Граждане пост-советских республик привыкли считать Одессу «еврейским городом» и прародителем «еврейского юмора», однако сегодня в населении Одессы официально только 1% евреев.
Об антисемитизме — или его отсутствии — в сегодняшней Украине
Лайфа , — говорит Омельченко. Тогда, грубо говоря, вешали на уши, что это требования Совета Европы. Я тогда спрашивал у председатель Верховной рады в 1991—1994 и 2000—2002 годах. Лайфа Ивана Плюща: "Почему вы такое сотворили?
Центробанк Украины, "просветил" генерал-лейтенант читателей "Кременчугской газеты", подчинён банковскому дому Ротшильдов, как и банки ещё 150 стран мира. Петр Порошенко и спикер Кнессета Юлий Эдельштейн. Надо сказать, Омельченко давно транслирует в популярных украинских СМИ национал-шовинистического пошиба впрочем, где сейчас в Незалежной найти другие идеи весьма специфического свойства.
Но уже в 1920 году начинается наступление советских властей, достаточно укрепившихся к этому времени, на сионизм, идут массовые аресты членов сионистских организаций, синагоги закрываются. Рав Тойва Гойхман — раввин одной из одесских синагог, в 1938 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и расстрелян. Евреи продолжают помнить о своей национальности только благодаря советской власти и ее знаменитой «пятой графе» в паспорте. Больше почти ничего еврейского у одесских евреев уже не сохранилось. Следующий удар по евреям нанесла румынско-немецкая оккупация Одессы в годы Второй мировой войны, когда почти все еврейское население Одессы, не успевшее эвакуироваться из осажденного города, было физически уничтожено.
Экзекуции еврейского населения проводились в пригородах Одессы, в районе Первомайска, сел Ахметовка, Богдановка и других местах. Часть эвакуированных никуда так и не доехала, а из добравшихся до Сибири и Урала многие больше никогда не вернулись в свой родной город. Рав Иосиф Димент, который до войны проводил подпольные молитвенные собрания, после освобождения Одессы в сентябре 1944 года вернулся в город и, возглавив еврейскую религиозную общину, стал открыто служить в синагоге. В конце 1940-х годов городские власти сочли неудобным, что евреи, особенно в дни праздников, в большом количестве скапливаются возле синагоги в самом центре города. Синагогу закрыли, а еврейский молитвенный дом перенести подальше от центра — на Пересыпь.
Рав Иосиф Димент сумел собрать частные пожертвования и произвел необходимый ремонт, восстановив синагогу и мацопекарню. В марте 1953 года рав Димент был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, и на сорок лет одесская еврейская община осталась без раввина. К началу 90-х годов прошлого века, после нескольких волн эмиграции, в этой единственной действующей синагоге, располагающейся на окраине города, едва собирался миньян со средним возрастом далеко за 70. В Бродской синагоге разместился архив, в другой старинной синагоге на углу улиц Бабеля и Ленина — спортивный клуб. Еврейское кладбище было закрыто.
Эмиграция из Одессы, начавшаяся в конце шестидесятых, — это почти конец истории одесских евреев. С отъездом большого количества евреев Одесса не пропала, но сильно видоизменилась и почти потеряла свой шарм. Приезжие уже не находят той легкости и любви к всяким «хохмам», которые были так характерны для одесситов. Одесса продолжает жить воспоминаниями о своих великих выходцах. Снова в городе есть кошерные продукты, миква , «Хевра кадиша» и все остальное, что необходимо соблюдающему еврею.
Общине было возвращено здание Главной синагоги Одессы на Еврейской улице, построенной в 1850 году известным одесским архитектором Ф.
Как это могло измениться? Разве это возможно? Юность живет в абсолютно другом мире. Но если взять поколение моих родителей, и поколение моих бабушек и дедушек, нынешнее положение дел шокирует. Думаю, они бросили вызов антисемитизму на Украине, чтобы уничтожить его». Анна Гениальная — директор молодежной группы Еврейского общинного центра «Халом» в Киеве. Она открыто носит на шее Звезду Давида, что в особенности не дает мне покоя. В Советском Союзе многие евреи учили своих детей не показывать открыто знаки еврейства, чтобы не пострадать от антисемитизма. Я спросил Гениальную о подвеске, про себя задаваясь вопросом, здравое ли решение носить ее на Украине.
Гениальная начала носить подвеску шесть лет назад. Родители тоже переживали по поводу ее решения, но она говорит, что за шесть лет ни разу не пострадала. На этом все заканчивалось». Об антисемитизме она сказала: «Я его не замечаю…Я просто нигде его не вижу. Может быть, где-то он и есть, но не рядом со мной». В день моего посещения в молодежную группу пришли только трое старшеклассников, поэтому официальное занятие отменили. Вместо этого мы сидели и пили чай, а я расспрашивал учеников о проявлении антисемитизма на их опыте. Реакция была примерно такой же. Иногда другие школьники говорят что-то общее, или учителя рассказывают о Второй мировой, практически не упоминая о Холокосте. Это напомнило среднюю школу в Америке со средним уровнем антисемитизма, почти не наносившим вреда еврейским студентам.
Где был свирепый антисемитизм? Молодые евреи в центрах «Гилель» в Киеве, Харькове и Одессе в основном проигнорировали вопросы об антисемитизме на Украине. В Киеве девочки из класса с изучением иврита сказали, что с ужасом следят за новостями об антисемитизме во Франции, Германии и Англии. В Одессе в ответ я услышал «пфф». Кристина Тяхнырядько, 25-летняя студентка медицинского института, работающая в еврейском агентстве в Харькове, раздраженно отреагировала на эту тему. Когда бабушка узнала, «начались истерики из-за антисемитизма. Тебя изобьют, тебя убьют». Таким же непостижимо страшным посчитала бабушка и Звезду Давида на шее. Надень крест», — ругала она. В итоге бабушка вернулась посмотреть Украину и убедилась, что страна изменилась.
Тяхнырядько оправдывала сообщения об украинском антисемитизме ведением войны с Россией. Многие украинские евреи считают, что большая часть случаев вандализма, нападений и злобных граффити происходят по указке России, чтобы настроить еврейскую общину против Украины и дестабилизировать и без того слабое постреволюционное правительство. В качестве примера она приводит случай вандализма в Умане, где похоронен Рабби Нахман из Браслава, на могилу которого постоянно приходят его последователи. В декабре 2016 года кто-то оставил в синагоге голову свиньи с вырезанной на лбу свастикой, а стены забрызгал красной краской.
Между представителями противоположных политических лагерей происходили стычки, в которых широко применялось огнестрельное оружие, а также взрывные устройства.
На фоне всего этого по городу распространялись агитационные листки, во всех бедах страны винящие именно евреев. Их обвиняли в растущей безработице, постоянном повышении цен, отсутствии патриотизма. Евреям же приписывалось разжигание беспорядков, в частности во время недавних событий, связанных с броненосцем «Потёмкин», а еврейский комитет самообороны рисовался анархистско—террористической организацией, занимающейся «тайными и явными убийствами» горожан. Одной из них была демонстрация портовых рабочих, которые решили пройти из порта к Спасо—Преображенскому собору со знамёнами и портретами царя. В центре города процессию обстрелял неизвестный из окон одного из зданий, были раненые и погибшие, в том числе ребёнок.
В случившемся моментально обвинили евреев. Это происшествие и стало поводом для погрома. Роковую роль в последующих событиях сыграло решение градоначальника Дмитрия Нейдгардта убрать силы охраны правопорядка с улиц. Своё решение Нейдгардт мотивировал заботой о жизнях стражей порядка. Однако в результате случилось так, что тысячи жителей города оказались безо всякой защиты со стороны властей.
Первые погромные действия начались в ночь на 19 октября — ограбили несколько богатых магазинов в центре Одессы. К примеру, разнесли ювелирный магазин Баржанского на Дерибасовской, 31 угол нынешней улицы Вице—Адмирала Жукова и расположенный в том же доме галантерейный магазин Бейма. В последующие дни погромы охватили весь город. Продолжались они до 24 октября. Известны случаи, когда солдаты и полицейские присоединялись к погромщикам.
В других случаях, впрочем, они, наоборот, пытались противостоять бесчинствам. Так, после завершения погромов еврейская община наградила памятным адресом, выгравированным на серебряной табличке, офицера Сергея Грюнберга. Арнаутской, Мещанской, Старопортофранковской и Треугольного переулка нашему спасителю», — гласил текст на табличке. Известен подвиг дьякона Сретенской церкви Георгия Топчия, который спас от действий погромщиков около 50 человек, спрятав их в церкви. Но было и другое.
Среди одесситов было немало тех, кто, пусть и не принимая непосредственного участия в погромах, охотно покупал по дешёвке похищенные из разгромленных магазинов и жилищ вещи. Погромщикам активно противостояла еврейская самооборона, к которой присоединились и многие граждане нееврейского происхождения: к примеру, отряды самообороны формировали ученики мореходного училища и рабочие—железнодорожники. Активное участие в дружинах принимали члены социалистических партий, например, член РСДРП, тогдашний студент Новороссийского университета Лев Громашевский. На Молдаванке например, на нынешней улице Богдана Хмельницкого между погромщиками и отрядами самообороны развернулись настоящие сражения. Всего численность отрядов самообороны оценивается примерно в 2000 человек.
Число убитых превышало 500 человек, из них 400 евреев, свыше 5 тысяч получили ранения, требовавшие неотложной медицинской помощи. В городе разгромили более 1600 «еврейских помещений», десятки тысяч людей остались без крова. Около 250 евреев были 23 и 24 октября похоронены в общей братской могиле на Еврейском кладбище. Лишь 23 октября, когда город окончательно погрузился в хаос, власти решили принять меры. По распоряжению командующего Одесским военным округом барона Каульбарса в город были введены войска.
Ситуация начала понемногу стабилизироваться. Реакция Погром ужаснул Одессу. Почти ежедневно стрельба, бросание бомб из домов, рукопашные ожесточённые схватки. Множество раненых и убитых. И это в городе, который по своему благоустройству и благосостоянию считает себя городом европейским… Вы выступили против врагов царя, но действительные враги закона и порядка притаились или скрылись.
Вы в возбуждении увидели врага царева в каждом иноверце—еврее. О бунтарях скоро забыли. А начали позорное для христиан, усиленное давней враждой разорение и избиение евреев. Жертвой насилия оказались честные труженики и торговцы, большей частью бедняки, которых вы своим буйством и разорением их убогого имущества лишили крова и куска хлеба. Вы запятнали себя кровью многих людей, ни в чём дурном не повинных, которых вина только в том, что они не нашей веры.
Выступивши против бунтовщиков, вы незаметно для себя сами стали бунтовщиками», — упрекал горожан архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий. Трагические события имели разрушительные последствия для Одессы: только прямой материальный ущерб был оценён в 3 миллиона рублей. Около 50 тысяч человек под впечатлением от погрома предпочли покинуть город. Вину за случившееся многие одесситы возлагали на градоначальника Дмитрия Нейдгарда.
ПОЧЕМУ В ОДЕССЕ МНОГО ЕВРЕЕВ
Одесса еврейская: места в городе, связанные с еврейским народом | Несмотря на то, что количество украинских евреев сократилось в восемь раз, на Одессе это сказалось меньше, и она по праву осталась еврейским городом. |
Почему Одесса стала оплотом русофобии 29 сентября 2023 года | Нижегородская правда | 08 июля 2017 Mikhail Malkin ответил: Сейчас в Одессе евреи составляют лишь около 1% населения, что в любом случае немного. |
Почему в одессе много евреев | По многим причинам Одесса в начале 20-го века стала притягательным центром для евреев, проживающих в России, и особенно для евреев, которые жили в местечках, относительно близких к Одессе. |
Почему евреи жили в Одессе: история и причины (8 видео) | Как передает издание «В городе», в частности наблюдается большой приток евреев в Одессу. |
Население Одессы: численность и состав | Рассказываем, почему каждый год тысячи паломников едут в украинский городок. |
Путин заявил, что Одесса – русский город и «чуть-чуть еврейский»
Многие из самых успешных еврейских учреждений существовали в Одессе, что привлекало многих еврейских интеллектуалов со всей России.[d][2]: 3 [3]. Почему в одессе много евреев. Одесса имеет большое количество еврейского населения из-за исторических, культурных и экономических факторов. Данное направление активно критиковалось ортодоксальным еврейством, однако в Одессе это движение было не особо популярным, а многими евреями даже считалось признаком средневековой деградации.
Одесса-мама: почему город торгашей и юмористов стал оплотом русофобии
08 июля 2017 Mikhail Malkin ответил: Сейчас в Одессе евреи составляют лишь около 1% населения, что в любом случае немного. «Одесса — это, конечно, русский город, но вот чуть-чуть еврейский», — сказал Путин. Евреи участвовали в борьбе одесского подполья и составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в одесских катакомбах[1].
Одесские евреи ч. 1
И до 2025 года запланировано переселение около 5 млн евреев из Иерусалима или других стран. Помимо этого Омельченко "разоблачил" и евреев в высшей украинской власти, как явных, так и тайных, замаскированных. Но я не понимаю, почему во властные структуры избирают неукраинцев. Лайфа , — говорит Омельченко. Тогда, грубо говоря, вешали на уши, что это требования Совета Европы. Я тогда спрашивал у председатель Верховной рады в 1991—1994 и 2000—2002 годах. Лайфа Ивана Плюща: "Почему вы такое сотворили?
Но после присоединения того, что стало называться Новороссией, перед правительством стала проблема по освоению новых территорий, и заключенные в своих местечках евреи казались наилучшими кандидатами для реализации переселенческой политики. С начала 19-о столетия был дан старт созданию еврейских земледельческих колоний на юге нынешней Украины. К сожалению, народ, который много веков не сажал ничего, кроме морковки в своем огороде, оказался не очень приспособлен к сельскому хозяйству, и это великое начинание оказалось неудачным. Несмотря на все льготы, созданные хозяйства разорялись, а евреи начали бежать в крупные города российского юга, главным из которых была Одесса — важный порт по меркам империи.
Там им действительно было чем заняться — ремесло и торговлю дети Сиона знали гораздо лучше. Да к тому же, в этом славном городе контрабандистов был широкий простор для не очень законной, зато выгодной деятельности. Сплоченность еврейских общин этому немало способствовала.
Частичный перевод статьи на русский язык обнародовало также официозное московское агентство Интерфакс. Корреспондент «Курсора» во вторник обратился за дополнительными разъяснениями к пресс-секретарю «Сохнута» Давиду Шехтеру и, в частности, задал вопрос: «Насколько легитимны и обоснованны разъяснения, касающиеся евреев Украины, которые были даны главой московского отделения Еврейского агентства представителю Российского еврейского конгресса? Поэтому все, что он сказал в интервью пресс-службе РЕК — это наша официальная позиция на данный момент.
В Одессе редко когда шутят специально, мы просто так разговариваем, по ситуации. Помню, 19 августа 1991 г. Посмотрели мы «Лебединое озеро», пресс-конференцию Янаева с трясущимися руками. А потом вышли в город. Колбасный магазин. Выкинули пельмени, тут же выстроилась очередь. И вдруг дама в начале очереди начала скандалить: «Почему везде пельмени за два сорок, а у вас по рубль восемьдесят? Помню, как-то меня месяц не было в городе, уходил в плавание на яхте.
Вернулся — сразу слух улучшился. У новосибирцев их практически не было. Да и в нашей команде не так много. Как пел Днепропетровск, «первая шутка в песне». Да еще, чуть не забыл, спорный еврей Алик Филимонов. Внешний вид в Одессе — это такое запутанное дело. В 1980-е гг. У каждого своя синагога.
Звонит мне знакомая девочка из литмузея и говорит: «Осташко, тут Шломо решил выпускать еврейскую газету. Ты редактировать сможешь? Но, насколько я знаю, Шломо всегда настороженно относился к некоренной национальности». Пауза, потом истерический девичий вскрик: «Осташко, ты что, не еврей?! Но я убедил ее логикой: «Если бы я был евреем, я бы еще сидел здесь? Сбоку подскакивает какой-то рыженький паренек, вручает бумажку, я вижу, что это приглашение на еврейский Новый год. Говорю ему: «Шана това и метука» — и спешу себе дальше. Рыжик встал как вкопанный, затем догоняет меня: «Простите, маленький вопрос.
Вы еврей? И он контрольным, так, что меня чуть не разорвало от хохота: «Почему?
Новое государство Израиль со столицей Одессой
Президент России Владимир Путин заявил, что Одесса является русским городом, но при этом и «чуть-чуть еврейским». Еврейским погребальным братством оказывается помощь одесским евреям в проведении похорон. Почему именно в Одессе произошло взаимное проникновение еврейской и других культур? Еще существовала на Дальнем Востоке Еврейская автономная область, но там среди 200 тысяч населения евреев было чуть больше 10%. Многие привыкли считать, что Одесса – «еврейский» город и «родина» современного «еврейского юмора»:Илья Ильф и Евгений Петров описывали Одессу (в их книгах. Как передает издание «В городе», в частности наблюдается большой приток евреев в Одессу.
Одесса — город русский и чуть-чуть еврейский
Когда Одесса застраивалась, Правительство Российской империи во главе с Екатериной II стремилось быстро заселить новые земли, а которых были льготы для поселенцев. Юг Украины был вклчен в зону «еврейской оседлости», поэтому число евреев на этих землях заметно увеличилось. Евреи создали свою общину, началась работа над основанием учреждений и синагог. В 1795 году в городе появляется первая синагога. Также была создана школа для еврейских детей и хекдеш богадельня. Евреи принимали участие в управлении города. В 19 веке в Одессу прибывают все больше евереев. Евреи занимались, прежде всего, торговлей: шерсть, ткань, шелк, обувь и соль.
Про таких, как он, в Одессе говорят — хуже фашиста может быть только взбесившийся еврей. Еврей Эдуард Гурвиц и в самом деле словно взбесился — он стал верным другом и покровителем местной бандеровской гопоты. Это именно про Гурвица одесский журналист Сергей Раздольников возмущённо написал: «В угоду бандеровцам Гурвиц даже переименовал переулок Грибоедова в «провулок Романа Шухевича», нисколько не смущаясь тем обстоятельством, что этот полюбившийся ему персонаж в годы войны гордо носил мундир гауптштурмфюрера СС и, соответственно чину, занимался физическим истреблением «расово неполноценных». А среди них, кстати, помимо поляков, белорусов, «неправильных» украинцев и русских, было, мягко говоря, немало единоплеменников самого Эдуарда Иосифовича! Знал ли он об этом?
Вне всякого сомнения…». А что? Согласно давним одесским традициям, человек просто делал свой гешефт, потому и угождал властвующему политическому режиму. Стоит ли удивляться, что в Одессе с подачи местных властей со временем стала распространяться настоящая русофобия! Публицист Николай Орлов, анализируя майскую трагедию, справедливо указал: «То, что случилось 2 мая в Одессе, стало закономерным итогом равнодушия основной массы населения этого города и Украины в целом… Не будем вдаваться в долгие исторические экскурсы, а просто вспомним, как развивались события в городе-герое Одессе задолго до 2014 года… Разве не в Одессе некая девица сжигала на Вечном огне георгиевские ленточки?
Разве не в Одессе фашиствующие отморозки среди белого дня срывали с подростков георгиевские ленточки? Кстати, есть сведения, что люди Гурвица принимали самое активное участие в разгроме Дома профсоюзов. Именно они, по данным независимого расследования, указывали бандеровцам все пути-выходы здания, дабы не дать уйти укрывшимся в Доме пророссийским активистам. Если это так, то Гурвиц уже не просто типичный одесский жулик, а настоящий убийца. О чём это говорит?
В те дни в Умани погибли более 10 тысяч евреев и поляков. Первый Одесский погром в истории империи Часто причиною погрома могли стать всего лишь нелепые слухи. До второй половины 19 века евреям не позволялось приобретать земли, а потому сельским хозяйством они почти не занимались. В этот период в славянском обществе были особенно сильны антисемитские веяния: евреи обвинялись во всем, вплоть до ритуальных убийств. Первый в хронике Российской империи еврейский погром случился в Одессе в 1821 году. Жестокие преследования проводились местными греками из-за торговой конкуренции и под видом вероятной причастности еврейских представителей к убийству греческого православного патриарха в Константинополе.
Волна погромов возобновилась в южной России и после убийства народовольцами Александра II в 1881 году. Существовала версия, что в отместку за отца якобы Александр III дал тайный приказ о расправе над евреями, однако многие историки доказательно развенчали этот миф. Волна насилия, вероятней всего, поднялась стихийно в условиях напряженной политической обстановки и царящих антисемитских настроений местного населения. Погромная кампания, породившая еврейскую самооборону Трупы евреев, жертв погрома 22 октября 1905 года в Одессе, на кладбище. Местные сторонники действующий власти восприняли это как сигнал к действию, что вылилось в очередную погромную волну. В результате повсеместных столкновений по самым скромным подсчетам погибли более полутора тысяч человек, и еще 3500 было покалечено.
Такая обстановка положила начало еврейским объединениям в Европе. Погромы стали поводом для формирования еврейской самообороны, ускорили процесс эмиграции в Израиль и подвигли активистов на создание одного из первых военизированных объединений евреев «Ха-Шомер». Бесчинства 1917-го и громкое убийство в отместку за евреев Жертвы погрома в Черкассах.
В результате конфликта с Россией украинская экономика лежит в руинах, а украинцы разочарованы правительством, которое не выполнило почти никаких обещаний по борьбе с коррупцией и стабилизации страны. Долинский представляет одну точку зрения украинских евреев об антисемитизме. Зиссельс поляризовал дискуссию об украинском еврействе и настроил против себя многих, заявляя, что антисемитизм на Украине находится под тотальным контролем и не нужно переживать о героизации правительством антисемитов. Он также считает информацию о проявлениях антисемитизма на Украине российскими провокациями и заявляет, что Долинский лжет по поводу ситуации в стране.
Долинский не считает, что акты антисемитизма — это провокации. Он убежден, что украинская еврейская община и мировое еврейское сообщество закрывают глаза на то, что происходит. В местах массовых расстрелов евреев — вандализм. На кладбищах, в публичном пространстве — оскорбления, угрозы и тому подобное. Они исходят даже от политических партий. Они исходят от разных лидеров на разных уровнях. Можно назвать их маргиналами, но это не важно.
Проблема в отсутствии реакции общества — и не только общества, но и правоохранительных органов. Спустя столько лет ни один человек не был привлечен к ответственности». Говорить об антисемитизме абстрактно не имеет смысла «Нельзя говорить "много антисемитизма" или "мало антисемитизма"… Можно говорить о конкретных вещах, которые можно измерить, посчитать и определить динамику». Вячеслав Лихачев — исследователь и руководитель расположенной в Киеве Группы мониторинга прав национальных меньшинств под эгидой ВААД, которая издает отчеты об украинском антисемитизме более десяти лет. Критики считают его соратником Зиссельса в обелении Украины, но Лихачев утверждает, что сконцентрирован на точной методологии, а не на риторике. Лихачев сообщил о 24 актах вандализма на почве антисемитизма за 2017 год, в то время как доклад Министерства Израиля по делам диаспоры, по сообщениям Еврейского телеграфного агентства, начитывает более 130 случаев антисемитского вандализма, преступлений на почве ненависти и высказываний в прямом эфире, разжигающих ненависть. По данным Министерства, Украина сталкивается с наибольшими проявлениями антисемитизма среди всех постсоветских государств.
Лихачев раскритиковал доклад Министерства по делам диаспоры за непоследовательность и слабую методологию, а Долинский обвинил Лихачева в намеренном искажении фактов в его докладе с целью защитить Украину от обвинений в антисемитизме. Кого же надо слушать? Ответ не так прост. Но это не обязательно коррелирует с уровнем антисемитизма». Лихачев придерживается той точки зрения, что надо быть последовательным, хорошо это или плохо. Он считает, что антисемитизм надо доказывать и понимать в более широком контексте. Но самое важное, убежден он, — для измерения антисемитизма нужно долгие годы использовать понятную методологию, не обращая внимания на семантику.
Есть разные определения антисемитизма. Вопрос в том, что мы считаем достаточным, чтобы утверждать: да, мотивом была ненависть, особенно на почве национализма и религии». Он приводит пример: «Если ворота еврейского кладбища украли и отдали в металлолом… Долинский сочтет это актом антисемитизма, потому что кладбище еврейское. А я нет. Они используют его как металлолом. Возможно, они знают, что это еврейское кладбище, возможно, не знают и даже не обращают внимания. Им все равно».
Это означает, что Лихачев не будет считать осквернение еврейского кладбища проявлением антисемитизма, пока мотив ненависти не будет доказан.