В декабре 2017 года двухместный многоцелевой Су-30СМ ВКС России «заглянул» в грузовой отсек Ил-76 в небе над Сирией. Для самолета Ил-76Т разработано специальное швартовочное устройство, состоящее из передней и задней упорных стенок и нескольких поперечных рам, устанавливаемых по длине грузовой кабины.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И РАЗРАБОТКА
- Ил-76 размеры грузового отсека (41 фото) - красивые картинки и HD фото
- Ил-76 — Википедия
- В Ивановской области упал Ил-76: подробности и видео
- Картаполов заявил, что Ил-76 был сбит под Белгородом тремя ракетами
Американский F-15 попытался повторить всемирно известный трюк российского Су-30
Об истории создания универсального Ил-76, а также его модификациях — в нашем материале. Транспорт для войны и мира В этом году Военно-транспортная авиация России, в составе которой используются современные версии Ил-76, отметит 90-летие. История этого рода авиации неразрывно связана с историей воздушно-десантных войск, которые активно развивались между двумя мировыми войнами XX века. Окончательно военно-транспортная авиация сформировалась в послевоенные годы, в 1955 году выделившись в самостоятельную структуру. Опыт Великой Отечественной войны дал импульс к созданию специализированной авиатранспортной техники. Позже к ним присоединились Ил-76 и Ан-124 «Руслан». К концу 1980-х годов отечественная военно-транспортная авиация находилась на пике своего могущества: более 650 самолетов составляли 20 авиационных полков и 5 авиадивизий.
Перелом в ситуации наметился лишь в 2012-2013 годах. В России тогда была запущена программа переоснащения парка ВТА. Ее частью является модернизация стоящих на вооружении тяжелых транспортников Ил-76МД и выпуск новейшей модификации самолета Ил-76МД-90А. Многие самолеты, стоящие на вооружении ВТА, построены еще в советские годы, но их нельзя назвать устаревшими. Срок службы транспортного самолета при надлежащем обслуживании, ремонте и модернизации превышает 50 лет. Во время пандемии 2020 года тяжелые транспортники, стоящие на вооружении у военных, неоднократно применялись для гуманитарных миссий.
Российские Ил-76 в рамках борьбы с коронавирусом оперативно доставляли медицинское оборудование в Италию и Сербию, вывозили наших соотечественников из закрывавших границы стран. История «Илюши-богатыря» В 1960-х годах Министерству обороны потребовался более современный скоростной транспортник, недорогой и простой в эксплуатации.
Ведущий программы «Военная приёмка» Алексей Егоров рассказал, что в самолёте предусмотрена специальная аварийная система покидания борта. Так как классическая система катапультирования не могла быть применена из-за уникальной двухэтажной конструкции кабины экипажа, то конструкторы предусмотрели люк внизу. Специальный наклон люка позволяет членам экипажа вылетать из кабины, минуя двигатели и само судно, что гарантирует их безопасность при эвакуации.
Начальник лётно-испытательной станции АО «Авиастар-СП» Юрий Капша объяснил, что экипаж надевает парашюты, а затем самолёт покидает штурман, за ним следует борттехник по авиадесантному оборудованию, после него радист и бортинженер, и, наконец, пилоты с командиром корабля, который покидает самолёт последним. Это самый безопасный порядок.
Он специально создавался для завоевания господства в воздухе. Истребитель также возможно использовать как командный пункт для управления групповыми действиями — естественно, к таким машинам допускают лишь самых опытных пилотов. Изначально видео появилось на частном канале и затем уже разошлось в сети.
На борту находились 65 украинских военных, которых собирались передать Киеву в рамках обмена пленными. Также в самолёте были шестеро членов экипажа и трое сопровождающих. Все погибли. Ведущий программы «Военная приёмка» Алексей Егоров рассказал, что в самолёте предусмотрена специальная аварийная система покидания борта. Так как классическая система катапультирования не могла быть применена из-за уникальной двухэтажной конструкции кабины экипажа, то конструкторы предусмотрели люк внизу.
Ил 76 последние новости на сегодня
Антарктическая» модификация грузового Ил-76 увеличенной дальности полета во время испытаний в Антарктиде. Российский Ил-76 загорелся при взлете в Таджикистане, пострадавших нет. Параллельно с разработкой Ил-76 создавался и двигатель Д-30КП для него, который позволил уже на этапе проектирования превысить заданные характеристики: вместо положенных 33 тонн Ил-76 смог поднимать до 40 тонн. Вы здесь. Главная» Видео» Пилот истребителя Су-30 заглянул в грузовой отсек самолёта Ил-76. 2 марта на заводе "Авиастар" в ходе проведения испытаний отсека фюзеляжа самолета Ил-76 МД, находящегося в производстве, произошёл трагический инцидент. 2 марта на заводе "Авиастар" в ходе проведения испытаний отсека фюзеляжа самолета Ил-76 МД, находящегося в производстве, произошёл трагический инцидент.
Ил 76 последние новости на сегодня
Трудный самолет: Затяжной взлёт «горбатого» | Экипаж военно-транспортного самолета Ил-76 принял решение посадить самолет на грунт из-за неисправности в двигателе, сообщило Минобороны, передает «Интерфакс». |
Какие выводы можно сделать уже сейчас о крушении ИЛ-76 под Белгородом? | Интерфакс: Самолет Ил-76 с военнопленными ВСУ был сбит в Белгородской области тремя ракетами, заявил председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. |
Российский Ил-76 загорелся на военном аэродроме в пригороде Душанбе
В мае был выпущен первый Ил-76МД-90А, собранный на новой поточной линии. Этот выпуск «Военной приемки» посвящен новому самолету военно-транспортной авиации Ил-76МД 90А. Кроме того, Ил-76 требует более подготовленной и качественной полосы, чем его американский конкурент.
ил 76 грузовой отсек
Тяжелый военно-транспортный самолет российских ВВС Ил-76МД-90А на международной выставке вооружений World Defense Show в Саудовской Аравии видно издалека. Южно-Сахалинск произошла срабатывание табло "неисправность в двигателе", после чего самолет был отправлен в зону выработки топлива. Вскоре после крушения Ил-76 издание «РБК-Украина» сообщило, что российский самолет сбили ВСУ.
Заслуженный пилот назвал возможную причину возгорания двигателя Ил-76
В интернете обсуждается видео, опубликованное на канале «rusvesna. На видео сняли момент, когда во время полёта над сирийской территорией Дейр-эз-Зор, Ил-76 сбрасывает груз. Пилот истребителя Су-30СМ, который сопровождал российский самолёт, выполнил фантастический манёвр и «заглянул» в грузовой отсек Ил-76, приблизившись к нему на самое минимальное расстояние.
Этот контракт был подписан ещё 5 октября 2012 года. Причем, минуточку, в присутствии президента Владимира Путина.
Два первых борта должны были передать ВТА еще в 2014 году, а никак не 2 апреля 2019 года когда первый из них вошёл в армейский строй. В конце 2012 года мне довелось побывать в Ульяновске на «Авиастаре» после Путина, разумеется и своими глазами увидеть в цехах этого авиастроительного предприятия свежеиспечённый «пирожок» Ил-76МД-90А тогда его обозначали как Ил-476. Ещё один корпус военно-транспортного самолета был опутан проводами и металлическими конструкциями «лесов», но уже имел совершенно узнаваемую форму. В его чреве что-то активно крутили-вертели механики, озабоченные инженеры сверялись по чертежам, а тогдашний гендиректор предприятия Сергей Дементьев был полон энтузиазма и оптимизма по налаживанию серийного производства новых Илов.
Похоже было, что его даже не смущала стоимость единицы — около 3,5 миллиарда рублей сейчас — около 5 млрд. Контракт-то уже был подписан и, значит, военные выполнят свои обязательства по оплате, а авиастроители свои по срокам сдачи самолетов в эксплуатацию. Что-то пошло не так… В качестве справки. До 2012 года предприятие выпускало и самолеты Ту-204, которые оказались невостребованными на отечественном авиационном рынке, ввиду конкуренции с зарубежными самолетами.
Две последние буквы в названии предприятия «СП» — это не «совместное предприятие», а «самолетное производство» — ульяновский авиазавод входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию» ОАК России. Производство Ил-76 досталось Ульяновску от Ташкента, где с начала 1970-х по 2000-й на авиационном производственном объединении им. Чкалова и выпускались эти легендарные транспортные самолеты — было произведено 950 таких воздушных машин. Этот самолет стал и своеобразным символом ВДВ — одно из его предназначений заключается именно в десантировании парашютистов и боевой техники.
С той же целью гондолы шасси сконструировали так, что, выпустив колесные стойки, они снова почти герметично закрывались такое решение, кстати, было революционным для отечественной транспортной авиации. А история того, как в ОКБ Сергея Ильюшина проектировали грузовую кабину, достойна отдельного рассказа. Конструктор решил последовать знаменитому афоризму, гласящему, что эксперимент дешевле расчета, и на территории конструкторского бюро построили макет будущего самолета с настоящим, способным выдерживать тяжелую технику полом. После чего территория КБ, по воспоминаниям очевидцев, на две недели превратилась в филиал воздушно-десантной дивизии. Сюда пригнали чуть ли не всю стоящую на вооружении ВДВ и армии современную технику, в том числе недавно появившиеся БМП-1 и только-только принятые на вооружение боевые машины десанта БМД-1, не говоря о грузовиках, ракетных установках, артиллерии и даже танках. Все это размещали на полу макета так и этак, убеждаясь, что будущий самолет сможет уместить в своем чреве нужное военным оборудование. Руководил макетной комиссией главнокомандующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Георгий Пакилев, который в полном смысле слова осмотрел и ощупал каждый сантиметр будущего самолета. И дал добро.
Самолет на все руки В итоге Сергею Ильюшину и его преемнику на посту руководителя КБ Герману Новожилову удалось создать самолет, который полностью соответствовал всем требованиям военных. За счет четырех новых двигателей и крыла умеренной стреловидности машина буквально подпрыгивала в воздух на взлете: длина разбега в среднем составляла полтора километра. Пробег при посадке был еще меньше, поскольку новые моторы оснастили мощными реверсивными устройствами, толкавшими приземлившийся самолет назад. В грузовом отсеке могли разместиться полторы сотни бойцов парашютистов чуть меньше, поскольку часть пространства занимали их парашюты или 114 раненых. Вместо них на борт можно было взять средний танк с экипажем и сопровождающими или бронетехнику ВДВ, чтобы десантировать ее с помощью недавно разработанной грузовой парашютной системы. Две модификации одного и того же Ил-76: самолет-заправщик Ил-78 перекачивает топливо на самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 Источник: pinterest. Плюс к этому транспортник оказался пригодным для перепрофилирования практически подо что угодно. Забегая вперед, надо сказать, что позднее на базе ильюшинского транспортника выпускали самые разные машины.
Среди них есть, например, самолет-пожарный и самолет-госпиталь, самолет-лаборатория для создания искусственной невесомости для обучения космонавтов и самолет-заправщик. Есть обыкновенный гражданский транспортник, а есть командно-измерительный пункт для наблюдения за испытательными запусками баллистических ракет.
Они не смогли приблизиться к грузовому самолёту на тоже расстояние, на которое приближался российский пилот Су-30. Что из этого вышло можно посмотреть на скриншотах видео. Вот трюк, выполненный Су-30: А вот - американскими истребителями: Эту попытку прокомментировал генерал-майор Владимир Попов, кандидат технических наук.
Возрождение Ил-76 в новом облике
Видео необычного маневра российского многоцелевого истребителя Су-30СМ в небе над Сирией было выложено в Сеть. Сопровождая транспортный самолет Ил-76, истребитель буквально «заглянул» в грузовой отсек транспортника. Су-30СМ является многоцелевым истребителем поколения «четыре плюс».
И вот сейчас информация подтвердилась. Закончил Балашовское училище. Ему было 66 лет. Был лётчиком-испытателем.
В 1993 году во время испытаний прототипа Ил-114 у него произошла катастрофа из-за отказа двигателя. Из 9 членов экипажа тогда выжили только двое: КВС и техинженер. Он был списан с летной работы, имел 2-ю группу инвалидности. Но затем в 2013-м восстановился и стал работать в ЛИИ им. Громова лётчиком-испытателем.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Заслуженный пилот назвал возможную причину возгорания двигателя Ил-76 Заслуженный пилот: у рухнувшего в Ивановской области Ил-76 могло загореться топливо Москва , 12 марта, 2024, 18:30 — ИА Регнум. В самолёте Ил-76, который потерпел крушение в Ивановской области, могло произойти возгорание топлива. РИА Новости Он отметил, что на кадрах падения самолёта Ил-76 в Ивановской области видно, как сразу после взлёта со стороны правого четвёртого двигателя показалось огромное пламя. Это говорит о том, что загорелось топливо. Причины могут быть разными и комиссия сейчас их выясняет, пояснил заслуженный пилот. Пока же по тем фактам, которые мы видим, можно сказать, что сильное пламя после взлёта на правом крайнем двигателе говорит о том, что каким-то образом воспламенилось топливо.
СУ-30СМ "заглянул" в грузовой отсек ИЛ-76
Взлетный вес самолета вырос до 190 тонн, а вес груза - до 48 тонн. Ему по силам была перевозка самой тяжелой техники и вооружения сухопутных войск, включая танки. В его топливные баки можно было заправить 90 тонн керосина. С грузом 48 тонн, с крейсерской скоростью 750 - 800 км в час он мог совершить полет на дальность 4000 км. Из самолета допускалось десантирование четырех грузов по 10 тонн или два весом в 21 тонну. В случае необходимости Ил-76 можно было использовать и в качестве бомбардировщика. В грузовой кабине размещалось 10 бомб ФАБ-500 или бомбы особой мощности весом до 10 тонн, которые сбрасывались с помощью специальной парашютной вытяжной системы. Под крыльями на четырех съемных балочных держателях подвешивались бомбы ФАБ-250. Пробовали использовать Ил-76МД как в качестве воздушной платформы для запуска баллистических ракет весом 40 тонн на больших высотах, так и для сброса грузов с предельно малых: 3 - 5 метров!
На предельно малых высотах В начале 1981 года капитан запаса летчик-испытатель Александр Тютюмин в очередной раз прибыл в ставший ему вторым домом город Витебск. На аэродромах 3-й гвардейской дивизии ему предстояло испытать пригодность Ил-76 для маловысотного десантирования. Надо было иметь железные нервы, чтобы «брить» землю на высоте 2-3 метров на таком гигантском самолете. Малейшая ошибка—и все: полный рот земли… Первое успешное десантирование одного груза с высоты трех метров Тюрюмин выполнил 11 февраля 1981 года, одновременно двух грузов—3 марта, а 23 августа состоялся исторический первый беспарашютный сброс БМД-1. Этот успех решили продемонстрировать на грандиозных учениях «Запад-81», в ходе которых предстояло десантировать на полигоне Минского учебного центра воздушно-десантную дивизию с техникой и вооружением. Загрузили Ил-76 в Витебске и перелетели на аэродром «Мачулищи» под Минском. После рекогносцировки места сброса Тюрюмин в точно назначенное время на глазах у перепуганных проверяющих произвел успешное десантирование. При этом четыре двигателя самолета при полете на высоте трех метров подняли в небо огромную тучу пыли и песка, которая полностью накрыла гостевую трибуну, сделанную для военачальников.
От подобного экстрима решили отказаться, и Ил-76 Тюрюмина в учениях не участвовал. Погрузка в самолет Ил-76 грузов для жителей Армении, пострадавших от землетрясения. Ил-76 зарекомендовал себя как один из самых надежных самолетов в истории советских ВВС. Катастрофы самолета по техническим причинам случались очень редко. Первая в его истории произошла в 339-м полку. Были проведены доработки этой системы, и 339-й полк больше не потерял ни одного самолета. Экипажи не боялись совершать на Ил-76 длительные полеты над морями и океанами. Маловысотное десантирование выполняет экипаж Александра Тюрюмина.
Богатое семейство «семьдесятшестых» Рассматривая Ил-76 как сверхнадежную крылатую платфому, авиаконструкторы разработали 20 вариантов и модификаций этого самолета. Прежде всего это советский аналог американского АВАКС—самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Мало кто знает, что рядом с 339-м полком в Витебске базировался 18-й отдельный отряд самолетов А-50. Для Дальней стратегической авиации были разработаны танкеры-заправщики Ил-78 и Ил-78М. А-60 стал носителем лазерного оружия, Ил-76ВКП известен как воздушный командный пункт стратегического управления, а Ил-76 МДПС с десантируемым катером «Гагара» -- морской поисково-спасательный самолет. При тушении пожаров оказались очень эффективными «водяные бомбардировщики» Ил-76П. На базе Ил-76МД был создан летающий операционно-реанимационный госпиталь «Скальпель». В вариантах Ил-76Т и Ил-76ТД без военной начинки и кормовой кабины стрелка самолет стал основным воздушным грузовиком в гражданском воздушном флоте.
И до сего дня лучше этого самого массового в мире тяжелого транспортного самолета их построили 956! С большим трудом, всего по несколько штук в год, их строят на авиазаводе в Ульяновске. Как не вспомнить, что на крупнейшем в СССР Ташкентском самолетостроительном авиационном предприятии, сравнимом по мощи разве что с «Боингом» в Сиэтле, в лучшие времена выпускали по 65! Ил-76 в год. В кабине пилота транспортно-грузового самолета Ил-76. В лидерном, лучшем 339-м полку была создана образцово-показательная учебно-тренировочная база для подготовки летчиков, жемчужиной которой был тренажер КТС-32, позволявший обучать полетам на Ил-76 экипаж самолета в полном составе. В местных 93 авиационных мастерских был налажен ремонт и техобслуживание крылатых гигантов. В мае 1992 года 339-й полк имел 30 самолетов Ил-76МД и 42 экипажа, 30!
Однако, этот трюк у американских пилотов не получился. Они не смогли приблизиться к грузовому самолёту на тоже расстояние, на которое приближался российский пилот Су-30. Что из этого вышло можно посмотреть на скриншотах видео.
Обтекаемую форму крыла формируют носовая и хвостовая части крыла, обтекатели. Пилоны предназначены для восприятия нагрузок от двигателя и передачи их на СЧК. Для изменения аэродинамических характеристик крыла в полете на каждом полукрыле установлены подвижные поверхности управления: пяти секционный предкрылок, по два трех щелевых закрылка на СЧК и ОЧК, четыре тормозных щитка, четыре спойлера, двухсекционный элерон.
Главное отличие С 17 от российского аналога — это самолеты разных поколений. Если Ил-76 первый полет совершил в 1971 году, то C 17 -- на 20 лет позже, в 1991 году. Соответственно, все системы — от авионики и навигации до систем жизнеобеспечения экипажа -- в американском самолете современнее. Специалисты отмечают более продуманную систему трансформации грузового отсека C 17, не требующую отдельной модификации для размещения, например, мобильного госпиталя; более комфортные и удобные условия работы экипажа; более совершенную электронику. Основное преимущество Ил-76 — это цена. За те деньги, что стоит один C 17, можно купить три Ил-76. Читайте нас в.
Воздушный богатырь по имени «Ил». Часть 1
Длина грузовой кабины — 20 м без учета рампы — была определена из условия размещения в ней шести стандартных авиационных контейнеров 2,44x2,44x2,91 м или трех контейнеров 2,44х2,44x6,06 м и различных типов техники с учетом установки в передней части грузовой кабины двух загрузочных лебедок, рабочего места бортового техника по авиадесантному оборудованию и наличия поперечного прохода достаточной ширины. Общая длина грузовой кабины с наклонной грузовой рампой, служащей одновременно трапом для въезда техники, составляет 24,5 м. Пространство под полом грузовой кабины используется под вспомогательные грузовые отсеки для размещения различного снаряжения. Не меньшей проблемой стала хвостовая часть фюзеляжа. Она была спроектирована с учетом наклонного грузового люка, через который можно было бы сбрасывать тяжелые крупногабаритные грузы, а также военную технику методом парашютного срыва как на платформах, так и без них. После изучения вариантов компоновок различных иностранных и советских транспортных самолетов конструкторы выбрали такую конфигурацию хвостовой части фюзеляжа, которая могла бы обеспечить свободную и быструю загрузку самолета со стороны хвоста и такой же свободный выход грузов при их парашютном десантировании. Для этого в конструкции Ил-76 пришлось серьезно поработать над укреплением жесткости хвостовой части фюзеляжа. Так, например, носовая часть фюзеляжа, где размещалась кабина экипажа, была разделена на верхнюю, в которой размещаются два пилота, бортинженер и бортрадист, и нижнюю, где находится штурман с комплексом пилотажно-навигационного оборудования. За кабиной пилотов расположен технический отсек с оборудованием, дополнительным откидным сиденьем бортоператора по десантно-транспортному оборудованию и местами для отдыха экипажа. Большое преимущество Ил-76 в том, что кабина экипажа и грузовая кабина самолета герметизированы.
Благодаря этому до высоты полета 6700 м там поддерживается нормальное атмосферное давление, а на высоте 11 000 м давление в кабинах соответствует высоте полета 2400 м. Другая важная особенность Ил-76 — это его стойки шасси и колеса, оборудованные высокоэффективными тормозами большой энергоемкости. Колеса передней опоры могут поворачиваться на угол 50 градусов для обеспечения разворота самолета на полосе шириной 40 м. Специальное многоколесное шасси позволило Ил-76 использовать значительно большее число грунтовых аэродромов, чем самолету Ан-12. Изначально Ил-76 был оснащен четырьмя двигателями Д-30КП, обеспечивающими самолету высокую тяговооруженность. Причем — что важно для технического обслуживания самолета — двигатели на пилонах под крылом расположены таким образом, что они могут быть взаимозаменяемы. Что касается топливной системы, то на Ил-76 она изначально отличалась простотой и высокой надежностью.
Ил-60 — «дедушка» Ил-76 Первый подход к созданию нового поколения военно-транспортных самолетов Сергей Ильюшин, всегда умевший смотреть вперед и работать на перспективу, сделал еще в 1960 году. Это был среднеплан, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями в качестве второго варианта проекта рассматривался и низкоплан с такой же двигательной установкой , способный поднимать 40 т груза и перевозить их на расстояние 3000 км, а с десятитонной нагрузкой его дальность достигала 8700 км. Основной вариант компоновки Ил-60 — среднеплан.
Вот как описывал возможности и задачи этой машины в своем письме сам Сергей Ильюшин ««Самолет предназначен для перевозки и парашютного десантирования тяжелой боевой техники, промышленных грузов и солдат с вооружением. Предусматривается санитарный вариант самолета. Полетный вес самолета 129,2 т. Грузовой отсек имеет квадратное сечение 4м х 4м и длину 30 м и обеспечивает перевозку груза 40 т допускается перевозка грузов весом до 50 т за счет уменьшения запаса топлива или 400 солдат с необходимым снаряжением, или 280 человек раненых на носилках. Обеспечивается парашютное десантирование грузов весом до 15 т. Техническая дальность полета 4130 км с максимальной полезной нагрузкой 40 т и запасом топлива 55 т. Варианты размещения техники и грузов в грузовом отсеке Ил-60. Положительного ответа на это предложение авиаконструктор не получил — в тот момент умами руководства авиапромышленности и военных владело новое детище ОКБ-153 Олега Антонова, взявшегося за создание первого в мире широкофюзеляжного самолета А-22 «Антей». Но при этом очень любопытно обратить внимание вот на какое совпадение. И будущий Ан-22, и проект Ил-60 предполагали создание самолета с грузоподъемностью 40-50 тонн — то есть способного перевозить средний танк типа Т-54, Т-55 или Т-62.
А поскольку антоновские конструкторы быстро довели грузоподъемность своей машины до 60 тонн, ставку решено было сделать на нее. Размещение экипажа в кабине Ил-60 проект. В первый полет «Антей» отправился 27 февраля 1965 года — ровно пять лет спустя после обращения Сергея Ильюшина в Госкомитет по авиапромышленности с проектом Ил-60. А уже через год с небольшим, 28 июня 1966-го, Министерство авиационной промышленности, в которое превратился госкомитет, выпустило приказ, адресованный ОКБ-240. Этим приказом конструкторскому бюро Сергея Ильюшина поручалось провести исследовательские работы и ценить возможность создать средний военно-транспортный самолет с четырьмя турбовентиляторными двигателями, «предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов». Сделать лучше, чем «Старлифтер» Казалось бы, зачем давать приказ разрабатывать новый самолет, когда в наличии уже, считай, есть готовый транспортник с нужной грузоподъемностью? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно вспомнить два исторических факта. Во-первых, к этому времени летал не только «Антей»: с апреля 1965 года в распоряжение военно-транспортной авиации США начал поступать серийно выпускающийся самолет С-141 «Старлифтер», оснащенный турбореактивными двигателями и способный перебрасывать сорокатонные грузы почти на 5000 километров. Эти показатели даже чуть-чуть уступали «антеевским» 60 тонн и 5200 км , но Ан-22 казался катастрофически медлительными на фоне заокеанского коллеги — его скорость была почти вдвое ниже! И хотя на больших расстояниях преимущество «Старлифтера» нивелировалось, сводя разницу по времени прибытия в конечную точку до полутора-двух часов, с точки зрения военных, и это был недопустимый проигрыш.
Во-вторых, детище ОКБ Антонова, при всех своих уникальных способностях и возможностях, как это часто бывает с первыми в своем классе, обладало и множеством недостатков. Помимо невысокой скорости, самолет оказался дорогим и сложным в эксплуатации, а организовать его широкомасштабное производство было весьма и весьма непросто по причине сложности конструкции. Между тем, военно-транспортной авиации в частности и всей Советской Армии в целом требовалось как можно быстрее перевооружиться на новые, быстрые, дешевые и простые в эксплуатации машины. На первом опытном экземпляре Ил-76 отрабатывают покидание экипажем аварийного самолета. Судя по всему, тут-то в МАПе и вспомнили о шестилетней давности письме Сергея Ильюшина, подняли его, оценили разумность предложения и решили поручить разработку «советского Старлифтера». Ведь главной причиной проигрыша Ан-22 по скорости и экономичности были турбовинтовые двигатели — вот ОКБ-240 и поручили поработать над старой идеей, но с новыми двигателями. Правда, именно в двигателях-то и была главная трудность. К этому времени уже существовали достаточно тяговитые, способные обеспечить нужную скорость двигатели НК-8, хорошо знакомые Ильюшину: именно они поднимали в воздух дальнемагистральный лайнер Ил-62. Но у них не было серьезной модернизационной перспективы, а самое главное, они были очень неэкономичны. И если для пассажирского самолета это было не так критично, то для военного «грузовика» — более чем.
В итоге решено было просить смежников — коллектив Пермского моторостроительного КБ оно же ОКБ-19 — заняться доработкой стоящих на лайнере Ту-134 двигателей Д-30 под нужды ильюшинских самолетов. Причем задачу перед моторостроителями самолетостроители поставили весьма привлекательную: им предлагалось создать не один, а фактически два двигателя, которые с небольшой разницей шли бы на два разных самолета. Двигатели Д-30КП самолета Ил-76, открытые для обслуживания. Пока шла работа над двигателями для нового военно-транспортного самолета, в ОКБ-240 вовсю трудились над разработкой первоначального проекта будущего Ил-76. В итоге спустя семь лет после отправки письма с идеей Ил-60 генеральный конструктор Сергей Ильюшин подписал еще один документ, ставший этапным в истории его последнего детища. Последний самолет, первый самолет С самого начала все работы по созданию будущей легенды военно-транспортной авиации возглавил тогдашний первый заместитель генерального конструктора ОКБ-240, только-только переименованного в опытное конструкторское бюро Московского машиностроительного завода «Стрела» Генрих Новожилов. Сергей Ильюшин, доведя до кульмана свой проект военно-транспортного самолета, переложил на зама все обязанности по руководству КБ, поскольку уже был слишком болен. Забегая вперед, скажем, что через три года легендарный авиаконструктор официально отошел от дел, а его конструкторское бюро возглавил никто иной, как Новожилов — и по праву. Поскольку тем же постановлением, которое задавало начало работам по созданию Ил-76, задавались и работы по созданию двигателя Д-30КП, ильюшинцы сразу начали разрабатывать свою машину под новые моторы. И именно с их учетом проектировали и планер, и крыло, и оперение нового воздушного судна.
Мурашов и капитан В. Торжественная встреча первого поступившего на вооружение 339-го полка Ил-76 01--06 Цветы вручают В. Недоборову третий справа и членам его экипажа. Тем временем в Ташкенте набирали темп работы по выпуску Ил-76. В 1974 году со стапелей завода сошли восемь самолетов. Сначала они попадали в руки летчиков-испытателей 293-й военной приемки, а потом место в кресле командира корабля занимал Василий Недоборов. Первым на вооружение ВВС поступил третий серийный Ил-76 «01-06». Встречали самолет торжественно, с цветами.
Событие действительно историческое! Недоборов перегнал в Витебск с авиазавода шесть самолетов и вошел в историю не только как первый в ВВС освоивший Ил-76, но и как единственный, кто летал на всех первых серийных самолетах этого типа. Подполковник Недоборов с однополчанами майорами Киндюшиным слева и Корсаковым. Зима 1974г. Приказано стать в строй 15 декабря 1974 года в 4-м управлении НИИ ВВС успешно закончились государственные испытания самолета. А уже в марте 1975 года 10 Ил-76 из 339-го полка впервые приняли участие в учении «Весна-75», которыми руководил министр обороны СССР маршал Андрей Гречко. После этого ни одни крупные учения и маневры войск не проходили без участия этих могучих воздушных грузовиков. Но лишь 21 апреля 1976 года 45 лет тому назад постановлением советского правительства Ил-76 был официально принят на вооружение.
Первые Ил-76 поступили в 110-й полк 19 сентября 1975 года, а 334-й переучился на более совершенные Ил-76М в 1979-м. Боевые машины десанта БМД-1 и самоходные артиллерийские установки АСУ-85 350-го гвардейского полка из Боровухи, что под Полоцком, после приземления на многокупольных парашютных системах стремительно помчались в атаку, буквально сметая все на своем пути. Учебно-боевой дебют Ил-76 прошел исключительно удачно! А всего через двадцать дней после этого знаменательного события военно-транспортный Ил-76 совершил первый в своей истории грузовой рейс за рубеж. Экипаж заместителя командира 339-го полка подполковника Николая Шевцова перевез в Швейцарию спецгруз, необходимый для проведения симпозиума физиков-ядерщиков в ЦЕРН. Надо сказать, что абсолютно все Ил-76, которые выпускал Ташкентский авиазавод, поступали в ВВС в сугубо мирной окраске советской гражданской авиакомпании «Аэрофлот» и несли на своих бортах его обозначения и эмблемы. Весьма пикантно смотрелись «гражданские» Ил-76 военно-транспортной авиации ВВС в этом «прикиде», имея в хвостовой части самолета кабину воздушного стрелка. С удивлением их рассматривали, как подсчитали ветераны 339-го полка, в аэропортах 70 стран мира на всех континентах.
При выполнении специальных задач, а перевозить приходилось не только гуманитарные грузы, но и оружие, и боеприпасы, экипажи переодевались в форму летчиков «Аэрофлота». Уникальные способности Ил-76 подтвердил Александр Тюрюмин, который установил 24! В одном из полетов с грузом 70 тонн он развил скорость 857,6 км в час. Три рекорда связаны с покиданием самолета девушками-парашютистками из стратосферы на жуткой высоте - около 15 километров! Прыгали они и днем, и ночью, в затяжном прыжке, раскрывая парашют только в нескольких сотнях метров от земли! Непрерывно шло совершенствование и расширение боевых возможностей самолета. В грузовой кабине была предусмотрена установка разборной второй палубы, что позволяло перевозить не 145, а 225 солдат. Следующей ступенью в развитии крылатого грузовика стал Ил-76МД, который совершил свой первый полет 40 лет назад—6 марта 1981 года.
Взлетный вес самолета вырос до 190 тонн, а вес груза - до 48 тонн. Ему по силам была перевозка самой тяжелой техники и вооружения сухопутных войск, включая танки. В его топливные баки можно было заправить 90 тонн керосина. С грузом 48 тонн, с крейсерской скоростью 750 - 800 км в час он мог совершить полет на дальность 4000 км. Из самолета допускалось десантирование четырех грузов по 10 тонн или два весом в 21 тонну. В случае необходимости Ил-76 можно было использовать и в качестве бомбардировщика. В грузовой кабине размещалось 10 бомб ФАБ-500 или бомбы особой мощности весом до 10 тонн, которые сбрасывались с помощью специальной парашютной вытяжной системы. Под крыльями на четырех съемных балочных держателях подвешивались бомбы ФАБ-250.
Пробовали использовать Ил-76МД как в качестве воздушной платформы для запуска баллистических ракет весом 40 тонн на больших высотах, так и для сброса грузов с предельно малых: 3 - 5 метров!
По цвету комуфляжа они были похожи на американскую Delta из фильма «Падение черного ястреба». А омоновцы походили на рейнджеров из того же кино.
Когда мы погрузились в просторный грузовой отсек «Илюшина» и сели на лавочки, боком вперед, как в вагоне метро, то я совсем потерял чувство реальности происходящего. Мне казалось, что это какая-то съемочная площадка. Самолет набрал скорость и пошел на взлет.
Полет на 76-м, по мне, был более приятным и комфортным, чем на пассажирском Ту-154 или на Боинге-737. Мне нравилось, что можно было сидя на лавочке вытянуть ноги к середине салона, где был сложен груз с боеприпасами, вещами бойцов и прочим снаряжением.
Трудный самолет: Затяжной взлёт «горбатого»
ИЛ-76 ГРУЗОВОЙ ОТСЕК | РИА Новости Медиабанк фотографии. Источник ТАСС сообщил, что Ил-76 летел из Белгорода в Оренбург и останавливался на авиабазе в Дягилево на дозаправку. «Данные черных ящиков исключают все возможные версии крушения Ил-76 и подтверждают, что самолет подвергся внешнему воздействию, то есть был сбит в воздухе. Отсек Ф-2 фюзеляжа занимает грузовая кабина самолета. Кроме того, Ил-76 требует более подготовленной и качественной полосы, чем его американский конкурент.