Памирцы Таджикистана действительно представляют собой особую группа населения этой нищей республики, живущей за счёт финансовых поступлений из России и стран Запада. Известно, что помимо памирцев, в состав группы входят выходцы из нескольких стран и регионов, в том числе из Азербайджана и Дагестана.
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки
Плато протянулось с востока на запад на 12 км. Ширина плато составляет 3 км. Нижняя точка плато расположена на высоте 4700 м, верхняя - на высоте 6300 м. Памироязычные народы Классификация памирских народов обычно строится по языковому принципу. Афганская часть Бадахшана Таджикский Бадахшан Северные памирцы Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, говорящая на близкородственных языках-диалектах , что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется шугнанский. Шугнанцы - Шугнан тадж. Пяндж в районе Хорога , долины его правых притоков Гунт , Шахдара , Баджув. Ведущий этнос Памира, численностью ок. Рушанцы - Рушан тадж.
Общая численность - ок. В неё включаются также малочисленные смежные группы с отдельными языками и отдельным самосознанием: хуфцы - Хуф тадж. Xuf к юго-востоку от Рушана; бартангцы - среднее и верхнее течение р. Бартанг ; рошорвцы - Рошорв тадж. Рошорв , рош. Сарыкольцы кит. Численность ок. Западные памирцы Язгулямцы - народ, населяющий долину Язгулям на языке язгулямцев - Yuzdam в западном Памире и относящийся к европеоидной расе.
Южные памирцы Южные памирцы - реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах: Ишкашимцы - Ишкашим по берегам Пянджа тадж. Ишкошим , ишк. Сангличцы - долина р. Вардудж в афганском Бадахшане , левого притока Пяндж , с главным кишлаком Санглеч. Численность критична 100-150 чел. К северу от Санглеча в районе Зебака раньше существовал зебакский язык , в настоящее время полностью вытесненный таджикским дари. Ваханцы - исторически населяют область Вахан тадж. Вахон , вах.
Во 2-й половине XIX в. Ярхун в Читрале Пакистан , а также в китайском Синьцзяне : Сарыколе и на р. Кильян к западу от Хотана. Общая численность ваханцев - 65-70 тыс. Мунджан в верховьях р. Кокча район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане. Численность - ок. Близкие и соседние народы Памирец в Китае Таджикоязычные памирцы С запада долины памирских народов, окружают территории, занятые таджиками -носителями бадахшанских и дарвазских говоров таджикского языка дари.
Бадахшанцы-таджики в значительной степени близки к собственно памирцам. Соседние народы Таджикский язык является для памирцев языком религии исмаилизма , фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках. Кроме таджикского языка в общении между разными народностями распространён шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык. Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка, которая к примеру активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения включая семейную сферу. Ваханский язык, как разговорный занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязчным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведется обычно на ваханском языке. Для некоторых памирских народностей проживающих в Китае языком межнационального общения является уйгурский и китайский. В Афганистане таковым является дари и в меньшей степени пушту.
Согласно Конституции Афганистана памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. Этногенез и история Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона. Одна из них - праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока - из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую - с пушту. Вероятно, мунджанцы - остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам - остаткам согдийцев.
Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам. Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом. Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара. Она вовсе не собиралась смотреть на Александра как на божество. Хотя так делали все вокруг и друзья и враги. Полтора года Александр со своим войском провёл на Памире. До настоящего времени памирцы, со всем основанием утверждают, что они - потомки двух великих Александра и Авицены. Уже давно, у одного таджикского автора я прочитал слова таджика, обращенные к безжалостному памирцу - твои глаза чисты как небо, а душа черна как Ад. Примерно так можно обрисовать отношения таджиков и памирцев. И сейчас множество памирцев носит в своих глазах доказательство своего благородного происхождения.
Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы — древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири. Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах. Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры. Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути. На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга. Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным. Обычаи и нравы Памирцы всегда жили довольно изолированно.
Жители ГБАО воспринимают деятельность таджикского руководства как направленную конкретно против этнических памирцев, которые испокон веков проживали в этом районе. Уже ставшие регулярными силовые операции при любой даже незначительном митинге окончательно утвердили это мнение. Экономическая и социальная отсталость региона Отсутствие какой-либо поддержки стало причиной того, что в ГБАО сейчас самый высокий уровень безработицы более 80 процентов. Цены на продукты первой необходимости на 30-40 процентов выше, чем по всей стране из-за сложностей в логистике в труднодоступную местность. Из-за этого мужская часть населения уезжает на заработки в другие страны, в том числе в Россию. В среднем от заработка с трудовой миграции ежегодно в казну Таджикистана поступает более 40 процентов от ВВП страны. Однако пандемия COVID-19, санкционное давление на РФ в связи с началом СВО и ужесточение миграционной политики в России сильно сказались на уровне поступлений в государственный бюджет от денежных переводов мигрантов. Это создало предпосылки к ухудшению экономической обстановки по всей стране, в том числе и в ГБАО, населенbе которой очень зависимо от заработка в России. Присутствие военных Наличие огромного количества военных ещё больше накаляет обстановку в Горно-Бадахшанской автономной области, удерживая местное население в постоянном напряжении и тревоге за свою жизнь. Начиная с 2012 года значительный воинский контингент находится на территории области. Практически во всех городах ГБАО размещены дополнительные блокпосты. Ведётся тотальная слежка за всеми жителями. В случае даже минимального риска возникновения очередных протестов в ГБАО сразу отключается интернет и сотовая связь, что отрезает население от внешнего мира. Это по сути скрывает любые действия властей в отношении жителей — по некоторым данным, в Хороге происходит чуть ли не геноцид. Возможные последствия Таджикские власти, проведя зачистку нежелательных для себя лиц в ГБАО, на первый взгляд решили важную проблему в неспокойном регионе. Местное население находится в запуганном состоянии без поддержки прежних авторитетных лидеров. Однако в этой ситуации кроется несколько нюансов, которые со временем могут всплыть на поверхность и стать причиной серьезных конфликтов не только в Таджикистане, но и в Средней Азии в целом.
Кто такие памирцы?
Да, были столкновения, были убитые с обеих сторон, но, как правило, все заканчивалось перемирием. Сейчас же ситуация иная. Правительство Таджикистана, по сути, приравняло митингующих к террористам и жёстко подавило очаги неповиновения, устранив важных в идеологическом плане для памирцев людей. Одновременно с этим произошла зачистка их ближнего окружения. Такие действия могут не оставить памирцам другого выбора, кроме как бороться за свои права и свободу таким же способом, что и таджикские силовики. Угроза со стороны Афганистана Обстановка в приграничной области с Афганистаном в настоящее время крайне неспокойная из-за идущих боёв между талибами и сопротивлением во главе с Ахмадом Масудом. В последние дни активные столкновения перешли в провинцию Бадахшан, непосредственно граничащую с ГБАО. Талибы видят в нынешней таджикской власти угрозу своей безопасности на севере страны из-за присутствия большого числа этнических таджиков в Афганистане. Даже сам Ахмад Масуд является таковым.
Многие члены «Талибана» воспринимают территорию как минимум Горно-Бадахшанской области как часть «Исламского Эмирата Афганистан». Напряжение обстановки в ГБАО может возобновить интерес со стороны особо радикальных талибов к силовому захвату этой области под лозунгом объединения народов. Нельзя забывать, что в октябре на фоне напряжения в отношениях между двумя странами талибы направили на постоянное базирование в провинцию Бадахшан специальный батальон смертников «Лашкар-е Мансури». Англосаксонское влияние Мы неоднократно рассказывали о возвращении британцев на мировую арену и создания Британской Империи 2. Ещё в те времена британцами реализовалась концепция «Независимого Памира». Она подразумевает объединение исторических областей проживания памирцев в унитарное государство под контролем Великобритании. Экс-посол в Турции является сторонником идеи создания квазигосударств в рамках концепции «Великого Турана» — объединения под формальной властью Анкары тюркоязычных народов на территории бывшей советской Средней Азии, Кавказа и ряда автономных республик Российской Федерации в Поволжье, на Урале и Северном Кавказе. Таким образом британцы укрепляют своё влияние на постсоветском пространстве и препятствуют осуществлению каких-либо интеграционных процессов в рамках любых объединений, будь то ЕАЭС или ШОС.
По их расчетам, для двух киргизских популяций эти события смешения произошли около 493 417—570 и 784 629—940 лет назад. Происхождение уйгуров, узбеков и туркмен они смоделировали как население Туркменистана железного века 48,8—65,1 процента и хунну из Монголии 34,9—51,2 процента. Анализ митохондриальной ДНК показал, что среди исследованных популяций киргизов, таджиков и памирцев присутствовали митохондриальные гаплогруппы U и H, связанные с древним населением Ирана и Евразийской степью. Кроме того, ранее обнаруженная у таримского населения ранней бронзы гаплогруппа C4 также присутствовала у представителей обеих языковых семей. Наиболее распространенной Y-хромосомной линией среди тюркоязычных индивидов 26 из 44 и носителей индоевропейских языков 16 из 33 оказалась R1a1, которая связывает их с представителями культур боевых топоров, андроновской и синташтинской. Реже встречаются Y-хромосомные гаплогруппы R1b1, характерные для ямной и афанасьевской культур, а также J и R2, распространенных в древнем Иране и Туране бронзового века. Ученые также отметили, что средняя длина ROH протяженные области гомозиготности у носителей индоевропейских языков оказалась заметно больше, чем у тюркоязычных.
Это свидетельствует о распространенности эндогамных браков. Подробно узнать о том, как палеогенетики искали предков таримских мумий в разных уголках Евразии, можно в нашем материале «Культура фаллосов и вульв». Михаил Подрезов.
Традиции Зароастризма, этой древнейшей мировой религии в Бадахшане мирно сосуществует с мусульманством. И я думаю, что памирцы тяготеют к своим, более древним духовным обязательствам.
Мужчины, рождённые на Памире, отмечены печатью огня. У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Памирцев крайне мало на фоне жителей Таджикистана. В котором, в основном, живут таджики и узбеки. До Великой Зелёной революции 1990 года представителей очень разных народов в Таджикистане было очень много. Нечего сказать: Таджикистан - одна из самых ярких стран, из тех что мне доводилось видеть.
Когда-то в ней селили по принуждению, а потом его заселяли, строя большие города, представители всех наций Союза очень охотно. Снабжение таких республик было всегда чуть не на уровне Москвы. До 1929 года столица Таджикистана Душанбе была кишлаком с названием "Понедельник", как собственно и переводится слово Душанбе.
Эксперт ООН встревожен репрессиями против памирского меньшинства в Таджикистане 20 мая 2022 Права человека Специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств Фернан де Варенн призвал сегодня Таджикистан прекратить репрессии против представителей памирского меньшинства в Горно-Бадахшанской автономной области. Он предупредил, что подавление протестов может обернуться широкомасштабным конфликтом. По его словам, многие памирцы живут в страхе возвращения к временам гражданской войны в Таджикистане 1992—1997 годов. Фернан де Варенн заявил, что встревожен «жесткой реакцией правительства» на протесты, в том числе арестами, чрезмерным и незаконным применением силы, а также привлечением военных для подавления протестов. Призыв проявлять сдержанность «Я призываю все стороны проявлять сдержанность и не допустить выхода ситуации из-под контроля», — заявил Специальный докладчик. Он рекомендовал властям начать конструктивный и открытый диалог с памирским меньшинством, а также немедленно принять все необходимые меры для предотвращения конфликта.
Что за нация памирец. Кто они - эти памирцы
Марафон наций. Памирцы. Выпуск от 9 декабря 2022 года. Описание ситуации вокруг протестов памирцев в 2021 и 2022 годах на. Новости технологий» Происшествия» Руслан Бобиев из Москвы — кто он, биография, что он сделал. Лайки: тарии: в TikTok (тикток) от пользователя(@_rahmatulloeva): «Памирская свадьба в Москве #памирскаясвадьба #памирцы #памирскаяпесня. Разбить ебальник памирцу без разговоров. Но его жители все еще считают себя единой нацией — памирцами.
Взгляд с «крыши мира». Какие тайны Памира открывает русский из Старой Майны
Проживает в этом регионе субэтническая таджикская группа — памирцы. В отличие от исповедующих суннизм таджиков они относят себя к одной из шиитских ветвей ислама — исмаилитам. Также жители горного региона отличаются от остальных жителей Таджикистана языками их порядка шести , но все они, как и таджикский, относятся к восточноиранской группе. Памирский мальчик в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана В конце лета 1920 года в Бадахшане утвердилась советская власть. Отношения между ними всегда были натянутыми. Советский Союз уделял региону особое внимание — выделял на развитие дополнительные средства, после распада СССР центральные власти в Душанбе делать это не смогли. Постепенно эта часть страны стала самой бедной. Недовольство власти страны подавляли силой. Это вызывало ответную реакцию.
После гражданской войны 1992—1997 годов затаил обиду и Душанбе — в ГБАО поддерживали вооруженную оппозицию. Новый виток противостояния В ноябре прошлого года отношения вновь обострились. В автономной области устроили многотысячную акцию, в результате которой требовали наказать виновных в гибели 29-летнего Гулбиддина Зиебекова. Его убили в результате силовой операции, обвинив в ряде преступлений, включая избиение помощника прокурора Рошткалинского района ГБАО Абудсалама Абирзоды, домогавшегося сестры Зиебекова. В Душанбе протесты назвали незаконными, заявив, что за их организацией стоят главари местных криминальных группировок. Власти пытались помешать проведению акции протеста, но лишь еще больше усугубили ситуацию — от действий силовиков погибли еще два человека, еще несколько были ранены. Активное противостояние между жителями ГБАО и Душанбе началось с 2012 года, когда центральные власти провели спецоперацию в округе, в результате которой 23 мирных жителя погибли. Через шесть лет под предлогом борьбы против наркомафии были ликвидированы неформальные лидеры ГБАО.
В 2020-м очередная спецоперация закончилась новым конфликтом с местным населением.
Жизнь по старинным принципам К памирцам принадлежит ряд родственных народностей, что сегодня проживает в Горно-Бадахшанской автономной области. Впрочем, это название, использующееся в официальных источниках, знакомо немногим. Большая часть иностранцев знают регион как Памир. Памир находится в самом центре Азии, а потому памирцы сумели объединить черты соседних этносов, сохранив самобытные традиции. Что же известно о памирцах и их родине? Какие тайны открывают их название и история? Как выяснилось, практически все прилегающие к этим горам территории считают себя частью исторического Памира. Более того, не только племена Таджикистана как те же памирцы , но и ряд афганских народностей причисляет себя к этносам Памира.
Если говорить о памирцах, то они — не один народ, а ряд объединённых племён. Но почему же их родина и они сами получили такое необычное название? В старину на территории, что сегодня принято называть Памиром, существовало несколько княжеств, ряд которых сохранял относительную независимость от соседних народностей и их государств. К таким принадлежал и Мургаб, который историки назовут восточным Памиром или просто Памиром. Он представлял собой лишь небольшую часть полунезависимых владений.
За это время у него родились и выросли трое детей. Когда он приехал впервые, жена встречала его в аэропорту с сыном и каким-то другим ребенком того же возраста.
Абдумамад узнал. Чужой ребенок глядел по сторонам и пританцовывал, а его собственный не отрывал глаз от выхода из аэропорта — ждал отца, которого никогда не видел. Музыканты, поэты и строители Мы разговариваем с Абдумамадом в маленькой чайхане возле метро «Рязанский проспект». Я рассказываю ему, как меня удивило, что памирский священнослужитель, он называется «халифа», у которого мы останавливались на ночлег во время путешествия по Бадахшану несколько лет назад, целый день работал в поле как простой крестьянин. Оказывается, в Москве памирские священники тоже трудятся наравне со всеми. Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов. Хотя у многих есть диплом о высшем образовании, в России многие учреждения не признают таджикские дипломы.
А главное, у людей совсем нет времени искать работу, получать опыт, повышать квалификацию. С первого дня в Москве мигрант должен что-то зарабатывать, чтобы оплачивать трудовой патент, квартиру, питание, а еще и отправлять что-то домой. Поэтому большинство выходцев из Бадахшана трудятся простыми рабочими. Средний заработок небольшой — от 40 тыс. Это при том, что рабочий день может длиться и 10, и 12 часов, а выходных может и вовсе не быть. Карамшо Мамаднасимов В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса. Торговля на Памире действительно никогда не была в почете.
Крестьяне и ремесленники, поэты и музыканты, горцы даже в советское время почти никогда не работали в торговле. На памирских базарах продавцы, как правило, приезжие. Чаще всего узбеки из Оша. Сейчас руководство диаспоры с завистью смотрит на другие этнические общины, которые, бывает, контролируют целые сектора экономики. Карамшо Мамаднасимов говорит: — Нет, никакого своего бизнеса у нас пока нет. К сожалению. Я говорю «к сожалению», потому что сейчас памирцы выходят на рынок труда поодиночке.
И поэтому находятся в уязвимом положении. А есть как минимум две сферы, в которых мы могли бы преуспеть. Во-первых, медицина. Несмотря ни на что, у нас только в Москве сейчас более 120 практикующих врачей. Ну и, во-вторых, строительная отрасль. Если здесь создать какой-то проект, то он бы генерировал дополнительный капитал, который нам нужен для наших социальных задач. Если в бизнесе памирцы пока не преуспели, то в социальной и культурной сфере у них есть чему поучиться.
За четверть века трудовой миграции они выработали здесь огромный опыт. Началось все с организации. Выходцы из одной деревни связаны друг с другом. Когда-то, еще до эры интернета, они лично встречались каждую неделю, обсуждали свои проблемы, планировали общие дела. Теперь вместо уличных встреч — чаты в вотсапе. В таком чате может быть от сотни до 300—400 человек. Во главе группы стоит «раис», на иранских языках — председатель.
Он отслеживает, какие проблемы возникают у земляков. Кто заболел, кто потерял работу, у кого трудности с жильем или с документами, а кто не может оформить ребенка в школу или детский сад. Кишлачные группы объединяются по районам Бадахшана — шугнанский, рушанский, ишкашимский и т. Все вместе они образуют единую сеть, которая в 2012 году была зарегистрирована как региональная общественная организация «Нур». Каждый памирец ежемесячно отчисляет из своих заработков несколько сотен рублей в общий котел. Это основной доход диаспоры. Правда, есть и еще один источник дохода.
Небольшие суммы памирское землячество получает от Фонда развития духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV.
В том же духе высказался и адвокат одного из несовершеннолетних участников инцидента Абусупьян Гайтаев. Он удивился, что следователь просит заключить подростка под стражу. Об агрессивной компании давно известно на юге Москвы. Излюбленным местом для тусовок у них был один из торговых центров в Чертаново. Чаще всего жертвами становились молодые люди, которые приходили на фудкорт с девушками и в ходе перепалки были вынуждены защищать своих спутниц. Об этом «RuNews» рассказал хакер, который долгое время следил за «памирцами» в интернете, вступая в их закрытые чаты. По его словам, в последнее время они перешли границу. Их жертвы, как правило, подростки, там на роликах видны унижения и избиения.
Таджики попрятались - фото сборник
Памирцы возмущены, что их автономия, упомянутая даже в названии региона — по сути формальность, раз даже губернатора им назначают из Душанбе. В данном ролике мы расскажем вам о таком народе как памирцы. Дед Ага-Хана IV был Президентом Лиги Наций, отец – послом Пакистана в ООН. Мировые новости.
Что еще почитать
- Почему на Памире ныне не спокойно
- Взгляд с «крыши мира». Какие тайны Памира открывает русский из Старой Майны | АиФ Ульяновск
- ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Памирцы — загадочный народ “крыши мира”
Кто они - эти памирцы ?
Памирцы самостоятельная этническая группа, коренное населения Горного Бадахшана, являющиеся этноконфессиональным меньшинством в составе таджикской нации. Памирцы вышли на улицы Хорога 16 мая с требованием привлечь к ответственности виновных в убийстве Зиёбекова, а также освободить жителей автономии, которые были арестованы в ходе. Заявление "памирцы – не таджики" нередко можно услышать во время бесед с выходцами из Горного Бадахшана. Любопытная деталь – по уверениям бадахшанских "активистов".
Pamir Daily | Актуальные новости Памира
Forwarded from Азия-Плюс | Все новости Таджикистана и мира. Пожалуй, памирцы — самая гостеприимная нация из всех виденных за все годы путешествий с 2004 по 2019 годы. Разбить ебальник памирцу без разговоров.