самые известные представители, история появления, численность и регион проживания, традиционная еда и одежда, распространенная религия. Правда наивный чукча, герой анекдотов, который говорит «однако» и живет в чуме, не имеет ничего общего с настоящими людьми. Процент чукчей в Чукотском автономном округе и смежных районах, где проживает значительное количество чукчей, в % по данным переписи 2010 г. Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам.
У вас включен VPN?
это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. Регион населяли чукчи, уровень технологического развития которых сильно отставал от европейского. Чукчи относятся к коренным малочисленным народам, как и живущие на Чукотке эвены, эскимосы и чуванцы.
Анекдоты в прошлом
Почему чукчам не нужно разрешение на охоту - Парламентская газета | Как живут чукчи — в фотогалерее «Известий». |
Чукотский народ | Смотрите видео онлайн «КАК ЖИВУТ КОРЕННЫЕ ЧУКЧИ НА ОСТРОВЕ АЙОН. |
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?
На полуострове Ямал кочуют тысячи ненецких оленеводов, владеющих 500 000 оленей. Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе, сибирские — в Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. Небольшие группы встречаются в Ханты-Мансийском автономном округе, в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Ненецкий язык делится на тундровый и лесной диалекты. В письменной форме существует только первый, у которого гораздо больше носителей. Селькупы Предки селькупов занимали восточную часть междуречья Оби и Енисея, смешиваясь с народами древнеугорского происхождения. С XVII века они разделились на две территориальные группы — южную нарымскую и северную тазовско-туруханскую. Впервые селькупы упоминаются в источниках XVI века. В дорусский период у них были распространены укреплённые городки «коч», развито гончарное дело и ткачество. Главные отрасли хозяйства южных селькупов — охота и рыболовство, в качестве транспорта они использовали лошадей и собак. У северных селькупов до недавнего времени сохранялось кузнечество.
На сегодня целостность и культура селькупов — на грани исчезновения в основном из-за территориального разобщения. В течение XX века численность сократилась почти вдвое — до 3649 человек по данным 2010 г. Ханты Ханты делятся на три этнографические группы: северную, южную и восточную. Их предки пришли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономных округов, смешиваясь с племенами аборигенов. Традиционные промыслы хантов — рыболовство, охота и оленеводство. Хантыйский язык вместе с мансийским и венгерским составляют угорскую группу уральской языковой семьи. Юкагиры В VII тыс. Юкагиры как этнос сохранились лишь в бассейне Колымы. Энцы Предки энцев — северно-сибирские племена и самодийцы, пришедшие со среднего Енисея и из бассейна Томи. Сейчас представители этого народа проживают на восточном берегу нижнего течения Енисея и занимаются оленеводством.
Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков, подразделяется на два диалекта: тундровый и лесной. Почти все энцы, кроме родного языка, владеют русским, многие понимают речь долган, нганасан, эвенков. Согласно переписи 2002 г. Остальные проживают в построенном в середине ХХ в. С 1930-х гг. В XVIII веке, во время столкновений между чукчами и коряками, кереки тоже подверглись нападениям, поэтому их численность резко сократилась. С XVII в. В течение XX в. Традиционное хозяйство на протяжении веков было основой быта коренных малочисленных народов. Но сегодня сохранение привычного образа жизни под угрозой.
А причины вот в чём: 1. Навязанный когда-то переход к урбанизированному обществу изменил традиционный образ жизни и нарушил обособленность малочисленных народов. Площадь оленьих пастбищ уменьшилась из-за активной добычи ископаемых ресурсов. Легко ли быть коренным жителем Арктики Наиболее уязвимы коренные народы, проживающие в небольших, изолированных сообществах с неразвитой инфраструктурой и слабой общественной системой здравоохранения. Уровень жизни в сельской местности и у народов, ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского.
Практически никто из журналистов не снимал в настоящей тундре. Чукчи сняты в поселках или в их окрестностях. В полевых условиях журналистам работать почти невозможно.
Не выдержат ни камера, ни оператор. Поэтому по нашему заданию в экспедицию на Чукотку отправились ученый-этнограф Константин Куксин и чукча Женя Кайпанау. Так что этот фильм о чукчах можно назвать модным словом «сэлфи». Женя Кайпанау. По-чукотски Умка. Сейчас он живет в обычной квартире в подмосковном Сергиевом Посаде, каждый день ходит на работу. Правда, работает он … чукчей. Водит экскурсии, играет на народных инструментах и учит посетителей этнопарка бросать аркан.
Женя родился и вырос на Чукотке. Он попал в Москву вместе с гастролями своего ансамбля, да так и остался. На родине он не был уже больше 12 лет. От Москвы до Анадыря, столицы Чукотки, больше 6 тысяч километров.
Кстати, название народа «чукчи» произошло от слова «чаучау» богатый оленями. Так как основное мясо — оленина, его продают и в городах Чукотки, и в поселках, оно намного дешевле говядины и свинины, в связи с тем, что другое мясо на Север доставляется самолетом или кораблем, а оленина круглый год своя, поэтому особое внимание правительство округа уделяет оленеводам и кочевникам. В большинстве это коренные жители Чукотки, которым передавались умения пасти оленей и выживать в суровой тундре из поколения в поколение.
Яранга Кочевники никогда не остаются на одном месте надолго. Во-первых, потому что быстро съедается мох и ягель оленями. Во-вторых, долгое нахождение на одном месте приводит к тому, что запах от оленей и быта людей привлекает хищников: медведей, лис и волков. Поэтому чукчи придумали, так называемое переносное жилище-ярангу. Это сооружение представляет из себя шатер большого размера, каркасом которого служат толстые ветки, которые прибило к берегу штормом и шкура оленя. Посередине оставляли небольшое отверстие, чтобы дым от костра, который разжигали чукчи посередине яранги, не заполнял помещение. Из своей жизни могу сказать, что в яранге очень тепло зимой, а летом не жарко.
А запах внутри похож на древесный, с элементами вареного мяса. Помимо кочевников, есть и оседлые чукчи, они занимаются морским промыслом. Охотятся на моржей и китов, ловят рыбу и делают красную икру. А также ходят в тундру и собирают ягоды и грибы. Язык Чукотский язык очень сложный, на данный момент, к сожалению, мало кто остался истинным носителем языка. В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день коренные жители Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов.
Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке. Однако, моя бабушка, известная во всем мире писательница Чукотки — Валентина Вэкэт, до сих пор пишет произведения и выпускает книги на чукотском языке. Одежда В одежде, которую создавали сотни лет назад уже никто не ходит, только некоторые хореографические коллективы выступают на праздниках. Перчатка с орнаментом Но разнообразие одежды поражало. Были летние камлейки, которые украшались орнаментом из бисера, и не просто рисунком, взятым из головы, а определенным оберегом. Обычно это были круги и горизонтальные линии, они защищали от злых духов.
Со второй половины XIX в. В морском зверобойном промысле к началу ХХ в.
Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами.
Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями.
Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога — 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину.
Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами. Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, — находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12—15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур. Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя.
Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было. Полог делали из большой моржовой шкуры до 9—10 м в длину, 3 м в ширину и 1,8 м в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха.
По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь. В конце XIX в. В полуземлянках жили в основном зимой.
Как живут чукчи — оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.
Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои. Многие чукчи по сей день живут в традиционных домах — ярангах, что представляют собой шатёр, крытый оленьим шкурами. Возможно, то, что чукчи живут в условиях экстремальных температур, и стало причиной их отличной переносимости холода. А вообще сегодня большинство чукчей живет в поселках, построенных в советское время для работников совхозов, где выпасали оленей.
Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке
Фаина с удовольствием рассказывала девочкам о своем огороде и своей жизни: 5. А я поговорил с немного стесняющемся Владимиром. Через полчаса общения он привык ко мне, раскрылся и с удовольствием показал домашнее хозяйство: 5. Живут они с женой в фанерном доме. Тут одна комната с нарами вдоль стен: 6. Обратите внимание на "ножеложку": 7. Пока мы были внутри, Владимир выглянул на улицу, убедился, что жена занята с туристами и вытащил из-под матраса журнал. Показал мне обложку со словами: "Смотри, какая красивая чукчаночка": 8.
Кухня у них на улице под навесом. Зимой закрывают проход одеялом и внутри становится тепло от печки: 9.
На вершинах гор и на острове Врангеля — арктические пустыни. В бассейнах реки Анадырь и других крупных рек — островные леса лиственница, тополь, ива-кореянка,берёза, ольха и др.
Языковые, профессиональные, хобби. Все наши Онлайн Видеокурсы — это: Видеоуроки от 30 мин. При этом Стоимость нашего Видео курса продолжительностью пару месяцев примерно как стоимость пары индивидуальных уроков с педагогом Что вы знаете о самоизоляции? Эти люди на фото месяцами живут в тундре, и других людей видят редко.
Тут нет доставки суши, нет интернета, нет телевизора, нет магазина в соседнем доме. Временное кочевое жилье Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах.
Внешний тамбур Чум А зимой оленеводы живут в быстросборных меховых палатках из выделанных зимних шкур оленя. Палатки довольно просторные, в них может стоять даже взрослый человек, и помещается семья из несколько человек. Отапливаются такие палатки в наше время современными дизельными печами. Солярка завозится из центральной усадьбы на снегоходах или вездеходах.
В платках комнатная температура, и светло — есть окошки. К палатке пристроен тамбур, где хранится утварь и продукты. Вся жизнь в меховых стенах, свет от жировика, сон в спальнике из шкур, из еды — копальхен, снаружи — белая тундра… У нас в цивилизации все же гораздо больше выбор развлечений даже в изоляции. Наша рубрика видео в тему Рекомендуем.
В этом году цена на свежую икру кеты равнялась 2 800 рублям за кг. У частников икра дешевле, а рыбу можно взять за бесценок или даже бесплатно. К примеру, киловатт электроэнергии стоит 5,7 рублей.
Для сравнения, в Барнауле — от 3 до 3,9 рублей. Здесь одни из самых высоких зарплат в стране. Но в пересчете на стоимость жизни выходит, что покупательская способность большинства жителей Чукотки даже ниже, чем в Алтайском крае. Хорошо зарабатывают начальники, чиновники, предприниматели и силовики. Лето очень короткое и прохладное. Жителю Алтайского края может показаться, что его и вовсе нет, а это просто весна плавно перетекает в осень. В самый теплый день лета в этом году было 22 градуса, в самый холодный — 2 градуса. В мае-июле здесь наступают «белые ночи».
Солнце ненадолго заходит за горизонт, но на улице все равно все время светло. Полярной ночи, когда солнца вообще нет, в Анадыре не увидишь. Просто зимой начинает темнеть очень рано, уже в три часа дня. Но в поселениях, расположенных севернее столицы, жители переживают и полярную ночь, и полярный день.
1. Что такое чукотская война?
- Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке - МК Чукотка
- Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда
- Чукчи на этом месте жили сотни лет
- Пот чукчей не имеет запаха
- Сколько чукчи живут на Чукотке на самом деле
- Северное спокойствие
Чукотский народ
Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные. Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: 3. Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению. Вообще, мне сложно представить каково это - жить месяцами в одиночестве: 4. Фаина с удовольствием рассказывала девочкам о своем огороде и своей жизни: 5. А я поговорил с немного стесняющемся Владимиром. Через полчаса общения он привык ко мне, раскрылся и с удовольствием показал домашнее хозяйство: 5. Живут они с женой в фанерном доме. Тут одна комната с нарами вдоль стен: 6.
Кроме чукчей в ярмарке принимали участие юкагиры, эвены, коряки и русские купцы.
С организацией здесь регулярной торговли чукчи постепенно вышли на реку Бараниху, а затем на Большой и Малый Анюй. Здесь начала складываться анюйская кочевая группа чукчей, ближе других стоявшая к русским. Все торговые операции должны были производиться только на ярмарках и лишь после внесения ясака. Запрещалось, под страхом лишения прав торговли, продавать на ярмарках спиртные напитки. Чукотские торговцы кавральыт и старейшины тойны вносили ясак безоговорочно. Однако чукчи, приходившие на ярмарку с небольшим запасом пушнины, или просто отнекивались, или требовали себе подарков столько, сколько, по их мнению, стоил вносимый ими ясак. Русские, идя на сближение с чукчами, искали опору прежде всего в среде торговцев, наделяя их званиями, выдавая им именные печати, награждая медалями, кафтанами, кортиками. Во взаимые отношения внутри чукотского общества власти не вмешивались.
Промышленный способ ловли морских животных просуществовал лишь с 1950-х до 1990-х годов.
Когда Советский Союз развалился, оставшиеся без китобойной техники опытные охотники старшего поколения быстро вернулись к истокам и обучили всем премудростям ручной охоты молодежь. Чукотская семья перед своим домом, 1816 г. Иллюстрация: Louis Choris, wikipedia. До этого народ только охотился на диких оленей. Однако резкое сокращение их численности заставило чукчей искать новые средства пропитания. Проблема решилась в результате военных столкновений с коряками — оленеводами северной части Камчатки. Чукчи отбивали у них стада домашних оленей и пригоняли на свою территорию. Дальше оставалось лишь следить за тем, чтобы стадо не разбегалось, пасти его и беречь молодняк. Кстати, домашними оленей можно назвать лишь относительно, потому что эти животные все равно остаются полудикими — просто терпят соседство с человеком.
Полностью дикого оленя приручить невозможно, да и частично сделать это непросто. Поэтому за «одомашненных» оленей разворачивались настоящие сражения. В 1990-е годы все рухнуло, и возникли проблемы. Но с 2000-х, когда губернатором стал Роман Абрамович, для оленеводов специально стали приобретать животных. Сегодня в результате этих мероприятий на Чукотке численность домашних оленей составляет около 200 тыс. Она часто выезжает в экспедиции в регионы Сибири и Дальнего Востока и не понаслышке знает не только историю чукчей, но и их современную жизнь. Фото: Jimmy Nelson, jimmynelson. Раньше в совхозах такие бригады могли содержать животных группами до 25 тыс. Что касается численности самого народа, то чукчи — устойчивый этнос.
По данным переписи населения, в 2010 году их насчитывалось почти 16 тыс. Горожан насчитывается около 35,7 тыс. По мнению эксперта, цифры за 2021 год, скорее всего, будут примерно такими же, но с поправкой на пандемию. Увы, в ковидные времена на Чукотке были проблемы с медицинской помощью. Яранга, 2-я бригада, Чукотский автономный округ, Россия, 2012 г. У охотников есть Праздник начала весенней охоты Атыгак , Праздник моржей Наскуныхкылык и даже Праздник кита. А еще они любят состязания на собачьих упряжках. Эти гонки начинаются на Камчатке и проходят по всей территории Чукотки. Массово празднуют и День оленевода.
Когда же животные возвращаются в поселки на зимовку, проводится обряд благодарения в честь успешного окончания летнего выпаса. Животных приносят в жертву верховным божествам», — рассказывает Валентина Горбачева. Чукчи, 2-я бригада, Чукотский автономный округ, Россия, 2012 г. Они, как и столетия назад, в этот период кочуют вместе с животными, обустраиваясь в ярангах — традиционных переносных жилищах. Тундра и сегодня диктует свои законы, и успешнее всего человек и олени выживают, если соблюдают их при СССР, например, были попытки «усовершенствовать» былые привычки и перевести оленей с подножного корма на комбикорм, но антисоветским парнокопытным новое меню по вкусу не пришлось. Традиционные яранги, покрытые оленьим мехом, и с меховым же пологом спальным помещением намного лучше спасают от холода, чем современные палатки с меховым покрытием и буржуйкой внутри. Будний день у чукчей-оленеводов выглядит так. Женщины встают раньше мужчин, чтобы приготовить еду. Последние поднимаются в 5 утра.
На завтрак едят кашу, макароны, пьют чай. Затем мужчины уходят пасти оленей, а женщины обрабатывают шкуры, занимаются хозяйственными делами, готовят.
Кроме общины морских охотников, в селе действует администрация, дом культуры, школа, почта, фельдшерский пункт, магазин, котельная, метеостанция — стандартный набор работодателей для маленьких чукотских сёл. Вертолёт — долгожданный и единственный рейсовый транспорт в районный центр. Появилась она очень интересным образом. До 1934 года Ванкарем был типичным стойбищем, то есть деревянные здания отсутствовали в принципе, а всё население проживало в ярангах. При этом ни школы, ни магазина — не было в принципе.
Чукотка ведь так и не покорилась Российской Империи и включение её во всеобщий глобализационный процесс началось только в 1920-ых годах с первых КультБаз. В 1934 году близ Ванкарема терпел бедствие вмёрз во льды теплоход «Челюскин». Началась знаменитая эпопея челюскинцев и о Ванкареме узнал весь мир. Жители села были первыми, кто пришли на помощь терпящей бедствие экспедиции. В дальнейшем, когда проводилась эвакуация участников экспедиции с помощью авиации со льдины близ затонувшего теплохода, именно в Ванкарем доставляли эвакуированных. Школа открылась в августе 1935 года. Оригинальное здание сохранилось до сих пор и именно поэтому Ванкаремская школа является самой старой школой на Чукотке и самым старым зданием села Ванкарем.
Как вы думаете, сколько детей может учиться в школе, если население села 122 человека? В 2019 году в школе училось 5 детей. Школа, кстати, только начальная, а в пятый класс дети уже идут в школу-интернат, которая расположена в другом национальном чукотском посёлке — в Амгуэме. При этом в том же 2019 году детский сад в Ванкареме посещали 18 ребяишек. В школе работало 4 педагога, из которых трое с высшим образованием. Все дети в школе сидели в одном классе, по одному ученику приходилось на 1, 2 и 3 классы, а в четвертом училось двое. Удивительная картина для российских школ — четверо педагогов на пятерых учеников!
Чукчи — хранители вековых традиций
Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Где живут коренные малочисленные народы. В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз. Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря.
Ванкарем – самое маленькое село Иультинского района Чукотки
Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Почти все знают, что Чукотка — это на севере, там очень холодно и живут олени и чукчи. самые аутентичные.
Где живут чукчи в России
Это настоящий враг оленеводов, которого они нещадно истребляют. Если стадо уходит за дикарем — оно больше не возвращается. Дикарь наносит даже больший ущерб, чем волк. Старенькая КВ — радиостанция для связи между стойбищем и семьей в Уляшке Круглый год община кочует со стадом между зимними и летними пастбищами, на сотни километров между стоянками. Летом выше в горы, зимой спускаются в лесотундру. Вся связь у них по — старым советскими КВ — радиостанциям с питанием от "динамо — машины", как и десятки лет назад. Но есть и некоторые атрибуты цивилизации — спутниковая тарелка и маленький телевизор с советским генератором, возраст которого лет 30-40. Это отличная новость — стойбище прямо на нашем пути и мы можем успеть застать общину оленеводов, из бывшей бригады колхоза на стоянке в полсотне километров от Уляшки. Нам очень повезло, как раз с февраля начинается перегон поголовья на летние пастбища. Стоянка оленеводов Община кочует медленно, с большим количеством многодневных остановок.
Одновременно с этим заготавливают мясо, выделывают шкуры для одежды и обустройства яранг и палаток, восстанавливают поломанные нарты и кибитки. В общине обычно несколько палаток — яранг, в каждой из них живут от одной до нескольких семей. Но уклад жизни внутри палаток, мало чем отличается от обычного устройства яранги — о котором доводилось читать и слышать раньше. Полог из шкур оленей, очаг — буржуйка, стол, место для складирования вещей. Дети еще одеты в национальные одежды из олених шкур, а вот взрослые уже приобщились к изделиям легкой промышленности. Внутри палатки — яранги Сейчас бригада кочует вместе с женщинами и детьми. Дети играют на оленьих шкурах постеленных на земле, а вокруг стола сидят взрослые.
Но вы спросите: как же народ известных оленеводов жил прежде? Всё просто — с давних времён традиционным занятием людей на Чукотке была охота на оленей. Совсем иным был промысел приморских чукчей.
Они жили за счёт ловли морского зверя: тюленей, нерп, моржей и китов. Такая деятельность требовала серьёзной подготовки и немалых физических сил. Кроме того, у чукчей существовали особые приёмы охоты. К примеру, на тюленей люди нападали на берегу, когда звери отдыхали на солнце. Подражая движениям зверя, чукчи сами выдавали себя за тюленей, после чего атаковали выбранное животное. С XIX века племена оленеводов проживают в стойбищах по 2-3 дома. Они представляли собой кочевые общины, что должны были периодически менять места пастбищ по мере исчерпания оленьего корма. Традиционным жилищем чукчей, что строится и в наше время, является яранга. Это большой шатёр неправильной многоугольной формы. Устилается такой дом оленьими шкурами, что закрепляются камнями, оберегая обитателей жилища от ветра.
Ставка на золото Основой экономики Чукотского автономного округа является сегодня добывающая промышленность. На нее приходится больше половины валового регионального продукта. На Чукотке, к примеру, добывают около 10 процентов от всего российского золота. Драгоценный металл — один из важнейших ресурсов региона, приносящий больше всего денег. Еще около 30 процентов ВРП приносит сфера услуг. Выращивание скота, добыча рыбы и другие традиционные отрасли давно отошли даже не на второй, а на десятый план. В регионе работают шестьзолотодобывающих предприятий, две компании по добыче цветных металлов, две угольные шахты, одна нефтедобывающая компания и три рыбоперерабатывающих предприятия. Большая часть сотрудников работает вахтовым методом — мало кто хочет постоянно жить на Крайнем Севере, несмотря на высокие зарплаты. Именно вокруг предприятий и вертится остальная жизнь региона.
Коренные племена, которые сохранили свой уклад, не стремятся ничего менять и лишь иногда привечают редких туристов. Зарабатывают на Чукотке, по общероссийским меркам, очень много. В декабре 2019 года средняя заработная плата достигла 106 тысяч рублей. Однако не стоит забывать о местных ценах. В целом покупательская способность местного населения не то чтобы сильно превышает среднюю по стране. Бюджет у Чукотки один из самых низких в стране: в этом году он составляет 35,6 миллиарда рублей. Но при этом автономный округ не является дотационным — он полностью обеспечивает свои нужды. Более того, ежегодно в региональном бюджете наблюдается профицит. Причины такого парадокса понятны: на Чукотке живет слишком мало людей, а потому траты у властей не самые значительные.
А вот доходы, которые получает регион, весьма велики. В будущем они, вероятно, только вырастут: в автономном округе все еще сохраняются огромные залежи полезных ископаемых. Природные богатства, скрытые в толще льда, снега и мерзлой почвы, только ждут своего часа. Из-за сложного климата на разработку месторождений требуется уйма денег и времени, а потому процесс идет очень медленно. Однако перспективы в этом плане у Чукотки очень хорошие. Спокойное и стабильное будущее Сейчас Чукотский АО — один из наиболее уверенно развивающихся регионов Дальнего Востока. Постепенный рост экономики региона начался в нулевых с приходом губернатора Романа Абрамовича. Сейчас регионом управляет Роман Копин — на посту он находится уже 11 лет. За это время округ стал одним из самых политически спокойных субъектов ДФО.
Играл, играл бог, есть захотел и пошёл разыскивать мальчика. Идёт он, нюхает след. Дошёл до дерева.
Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришёл домой со своим стадом и стал хозяином [29]. Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами [30].
Народные танцы[ править править код ] Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н.
Диковым [31]. Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки пантомимы , игровые и импровизационные индивидуальные , а также на танцы оленных и береговых [32] чукчей [33]. Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя»: После еды снимают все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах порога за занавеской из сырых шкур, и начинается обряд.
В бубны бьют в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда кончают все взрослые, их место занимают дети и в свою очередь продолжают бить в бубны. Во время игры на бубнах многие взрослые призывают «духов» и стараются побудить их войти в их тело… [34].
Также были распространены подражательные танцы, отображающие повадки зверей и птиц: «Журавль», «Журавль высматривает пищу», «Полет журавля», «Журавль осматривается», «Лебедь», «Танец чайки», «Ворон», «Бой быков оленей », «Танец уток», «Бой быков во время гона», «Высматривание», «Бег оленя» [35]. Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы [36].
Основные статьи: Чукотская литература и Чукотская письменность По происхождению чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Его ближайшие родственники: корякский , керекский исчезнувший в конце XX в. Типологически относится к инкорпорирующим языкам слово- морфема приобретает конкретный смысл только в зависимости от места в предложении, при этом может существенно деформироваться в зависимости от сопряжения с другими членами предложения.