Новости эмоциональный интеллект состоит из

В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. Интересен подход к пониманию эмоционального интеллекта коуча по развитию EQ и автора книги «Эмоциональный интеллект. Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. В модели Гоулмана эмоциональный интеллект состоит из пяти компонентов.

Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции

8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека.
Эмоциональный интеллект: что это, как и зачем развивать Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.
Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение. Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия. К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми. Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения. Эмпатия Эмпатия — это понимание чувств окружающих. Эта составляющая ЭИ позволяет человеку адекватно реагировать на эмоции других людей. Эмпатия также помогает понять структуру любых отношений, в том числе на рабочем месте: оценить расстановку сил, понять, как она влияет на чувства и поведение людей.

Интеллект — понятие сложное, неоднозначное и до сих пор вызывающее научные дебаты. В широком смысле оно обозначает способность успешно справляться с жизнью и ее ежедневными вызовами. Классический интеллект — тот, что измеряют показателем IQ, — отвечает за когнитивные способности: логически мыслить, планировать, генерировать идеи, строить причинно-следственные связи, использовать язык и обучаться. Но ближе к 20 веку ученые поняли, что ума как такового недостаточно, чтобы преуспевать в жизни, — нужен еще, как его тогда назвали, «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность эффективно общаться с другими людьми. В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» ЭИ — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении. Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта. Посмотрим, что об этом говорит современная наука. Что есть что: разберемся с понятиями Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей: восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов. Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его.

Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди. В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем. Дизайнеры, например, проводят исследования о культурных различиях разных пользователей, потому что им важно делать свои продукты удобными для более широкого круга людей. Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Невозможно, сидя за компьютером и почитывая соцсети, представить себе истинное лицо представителя своей целевой аудитории. Метрики показывают, что происходит, но не объясняют причин, не позволяют проверить инсайты и идеи, не дают глубинного понимания мотивации. Именно поэтому существуют такие виды исследований, как наблюдение, глубинное интервью, домашние визиты. Задавая людям вопросы, внимательно выслушивая ответы, наблюдая за их поведением, хороший маркетолог может четко представлять, как потом к ним обращаться, на каком языке с ними разговаривать. Помимо этого общения, всегда должна быть обратная связь от коллег по работе, членов своей команды. Когда работаешь в маркетинге, у тебя нет возможности забиться в нору и оттуда заниматься продвижением своего бренда.

Все дело в клише, «комплиментах», которые щедро отвешивают токсородители в детстве: «дурак», «дура», «бездарь», «неслух», «лентяй», «негодяй», «профурсетка» и т. А еще все это приправляется критикой: Опять ты все сделал не так. Ты не справишься. Опять мне за тебя краснеть и т. Слыша только это, ребенок делает вывод: Ага, мама папа, другой родственник видит меня таким. Значит, таким я и буду. Во-первых, не хочу расстраивать маму, ведь я люблю ее. Во-вторых, ей виднее, она же взрослая, и лучше меня знает. В большинстве случаев родители прикрываются фразами типа: Не буду я с ним сюсюкаться. Еще не хватало, чтобы нюней вырос. Потом с ним никто не будет так нянчиться, жизнь очень сурова. То есть в большинстве случаев они делают это как бы из лучших побуждений. Но по факту это является отражением их слабости, недоразвитого эмоционального интеллекта, педагогической неподготовленности.

Полное руководство по эмоциональному интеллекту

На мой взгляд, мы можем лишь формулировать гипотезы с помощью диагностических инструментов и коммуникации. Коммуникация — один из ключевых инструментов оценки. Мы задаем вопросы, но не просто анализируем ответы, а обращаем внимание на мимику, жесты, с какой скоростью человек говорит, насколько он уверен в своих словах, долго ли размышляет над ответом. Эти признаки позволяют предположить, насколько у человека развиты компетенции из области эмоционального интеллекта. Есть разные диагностические инструменты, которые выглядят как шкалы оценки. С помощью них и специальных тестов мы можем предположить, насколько у человека развиты коммуникативность, сотрудничество, стрессоустойчивость. Например, в одном из диагностических инструментов есть шкала осознанности. Если у человека высокий показатель по этой шкале, значит, он умеет рефлексировать и задумываться о том, как его поведение влияет на других людей. Так мы можем сформулировать гипотезу, что у этого человека развит эмоциональный интеллект.

Юля Максина: — Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции. А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе. Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах. Как эмоциональный интеллект помогает в работе Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная.

Сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом легче справляется со стрессовыми ситуациями и принимает взвешенные решения, так как он умеет распознавать свои эмоции и не идти у них на поводу.

Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т. К сожалению, конструкты, связанные с социальными и эмоциональными способностями, оказались сложны с точки зрения их операцио-нализации и различения с традиционными формами интеллекта. На основании данных о существенном пересечении социального интеллекта с вербальными способностями Л. Кронбах Cronbach, 1970 пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны.

Несмотря на такое обескураживающее начало, постепенно в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области. В центре их интереса оказался эмоциональный интеллект. В широком смысле к эмоциональному интеллекту ЭИ относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей Goleman, 2001; Matthews, Zeidner, Roberts, 2003; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004. Широкий интерес к ЭИ свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии. К тому же ЭИ расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая дифференциальную психологию Carroll, 1993. Понятие ЭИ соответствует теории множественного интеллекта Гарднера Gardner, 1993 , особенно его взглядам на межличностный и внутрилич-ностный интеллект. Некоторые авторы считают, что ЭИ удастся связать с объяснением эмоциональных явлений с точки зрения процессов пере- работки информации; такой подход уже показал свою продуктивность при разработке научных моделей академического интеллекта Matthews et al. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы дать обзор по проблемам измерения ЭИ и его применения в практической работе, а также сделать попытку теоретического осмысления этого конструкта.

Научный статус понятия ЭИ пока недостаточно высок в связи с тем, что существует две альтернативные модели, на которых основывается его измерение. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотива-ционные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания см. Эти модели предполагают измерение ЭИ с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют ЭИ как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы Mayer, Caruso, Salovey, 1999. Важно отметить, что результаты опросников и тестов ЭИ низко коррелируют друг с другом; это вызывает вопросы относительно научной состоятельности этих двух подходов. В первых двух разделах настоящей статьи анализируются походы к измерению ЭИ, основанные на самоотчете и на тестировании. В каждом случае рассматриваются теоретические допущения, психометрические данные и эмпирические данные относительно связи показателей ЭИ с другими переменными. В последних двух разделах проводится теоретический анализ понятия ЭИ и практических применений этого конструкта.

В заключении высказываются предположения относительно будущих исследований, которые могли бы укрепить научный статус понятия ЭИ. Измерение ЭИ на основе самоотчета опросники Смешанные модели ЭИ характери-зуютсяся большим разнообразием и отличаются друг от друга тем, какие личностные характеристики в них включаются. Эти модели трактуют ЭИ не как чисто когнитивную спо- собность, а как сложное психическое образование, имеющее одновременно и когнитивную, и личностную природу. Такой взгляд позволяет использовать для измерения ЭИ опросники. Концептуализация и измерение. Применение опросников предполагает, что люди способны давать точный самоотчет относительно своего поведения и своих умений и навыков, входящих в понятие ЭИ. Это допущение представляется сомнительным, так как установлено, что самооценки когнитивных способностей лишь умеренно связаны с результатами объективных тестов интеллекта РаиШш, Lysy, Yik, 1998. Таблица 1 Характеристика основных методик для измерения ЭИ Название Общая структура Шкалы Формат пунктов и метод подсчета баллов Методики, основанные на самоотчете ECI Emotional Competence Inventory-360 Самосознание, управление своими эмоциями, осознание социальных взаимодействий, социальные навыки 19 факторов; 63 пункта 7-балльные шкалы; самоотчет или оценки экспертов EQ-i Bar-On Emotional Quotient Inventory Внутриличностный ЭИ, межличностный ЭИ, адаптация, управление стрессом, общее настроение 15 факторов; 132 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет SSRI Schutte et al.

Self-Report Index Иерархическая модель ЭИ, состоящая из 4 «ветвей» как в MSCEIT 4 фактора; 33 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет TEIQue Trait Emotional Intelligence Questionnaire Совмещение структур EQ-i и MSCEIT 15 факторов; 144 пункта 5-балльные шкалы; самоотчет ЭмИн опросник на эмоциональный интеллект Два измерения: 1 межличностный и внутриличностный ЭИ, 2 понимание эмоций и управление ими 6 факторов; 40 пунктов 4-балльные шкалы; самоотчет Можно было бы предположить, что люди лучше разбираются в собственном эмоциональном функционировании в противоположность когнитивному , однако практически не существует эмпирических данных, которые подтверждали бы эту точку зрения. Так, опросники на эмпатию оказываются не связанными с объективными показателями «точности эмпатии» Davis, Kraus, 1997. Опросники на ЭИ существенно различаются по своему содержанию, что отражает отсутствие общепринятой концептуализации ЭИ. В таблице 1 представлены некоторые ныне существующие методики. Следует учесть, что новые методики появля- ются почти еженедельно, причем многие из них не имеют под собой никаких научных оснований. В основе этих методик не заложено единого организующего принципа в отличие, например, от современных методов измерения личности. Каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора. Например, Д.

При этом эмоциональные способности могут быть направлены на свои или на чужие эмоции. В противоположность этому опросник Р. Бар-Она EQ-i состоит из 15 первичных факторов, которые объединяются в 5 факторов второго порядка Bar-On, 1997. Опросник Н. Шутте с соавт. SSRI Schutte et al. Мэйера, П. Сэловея и Д.

Наиболее разработанным с теоретической точки зрения является, пожалуй, опросник К. Петридеса и А. Опросник Д. Люсина ЭмИн состоит из двух шкал — межличностного и внутриличностного ЭИ, каждая из которых включает по 3 субшкалы, соответствующие способностям, связанным с пониманием эмоций и управлением ими. Примечательно, что шкалы этих опросников не очень похожи друг на друга. Например, EQ-i включает шкалы, соответствующие всем кластерам ECI, хотя осознание социальных взаимодействий и социальные навыки объединяются в один фактор межличностной компетентности. Гоулмена, ни друг другу например, «адаптация» и «общее настроение». Сейчас появляются эмпирические исследования степени сходства этих опрос- ников, что может привести к возникновению более четких смешанных моделей, однако пока смешанные модели недостаточно соотносятся друг с другом Matthews, Roberts, Zeidner, 2004.

Психометрические свойства. Техника конструирования опросников хорошо отработана, поэтому можно было бы легко оценить качество предлагаемых методик. К сожалению, необходимые данные доступны далеко не всегда. Гоул-мен Goleman, 2001 при описании ECI часто ссылается на неопубликованные данные.

Правда, не все толковали это понятие правильным образом. Также активно обсуждалось понятие эмоционального интеллекта подростков. Сэловей замечает, что термин ЭИ у него используется в значительно более узком толковании, чем в научно-популярной книге Гоулмана. В научных работах выделяется несколько общих видений ЭИ. Их описывали с помощью классификации по способам измерения, используемых в конкретных подходах. В основном методики эмоционального интеллекта делятся на две категории: смешанные модели, а также модели способностей. Модели способностей описывают эмоциональный интеллект как комплект мотивационных, личностных и когнитивных черт и тесно объединяет их с совладательными процессами и адаптацией к реальной жизни. Такие модели имеют в виду измерение ЭИ при помощи самоотчетных опросников, схожих с традиционными личностными аналогами. Что касается моделей способностей, то они определяют составляющие эмоционального интеллекта как некий комплект способностей, доступных для измерения с помощью тестов, где часть ответов правильная, а часть — неверная. Концепция смешанных моделей ЭИ Эта концепция принадлежит психологу Р. Бар-Она, который первым сформировал понятие EQ эмоциональный коэффициент в 1985 году. Это своеобразная альтернатива привычному понятию IQ, позволяющая оценивать сразу много некогнитивных навыков и способностей. Разработанный ученым опросник подвергает исследованию следующие 5 компонентов эмоционального интеллекта: Внутриличностный. Дает знания об имеющихся эмоциях, возможность выражать и понимать их. Вводит шкалы: самоактуализация, самосознание, настойчивость, независимость, самоуважение. Умение понимать и принимать ощущения, испытываемые другими людьми шкалы «межличностные отношения», социальная ответственность» и «эмпатия». Подразумевает умение подстраиваться под изменения ситуаций и условий, приспосабливать к ним свое восприятие, контролировать эти изменения шкалы «решение проблем», «гибкость» и «реализм». Регулирование стресса шкалы «управление импульсивностью» и «стрессоустойчивость». Настроение шкалы «счастье» и «оптимизм». Смешанные модели понимают эмоциональный интеллект как сложное и многогранное психологическое образование, а не как строго когнитивную способность. Именно поэтому становится возможным использовать для оценки эмоционального интеллекта опросники, касающиеся личностных характеристик. Однако не доказан факт, что люди действительно могут отдавать себе правильный отчет о своих навыках и умениях, которые включены в понятие ЭИ. Кроме того, под вопросом находится эффективность обучения эмоциональному интеллекту, основанная на описанных выше моделях. Главная проблема в том, что существует много разных программ обучения, у которых отсутствует объединяющий принцип. Каждая из моделей основывается только на личных соображениях ее создателя. К примеру, Гоулмен считает, что к эмоциональным способностям относятся регулирование эмоций и их распознавание. При этом способности могут быть нацелены как на чужие впечатления, так и на свои собственные. На основе этого взгляда в ЭИ входит осознание общественных взаимодействий, самоуправление, контроль отношений, самосознание. И все перечисленные компоненты изучаются с помощью опросников ECI. Концепция моделей способностей Разработана Майером, Сэловеем и Карузо. Ученые дали следующее определение эмоциональному интеллекту — умение вызывать и воспринимать эмоции, распознавать их, повышать с их помощью эффективность мыслительных процессов, а также на уровне рефлекса регулировать эмоции, чтобы развиваться умственно и эмоционально. Первая категория включает в себя компоненты выражения и оценивания личных чувств и чувств окружающих людей. В свою очередь, компоненты оценки собственных чувств подразделяются на вербальный и невербальный подтип, в то время как оценка чужих чувство — на эмпатию и невербальное восприятие. Вторая категория ЭИ включает в себя регулирование чувств — как собственных, так и чужих.

Эмоциональный интеллект EQ — это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Как свои, так и эмоции других людей. Кто-то считает, что это уникальный врожденный навык, другие говорят, что эмоциональный интеллект можно развивать. Умение следить за своими эмоциями, управлять ими — важный навык как в повседневной жизни, так и в карьере. Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других людей и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным интеллектом и помогает людям строить более успешную карьеру и жизнь. Почему эмоциональный интеллект так важен? Потому что EQ используется в разных сферах жизнедеятельности. Повышенный эмоциональный интеллект может влиять на успехи человека в обучении и в работе. Он позволяет проявить лидерские качества, находить контакт с разными людьми и вести их за собой. А также убеждать их в своей правоте. Стабильно развивающийся эмоциональный интеллект благоприятно сказывается на физическом здоровье. Он помогает прорабатывать стрессовые ситуации и снижать их влияние на тело. Также неконтролируемые эмоции могут привести к проявлению психологических заболеваний. Чаще всего неправильная работа со своими чувствами ведет к тревожности и депрессии. Развитый EQ помогает избежать таких последствий. Имея развитый эмоциональный интеллект, проще понимать других людей, воспринимать их эмоции, выражать сочувствие, подбирать подходящие слова и т. Вкупе это помогает строить более тесные и надежные отношения с коллегами и близкими. Комьюнити теперь в Телеграм Подписаться Составляющие эмоционального интеллекта EQ — это сущность, состоящая из нескольких отдельных навыков. Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях. Задача человека — анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке. Коммуникативные навыки Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты. Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т. Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе. Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком На практике эмоциональный интеллект – это комплекс навыков, состоящий из умения распознавать эмоции свои и окружающих, проживать их, понимать причинно-следственные связи их возникновения.

Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика

Гоулман доказывает, что эмоциональный интеллект важнее интеллекта умственного. • В последнее время термин emotional intelligence — эмоциональный интеллект — пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по-прежнему не существует четкого определения этого понятия. Эмоциональный интеллект — это умение осознавать и проявлять свои эмоции, и понимать чужие. Чтобы развить эмоциональный интеллект (ЭИ), нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. ОК. Поделиться. В составе плейлиста. Ошибка. Повторите попытку позже.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих

Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать полученную сенсорную информацию и адаптировать своё мышление и поведение к определённой ситуации или контексту. Эмоциональный интеллект — это умение работать со своими и чужими эмоциями. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Модель эмоционального интеллекта, представленная Д.В. Люсиным, состоит из трех компонентов: когнитивные способности (скорость и точность обработки эмоциональной информации), представления об эмоциях (ценности, важная информация о себе и других. Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.

Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким?

И все перечисленные компоненты изучаются с помощью опросников ECI. Концепция моделей способностей Разработана Майером, Сэловеем и Карузо. Ученые дали следующее определение эмоциональному интеллекту — умение вызывать и воспринимать эмоции, распознавать их, повышать с их помощью эффективность мыслительных процессов, а также на уровне рефлекса регулировать эмоции, чтобы развиваться умственно и эмоционально. Первая категория включает в себя компоненты выражения и оценивания личных чувств и чувств окружающих людей. В свою очередь, компоненты оценки собственных чувств подразделяются на вербальный и невербальный подтип, в то время как оценка чужих чувство — на эмпатию и невербальное восприятие. Вторая категория ЭИ включает в себя регулирование чувств — как собственных, так и чужих. Третья подразумевает использование эмоциональной составляющей в деятельности и мыслительных процессах — гибкое построение планов, творческое мышление, элементы контроля мотивации и внимания. С этой моделью тесно связаны когнитивные и социальные составляющие, но также уделено большое внимание использованию и контролю эмоций. Со временем к 1997 году модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея была существенно расширена и усовершенствована.

В ней акцентировано внимание на когнитивных компонентах, которые связаны с обработкой мозгом информации, полученной об эмоциях. Кроме того, добавился компонент, касающийся роста человека как личности, расширения его эмоционального диапазона. В связи с этими корректировками, сформировалось и новое определение ЭИ: теперь это способность обрабатывать данные, заложенные в эмоциях — распознавать значение чувств, определять, как они друг с другом связаны, принимать решения на основе полученных сведений. Получается, что эмоциональный интеллект очень схож с обычным, однако ключевыми понятиями у него считаются эмоции и настроение. В состав ЭИ входят четыре способности: Идентификация и правильное восприятие своих и чужих чувств, их выражение. Помогает определить эмоциональное состояние человека по косвенным признакам: звуки, внешний вид, общее поведение и даже создаваемые другими людьми произведения искусства. А также относительно точно выражать потребности и эмоции, основанные на испытываемых чувствах; определять, какие выражения эмоций правдивы, а какие ложны. Всё это служит для верного осознания окружающего мира.

Он постоянно посылает сигналы, и чем точнее нам удастся их расшифровывать, тем более адекватным будет наше поведение в различных жизненных ситуациях. Отчасти на это направлен тренинг развития эмоционального интеллекта. Фасилитация мышления. Это использование эмоциональных компонентов для помощи в размышлениях и принятии решений. Методика эмоционального интеллекта позволяет научиться в нужный момент вызывать нужную эмоцию и затем эффективно управлять ей, так как чувства относятся к когнитивной системе и влияют на когниции. Нужный эмоциональный настрой нацеливает внимание человека на наиболее важную информативную составляющую, помогает логично рассуждать. Разные настроения могут помочь посмотреть на проблему с разных сторон, чтобы выбрать правильный подход к решению той или иной задачи. Суть в том, чтобы отслеживать чувства, которые содержат особо ценные сведения, после чего пользоваться ими в решении конкретных проблем.

Анализ и понимание. Способность анализировать — одно из главных умений, на которые направлены упражнения по эмоциональному интеллекту. Понимание эмоция включает в себя способность их классификации, определения связей между чувствами и вербальным общением; интерпретация значения эмоциональных выражений в отношениях между людьми, осознание переходов от одного чувства к другому. Управление личными и чужими эмоциями. Чаще всего те, кто интересуется, как повысить эмоциональный интеллект, имеют в виду именно этот навык. По сути, это рефлекторное регулирование чувств, которое незаменимо для умственного и эмоционального развития. Навык позволяет человеку оставаться открытым как к положительным, так и к отрицательным впечатлениям, по желанию вызывать определенные чувства или устранять их, рационально решать конфликты. Подробно изучив такой подход, можно сделать интересные выводы.

Например, гнев или злость — это не всегда плохо.

Не могли бы Вы объяснить, как? Понимая, как другие люди воспринимают наши эмоции, мы можем получить объективный, менее предвзятый взгляд на наше поведение. Начать быть более наблюдательным Развитие нашего эмоционального интеллекта возможно только в том случае, если вы станете более внимательны к своим чувствам. Важно, чтобы вы ежедневно внимательно следили за своим поведением. Как говорит Барисо, "Если вы сделаете какие-либо новые открытия, обязательно повторите первый шаг. Вы даже можете записать свой опыт; это поможет прояснить ваше мышление и удержать вас в "режиме обучения"". Использовать "паузу" "Пауза", как выразился Bariso, невероятно проста, но очень эффективна, когда речь заходит об улучшении EQ. Это, как следует из названия, действие - сделать небольшую паузу, перестать думать перед тем, как действовать или говорить. Это не позволяет нам принимать безрассудные или импульсивные решения без предвидения.

Это позволяет нам взять под контроль такие эмоции, как гнев и ревность, которые могут вызвать много проблем, если их оставить, чтобы устроить бунт. Паузу во время стрессовых моментов легче сказать, чем сделать, но с практикой становится легче. Используя разумные паузы, мы можем улучшить наш эмоциональный интеллект с течением времени, используя наши эмоции вместо того, чтобы позволить им направлять нас вслепую. Начните спрашивать, почему Когда другие люди предпринимают действия, с которыми мы не согласны, мы быстро выносим суждения об их мыслях и поведении. Мы можем навешивать ярлык на человека, сигнализирующего о себе позади нас, как на невнимательного и бездумного человека. Редко мы останавливаемся, чтобы задуматься о том, почему другие люди ведут себя так, как они себя ведут. Вместо этого мы делаем поспешные выводы и предположения, не задумываясь о своих чувствах. Повысить наш эмоциональный интеллект можно, просто задавая вопрос почаще - спрашивая, почему человек, который нас раздражал, мог поступить так, как он поступил. Спрашивая почему, мы связываемся с их эмоциями, сопереживаем их действиям, и вдруг чувствуем себя менее осуждающими и более приемлемыми. Учимся на критике, а не на обиде Независимо от того, идет ли речь о нашем романтическом партнере, новом клиенте или лучшем друге, критика никогда не бывает легкой пилюлей, которую можно проглотить.

Никто не любит, когда ему говорят, что то, что он делает, неправильно. Как бы нам не хотелось сбрасывать со счетов мнения наших критиков и отстаивать свои собственные убеждения, в критике обычно есть доля правды - и мы можем поучиться у нее.

Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя.

Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции.

Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору.

Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни.

Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека.

Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они.

Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии. Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям.

Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь.

Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом.

Научившись осознавать свои эмоции, мы можем научиться ими управлять благодаря навыку саморегуляции. Понимать свою мотивацию Мотивация — это то, что подталкивает нас к достижению наших целей и улучшению качества жизни. Сам Гоулман определяет четыре элемента, из которых состоит мотивация: наше личное стремление к достижениям, приверженность целям, готовность действовать в соответствии с возможностями и устойчивость перед сложностями. Мотивация — это то, что подталкивает нас к достижению наших целей и улучшению качества жизни. Благодаря лучшему пониманию своих эмоций мы можем влиять на нашу продуктивность и мотивацию. Например, если человеку важно вести здоровый образ жизни, но силовые тренировки нагоняют скуку, он может попробовать другие виды активностей и найти те, что будут приносить радость и удовольствие.

Проявляя эмпатию, мы думаем о том, как бы отреагировали сами в такой же ситуации, а еще понимаем, когда нужно помочь человеку и дать совет, а когда лучше просто побыть рядом и поддержать. Люди с развитой эмпатией способны учитывать точку зрения, опыт и эмоции других людей и использовать эту информацию для принятия решений. Например, если коллега столкнулся с трудностями на работе, стал замкнут и менее продуктивен, эмпатия поможет не лезть с советами или обвинениями, а попытаться понять, что случилось. Построить прочные отношения с другими людьми Социальные навыки — тоже часть эмоционального интеллекта. Они охватывают многие навыки и компетенции, которые основаны на самоуважении и личной уверенности: легкость в общении, умение слушать, делиться и заслуживать доверия. Развивая эти навыки, человек становится приятным и ценным собеседником и учится выстраивать крепкие доверительные отношения. Социальные навыки — тоже часть эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих

Эмоциональный интеллект (EQ) Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей: v Оценка и выражение эмоций.
8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер» На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен? «Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей.
12 составляющих эмоционального интеллекта Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту.

Что такое эмоциональный интеллект?

Важно понимать, что алекситимия — не диагноз, и может сопровождать различные расстройства и быть причиной психосоматических заболеваний. Сегодня алекситимия поддается психотерапевтическому лечению. На пути к развитию эмоционального интеллекта человек учится распознавать свои эмоции, чувства и состояния. Существуют различные методики и инструменты, которые могут в этом помочь.

Так, знаменитое «Колесо эмоций» Роберта Плутчика сегодня можно встретить в кабинете каждого психолога. Наглядная яркая модель помогает клиентам расширять картину своих чувственных переживаний и учиться их называть. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей.

Как же определить свой уровень EQ и двигаться в сторону его развития? Существуют различные тесты и опросники, помогающие измерить уровень эмоционального интеллекта, однако все они вызывают критику со стороны специалистов в силу ряда причин. Если при измерении IQ можно опереться на средние значения, абсолютный минимум и абсолютный максимум, присущий экспертам в этой области, то в ситуации с EQ экспертность кажется невозможной.

Действительно, кого сегодня можно считать специалистом по самоосознанности и самоконтролю? Различные тесты и опросники предполагают способность к самоотчету, что по факту присуще не всем людям. И, наконец, в нашей стране отсутствуют адаптированные тесты, учитывающие специфические культурные и социальные особенности людей в России.

Наверняка можно говорить только об отсутствии корреляции между тестами на измерение IQ и EQ. Именно поэтому высокий эмоциональный интеллект стал основой успешности в карьере и жизни многих людей со средними показателями коэффициента умственного развития. Когда стоит обратить внимание на свои эмоции и, возможно, прибегнуть к помощи специалиста для работы над ними?

Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель. Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами либо с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представления о характере этих связей. При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу.

Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [33]. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.

Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг. Наиболее известными являются, модели Д.

Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р.

Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации.

Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации.

В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели.

И тем более не грубит Салли — девушке, способной стать его единственным спасением в этот день. Его поведение исследователи объясняют так: Джон знает, что он должен сохранять хладнокровие. В то время как недовольство и возбуждение большинства пассажиров нарастают, а Сэм продолжает бушевать у стойки, Джон начинает размышлять над другими, не менее скверными ситуациями, в которые ему случалось попадать. Он уже выходил из них целым и невредимым, и это его утешает и успокаивает, хотя он еще не знает, как выкрутиться из этой. Одновременно он начинает инстинктивно реагировать на тирады Сэма. Я понимаю, что он разозлился.

Мы все разозлились. Но это не способ добиться того, что ему нужно, и мне это не подходит». И Джон принимает верное решение: он подходит к Салли, обсуждает с ней недостойное поведение Сэма и обращается с просьбой как-нибудь решить его проблему и посадить на самолет, который привезет его в нужное время в нужный город. Салли идет ему навстречу. Она предлагает рейс, который хоть и дольше, с пересадками, но в итоге все же доставляет Джона в его отель к полуночи. Сделка спасена. Заметьте, что успех и неудача участников по существу не имеют ничего общего с IQ, рангом или положением. Приключение Джона кончается хорошо в значительной мере благодаря тому, что он удачно воспользовался умением обращаться с людьми, в то время как Сэм потерпел неудачу, потому что не обладает этим умением. Все разработанные на сегодняшний день тесты экспериментальны, и единого, принятого во всем мире варианта, как, например, тест на IQ, пока не существует. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны.

С ее помощью измеряются так называемые эмоциональные навыки. Тест состоит из 141 вопроса и предлагает испытуемому идентифицировать изображенные на картинках эмоции, попытаться воспроизвести их, определить причины возникновения и предложить, как лучше использовать те или иные эмоции в процессе мышления и при взаимодействии с другими людьми. Результаты выдаются по двум областям «опытной» и «стратегической» и четырем шкалам «распознавание эмоций», «помощь мышления», «понимание эмоций» и «управление эмоциями». Где пройти тест? Тест на эмоциональный интеллект можно пройти в HR-лаборатории «Гуманитарные технологии» www.

IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром.

Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий. EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников. Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;? Современная жизнь представляет собой стресс, это факт. Конечно, есть люди, у которых стресса меньше, но в целом дело не в том, у кого его больше, у кого меньше, а в том, насколько человек способен им управлять.

Если вы неспособны управлять уровнем напряжения, это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Не зря говорят, что все болезни — от нервов: безудержное напряжение может поднять кровяное давление, подавить иммунную систему, увеличить риск сердечного приступа, внести свой вклад в бесплодие, ускорить процесс старения. Поэтому первый шаг к улучшению эмоционального интеллекта — это старание узнать и понять, как снизить стресс, как уменьшить напряжение;? Бесконтрольное напряжение может также воздействовать на умственное здоровье человека, делая его уязвимым для тревоги и депрессии. Не умея управлять своими эмоциями, мы оказываемся подвластны переменам настроения, а неумение управлять собой ведет к неспособности сформировать сильные отношения, что в итоге может заставить нас остро переживать одиночество;? Понимая свои эмоции и умея управлять ими, мы способны лучше выразить свои чувства и понять, что и как ощущают другие люди.

Это умение позволяет нам общаться более эффективно и создавать более прочные отношения и на работе, и в личной жизни. Итак, эмоциональный интеллект связан с успехом на работе. Подумайте: как сильно ваш эмоциональный интеллект влияет на профессиональный успех? Короткий ответ: очень сильно! Потому что он — это мощный способ сосредоточить энергию в одном направлении с огромным результатом. Социальные психологи из греческого Университета Аристотеля, будущие кандидаты наук, в ходе масштабного исследования, сопоставляя эмоциональный интеллект с тридцатью тремя другими важными для работы навыками, обнаружили, что именно эмоциональный интеллект — самый сильный предсказатель успеха на работе и именно он определяет пятьдесят восемь процентов успеха, причем во всех профессиональных сферах.

Пятьдесят восемь процентов — задумайтесь, это больше половины! И получается, что на такие важнейшие факторы, как IQ, профильное образование, прежний опыт и пр. Наш эмоциональный интеллект — основа для приобретения важнейших навыков. Он воздействует на большую часть того, что мы говорим и делаем каждый день. Эмоциональный интеллект — самый значительный критерий успеха на рабочем месте, а для тех, кто целится на высокое положение, — это наиболее важный фактор лидерства и личного превосходства. Среди участников исследования были руководители, в том числе крупных международных компаний; выяснилось, что девяносто процентов из них имеют очень высокий уровень эмоционального интеллекта.

При этом среди сотрудников, занимающих низовые позиции, только двадцать процентов обладают сильно развитым эмоциональным интеллектом, — а это значит, что рано или поздно они займут куда более высокое положение.

Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ

Эти писатели умели не только проникнуть во внутренний мир героев, но и показать тончайшие оттенки чувств, представить ситуацию с разных точек зрения. Он помогал в создании сериала «Lie to me» в российском прокате «Обмани меня» или «Теория лжи» и выступал консультантом в сопровождающем блоге. Главный герой сериала доктор Лайтман изображает самого Экмана. Персонаж сериала применяет на практике наработки настоящего психолога, чтобы анализировать чувства преступников на основе мельчайших проявлений эмоций. Просмотр сериала можно внести в список дел на каникулы — это будет отличным началом работы над собой.

Область применения в бизнесе эмоционального интеллекта практически безгранична! Воодушевить команду; понять истинные эмоции ценного сотрудника и выбрать правильный стиль общения с ним; предотвращение и минимизация последствий конфликтов; проведение переговоров и совещаний и др. Ярким примером повышения производительности после развития эмоционального интеллекта является эксперимент, проведенный МЦ «КТК». В рамках исследования российским бизнесменам было предложено пройти курс обучения для себя и сотрудников.

Первым этапом было тестирование на текущий уровень развития ЭИ. Далее шли курсы обучения для руководителя и персонала и фиксировались результаты. Одним из участников эксперимента был Сергей Колякин, основатель и владелец строительной компании «Стройтэк», туристической фирмы «Джунгли Камбоджи» и компании «Аурион Даймонд». Свои впечатления и результаты он описал в статье «Как повысить интерес топ-менеджеров к работе, чтобы они перевыполняли KPI». По словам Сергея, результаты после обучения были видны не вооруженным взглядом и повлияли как на него самого, так и на бизнес в целом. Стало легче понимать сотрудников и выстраивать с ними отношения, вести переговоры, контролировать свои реакции и избегать манипуляций. В итоге у него появились новые возможности, а процесс ведения дел стал протекать легче и эффективнее. Опыт был полезный, но его можно было приобрести и в офисе».

Например, один из моих сотрудников на совещании всегда по поводу и без вставлял реплики. Ему хотелось поумничать или поспорить. Раньше я быстро заводился, потому что время уходило впустую. Теперь понял, что это всего лишь привычная сотруднику с детства, неосознанная манера поведения — так он привлекает к себе внимание. Я стал давать ему возможность высказаться в самом начале планерки, и он перестал перебивать всех. Теперь совещания укладываются в один час». Кроме того, достоверный факт, что развитие эмоционального интеллекта влечет за собой повышение креативности. Ваше мышление меняется, вы начинаете видеть ситуацию с разных сторон и находить новые не стандартные решения.

Еще одним моментом, говорящим в пользу развития своего и корпоративного эмоционального интеллекта является факт лучшего усвоения информации и упрощения процессов обучения. Наверняка вы замечали, что в хорошем настроении процесс понимания и запоминания новой информации происходит быстрее и качественнее. Повышение собственного ЭИ и практическое использование техник саморегуляции, а также «правильное» взаимодействие тренера с обучаемыми позволяют качественно изменить результативность любого обучения.

Во-первых, не хочу расстраивать маму, ведь я люблю ее. Во-вторых, ей виднее, она же взрослая, и лучше меня знает. В большинстве случаев родители прикрываются фразами типа: Не буду я с ним сюсюкаться. Еще не хватало, чтобы нюней вырос. Потом с ним никто не будет так нянчиться, жизнь очень сурова. То есть в большинстве случаев они делают это как бы из лучших побуждений. Но по факту это является отражением их слабости, недоразвитого эмоционального интеллекта, педагогической неподготовленности. От этого дети не начинают вести себя лучше. Как мы уже сказали, наоборот, они в совершенстве усваивать то клише, которое им дали самые близкие люди. Ребенок вырастает, но голос родители все еще звучит внутри него. Теперь он сам себе контролирующий и строгий, оскорбляющий родитель. Он сам себя критикует, упрекает, ругает. Из-за этого человек сдается при малейших трудностях или даже не пытается наладить свою жизнь.

Именно на этой основе — понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ". Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов: способности к идентификации и выражению эмоций; способности к регуляции эмоций; способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Данная структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами. Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми. В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу.

Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия

В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.[10] Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов[11]. Эти пробелы вовсе не говорят об уровне эмоционального интеллекта Эстер, они просто свидетельствуют о том, что ее навыки развиты неравномерно. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных навыков, которые описывают личную и социальную компетентность.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий