Новости пергамент бумага береста

Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы.

Пергамен, бумага, береста...

Береста текстура. Ламинат береста. Береста дерево. Кусочек бересты. Бумага из коры. Бумага текстура береста.

Бумага береста для принтера. Бумага текстурная береста. Берестяной свиток. Пергамен береста бумага. Фон для презентации береста.

Старый свиток. Рамка береста. Береста листовая. Березовая бумага. Пергамент береста бумага.

Папирус пергамент береста. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Фон Березовая береста. Хлебница из бересты.

Берестяная хлебница. Хлебница из бересты большая. Берестяные дощечки. Берестяные дощечки на Руси. Береста дощечки.

Бумага Папирусная. Старая бумага. Старая Папирусная бумага. Письменность на берестяной коре. Писание на бересте в древней Руси.

Письмо на бересте. Береста для детей. Инструмент для заготовки бересты.

Тонкая кожа и прежде употреблялась как материал для письма. На ней в основном писались документы, так как она была значительно прочнее папируса. Ремесленники Пергама знали способ выработки особенно тонкого и нежного писчего материала из бараньей и козьей кожи.

За короткое время он получил широкое распространение под названием пергамент. Однако в новое время предпочтение отдавалось папирусу, поскольку он стоил дешевле пергамента. Название произошло от его греческого наименования - charta pergamena, т. Дело в том, что основная масса пергамента завозилась в Грецию из малоазиатского города Пергама. В древнерусских памятниках за ним закрепилось название харатья кожа , а иногда и просто телятина лучший пергамент изготовлялся из коровьих шкур. Делали пергамент так.

Сырую шкуру - козью, овечью или телячью - вымачивали в воде, чтобы она размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком. Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет.

На таком пергаменте писали золотой пылью, растертой с водой и клеем. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Вначале из пергамента делали такие же свитки, как и из папируса. Но очень скоро заметили, что его можно складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. Так и появилась книга, сшитая из отдельных листов Несмотря на то что кожа животных использовалась людьми с незапамятных времн, широкое использование ее как материала для письма - относительно позднее изобретение. Самое раннее упоминание об использовании кожи для письма дошло до нас от Четвертой Египетской Династии фараонов и датируется 2750 годом до н.

В те времена эта практика была ограничена для религиозных и сакральных целей например, Книга Мертвых. Пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. Евмений был мегаломаном и коллекционером книг. Именно из любви к книгам, как источнику знаний, он основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая уже через какие-то сто лет насчитывала в своих запасниках более 200,000 свитков. Библиотека уже в скором времени после ее основания могла сравниться с гордостью египтян - Александрийской библиотекой. И тогда, не долго думая, египетский фараон запретил экспорт папируса, который был в ту эпоху основным материалом для письма.

Именно для нужд Пергамской библиотеки, пополнение которой было затруднено запретом на экспорт папируса, в 180 г. За короткое время он получил широкое распространение под названием "пергамен" или "пергамент". Много веков пергамент служил основным материалом для письма. В наше время широкого использования разных сортов бумаги он остатся самым интересным по фактуре материалом и используется как писчий материал для особо ценных каллиграфических работ напр. Пергамент был прочнее, эластичнее и долговечнее папируса. На нем было легко и удобно писать, его можно было покрывать текстом с обеих сторон, а в случае необходимости - старый текст смыть и нанести новый.

На Руси пергамент начали изготавливать в ХV веке, после чего он долгое время служил для написания государственных грамот, законов и особо ценных книг не только в России и Европе, но и в Малой Азии, Африке и других странах. Некоторая таинственность пергамента связана как с редкостью, так и с необычностью производства этого материала. Если производство бумаги исчисляется сотнями фабрик на одном континенте, то производство пергамента - единицами. В России по классической технологии пергамент выпускается лишь одной фабрикой. Технология производства пергамента не сильно изменилась за более чем две тысячи лет его широкого использования. И по-прежнему это очень трудоемкий и, следовательно, дорогостоящий процесс, который проделывается вручную.

Древние книги несут в себе множество самой разнообразной информации. Из них мы можем узнать, каким образом развивалось общество, а также то, какие материалы использовались для изготовления тех или иных предметов. Как смогли эти памятники средневековой культуры сохраниться до наших дней? Конечно, многое зависело от условий, в которых содержались старинные фолианты. Но главную роль сыграл всё же материал, из которого они были изготовлены. Выделанная кожа для древних книг, название которой до сих пор довольно часто используется человечеством в повседневном обиходе, - это главная тема этой статьи.

Характеристики пергамента Итак, что же такое пергамент? Если говорить совсем кратко, то это тонко выделанная кожа для древних книг. От предшествующего ему папируса пергамент отличала более высокая прочность, что делало книги долговечнее. Кроме того, этот материал обладал высокой пластичностью. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались. Выделанная кожа для древних книг обладала ещё одним неоспоримым преимуществом перед другими материалами: она не подвергалась намоканию и засаливанию.

Всё это позволило пергаменту завоевать главенствующую роль и полностью заменить собой недолговечный и хрупкий папирус. Происхождение слова «пергамент» Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны.

Например, записал азбуку и слоги «ба», «ва», «га» и т. Но иногда Онфиму становилось скучно писать, и он рисовал. Например, на том же донышке туеса он изобразил фантастического зверя и сделал соответствующую подпись: «я звере». Здесь же сохранилось его упражнение в составлении письма: «поклон» от Онфима к Даниле.

Благодаря тому, что Онфим подписывал некоторые свои записи, он стал единственным учеником Древней Руси, имя которого нам известно. Мальчик жил во времена Александра Невского и грезил о приключениях и ратных подвигах. Например, на одной из грамот он нарисовал себя сидящим на коне и поражающим копьем врага. Помечтав, Онфим, судя по всему, вспомнил об учебе и вывел на небольшом свободном уголке несколько букв. На одной стороне — азбука и склады, на другой — рисунок и «поклон». Источник Упражнялся Онфим и переписывая тексты. Например, документы о взыскании долгов.

Так, на одной из грамот он написал: «На Домитре возяти доложзике», то есть «взять должки на Дмитре». Интересно, что в тот момент Онфим еще не умел считать — на рисунке, сделанном рядом с записью, у человечков от трех до восьми пальцев. А азбуку, похоже, мальчик переписывал так часто, что машинально поставил после «ж» лишнюю «з». Скорее всего, Онфиму было около шести-семи лет. Его руке принадлежат 12 грамот и пять рисунков без текста. Не все были так старательны, как Онфим. Однако после буквы «з» он или она , видимо, запутался и стал рисовать какие-то закорючки.

О школьных остротах Находилось в грамотах учеников место и для шуток-дразнилок. Например, в документе за номером 46 замысловатым образом буквы нужно читать по вертикальным столбцам написано: «Невежда написал, пустомеля сказал, а кто это прочитал, тот…» Хотя конец фразы неизвестен, понятно, что прочитавшего обругали в духе более поздней школярской шутки: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Впрочем, концовка грамоты могла быть и более непристойной. Так, на одном листе бересты какой-то ученик XIII века написал алфавит дальше буквы «д» он не дошел и мольбу к Господу с просьбой «помочь рабу своему». Здесь же он вывел похабную нелепицу: «Гуска задница сологая, гузка гозу ебае… заляко х хусту». Перевести это можно примерно так: «Задница сладкая, задница непоседу ебет… задрав штаны». Скорее всего, это была дразнилка, высмеивающая кого-то конкретного и, возможно, даже рифмованная, вроде матерной частушки.

Однако есть предположение, что у фразы может быть и более тривиальный перевод: «Селезень гусыню сношает». Об обсценной лексике Матерные выражения, причем довольно нетривиальные, попадаются и в других берестяных грамотах. К примеру, Хотеслав из Старой Руссы XII века язвительно отвечает брату Радославу на требование забрать деньги у прасола торговца : «Якове брате, еби лежя, ебехото аесово! Судя по всему, Яков — крестильное имя Радослава, которое Хотеслав использовал специально, чтобы посильнее уязвить брата. По другой версии, ругательством требование к родственнику дополнил сам Радослав. Обнаружить матерные слова можно и в письме новгородки Милуши к Марене. Милуша пишет собеседнице, что было бы хорошо, если бы некая Большая Коса вышла за Сновида.

После этого, видимо адресуя это пожелание Марене, Милуша восклицает: «Маренко! Пеи пизда и съкыле! Источник Это и похожие выражения — часть традиционных «срамных» песен по случаю свадьбы, которые сохранялись в народе вплоть до XIX века. Смысл фразы Милуши совсем не похабный — это просто пожелание забеременеть. Возможно, Милуша была свахой, которая удачно выдала Марену замуж. Косвенно это подтверждает последняя часть письма, где Милуша просит отдать ей две «гривны вчерашние». По другой версии, письмо — часть добрачных переговоров.

Это части одного общего списка подарков на свадьбу — видимо, традиция их считать существовала и 600 лет назад. Оригинальностью дарители не отличались: молодожены получили практически от каждого гостя один и тот же набор. В него входили посуда «блюда» и швейные материалы сафьян — выделанная козловая кожа, козий пух, голубая и зеленая ткань. Кто-то «выделился»: подарил рубаху. Интересно, что одной из дарительниц стала женщина — «Сыпова жена». Женщина просит родственника вступиться за нее перед Коснятином, который назвал ее «куровою», а ее дочь — «блядею». Из-за этого Фед Федор — муж Анны выгнал ее и хотел убить.

Анна хочет, чтобы Климята потребовал от обидчика доказательств и узнал причину его поступка, а если обвинение подтвердится — убил ее. Дальше Анна поясняет, что конфликт с Коснятином произошел из-за денег. Ее дочь в отсутствие отца Федора дала кому-то взаймы. Деньги эти, по-видимому, принадлежали Коснятину, а Федор давал их в рост и платил проценты. Коснятин, похоже, заподозрил, что семья Федора скрывает от него прибыль, и вызвал Анну в суд. Но упрекнуть женщину и ее дочь Коснятин мог только в нарушении уговора, а никак не в разврате. Поэтому она и просит защиты.

Хотя слово «блядь» в те времена широко употреблялось в значении «блудница», назвать так замужнюю женщину, согласно законам Ярослава Мудрого, было серьезным преступлением. За него на обидчика налагался большой штраф. Хотя текст сохранился отрывками, исследователям удалось воссоздать описанный сюжет. Автор, судя по всему — должностное лицо, говорит, что некто возвел на другого человека поклеп, обвинив его в краже со взломом. При этом замок и двери якобы ограбленного помещения целы, а его хозяин иска не предъявляет: «А замъке келе, а двьри келе, а господарь въ не тяже не дъе». Поэтому автор велит адресату, надо понимать — исполнителю, оштрафовать клеветника. Далее, судя по всему, он предоставляет возможность альтернативного или дополнительного наказания: смерды крестьяне , одного из которых, по-видимому, и оговорили, могут «побити клеветьника».

Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком, придумавшим станок для печатания, был немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. Побеседовав о значении книг в жизни человека, разобравшись, в чем их отличие от газет и журналов, дети узнали, какой путь проделывает книга, прежде чем попасть на полки в магазины. И что в ее изготовлении принимают участие люди разных профессий: наборщик, корректировщик, нарезчик, переплетчик.

История использования материалов для письма на Руси

Суть письма проста: крестьян обидел Степанец, человек посадника, который, задержав Кондратка и Онуфрейка, взыскал с одного рубль, а с другого три. Самая последняя грамота, найденная в Новгороде в 2023 году, уже осенью, наконец-то оказалось домонгольской, из эпохи, когда новгородцы еще вели краткую и не раболепную переписку на равных. Казалось бы, напрашивается выделить слово продаеши «продаешь». Но дальше идет доув…, а на дув- ни одно слово не начинается. В то же время запись продае в бытовой орфографии равнозначна продай — а ведь в начале письма естественнее посоветовать что-то сделать, чем рассказать адресату, что он делает и что он знает и так. Но еще одну версию предположила Анна Владимировна Птенцова: древнерусское шида означало «шелк» например, «шидяной шатер» , поэтому возможен перевод «продай шелк».

А что такое идетьтимонаго во второй строке? Вариант идеть тимо наго «пойдет из-за этого голым» можно, наверное, как основную версию не рассматривать хотя мы уже упоминали письмо, где так и сказано — «хожу ведь голым». Тимъ значило «сафьян», поэтому теоретически тимъныи могло значить «сафьянный», но что имеется в виду под «идет сафьянного»? Это может значить «ты выручишь много» или «на подходе большая партия». А монаго он написал вместо моного под влиянием вариативности окончаний -ого и -аго в прилагательных: видимо, ему казалось, что -аго писать престижнее.

И в наше время люди иногда пишут, скажем, сного вместо снова или Шереметьего вместо Шереметьево; это не в точности тот же, но похожий механизм ошибки, так называемая гиперкоррекция. Первое устроено, видимо, так же, как современное слово облик, а Пировая — это жена человека по имени Пир, которое раньше нам не встречалось. Между тем в Новгородской земле есть населенные пункты Пирово, Жирово и Мирово, что указывает нам на то, что имена Пиръ, Жиръ и Миръ были реальны. На Пир- начинается одно хорошо известное древнее имя — Пирогость; в честь человека с таким именем называлась киевская икона Богородицы Пирогощей, упоминаемая в «Слове о полку Игореве».

Пергаментный свиток на белом фоне В этой подборке вы найдете 54 красивых и очаровательных картинок с на тему Свиток текстура. Каждое изображение уникально и привлекательно.

Вы можете наслаждаться этими фотографиями онлайн или скачать их в высоком разрешении, чтобы использовать на своем устройстве.

В записной книжке Ивана Блинова среди прочих записей находим «состав для варки чернил» следующего содержания: «Черных орешков, гуммиарабику, уксусу, или кислова квасу, жженова купоросу, соляной кислоты, гранатовой корки, сажи легковесной, лиловаго фруксину». Впрочем, для русской чернильной рецептуры использование гранатовой корки нехарактерно; в то же время в рецептах чернил, встречающихся в армянских рукописях, применение корки граната распространено достаточно широко. Отметим, что железо-галловые чернила, хотя и были чрезвычайно популярны, никогда полностью не вытесняли в России древнейшие чернила атраментум, которые, несмотря на экспансию фабричных чернил, вплоть до последнего времени применялись некоторыми беспоповцами и часовенными.

Помимо черных, в ходу были красные чернила всевозможных оттенков. Византийцы изготовляли свои знаменитые пурпурные чернила, которыми мог пользоваться лишь император, из морских улиток или моллюсков Murex brandaris. Для более массового производства обычно употреблялись киноварь, свинцовый сурик и вещества органического происхождения. Теми же компонентами пользовались и русские мастера.

Беспоповцы Печорского бассейна, писавшие на бересте глухариными перьями, в качестве чернил нередко применяли сок ягод. Краски и связующие Кроме 2-х основных видов чернил в «книжном строении» в ход шли сусальное и твореное золото, серебро, различные пигменты и красочные смеси, а также всевозможные связующие. Рецепты красок и связующих в избытке содержатся во всевозможных сборниках, а также трактатах и руководствах, предназначавшихся для художников — живописцев и книгописцев. Так, черный цвет получали из древесного угля, белый — из обработанных уксусом свинцовых пластин, синий — из ультрамарина, лазурита и т.

Что касается связующих, то наиболее полные сведения о них можно почерпнуть в средневековых западноевропейских рецептах, памятуя об их теснейшей связи с греческой и в целом восточнохристианской технологией. Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью.

Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез.

Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч.

Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк.

Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами.

Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа. Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет. Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками.

Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским. Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко.

С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались.

Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст.

Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр.

Практиковалось и тиснение золотом. С конца XVI в. Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы. Обрезы книг также окрашивали — как правило, в красный или золотой цвет.

Начиная с XV столетия, с усвоением техники готического переплета, русские переплетчики стали использовать металлические замки до того в качестве застежек применялось «византийское» кольцо на ремне.

Красивые фотографии и видеоролики заставят тебя влюбиться в бересту и пергамент с первого взгляда! Самые необычные находки Сделай оригинальные букмарки из бумаги бересты для своих любимых книг Бумага.

Общее слово к словам пергамент береста бумага

На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Пергамент – это бумага, изготовленная из обработанной и высушенной кожи животных, особенно коз. Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги. Предшественниками бумаги были папирус и пергамент. Что общего между спичкой, карандашом, наждачной бумаги, поваренной соли?

Бумага древности. Глиняные таблички. Папирус. Пергамент. Береста.

Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и др.[78]. История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано. Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный. писчие материалы Пергамент (пергамен) - это специально выделанная телячья кожа, а не древесина. Береста - кора березы, а вот бумага - это действительно продукт целлюлозой промышленности. 1 Береста 2 Пергамент 3 Бумага из бамбука и шелка 4 Первое изобретение бумаги 5. Изобретение бумагоделательной машины 6 Появление бумаги в Европе 7 Как изготовляется современная бумага 8 Как изготовляется современная бумага.

КАК РОЖДАЮТСЯ КНИГИ

Египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления Сената гравировали на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Свинцовые пластины с письменами Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию. Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме.

Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1-2 см делали углубление на 0,5-1 см, а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой-стилусом, который был заостренным с одной стороны, а другой имел форму лопатки и мог стирать надпись. Восковые таблички и стилус Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две диптих или три триптих штуки или по нескольку штук кожаным ремешком полиптих и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг.

В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы. В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней например, с записями французских королей. Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. Кстати, выражение «с чистого листа» — «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Папирус как прототип бумаги Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Папирус очищали, разрезали, делили на полосы, после чего отправляли сушиться, а после сушки лист шлифовался.

Однако к 1576 году, когда и была выдана грамота, мельницы эти, судя по всему, уже были заброшены. Макет бумажной мельницы, построенной в XVI в. В середине XVII века была предпринята попытка возобновить производство, она связана с именем патриарха Никона. В 1655 г.

Место для мельницы, однако, было выбрано неудачно, что, конечно, мешало развитию производства, и в 1665 г. В 70-е гг. Однако собственное бумажное производство в России, которое могло бы в полной мере удовлетворить внутренний спрос, было налажено лишь в XVIII веке при Петре. Так, в 1716 г.

Самые ранние из дошедших до нас бумажных грамот относятся примерно к середине XIV века. Среди них: Значение и происхождение пергамента. Его использование, фото примеров. Пытливый человеческий ум старается проникнуть в суть вещей и явлений, а также найти разумное объяснение происхождения того или иного предмета, слова.

Знания важны, поскольку владение ими расширяет кругозор, добавляет спокойствия и стойкости характеру. Образованного человека невозможно обмануть, запутать, навязать ложные убеждения. Существуют легенды о способностях человека в прошлом запоминать большое количество информации даже однажды услышанной. Однако со временем возникла необходимость изобретения материала для написания книг и обучению грамоте людей.

Прародителем бумаги был пергамент. Хотя долго он не применялся, тем не менее книги, написанные на нем, имеют более высокую цену, нежели бумажные аналоги. Что такое пергамент и как он выглядит: определение, фото слайд с фотографиями древних пергаментов и краткой информацией о нем специальный для написания книг в древнем мире и создания музыкальных инструментов, изготавливался из кожи животных старые письменные источники информации, рукописи на этом материале вид упаковочного материала, применяемого для пищевых и промышленных продуктов в кулинариии это название носит специальная бумага для выпекания и хранения продуктов часть музыкального инструмента, используемая для ударов по ней, например, на барабане Пергамент ценен из-за свойств отталкивать воду и масла. То есть ими невозможно пропитать или испортить данный материал.

С развитием изготовления бумаги пергамент перестал пользоваться широкой популярностью из-за высокой цены его и длительной технологии изготовления. В настоящее время пергамент иногда используют художники и крайне редко книгоиздатели. Ниже на рисунках добавлены фото пергамента во всех значениях этого слова. Codex rescriptus — в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении.

Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустершимися от времени росписями наносили новые изображения. Этот принцип использовали и средневековые мастера, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые. Упоминания в литературе Технология создания средневековой книги представляла собой трудоемкий и очень долгий процесс: одни занимались выделкой кожи для пергамента , другие — переписыванием текстов, третьи — нанесением различных украшений и рисунков, четвертые — переплетом, пятые — разработкой определенного шрифта для письма и т. Писали гусиными перьями.

Изготовленные таким образом фолианты представляли большую ценность. Поэтому их как дорогие подарки дарили друг другу знатные люди и вельможи. Пергамент был дороже папируса, но зато прочнее и мог исписываться с обеих сторон. Вследствие дороговизны пергамента нередко случалось, что с него смывали или соскабливали ранее написанное и принимались писать снова.

Чтобы вытравить старинный текст, пергамент подвергали даже кипячению — для нового употребления. Подчас смывание и скобление было настолько несовершенно, что под новыми строками виднелись ранее написанные. Варварскому обычаю старинных писцов обязаны своим происхождением так называемые палимпсесты, которые сохраняются теперь в разных европейских библиотеках. Первобытные люди рисовали на скалах.

В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма — папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте — особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту — верхнюю часть березовой коры.

Codex Purpureus — разновидность манускриптов, выполненных в технике хризографии на особо выделанных сортах пергамента веллум , окрашенных пурпуром, иногда с иллюстрациями. Все пурпурные рукописи — исключительно духовного содержания, преимущественно это Четвероевангелие, реже — Септуагинта и отдельно Псалтирь. Изготавливались в эпоху поздней Римской империи и Византии, а также на варварском Западе вплоть до правления Карла Великого. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение Cyperus papyrus , принадлежащее семейству Осоковые.

Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н. Был в употреблении до XII века, вплоть до вытеснения бумагой. На бумагу. Свиток — длинный лист писчего материала папируса, пергамента или бумаги , сматываемый для хранения в рулон, на таком листе писали поперек его длины.

Коптский язык и литература фиксируются с конца III века — в связи с появлением письменных памятников, — и существовали в непрерывном развитии по крайней мере до XIV века. После этого копты переходят на арабский язык, хотя в официальное делопроизводство он был введён ещё в 706 году. Несмотря на то, что коптский язык включает более десяти диалектов и субдиалектов.

Некоторые историки утверждают, что Цай Лунь подсмотрел процесс изготовления бумаги у бумажной осы. Эта оса строит гнёздо из бумаги, которую делает сама, пережёвывая и смачивая клейкой слюной волокна древесины.

Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его. Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения. И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков.

Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam сокращённое от wampumpeag — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания. В Древней Руси писали на бересте верхнем слое берёзовой коры.

Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом. Много таких грамот найдено в новгородских землях. Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского bambagia — хлопок. Своя бумага появилась на Руси к концу XVI века. В 1720 году Пётр I издал указ о строительстве фабрик по производству бумаги по всей стране: «…повелеть во всём государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках…» На стендах музея можно увидеть самые разные растения, из которых делают бумагу — от сахарного тростника до болотной тины.

Да-да, в 1920—1930-х годах в Новосибирске работала фабрика, где бумагу делали из водорослей. К сожалению, такого образца музею найти не удалось. Один из залов выставки «Многоли-кая бумага» рассказывает о проблемах переработки бумаги. Дело в том, что бумажное производство наносит вред окружающей среде. Во-первых, потому, что основным сырьём для бумаги служит древесина, а во-вторых, в технологии её производства используется много химических веществ, которые вместе с водой попадают в почву и водоёмы.

Безвредной может считаться лишь бумага ручного производства, например рисовая, конопляная, японская васи или локта, изготовляемая в странах Юго-Восточной Азии. Целый зал выставки представляет бумагу как предмет творчества. Оказывается, из этого необычайно выразительного и податливого материала можно создать массу интересных вещей. Древнее японское искусство оригами особо представлять не надо.

Этот материал получался из внутренней коры березы, которая обладает достаточной пластичностью, чтобы быть использованной для создания пергаментных текстов. Бересту использовали для написания текстов также в Скандинавии и других славянских странах. Для изготовления бересты сначала необходимо было правильно отделить внутреннюю кору от дерева.

Затем ее отмеряли и нарезали на листы нужного размера и формы. После этого листы сушили и сохраняли до использования. Для нанесения текста на бересту использовали перо и чернила. При этом письменные символы были нанесены на внутреннюю сторону бересты, чтобы сохранить текст от воздействия окружающей среды и увеличить его долговечность. Берестяные тексты имели свои особенности. Например, они были гибкими и легкими, что делало их удобными для хранения и транспортировки. Береста также имела некоторые защитные свойства, поэтому тексты, написанные на ней, могли сохраняться в хорошем состоянии в течение длительного времени.

Очень часто берестяные тексты сверялись с текстами, написанными на пергаменте или папирусе, чтобы убедиться в их точности. Несмотря на свою простоту, береста была широко применяемым материалом для письма в России вплоть до XIV века, когда пергамент стал более популярным и уступил бересте свои позиции. Сегодня экспонаты с берестяными текстами можно найти в многих музеях и архивах. Они являются важными источниками информации о древней Руси и помогают исследователям изучить историю и культуру того времени. Пергамент и береста: монополия церкви в Средневековье В Средневековье пергамент и береста были двумя основными материалами, которые использовались для написания и хранения документов. Однако доступ к этим материалам был сильно ограничен и контролировался церковью, что создало монополию на образование и знание. Пергамент был одним из самых дорогих и престижных материалов в Средневековье.

Он производился из кожи животных, обычно овец или коз, и подвергался сложному процессу обработки, чтобы сделать его гладким и готовым для письма. Это требовало больших затрат на материалы и трудозатрат, поэтому пергамент был доступен только богатым и влиятельным людям. Церковь контролировала процесс производства пергамента и его распределение. Монастыри были главными производителями пергамента и имели монополию на его производство. Они имели свои собственные скотобойни, где выполнялось убойное производство и отделка кожи животных.

ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА

Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется. из чего его изготавливали и как использовали. Также расскажем для чего использовали бересту и когда на Руси появилась привозная бумага. Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и др.[78]. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. Самодельная бумага История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества. У разных народов предками бумаги служили в свое время папирус, пергамент, береста. Бумага в Древнем Китае. Бумага в Японии и Корее.

Эволюция материалов для письма

К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название. На Руси к XIV веку основным материалом для письма был пергамен — искусно выделанная кожа, как правило, телячья. Однако его изготовление — процесс трудоёмкий и требующий немалых ресурсов, а потому пергамен был достаточно дорогим удовольствием. Он применялся для составления важных, официальных документов: разного рода княжеских грамот, да тех же летописных сводов, наконец. Для бытовых нужд использовалась в основном береста, о чём свидетельствует обширный комплекс берестяных грамот. По мере развития государственности тогдашних русских княжеств начинал нарастать и документооборот. И потому примерно с XIV века на Руси начали закупать иностранную бумагу. Поначалу на рынке преобладала бумага из Италии, затем в XVI в.

В конце XV века можно встретить и немецкую бумагу. Нечасто встречалась и бумага из Польши. Поставки осуществлялись в основном через Кафу нынешнюю Феодосия , крупный центр генуэзской торговли, откуда поступала, соответственно, итальянская бумага. Через Ригу и Новгород завозилась бумага из Голландии и Франции, наконец, в Астрахань могла поставляться бумага с Востока. В Европе пионером в области бумажного производства стала Испания, куда технология была привнесена арабами. Остальные страны Европы познакомились с ней уже в период Крестовых походов. Производства открывались в Германии где в 1290 г.

На Руси неоднократно предпринимались попытки наладить собственное бумажное производство. Первая из них относится к периоду царствования Ивана Грозного. Так, посол английской королевы Елизаветы Рафаэль Барберини, посетивший Московию в 1564 г. Так, из грамоты о продаже Марьей Симоновой Третьяку Яковлеву вотчины её матери, деревни Вантеевки в Московском уезде, мы узнаём о существовании там бумажных мельниц, обустроенных на реке Уче. Однако к 1576 году, когда и была выдана грамота, мельницы эти, судя по всему, уже были заброшены. Макет бумажной мельницы, построенной в XVI в. В середине XVII века была предпринята попытка возобновить производство, она связана с именем патриарха Никона.

В 1655 г. Место для мельницы, однако, было выбрано неудачно, что, конечно, мешало развитию производства, и в 1665 г. В 70-е гг. Однако собственное бумажное производство в России, которое могло бы в полной мере удовлетворить внутренний спрос, было налажено лишь в XVIII веке при Петре. Так, в 1716 г. Самые ранние из дошедших до нас бумажных грамот относятся примерно к середине XIV века. Среди них: Значение и происхождение пергамента.

Его использование, фото примеров. Пытливый человеческий ум старается проникнуть в суть вещей и явлений, а также найти разумное объяснение происхождения того или иного предмета, слова. Знания важны, поскольку владение ими расширяет кругозор, добавляет спокойствия и стойкости характеру. Образованного человека невозможно обмануть, запутать, навязать ложные убеждения. Существуют легенды о способностях человека в прошлом запоминать большое количество информации даже однажды услышанной. Однако со временем возникла необходимость изобретения материала для написания книг и обучению грамоте людей. Прародителем бумаги был пергамент.

Хотя долго он не применялся, тем не менее книги, написанные на нем, имеют более высокую цену, нежели бумажные аналоги. Что такое пергамент и как он выглядит: определение, фото слайд с фотографиями древних пергаментов и краткой информацией о нем специальный для написания книг в древнем мире и создания музыкальных инструментов, изготавливался из кожи животных старые письменные источники информации, рукописи на этом материале вид упаковочного материала, применяемого для пищевых и промышленных продуктов в кулинариии это название носит специальная бумага для выпекания и хранения продуктов часть музыкального инструмента, используемая для ударов по ней, например, на барабане Пергамент ценен из-за свойств отталкивать воду и масла. То есть ими невозможно пропитать или испортить данный материал. С развитием изготовления бумаги пергамент перестал пользоваться широкой популярностью из-за высокой цены его и длительной технологии изготовления. В настоящее время пергамент иногда используют художники и крайне редко книгоиздатели. Ниже на рисунках добавлены фото пергамента во всех значениях этого слова. Codex rescriptus — в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении.

Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустершимися от времени росписями наносили новые изображения. Этот принцип использовали и средневековые мастера, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые. Упоминания в литературе Технология создания средневековой книги представляла собой трудоемкий и очень долгий процесс: одни занимались выделкой кожи для пергамента , другие — переписыванием текстов, третьи — нанесением различных украшений и рисунков, четвертые — переплетом, пятые — разработкой определенного шрифта для письма и т. Писали гусиными перьями. Изготовленные таким образом фолианты представляли большую ценность. Поэтому их как дорогие подарки дарили друг другу знатные люди и вельможи. Пергамент был дороже папируса, но зато прочнее и мог исписываться с обеих сторон.

Вследствие дороговизны пергамента нередко случалось, что с него смывали или соскабливали ранее написанное и принимались писать снова.

Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию. Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости.

От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две диптих или три триптих штуки или по нескольку штук кожаным ремешком полиптих и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы. В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней например, с записями французских королей. Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Папирус, пергамент и береста — прототипы бумаги. Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем.

Берестяная грамота 752. Пергамент писчий материал. Летопись на пергаменте. Древние книги на папирусе.

Письмена на бересте. Письменность на бересте. Письмо на бересте. Письмена на березовой коре.

Древние свитки. Свиток в древности. Древний свиток. История создания книги.

История книги бумага. История возникновения бумаги. История книги картинки. Старая бумага.

Старая Папирусная бумага. Книги на бересте. Какие материалы использовались для письма. Материал для письма в Киевской Руси.

Материалы для письма в древности. Древний берестяной свиток фон. Старинная бумага свиток. Пергаментные рукописи древняя Греция.

Древние письмена на пергаменте. Пергаментная бумага Parchment paper плотность 150 гр. Лист пергамента. Старинный свиток.

Древнерусский свиток. Берестяные свитки. Свиток пергамента. Рваный пергамент.

Береста бумага. Береста и перо. Береста фон. Свиток картинка.

Фон свиток. Свиток на прозрачном фоне. Свиток рисунок. Старинный лист бумаги.

Пергамент для фотошопа. Старая бумага вектор. Свиток без фона. Старинный свиток фон.

Пергамент в древности. Пергаментная бумага в древностт. Пергамент из кожи в древности. Пергамент материалы для письма.

Так, выходец из города Магдебурга Бартоломео Готане в середине XVI века отправился на 16 подводах в Москву печатать книги на русском и «латинских» языках. Как гласит легенда, «наша предки у него всё отобрали, бросили его в воду и утопили» — в эпоху Ивана Грозного рукописные духовные книги изготавливали в монастырях и делиться доходом никто не хотел см. Прослеживая историю развития способов закрепления информации на различных носителях, будь то камень, глиняные таблички, папирус или бумага, автор публикации не только делает исторический обзор за несколько тысяч лет, но и умело соединяет в одной таблице информацию с наскальных рисунков и с экранов современных гаджетов. Из них порядка 50 тыс. В качестве доказательства можно привести росписи в испанской пещере Альтамира, которые были сделаны за 12 тыс. Примерно к тому же времени относятся рисунки, найденные на другом континенте, — в Австралии 1.

Первые рисунки отображали окружающий мир — людей, зверей, предметы. Подрастающие поколения пещерных людей воспитывались на этих изображениях и устных наставлениях и сказаниях сородичей. Потом пещеры стали малы. Народ вышел на просторы, мир стал шире, наставления и сказания объемнее. По некоторым современным оценкам, взрослый человек может запомнить от 20 до 100 тыс. Письмо как основа письменности, в трактовке «Большой советской энциклопедии», представляет собой «знаковую систему фиксации речи, позволяющую с помощью начертательных графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» 3.

Энциклопедия «Кругосвет» дает несколько другое толкование этого понятия: «Письмо — система долговременных условных знаков, обычно визуальной природы, предназначенных для фиксации речевых произведений на том или ином материальном носителе с целью их последующего восприятия» 4. Проще и точнее всего сказано в толковом словаре С. Ожегова: «Письмо — та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи». Все эти определения в совокупности дают полное представление о том, что такое письмо и для чего оно было создано. Поскольку к моменту выхода из пещер люди уже умели рисовать, то неудивительно, что первые письмена произошли от картинок и были, по научной терминологии, пиктографическими. Наиболее древние из известных систем пиктографии были созданы около 3500 лет до н.

В дальнейшем пиктограммы стали отходить от натуралистичности, становясь всё более абстрактными, пока не легли в основу идеографического письма рис. Существуют древние примеры идеографического письма, относящиеся к началу III тысячелетия до н. Кстати, оно используется и сейчас, когда мы рисуем, например, бензольные кольца в химической структуре ароматических углеводородов. Около 3000 г. Самый ранний буквенный алфавит из 31 знака появился в Угарите — древнем портовом городе, располагавшемся в XV веке до н. В этом городе была роскошная библиотека, подтверждающая широкое уже в то время распространение письменности, поскольку в ней хранились таблички, написанные на разных языках — угаритском, шумерском, аккадском, хурритском, хеттском, египетском — и разными способами, в том числе клинописью и иероглифами 5.

Системы письма, несомненно, находились в зависимости от материала носителя, на котором закреплялась информация. Петроглиф наскальный рисунок Хронология носителей Еще живя в пещерах, но уже будучи неоантропами, люди, помимо рисунков, оставляли на стенах пещер тесаные изображения, или, по научной терминологии, петроглифы рис. Вне пещер записи делались на природных каменных поверхностях или специальных каменных плитах и стелах. Одна из древнейших находок такого типа — так называемая палетка Нармера, египетского фараона, правившего, как полагают исследователи, на рубеже IV и III тысячелетий до н. Это каменная плитка с высеченными на ней с двух сторон барельефами, повествующими о войне за объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ее размер — 62x42 см.

Самая известная стела с надписями — двухметровая колонна Хаммурапи, на которой вытесан целый свод законов. Знаменитый Розеттский камень рис. Надпись на этом камне была сделана в 196 году до н. Последнюю же иероглифическую запись на камне выполнили в 396 году уже новой эры. Кстати, как носитель информации камень используется и по сей день, вспомните, например, мемориальные доски. И в древности, и сейчас для обработки камня применяют молоток и зубило: тогда — примитивные, сейчас — эргономически оптимальные.

Розеттский камень с текстом, написанным иероглифами, демотикой и по-гречески базальт, ок. По крайней мере, первая табличка, найденная в районе шумерского города Киш, что неподалеку от Вавилона, относится примерно к 3500 году до н. Дешевизна исходного материала — глины, простота процесса письма, возможность обжига глины для пущей сохранности написанного — всё это предопределило широкие временные рамки применения глиняных табличек. Последняя известная клинописная табличка датируется 75 годом н. Писали на табличках по влажной глине, нанесенной на деревянную подложку, трехгранными тростниковыми или костяными палочками. Получались клинообразные штрихи, отсюда и название письменности — клинопись.

По прилагаемым усилиям этот процесс гораздо легче, чем резьба по камню, к тому же глина позволяла наносить относительно мелкие элементы, поэтому клинопись заменила громоздкие пиктограммы. Функционально глиняные таблички использовались в торговом процессе, где выполняли роль бухгалтерской и товаросопроводительной документации. Помимо чисто утилитарной функции они служили и духовным целям: их использовали для записи литературных произведений. Из таких табличек составлялись целые собрания наподобие упомянутой ранее Угаритской библиотеки. В повседневной жизни для бытовых записей применяли восковые таблички. Подложкой для них служило то же дерево, но иногда и более благородные материалы.

Например, самая древняя такая табличка была найдена на территории античной Этрурии. Она относится к началу VII в. Размеры дошедших до нас табличек колеблются от 14,5x12 до 31x17,5 см 9. Писать на восковых табличках было удобно, как и стирать написанное. Знаки наносили острой металлической палочкой — стилусом. Они могли быть мелкими, то есть возникли условия для появления алфавитного письма.

Восковые таблички были в ходу как во времена Гомера и Цицерона, так и раннего и позднего Средневековья. Более того, есть исторически подтвержденные сведения, что ими еще пользовались в XIX веке уже нашей эры. Для полиграфистов интересен тот факт, что таблички часто складывали воском внутрь и соединяли по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг 10. Это свойство предопределило незавидные конкурентные позиции восковых табличек в сравнении с папирусом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий