Интерес к этим продуктам во время поста подтверждается и данными аналитиков сервиса. Великий пост-2024. В этом году интерес россиян к Великому посту обновил рекорд: каждый пятый намерен соблюдать пост. Этот пост является одним из 4 постов в иудаизме, которые установлены в память о разрушении Храма. Он открывает собой трехнедельный период траура для еврейского народа, который длится до 10 Ава и называется «бейн а-мецарим». Завершается священный месяц Рамадан и строгий пост. Начало и конец Великого поста в 2024 году.
Рамадан в 2024 году: история и правила поста
Последний Таравих — 8 апреля 2024 г. В вопросе о точной дате начала месяца поста аксиомой является ежегодное официальное решение мусульманских руководителей в том или ином регионе. Например, в отдельных государствах население заблаговременно информируют о начале священного месяца. Данное решение основывается на астрономических расчетах, дающих достаточную точность. Людям необходимо следовать тому, что скажут местные религиозные руководители.
В Священном Коране говорится: «Будьте покорны Всевышнему, [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями…» [4] Св. Коран, 4:59. Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует говорил: «Имам у вас для того, чтобы следовать ему» [5]. Сегодня, как и многими веками ранее, часто применяется заблаговременный астрономический расчет начала и конца лунного месяца, что очень практично [6].
Известно, что в нашей религии лунный календарь служит основой для определения времени важнейших религиозных обрядов, таких как пост, паломничество, садакатуль-фитр, Ураза-байрам, Курбан-байрам и др. Согласно установлениям религии, лунный месяц начинается после полного убывания последней лунной фазы, когда на небосклоне появляется новая Луна новолуние или с наблюдением новой Луны над горизонтом после захода Солнца. Завершается лунный месяц также с появлением Луны.
Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века. Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели.
Именно поэтому во время поста также запрещено вести половую жизнь, развлекаться — например, ходить в кино, в гости, смотреть телевизор и слушать музыку, — и, конечно, ссориться с другими людьми. В старославянском языке «постъ» означает подвиг — ведь соблюдение целого ряда ограничений в течение длительного времени и правда считается духовным подвигом, проявлением воли человека, свидетельством того, что разум и сознание могут и должны взять верх над греховными, «животными» стремлениями. Зачем христиане постятся Считается, что пост был дан как заповедь первому человеку Адаму. Еще в Раю Бог запретил ему вкушать плоды с древа познания добра и зла. Как известно, Адам и его жена Ева нарушили запрет. Согласно христианскому учению, грех первых людей исказил богоподобную природу человека, и они уже не могли находиться в Раю. По сей день воздержание в посте как бы способствует обратному процессу — возвышению человека и его приближению к Раю. Все многодневные посты предшествуют важнейшим церковным праздникам, и в сознании верующих это период труда, строгой подготовки к большой духовной радости. Цели христианского поста: подчинение тела духу — «утончение» плоти, чтобы она не мешала единению с Богом во время молитвы; преображение трех главных сил души — ума, чувств и воли; преодоление основных страстей — чревоугодия, любодеяния, гнева, жадности, гордыни и других; самопознание — анализ прошлых поступков и покаяние в грехах; развитие милосердия через пожертвования нуждающимся — обычно на жертву идут деньги, сэкономленные на продуктах в пост. Как говорил святой Иоанн Кронштадский, пост — это учитель, который дает понять, что человеку нужно совсем немного пищи и питья, и на самом деле люди довольно часто берут больше, чем требует природа. Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор Иоанн КронштадскийИз книги «Моя жизнь во Христе» По словам Иоанна Златоуста, в результате поста ум человека очищается и ему становится легче обуздать сиюминутные желания ради большой цели. Так что в широком смысле пост — это акт дисциплины, полезный не только в контексте христианской веры. Для тех, кто его соблюдает, это светлое время, в первую очередь необходимое для развития своих лучших качеств, а не для самоистязания. Поэтому даже во время поста нужно обращать внимание на самочувствие. Далеко не каждому здоровье позволяет выдерживать всю строгость церковных предписаний — в таком случае лучше смягчить ограничения. Если у верующего есть заболевания, несовместимые с постной диетой, нужно, во-первых, проконсультироваться с врачом, а во-вторых, найти компромиссный вариант питания или отказаться от ограничений в пище и соблюдать только те правила, которые не касаются еды. Индивидуальную, менее строгую диету можно согласовать еще и с духовником, чтобы получить церковное благословение Какие ограничения в пище нужно соблюдать во время поста Многодневные и однодневные посты отличаются по своей строгости. Вообще, в христианстве существует шесть степеней ограничений на время поста.
Кофе с соевым молоком. Гречка, запаренная с вечера кипятком, с добавлением пюре из авокадо и кусочков лимона и травяной чай подойдут на обед. На ужин можно приготовить салат из груши, руколы и орехов, заправленный клюквенным соком. Чай с медом. Что нельзя делать отказывать нищим и нуждающимся в помощи; плохо говорить и думать об умерших; работать в этот день на земле.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. В список разрешенных продуктов входят овощи, фрукты, ягоды, бобовые, все виды злаков, орехи и сухофрукты, хлебобулочные изделия, где нет сливочного масла и яиц, мед, черный хлеб и хлебцы, грибы.
Посоветуйтесь с диетологом, выберите качественные постные продукты и разнообразьте меню необычными рецептами.
Как провести Петров пост: что можно и нельзя делать Пост — это не только ограничения в рационе. Важнее позаботиться о чистоте души. Церковь не устанавливает конкретных запретов в период поста, но верующие все равно стараются придерживаться определенных традиций и правил. Вот что можно сделать, чтобы провести Петров пост продуктивно: Отказаться от вредных привычек. Алкоголь в пост не употребляют. Вместе с тем можно попробовать отказаться от сигарет и меньше сидеть в соцсетях.
Посетить церковь. Если есть потребность, можно исповедоваться или причаститься. Также не лишним будет посетить несколько церковных служб, отмечают священнослужители. Провести время с собой.
Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не несут ответственности за свои поступки [то есть Господь не спросит с них] три категории людей: 1 умалишенные, не управляющие своим рассудком, пока не выздоровеют, 2 спящие, пока не проснутся, и 3 дети, пока не достигнут половой зрелости» [22].
Пожилые и немощные «Считанными днями являются дни поста. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка [23]. Для этой категории людей пост, если они не в состоянии его соблюдать, заменяется милостыней фидья-садака. Дети Для детей, не достигших начала полового созревания, по канонам Ислама пост в месяц Рамадан не обязателен. Пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не несут ответственности за свои поступки [то есть Господь не спросит с них] три категории людей: 1 спящие, пока не проснутся, 2 испытуемые [тяжелым заболеванием], пока не выздоровеют, и 3 дети, пока не вырастут» [24].
В другом достоверном хадисе сказано: «Не несут ответственности за свои поступки [то есть Господь не спросит с них] три категории людей: 1 умалишенные, не управляющие своим рассудком, пока не выздоровеют, 2 спящие, пока не проснутся, и 3 дети, пока не достигнут половой зрелости» [25]. Однако если родители считают, что с воспитательной точки зрения приобщение к данной традиции будет полезно, то такое возможно. Ребенок может поститься один день, несколько дней или в некой облегченной форме, то есть по усмотрению родителей. Молитва Таравих [26] Правовое положение совершения молитвы Таравих Данная молитва является сунной муаккяда [27] как для мужчин, так и для женщин. Пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи» [28].
Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан. Намаз Витр в эти дни выполняется после молитвы Таравих. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны [32].
В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах». Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр. Если человек не смог совершить молитву Таравих до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно [34]. По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.
Закятуль-фитр, или садакатуль-фитр Закятуль-фитр и садакатуль-фитр — это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры. Это обязательно абсолютно для всех.
Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс [40]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им], если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — милостыня из числа милостыней» [41]. Кто платит По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов исламские богословы высказали два мнения. Тот, кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день, и при этом у него остается возможность выплатить или передать продуктами закятуль-фитр, то он обязан это сделать.
Так считало большинство ученых. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальным обеспечением. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом. Следует отметить, что, согласно их мнению, расчет нисаба закятуль-фитр может производиться как по золоту [42] , так и по серебру, вес которого будет равен весу 200 серебряных монет [43] дирхамов [44].
Более правильным будет рассчитать закятуль-фитр по серебру, чтобы выполнить свою обязанность пред Богом, не дожидаясь, когда имущество достигнет нисаба по золоту. Кто получает Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят [45].
Ничего общего пост и вегетарианская диета между собой не имеют. Разве можно назвать постом то, когда отсутствие мяса заменяют такими постными продуктами, как дорогие авокадо, креветки, крабы, кедровые орехи и так далее", — сказали священнослужители. Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино. Также допускается рыбное меню во время Лазаревой субботы, которая в этом году приходится на 27 апреля, и на Вербное воскресенье — 28 апреля.
Пост для монахов Следует отметить, что самый строгий пост, без всяких послаблений, должны держать монахи, а также люди, на которых священник наложил епитимью воздержания от скоромного в течение 40 дней. К примеру, в первую и последнюю неделю поста монашествующие едят один раз в день, вечером. Два раза в день им разрешено поесть по субботам и воскресеньям. Кроме того, по каноническому уставу для монахов и монашек по понедельникам, средам и пятницам только холодная пища без растительного масла, по вторникам и четвергам разрешается горячая, но тоже "пустая", без масла и других добавок.
Рамадан в 2024 году: история и правила поста
Великий пост. с 1 июля по 11 июля - Петров пост. с 14 по 27 августа - Успенский пост. с 28 ноября по 6 января - Рождественский пост. Однодневные посты. Июль 2024 года — это время, когда новости и обсуждения наполняют наши новостные ленты и соцсети. Православный церковный календарь на 2024 год (7532) с указанием постов, праздников и сплошных седмиц, родительских суббот, устава пищи и возможности совершения браков. ифтары - начинаются в честь приближающегося окончания Великого поста у мусульман - священного месяца Рамадан. В России Рамадан в 2024 году начался с заходом солнца 10 марта, а заканчивается в ночь с 8 на 9 апреля. В 2024 году священный месяц Рамазан продлится с 11 марта по 9 апреля. 03.04.2024 Ящики для огарков и ящик для пожертвований в Московской области.
Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
У христиан православного обряда Великий пост 2024 начнется с 18 марта, в понедельник, сразу после Масленицы и Прощеного воскресенья. Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. Когда закончится Великий пост в 2024 году? Традиционно самый строгий пост в году заканчивается светлым праздником Пасхи. Posted 1 марта, 07:44.
Рамазан-2024: как поститься, восполнить пропущенные дни Оразы и делать пожертвования
Светой Старец Ангирасъ сказал: «О, Царь, в таком случае, соблюдай ПОСТЪ в Свещенный Экадаши, известный как Шаяна (Падма) или Девашаяна, который выпадет на период нарастающей Луны в месяце Ашадха (июне/июле). Издательство Московской Патриархии опубликовало общедоступную версию календаря постов и трапез на 2024 год. Православные посты в 2024 году. Пост – время воздержания от принятия пищи животного происхождения и духовного очищения человека (посещение храмов и чтение молитв, удержание от ссор и раздражительности). В 2024 году даты Великого поста — с 18 марта по 4 мая. На целых семь недель жестко ограничить питание не так уж просто, а для кого-то и вредно. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино. Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая.