Биография Матильда Феликсовна Кшесинская. Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. У Матильды Кшесинской родился сын от Николая II. Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной «балетной» — она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской). Биография Матильда Феликсовна Кшесинская.
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской
В мемуарах Матильда рассказывает о своей родословной: её дед — Ян Кшесинский — был выдающимся человеком со многими талантами: играл на скрипке с Никколо Паганини, польский король называл его «мой словик» соловей за выдающиеся способности к оперному пению, служил актером с широким диапазоном ролей, от трагических до комических. Ян Кшесинский дожил до 106 лет. Отец Матильды — Феликс Янович — балетный танцовщик, выступал на сценах Варшавы как ведущий исполнитель. В 1853 году он переехал в Россию и продолжил карьеру в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Мать Матильды — Юлия Доминская — тоже была танцовщицей, но покинула сцену, посвятив себя заботе о детях. Родители Матильды Кшесинской У Юлии Доминской было 13 детей: 9 — рожденных от рано почившего танцовщика французского происхождения Леде, 4 — от Феликса Кшесинского. Матильда была младшим ребенком в этой большой семье. Ее родные брат и сестра — Иосиф и Юлия — пошли по стопам родителей и стали балетными артистами. Можно утверждать, что творческий путь Матильды Кшесинской был предопределен, но так ли это? Матильда родилась в местечке Лигово, недалеко от Санкт-Петербурга, 31 августа 1872 года. Она с детства любила танцевать и обожала ходить с отцом на репетиции и спектакли.
Неудивительно, что девочка, последовав примеру домашних, тоже решила стать балериной и поступила в Императорское театральное училище, куда брали детей с 9-11 лет. Матильда Кшесинская в детстве Во время обучения Матильда и другие воспитанники иногда танцевали в спектаклях наравне со взрослыми исполнителями. Балеты Мариуса Петипа как нельзя кстати подходили для задействования всех сил Императорского театра, поскольку в них были роли для всех возрастов. Дети, как правило, танцевали партии слуг, маленьких пажей и кукол. Так, маленькая Матильда была выбрана на роль одной из марионеток в постановке балета «Дон Кихот». Пройдя половину курса обучения, Матильда поняла, что не питает к театру прежнего интереса, она перестала верить в нужность выбранного ремесла и задумывалась оставить училище. Именно в этот трудный момент в столицу приехала известная итальянская балерина Вирджиния Цукки, подарившая девочке веру в балетное искусство. Цукки своим примером показала, как наполнить технически безукоризненное исполнение чувством, драматизмом, глубиной.
Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня.
Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть. Роман Матильды и Николая не был скоротечным. Долгое время они виделись лишь в театре или во время прогулок по центру Петербурга. Но оба чувствовали: что-то происходит. Матильда, даже танцуя сложные партии, успевала заметить, на кого посмотрел в бинокль цесаревич, ревновала и ждала первого шага с его стороны.
Помог обычный фурункул на глазу. Николай пришел в дом, где Кшесинская жила с сестрой и родителями, чтобы справиться о ее самочувствии. Представился он… гусаром Волковым! Среда, 11 марта 1892 г. Произошло нечто такое, чего я совсем не ожидала. Сегодня днем мне делали маленькую операцию над глазом обычный фурункул — прим. К вечеру я совсем расхворалась, у меня очень болел глаз, нос и голова. Я даже стала плакать, и чтобы немного успокоиться, я легла; но почти сейчас же раздался звонок. Было 11 час.
Горничная доложила, что меня спрашивает Евгений Николаевич Волков, один из сослуживцев Цесаревича по гусарскому полку — прим. Но каково же было мое удивление, увидев вместо Евгения пред собой Цесаревича! Впрочем, я не особенно растерялась и, поздоровавшись прежде всего, пошла сказать, чтобы никто не приходил ко мне в комнату. Цесаревич пил у нас чай, был у нас почти до 1 час. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т. Мы без умолку болтали, многое вспоминали, но я от счастья почти все перезабыла. Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже и обещал написать первый. Я, признаюсь, не знала, что это можно, и была чрезвычайно обрадована. Он выбрал несколько моих карточек и просил их ему прислать.
Я очень была довольна, когда Цесаревич сказал, что будет нас [с сестрой] Юлией Кшесинской, тоже балериной — прим. Он непременно хотел пройти в спальню, но я его не пустила. Опять приехать к нам он обещал на Пасху, а если удастся, то и раньше. Перед уходом он вымазал себе руки сажей, и мы дали ему обмыть руки духами. Воображаю, что подумает его Мама Императрица Мария Федоровна — прим. Я уже теряла всякую надежду, кажется, приходит конец моему терпению и вдруг. Как я счастлива! Сегодня ведь первый раз, что я с ним так много говорила, до этого я почти не разговаривала с ним, да и что за разговоры, когда кругом все стоят. И сегодня, когда я его узнала ближе, я очаровалась им еще больше!
Эта нежданная встреча была такая чудесная, такая счастливая. Оставался он в тот первый раз недолго, но мы были одни и могли свободно поговорить. Я так мечтала с ним встретиться, и это случилось так внезапно. Я никогда не забывала этого вечернего часа нашего первого свидания», — писала Матильда Кшесинская в своих мемуарах. Вскоре она получила от цесаревича первое послание: «Надеюсь, что глазок и ножка поправляются… до сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно скорее приехать. Суббота, 14 марта Утром я получила от Наследника письмо, большое! Я перечитывала его в продолжении дня несколько раз и каждый раз с истинным наслаждением. В этом письме Цесаревич предложил мне [перейти] на ты.
Боже, как все скоро случилось, точно сон! Понедельник, 23 марта С утра у меня было предчувствие, что вечером ко мне приедет Цесаревич, и потому весь день я ожидала с нетерпением письма. Наконец в 8-м час. Я так обрадовалась, получив такое известие! Но только приходилось еще ждать почти три часа! Подумаешь, сколько времени ждала, 2 года, а теперь только три часа, и уже кажется много. Цесаревич приехал в 12-м час. Цесаревич мне привез свои карточки, из которых одна мне очень понравилась. Он снимался в Японии, в штатском.
Я получила от Цесаревича подарок, чудный браслет. Сегодня 23-е число, ровно два года, как был школьный спектакль, на котором я узнала Цесаревича и так сильно им увлеклась. Первый раз в жизни я провела такой чудный вечер! Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один!
Но так ли это было на самом деле… 1910 год. Матильда Кшесинская — всемирно известная прима-балерина и богатейшая женщина России.
Ее сожитель и покровитель Великий князь Сергей Михайлович, генерал-инспектор артиллерии, души не чает в своей возлюбленной, выполняет все ее прихоти. Для нее в Стрельне он построил дачу, которая была всего в нескольких десятках метров от Константиновского дворца — загородной императорской резиденции. В это время по Петербургу проходит слух о том, что Сергей Михайлович берет взятки за предоставление крупных военных заказов по артиллерийскому ведомству, а иностранные и русские компании денег на это не жалеют… Дача действительно была роскошной: обставлена по последней парижской моде, с собственной электростанцией, гаражом на пять автомобилей, оранжереей и даже молочной фермой. Осенью 1910 года Матильда живет в Стрельне одна. Окна ее дома постоянно занавешены. При этом за все время ни супруга, ни дети ни разу его не навестили… В начале XX века дворец и дачу разделял лишь небольшой полузасохший канал с переброшенными через него мостками. Могло ли это препятствие помешать Николаю увидеться с соседкой — бывшей любовницей?
Матильда в это время редко выходила из дома, как будто не хотела привлекать к себе внимание.
Она сама находилась в Петрограде до лета, пытаясь договориться с членами Временного правительства. По слухам, даже хотела соблазнить его председателя Александра Керенского, чтобы иметь возможность вернуться в собственный дом и хотя бы забрать ценности.
Однако он лишь развёл руками — ну нет сейчас возможности зайти в дом. Всё это время балерина пишет, что пряталась у родственников, показываясь на улице лишь при крайней необходимости. В один из таких моментов она оказывается недалеко от собственного дома и видит, как бывшая служанка ходит в её горностаевом пальто на улице был май 1917 года.
Отъезд в Кисловодск В июле того же года Кшесинская принимает решение отправиться в Кисловодск. К тому моменту из мятежного Петрограда уехали такие знатные фамилии, как Шереметевы, Воронцовы и другие. Она благополучно минует половину бывшей империи, выхлопотав у временного правительства разрешение свободно перемещаться по стране.
В итоге Матильда воссоединяется в Кисловодске с Андреем Романовым. Кажется, что жизнь наладилась. Влюблённые помирились, сына отдали в школу.
Однако к январю 1918 года становится понятно, что наступают большевики. Обыски, грабежи, аресты — вот как Матильда будет вспоминать о следующем полугодии. В июле по Кисловодску стали распространяться слухи об убийстве царской семьи.
Это было настолько ужасно, что казалось невозможным. Все невольно лелеяли надежду, что это ложный слух, нарочно пущенный большевиками, — писала она. Вскоре князь Андрей Владимирович принимает решение — всей интеллигенции, бежавшей в Кисловодск, необходимо менять место дислокации.
Наконец нам сообщили, что ожидается итальянский пароход, который пойдёт до Венеции. Вскоре он прибыл и оказался пароходом "Семирамида" итальянского "Триестино-лойд", — пишет Кшесинская. К 1920 году Матильда, Андрей и Вова, которого князь признаёт собственным сыном, оказываются во Франции.
Дом она выстроила, ещё будучи одной из ведущих балерин Российской империи. Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы, который в силу нашего брака становился бы законным сыном Андрея, — пишет балерина. Они обвенчались 17 января 1921 года.
С десяток гостей, скромный обед. Единственное, что напоминало о торжестве — стол, украшенный цветами. Так великий князь женился на любовнице последнего русского императора.
Сына он признал своим. Кшесинская официально стала княгиней Красинской, под той же фамилией записали сына. С 1935 года супруги членов императорской семьи, а также их дети могут носить титул и фамилию светлейших князей Романовских.
Фамилию Романов разрешили использовать лишь накануне Второй мировой войны. Кстати, сын Матильды воспользовался этим, став Романовым. Что дальше Так, вплоть до начала 30-х годов семья путешествовала по Франции, встречалась с теми представителями русской интеллигенции, которые успели бежать из разваливающейся на глазах империи.
Однако к 1929 году пришло понимание, что нужно на что-то жить, а деньги стремительно заканчиваются.
Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии
Чтобы эта встреча состоялась, престарелая Матильда Феликсовна Кшесинская, которой уже было за 90 лет, готова была приплыть на пароходе в Одессу. Дед Матильды Феликсовны прожил 106 лет, старшая сестра Юлия, в замужестве баронесса Зедделер, — 103 года, а сама Кшесинская умерла, не дожив лишь несколько месяцев до 100 лет, — 6 декабря 1971 года. Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи. Но Матильда Феликсовна была сильной женщиной и обладала великолепными деловыми качествами. Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын.
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской
Прошерстю свои лекции по истории искусств, пороюсь в интернете и постараюсь подготовить интересные посты на тему балета. Начинаю с нашумевшей в последнее время персоны - примы-балерины Мариинского театра - Матильды Кшесинской. Личностью она была неоднозначной: у нее не было выдающихся балетных данных приземистая и довольно-таки коренастая фигура , при этом она обладала грациозной пластикой, своим поведением она породила много слухов, театральная публика частенько называла ее бесчестной интриганкой. Но начнем по порядку: Матильда Феликсовна Кшесинская Мария-Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская появилась на свет 19 августа 1 сентября 1872 года в местечке Лигово, неподалеку от Петербурга. Родилась она в семье обрусевших поляков Кржезинских, избравших для сцены более легко произносимый в России вариант своей фамилии — Кшесинские. Семейное предание гласило, что прадедом Матильды был сын польского графа Красинского, утративший и титул, и состояние в результате происков коварных родственников. На память о дворянстве Кшесинским остались лишь перстень с гербом, семейная легенда и надежда однажды восстановить справедливость. Маля была последним тринадцатым! В 8 лет поступила в Императорское Театральное училище где уже учились ее старшие сестра Юлия и брат Иосиф , а уже через год дебютировала в балете «Дон Кихот».
Конечно, ее путь на сцену в известной мере был облегчен — еще в балетной школе при Александринском театре все Кшесинские находились на привилегированном положении: остальные воспитанники 10 лет жили там, как в интернате, лишь Малечка с братом и сестрой приезжала на занятия из дома. Но для той головокружительной карьеры, которую сделала Матильда Кшесинская, ей потребовались и подлинный талант, и непомерное тщеславие, и мастерство плести интриги в жесткой конкурентной борьбе. И еще — участие в ее судьбе царского двора, для которого, перефразируя одно известное изречение, из всех искусств важнейшим являлся балет… Благоговейный пиетет к царской семье Кшесинская пронесла через всю свою жизнь — и в глубокой старости, занявшись книгой воспоминаний, она писала о Романовых только в превосходной степени. И особо выделила день 23 марта 1890 года, когда император Александр III сказал ей, склонившейся перед ним в низком реверансе 17-летней выпускнице: «Будьте украшением и славою нашего балета! Действо было тщательно отрепетировано, кандидатуры лучших выпускниц заранее отобраны из числа первых воспитанниц-«пепиньерок», в числе которых Кшесинская не могла оказаться уже потому, что числилась приходящей. И тут случилась первая неожиданность — в нарушение всех правил государь сломал церемонию, зычно вопросив: «А где же Кшесинская? Быть славою и украшением русского балета — вот то, что теперь волновало мое воображение. Оправдать доверие Государя — было для меня новой задачей, которой я решила посвятить мои силы».
Вторая неожиданность оказалась воистину роковой. После представления выпускников следовал торжественный ужин, а за общим столом у Малечки тоже не было постоянного места. И государь опять распорядился по-своему — усадил Кшесинскую между собою и наследником, игриво погрозив обоим: «Смотрите только, не флиртуйте слишком! Кшесинскую сильнее всего поразили его голубые глаза, излучавший доброту взгляд. Маля потом не могла вспомнить, о чем они тогда говорили с Николаем, но сразу поняла, что влюбилась, и он тоже не остался к ней равнодушен: «Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета». С этого дня Маля всячески старалась попасться на глаза цесаревичу во время его проездов по городу, благо маршрут был всем известен, и каждый раз, когда это удавалось, ловила ответный заинтересованный взгляд. Поговорить им удалось только летом — наследник выезжал в Красное Село, где квартировал Гусарский полк, к которому он был приписан, и там же для развлечения офицеров во время лагерного сбора дважды в неделю давались спектакли в специально построенном для этой цели деревянном театре. Тогда же у них появился и «временный поверенный» в сердечных делах — гусар Волков, который должен был сопровождать Николая в его предстоящем кругосветном путешествии и у которого был роман с балетной артисткой.
От него Кшесинская узнала, что Николай ищет встречи с ней наедине, а когда устроить это не удалось, просил Малечку хотя бы прислать свою фотографию. Карточку она не передала — придирчивая, не нашла ни одной достаточно удачной. Как большинство артистических натур, Кшесинская была суеверной, фатальность совпадения дат и цифр принимала безоговорочно. Считала удачливым число «13» по своему «порядковому» номеру в семье , а в эмиграции получила прозвище Мадам-17 — играя в казино, всегда ставила на эту трагическую для себя цифру. И в отношениях с наследником видела высшую предопределенность — оба они были помечены «двойкой»: ему после коронования предстояло стать Николаем Вторым, а ее с приходом на сцену балетная критика окрестила Кшесинской-2, чтобы как-то отличать от сестры Юлии. Девять месяцев Маля неотрывно следила по газетным хроникам за кругосветным вояжем наследника, извелась переживаниями, когда из Японии пришло известие о том, что самурай-фанатик ударил цесаревича саблей по голове только чудом Николай остался жив. Его возвращение принесло только одну мимолетную встречу на людях — наследник тут же уехал с родителями в Данию и в Петербург вернулся лишь к концу года. Так начался новый, 92-й, первый месяц которого наконец подарил им долгожданную встречу.
Как-то вечером Маля была дома одна, когда ей доложили о приезде гусара Волкова, но вместо «временного поверенного» в дверь вошел Николай. Первая встреча была недолгой, потом начались записки и письма, визиты стали чаще и раскованней. Приезды наследника престола к известной балетной девице ни для кого тайной не были — за цесаревичем следили сотни глаз. Случалось, и беспокоили — раз вломился сам градоначальник, сказал, что государь спешно требует сына к себе в Аничков. Александр III вообще был строгих правил, легкомысленностей не одобрял. А в их роду прецеденты имелись — великий князь Николай Николаевич Старший в молодости увлекся балетной артисткой Числовой, четверых детей ей подарил. Но что можно князю — для наследника табу. Хотя и держать 24-летнего молодого человека в черном теле было жестоко.
Русская армия должна была только наступать. Деятельность ОПГ обошлась русской армии в сотни тысяч убитых, зато принесла Матильде миллионы. Кшесинская стала самой богатой женщиной России. Она купила и перестроила роскошный дворец в Стрельне. Матильда хвалилась, что её дворец был электрифицирован раньше всех великокняжеских. Действительно, мощная электростанция иллюминировала по вечерам всё имение Матильды. На её День Рождения в Стрельну собиралось не менее двух тысяч гостей.
Для этого даже менялось расписание на железной дороге. В Петербурге Матильда строит ещё больший дворец на Кронверкской набережной. Сейчас мало кто знает, почему Ленин в 1917 году оказался во дворце Кшесинской. Матильда имела около дюжины автомобилей и конных экипажей. Соответственно, в её дворцовом комплексе был большой гараж. В марте 1917 года он приглянулся солдатам самокатного батальона, которые разместили там несколько автомобилей. Там работал Ленин и выступал со знаменитого балкона.
Кроме того, Матильда строит два дворца во Франции на Лазурном Берегу. Кшесинская с 1906 года больше тратит денег на театральную деятельность, нежели получает от этого дохода. К примеру, она брала отпуск в театре, и сама себе устраивала гастроли в Париже, покупая фантастически дорогие декорации и нанимая актёров. Матильда турнула трёх директоров Императорских театров и не менее тридцати неугодных ей балерин. В 1918 году Кшесинская уехала во Францию. Она потеряла в России большую часть своего состояния, но зато революция позволила ей вступить в брак с великим князем Андреем Владимировичем. Ну, а родной брат мужа, самозваный император Всея Руси Кирилл «царь Кирюха», как его называл великий князь Николай Николаевич , произвёл Матильду в светлейшую княгиню Красинскую.
Матильда привыкла к роскошной жизни, между тем танцевать её не приглашали, а главное, кончился роман с Военным ведомством. Наступила нищета.
Среди ее учениц были дочь знаменитого московского купца Татьяна Рябушинская, ставшая известной балериной, дочери Федора Шаляпина — Марина и Дарья. Правда — ложь Никаких документов, подтверждающих семейное предание Кшесинских об их происхождении от графов Красинских, обнаружить не удалось. Версию о браке Матильды Феликсовны и Николая II, наличии у них общей дочери, передаче балерине престола Российской империи и золота в ФРС США недавно распространил внук брата Кшесинской, бывший депутат Госдумы Константин Севенард — он ссылается на бумаги, якобы обнаруженные им в 1989 году в склепе на старинном кладбище в Варшаве, переданные им в КГБ, где они бесследно исчезли. Текст: Виталий Котов.
Но Дягилев хотел привезти «Русские балеты» на российскую сцену, а без поддержки Кшесинской это было бы очень трудно сделать. Кроме того, Вацлав Нижинский был военнообязанным, и Дягилев надеялся, что Кшесинская повлияет на высочайшее решение об отсрочке. Кшесинская же была заинтересована в гастролях в Ковент Гарден. Вот как это кратковременное сотрудничество отразилось в переписке современников: Валентин Серов — Вальтеру Нувелю «Да, да, по всей вероятности, Сергей Павлович решил-таки по-своему, как мы с Нижинским ни отговаривали — пригласить Кшесинскую. Как-никак, на мой взгляд, это — позор. Во-первых, при всех гимнастических достоинствах она не артистка. Во-вторых, она—Кшесинская, а это тоже кое-что…» Владимир Теляковский делает запись в дневнике: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым». В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе. И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича». Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля. После спектакля агент отвозил драгоценности обратно в магазин. Чуть позже, 30 ноября, Кшесинская танцевала в «Лебедином озере», сокращенном по настоянию Дягилева до двух актов. Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке. Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной. Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице забыл ее имя , а Нижинский почти не касался земли». Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» «Сильфиды» 1908 Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности.
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых
Кем была Матильда Кшесинская и как на самом деле складывались ее отношения с последним русским императором? Дед Матильды Феликсовны прожил 106 лет, старшая сестра Юлия, в замужестве баронесса Зедделер, — 103 года, а сама Кшесинская умерла, не дожив лишь несколько месяцев до 100 лет, — 6 декабря 1971 года. Вся биография Матильды Кшесинской связана с подмостками Мариинского театра. Матильда Феликсовна Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени.
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь
Как большевики «уплотняли» Матильду Кшесинскую» и «Примадонна для императора. Семья Матильда Кшесинская вышла из театральной семьи. Ее отец Феликс Янович в русской транскрипции — Иванович был знаменитым балетным танцором, выступал в Варшавской опере. Они даже выходили вместе на сцену: есть фотография, где они танцуют мазурку в опере «Жизнь за царя».
Феликс Янович прожил очень длинную жизнь и умер из-за несчастного случая: во время Феликс Кшесинский с женой Юлией одной из репетиций случайно провалился в открытый люк, и, видимо, сильный испуг и травма приблизили его кончину. Мама Кшесинской Юлия Доминская также была артисткой. Почти все ее дети пошли в балет: старшая сестра Матильды Юлия не стала такой же известной балериной, а вот брат Иосиф получил звание заслуженного артиста, которое сохранил и в советское время.
Знакомство с императорской семьей В 1890 году Матильда очень успешно закончила Императорское театральное училище сейчас — Академия русского балета имени А. Выпускной вечер и стал поворотным событием в судьбе Кшесинской — там состоялась ее встреча с наследником-цесаревичем. Николай II По традиции царская семья почти в полном составе присутствовала на этом мероприятии.
Балет считался привилегированным искусством — как и позднее, в советское время. Власти предержащие проявляли к нему интерес во всех смыслах — часто их интересовали не только выступления, но и сами балерины, с которыми у князей и великих князей было множество романов. Итак, 23 марта 1890 года после экзаменов в училище приехала царская семья.
После небольшого балетного фрагмента, в котором участвовала и Кшесинская она танцевала па-де-де из «Тщетной предосторожности» , последовал ужин с воспитанницами. Ее представили, хотя обычно на переднем плане должна была находиться другая девушка — лучшая ученица выпуска. Тогда Александр якобы произнес знаменитые слова, предопределившие будущую судьбу Кшесинской: «Будьте красой и гордостью русского балета!
Скорее всего, это миф, придуманный позднее самой Кшесинской: она любила заниматься самопиаром и оставила после себя не совпадающие в некоторых деталях дневник и воспоминания. Матильда Кшесинская Император посадил Кшесинскую вместе с Николаем, который был старше Матильды на четыре года, и сказал что-то вроде: «Только слишком много не флиртуйте». Интересно, что изначально тот исторический ужин Кшесинская воспринимала как скучную, рутинную вещь.
Ей было совершенно все равно, какие великие князья там будут, кто окажется рядом. Однако с Николаем у них быстро возникла непринужденная беседа. Уже при их расставании было понятно, что эта встреча неслучайна.
Вернувшись в Аничков дворец, Николай оставил такую запись у себя в дневнике: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами» — больше ничего.
Однако знакомство с Кшесинской он, конечно, запомнил. Спустя два года Николай напишет: «В 8 час. За ужином сидел с воспитанницами, как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской».
Роман Кшесинскую зачислили в труппу Императорских театров, но ей, молодой дебютантке, поначалу не давали больших ролей. Летом 1890 года она выступала в деревянном Красносельском театре. Его построили для развлечения гвардейских офицеров, среди которых были все великие князья, включая Николая.
За кулисами они с Матильдой как-то встречались, обменивались короткими фразами; в дневнике Николай писал: «Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится»Кшесинской Первой, в свою очередь, называли сестру Матильды Юлию. Наедине они практически не виделись. В общем, невинная милая ситуация.
Затем произошло известное событие — кругосветное путешествие наследника на крейсере «Память Азова». Кшесинская очень переживала, что Николай ее забудет. Но этого не случилось, хотя путешествие длилось больше года.
По возвращении молодые люди встречались в театре, а в марте 1892 года состоялось их первое приватное свидание. Так указано в мемуарах, хотя на самом деле Николай приехал на квартиру к ее родителям, а в комнате они были втроем с сестрой Кшесинской.
Незадолго до смерти Кшесинскую посетила балерина Наталья Макарова. Она только-только сбежала из Советского Союза и перед тем как отправиться покорять американскую сцену, решила побывать в гостях у легенды императорской сцены. Я необычайно волновалась, когда впервые отправлялась в дом к великой Матильде. Нас встретила миниатюрная элегантная старушечка 99 лет, но в ней чувствовалось великолепие. Стол был сервирован по-царски. Справа от меня сел Лифарь, слева — Кшесинская.
Разлили водочку. Серж что-то оживленно рассказывал и завершил историю тостом. Я протянула руку к рюмке, а та оказалась пуста. Я-то понимаю, что не пила. Так же исчезла водка из моей рюмки во второй раз. Матильда Феликсовна опрокидывала и свою и мою рюмочки и скоро заметно повеселела — в этом состоянии она казалась необыкновенно обаятельной. Рассказывала любопытные истории. При прощании, слегка пошатываясь, сделала мне книксен»… С Марией Феликсовной прощались в храме Александра Невского на рю Дарю.
Здесь она прожила дольше, чем в других местах. Это был уютный трёхэтажный дом с садом в самом центре Парижа, с красивой верандой и удобными меблированными комнатами. Впервые Мария Феликсовна арендовала виллу ещё в 1937 году, поселившись в особняке с мужем и сыном. Мария Феликсовна с мужем и любимым сыном Вовой в Париже. Здесь же в октябре 1956 года скончался Великий Князь Андрей Владимирович, что стало страшным ударом для Марии Феликсовны. В последние десять лет своей жизни некогда прославленной балерине было нечем платить за аренду жилья. Но хозяева виллы, войдя в тяжёлое материальное положение Кшесинской, не требовали с неё никаких денег, любезно предоставив право спокойно дожить свой век в тишине и покое. Изредка небольшую сумму денег присылал князь Владимир Кириллович, племянник мужа Марии Феликсовны и претендент на российский престол. Похороны Великого Князя Андрея Владимировича.
Рядом с убитой горем Кшесинской Великий Князь Владимир Кириллович Она довольно редко покидала свою комнату, лишь для того, чтобы подышать свежим воздухом в саду, куда её на инвалидном кресле обычно вывозил сын. Дом её представляла собой мини-музей русского балета и одновременно Императорского Дома. Повсюду стояли многочисленные фотографии родственников, друзей и учеников, а письменный стол был завален открытками, книгами о балете, дореволюционными газетами и журналами, где на первых страницах красовалась совсем молодая и юная балерина Матильда, первоначально выступавшая под именем Кшесинской 2-й Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия. Незадолго до смерти Кшесинскую посетила балерина Наталья Макарова. Она только-только сбежала из Советского Союза и перед тем как отправиться покорять американскую сцену, решила побывать в гостях у легенды императорской сцены.
Но так ли это было на самом деле… 1910 год. Матильда Кшесинская — всемирно известная прима-балерина и богатейшая женщина России.
Ее сожитель и покровитель Великий князь Сергей Михайлович, генерал-инспектор артиллерии, души не чает в своей возлюбленной, выполняет все ее прихоти. Для нее в Стрельне он построил дачу, которая была всего в нескольких десятках метров от Константиновского дворца — загородной императорской резиденции. В это время по Петербургу проходит слух о том, что Сергей Михайлович берет взятки за предоставление крупных военных заказов по артиллерийскому ведомству, а иностранные и русские компании денег на это не жалеют… Дача действительно была роскошной: обставлена по последней парижской моде, с собственной электростанцией, гаражом на пять автомобилей, оранжереей и даже молочной фермой. Осенью 1910 года Матильда живет в Стрельне одна. Окна ее дома постоянно занавешены. При этом за все время ни супруга, ни дети ни разу его не навестили… В начале XX века дворец и дачу разделял лишь небольшой полузасохший канал с переброшенными через него мостками. Могло ли это препятствие помешать Николаю увидеться с соседкой — бывшей любовницей?
Матильда в это время редко выходила из дома, как будто не хотела привлекать к себе внимание.
СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (?
Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи – 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой? Николай Романов и Матильда Кшесинская © Фото: Wikimedia. Очевидно, фотографии выдающейся балерины Матильды Феликсовны Кшесинской не передают вполне очарования этой незаурядной женщины.
Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская
Между тем эта история заслуживает самого пристального внимания, ибо способна многое прояснить и расставить все точки над i в событиях, происходивших вокруг последнего российского императора более ста лет назад. Прекрасная полька Настоящая фамилия Матильды — Кржезинская. Из-за ее неблагозвучности отец девушки, известный танцовщик Феликс Кржезинский, сменил фамилию на Кшесинский. Его дочь всю жизнь озвучивала сложносочиненную легенду о том, что ее предками были польские графы Красинские, однако из-за интриг родни семья утратила право на титул.
После революции, выйдя замуж за великого князя Андрея Владимировича, балерина добилась права называться Романовской-Красинской. Однако никаких документальных доказательств ее родства с Красинскими не было и нет. Матильда Кшесинская Знатных предков Кшесинская придумала себе неслучайно.
Это был традиционный ход для всех знаменитых куртизанок того времени. В какой-то момент дамы парижского полусвета обязательно обзаводились дворянской приставкой «де», на которую не имели ни прав, ни документов. Она также обожала драгоценности и молодых красавцев, обирала мужчин до нитки, проигрывалась в рулетку и отыгрывалась на соперницах.
Она была бойцом По своим внешним данным Кшесинская идеально вписалась в золотой стандарт эпохи. Знаменитые красавицы конца XIX века были низкорослыми и имели весьма плотное телосложение. На фото мы видим крепенькую мускулистую Кшесинскую с выраженной талией, округлыми руками и полноватыми ножками.
Большая голова при небольшом росте около 150 см не добавляла ей красоты, однако белоснежные зубы и веселая улыбка заставляли забыть обо всех ее недостатках. Они позволили ей освоить самые сложные балетные па. Чем меньше рост балерины, тем в более высоком темпе она может танцевать.
Накачанная маленькая Кшесинская Маля, как называли ее любовники сложением напоминала современных спортивных гимнасток. Она стала настоящей рекордсменкой отечественной сцены, первой из русских балерин освоив тридцать два фуэте. Лирические партии, составившие впоследствии славу ее соперницы Анны Павловой, Кшесинской не подходили.
Она была виртуозкой, балериной спортивного стиля, как сказали бы мы сегодня. Такой же спортивный характер она проявляла и в жизни. Начало романа И вот этот 17-летний «боец», очаровательная, живая и неотразимо кокетливая девушка встречается с грустным и задумчивым наследником престола.
Первое знакомство произошло 23 марта 1890 года после выпускного спектакля. Танцовщиц позвали за стол вместе с императорской семьей.
Великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — пишет Кшесинская. На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с Великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в друга с первого взгляда, хотя Кшесинская и была старше его на шесть лет. Андрей засмотрелся на Матильду и опрокинул ей на платье бокал вина, и она увидела в этом счастливое предзнаменование. Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала — завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.
Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим. Матильду взял под свое покровительство отец Андрея, Великий князь Владимир Александрович. Ему очень нравилась эта балерина - и как говорили, не только в качестве подруги его сына. Он часто устраивал ужины, на которые приглашал Матильду, а на Пасху подарил Кшесинской яйцо от Фаберже. Такие яйца делались только по заказу царской семьи; всего было изготовлено лишь 54 штуки Великий князь Владимир Александрович В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары.
За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь. Сезон 1900-1901 не обошелся без скандалов. На этот раз камнем преткновения стал балет «Камарго». В одном из актов Матильда должна была исполнять русский танец в костюме времен Людовика XV — в пышных юбках с фижмами каркас из ивовых, стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке — прим. Однако когда этот балет в свое время демонстрировала Леньяни, Кшесинская заметила, что подобное облачение сковывает движения. Кроме того, Матильда была небольшого роста, и в столь пышных одеждах она выглядела, по ее собственному признанию, уродливо. Естественно балерина рассказала о своих опасениях режиссеру и попросила избавить ее от ненавистных фижм.
По всей видимости, до Волконского слова примы дошли в искаженном виде, поскольку он не удовлетворил просьбу артистки. Перед самым выступлением в уборную Кшесинской зашел начальник канцелярии Императорских театров барон Кусов и еще раз настоятельно рекомендовал надеть костюм целиком. Но Матильда сделала по-своему. Из-за этого инцидента уже на следующее утро на доске для распоряжений висел приказ, согласно которому Кшесинскую оштрафовали за «самовольное изменение костюма». Сумма была небольшой, однако танцовщицу возмутил сам факт подобного обращения. Она вновь подключила связи. Спустя сутки на той же самой доске висел приказ, в котором директор снимал свои же санкции с подчиненной. После подобной выходки Волконский решил оставить должность и подал в отставку, а его пост занял Владимир Теляковский.
Так было с каждым, кто становился на пути Кшесинской. Да, Николай не был ее мужем, зато он остался для Матильды верным другом и защитником до конца своих дней. Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем». Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, — писал Теляковский в воспоминаниях. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет».
Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Матильда продолжала выступления даже будучи беременной - до тех пор, пока удавалось скрывать растущий живот. Роды были тяжелые, Матильду и ребенка еле спасли.
Великая княгиня Мария Павловна, мать Андрея была решительно против каких-нибудь отношений сына с Кшесинской. Поскольку он был еще слишком молод, то не имел возможности записать сына на свое имя. Отчество он получил Михайлович, а через десять лет сын Кшесинской был именным указом Николая возведен в потомственное дворянство под фамилией Красинский Великая княгиня Мария Павловна Великий князь Андрей Владимирович и Матильда Феликсовна Кшесинская с сыном Владимиром Матильда Феликсовна Кшесинская с сыном Владимиром Матильда Кшесинская в своем особняке Санкт-Петербурга, в 1916 год. В ноябре Кшесинской было присвоено звание заслуженной артистки. После долгих уговоров она согласилась вернуться на сцену в качестве приглашенной балерины - на отдельные спектакли и продолжала выступления с неизменным успехом. Именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость. Пётр Николаевич Владимиров Кшесинская влюбилась в него - может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен.
Она была старше его на 21 год. Специально чтобы танцевать с ним, Кшесинская решила выступить в «Жизели» - балете, в котором блистали Павлова и Карсавина. Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли и впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, она тут же с блеском станцевала свой коронный балет - «Эсмеральду». Андрей Владимирович, узнав о страсти Матильды, вызвал Владимирова на дуэль. Они стрелялись в Париже, в Булонском лесу. Великий князь прострелил Владимирову нос, и тому пришлось делать пластическую операцию. Кшесинская могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 года положила конец ее карьере.
Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже. Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию. К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске.
Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля».
Очень хорошо ужинал с воспитанницами» — больше ничего. Однако знакомство с Кшесинской он, конечно, запомнил. Спустя два года Николай напишет: «В 8 час. За ужином сидел с воспитанницами, как прежде, только очень недостает маленькой Кшесинской». Роман Кшесинскую зачислили в труппу Императорских театров, но ей, молодой дебютантке, поначалу не давали больших ролей. Летом 1890 года она выступала в деревянном Красносельском театре. Его построили для развлечения гвардейских офицеров, среди которых были все великие князья, включая Николая. За кулисами они с Матильдой как-то встречались, обменивались короткими фразами; в дневнике Николай писал: «Кшесинская 2-я мне, положительно, очень нравится»Кшесинской Первой, в свою очередь, называли сестру Матильды Юлию.
Наедине они практически не виделись. В общем, невинная милая ситуация. Затем произошло известное событие — кругосветное путешествие наследника на крейсере «Память Азова». Кшесинская очень переживала, что Николай ее забудет. Но этого не случилось, хотя путешествие длилось больше года. По возвращении молодые люди встречались в театре, а в марте 1892 года состоялось их первое приватное свидание. Так указано в мемуарах, хотя на самом деле Николай приехал на квартиру к ее родителям, а в комнате они были втроем с сестрой Кшесинской. Первое — на французском — издание мемуаров Матильды Кшесинской вышло в Париже в 1960-м О том, как это было, можно узнать из дневника Матильды. Вечером Кшесинская чувствовала себя неважно, в комнату зашла горничная и объявила, что приехал их знакомый, гусар Волков.
Кшесинская приказала просить — оказалось, это был Николай. Они провели вместе больше двух часов, пили чай, разговаривали, смотрели фото; Николай даже выбрал какую-то карточку, затем сказал, что хотел бы ей писать, получил разрешение на ответные письма и впоследствии попросил Кшесинскую обращаться к нему на ты. Кульминация их отношений наступила зимой 1892—1893 годов. Вероятнее всего, Николай и Матильда стали любовниками. Дневник Николая, очень закрытого и сдержанного человека, пестрит описаниями встреч: «Отправился к М. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время». Кшесинская же вела очень дамский дневник, где описывала свои переживания, чувства, слезы. У Николая никаких вольностей нет. Однако вот как он пишет про зимние события: «25 января 1893 года.
Вечером полетел к моей М. Нахожусь под впечатлением ее — перо трясется в руке». Даже в описании куда более грозных событий такие сильные эмоции со стороны Николая практически незаметны. В 12 час. Хорошо поболтали, и посмеялись, и повозились». Позднее они решили, что Кшесинская должна жить отдельно: встречаться у родителей было слишком неудобно — тем более что небольшая спальня девушек примыкала к кабинету отца. При поддержке Николая Кшесинская сняла дом на Английском проспекте, 18, — отныне они виделись там. Кшесинская предварительно спросила разрешение у отца. Тогда переезд незамужней девушки от родителей считался неприличным, и Феликс Янович долго колебался.
В итоге они поговорили: отец объяснил ей, что эти отношения бесперспективны, у романа нет будущего. Кшесинская ответила, что понимает все это, но безумно любит Ники и хочет хоть сколько-нибудь оставаться счастливой. Было принято такое решение — отец разрешил переезд, но только вместе со старшей сестрой. Николай Романов начал вести дневник в 1882 году.
Однако война шла за кулисами, а известный балетный критик Плещеев был полон умиления: «Г-жа Кшесинская 2-я, вследствие серьезной болезни г-жи Леньяни, почти до конца года несла на своих плечах или, точнее, ногах, весь репертуар. Успех молодой балерины, сделавшей в короткое время замечательный прогресс, был огромный. Танцы ее в строго классическом благородном стиле носят художественный отпечаток». Заметим, что «серьезная» болезнь последней итальянской балерины, приглашенной в труппу Императорских театров, явно имела «дипломатический» характер — стараниями Кшесинской уже в следующем году контракт с итальянской примой и вовсе не будет продлен, а Малечка, устранив главную соперницу, получит ее партии в балетах «Конек-Горбунок» и «Камарго». Механизм, которым пользовалась Кшесинская, был прост и незатейлив.
Приближались коронационные торжества, Императорский театр распределял роли для предстоящего парадного спектакля в Москве, а ей, которая из-за этого события страдала чуть ли не сильнее всех прочих, никакой роли в балете Дриго «Жемчужина» не предложили вовсе. Она восприняла это как прямое оскорбление. О том, как Кшесинская вышла из положения, лучше ее самой не расскажешь: «В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я никого не видела вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился… Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы… Я убедилась, что наша встреча с ним не была для него мимолетным увлечением, и он в своем благородном сердце сохранил уголок для меня на всю свою жизнь…» Когда пришел «приказ свыше», балет «Жемчужина» был почти полностью готов, все роли распределены и срепетированы, но для того, чтобы включить Кшесинскую в этот спектакль, композитора Дриго срочно обязали написать новую музыкальную партию, а великому балетмейстеру Петипа пришлось ставить для нее специальное па-де-де… Понятно, такие выходки быстро создали Кшесинской соответственную репутацию. Она же, ничтоже сумняшеся, продолжала пользоваться своей «палочкой-выручалочкой» всякий раз, когда ущемлялось ее самолюбие. В конце концов, после скандала с нежеланием Кшесинской танцевать балет «Камарго» в костюме с утяжеляющими ее округлую фигуру подкладками-фижмами, когда Дирекция наказала строптивую приму символическим штрафом, а та снова обратилась к государю и он тут же этот приказ отменил, директор, князь Волконский, просто подал в отставку. Случалось, Маля даже и не ждала, пока гром грянет, предпочитая опережать события. В день своих бенефисов артисты обычно получали так называемый «царский подарок» — соответственно полу и разряду — золотую или серебряную вещицу, типа портсигара для мужчин или кулона для женщин.
Готовясь достойно отметить свое первое десятилетие на Императорской сцене, Кшесинская заранее попросила через великого князя Сергея Михайловича, чтобы ее «царский подарок» не походил на все другие. И в результате получила прелестную брошь в виде бриллиантовой змейки, свернувшейся вокруг большого сапфира. В придачу к подношению Сергей Михайлович а он в одиночестве примы постарался заменить ей Ники с максимальной полнотой рассказал Кшесинской, что государь вместе с императрицей лично выбрал для нее эту брошь и при этом заметил, что змея — символ мудрости. Николай II любил символы — на следующий бенефис, по случаю 20-летия, Кшесинская получила от него бриллиантового орла в платиновой оправе, с подвешенным к нему розовым сапфиром, и тут же сделала своему Ники ответный подарок — украсив орлом сценический костюм, исполнила для него па-де-де в «Пахите». Бенефис 13 февраля 1900 года, устроенный с неслыханным доселе размахом, стал этапным в судьбе Кшесинской — с этого момента начался ее роман с великим князем Андреем Владимировичем. И здесь не обошлось без мистики — на торжественном ужине посаженный за столом слева от примы князь Андрей случайно опрокинул на ее платье бокал с красным вином, в чем Маля увидела доброе предзнаменование. И точно — «С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение». Князю было 22 года, Маля же была старше его на 6 лет. Кшесинская опять начала вести дневник, заброшенный после прощания с Ники, что в ее глазах уравнивало по искренности и силе чувств два этих романа.
Пик отношений пришелся на лето — князь Андрей служил в Красном Селе, его путь в северную столицу лежал через Стрельну, и дача Кшесинской была идеальным местом для встреч. Одну из которых, 22 июля, они потом стали ежегодно праздновать как день свадьбы официально они поженились только в январе 1921 года. В Питере приходилось блюсти конспирацию — тут Малечка опять могла себе позволить лишь «случайную» — безмолвную, мимолетную встречу на Невском, как бы невзначай покидая театр в момент проезда кортежа князя Андрея. Так же она не преодолела искуса попрощаться с любимым взглядом в день его отъезда с официальным визитом в Крым, чтобы через две недели встретиться за границей, в Беаррице и Париже. Другую счастливую осень, первого года нового века, они провели в Италии, опять же конспиративно встретившись в Венеции. Хотя хороша конспирация — за князем неотлучно следовал его адъютант по словам Малечки, человек очень милый и симпатичный , каждый шаг сиятельной особы без особых церемоний отслеживала местная полиция, а при переезде в Ассизи их и вовсе сопровождал конный отряд карабинеров. В этой ситуации Кшесинской оставалось только одно — превращать неудобства напыщенного официоза в повод для шуток. Следующий балетный сезон Кшесинская закончила раньше срока — и на 6-м месяце беременности она умудрялась танцевать, хотя в профиль ее изменившаяся фигура уже бросалась в глаза. Репетируя перед спектаклем в Эрмитажном театре Зимнего дворца, она постаралась тщательно обдумать каждый поворот, чтобы лицезревшая ее царская чета ничего не заметила.
С середины февраля Кшесинская передала свои партии новым восходящим звездам Анне Павловой и Тамаре Карсавиной прежде она, как подлинная прима, запрещала вводить в свои балеты других танцовщиц. Кшесинская родила сына на своей даче в Стрельне 18 июня 1902 года. Роды было трудными, с риском потерять и мать, и ребенка, но в итоге все закончилось благополучно. Едва придя в себя, Маля выдержала тяжелый разговор с князем Сергеем Михайловичем — тот знал, что не он отец младенца, но простил неверную, заверил ее в том, что отныне останется для нее верным другом. Конечно, Маля очень хотела назвать сына Николаем, однако ее упросили этого не делать, и мальчика окрестили Владимиром — в честь отца князя Андрея. Проблема возникла и с отчеством — великая княгиня Мария Павловна была категорически против отношений сына с Кшесинской, поэтому Сергей Михайлович великодушно позволил дать младенцу свое отчество до брака Матильды с князем Андреем их сын по документам именовался Владимиром Сергеевичем Красинским. В своих воспоминаниях Матильда Феликсовна написала, что в тот год впервые почувствовала себя по-настоящему счастливой: у нее был сын, любимый, пусть и «неформальный», муж. Помимо этого, она в полной мере ощутила заботу и участие в своей судьбе великокняжеской семьи, которая не забывала регулярно доносить до нее хоть и нечастые, но очень дорогие свидетельства того, что государь по-прежнему о ней помнит. Как бесценный дар приняла она его фотокарточку с подписью «Ники» всем другим он подписывал свой лик «Николай».
Кшесинская, Матильда Феликсовна
Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская. Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва отношений — «Афиша Daily» поговорила с петербургским историком Алексеем Кулегиным. российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра, балетный педагог, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров.
Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской
Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. Матильда Феликсовна Кшесинская — чем известна, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.