На смену декабрям приходят январи Автор и произведение таблица. На смену декабрям приходят январи Автор и произведение Информатика. На смену декабрям приходят январи." Булат Окуджава. За ноябрями декабри, идут с настойчивостью странной. Книга «На смену декабрям приходят январи» автора Валерий Ронкин оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.40 из 10.
Валерий Ронкин. На смену декабрям приходят январи...
А он отвечает, ах, если бы я знал это сам. Господа юнкера,кем вы были вчера? А сегодня вы все офицеры. Господа юнкера,кем вы были вчера Без лихой офицерской осанки? Как ходили гулять по Фонтанке. Над гранитной Невой гром стоит полковой, Да прощанье недорого стоит. На германской войне только пушки в ене, А невесту другой успокоит.
И значит нам нужна одна победа, Одна на всех мы за ценой не постоим! Человека, который, даже не зная нотной грамоты, оставил нам песни на все времена… шансонтв булатокуджава мыпомним 9мая песнипобеды shansontv shansontvstars шансонтв16лет смотрятвсешансонтв любятвсешансонтв шансонтввсезвезды «…Горит и кружится планета… И значит нам нужна одна победа, Одна на всех мы за ценой не постоим!
Отправил, не зная, что общества уже нет: осенью 1820-го о «Зеленой лампе» узнала полиция, и организаторы сочли за лучшее собрания прекратить. Булата вызывали в «Большой дом», предупредили, что если он не хочет повторить судьбу отца, то должен прекратить все сборища у себя на квартире» см. Опали, как листва, десятилетья... С 1943 года в Тбилиси подпольно действовала молодежная группа противников сталинского режима. Посмотрите, что делается со страной, с нашей Грузией. Лучшие люди расстреляны или погибли в застенках НКВД. Мерзавцы в синих фуражках полностью распоряжаются жизнью каждого из нас... Его университеты. Организация распалась в 1945-м, но в 1948-м всех арестовали и осудили на 25 лет лагерей. Цибулевский и Л. Софианиди, знакомые с ее членами, получили по 10 лет «за недонесение», хотя в группу не входили и о существовании ее не знали. Не знал и Окуджава. Тем удивительней звучащее в его песне 1946 года нечаянное прорицание судеб, зоркое до ясновидения. Там у А. Сребрянского появлялась в конце «чаша забвения», которая, мнилось, способна обмануть время — хотя бы на миг.
Предлагаемая книга появилась как результат внимательного прочтения известных и не очень известных стихов и песен Окуджавы. Автор надеется, что его заметки помогут читателю лучше понять творчество Окуджавы и получить ответы на вопросы, которые часто возникают при знакомстве с произведениями поэта. Из книги читатель сможет узнать о культурно-историческом контексте стихов Окуджавы, о художественных задачах, которые он решал, о том, какие поэты оказали влияние на его творчество и какие тексты его собратьев по перу появились бы в совершенно ином виде или не появились бы вовсе, не будь его произведений. Ознакомившись с книгой, можно получить представление о мастерской поэта со всеми ее «инструментами». В стихах поющего поэта, каким был Окуджава, музыкальное начало играет не меньшую роль, чем содержательное, и взаимодействует с последним по особым законам. Хотя наша работа посвящена в основном смысловой составляющей произведений Окуджавы, в некоторых случаях мы коснемся фонетических и ритмических средств, применяемых им для воздействия на аудиторию. Книга сложилась отчасти из статей, напечатанных ранее в журналах здесь мы публикуем их в более полных версиях ; другие же ее главы видят свет впервые. Каждая из них содержит анализ стихотворения, песни или группы песен и стихов, связанных общей темой, и снабжена ссылками на использованные материалы. Анализ песен и стихов выборочен, охватывает далеко не все сделанное поэтом, но дает достаточное представление о диапазоне его интересов, волновавших его проблем и поэтических средств, им использованных. В заключение автор хочет поблагодарить всех, кто читал работы, из которых сформировалась эта книга, и делился с ним своим мнением о прочитанном: Е. Баевскую, Е.
Валерий Ронкин. На смену декабрям приходят январи...
Булату Окуджаве удалось затронуть своими произведениями сердца миллионов. Успех его текстов как у неискушенных читателей и слушателей, так и у знатоков музыки и литературы говорит о том, что каждая из этих групп находит в его сочинениях отражение своего мировидения, и это свидетельствует о внутренней сложности произведений поэта. Истинная поэзия отличается полифоничностью, а способность услышать тот или иной голос зависит уже от уровня подготовки воспринимающей стороны. Замечательный русский филолог К. Тарановский как-то предложил классификацию читателей в зависимости от их чуткости к тому или иному уровню произведения, настроенности на него.
Он сказал, что одни готовы наслаждаться музыкой стиха как таковой, другие стремятся расшифровать скрытый смысл. Предлагаемая книга появилась как результат внимательного прочтения известных и не очень известных стихов и песен Окуджавы. Автор надеется, что его заметки помогут читателю лучше понять творчество Окуджавы и получить ответы на вопросы, которые часто возникают при знакомстве с произведениями поэта. Из книги читатель сможет узнать о культурно-историческом контексте стихов Окуджавы, о художественных задачах, которые он решал, о том, какие поэты оказали влияние на его творчество и какие тексты его собратьев по перу появились бы в совершенно ином виде или не появились бы вовсе, не будь его произведений.
Ознакомившись с книгой, можно получить представление о мастерской поэта со всеми ее «инструментами». В стихах поющего поэта, каким был Окуджава, музыкальное начало играет не меньшую роль, чем содержательное, и взаимодействует с последним по особым законам.
Но если целый век пройдёт, и ты надеяться устанешь, Надежда, если надо мною смерть распахнёт свои крыла, Ты прикажи, пускай тогда трубач израненный привстанет, Чтобы последняя граната меня прикончить не смогла. Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся, Какое б новое сраженье ни покачнуло шар земной, Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской, И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной". В чём же успех песен барда Булата Окуджавы? Почему они признаны народом? В чём их сила внутреннего притяжения? Пытаюсь восстановить страницы прошлого, найти сведения о поэте как незаурядной личности. Хорошо известно, что в разные периоды жизни одни и те же события, как и произведения искусства, воспринимаются по-разному. Взросление помогает задуматься над истинами, без которых жизнь кажется бессмысленной.
В процессе формирования личности меняются жизненные установки, нравственные принципы и человеческие ценности. Когда зимними вечерами вчитываюсь в стихи Булата Окуджавы, то пытаюсь ощутить не только атмосферу времени, но и заглянуть в сокровенные уголки души поэта. Меня не оставляют в покое и такие вопросы, как: Какова жизненная философия этого незаурядного человека? Что было для него главным? О чём он думал, находясь среди родных и знакомых ему людей? Был ли он счастлив? Улыбалась ли ему фортуна? Это время ознаменовано вхождением в советскую литературу множества ярких талантов — Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского. Процесс вхождения Булата Окуджавы в литературу был постепенным, медленным, растянутым во времени. А когда пошли его выступления в клубах, пошли и критические, а точнее говоря, разгромные, статьи в газетах, которые, как это часто бывало в советское время, только сделали рекламу Булату.
О том, что родители Окуджавы были репрессированы, народ узнал очень поздно, уже после несостоявшейся перестройки. Этот трагический факт не отразился в его раннем творчестве. В нём нет намёка на политику, тем более на протест. Явление Булата Окуджавы — художественное, поэтическое и музыкальное, лирическое и самовыраженческое. На фоне неискренних, набивших оскомину "радиокомитетских" песен появилась свежая струна искренности и правдивости. Окуджава был бы тем же самым Окуджавой, даже если бы его родители не были репрессированы: он продукт времени, эпохи, общества. В конце 80-ых — начале 90-ых мы мотались по всем митингам, которые были в то время в Москве, и Окуджава нигде не засветился. Разве что однажды его имя появилось в списке граждан, отправивших свои денежные средства в фонд оппозиционной газеты "Позиция", да и то сумма была небольшой… Нет, Окуджава был вне политики. Когда я читала эти строки, мне подумалось, что успех песен Окуджавы несомненно в том, что его настроение совпало с мыслями и чувствами "детей Арбата", живущих, с одной стороны, в эпоху молчания, страха, а с другой стороны, в годы так называемой оттепели, с их надеждой и верой, романтикой дальних дорог и мечтой о счастье, недолгими восторгами и десятилетиями разочарований. Позывные души Булата, его боль и тревогу услышали геологи, врачи и учителя, и советская интеллигенция запела его песни по всей стране.
Чего стоит одно признание Сергея Никитина, что он взял в руки гитару, чтобы петь песни Булата Окуджавы. Тексты его песен написаны простым языком и обращены к каждому из нас. Он рассказывает о себе доверительно и искренне, открывая душу и помогая понять себя. Четыре стены, потолок и порог, И тень моя с хлебом и солью. И в комнате этой ночною порой Я к жизни иной прикасаюсь. Но в комнате этой, отнюдь, не герой, Я плачу, молюсь и спасаюсь. В ней всё соразмерно желаньям моим — То облик берлоги, то храма, — В ней жизнь моя тает, густая, как дым, Короткая, как телеграмма. Пока вы возносите небу хвалу, Пока укоряете время, Меня приглашает фортуна к столу Нести своё сладкое бремя. Покуда по свету разносит молва, Что будто я зло низвергаю, Я просто слагаю слова и слова И чувства свои излагаю.
Нас отправили в Горьковскую область. В дороге я сочинил песню, которую мы распевали хором: Мы едем, едем, едем в далекие края. И все, кроме вожатой, хорошие друзья! А вожатка злая, деньги отбирает, с тамбура гоняет всех ребят долой. В поезде жарища, все прохлады ищут. Ей одной не жарко и ребят не жалко. Карманные деньги отбирали у нас ради того, чтобы мы на остановках не покупали всякую снедь, а то могли отстать или запоносить. Меня вызвали на совет вожатых и обещали отправить домой. О деньгах, заплаченных за лагерь, я, естественно, не подумал, особенно туда и не стремился, кроме того, понимал, что конвоировать меня домой — изрядная морока для начальства; посему и не испугался, с этой песней мы ехали и дальше. В лагере я очень сожалел, что меня не отправили домой. Начальником оказался отставной офицер, и весь месяц мы занимались строевой подготовкой, дабы поразить начальство из политуправления, которое в конце смены приехало нас инспектировать. Больше в лагерях пионерских я никогда не бывал. Учился я неровно, шкодничал. Все мы более или менее шкодничали: могли натолкать карбида в чернильницы перед контрольной или засунуть на перемене в патроны электролампочек куски мокрой промокашки, по мере высыхания их лампочки одна за другой начинали гаснуть Север — мы всю зиму занимались при электрическом свете. Хулиганили и вне школы. Но наша компания принципиально не курила, сравнительно много читала, мы часто собирались у кого-нибудь дома и играли: сначала в солдатиков, которых сами вырезали из картона, переведя на него через копирку фигурку из книжки или учебника, потом стали играть в «дурака», домино, шашки, шахматы. Держались мы дружно, поэтому нас и не трогали. Однажды на перемене я оказался в классе один, без друзей. Я сидел на своем месте и читал. Не помню, кому пришла в голову идея: «Давайте покрасим Ронкину яйца! Один достал из шкафа бутылку с чернилами, другой стал на шухере у дверей и еще для того, чтобы не выскочили девочки , остальные, ухватив меня за руки и за ноги, поволокли на учительский стол. По пути я ухитрился схватить с парты чью-то ручку и, когда мне пытались уже расстегнуть ширинку, всадил под лопатку одному из своих мучителей перо так, что вынимать его пришлось в медпункте. Воспользовавшись тем, что меня отпустили, я соскочил со стола, схватил другую ручку и торжественно поклялся, что в следующий раз буду бить в глаз. На сем инцидент и закончился. А вместе с ним и перемена. Она была хорошим человеком и преподавателем, но у нее были муж и маленький ребенок. Ей некогда было разжигать с нами костры, бродить по сопкам и приглашать нас к себе домой. В седьмом классе прошел слух, что после семилетки можно поступить в школу МГБ. Меня эта идея соблазнила, и как-то 55 дома за обедом я начал ее развивать. К моему удивлению, отец вдруг сказал «Убью! Впервые о своей будущей профессии я задумался еще до войны и решил стать дворником — он имел право поливать шлангом двор, а иногда, в редкую для Мурманска жару, и нас. После начала войны я решил стать летчиком. Потом — биологом, но вскоре, когда мы стали изучать эту науку, выяснилось, что Мичурин и Лысенко давным-давно все открыли, следующему поколению осталось только считать кости у лягушек или тычинки на цветках. Вступление наше осложняло одно обстоятельство — мы украли с бельевой веревки коврик, кто-то это видел, и хозяева пожаловались в школу. Мы не отпирались. Но, с нашей точки зрения, у нас было более чем бесспорное смягчающее обстоятельство: коврик мы взяли не для себя, а для бездомной собаки, чтобы подстелить под крыльцом, где она ночевала. Наше признание, с одной стороны, и бескорыстие — с другой, были приняты во внимание. Нам вручили комсомольские билеты. На первом же классном комсомольском собрании опять произошел инцидент. Девочка, которая мне нравилась, все та же Тамара Шестакова я ей даже подарил на 8 Марта «Поэму о Сталине», изданную в подарочном варианте , выступила с предложением: «Давайте возьмем обязательство — не болтать на уроках». Ежели бы мне предложили немедленно десантироваться на Уолл-стрит для победы мировой революции, я бы не задумываясь проголосовал, но тут взвился: «Послушай, Тамарка, ведь ты сама знаешь, что как болтала, так и будешь болтать, зачем обманывать! А можешь не разговаривать — ну и не разговаривай, при чем тут обязательства! Когда на другом собрании «решали» вопрос о проведении политинформаций, я опять выступил со своей точкой зрения: «Кто хочет читать газеты, тот и сам их читает, а кому неинтересно, тот и политинформацию слушать не будет». Вопреки логике, со мной опять никто не согласился, после чего школьный комсомол навсегда утратил мое доверие. Правда, было и не совсем понятное. Например, история с Тито. Он же революционер, я же видел фильм «В горах Югославии» — там Тито, уступив своего коня раненому, шел впереди отряда партизан, навстречу пурге и врагам. Я помнил стихотворение «Югославскому другу» с рефреном: «Счастливый, ты помнил бесстрашного Тито! А дочитал я до места, где к «гаду» Тито приходит честный генерал. В кино это был благородный пес, а тут на тебе — «мерзкая тварь». Собаку-то за что? Даже если Тито и предал коммунизм, собака этого понять не могла. В восьмом классе мы проходили историю СССР. И тут я обнаружил, что Шамиль — предатель и англо-турецкий шпион. А в четвертом классе мы проходили его как национального героя, борца с царизмом. Я обратился к Нине Ивановне. Она мне объяснила, что Шамиль хотел присоединить Кавказ к Турции. Я согласился, но «ведь известно, что гнет бывает классовый, национальный и религиозный; Богдан Хмельницкий присоединил Украину к России, и это освободило украинцев от религиозного гнета, — то же самое хотел сделать и Шамиль? Мне пришлось согласиться, но сразу же возник следующий вопрос: «А если бы тогда Россия присоединила к себе и Турцию, это бы тоже было прогрессивно? Ведь Шамиль тогда не знал ничего про социализм, а мы теперь всё знаем». Учительница сказала, что сейчас у нее нет времени обсуждать этот вопрос и мы поговорим потом, а сама пошла к моей маме. Я, конечно, чувствовал некую провокационность своих вопросов. Страна наша боролась за мир, агрессоры с Уолл-стрит разжи- 57 гали войну. Мир — это было хорошо. Социализм — тоже хорошо, а капитализм — очень плохо. Надо было ждать поэтому, пока сами народы капстран поймут это. Но почему они не понимают? И еще мне хотелось выяснить, почему нельзя на такие темы спорить, особенно «при всех», ведь чувствовал, что нельзя, алогически объяснить не мог. В конце года мы получали характеристики.
Автозаполнение Давно у меня руки чесались сделать, только не понятно было как, по каким данным. Давайте разбираться, что у меня в итоге получилось. Начнем с того, зачем эти уведомления вообще нужны? Все как обычно: обещанные "упрощения" для облегчения ведения бухгалтерии и налогового учета, на деле оборачиваются большим траблами, потерей впустую огромного количества часов рабочего времени и белый шум на выходе...
Самый русский поэт, - СеРеБрЯнНоСтРуНнЫй Булат
Таким образом, «на смену декабрям приходят январи» — это метафора перемен и метафора ожидания «полного обновления» в связи с наступлением Нового года, а не просто нового месяца. На смену декабрям. Приходят январи. Нам все дано сполна. Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи. Пусть оправданья нет, Но даже век спустя Семь бед — один ответ, Один ответ — пустяк! Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи.
Приходят январи
По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной, типа "Быстры, как волны, дни нашей жизни" или что-нибудь в этом роде. И вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам "Неистов и упрям, гори, огонь, гори... Друзья ее подхватили.
Но и о воле к противодействию.
Может быть, ключевое тут слово — имя Офелии, открывающее ход в пространство трагедии о виттенбергском студенте Гамлете отождествлявшемся, кстати говоря, если вспомнить Пастернака, — с Христом : и он томился среди пышных, клавдиевых «чужих пиров», и он сокрушался совершающимся распадом. Легкоразличимы в этой песне и смыслы ближайшие, для Окуджавы и его современников вполне актуальные. Комментируя посвящение правозащитнику Феликсу Светову, Окуджава говорил: «…у него была очень сложная ситуация… Да и у всех она была сложной — нас все время разъединяли, то ли КГБ, то ли еще кто-то — не знаю.
Однако ведь и в чуть более раннем «Прощании с новогодней елкой» мотив разомкнутых «рук» уже присутствует: «... В феврале1966-го прошел суд над Даниэлем и Синявским — первый процесс послесталинской поры, имевший очевидную политическую окраску. Арест случился в сентябре 1965-го, общественное мнение было возбуждено и заявило о себе демонстрацией в Москве, на Пушкинской площади, 5 декабря 1965-го, а также многочисленными письмами в инстанции, личными и коллективными Окуджава был в числе литераторов, подписавших переданное в президиум XXIII съезда КПСС письмо с предложением передать осужденных на поруки.
Связь «Старинной студенческой песни» и «Прощания с новогодней елкой» подчеркнул, собственно говоря, сам автор, поместив их в сборнике 1996 года «Чаепитие на Арбате» рядом и посвятив обе вещи писателям-диссидентам: одну — Феликсу Светову, другую — его жене Зое Крахмальниковой. В ту же пору, что и эти песни, в 1965—1968-м, Окуджава писал роман о декабристах «Бедный Авросимов». Аналогии с декабризмом, понимавшимся как движение нравственное, героическое и жертвенное, для диссидентского самосознания были обычны.
Действие в романе начинается после подавления восстания, в январе 1826-го. Первая встреча читателя с героем происходит в Петропавловской крепости, где идет следствие: «Высочайше учрежденный Комитет при всех орденах и регалиях изволил пожаловать к длинному своему столу, словно на торжественное пиршество. У Авросимова, как он ни перепугался, все же мелькнул этот не совсем, может быть, удачный образ относительно пиршественного стола, ибо со времени известного и ужасного предприятия на Сенатской площади прошло около месяца и первоначальный ужас начал зарастать корочкой».
Образ «пиршества» «пира победителей» прямо перекликался со словами о «совсем чужих пирах» в «Старинной студенческой песне» — словами, намекавшими на обстоятельства современные как, собственно, и весь ее прозрачно-ретроспективный антураж. Но и анахронистические штрихи в «Прощании с новогодней елкой» «гренадеры», «кавалеры» тоже, может быть, тайно рифмовали современную драму зимних дерзновений «словно на подвиг спешили» с декабрьской катастрофой на петербургской площади.
Вернувшись из Ленинграда, я решил запечатлеть свои приключения на бумаге — завести дневник.
Попросил у мамы тетрадь для этого и услышал: «Вести дневник неискренний — скучно, искренний — опасно». Я уже догадывался почему. Когда проходили «Грозу», мы с ней снова разошлись во мнениях.
Я был не согласен с точкой зрения Добролюбова, что самоубийство Катерины есть акт борьбы против «темного царства». На вопрос: «Что же она должна была делать? А тут мы выпустили «кинофильм», вернее, написали афишу: «Смотрите на экранах!
Новый художественный фильм «Коварство и любовь»! Дети до 16 лет не допускаются, нервных просим не приходить. Роли исполняют...
Классные художники нарисовали заголовок, а также пистолеты, кинжалы, бутыль с надписью «ЯД» и, конечно, череп и кости. Жора Рыбка своим хорошим почерком написал действующих лиц и исполнителей. В нашем классе учился парень П.
Основным его достоинством было умение взять зубами за спинку стул и поднять его до горизонтального положения. Кроме того, он был наш защитник в конфликтах со старшеклассниками. Вот он-то и подписался под листком как «директор картины», и листок был прикноплен к дверям.
Первая учительница, вошедшая в класс после перемены, посмеялась, прочтя нашу афишу, а после урока утащила ее в учи- 59 тельскую, где тоже было немало смеха. Но вот к нам явилась наша литераторша, грозно размахивая листком. Шиллера я тогда не читал, но знал, что название из какой-то классики.
Кто писал?! Мне же за отказ назвать сообщника были обещаны всяческие кары. Но педсовет не посчитал нашу афишу «преклонением перед Западом», и на этом история почти закончилась.
Мы, однако, «затаили хамство». Случай скоро представился. Однажды после уроков мы убирали кабинет под надзором нашей «классной».
Когда все уже блестело, она построила нас и под конвоем проводила до раздевалки. Мы — Юра Левитский и я — встали первыми и, выйдя за дверь, спрятались в туалет, а потом, когда все прошествовали мимо, вернулись в класс. Все содержимое урны мы разбросали по полу, тряпку, коей вытирали доску, забросили на плафон, несколько парт поставили на попа, а на доске написали: «Содом и Гоморра!
Комиссия была из гороно. Ребята, находившиеся в коридоре, рассказывали потом, какой крик слышался из нашего класса. Убежать из раздевалки мы не успели.
Мы же отговаривались тем, что забыли в раздевалке рукавички и вернулись за ними. Назавтра после уроков было классное собрание. Мы с Юрой стояли по разные стороны учительского стола, лицом к ребятам, и слушали про то, как мы вчера уронили честь класса.
Не только нам, но и всем остальным тоже на «честь класса» было наплевать, а втык, полученный нелюбимой учительницей, всех радовал. Опять с нас требовали признания. Я ехидно объяснял, что признаваться нам не в чем, а в истории с афишей «я же признался, когда был виноват»...
Учительница в очередной раз принялась пересказывать, что она вчера увидела, войдя в класс: «А на доске — "Содом 60 и Гоморра! Раз смеетесь — значит, ваша работа! Нас отправили домой дожидаться решения педсовета.
Утром меня перехватила физичка: «Валерий, я за тебя вчера поручилась, возвращайся в класс Нины Ивановны». Нина Ивановна за меня тоже поручилась и просила вернуть к себе. Повод был гораздо серьезнее.
Антисемитизм медленно, но верно внедрялся в общественное сознание. Я все чаще слышал, что «евреи всю войну сшивались в Ташкенте», «стреляли из кривого ружья» то есть из-за угла и тому подобное. В дискуссии я не вступал, так как тех, кто такое говорил, и без того в школе особенно умными не считали.
Но вот арестовали врачей-вредителей. В классе собрание. Учительница, рассказав о разоблачениях, подчеркивает: эти отщепенцы не должны давать повода обвинять всех евреев.
Тут встала моя одноклассница по прозвищу «Бэ-У» БУ — «бывший в употреблении», интендантский термин: девица эта когда-то оставалась на второй год, сама из себя выглядела очень взрослой, единственная из девятиклассниц ходила на танцы в Дом офицеров. Я схватил тяжелую чернильницу и запустил ей в голову, мне повезло — я промахнулся, и чернильница с грохотом ударилась о школьную доску. Нина Ивановна совершенно спокойно обратилась к моим друзьям: «Кауфман и Рыбка, выведите его из класса».
Вадик и Жора заломили мне руки за спину и со смехом вытащили в коридор. Последствий мой «теракт» не имел. Я слышал две версии происшедшего.
Приближался праздник 7 ноября? Посыпались указания: «Это перевесить сюда, это туда». Отец отдавал команду, и матросики перевешивали картину или лозунг.
Один из чинов спросил отца: «А почему повешено так? Вот это должно быть здесь, а это там! Подругой версии, слышанной мною от В.
Смирнова гораздо позже, отец ответил: «По мне прикажете повесить — повешу, прикажете к стенке поставить — поставлю», — и указал на иконостас Политбюро. Ночью был шторм, стенки щитового здания дрожали, и один из портретов упал. Началось следствие.
Отца перевели в другую часть, и домой он стал приходить чуть ли не ночью. Уже потом родители мне рассказывали, что начальник его в характеристике, указав массу различных служебных упущений, кончил ее стандартно: «Партии Ленина—Сталина предан». Вообще, наши знакомые тогда не бросили нас, приходили, узнавали новости.
Отец ходил на допросы, но, слава Богу, не в особый отдел, а в политуправление. Помню вопрос, заданный ему там: «В 27-м году вы были в Ленинграде.
Литературовед Леонид Дубшан уточнял, что, по-видимому, это было во втором семестре, то есть в первой половине 1946 года [1]. Со свойственной ему самоиронией Окуджава рассказывал: «…я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил — так как я писал стихи — написать студенческую песню. Друзья её подхватили» [2]. В биографии Окуджавы, вышедшей в 2009 году, писатель Дмитрий Быков относил создание песни «Неистов и упрям» к 1947 году. При датировке он основывался на автографе, написанном Галиной Смольяниновой — первой женой Булата Окуджавы.
Булат Окуджава - Неистов и упрям... | Текст песни
В случае изменений сроков с вами свяжется менеджер. Последняя строфа повторяет первую, здесь снова звучат слова «На смену декабрям / приходят январи» – слова о времени (которое, может быть, и есть у Окуджавы последняя судебная инстанция, решения которой обжалованию не подлежат?). Пусть оправданья нет, Но даже век спустя Семь бед — один ответ, Один ответ — пустяк! Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи.
На смену декабрям приходят январи...
Исследователь творчества Окуджавы Евгений Шраговиц обсуждал разные варианты, которые могли привести к авторскому изменению датировки. Один из них — первая версия стихотворения могла относиться к 1940-м, но она была переработана в 1950-х. Песня «Неистов и упрям» была исполнена актрисой Татьяной Дорониной в фильме « На ясный огонь » 1975 , поставленном режиссёром Виталием Кольцовым по повести Михаила Зощенко «Возмездие». Отзывы[ править править код ] Писатель Дмитрий Быков отмечал, что с самого начала «мерцающий смысл окуджавовских песен идеально совпадал с зыбким, туманным мироощущением хорошего советского человека» и, начиная с песни «Неистов и упрям», «Окуджава научился обозначать и намекать, а не называть и указывать». По словам Быкова, эта песня, повествующая «о быстротечности юных дней и обречённости всех порывов», доказала, что «можно делать настоящее искусство, оперируя сплошными штампами», которые «подчёркнуты, преднамеренны, в них сквозят студенческая бравада и экзальтация — но мелодия судит всё и всех с высоты возраста, словно ностальгирует заранее» [8]. Поэт и критик Алексей Верницкий писал, что в песне «Неистов и упрям» можно выделить религиозные образы, связанные с буддийской моделью мира.
Слова песни «Неистов и упрям» были впервые опубликованы в 1977 году, с указанием даты «1946». Однако в вышедшей в 1996 году книге «Чаепитие на Арбате» стихотворение было помещено автором в раздел «Пятидесятые» 1950-е годы ; кроме этого, было добавлено посвящение Юрию Нагибину. Исследователь творчества Окуджавы Евгений Шраговиц обсуждал разные варианты, которые могли привести к авторскому изменению датировки. Один из них — первая версия стихотворения могла относиться к 1940-м, но она была переработана в 1950-х. Песня «Неистов и упрям» была исполнена актрисой Татьяной Дорониной в фильме « На ясный огонь » 1975 , поставленном режиссёром Виталием Кольцовым по повести Михаила Зощенко «Возмездие». Отзывы[ править править код ] Писатель Дмитрий Быков отмечал, что с самого начала «мерцающий смысл окуджавовских песен идеально совпадал с зыбким, туманным мироощущением хорошего советского человека» и, начиная с песни «Неистов и упрям», «Окуджава научился обозначать и намекать, а не называть и указывать».
Список полей представлен выше. Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Некоторым январь приносит романтику и чистоту, другим — холод и мрачность. Весь сюжет разворачивается вокруг противопоставления зимней природы и жизни людей. Автор гармонично сочетает описание окружающего мира и эмоциональных переживаний героев, создавая неповторимую атмосферу произведения. В итоге, «На смену декабрям приходят январи» становится историей о жизни, преобразующейся под влиянием зимнего периода. Особенности стиля автора Прежде всего, стоит отметить изысканность и богатство языка, которые являются одними из главных черт стиля Грибоедова. В его произведении прослеживается обширный словарный запас, использование сложных и выразительных оборотов, а также игра слов, что делает текст интересным и красочным. Кроме того, автор использует юмор и иронию, что придает его стилю особый шарм. В произведении «Декабристы» часто присутствуют сарказм и насмешки, которые придают произведению легкость восприятия и делают его более привлекательным. Также в произведении автор использует остросоциальную критику. Грибоедов высмеивает социальные недостатки и проблемы того времени, указывая на негативные стороны общественного уклада и политической системы. Он критикует дворянство, правительство и церковь, что делает его произведение актуальным и важным для того времени. Наконец, следует отметить философический подтекст в произведении Грибоедова. Автор задает важные вопросы о смысле жизни, нравственности и человеческой сущности. Он обращается к самым глубоким и сложным темам, что делает его произведение не только литературным, но и философским трудом. В целом, стиль Александра Грибоедова характеризуется высоким мастерством языка, использованием юмора и иронии, сочетанием острого общественного замысла и философских размышлений.
Неистов и упрям. Булат Окуджава
Неистов и упрям, Гори, огонь, гори, На смену декабрям Приходят январи. Гори, огонь, гори На смену декабрям Приходят январи. Последняя строфа повторяет первую, здесь снова звучат слова «На смену декабрям / приходят январи» – слова о времени (которое, может быть, и есть у Окуджавы последняя судебная инстанция, решения которой обжалованию не подлежат?). Книга «На смену декабрям приходят январи» автора Валерий Ронкин оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.40 из 10. В случае изменений сроков с вами свяжется менеджер. Произведение «На смену декабрям приходят январи» полно символики и мотивов, которые помогают читателю понять глубинный смысл произведения.
Неистов и упрям. Булат Окуджава
политзаключенного и диссидента Валерия Ронкина. Книга «На смену декабрям приходят январи» автора Валерий Ронкин оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.40 из 10. F#7 На смену декабрям Hm Приходят январи. Главная» Новости» Автор фразы на смену декабрям приходят январи.