Экспозиция «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» прослеживает развитие еврейского авангарда как нового и уникального явления в искусстве XX века и. Выставка «Еврейский авангард» приглашает гостей окунуться в историю формирования нового искусства, поразиться его уникальности и разнообразию.
«Еврейский авангард» и «Архитектура конструктивизма»: 20 выставок весны в Москве
אָפּהיטן אונדזער ייִדישע קולטור־ירושה | Эволюция еврейского авангарда на выставке в Москве. В Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. |
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку русского авангарда | В Еврейском музее и центре толерантности в Москве прямо сейчас проходит выставка «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. |
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку русского авангарда | В Еврейском музее и центре толерантности прошел предпоказ главного выставочного проекта весны «Еврейский авангард. |
Выставка еврейского русского авангарда: 8 работ, которые нужно увидеть своими глазами — | Она особенно интересна тем, что в творчестве этих мастеров тогда очень ярко проявлялись основные тенденции еврейского авангарда. |
Выставка русского авангарда открылась в Еврейском музее | Настоящим центром авангарда город стал вскоре после революции, когда его уроженец Марк Шагал занял должность уполномоченного по делам искусств Витебской губернии. |
Международная выставка Артура Мирзояна и Арсена Агаханянца «Пробуждая Титанов».
Стасов, большой энтузиаст возрождения еврейского народа и его культуры в России. Новейшие мастера - российские подданные - осмысляли себя поначалу преимущественно русскими, российскими художниками; эта общность перекрывала и в их глазах, и в глазах европейской публики все национальные различия народов многоязыкой евроазиатской империи. Показательным был, к примеру, цикл статей А. Луначарского, присылаемых им из Парижа в газету "Киевская мысль" первая половина 1914 г. Луначарский же - и это замечание можно было адресовать и Якову Тугендхольду, 7 жившему и работавшему в тот период также в Париже, - никакой отдельной темы или специфического аспекта в творчестве новейших художников-евреев не видели, не выделяли в годы, предшествующие мировой войне справедливости ради надо сказать, что постановка такой темы казалась иногда очень проблематичной и самим творцам, ищущим в искусстве свое национальное обличье. Многие из них являлись членами Русской академии в Париже, 8 затем, в 1920-е годы, входили в парижское Общество русских художников. Марк Шагал, Натан Альтман, Лев Зак, Адольф Мильман и другие "русские парижане" занимали заметное место в отечественной художественной жизни и были тесно связаны с деятельностью живописцев-радикалов. В качестве российских художников они участвовали во французских и интернациональных выставках. Отвлекаясь в сторону, необходимо подчеркнуть, что в большинстве своем "русские парижане" составили ядро Парижской школы, а немалая их часть впоследствии превратилась в мэтров новейшего еврейского искусства. Однако все они долго ощущали свою связь с Россией, свою причастность к левому флангу ее художественной общественности - достаточно упомянуть, что на устроенной в 1928 г.
Постижение нового общезначимого пластического языка для многих выходцев из российской черты оседлости шло рука об руку с выбором ориентиров для самоотождествления. Художники, рьяно отыскивавшие в исторических пространствах и временах корни своего творчества, при необходимости превращались в идеологов новейшего национального искусства. В художественном плане горячие теоретические споры породили явно эклектические творения - иллюстрации журнала "Махмадим" говорили о податливости своих авторов влиянию югендштиля, об их стилизаторских наклонностях. Парадоксальной виделась та ситуация, что небывалый импульс развитию собственно еврейского искусства придали не говорливые спорщики-энтузиасты, а живописец, отрицательно относившийся к полуночным дебатам. Марк Шагал был достойным учеником своего первого учителя - художественная система Ю. Пэна, воплощавшая национальную идею, не носила умозрительного, головного характера. Визионер Шагал унаследовал пэновскую органичность и непосредственность, естественность развития: в эпицентре теоретических споров, проектирующих будущее еврейского искусства, который стихийно образовался в годы его парижской жизни в Ля Рюш, молодой витеблянин держался в стороне от отвлеченных дискуссий, полагая их обескровленной схоластикой. В 1910-е годы на выставках русского авангарда живописные искания Шагала привлекали большое внимание: его коллеги-соотечественники интуитивно ощущали первородство художника в открытии новых горизонтов в искусстве. Шагал в своих картинах идет от обычаев и верований еврейского народа, от вековечных традиций национальной языковой культуры, от русских икон, от фольклорных видов творчества городских низов - все это сформировало, породило ту сложнейшую, богатейшую "амальгаму", "химию", которую великий художник до конца дней почитал сокровенной сутью и вообще искусства, и своего творчества.
В биографиях Альтмана и Лисицкого реализация глубинного интереса к проблемам еврейского искусства относилась к послепарижской жизни. Показательно, что устремления молодых художников, пробудившиеся в Париже, нашли по возвращении в Россию хорошо подготовленную почву. В странах Восточной Европы с начала ХХ века значительно интенсифицировался рост общественного самосознания; мучительные проблемы национальной самобытности были общими для патриотически настроенных деятелей культуры всех славянских народностей. Обращение к собственному национальному культурному достоянию было весьма знаменательной чертой авангардного творчества в России в скобках замечу, что новаторы-европейцы не были столь привязаны к национальной архаике, чаще предпочитая архаику общечеловеческую, экзотическое искусство первобытных племен и народов. В поисках родословной деятели русского авангарда сосредоточились на древнерусском искусстве и отечественной фольклорной культуре, видя в них основы и залог собственного своеобразия. Старинные иконы, простонародные лубки, живопись вывесочников и безвестных маляров, декоративная роспись бытовой утвари стали предметом их пристального изучения. Собственное же творчество Ларионова, Гончаровой, Малевича, Кандинского, отчасти питаемое этими источниками, радикально отличалось от стилизаторских тенденций в работах российских художников предыдущих генераций, также черпавших свое вдохновение в сокровищах национальной культуры имеются в виду мастера, группировавшиеся вокруг Абрамцева, Талашкина и других центров возрождения народных ремесел. Несколько предваряя изложение, подчеркну, что две сходные стадии в обращении к национальному народному искусству - стилизаторскую и органично-художественную - суждено было пережить и молодым еврейским художникам, но не последовательно, а одновременно. Национальное возрождение, начавшееся в среде русского еврейства с конца XIX века, в свою очередь, не могло не повлиять на творчество художников-новаторов еврейского происхождения.
Исследования этнографических экспедиций С. Ан-ского обнаружили в толще народного быта настоящие корни, настоящие вековые традиции национального искусства. Молодые еврейские мастера с восторгом открывали свое собственное, непридуманное наследие. Его собирание и изучение окрасили собой следующую стадию в творческой эволюции евреев-авангардистов. Хронологически эта стадия находится в середине 1910-х годов, главенствующим в ней было установление "связи времен", постижение национальных основ изобразительного искусства. Натан Альтман, Лазарь Лисицкий, Иссахар Рыбак, а также "постоянная величина" и русского авангарда, и новейших европейской и еврейской живописи - Марк Шагал - определили облик этого этапа. Альтман, проводя каникулярное время у родственников в Волынской губернии колыбели хасидизма , увлекся монументально-декоративными надгробиями еврейского кладбища в Шепетовке и постарался передать дух и стиль национального искусства в серии декоративных рисунков итальянским карандашом, названной им "Еврейская графика". Это была одна из самоидентификаций Альтмана, человека многогранных художественных дарований - эту многогранность коллеги и критики нередко называли эклектизмом. В то же время Альтман активно функционировал в качестве одного из виднейших левых петроградских художников; примечательно, что его национальный художественный опыт в оригинальном виде претворился в одном из эпатажных жестов русских авангардистов: в литографированной книжке поэта-заумника Алексея Крученых "Взорваль" - ее художниками были Николай Кульбин, Казимир Малевич, Ольга Розанова - декоративной концовкой служило дерзкое слово "шиш", написанное Альтманом шрифтом, стилизованным под еврейские письмена это были заумные "стихи" Крученых на "еврейском языке".
Общественный фон, ситуация середины 1910-х годов были устрашающими - шла Первая мировая война, и обитатели черты оседлости оказались удобной мишенью для обвинения в неудачах российской армии: официальная политика властей была направлена на преследование евреев. Может быть, это заставило молодых художников с еще большим рвением искать, фиксировать, пытаться сохранить для потомков памятники национальной культуры. Лисицкий вместе с Рыбаком совершил путешествие по Волыни и Подолью, в результате которого появились хорошо известные рисунки, картины, литературные произведения: свое восхищение творениями рук предков художники стремились выразить с помощью нового пластического языка. В эти же годы усилилась организационная активность деятелей еврейской культуры; возникшие незадолго до революции Еврейское литературно-художественное общество им. Переца, Еврейское общество поощрения художеств с филиалами в Петрограде, Москве, Киеве и Харькове развернули многогранную работу. Совершившиеся в 1917 г. Уничтожение черты оседлости, снятие всех и всяческих запретов и ограничений обусловило небывалую активность деятелей еврейской культуры. Как по волшебству возникли Еврейский камерный театр Петроград - Москва , Еврейский Народный университет, Московский кружок еврейских литераторов и художников; были проведены выставки художников-евреев, налажена плодотворная издательская деятельность, продолжила работу Культур-Лига в Киеве и т. Родилась мощная иллюзия многообещающей зари грядущего, очень близкого расцвета новейшего еврейского искусства - он логично проистекал, опирался на огромную работу, проделанную ранее российской еврейской общественностью.
На самом деле это был зенит, апогей развития еврейской культуры в России, последний вольный взлет перед длительным и трагическим процессом ее истребления, нивелирования. Пришедшая к власти большевистская партия поначалу нуждалась в расширении и углублении сфер идеологического воздействия и широко использовала в пропагандистских целях тезис самоопределения и культурного развития наций - затем идеи национального самоутверждения, объективно мешавшие созданию "единого советского народа", стали исподволь искореняться, удушаться. Справедливым, однако, будет сказать, что у этого болезненного процесса растворения, размывания национального искусства были не одни лишь внешние причины социально-общественного порядка. Новая власть на первых порах раскрепостила не только представителей национальных меньшинств России - права гражданства получили все авангардные художественные направления, которые ранее также дискриминировались буржуазным обществом. Деятели русского авангарда обрели государственную поддержку и сосредоточили в своих руках определенную власть. И, несмотря на то, что многие ключевые посты в Отделе Изо Наркомпроса 15 занимали русские авангардисты еврейского происхождения, постепенно все более и более ясным становилось то обстоятельство, что новейшее художественное мышление вовсе не было на стороне концепций цельного, монолитного пластического стиля одного, отдельно взятого народа. Труднейшие проблемы проявились уже на самых ранних ступенях возрождения еврейского искусства. Поиски национальной самотождественности с необходимостью опирались на индивидуальный путь развития художника, на его упорный самостоятельный труд, на эмансипацию личности. И здесь начинали действовать законы развития новейшего искусства, общие для расширившегося мира начала XX века, - к ним не могли остаться слепыми и глухими талантливейшие люди нации.
Со времен Ренессанса неотъемлемой, бережно культивируемой чертой художнической личности был индивидуализм; романтизм XIX века укрепил представление о художнике как личности творца-демиурга; в XX веке утверждение полной автономии художника-индивидуума приобрело гипертрофированные формы вплоть до полного герметизма художественного высказывания с вечными попытками личности спастись, раствориться в коллективном, общем, соборном и т. Острая коллизия между созданием единого национального художественного стиля и сугубо индивидуальным путем развития, приводившим к универсальности творчества, остро ощущалась деятелями еврейского искусства. Вопрос - что есть еврейское искусство вообще и, в частности, что есть новейшее еврейское искусство, - был жгучим, сложным, трудным. Устроители выставок еврейских художников в Петрограде, Москве, Киеве столкнулись с этой проблемой вплотную, и их подход продемонстрировал один из путей ее разрешения. Во внимание была принята одна-единственная объединяющая, неколебимо общая черта - кровное происхождение, этнические корни, гены матери и отца. По принципу национального происхождения и были сформированы большие выставки художников-евреев в 1916-1920 гг. В экспозициях выставок, по существу, был представлен весь спектр и европейского, и российского искусства тех дней: от академическо-натуралистической скульптуры Михаила Блоха и Бернарда Кратко до кубистических, экспрессивных, обобщенно-декоративных работ Натана Альтмана, Владимира Баранова-Россинэ, Нины Нисс-Гольдман, Марка Шагала, Иосифа Школьника и других. Особо надо отметить тот факт, что в выставках участвовали художники-авангардисты, до той поры никак не акцентировавшие свое происхождение Баранов-Россинэ, Нисс-Гольдман, Школьник , - из чего следовало, что в них нашел сочувственный отклик призыв коллег-единокровцев, и они посчитали необходимым разделить национальную эйфорию, присоединиться к волне национального восторга. Несколько нарушая хронологию повествования, необходимо остановиться на одной примечательной черте долгожданного расцвета, явленного работами талантливейших людей нации.
Русский авангард, как известно, был знаменит женщинами-творцами - Наталья Гончарова, Елена Гуро, Александра Экстер, Любовь Попова, Ольга Розанова не уступали в яркости и силе таланта коллегам-мужчинам. Среди новейших художников-евреев также обращало на себя внимание активное появление женщин-художниц, происходивших, как правило, из просвещенных семей, живших в Петербурге, Москве, крупных провинциальных центрах российской черты оседлости - Киеве, Витебске, Харькове, Одессе. Некоторые из вышеперечисленных художниц - кто раньше, кто позже - уехали из России и осели на Западе Соня Терк прославилась под фамилией Делоне; произведения Хентовой и Шлезингер имели хорошую прессу. Однако в 1910-1920-е гг. Так, скульптор Нина Нисс-Гольдман, жившая в Париже в 1910-1915 гг. Ее статуи и изваяния, равно как и произведения Беатрисы Сандомирской, отличались пластической мощью, не дававшей никаких оснований дискриминировать их как "женские" работы. Софья Дымшиц-Толстая вторая фамилия появилась после ее краткого замужества за известным русским писателем Алексеем Толстым с головой погрузилась в оригинальные опыты с живописью по стеклу. Судьба свела ее с титаном русского авангарда Владимиром Татлиным, чьим единомышленником и преданной помощницей она была в героические годы создания Башни III Интернационала. Стеклянные объемы куба, конуса, шара составляли важнейшую компоненту в идейно-пластическом замысле Башни: именно Софье Дымшиц-Толстой принадлежала "разработка стекол" в знаменитом проекте, оказавшем могучее влияние на процессы формообразования в XX веке.
Возвращаясь к феномену многослойности, многоукладности творческих достижений, явленных выставками художников-евреев конца 1910-х годов, подчеркну, что именно он и являлся предметом анализа и теоретического осмысления критиков. Будучи и творцами, и идеологами новейшего искусства, молодые художники, прошедшие искус новаторских художественных систем, понимали тупиковость пути, замыкавшегося на репродуцировании, подражании, стилизации. Этап любовного проникновения и следования наиболее выразительным внешним чертам народного искусства с необходимостью перерос в этап вычленения "национальной чисто пластической формы", поисков "национального элемента в искусстве", воплощаемого "живописными абстрактными ощущениями, которые раскрываются через специфический материал восприятия". Известно, что беспредметное, геометрически-абстрактное направление являлось самым радикальным, крайне левым течением в русском авангарде. Малевич, наиболее репрезентативная фигура этого направления, разработал систему супрематизма, заключавшуюся в абсолютном отвлечении живописи от конкретно-чувственных образов внешнего мира и конструировании новой реальности. Линия, цвет, плоскость в супрематизме не несли на себе сюжетной, информативной нагрузки, а использовались лишь в их формально-техническом значении. Полный отказ от фигуративного искусства на практике означал редукцию семантической многозначности образов, лишение изобразительного искусства традиционных культурных "нагрузок". Идеология русского авангарда также претерпела значительные изменения на протяжении 1910-х годов, придя от поисков национальной самобытности, противопоставления почвенного "восточного" искусства космополитическому "западному" Ларионов и его единомышленники к формированию интернациональных утопически-мессианских концепций футуристы, Малевич, Татлин, конструктивисты. Ярко выраженный мессианский дух русского авангарда революционных лет нашел глубинный отклик у художников еврейского происхождения, будучи органично родственным, близким национальному менталитету.
Мессианские идеи авангарда с неизбежностью были увязаны с другой, не менее существенной интенцией, - стремлением донести свет своих откровений до всего человечества, невзирая ни на какие социальные и национальные различия. Художники-авангардисты с большим энтузиазмом приступили к проектированию и созданию утопического "нового мира", прекрасного и единственного для всех обитателей планеты; они полагали возможным осчастливить людей посредством слияния искусства и жизни, путем устройства действительности по гармоничным законам эстетической деятельности. Первым мероприятием, окрылившим многих художников, стали декоративно-оформительские работы в честь первой годовщины Октября, повсеместно проведенные в российских городах и весях, - тогда создалось впечатление, что объективную реальность так же легко переделать в "правильную" и "справедливую", как заставить обширные городские пространства принять вид ярких театральных декораций. Альтман превратил площадь Урицкого в Петрограде в огромную сцену для ликующих толп народа - беспредметная, супрематического толка декорация дерзко, остро взаимодействовала с барочной и классицистической архитектурой самой торжественной площади бывшей Российской империи. Марк Шагал в провинциальном Витебске на фасадах и крышах домов разместил эффектные декоративные панно - горожане и гости долго помнили его необычных "летающих евреев" и "зеленых коз". Художники и скульпторы еврейского происхождения энергично участвовали в возведении по всей стране памятников в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды: среди них назову имена Виктора Синайского, Соломона Стража, Давида Якерсона, Беатрисы Сандомирской, Нины Нисс-Гольдман, Михаила Блоха, Исаака Менделевича, Ефима Равделя, не говоря уж о вездесущем Натане Альтмане с его многочисленными рельефами сумевшем к тому же стать одним из основоположников изобразительной "ленинианы" - прижизненные изображения вождя легли затем в основание несметного числа поточно изготавливаемых статуй, бюстов и композиций. Авангард революционных лет предпочитал оперировать всеобщими категориями - Земля, Человечество, Пролетариат, История и т. Логическое, последовательное и жестко выдержанное следование концепциям беспредметного творчества, их абстрактно-отвлеченному пафосу неизбежно приводило к полному исчезновению традиционно-национальной специфики - ибо "чистое" пространство и время, с которыми стремились совладать художники-радикалы, трудно было определить по ведомству одной нации, одного народа. Среди самых бескомпромиссных русских авангардистов оказались братья Неемия и Натан Певзнеры, прославившиеся впоследствии под именами Наум Габо и Антуан Певзнер.
Драматическая борьба, подспудно протекавшая как бы внутри двуединой природы евреев-авангардистов, определила характер этого периода - с предрешенной победой авангардного мышления у большинства мастеров. С хрестоматийной отчетливостью воздействие новых художественных и социальных концепций отразилось на биографии Лазаря Лисицкого. Страстный энтузиаст развития еврейского искусства, энергичный деятель Культур-Лиги, автор великолепных книг, новаторских по духу и, вместе с тем, порожденных богатейшей национальной книжной культурой, - еврей Лазарь Лисицкий стремительно превратился в интернационалиста Эль Лисицкого, с необыкновенной пылкостью предавшись разработке и углублению супрематических идей Казимира Малевича. Произошло это в Витебске, городе, бессмертие которому подарил его великий сын - Марк Шагал. Роль Лисицкого в развитии русского авангарда была уникальной. Влиятельные формообразующие концепции - супрематизм и конструктивизм - претендовали на монополию в становлении нового стиля, определяющего лицо XX века; эти концепции в непримиримой полемике взаимно отрицали друг друга, хотя в творчестве их сторонников можно было обнаружить определенные взаимовлияния.
В залах музея реконструирована выставка «Культур-Лига», которая прошла весной 1922 года в Москве и ознаменовала авангардные достижения таких еврейских художников, как Марк Шагал, Натан Альтман и Давид Штеренберг. Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев, которые после отмены черты оседлости устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре произошел небывалый национальный подъем, и ведущие еврейские художники, такие как Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, начали адаптировать формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».
На выставке представлено более 100 их живописных и графических работ из частных коллекций и крупнейших российских музеев, среди которых Государственный музей изобразительных искусств имени А.
Удивительно, но ни одна другая эпоха в истории искусства не знала столько еврейских имен. Почему евреи в ХХ веке вдруг оказались в авангарде художественных экспериментов? Что в еврейской культуре попало в нерв времени?
В программе: 23. Лектор — Мария Березанская. Лектор — Надежда Плунгян.
Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали значимыми этапами в формировании еврейского авангарда. В залах музея будет представлена реконструкция выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой экспонировались произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Именно это историческое событие, по мнению кураторов проекта, может считаться высшей точкой развития авангардных тенденций в их творчестве и в еврейском художественном движении в целом.
Отдельный зал экспозиции посвящен творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов «проект утверждения нового» Элиэзера Лисицкого до произведений конца 1920-х годов, показывающих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского «большого стиля». Выставка будет работать до 9 июня.
Выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
Еврейский авангард был среди них одним из самых ярких: его главным воплощением стала работа Художественной секции Лиги еврейской культуры (Культур-Лиги). Последние новости. В Еврейском музее и центре толерантности 6 марта открывается выставка «Еврейский авангард.
אָפּהיטן אונדזער ייִדישע קולטור־ירושה
Еврейский авангард - жизнь и искусство « Израиль в лицах | Она особенно интересна тем, что в творчестве этих мастеров тогда очень ярко проявлялись основные тенденции еврейского авангарда. |
Эволюция еврейского авангарда в новой выставке в Еврейском музее | ART Узел | Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной. |
Выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» | Интерфакс: В Еврейском музее и центре толерантности 19 октября откроется выставка авангарда "Мир как беспредметность. |
Эволюция еврейского авангарда в новой выставке в Еврейском музее | части выставки Еврейский авангард. |
Цикл лекций «Евреи в Авангарде»
6 марта состоялось торжественное открытие выставочного проекта, основная цель которого – продемонстрировать эволюцию еврейского авангарда в культурном контексте, заданном. Главный выставочный проект сезона «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылся 6 марта. Выставка «Еврейский авангард» приглашает гостей окунуться в историю формирования нового искусства, поразиться его уникальности и разнообразию. В отношении художников-авангардистов еврейского происхождения можно было говорить о специфических отличиях и особенностях, делающих правомочной тему "евреи в русском. В Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. Выставка «Еврейский авангард 1910–1930 годы. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» пройдет с 6 марта по 9 июня.
Шагал, Альтман и Штеренберг: еврейский авангард на выставке в Москве
^ Каталог к выставке «Еврейский авангард. По словам Александра Бороды, авангард играет для Еврейского музея принципиально важную роль. Новая экспозиция стала уже четвертым крупным проектом по работе авангардистов. Новости компаний. В Еврейском музее открывается главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»! 23 марта в Российском Еврейском музее и Центре толерантности в Москве стартует цикл из 9 лекций «Евреи в Авангарде». еврейский музей, выставка, еврейский авангард В экспозиции можно увидеть проекции панно Марка Шагала для ГОСЕТа.
«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
Подписаться В Еврейском музее открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» В Еврейском музее и центре толерантности 5 марта прошло открытие выставки «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие».
Даты работы выставки: 6 марта — 9 июня 2024. Подробности и билеты — на сайте www.
Здесь есть извечный еврейский надрыв, желание быть как все, но … только лучше, желание раствориться в большом мире обычных людей, но не утонуть в нем, а быть особым — видимым, значимым.
И извечное разочарование — большой мир рано или поздно покажет еврею, что он не такой как все. И разочарование это будет неизменно горьким. Эту выставку нужно возить по диаспорам. И показывать там евреям. Уж очень она наглядна и поучительна. Еврейские художники, недавно вышедшие из гетто, были полны надежд и устремлений.
Выставка «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве» 02. Выставка соединяет изобразительное искусство живопись, графика, фотография , издания 1910-1940 годов, дающие представление об эволюции еврейской общественной жизни в России, и предметы материальной культуры, еврейского религиозного обихода и народного искусства. Тему советского национального строительства принято считать территорией пропаганды, которую поначалу оживляли эксперименты национальных авангардов. Еврейский авангард был среди них одним из самых ярких: его главным воплощением стала работа Художественной секции Лиги еврейской культуры Культур-Лиги.
Авангардом по традиции. В Еврейском музее идет выставка о Культур-Лиге
Они обрели популярность после отмены черты оседлости. Когда талантливые авторы смогли выбраться в Петербург и выставляться в европейских городах, об их творчестве узнал весь мир. Переплетение фантастического и житейского, новые способы наложения и сочетания красок, свежие концепты, — такими чертами обладало творчество еврейских художников.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» 6 марта — 9 июня 2024. Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев. После отмены черты оседлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда.
Учениками столпов авангардизма - Малевича, Татлина, Родченко, Удальцовой, Экстер - числили себя молодые художники, воспитывавшиеся во Вхутемасе. В стенах этого знаменитого учебного заведения, бурлящего всевозможными художественными направлениями, одной из самых ярких стала группировка проекционистов, сложившаяся к 1922 г. Идеологом и организатором ее был живописец Соломон Никритин. Местом собраний они избрали Музей живописной культуры, один из центров аналитического изучения искусства в Москве: Никритин был председателем исследовательского отдела Музея, в художественный совет которого вошли также Вильямс, Лабас, Тышлер.
В стенах Музея была устроена первая выставка проекционистов декабрь 1922 г. Сформировавшись в лоне авангардизма, собственный вариант левого искусства проекционисты представили на 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в Москве май 1924 г. Зрелый мастер, преподаватель Вхутемаса, он солидаризировался с ищущей молодежью - его мини-выставка высветила те глубинные изменения, что произошли в художественном мировоззрении бывшего киевлянина, активного деятеля Культур-Лиги. Скульптор Иосиф Чайков пережил эволюцию, в чем-то сходную, в чем-то отличную от эволюции своего коллеги Лисицкого. Сперва Чайков из страстного энтузиаста национального возрождения превратился в не менее страстного поборника безнационального, но классового "нового мира", став создателем выразительных скульптур конструктивистского склада именно они и были показаны на 1-й дискуссионной выставке. Чайков был по-своему логичным и последовательным мастером, - ибо, утвердившись в новом художественном мышлении, он, по мере нарастающей агрессии официальной коммунистической идеологии, развивался в нужном ей направлении и безоговорочно принял впоследствии идею Советского государства как подлинного воплощения "нового мира"; скульптор верой и правдой служил ему, став одним из столпов социалистического реализма. Возвращаясь к группе проекционистов, нужно подчеркнуть, что название свое она получила от теорий, проповедуемых ее инициатором Никритиным; он же являлся автором декларации объединения, помещенной в каталоге выставки. Спектакли "Проекционного театра" в режиссуре Никритина сочетали своеобразное кинетическое искусство, "заумную" поэзию, пантомиму, "конкретную" музыку шумов и звукоподражаний и т. Они, как и следовало ожидать, вызвали бурно-негативное отношение к себе партийных и пролетарских критиков.
Так, целокупным творением Никритина была емкая экспозиция, составленная из графиков, чертежей, таблиц, пояснительных текстов, утверждающих проекционизм и в качестве метода, и в качестве объекта репрезентации; увенчивал же весь этот комплекс своеобразный артефакт, натуралистически написанный портрет с экспликацией: "Выставляю, как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его социально реакционным". Метод проекционизма был оригинальным вкладом Никритина и его друзей в актуальнейший в те годы художественно-общественный процесс, протекавший под лозунгом "искусство в жизнь". Однако в отличие от производственников и конструктивистов, конструировавших среду обитания "нового человека", проекционисты избрали полем деятельности духовную сферу, полагая необходимым прежде всего разбудить творческие способности каждого индивидуума. Искусство самого Никритина, генератора смелых художественных идей, и в дальнейшем развивалось под знаком стремления вернуть художнику роль философа и пророка в жизни общества. Обладавший сильной художественной энергетикой, погруженный в экзистенциальные проблемы, живописец Никритин писал полотна, вопиюще противоречащие всему строю крепнувшего тоталитаризма. Обнаженная экспрессия "Кричащих женщин", мрачного кафкианского "Суда народа", метафизический пафос картины "Старое и новое" заставляют и сейчас признать справедливым за исключением, пожалуй, единственного слова - "классовая" высказывание одного из его гонителей: "Это классовая атака против советской власти". Группа проекционистов - за исключением самого Никритина - составила ядро нового объединения, заявившего о себе менее чем через год: в апреле 1925 г. В названии общества полемически утверждался главный смысл деятельности его инициаторов - создание живописных станковых произведений, картин. Борьба против картины, нерв дискуссий и диспутов художественной жизни раннесоветских лет были обусловлены мировоззренческими установками производственников, конструктивистов, отрицавших живопись как таковую.
В лице членов нового общества станковое искусство обрело молодых приверженцев: остовцы отводили картине высшую ступень в художественной иерархии видов и жанров, делали ее "царицей искусства", квинтэссенцией образного постижения и претворения мира. Фигуративная, ассоциативно-образная живопись остовцев в определенной мере была реакцией на внеличностную, антипсихологическую, дегуманизирующую сторону радикального авангарда. Но радикализм новых станковистов был таким же бескомпромиссным: в глазах наследников беспредметного искусства единственной высшей формой творческой деятельности являлся художественный образ, воплощенный традиционными живописными средствами. Как известно, в 1920-е годы в Европе повсеместно совершился поворот к фигуративному искусству реалистической ориентации; в исторической перспективе искания и достижения остовцев полностью вписывались в этот общеевропейский процесс, - правда, с неизбежными модификациями, обусловленными советской социально-общественной ситуацией. Он всегда был сторонником станкового искусства, полагая его оплотом культурных ценностей и высокого профессионализма. Пуристические натюрморты и композиции Штеренберга соединили уроки его французских лет с пластическими завоеваниями, ведшими свою родословную от крайне левых экспериментов в русском авангарде: изощренные фактурные разработки опосредованно свидетельствовали о внимании автора к татлинской "культуре материала", а чистота и пустынность больших цветовых плоскостей его полотен хранила воспоминание о геометрической строгости супрематизма. Творчество Штеренберга, манифестирующее традиционные достоинства станковой картины, по праву служило знаменем ОСТа. Члены общества, одинаково ценя качественные критерии в изобразительном искусстве, успешно вели каждый свою тему в пространстве фигуративной живописи. Оба они, пройдя через базисную формально-аналитическую школу авангардизма, вернулись к композиционной фигуративно-образной живописи, способной выразить разнообразные и сложные смыслы, укорененные во многих сферах человеческой культуры.
В своих полотнах Лабас опоэтизировал урбанистически-техницизированный новый быт, не избегая символически-метафорических обобщений. От авангардистского мироощущения он унаследовал пристрастие к новизне как безусловно положительному, прогрессивному феномену; восторг художника перед возможностями человека, рожденными эрой воздухоплавания, заставлял вспомнить об энтузиазме итальянских и русских футуристов, фетишизировавших технику, машину. Собственно живописные задачи - воплощение динамики, ритма, стремление воспроизвести огромную панораму, открывавшуюся с высоты полета рукотворных птиц, - сформировали индивидуальную манеру Лабаса: элегантность, легкость, эскизность рисунка, "вкусность" красочных симфоний его холстов говорили о приверженности французской художественной традиции с ее приоритетом колоризма. Входя в круг проекционистов, на 1-й дискуссионной выставке он экспонировал наряду с отвлеченно-аналитическими композициями "Цветоформальное построение красного цвета", "Цветодинамическое напряжение в пространстве" и т. В ОСТе дарование Тышлера расцвело свободно и пышно. По мифотворческому потенциалу своего искусства молодой живописец был сравним разве лишь с Марком Шагалом - художником, которого боготворил много позднее именно Тышлер, подвергаясь немалой опасности, спас шагаловские панно после разгрома Государственного Еврейского театра, собственноручно доставив их в Третьяковскую галерею. Его творчество, как и шагаловское, выросло на впечатлениях детства, детства мальчика из небогатой семьи ремесленника-еврея в черте оседлости. Визионер, рассказчик-фантаст, Тышлер сумел соединить в своих магических картинах иррационально-интуитивные и конструктивные начала; в его холстах, рисунках, литографиях столь полно, столь счастливо сочетались мудрость и детская наивность, мягкий юмор и трагичность, лукавая ирония и скорбь. Еврейскую органику этого удивительного живописца, сказывавшуюся в этническом темпераменте, неуловимо-неискоренимой специфической окраске мироощущения, порожденного всей национальной историей, - никто не властен был истребить, даже он сам.
В значительной степени именно эта органика и привела к тому, что Тышлер стал самым одиозным, самым преследуемым живописцем ОСТа - хотя и Штеренбергу, и Лабасу, и Шифрину, и другим пришлось вынести и пережить немало. Социально-общественная ситуация 1920-х исподволь вела к тому, что все чаще и гуще в художественную жизнь вплетались политические мотивы. Художники ОСТа, наследники авангарда революционного искусства, подчинявшиеся имманентным законам художественных процессов, оказались удобной мишенью для обвинения в оппозиционности к революции и диктатуре пролетариата. Официально ОСТ просуществовал до 1932 г. Из объединения вышли живописцы, четко осознавшие к тому времени свое предназначение быть верными помощниками и проводниками партийной идеологии: они образовали "Изобригаду" "Бригаду художников". В "египетском плену" социалистического реализма - такое название установилось за художественным стилем советской разновидности тоталитаризма - уцелеть довелось самым стойким. Среди них были художники разного национального происхождения. Однако хочется думать, что для Роберта Фалька, Александра Тышлера, Соломона Никритина - их индивидуальность не смогла раздавить вся государственная махина - существование в условиях беспросветно-лучезарного официального искусства было хоть в какой-то степени облегчено благотворным генетическим опытом, национальным опытом еврейского народа по выживанию, скрытому противостоянию и способности сохранить свою целостность в условиях, когда возможностей спастись, кажется, нет. Художественное наследие советской эпохи облечено ныне в упрощенную и схематическую концепцию "великой утопии" тоталитарного искусства: тем большую ценность приобретает "другое искусство", искусство сопротивления - его творцами были мастера, сумевшие в условиях торжествующего тоталитаризма не предать ни себя, ни своего земного предназначенья.
Вкладу художников еврейского происхождения в русское искусство была посвящена отдельная выставка, проведенная в Музее Израиля в Иерусалиме в июне 1987 года куратор Рут Аптер-Габриэль. Tradition and Revolution. Jerusalem, The Israel Museum, 1987. Школьник Иосиф Соломонович 1883 - 1926 - живописец, график, театральный художник, художественный деятель. Учился в Одесском художественном училище, затем в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств. В 1908 г. Кульбиным, пропагандистом новых направлений в искусстве. В конце 1909 г. Школьник стал секретарем этого общества, редактором ряда изданий, автором статей в двух сборниках "Союза молодежи" оба СПб.
Одной из самых известных работ Школьника стало оформление совместно с П. Филоновым и О. Розановой трагедии "Владимир Маяковский", поставленной в "первом в мире театре футуристов" в декабре 1913 г. В 1917 г. Школьник сыграл большую роль в создании Союза деятелей искусств в Петрограде. В 1918 г. С 1919 г. Школьник состоял профессором-руководителем декоративного класса петроградских Государственных свободных художественных мастерских. Произведения И.
Школьника, одного из ведущих мастеров петербургского авангарда, хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее Москва. В общество входили В. Бурлюки, К. Малевич, О. Розанова, В. Татлин, П. Филонов, И. Школьник и др. Было выпущено три номера журнала-альманаха "Союз молодежи" 1912-1913.
Руководители "Союза молодежи" придерживались линии умеренного новаторства; на выставках объединения было представлено все многообразие течений в русском авангарде - от постимпрессионизма до беспредметничества. В результате внутренних конфликтов "Союз молодежи" распался в 1913 г. В марте - апреле 1917 г. Жевержеев и И. Школьник - пытались возродить общество, но его новая жизнь была краткосрочной. Тепер Иосиф Наумович 1886 - после 1921 - живописец, график. В 1910-е годы жил в Париже, участвовал в художественной жизни русской колонии. Совершил путешествие в Палестину. После революции поселился в Москве, участвовал в деятельности Московского отделения Еврейского общества поощрения художеств, выставлялся на выставке художников-евреев.
Был сотрудником Наркомпроса. Луначарский отметил в своей статье: "В одесском художественном училище он пробыл всего один год, а затем поехал за границу. Был он в разных странах. Прожил некоторое время в Палестине". Затем в статье критик описал несколько работ, созданных в Палестине: "Пейзаж, сделанный художником около Иерусалима" и др. Луначарский А. Об искусстве. Тугендхольд Яков Александрович 1872-1928 - художественный критик; в 1905-1913 гг. О нем см.
О деятельности Русской академии в Париже и о круге ее художников см. Именно с этими русифицированными именами художники были представлены на выставке и в каталоге. Каталог выставки.
Не тот, который будет ваять ударников в Парке Горького, не тот, кто в 1938-м сделает «Футболистов», ставших одновременно памятником эквилибристике в бронзе, и не тот, который сделает барельефы с «Народами СССР» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937-го уже в новом тысячелетии французские археологи обнаружат останки работ. А будто бы совсем другой человек, в 1919-м создавший изысканные, хотя и учитывающие решительность кубизма — парижский период оставил след и на нем — иллюстрации к Книге Руфь и, главное, полный эротизма и хрупкости рисунок к Песни Песней. Впрочем, в том же году он уже рисовал и «Индустрию», но затейливо «раскадрованную» оконцами как будто бы разных пространств. В 1920-х Чайков, еще не выбросив из памяти формальных головоломок кубизма, перешел к аналитической скульптуре.
В его случае эти воспоминания воплотились и в образах евреев, и в «Электрификаторе», и в «Мостостроителе», и в «Швее», и в «Скрипаче» тот мысленно становится в один ряд и с «Музыкантом» Клюна, и с кубистическими опусами Александра Архипенко. Часть их показана в виде реконструкций, другая — на фотографиях.
В Еврейском музее открылась новая выставка
Произведения для выставки предоставлены крупнейшими российскими музеями, среди которых Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина , Государственный Русский музей , Государственная Третьяковская галерея , Музей истории евреев в России , Екатеринбургский музей изобразительных искусств , Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, а также частными коллекционерами. Редакция портала «Культура.
Большинство работ Фалька находится в частных собраниях, а «Женский портрет» приехал на выставку из Казани. Натан Альтман, «Портрет Михоэлса», 1927 Куда больше модернизма и авангарда в известнейшем альтмановском портрете Ахматовой, а Соломон Михоэлс, коллега и друг художника, написан был скорее в классической манере. Тем не менее эта картина относится к числу шедевров Альтмана-портретиста. Владимир Яковлев, «Синий цветок», 1968 Яковлев — один из главных деятелей советского авангарда шестидесятых; художник Михаил Гробман считал, что работы его друга и есть воплощение «магического символизма». А яковлевские цветы, все их великое множество — из тех картин, что в репродукциях теряют всю свою глубину и очарование. На выставке ясно видно, что это не картины с цветами, а портреты цветов, а их простота и наивность — кажущиеся. Группа «Гнездо», «Качайте красный насос», 1975 Группа «Гнездо» просуществовала всего четыре года, с 1975-го по 1979-й, зато какие это были годы. Геннадий Донской, Михаил Рошаль и Виктор Скерсис занимались в основном перформансами самые известные — «Гипнотизирование холста» и «Минута всемирного недышания», оба — 1978.
Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего Московский государственный еврейский камерный театр ГОСЕТ.
С ним сотрудничал в том числе и Марк Шагал. Его театральные композиции, по многим свидетельствам, влияли не только на общее оформление постановки, но и на стиль театральной игры еврейских актеров. Представленный на выставке цикл произведений «Введение в еврейский театр» признан одной из бесспорных вершин творчества Шагала. Выставки еврейских художников, проходившие в Москве в 1917, 1918 и 1922 годах, стали значимыми этапами в формировании еврейского авангарда.
На встрече узнаем, почему Модильяни не стал скульптором и по каким причинам его персональная выставка была отменена в день открытия; поговорим об узнаваемой экспрессивной манере Сутина и о том, кем были люди, продававшие работы этих талантливых мастеров.
Еврейский авангард в Еврейском музее и кафе «Ришон»
Отдельный зал экспозиции посвящен творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов Элиэзера Лисицкого до произведений конца 1920-х, демонстрирующих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского большого стиля. На выставке представлено более 100 живописных и графических работ.
А на торцевой стене можно найти гневное письмо Шагала в правление театра с требованием показать свои работы массам. На деле это означало превращение театрального зала в выставочный. Он просил ему "предоставить 28 часов в течение 2 недель по два часа ежедневно для организации выставки и обзора работ всем желающим".
Театр и воспоминания о выставке 1922 года - в проекциях знаменитых панно Шагала. Эта встреча стала основой и нынешней выставки в Еврейском музее и центре толерантности "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие". К зрительному залу с проекциями театральных росписей Шагала примыкает с одной стороны "фойе" с почти супрематическим представлением революционных изменений в картинах Альтмана "Петрокоммуна" , его же парящим в синеве космоса безбытности белым кувшином.
А другая сторона зала граничит с "буфетом", где аскетичные натюрморты Давида Штеренберга, "с простой композицией и сложной фактурой" А. Эфрос , напротив, выглядят лаконичной формулой быта. В формировании современной национальной культуры ставка была сделана, с одной стороны, на народное искусство, с другой стороны, на модернизм Впрочем, это условное пространство, выстроенное Кириллом Ассом и Надей Корбут, отсылает столь же к театральной сцене, сколько к выставке. Как и театр, выставка вполне конкретна.
Именно идея реконструкции той выставки, представлявшей крупных художников, для которых равно были важны темы национальной идентичности и освоение нового модернистского языка искусства, стала для кураторов музея отправной точкой в работе над уже нынешним проектом. Но собрать все работы, показанные в 1922 году, не получилось. Соединение пространства той выставки с условным театральным пространством ГОСЕТа стало элегантным решением проблемы.
Об этом сообщила пиар-служба Еврейского музея и центра толерантности. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России. Центром экспозиции станет реконструкция проекта «Культур-Лига», который открылся весной 1922 года в Москве и стал ярким свидетельством авангардных достижений художников Марка Шагала, Натана Альтмана и Давида Штеренберга.
Некоторые работы показаны публике впервые. Возвращение 1922-го Выставка поделена на четыре части. В зале «Предыстория» зрители смогут познакомиться с произведениями еврейского народного искусства. Зал «На новых этапах» посвящен творчеству авторов 1920-х годов: это произведения Александра Тышлера, Александра Лабаса, Иосифа Чайкова. Но, пожалуй, ключевым можно назвать раздел «Воспоминание о выставке». Он представляет собой реконструкцию экспозиции 1922 года объединения «Культур-Лига». Оно появилось в 1918-м в Киеве, и в него входили еврейские художники, писатели, режиссеры и издатели, которые ставили одной из своих задач популяризацию культуры на идише. Движение разрослось, открыло отделения в Москве, Риге, Варшаве, Минске и ряде других городов. С начала 1920-х эпицентром этого искусства стала Москва, где с марта по апрель 1922 года и состоялась знаковая выставка. И эта оценка имеет стадию исторической перспективы. Наверное, когда она организовывалась, не было ощущения, что это высшая точка, после которой ничего не последует, — рассказала «Известиям» куратор выставки Мария Гадас.
Международная выставка Артура Мирзояна и Арсена Агаханянца «Пробуждая Титанов».
С 20 октября 2022 по 19 февраля 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Мир как беспредметность. Нашлось на выставке «Еврейский авангард» место и для оригинальной живописи Роберта Фалька, Давида Штеренберга и Натана Альтмана. В Еврейском музее и центре толерантности прошел предпоказ главного выставочного проекта весны «Еврейский авангард. гости, концерты, розыгрыши, в общем - всё самое интересное из эфира. Экспозиция продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной.