в крепость Бендеры, где спустя несколько месяцев гетман умер. Разгром под Полтавой мощного шведского войска изумил европейские державы, со времен Смуты считавшие Россию слабым государством, и заставил их вновь считаться с нашей страной. После истории с Мазепой были предприняты меры по недопущению дальнейших предательств. Петр учредил Малороссийскую коллегию, взявшую на себя часть управления делами Малороссии. Изображение: cc Serge Lachinov Михаил Ломоносов. Мозаика «Полтавская баталия». И не случайно выходцем именно из этой среды, как считают историки, в первой половине XIX века был написан псевдоисторический документ под названием «История Русов». В «Истории Русов» Мазепа возводился в ранг народного героя и борца за обретение независимого украинского государства. Вышеупомянутый момент, когда Мазепа, приблизившись к шведскому лагерю, открыл свои истинные планы удивленным казакам, авторы «Истории Русов» превратили в громкую политическую прокламацию «к войску и народу Малороссийскому» на тему независимости и нейтралитета Украины: «Мы стоимъ теперь, Братiя, при двухъ пропастяхъ, готовыхъ насъ пожрать, ежели не изберемъ пути для себя надежнаго ихъ обойти. Понятие «мазепинцы» для характеристики сторонников гетмана-предателя среди старшины было введено в оборот в 1884 году вышеупомянутым историком Костомаровым в его работе «Руина, Мазепа, мазепинцы». Политический же окрас термин «мазепинцы» приобрел в последнем десятилетии XIX века в Галиции. Изначально галицкие русофилы употребляли его в отношении русинских политиков и общественных деятелей, чрезмерно лояльных к польской администрации Галиции. Но вскоре «мазепинцами» начали называть всех апологетов украинства — от умеренных «автономистов» до радикалов-«самостийников». В Российской империи термин «мазепинцы» распространился в 1908—1911 годах благодаря Киевскому клубу русских националистов ККРН и его председателю А. В резолюции клуба от 24 ноября 1911 года мазепинство называлось главной угрозой целостности страны. В своих докладах ККРН разделял политически активных малороссов на сторонников единства Малороссии и России, называвшихся «богдановцами» по имени Богдана Хмельницкого, и сепаратистов-«мазепинцев». Актуальным политическим содержанием понятие «мазепинство» наполнилось в период окончательного решения «русского вопроса» в Галиции, где в 1914—1917 годах австро-венгерские власти проводили геноцид русского населения. Первые концлагеря в Европе «Талергоф» и «Терезин» были построены именно в Австро-Венгрии для уничтожения русских. В 20-е годы бывшие узники этих концлагерей издали «Талергофский альманах», описывавший зверства австрийских и местных польских властей, осуществлявшиеся при непосредственной помощи сограждан-мазепинцев: «Роль этих народных предателей, т.
Тут стоит сказать, что о «насильничьи» Мазепы над дочерью Кочубей заявил царской следственной комиссии, когда та допытывалась о причинах доноса. Допытывались в прямом смысле — на дыбе, а на ней что только не скажешь. Но фактом остается то, что своим планом перекинуться к шведскому королю и отделиться от России Мазепа в 1706 году поделился именно с Кочубеем. А когда отлучался из Малороссии, то наказным гетманом, то есть исполняющим обязанности, всегда оставлял Кочубея. Значит доверял ему всецело и никаких причин для обратного на тот момент не видел. Но идея отделиться от России Кочубею явно не нравилась. В 1707 году от передает со странствующим монахом Никанором устный донос о намерениях Мазепы. Тот в Москве явится в Преображенский приказ, который выполнял роль спецслужб, все передаст, но сообщение останется без последствий. Однако попытки предупредить Петра продолжатся, хотя Кочубей знает, что тот наказывает всякого доносчика на Мазепу. Он отправляет с казаком Петром Яценко в Москву еще один донос, где уже рассказывает о планах покушения на царя, если тот приедет в Батурин — а такие планы были. К его усилиям присоединяется полковник Иван Искра. Они еще раз через священника Ивана Святайлу предупреждают о том же полковника Ахтырского полка Осипова и просят обязательно довести сообщение до Петра. Но к тому моменту Мазепа уже обо всем знал и сам написал царю письмо, что мол «жди доноса». Петр доверял Мазепе всецело, считал его своим другом, гетман стал одним из первых кавалеров Ордена Андрея Первозванного.
Кто бы мог после этого подумать, что этот человек намерен оторваться от царской державы, когда он в этой державе приобретает себе поземельную собственность! Максимович от имени гетмана поднес царю в дар 2 000 червонцев, а царь, вероятно, тогда в них нуждался. Царь после победы при Лесной находился в Смоленске и по обычаю своему, наблюдаемому после каждой военной удачи, праздновал победу, въезжал в город триумфально, при пушечной пальбе; за ним везли отнятые от неприятеля знамена и пушки; он посылал разные распоряжения на Дон, где князь Долгорукий добивал булавинцев, и на север, где Апраксин расправлялся с шведским генералом Либекером, а 20 октября выехал из Смоленска к войску в Малороссию»49. И вот наконец Мазепа решил вступить в переговоры с королем. Гонцом к шведам он выбрал своего управителя поляка Быстрицкого. Как писал Костомаров: «Тогда Мазепа велел [своему секретарю] Орлику составить инструкцию к графу Пиперу по-латыни, а своему аптекарю перевести ее на немецкий язык и вместе с латинским подлинником вручил Быстрицкому. Не было ни печати, ни подписи на этой инструкции. От себя лично Мазепа также не посылал никакого письма ни к королю, ни к графу Пиперу. Содержание этой инструкции было таково: гетман поручал Быстрицкому передать свою радость по поводу вступления шведского короля в Украину, просил Карла оказать протекцию гетману войска запорожского и всему народу малороссийскому в деле освобождения от тяжелого московского ига. Он предлагал шведским войскам безопасность и просил скорее прислать к нему наперед вспомогательный отряд для обороны, которому обещал устроить паромы для переправы на Десне у Макошинской пристани»50. Замечу, что Костомаров верит на слово изменнику Орлику, написавшему воспоминания уже после Полтавской битвы. Отправив Быстрицкого к шведам, Мазепа в тот же день послал графу Головкину письмо, в котором извещал, что он уже более десяти дней не ест и не спит и едва жив, «только надеется чудотворного облегчения от елеосвящения». Туда прибыл племянник гетмана Войнаровский и привез от дяди письмо. Мазепа извещал Меншикова, что он при последнем издыхании: «от подагры и хирагры приключилась ему эпилепсия». Извещая об этом царя, Меншиков изъявлял сожаление о болезни гетмана. Но вместе с тем Меншиков отзывался вообще неодобрительно о казаках, которых гетман по царскому приказанию отправил на службу против шведов. Действительно, отправленные гетманом в поход полковники, бывшие в сговоре с гетманом, докладывали ему рапортом, что казаки миргородские, прилуцкие и других полков заволновались и просят, чтоб их не посылали за Десну, потому что «великороссияне причиняют их братии всякие обиды и утеснения». Подобное настроение казаков, показывавшее неприязненное отношение к царским генералам, было тогда на руку Мазепе и позволяло надеяться, что Карл найдет себе в Малороссии союзников. Быстрицкий, отправившись вместе со шведским пленником, представился шведскому королю в селении Паноровке на реке Ревке в 26 верстах от Стародуба на пути к Десне. Быстрицкий был немедленно отпущен назад, но письма Мазепе не привез, зато устно сообщал, что король обещал быть к Десне 22 октября, то есть в тот же день, когда вернулся и Быстрицкий. Сам Войнаровский говорил, что убежал от Меншикова тайно, бросив и свои возы, и прислугу, потому что услыхал, как один офицер немецкого происхождения говорил другому офицеру: «Помилуй, Господи, этих людей! Завтра они будут в кандалах». Но из письма Меншикова к царю видно, что Меншиков действительно имел тогда намерение посетить Мазепу. Гетман, получив известие о приезде к нему Меншикова, тотчас «порвался как вихорь», по выражению современника, и поспешил в свой Батурин. За ним поехали бывшие при нем старшины. В Батурин он прибыл к ночи 23 октября. Последняя ночь, проведенная Мазепой в своей резиденции, прошла в распоряжениях. Нужно было отпустить царского полковника Анненкова, и гетман отправил его к Меншикову с письмом, в котором просил прощения своему племяннику Войнаровскому, ускользнувшему тайно от Меншикова, и называл его поступок легкомысленным. Так под благовидным предлогом гетман успел удалить из Батурина царского наблюдателя, не смевшего, разумеется, подозревать за Мазепой ничего дурного. Затем гетман поручил Батурин сердюцкому полковнику Дмитрию Чегелу, арматному то есть пушечному, артиллерийскому есаулу Кенигсену, немцу по происхождению, и батуринскому сотнику Димитрию. С ними в Батурине было оставлено четыре сердюцких полка Чегелов, Покотилов, Денисов и Максимов и часть городовых полков — Лубенского, Миргородского и Прилуцкого, другую часть этих полков гетман увел с собой. Начальники, оставляемые в Батурине, уже знали о замысле Мазепы. Гетман наказывал им не сдавать города, если придут русские, отбиваться от них и дождаться шведской помощи. Он уверял, что вернется скоро к ним на выручку и приведет с собой самого шведского короля с его храбрым войском. Утром 24 октября гетман простился навеки с своей столицей, переправился через Сейм и в тот же день к вечеру прибыл в Короп51, переночевал там и утром 25 октября переправился через Десну у Оболонья52. Казаки были уверены, что гетман по царскому указу ведет их против неприятеля. С Мазепой переправилось от четырех до пяти тысяч человек. Другая часть, от пяти до шести тысяч, была оставлена на левом берегу Десны. Поскольку многие казацкие полки заранее были разосланы на царскую службу в разные места, то вместо тысяч двадцати готовых и вооруженных воинов, как надеялся Карл по обещаниям от Мазепы, его новый союзник едва мог привести и четверть от обещанного. Но и с оставшимися нужно было еще объясняться. Кроме немногих единомышленников, никто ни из старшин, ни из рядовых не подозревал даже, что Мазепа ведет их вовсе не на бой со шведами. После переправы через Десну, двинувшись немного вперед, гетман приказал казакам построиться и начал говорить речь. Тут только гетман объявил своему казачеству, что он ведет его не против короля, а против царя — «утеснителя козацкой вольности». Гетман перечислил разные утеснения, которые творил царь в Малороссии, и напирал на то, что царь хочет казаков обратить в солдаты. Такие слухи давно уже ходили между казаками. Гетман уверял, что, часто беседуя с царем, он выведал все его тайные намерения: «хочет он потоптать все вольности и права Малороссии и ввести московское правительство в крае. Метко было задумано Мазепою затронуть козацкое сердце: боязнь московского правительства и начальствующих лиц великороссийского происхождения вместо туземцев тревожила малороссиян при прежних гетманах и передавалась в поколения»53. Но из того не вышло ничего доброго: только я сам подпал его гневу и злобе и не нашел иного способа спасения себе, как обратиться к великодушию шведского короля. Он обязывается уважать наши права и вольности и защищать их против всех тех, которые на них посягают и вперед станут посягать. Пришла наша пора; воспользуемся представившимся случаем: отомстим москалям за их долговременное насилие над нами, за все совершенные ими жестокости и несправедливости, охраним на будущие времена нашу свободу и права казацкие от их посягательств! Вот когда пришло время свергнуть с себя ненавистное ярмо и сделать нашу Украину страною свободною и ни от кого независимою. Вот к какой будущности я вас всех призываю. Вы, братия, верно достигнете этой цели при вашем мужестве и при содействии шведского короля, который предлагает вам воевать против москалей вместе со шведами». Казаки выслушали гетмана молча. Однако уже ночью началось массовое дезертирство. Гетман послал обозного Ломиковского и писаря Орлика к передовому шведскому посту, состоявшему из двух драгунских полков. Они квартировали в деревне за Орловкой54. Командирами были Гьельм и Гилленкрок. Они удивились появлением казаков. Полковник Гьельм не поверил и подозревал уловку противника. У него в полку служил капитаном один итальянец, который раньше состоял на русской службе и знал Мазепу лично. Гьельм послал его к казакам опознать гетмана. Тот быстро вернулся и доложил, что это действительно сам Мазепа.
4 ноября 1708 раскрылось предательство Мазепы.
Мазепа дожидается, пока его патрон, король Ян Казимир, в 1663 году решит вторгнуться на территорию Украины, и во время боевого похода легко и непринужденно предает Казимира. Между тем именно Мазепа пытался вернуть Украину под ярмо Речи Посполитой, от которого украинцев освободил Богдан Хмельницкий. проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. ИЗМЕНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ Часть третья ПРЕДАТЕЛЬСТВО Вплоть до начала 1708 года царь Петр безоговорочно поддерживал Мазепу. Правление Мазепы — это период, когда нарастали противоречия между Гетманщиной и создававшейся Российской империей.
Предательство Мазепы:Полтавская битва
К Батурину же приближалась вся армия короля, которая без боя могла выручить гетманскую столицу. Из-за растерянности Мазепа забыл, что русское командование ещё со времён военного совета в Жолкве в 1707 г. Шереметев 1 ноября получил приказ царя отходить от Шведской армии на восток к Глухову и в тот же день такое же распоряжение получил Меншиков. Без санкции царя начинать действия против резиденции Мазепы «светлейший князь» не мог. Итак, вопреки «нестерпимости отношений между войсками оккупационного российского режима и малороссийскими казаками и населением», как пишут ныне украинские историки и публицисты, второй «булавинщины» в Малороссии не вспыхнуло.
Все левобережные малороссы присягали «великому государю» и считали себя российскими подданными. Мазепа не доверял ни батуринцам, ни гарнизону, ни тем нескольким сотням беженцев, сбившихся в Батурин с ближней округи под защиту гарнизона и полка Анненкова от шведов. У гетмана Мазепы не хватало духа открыто объявить войну царю Петру, возглавить оборону резиденции, мобилизовать всех на укрепление стен, стянуть к Батурину городовых казаков, готовить к бою военные запасы. Искусный политик Мазепа легко поддавался страху, был лишён отваги и вдохновляющей силы полководца.
Ему казался безумием удар с тыла на отдельные части Русской армии или прорыв с боем к шведам. Зная, что он не имеет поддержки народа и простого казачества, гетман не мог загодя раскрыть свои планы даже собственным наёмникам, но всё же решился тайно отправить двух гонцов к Карлу XII, которые появились в шведском лагере 19 20 октября. Как писал Ф. Уманец, «чтобы выиграть хотя несколько дней, Мазепа решился сыграть кощунственную комедию умирающего человека».
Войнаровского 19 октября сообщил Меншикову, что испустит дух с минуты на минуту. У светлейшего князя не возникло ни капли сомнения в смертельности мазепиной «подагры, хирагры и эпилепсии»: «Жаль такова доброго человека, ежели от болезни ево Бог не облехчит. А о болезни своей пишет, что от подагричной и хирагричной приключилась ему апелепсия» — доносил 20 октября Меншиков царю. Здешняго Черниговского полку толко с полтораста человек мы здесь изобрели, и те ис последних, а ис старшин почитай, никого не видим».
Можно понять побег из Борзны — при Мазепе не было вооруженной силы. Но 24 октября он бежал, пробыв только ночь, и из Батурина с тремя конными компанейскими полками Ю. Кожуховского 500 человек , Игната Галагана от 500 до 1 000 человек и А. Маламы 150 человек , а также несколькими сотнями сердюков из полка Самойловича и Покотила.
Носа , которые не подозревали о предстоящей измене, не осталось времени. Учитывая отрицательную реакцию жителей, гетман Мазепа бросая свою столицу, не укрепил дух гарнизона и не обратился к нему с речью. Считаясь с гибелью города Батурина, он вывез большую часть сокровищ своей казны и, таким образом, совершил очередное предательство — на сей раз ограбил жителей собственной резиденции. Сбегая к противнику и предавая батуринцев, Мазепа оставлял на произвол судьбы «обветшавшую» по его характеристике «фортецу», расположенную на мысу левого берега Сейма и недалекого полковника Д.
Чечеля, командовавшего полком пеших сердюков численностью около 500 человек, а также «есаула артиллерии» — честного саксонского служаку Фридриха фон Кенигсека. Скорее всего при прощании им было обещано солидное вознаграждение. В Батурине осталось 4 сердюцких полка 2-2,4 тысяч человек85 и несколько городовых казацких. Шведскую помощь гетман посулил прислать к 31 октября и, ещё не добравшись до главной квартиры Карла, послал королю просьбу о выручке.
Возможно, Батурин устоял бы против русских до подхода короля, а гарнизон и жители уцелели, если бы Мазепа принял командование на себя вместе с главными соратниками. В таком случае те казаки из гарнизона и жители, кто поддерживал русских, были бы надежнее подавлены и предстоящие раздоры перед штурмом сведены к минимуму. Но ни генеральный есаул Д. Максимович, ни генеральный хорунжий И.
Сулима, ни горячий приверженец Мазепы прилуцкий полковник Д. Горленко тоже не возглавили оборону. Всю верхушку старшины Мазепа забрал с собой, подстраховывая себя на случай бунта казацкого эскорта. С собой гетман прихватил и четыре десятка калмыков, которые исполняли для него, а потом и для шведов, конвойную службу.
Таким образом, шведы обоснованно, вплоть до появления среди них гетмана, не надеялись на его переход. Только за Десной у Оболони, испросив для себя шведскую охрану, Мазепа решился раскрыть старшинам, а не казакам, свою измену. Объявлять казакам о нарушении присяги государю должен был не гетман, опасавшийся возможной расправы, а старшины и они же должны были удержать казаков от бегства. Записи Юлленшерны так освещают этот эпизод: «Здесь я должен сказать, как гетман сдал нам в руки всех бывших при нём людей, так как сами они об этом ничего не знали.
Суть была в том, что большая часть старшин, так и рядовых [казаков] была московитского духа и гетман не осмеливался раскрыть им свои планы прежде, чем его персона очутилась в безопасности, а они [казаки] столь далеко, что должны были выполнять то, что тот хотел. Дело было так. Гетман притворился, что получил сведения о шведском отряде, на который он сам [вроде] хотел напасть и попытаться его взять в плен. Старшины тут же вызвались следовать за ним, что было в соответствии с его планами.
Тем временем он принял меры, чтобы все его ценные вещи и деньги пошли другим путём. Когда он оказался в паре миль от нас и выслал своих гонцов, о чем я уже сказал, он велел людям выстроиться, быть готовыми идти против неприятеля и пошёл прямо на нашу деревню, пока не наткнулся на высланный нами отряд. Когда он получил от [нашего] офицера все сведения, и попросил охраны для себя, он созвал старшин и сказал, что решил перейти к королю Швеции, чтобы с его помощью отвоевать утраченную свободу. И те, кто считает так же и хочет свободы, должны следовать за ним, а также оповестить и убедить рядовых, что все делается для их блага и сохранения свободы и держать всех вместе.
Если же кто-то из них отделится от основного состава и будет обнаружен валахами или шведами, то тут же будет истреблен. Эта новость всех их очень поразила, потому что там было много разного люда: и казаки, и калмыки, и татары. И хоть они и вынуждены были держаться вместе из-за этой угрозы, но позже от большей части как старшин, так и рядовых и след простыл». Так гетман Мазепа растерял почти всё воинство.
В свете этих источников бессмысленно называть 2008 г. Несмотря на нервозность, 25 октября 5 ноября Мазепа решил торжественно подойти к передовому драгунскому полку Нильса Ельма. Прусский тайный советник при шведской армии Д. Зильтман, записал в дневнике 5 и 7 ноября н.
В свою очередь, полковник Ельм встречал того на подходе к своим квартирам бравурной музыкой». Ускорить движение короля Мазепа был не в силах. Незначительная горсть — полторы тысячи мазепинцев90 ничего не дала в военном отношении Карлу XII. Не было никаких намёков на восстание против русских.
Повсюду мазепинцам приходилось действовать обманом. Когда в с. Шептаки входили шведы, бывший староста И. Быстрицкий «кричал всем жителям, дабы они ис того села из домов своих не бегали, потому что де с ним пришли… люди Меншикова».
Скоропадскому вместе с переяславским и нежинским полковниками истребить московское войско в Стародубе или спешить в Батурин, так как «издавна враждебная потенция Московская» начала «всезлобное намерение» выгонять из малороссийских городов людей и осаживать их своими. Раньше, при безоговорочной поддержке Москвы, Мазепа был заметной фигурой в Восточной Европе, сейчас с кучкой старшины оказался пятым колесом в шведской военной машине. По истощенному, оборванному виду пришельцев и изнурённым лошадям, он уже мог предвидеть уход скандинавов обратно в Польшу — этот план всплыл в главной квартире короля в конце весны 1709 г.. Несмотря ни на что, «духовно и физически сломленный старец»93 постарался, как обычно, подать себя в самом выгодном свете — принял бодрый вид, смеялся и шутил.
Орлик и Д. Зильтман записал: «В 9 утра этого дня Мазепа прибыл к штабу короля вместе с большой свитой и прочими казаками. Перед ним один за другим ехало несколько старшин. Непосредственно перед Мазепой один из них держал серебряную с позолотой и камнями булаву.
Тут же за ним везли белый бунчук наподобие турецкого, а затем следовало всё сопровождение. В ставке короля его встречал гофмаршал фон Дюбен. Обедал он с Его Величеством не более, чем с семью именитыми казаками. Сидел Мазепа справа от короля.
После стола он отправился к себе назад тем же манером, что и прибыл». Сбежавший из Батурина гетман Мазепа при шведах стал выполнять исключительно представительские функции и не участвовал ни в одной военной операции в 1708-1709 гг. Рядовые шведы толковали, что Мазепа привёз 500 возов денег и провианта, но при нём только 400 казаков; когда же он приведёт армию короля к какому-то большому населенному месту, его войско увеличится до нескольких тысяч. Вечером 28 октября 600 конников полковника Дальдорфа и 300 казаков были посланы к Оболони к Десне, за 5 миль от ставки Карла, чтобы обезопасить левое крыло шведской армии.
Ночью русская артиллерия сыпала калёными ядрами по хатам, где стояла гвардия, туда, где по их предположению, должны были наводиться мосты через Десну. Князь Меншиков вместе с киевским воеводой князем Д. Голицыным появился у батуринской фортеции днём 25 октября 1708 года и узнал, что гетман, обманув всех жителей Батурина и беспечный полк Ивана Анненкова, стоявший в Батурине, на его глазах уехал к Десне. Только несколько телег из мазепинского обоза успела отбить погоня перед Десной.
Однако и за Десной авангард Меншикова преследовал Мазепу, уходящего под охраной двух шведских полков. Казаки, уведённые обманом, и не думали отражать русскую погоню, но не преминули напасть на полковые фуры шведов. Юлленшерна писал: «Так как мы стояли в нескольких милях от других полков, то решили, для большей безопасности гетмана выступить на следующее утро и сопровождать его двумя полками, пока тот не будет в полной безопасности в самой армии. К этому нас ещё сильнее побудила новость о том, что противник преследовал гетмана всей своей кавалерией.
В этом мы убедились на следующий день, ибо наш арьергард был атакован. Однако неприятель, потеряв несколько человек, был отбит, потому что тех, кто догнал, было мало. Мы были сильно сбиты с толку, не зная, насколько можно доверять казакам Мазепы, потому что, когда наш арьергард поднял тревогу, те никак не показали, что хотят идти против недруга, но спокойно продолжали свой путь, в то время как наши два полка остановились, чтобы отбросить противника. Но наш обоз продолжал уходить, и когда он оказался далеко от нас, трое больных и один обозный во время движения были заколоты людьми гетмана, а несколько фур было разграблено.
Так что нам пришлось сделать вывод, что враг и впереди и с тыла». К нему тоже не выпустили никого из города. К князю Меншикову стали съезжаться сотники и полковые казаки, «нарекая Мазепу» и прося защиты, если на них будет от гетмана «какой злой промысел». Светлейший князь ободрял всех прибытием царя на Гетманщину и послал в город Батурин сотника Марковича.
Нарушить присягу и крестоцелование считалось тяжким грехом даже в глазах сердюков, но поднять бунт против Чечеля они не могли. Однако из верхушки казаков наказной прилуцкий полковник Иван Яремович Нос открыто воспротивился мазепинцам, за что был прикован верхом на пушку. Этот особый вид пытки трудно было вытерпеть более 3 часов. То, что случилось, поначалу представилось русскому командованию бедой.
Между корпусом Меншикова и армией Шереметева вклинился шведский король, на Десне предстояло отражать шведов с севера, на юге у Сейма появилась неприятельская крепость. Измена основного «столпа веры» в Малороссии показалась Петру I чудовищной. На мгновенье померещилось, что гетман возглавит «восстание черни», о котором он недавно оповещал, что с Мазепой, «который хотел всю Гетманщину к зломыслию привести», к врагу перекинется вся верхушка старшины. Об этом можно судить по зачеркнутым словам в черновике указа от 28 октября 1708 г.
Однако русское командование быстро убедилось, что в единомыслии с Мазепой нет и пяти человек, «а сей край как был, так и есть». Но токмо ко мне изо всех здешних ближних мест съезжаются сотники и прочия полчаня и приносят на него ж в том нарекание и многие просят меня со слезами, чтоб за них предстательствовать и не допустить бы их до погибели, ежели какой от него, гетмана, будет над ними промысл которых я всяким обнадеживанием увещеваю, а особливо вашим в Окрайну пришествием, ис чего они повидимому, в великую приходят радость». Оторванные от баз в Польше и Прибалтике, шведы попали во враждебную страну, где развернулась стихийная партизанщина. Малороссы помимо своего этнического, сохраняли и общерусское самосознание и не отчуждали себя от великороссов, ориентируясь на «единого во всей Подсолнечной» православного монарха.
Самоотверженная борьба малороссийского народа против оккупационной Шведской армии нарастала вплоть до лета 1709 г. Крестьянство в целом признавало мотивацию русского командования, предлагавшего прятать в ямы хлеб и угонять в леса скот перед шведской армией, и было на стороне русских, в отличие от помогавших шведам «чюхонцев» Ингерманландии и Финляндии. Молороссы воспринимали еретиков-шведов почти также, как и белорусы, считавшие их сатанинской силой: «где этот Люцифер со своим войском шёл…, везде был голод и долгие годы неурожай на полях, поэтому крестьяне после них освящали свои пашни, кропили их святой водой и совершали молебны». Хотя царь запоздал с письмами в Прилуки, Белую Церковь, Гадяч, Запорожскую Сечь и Полтаву от 9, 12, и 28 ноября, где писалось о том, чтобы никто не присоединялся к Мазепе, зимой 1708 — 1709 г.
Даже мазепинские «компанейские» полки Тайского, Степановича и сердюцкий полк Бурляя, не собирались защищать «шведско-мазепинский союз». Только быстрый конный рейд шведов наперерез Меншикову мог выручить Чечеля и Кенигсека. Напасть с тыла на меншиковских драгун в период с 26 октября до 2-3 ноября и спасти батуринский «ореол национальной славы» «великий гетман Мазепа» был бессилен. Уже тогда для него вырисовалась перспектива катастрофы.
Можно не сомневаться, что Мазепа сидел «как на иголках» и как только король поднялся из Горок, он послал в Батурин гонца с призывом держаться в виду скорой помощи шведов см. Но король передвинулся всего-навсего на 10 км — в Гнатовку. Основная часть армии физически не могла перемещаться быстрее и оставалась позади. Снова русским помогла стихия — начался ранний ледоход, помешавший шведам навести мост.
В тот же день «2 ноября 3 шв. К вечеру он был готов и был занят сильным караулом». В ночное время, чтобы избежать артиллерийского огня шведов, отряд генерала Алларта нарезал в приречных зарослях фашины и утром 31 октября 1 ноября шв. Однако крупные дальнобойные орудия противника заставили держаться русский отряд на почтительном расстоянии.
В тот день, когда решалась судьба Батурина, Карл XII с трудом отбивал деснянский плацдарм, а царь Пётр из деревни Чаплеевка на левом берегу Десны в 15 км от Мезина и в 48 км от Батурина рассылал указы о стягивании войск к Глухову и о пересылке червонных послу в Стамбуле П. Окончательно Шведская армия перебралась через реку только 6-9 ноября. Lund, 1913. Cestovny dennik z rokov 1708-1709.
Bratislava, 1969. Некоторые авторы на Украине В.
Ни один историк, упоминавший Мазепу в своих трудах как до, так и после Г. Кониского, не отозвался о нем положительно.
А ведь реально гетман Мазепа прославился в основном интригами в борьбе за власть, не гнушаясь ничем: ни предательствами, ни убийствами, ни доносами. Причем предал всех, кому он служил и присягал на верность. В древности все народы относились к предателям одинаково: их тут же убивали. Даже если это были царские дочери, которые из-за любви к неприятельскому вождю ночью тайком открывали для его войска ворота города.
Мудрость древних заключалась в следующем: «Предавший раз, предаст снова». Можно привести еще множество примеров, но сегодня мы должны понять, что личные симпатии отдельных политиков, пусть даже и высокопоставленных, к тем или иным историческим персонажам должны служить не руководством к действию, а скорее предостережением, что нельзя перелицовывать историю в угоду собственным амбициям и интересам. К сожалению, этого на Украине не случилось. Поэтому верно замечание историка Ксении Мяло: «Прославление сегодня на Украине Мазепы объясняется не только его союзом с геополитическим противником России Карлом ХII, но и апофеозом в период гетманства «латино-могилянской школы».
Сегодня можно утверждать, что отсутствие именно подлинно украинского проекта обеспечило полное господство галицийских идей на мировоззренческом и информационном поле Украины, а это значит переписывание истории под углом зрения многовековой борьбы Украины с имперской угнетательницей Россией. Мазепинщина как историческая идеология ныне преподается в школах, но при этом никто не говорит, что в свое время из 16 епископов, анафематствовавших Мазепу, 14 были малороссами. И еще момент. После разгрома фашизма предатели понесли заслуженную кару.
Вот, например, маршал Филипп Петен — герой Первой мировой войны. В 83 года он стал командующим французской армией и в 1940 году предал и армию, и свою страну. После немецкого вторжения он заключил с захватчиками мир и создал на юге Франции дружественное немцам «правительство Виши». Именем Петена нацисты казнили французских патриотов, отправляли евреев в лагеря смерти, вывозили в Германию богатства страны.
Хотя суд над ним завершился смертным приговором, его героическое прошлое было учтено и генералом де Голлем смерть была заменена на пожизненное заключение. Он умер в 1951 году, не дожив пяти лет до столетия. Свои петены во время оккупации появились во многих странах Европы, но нарицательным стало имя только одного из них — норвежца Видкуна Квислинга. Родившийся в 1887 году в семье сельского пастора, норвежский политик не имел престижа Петена и с начала тридцатых годов был известен своими симпатиями к нацистам.
Когда он стал человеком Германии в Осло, король Хокон находился в Лондоне, где норвежское правительство в изгнании представляло в глазах союзников «истинную Норвегию» и придавало законность национальным движениям сопротивления, сражавшимся против немцев на родине. Норвежцы дружно ненавидели Квислинга как прислужника нацистов, и в 1945 году он был повешен по приговору суда.
В более мягкой форме, для тех, кто начинает копаться в фактах, уличая «мазепинцев» в подлогах и фальсификациях, этот вариант обоснования делает ставку на снисходительность. Вроде первый раз не считается. Что на это сказать?
Да разве первый раз совершал Мазепа предательство? Как не замечать смену Мазепой «ориентации» с польской католической власти на власть османскую мусульманскую , а потом — на православную? Как быть с этим? Или этого не было? Но ведь было.
Значит, измена для него была нормой, а не исключением. Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация ничего, кроме неприятия, у вдумчивых граждан не вызывает, «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена — как бы и не измена вовсе, а просто ошибка. Дело житейское, — канючат «мазепинцы».
Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок? Не судите, и не судимы будете». А мы и не судим — мы размышляем! Чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо политизировать «историю» Мазепы. Ведь для людей он интересен в первую очередь не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине на щит.
Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подает ее таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству. Правда, обосновывают ее по-разному. Например, сакральными ценностями — любовью к Богу, к стране, к своему многострадальному народу. Согласно этой версии получается: да, измена была. Но она объясняется огромной любовью к стране.
Причем в одном случае можно сразу заявлять по максимуму: больше всего на свете Мазепа любил Украину и Бога, и таким образом переводить стрелки с реального безнравственного поступка на высокие чувства. В этом случае любовь к стране и Богу как бы освящает любую подлость, т. И пусть кто-нибудь после этого бросит в Мазепу камень… В другом, более ограниченном случае, где речь в первую очередь идет о любви к Украине и ее народу, дается понять, что ради своей страны все средства хороши. Все спишется и будет оправдано, т.
Случилось это за несколько недель до предательства. Василий Кочубей был не рядовой заговорщик, а второе лицо во всем гетманстве — генеральный судья и генеральный писарь, один из самых богатых людей в Малороссии.
Кстати, владелец прославленной Гоголем Диканьки. Его дед был знатным беем в Крымском ханстве, но затем перешел на службу в Речь Посполитую, в крещении получил имя Андрея. Отец, Леонтий Кочубей, уже занимал значительные должности. Но, как позже отметят исследователи и биографы, сам Василий Кочубей почти не упоминает о знатности свои х предк ов, даже когда это было уместно. Сам он начал свою службу в гетманской канцелярии, то есть был профессиональным бюрократом. Довольно быстро сделал тут карьеру и уже при гетмане Иване Брюховецком играл видную роль в канцелярии, а фактически правительстве.
При гетмане Иване Самойловиче стал уже «реентом» и пользовался абсолютным доверием последнего. Что не помешало участвовать вместе с Мазепой в заговоре против него и донос на имя царевны Софьи через Василия Голицина написал именно Кочубей. Стоит отметит, что интриги, кляузничество и доносы среди украинской старшины были делом обычным, а для них и естественным. Это во многом объясняет, почему Мазепа с такой легкостью перекинулся на шведскую сторону, когда решил, что Петр проигрывает войну. И то, что сам царь не поверил доносу Кочубея, посчитав как раз проявлением этой склонности малороссийской знати. Между тем, между Кочубеем и Мазепой долгое время были самые приятельские отношения, которые чуть не стали и родственными.
Войти на сайт
В июле 1704 года Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Предательство в пользу Карла XII полностью соответствовало логике и мировоззрению Мазепы. Так вот предательство Мазепы произошло как раз в этот самый момент, когда Петр, сидя в Троице, собирал войска и копил силы для противоборства со старшей сводной сестрой. У Мазепы были все основания считать себя равноправным участником договора с московским царем. В нем подчеркивается, что "не будет забыто и предательство Ивана Мазепы, имя которого стало нарицательным, а сам он был предан анафеме Русской православной церковью".
Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь
Сейчас на Украине многие политики и историки говорят, что Мазепа — борец за независимость Незалежной. Ранее в американском журнале Popular Mechanics российские танки Т-72 и Т-80 назвали двумя из пяти худших в мире.
Сейчас на Украине многие политики и историки говорят, что Мазепа — борец за независимость Незалежной. Ранее в американском журнале Popular Mechanics российские танки Т-72 и Т-80 назвали двумя из пяти худших в мире.
Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся. Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари.
В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом. Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны.
Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс. По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности. Под властью Петра После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана. Воспользовавшись антипатией молодого царя к сестре Софье и её окружению, Мазепа, представившись жертвой коррупции и произвола, вошёл в доверие к новому государю. Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал.
В то же самое время после знакомства он проявил себя, по мнению царя, с хорошей стороны», — отметил в интервью RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Павел Кротов. Вскоре после воцарения Петра в Малороссии поднялось восстание под руководством популярного среди местного несостоятельного населения представителя казацкой старшины Петра Иваненко Петрика , продвигавшего идею отделения от России. Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков. Мазепа Иваненко изгнал, а в 1696 году и вовсе выступил организатором его убийства. Также гетман проявил себя как послушный исполнитель в ходе Азовских походов Петра. Также по теме «Это историческое преступление»: почему Киев собирается «запретить» полководца Александра Суворова Министерство обороны Украины предложило запретить «использование имени Александра Суворова» и «пропаганду» его подвигов.
Царь Петр I считал Мазепу одним из самых верных своих сторонников, но совершенно не учитывал того, что большинство его реформ противоречило интересам украинской самостийности. Российский самодержец учредил Малороссийскую коллегию, ограничивающую власть Мазепы, планировал отменить выборность гетманов, вступил в войну с Швецией, которая являлась традиционным геополитическим союзником Левобережной Украины. Hеудивительно, что в 1708 году, незадолго до битвы под Полтавой, он обратился к казацкому войску со словами: "Воспользуемся представившимся случаем: отомстим москалям за их долговременное насилие над нами, за все совершенные ими жестокости! После Полтавы территория Украины перешла под непосредственное управление Малороссийской коллегии. Гетманы в качестве командующих казацкими войсками еще некоторое время назначались Москвой, а затем этот институт и вовсе был ликвидирован. Последние выборы гетмана состоялись в 1750 году, и они не имели ничего общего с теми политическими баталиями, что разворачивались на Украине во времена руины. Hа пасторальном лугу вблизи Глухова чиновники имперской администрации Малороссии, наряженные в национальные костюмы, единогласно провозглашают ясновельможным гетманом Украины 22-летнего Кирилла Разумовского -брата морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны. Бывший украинский пастушок, вознесшийся вместе со своим братом Алексеем на самую вершину власти, прибыл на Украину лишь через год после своего избрания. Малороссией он правил примерно так же, как Академией наук, президентом которой был избран в 18-летнем возрасте: осуществлял представительские функции и не вмешивался в споры авторитетных людей. Он перестраивал гетманскую резиденцию по столичному образцу, устраивал пышные балы, возрождал киевскую академию. Реальной политикой при нем занимался мастер политической интриги советник Григорий Теплов. В 1764 году Теплов донес новой императрице Екатерине II, что Разумовский и казацкие старейшины намереваются возродить наследственное гетманство и превратить Украину в автономное шляхетское государство.
Вы точно человек?
Мазепа одним своим поступком умудрился предать сразу всех, включая и Украину, за что его все и вспоминают «незлым тихим словом». Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы. Пленным русским солдатам шведский король сохранял жизнь, а казаков выдавал Мазепе, который сажал их в яму и предавал мучительной смерти. Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. широко распространилась не только по Гетманщине и Польше, но и во Франции и Швеции и это сильно тревожило гетмана.
Почему Мазепа предал русских
Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. Одним из самых ярких эпизодов в российской-украинских отношениях стало предательство гетмана Ивана Мазепы.