Новости зачем пост в православии нужен

Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься.

Великий пост: для души или для здоровья?

18 марта начался Великий пост – это самый главный и долгий пост в церковном календаре. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -

Поститься нужно для определённой цели

Великий пост 2024: когда начинается, в чём суть? Что можно есть и делать в пост? Православное меню Домой Здоровье Голодания Зачем нужен пост христианину (держать соблюдать в православии человеку).
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней Для того чтобы разобраться, почему это происходит, надо обратиться к самой сути, что такое Великий пост.

Пост. Средство обновления души

17.2. Зачем нужны посты? – Соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному. Пост можно назвать опорой в духовной жизни. Послабления в посте. Православие предусматривает послабление правил для некоторых категорий христиан. В Великий пост нужно посещать церковь, исповедоваться и причащаться, читать Библию и рассказывать детям о Боге.

Великий пост: для души или для здоровья?

Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия. Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Вот в начале поста нужно поставить конкретные задачи и цели и идти к их выполнению. Новости Православия.

Почему в Церкви четыре поста?

Однако позже, с появлением в конфессии крестившихся язычников, время празднования христианской и иудейской Пасхи разошлось, поститься в сам праздник запрещали видные богословы, в том числе Иоанн Златоуст. Великий пост и Пасха. Однако современные историки опровергают эту гипотезу, ссылаясь на более ранние свидетельства о формировании Великого поста. Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты. Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся.

И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась.

Однако современные историки опровергают эту гипотезу, ссылаясь на более ранние свидетельства о формировании Великого поста. Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты. Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста.

От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня.

Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица.

Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных.

Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению.

Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост?

Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко.

В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела.

Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост.

Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество.

В это время человек должен по-настоящему работать над изменением своей души. Так что на время поста необходимо не просто отказаться от животной пищи, но и от развлекательных мероприятий, социальных сетей, телевизора и так далее. Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными. В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное.

Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста. Вопрос неоднозначный. Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен. Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть. А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены.

Протоиерей Федор Бородин: воздержание от пищи — это только инструмент

  • Когда начинается и заканчивается Великий пост
  • Для чего нужен пост? Всё о православном посте
  • Пост. Средство обновления души
  • Пост. Средство обновления души (Валентина Ульянова) / Проза.ру
  • Православный пост: древность и современная практика
  • Сырная седмица (Масленица)

«Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать

Мы экономим на себе, чтобы помочь тем, кто нуждается в этом», — отмечал протоирей Александр Шимбалев. Как не сорваться в Великий пост и что делать, если это произошло Священник Павел Островский рекомендовал тем, кто боится сорваться, воспринимать пост не как один длинный период времени, а как большое количество великопостных дней. Утром второго постного дня стоит вести себя так, как будто вчерашнего дня вовсе не было. То есть мы должны помнить, что дух, конечно, важнее буквы. Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться.

Поэтому ничего страшного. И всё-таки мы должны помнить, что надо исходить из необходимости этого всегда. И тогда наши действия будут спокойными, более ли менее свободными и совершенными». Прощёное воскресенье перед Великим постом Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощёным.

Оно считается кульминацией подготовительного периода. В этот день принято просить друг у друга прощения. В храмах на вечернем богослужении настоятель просит прощения у присутствующих на службе, и то же самое делают прихожане. То, что Прощёное воскресенье наступает именно перед Великим постом, обосновано концепцией православия.

Пост и покаяние считаются жертвой христианина Богу. А принесение жертвы уместно только тогда, когда с ближними установлен мир. Родительские субботы в Великий пост На Великий пост приходятся сразу три родительские субботы — дни особого поминовения усопших, когда в церкви читают специальные заупокойные молитвы.

В древности же они совершенно совпадали. Когда мы читаем в канонах Церкви предписание всем обязательно поститься Святую Четыредесятницу, то речь идет о Великом посте, объединенном со Страстной неделей. Вот что пишет о древней Четыредесятнице римская паломница Эгерия. Ее свидетельство относится примерно к 380-м годам: «Когда наступает время Великаго поста, то он соблюдается здесь следующим образом. Итак, если вычесть восемь воскресений и семь суббот так как в одну субботу нужно поститься , то остается сорок один день, которые проводятся в посте и которые называются здесь eortae 5 , или, по-нашему, Четыредесятница». Итак, в древности Великий Пост и Страстная были объединены. Но это не значит, что у них одна причина происхождения. Как уже было сказано выше, Страстная имела в основе своей пост в честь искупительных Страстей Христовых, Великий же пост происходил из обычая поститься перед принятием Таинства Крещения. Проследим, в основных чертах, как возникли эти традиции. Сначала скажем о посте Страстной недели. От самых первохристианских времен мы имеем свидетельства, что перед Пасхой верующие люди постились. Единообразия в этом вопросе примерно до III в. Одни советовали поститься лишь один день, иные постились всю неделю. В письме св. Иринея Лионского, написанном около 180 г. И эта разность в соблюдении поста произошла не в наше время, но задолго до нас, у наших предков получила свое начало». Этот пост перед Пасхой с воспоминанием Страстей Христовых и был тем, что ныне мы называем Страстной седмицей. Несколько иначе шло развитие того поста, которым постились все желающие принять Крещение. О том, что перед принятием Крещения нужно пройти через какое-то испытание, воздержание, споров не было. Обычай поститься перед принятием судьбоносных решений, при вступлении на ответственную должность — традиция еще дохристианская. Вспомним уже упоминавшиеся 40-дневные посты Моисея, Илии, Спасителя. В первохристианские времена разный по продолжительности пост предписывался желающим принять Таинство Крещения. Это сегодня мы имеем грустную и порочную практику, что крестят всех желающих, не проверяя подлинности их желания. В Древней Церкви кандидат на Крещение должен был делом, а именно — аскетическим подвигом доказать серьезность своих намерений. У автора послеапостольского времени, св. Иустина Философа, первым из святых отцов описавшего практику Крещение своего времени, находим этому подтверждение: «Кто убедится и поверит, что это [христианское] учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются … как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго». В этом документе самого начала II века мы находим удивительное указание на то, что желающие принять Крещение постятся, и «мы молимся и постимся с ними». Крещение, как уже говорилось, обычно, совершалось в Пасху, поэтому пост перед Крещением являлся как раз предпасхальным постом. Но готовящиеся ко Крещению постились не обязательно 40 дней, а произвольное время. Лишь к IV в. Соблюдать такой пост призывали людей святитель Иоанн Златоуст, св. Святитель Амвросий Медиоланский в 380-е годы обращался к пастве со следующими словами: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди же…, какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился». Можно сказать, что на протяжении всего IV в. Но если на Востоке принимали сорокадневный пост с воодушевлением, то на Западе к нему привыкали неохотно. На Западе Великий пост всегда, и сейчас, был мягче, чем на Востоке. Римская паломница Эгерия, посетившая Восток примерно в это же время, оставила уникальное описание того, как постились в Палестине в дни Великого поста. Ради них, чтобы они могли быть разрешены от поста как можно раньше, литургия совершается в храме Воскресения по субботам до восхода солнца. И не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше. Ибо таков обычай здесь. Надо сказать, что римская паломница подробно описывает лишь те виды поста, которые поразили ее воображение, прочие же лишь упоминает. Из других документов тех веков мы узнаем, что диапазон постных подвигов в дни Великого поста был очень велик. Кто-то не вкушал пищу все дни, кроме небольшого обеда в субботу и трапезы в воскресенье; Некоторые питались раз в день; Иные в Великом посту вкушали немного, а по понедельникам, средам и пятницам совершенно воздерживались от пищи… Словом, каждый постился, как мог, никаких предписаний здесь не было, причем, как замечательно свидетельствует Эгерия, «не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше». Вместо полного воздержания от пищи появился обычай отказываться от пищи какого-то рода, например мясной. Или же воздерживались от пищи до какого-то времени. Такой пост предписывал преп. Ефрем Сирин даже детям. Он говорил, что хорошо, если бы дети воздерживались в дни Четыредесятницы от пищи хотя бы до 9 утра. Кто может, до полудня, а великовозрастные дети — и до 3 часов дня. Монахи отказывались не только от молочной, но и от вареной пищи, от мирян этого не требовали. Исторически это связано с рядом причин. Одна из них — стояние в истине монахов во времена иконоборчества. Авторитет монахов был так высок, что миряне, духовно окормляясь у приходского священника, периодически посещали и какого-нибудь авторитетного монаха в монастыре. Его советам внимали, по монашеской жизни поверяли свою. И в отношении поста ориентиром становится монашеская дисциплина. Но если на Востоке миряне прекрасно понимали, что монашеские требования — лишь высоко заданный уровень, к которому следует в той или иной мере стремиться, но он необязателен, то на Руси монашеский Устав поста восприняли как непреложный канон. Сегодня мы говорим о том, что сначала в отношении поста был принят Студийский Устав, потом — Иерусалимский… И как-то забываем упомянуть, что это именно монашеские Уставы. Написанные для монахов, пригодные именно им — живущим в монастыре, не обремененным тем рядом забот и сует, которыми обременены люди, живущие в миру. Все же: что это за упомянутые мною Уставы, по которым жили монахи? Это, прежде всего, Устав монастыря св. Феодора Студийского, или, как принято говорить, Студийский Устав. Этот монастырь обладал большим авторитетом, назывался Лаврой, то есть великим монастырем. Трудами преподобного Феодора в этом монастыре был разработан Устав монашеской жизни и богослужения. Одна из тем Устава — пост. Согласно Студийскому Уставу, в Великом посту дозволялось есть один раз в день, в 3 часа пополудни. Это время окончания церковной службы. В праздничные дни, субботы и воскресенья ели дважды в день, причем в эти дни дозволялось оливковое масло и вино. Наиболее строгий пост соблюдался в первую и четвертую Крестопоклонную недели; разрешалось лишь сухоядение. В пищу употреблялись сушеные и неразваренные плоды, притом без масла. Вино принимать запрещалось, вместо него пили так называемое благосмешение из перца, тмина и аниса. В Страстную седмицу, что может показаться удивительным, был нестрогий пост, а в Великую субботу, в которую нынешний Устав предписывает полное воздержание от пищи, в 5 часов пополудни полагалось разговение: иноки вкушали сыр, яйца и испивали по три чаши вина. Студийский Устав был принят основателем иночества на Руси, игумном Киево-Печерского монастыря, преподобным Феодосием Печерским. Именно на него в отношении постов ориентировались древнерусские духовники, определявшие норму пощения для верующих. Еще раз повторюсь, что русским духовником не было понято, что это именно монашеский Устав и во всем объеме применять его к мирянам нецелесообразно. Причем, что уж совсем странно, подобный пост на Руси стали предписывать не только взрослым, но и детям. Если в Греции дети практически не воздерживались от еды, на Руси сначала стали учить, что ребенок с двух лет должен воздерживаться от молочной пищи, а затем этот срок понизили до года. Некоторые не по уму ревностные русские духовники стали учить, что ребенок может сосать материнское молоко только в один пост, а на третий должен поститься. Под постами тут стали понимать вообще все многодневные посты года, а их 4 в то время было 3, Успенский пост появился на Руси с XIV столетия. Соответственно младенца требовали отнимать от груди и раньше года. Однако с XIV в. Теперь, если ребенок рождался в июне, то, согласно прежним правилам, его следовало полностью переводить на постную пищу уже к августу». Но одновременно с этими неудобовразумительными строгостями рыба не считалась скоромным блюдом и ее можно было вкушать мирянам во все посты. В течение 13—14 вв. Со Студийского русские монастыри перешли на Иерусалимский. А этот Устав был еще более строгим. Мы помним из рассказа Эгерии о неких евдамадариях, которые во многие дни поста вообще не вкушали пищи. Вот эта тенденция — полного воздержания от пищи в особые дни — и пришла на Русь вместе с Иерусалимским Уставом. Вот его пищевые требования. Рыба разрешается только в праздник Благовещения если он не совпадал со Страстной седмицей и в Вербное воскресенье, а в иные дни не позволяется не только рыба, но и растительное масло. В первую неделю поста Иерусалимский Устав так же, как и Студийский, предписываетл мирянам сухоядение без масла однажды в день, время принятия пищи — 3-й час пополудни. Монахи же с понедельника до среды первой недели должны проводить без пищи. В среду на трапезе разрешается хлеб с теплой водой. Остальные дни — четверг и пятница — проводятся также без пищи. Для больных разрешается хлеб с водой, а тяжелобольным дозволяется по захождении солнца вкушать пищу ежедневно. В остальные недели пять дней инокам предписывается сухоядение, а в понедельник, среду и пятницу всех недель пост еще строже. На Страстной седмице и миряне, и иноки могут лишь есть хлеб, «зелие неварено» и пить воду с воздержанием. В Великий четверг разрешается вареная пища, но без масла. Великий пяток предписывается проводить без пищи, а в Великую субботу — поститься до 9 часов вечера, после чего разрешается вкушать хлеб. В субботы и воскресенья мирянам и инокам предписывается масло и вино. В соблюдении поста мирянам так же, как и инокам, следовало руководствоваться рассуждением своего духовного отца. Эти предписания были настолько строгими и неподъемными для жителей нашего климата, что многие епископы своими циркулярами смягчали их. В монастырях также существовали свои особые правила. Вот, например, Устав о посте Соловецкого монастыря в квадратных скобках перевод малопонятных слов : «На 1-й неделе в понедельник, среду и пяток, трапезы не поставляют. Во вторник, четверг на братию хлебы белыя, взвар с медом, ягоды морошка, капуста соленая, да толокно мешеное. В субботу шти белыя [щи из белой капусты], лапша гороховая, каша соковая [пюре из ягод] — все с маслом. В воскресенье ко штям пласти [кушанье из мороженой рыбы], да каша. На прочих же неделях, в понедельник, среду и пяток ко штям [к горячим щам] две ествы студеныя [два холодных блюда], во вторник же и четверг шти борщовыя с соком, да сухари, да ества студеная, другая горячая». Нетрудно заметить, что это вполне реальная и даже вкусная постная дисциплина. Миряне могли следовать монашескому Уставу, но могли поститься и более щадяще. Вот какое предписание о посте на 1-й недели Великого поста дает, например, Домострой, известный памятник русской литературы и благочестия XVI в. Таким образом, и в самый строгий пост за столом богатого горожанина можно было увидеть более 30 различных кушаний, в том числе рыбных. В монастырях, а в иных особенно, постились очень строго. Иностранцы были поражены таким строгим соблюдением поста русскими людьми. По этой причине мы испытывали неописуемую муку… Как часто мы вздыхали и горевали по кушаньям нашей родины и заклинали, чтоб никто впредь [в Сирии] не жаловался на пост». Такая дисциплина — для монахов строгий пост, для мирян послабление — дошла и до нашего времени. Другое дело, что это должно быть свободным, а не принудительным решением. Совершенно непонятно, почему некоторые пастыри предписывают мирянам строгие монашеские правила поста. Я как священник устаю давать благословения «на послабление», причем часто верующие требуют даже не послабления на рыбу или молочное, но на подсолнечное масло. Какие конкретные рекомендации относительно пищевого поста автор считает приемлемыми для современного человека? Автор считает, что сегодня мы должны требовать от верующих людей поститься лишь в Великий пост да пост среды и пятницы. Можно повысить эти требования до того, что предписывать верующим людям поститься еще по одной неделе в посты Успенский, Рождественский и Петровский. Вопрос об этих последних многократно обсуждался. Несмотря на появление в Уставе этих постов, они никогда не адресовались мирянам. В лучшем случае рекомендовалась неделя поста. Известный канонист Востока патриарх Вальсамон XII век , приводя 69-е Апостольское Правило «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен» , комментирует его так: «Заметь, из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою… Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как то: в пост св. В другом месте Вальсамон ссылается на решение Константинопольского патриаршего Синода при патриархе Николае III 1084—1111 , который определил, что перед праздниками следует поститься только семь дней Вальсамон заключает: «Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским Уставом, предоставляется полная свобода». На этой же точке зрения стоит канонист XIX века епископ Никодим Милаш , чей фундаментальный труд по опубликованию и комментированию канонов много раз переиздавался и в последнее время. Многие русские иерархи на Поместном соборе 1917-1918 года настаивали именно на таких предписаниях: требовать поста в среду, пятницу и в Великий пост, а от остальных просто оставить только неделю. Кстати сказать, по Студийскому Уставу, по которому жила Русь, мирянам разрешалось во все многодневные посты, кроме Великого, вкушать молочное, яйца и рыбу. Когда на смену Студийскому Уставу пришел Иерусалимский, требования стали строже. Итак, вернусь к тому, что я думаю про соблюдение поста сегодня: Великий пост, а также среда и пятница в течение года — святая обязанность. Весь Великий пост проводить без мясного и молочного. Первую и Крестопоклонную седмицы поста, да Страстную проводить без рыбы. В остальные недели рыба, икра, морепродукты разрешаются. Не следить за нюансами Устава относительно масла, сухоядения и проч. Подросткам и студентам, кроме Первой, Крестопоклонной седмиц поста и Страстной, разрешить употребление кисломолочных продуктов. О детях речь будет ниже. Постные сладости и лакомства разрешаются только в субботы и воскресенья. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей…» Дневник св. Иоанна Кронштадтского. Желательно на весь пост воздержаться: от алкоголя за исключением особых праздничных дней , телевизора, посещения увеселений и проч. Рассказываю жене, что отец Александр Шмеман вспоминал, что ощущал в детстве наступление поста по тому, что в семье зачехляли фортепиано. Десятилетняя дочь: «Ух ты! Мама, нам тоже надо такую традицию ввести! И учебники по математике, по русскому, тоже хорошо бы убрать…» И еще. Пост — это не только «переход с мясомолочной пищи на растительную», как пишут при начале поста в светских газетах, но и ограничение себя в еде. Можно объесться постной картошкой, можно проводить долгие часы на кухне, готовя вкусный и разнообразный постный стол, но все это как раз не соответствует подлинному пониманию поста. Однажды это реальный случай, который я услышал от одного отца протодиакона некий протодиакон лег на операцию по удалению жира. И вот врачи его спрашивают: «Вы нас, конечно, простите, батюшка, но ведь есть у вас там какие-то посты… Как вы питаетесь-то? Протодиакон с улыбкой: «Ну, есть посты. А как питаюсь? Два батона, кочан капусты да кастрюля картошки…» Все святые отцы отмечают, что пост — это время, когда не отягченный жирной и обильной пищей ум бодрствует и готов к молитве, богомыслию. Игнатий Брянчанинов. Если мы утучнили себя хоть бы даже и постной пищей, то ум наш опять попадает в дремотное состояние, душа теряет бодрость. Поэтому будем не только в роде пищи, но и в ее количестве соблюдать меру. Или вот это, из святителя Иоанна Златоуста: «Пост возводит любящих его на небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми… Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых». Или известное мнение отцов, что пост — «прогонитель демонов». В чем механизм поста? Как смена одного рода пищи на другой может доставить все это человеку? Или, может быть, это все лишь благочестивые обороты речи? Поймем мы это, если перестанем мыслить пост в категории смены рода пищи, а будем воспринимать пост как время вообще воздержания и ограничения себя. Один человек рассказывал мне, что ощутил подлинную легкость и смысл поста «тут-то я и понял механизм поста» , когда стал в дни Великого поста отказываться от еды по средам и пятницам. Совершенно отказываться от еды необязательно, но ограничение себя, еда не до сытости, не до отяжеления желудка — все это поможет ощутить легкость в теле. Затем мы почувствуем бодренность и возвышенность души. Далее придет доверие Богу и беспопечительность — мир сей как бы перестанет путами своими держать человека. Освободившись от пут желаний мира сего, мы ощутим близость к Богу. А теперь, если мы попробуем в таком состоянии молиться, молитва наша, в таком состоянии воссылаемая к Небу, обретет крылья. В этом отношении замечательны слова святителя Игнатия Брянчанинова : «Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Святитель Игнатий очень точно сформулировал, что происходит с душой, если тело наше нами сознательно ограничено в обильной пище. Об этом же говорит другой признанный эксперт в области ведения души человеческой, святитель Феофан Затворник: «Основа страстей в плоти. Когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти, и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти — было бы чудом… У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях?

Удалось ли увидеть в себе то, что мешает духовному росту, подчиняет, сковывает, обескровливает нашу жизнь например, какое-то греховное пристрастие и зависимость вроде пьянства, курения, иного рода пораженности воли злом? Удалось ли понять, что Спаситель именно для того и воплотился и умер за нас, чтобы дать нам возможность от всего это зла в себе избавиться? Удалось ли, наконец, начать следовать за Ним не только на словах, не только противостоять и уклоняться от зла, но и делать добро? Появилась ли в нашей душе благодарность Богу, надежда на Его помощь, решимость и самим подражать Ему в милосердии, любви, терпении? И много иных вопросов такого рода стоит себе задавать во время поста, тогда будет и мотивация для духовного роста. Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Пост — особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями — эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты — это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей — есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста — несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его. Отвечал священник Алексий Колосов Если во время поста чувствуется сплошное раздражение, усталость - значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост? Когда перекапывается почва в саду, на поверхность нередко попадают доселе скрытые и не всегда красивые и приятные для запаха предметы и существа. Действие порождает противодействие. Усталость и раздражение во время поста бывают и от перемены привычной пищи и распорядка жизни, то есть это побочные эффекты одной из целей поста - отмены "рутины", течения жизни по накатанным, "автоматическим" тропинкам, многие из которых для нас опасны. Кроме того, издавна известно, что если у нас есть какие грехи и мы в них раскаиваемся, начинаем с ними борьбу, избегаем их повторения, есть большая опасность замещения этих "раскаянных" грехов другими, иногда более опасными. Например, почти любой грех можно "задавить" гордостью или тщеславием, при этом искренне считая, что мы побеждаем. Весьма полезным образом нашей души может быть сад, который нам дан для возделывания. В нем богатая, плодородная почва, в нем источник воды, а сверху светит солнце. Если в этом саду ничего не сажать, он сам зарастет сорняками, мощными и, в лучшем случае, бесплодными или ядовитыми плодами. Если сорняки просто пропалывать, можно иметь временный успех, но победить невозможно: корни их остаются в плодородной почве, а семена рассеяны везде. Целью же существования этого "сада" является вовсе не то, чтобы занять садовника прополкой, а в том, чтобы дать богатый урожай плодов, как в известной притче Спасителя про виноградник. Иными словами, надо на место вырванного сорняка сажать плодородное растение, на место греха - добродетель, чтобы силы нашей души не питали сорняк, а давали плод. Так вот, раздражение, тоска и усталость во время поста могут быть также признаками того, что мы только делаем вид, что меняемся, мы "косим" наши грехи и недостатки, но ничего не сажаем взамен, ходим по кругу, вытесняя одни страсти другими. Лекарством тут может быть труд, реальная работа, реальная помощь и служение кому-то, переход к культивации добродетели, укреплению своей воли в делании добра, согласовании своей воли с волей Бога. В этой связи, кому-то полезно будет пост ослабить, а кому-то - усилить, все люди разные. Отвечал священник Алексий Чумаков Лос-Анджелес Почему именно в пост так обостряются отношения - и на работе, и личные. Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти.

Мирянам на всё это нужны силы. Поэтому им, как правило, разрешается в пост есть растительное масло независимо от дня недели. Нездоровым людям разрешают пить молоко и есть рыбу. Однако на послабления обязательно следует просить благословения священника. Разрешается не поститься воинам и путешествующим не в отпуск , то есть тем, кому нужны силы для выполнения долга. Это не рыба, а значит, такие продукты вполне позволительны. Мирянам дважды в пост можно выпить по рюмке вина — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. Монахи такой возможности лишены. Впрочем, в погоне за "постной диетой" стоит помнить изречение Серафима Саровского, который так ответил на вопрос, чего нельзя есть в пост: "Людей не ешьте! Чтобы отбить специфический вкус, в него добавляют клубнику. Что можно и чего нельзя делать в Великий пост В пост следует обязательно ходить в храм, исповедаться и причащаться. Стоит помнить больше о Боге, чем о еде. Веганы не едят мясо, но ближе к Богу не становятся. Надо помириться со всеми, с кем поссорились. Если есть силы и время, можно заняться благотворительностью, делать добрые дела. Кружка горячего кофе для бездомного и долгожданный подарок для вашей бабушки одинаково ценны. Великий пост — прекрасное время, чтобы распрощаться с дурными зависимостями: табаком и выпивкой.

Великий пост: для души или для здоровья?

Зачем они нужны? Но большинство постов длятся только с первых признаков наступающего рассвета до появления строгие посты, когда запрещены лишь еда и питье, отмечают 3 Тишрея (пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий. Оглавление: 1. Зачем нужен пост? Домой Здоровье Голодания Зачем нужен пост христианину (держать соблюдать в православии человеку). Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая.

Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах

Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний. Тем не менее пост не является заповедью согласно Библии, и никто не учит о том, что христиане ДОЛЖНЫ поститься. Первая неделя — Торжество православия. Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий. Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя. Послабления в посте. Православие предусматривает послабление правил для некоторых категорий христиан.

«Какое дело Богу что я ем?» — Пять вопросов священнику о смысле Великого поста

И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча Вторая книга Царств 1:11-12 Пост может также быть средством выражения скорби и огорчения за грехи других людей, например, за грехи людей в вашей церкви или в вашей стране. Когда царь Саул в своей неправедной ревности хотел убить Давида, то сын Саула Ионафан сделал следующее: И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его. Первая книга Царств 20:34 4. Для поиска освобождения или защиты Одним из наиболее распространённых видов поста в библейские времена был пост с целью искать спасение от врагов или обстоятельств. Самый известный совместный пост, описанный в Писании, был пост, о котором говорится в 4 главе книги Есфирь. Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть её прошения Богу о Его защите от ярости царя.

Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну. Есфирь 4:16 В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учёбе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения.

Для выражения покаяния и возвращения к Богу Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению. Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств:... Первая книга Царств 7:6 В Книге пророка Иоиля Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: Но и ныне ещё говорит Господь: «Обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании».

Иоиль 2:12 Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в «мёртвое дело», если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определёнными грехами в нашей жизни. Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов. Чтобы смирять себя перед Богом Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, когда вы желаете выразить своё смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост.

Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день. В ответ на этот вопрос Жан Кальвин также ответил вопросом: А почему бы и нет? Ибо если он пост является святым упражнением как для смирения человеков, так и для исповедания этого смирения, то почему наша нужда должна быть в нем меньше, чем нужда древних?... Почему и нам не следует делать того же? Для выражения заботы о деле Божьем Так же как родитель может поститься и молиться, заботясь о том, чтобы дело Божье совершилось в его ребёнке, так и христиане могут поститься и молиться, чувствуя ответственность за дело Божье в более широком масштабе.

Несомненно, мы не сможем поститься непрестанно, но да даст Господь нам время от времени переживать озабоченность о Его труде настолько сильно, чтобы наша обычная забота о еде показалась нам второстепенной по сравнению с Его делом. Для служения нуждам других людей Те, кто думают, что духовные дисциплины воспитывают в человеке наклонности к эгоизму и независимости, должны обратить внимание на то, что говорится в Книге Исайи 58:6-7. Это место является самым лучшим местом в Писании о посте. В нем говорится исключительно о посте, причем Бог подчеркивает связь поста с разделением нужд других людей. Люди, к которым адресуются этим слова, жаловались Господу на то, что они постились и смиряли себя перед Ним, но Он не ответил на их молитвы и посты.

Замечено также, что разумно постящийся молится более сосредоточено, хранит «благоустройство ума». Телесный пост — средство для преодоления многословия и пустословия. Объедение именуется прп. Иоанном Лествичником главой всех телесных страстей. Ожесточение сердца, сонливость, лень, многословие, дерзость, наглость, бесчувственность, кощунство, дерзость, неожиданные злоключения и отчаяние. Всё это известный духовный наставник монашествующих усматривает как последствия телесного невоздержания. Иоанн Лествичник подчёркивает пользу телесного поста. Он погашает телесное разжение, истребляет сердечную бесчувственность, является началом смирения и здоровья тела.

Заключение Меру поста пусть каждый определяет в соответствии со своим здоровьем, возрастом, жизненными обстоятельствами.

Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение» Лествица. Слово 14. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что пост — это одно из важнейших духовных средств в деле спасения души. Причём суть поста не в том, чтобы только не есть определённых видов пищи. Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора — это не пост, если вы во время поста ходите по театрам, концертам и прочим развлекательным заведениям, — это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно «общаетесь» по телефону, зачитываетесь художественной литературой — это тоже не пост. Если вы сами, воздерживаясь от скоромной мясо-молочной пищи и развлечений, осуждаете других за их «нерадивую» жизнь, то это тем более — не пост. Пост — это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа.

Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия. Некоторые из Святых Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу.

Местный колдун собирает племя и строго так у всех спрашивает: никто тотемную лягушку не кушал? Нет, никто не кушал... Ну ладно. Колдун устраивает большую мистерию около центрального идола деревни, и все ждут результатов. Проходит неделя, засуха продолжается. Угроза гибели урожая. Все снова собираются и торжественно приносят богам жертвы, кому чего не жалко: часть прошлогодних запасов злаков, например, или поношенную одежду это и нам знакомо — на тебе, Боже, что нам негоже.

Проходит время и становится ясно, что мелкими подачками гнев богов загладить нельзя. Вразумленные неудачей аборигены, от каждого семейства отдают колдуну лучшее животное, и совершается большое щедрое жертвоприношение по всем правилам. Засуха продолжается, урожай гибнет, приближается призрак голода. В племени начинается большая подготовка. Деревенская площадь очищается, складываются огромные костровища. Мужчины деревни, способные быть воинами, наносят на тела боевую раскраску. С наступлением ночи под рокот барабанов разворачивается действо: возжигаются костры, мужчины выходят в центр и начинают ритуальные танцы. Через два часа в руках танцующих появляются ножи. Усиливая танец и переходя в ритмический боевой транс, воины полосуют себя ножами по икрам.

Во все стороны брызжет кровь — совершается кровавое жертвоприношение богам, ритуальный танец не прекращается, к утру все лежат в изнеможении и ожидании чуда. Однако, судя по погоде, человеческая кровь не умилостивила богов племени. И тогда, только тогда, наступает трудный момент употребления последнего средства, на которое нелегко решиться. Но что делать — все уже испробовано, ничего в запасе не осталось. Вождь собирает деревню причем колдун скромно стоит вместе с народом и назначает... Не поверите. И назначает… время покаяния и поста! Все племя в течение определенного промежутка времени постится и кается в грехах. У нас в христианстве хоть пост и не нами, как видим, придуман все с этого только начинается.

Зачем нужен пост? Человек является телесно-духовным существом, и устроен так, что если хорошо и плотно покушает, то его тянет или поспать, или порезвиться, но никак не помолиться. А питание не совсем досыта, к чему скоро привыкаешь, и голода нет; с исключением определенных видов пищи как правило, животного происхождения , избавляет нас от сонливости и искушений, облегчая наше тело. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Таким образом, физический пост делает возможным исполнение поста истинного, духовного. Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе. Можно ли сделать вывод о том, что главное — это духовный пост, а пост телесный только средство к исполнению главного? Можно, это так и есть. А можно в развитие этой мысли предположить, что телесный пост необязателен, а лучше сразу духовным постом заняться?

Ну, если ты готов рубить дрова без помощи топора, попробуй, конечно: может быть и получится — иные мастера ребром ладони кирпич расколоть способны. Но благоразумнее будет прислушаться к мнению наших святых. В чем заключается пост? Разговаривают двое прихожан: «Не воровал ли чего? Что я, нехристь, что ли?!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий