«Действующий президент Турции уверенно победил на выборах в мае 2023 года. Репутация Эрдогана и его режима в глазах Брюсселя не стала лучше и после его переизбрания на президентский пост в 2023 году, а также недавних турецких местных выборов в начале апреля.
Удар по туристам? Россиян ждут проблемы из-за поражения Эрдогана на выборах
С момента образования Османской империи в 1453 г. Лишь почти четверть века в период с 1955 по 1979 гг. После же февральской исламской революции 1979 г. Поскольку лидер исламской революции и основатель Исламской Республики Иран айятолла Хомейни провозгласил США «большой сатаной» за их империалистическую политику в мире и на Ближнем Востоке, в частности, то, естественно, что между новым Ираном и членом НАТО Турцией на долгий период сформировались сложные отношения. Фактически Турция, на территории которой дислоцируются военные базы Пентагона и разведывательные объекты ЦРУ, являлась противником Ирана. К тому же, персидско-турецкие цивилизационные, исторические и религиозные противоречия в той или иной форме продолжали сопровождать политику двух соседних государств.
Турция в той или иной форме вынуждена была присоединиться и к политике антииранских санкций коллективного Запада. Одним из тем рельефного выражения ирано-турецких противоречий представлялся палестино-израильский конфликт. Тегеран стал однозначно поддерживать освободительную борьбу палестинского народа и враждебно относиться к сионистской идеологии и политике Израиля, рассматривая последних как инструмент американского империализм по колонизации Ближнего Востока и эксплуатации природных ресурсов региона. Турция же оказалась первой страной исламского мира, кто признал Государство Израиль и установил с ним дипломатические отношения по рекомендации США и Великобритании. Первый прорыв был связан с налаживанием более продуктивных торгово-экономических отношений, строительством газопровода из Ирана в Турцию по соглашению 1996 г.
В частности, газопровод Тебриз — Анкара протяженностью 2557 км и пропускной способностью в 14 млрд куб. Обычно Турция импортирует по данному газопроводу 11 млрд куб. Между Турцией и Ираном ведутся переговоры о продлении действующего газового контракта, срок действия которого завершается в 2025 г.
В этом смысле он достаточно успешный политический менеджер», — полагает эксперт. В частности, можно говорить о том, что Турция начала позиционировать себя как отдельный центр силы.
Если раньше она была частью западной системы международных отношений, то сегодня она — одна из ключевых центров силы нового полицентричного миропорядка. Турция не боится продвигать себя в качестве такого центра и хаба, центра притяжения, через который проходят торговые пути Север — Юг и Запад — Восток. Это позволяет увеличивать ее благосостояние, в том числе и в первую очередь — за счет заработка на движении товаров через ее территорию Владимир Аватковдоктор политических наук, заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Также, по словам Аваткова, принципиально важно, что за эти годы Турция ушла от существенной зависимости от Запада, создав собственный оборонно-промышленный комплекс, фактически с нуля разработав и крылатые ракеты, и вертолет, и беспилотники, и танк, и различные образцы стрелкового вооружения, и многое другое. Кроме того, двинулась вперед турецкая наука — за последнее время было защищено большое количество патентов в турецких лабораториях и научных центрах. Турецкая система образования перестала быть непопулярной, а приобретает все большую значимость, ряд турецких университетов входит в топ мировых рейтингов, подчеркнул доктор политических наук.
При этом Эрдоган сумел вести диалог со всеми сторонами на равных, а не на правах младшего брата. Благодаря имплементации политики многополярности президенту Турции удалось обеспечить для страны серьезные экономические и политические преференции, отмечает она. За последние десять лет два лидера провели более 30 двусторонних встреч и обменялись сотней телефонных звонков. Контакты между Анкарой и Вашингтоном стали менее интенсивными, и все противоречия между ними воспринимаются очень болезненно, тогда как Москва и Анкара умеют находить компромиссы по самым сложным международным проблемам, важным обеим сторонам. Владимир Аватков также полагает, что в отношениях Турции и России был достигнут огромный прогресс.
Он напомнил, что был осуществлен ряд крупнейших проектов, таких как «Турецкий поток», « Голубой поток », начали строить АЭС «Аккую» , страны смогли перейти от конфронтации к сотрудничеству — стабильному, пусть и не бесконфликтному. Россия и Турция находят точки соприкосновения в различных вопросах, в том числе военно-стратегических, что привело к тому, что у Турции теперь есть, например, система С-400, к решению сирийского вопроса и так далее. Кроме того, Россия и Турция в лице президентов двух стран нашли общий язык, и, как говорил наш президент: «Эрдоган — человек слова». С ним сложно договариваться, но если договоренность достигнута, то свое слово он держит. Что, безусловно, важно — Турция не закрывается от России при наличии малейшей проблемы, как это делает Европейский союз Владимир Аватковдоктор политических наук, заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Политолог Александр Асафов, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва» признает, что отношения России и Турции складываются достаточно сложно, но в целом, учитывая взаимоотношения не в логике подавления одного другим, а в логике взаимоуважения и многополярности, здесь много позитивного.
Здесь суверенная позиция Турци,и несмотря на то, что она является членом НАТО, для нас как для одного из крупнейших акторов Черноморского региона — это позитивный момент, хотя зачастую действия Эрдогана выглядят если не как враждебные, то точно как вызывающие. Но в целом, я считаю, это отношения конструктивные, и у них есть будущее, несмотря на позицию Эрдогана по массе неприятных для нас вопросов», — говорит Асафов. Но понимание того, что на противоречиях далеко не уедешь, есть как у России, так и у Турции, и это главное. Пусть с определенным трудом, но мы постепенно учимся находить точки соприкосновения», — заключила она.
Пусть никто не сомневается, что мы примем решение в этом процессе в рамках стратегической мудрости и справедливости», — сказал глава Турецкой Республики. Южное крыло НАТО нуждается в лидерстве Турции, это важно с точки зрения стабильности региона, указал в свою очередь нидерландский премьер, выдвинутый ранее на пост нового генсека Североатлантического альянса.
Турция играет решающую роль. При этом она прилагает усилия для урегулирования ситуации в Газе», — заявил Рютте, добавив также, что Анкара «предпринимает меры, чтобы справиться с ужасным конфликтом на Украине».
Во-вторых, нынешний турецкий режим пытается собрать вокруг Турции другие тюркские государства ради увеличения своего веса в мире в качестве лидера относительно крупного объединения, а также ради удовлетворения собственных имперских амбиций. В-третьих, в ходе подобных мероприятий Анкара пытается добиться признания Турецкой Республики Северного Кипра в качестве независимого государства. Анализируя ход саммита в Самарканде и совместных контртеррористических учений, можно с уверенностью отметить, что режим Эрдогана успешно справляется с задачами по консолидации вокруг себя тюркских государств, в том числе и членов Организации договора о коллективной безопасности. Однако в вопросе о статусе Северного Кипра среди тюркских государств нет единства.
Будет ли переворот? Эрдоган после победы заявил, что он с Турцией "до смерти"
Партия "Родина" является движением левого толка, которое основывается на позициях первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, придерживается антизападных и антиамериканских взглядов. НАТО — военно-политический альянс, созданный в 1949 году подписанием Североатлантического договора. Ключевым пунктом документа является 5 статья, согласно которой нападение на одного члена альянса считается нападением на всех. На данный момент статья 5 ни разу не применялась.
До выборов власти прибегали к различным схемам с участием государственных банков для стабилизации валютного курса турецкой лиры, осложняя при этом жизнь турецким экспортёрам.
После выборов курс лиры резко пошёл вниз, достигнув к середине лета рекордных значений более 30 лир за один евро и 27 лир за доллар США [7]. Падение лиры дополнительно обострило главную проблему турецкой экономики — неудержимый рост дефицита бюджета, увеличив «цену» масштабной правительственной программы «гарантированных депозитов», по которой казначейство и центральный банк с конца 2021 года компенсировали вкладчикам обесценивание валюты в дополнение к банковским процентам по вкладам. Первоначально принятый на 2023 год бюджет предусматривал расходы в размере 4,5 триллиона лир 172 миллиарда долларов и дефицит в размере 661 миллиарда лир 25,3 миллиарда долларов. Но предвыборные затратные программы правительства и расходы на ликвидацию последствий февральского землетрясения привели к краху бюджета.
По официальным данным, дефицит бюджета за первые пять месяцев 2023 года превысил 263 миллиарда лир 10 миллиардов долларов [8] , более 40 процентов от прогнозного показателя за весь год. К концу 2023 года дефицит бюджета прогнозируется до 10 процентов ВВП. В этих условиях власти были вынуждены пойти на принятие дополнительного бюджета, предусматривающего дополнительные расходы в 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов [9] , из которых 44 процента должны пойти на программы, связанные с землетрясением. Хотя запрошенная сумма недостаточна для удовлетворения потребностей, правительство не может позволить себе просить больше из-за юридического обязательства в равной степени увеличивать доходы.
Вместо этого Великое национальное собрание Турции ВНСТ по инициативе ПСР приняло ещё один законопроект, который позволит Эрдогану выделять средства государственным организациям и расширять лимиты заимствований. Сделано это потому, что, согласно турецкому законодательству, дополнительный бюджет требует от правительства определить эквивалентные доходы и придерживаться запланированных показателей дефицита бюджета. Не имея возможности обеспечить такой объём поступлений, несмотря на повышение ряда налогов и сборов после выборов, правительство удовлетворилось дополнительным бюджетным предложением в размере 1,1 триллиона лир 42 миллиарда долларов , надеясь преодолеть разрыв за счёт других средств. Соответственно новый законопроект о выделении средств госорганизациям и повышении лимитов заимствований дал возможность Эрдогану покрыть недостающие ассигнования в 700—800 миллиардов лир 30 миллиардов долларов за счёт займов.
По мнению оппозиции, такой законопроект ущемляет полномочия ВНСТ по формированию бюджета и фактически нарушает конституцию. Ещё один бич экономики Турции, зависящей от импорта, — рост цен на иностранную валюту, являющийся одним из основных факторов инфляции. Поскольку доходы от экспорта и туризма не покрывают импорт, дефицит счёта текущих операций страны увеличился на 8 млрд за май 2023 года, выведя годовые показатели его роста на 60 миллиардов долларов. Для покрытия этого разрыва Турции необходимо привлечь иностранные средства.
Однако, несмотря на назначение новым министром финансов известного экономиста Мехмета Шимшека и главой Центрального банка финансиста с богатым опытом в ведущих международных структурах Хафизе Гайе Эркан, власти Турции до сих пор не смогли внушить доверие западным инвесторам и по-прежнему рассчитывают на финансовую поддержку богатых монархий Персидского залива. Об этом, в частности, свидетельствует международная активность министра финансов и послевыборное ближневосточное турне Эрдогана в июле этого года [10]. Правительство рассчитывает привлечь 25 миллиардов долларов инвестиций из аравийских нефтедобывающих монархий с помощью различных схем, включая их участие в новой приватизации. Внутриполитический ландшафт Турции, очевидно, будет существенным образом определяться попыткой президента вернуть массовую поддержку ПСР, которая на протяжении уже трёх парламентских электоральных циклов теряет лояльность избирателей как в относительных, так и абсолютных показателях.
Так, в ноябре 2015 года ПСР поддержали 23,6 миллиона человек, в 2018 году — 21,3 миллиона, а в 2023-м всего лишь 19,3 миллиона.
Лидер ПНД Девлет Бахчели потребовал закрытия партии DEM и отмены парламентской неприкосновенности ее законодателей после того, как некоторые члены партии, как сообщается, оскорбили современного основателя Турции Мустафу Кемаля Ататюрка и президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Тунч напомнил, что судебные власти возбудили уголовное дело после инцидента, а некоторые члены партии DEM уже задержаны.
Вы можете свободно проводить демократическую политику, потому что люди голосуют за вас, требуя служения, а не поддержки террористических организаций», — сказал он.
Началось активное позиционирование Турции в качестве одного из растущих центров мирового геополитического влияния. Эрдоган заявил о стремлении Анкары играть более весомую роль в мировых делах. По его убеждению, внешняя политика современной Турции стала более ответственной, более самостоятельной и более многовекторной. В качестве основной задачи в документе ПСР обозначалось стремление сформировать уже в новом столетии Республики на основе внешнеполитического фундамента последних двадцати лет эффективную, независимую, динамичную и устойчивую в новой международной системе координат «ось Турции».
В программе ПСР отмечалось, что понимание внешней политики и безопасности базируется на целостной стратегии, в основе которой лежат следующие шесть приоритетов: Эффективная реализация многосторонней, многоплановой, инициативной и гуманитарной человеко-ориентированной дипломатии на основе переговоров и согласия. Обеспечение верховенства международного права и справедливости во всем мире на основе сохранения территориальной целостности и политического единства всех стран, особенно соседних. Установление максимального торгово-экономического сотрудничества с близкими, соседними и дальними регионами. Проведение культурной дипломатии, сосредоточенной на взаимодействии с регионами с различными культурными и цивилизационными особенностями. Проведение мирной дипломатии, в приоритете которой — разрешение конфликтов мирными средствами.
Решение проблем национальной безопасности с её экономическими, гуманитарными и экологическими аспектами путем укрепления статуса Турции в качестве сдерживающей военной державы. Своей стратегической целью ПСР провозгласила укрепление статуса Турции в качестве глобального игрока путем её эффективной адаптации к меняющейся международной системе. Помимо «Столетия Турции», у ПСР в той или иной степени проработанности имеются программы и на 2053 год 600 лет с момента завоевания Константинополя в 1453 году , и даже на 2071 год 1000 лет победы в битве при Манцикерте в 1071 году. Насколько они окажутся востребованными и уместными — покажет будущее. А пока вернемся в наше время и выделим основные особенности текущего внешнеполитического курса Турецкого государства.
Современные внешнеполитические тенденции Заметно укрепив за последние два десятилетия свое региональное значение и расширив влияние на соседние страны, Турция заявила о себе как о «надрегиональной державе» с претензией на более масштабную роль в мировой политике, в том числе — в системе глобального управления. Стремление выйти в «высшую лигу» мировой политики отражено практически во всех программных документах ПСР последних лет. Анкара всячески старается участвовать в формировании международной повестки. Особенно это проявлялось в контексте сирийского кризиса, ливийской проблемы, карабахского конфликта, «зерновой сделки» и т. В рамках растущего соперничества великих держав современная Турция стремится позиционировать себя в качестве влиятельного участника международных отношений, способного играть роль «балансирующей силы».
Современная турецкая дипломатия в текущих геополитических условиях видит для себя некий «трамплин» для реализации собственных внешнеполитических задач. Одновременно Турция стремится стать одним из архитекторов региональной безопасности, участвуя в полном или частичном заполнении политического вакуума, образовавшегося в результате сокращения присутствия западных держав в регионах Ближнего Востока и Африки. Поставки вооружений и открытие военных баз являются важными инструментами реализации внешнеполитического курса Анкары на современном этапе. Такой трансформации способствуют, на наш взгляд, три ключевые тенденции современной внешней политики Турции: Милитаризация и секьюритизация турецкой дипломатии. Примечательно, например, что в политической программе ПСР от 2018 года раздел, посвященный внешней политике, назывался «Внешняя политика и национальная безопасность».
Турция создает собственный военно-политический альянс на постсоветском пространстве
Турецкий лидер заявил, что твердо верит в то, что тесное сотрудничество в политической, военной и экономической областях с дружественными странами будет продолжаться. Турецкие бизнесмены входят в число тех, кто сталкивается с отказом в шенгенских визах или длительными задержками в оформлении виз. Некоторые страны утверждают, что эти задержки вызваны накоплением заявок после COVID-19, но турецкие власти назвали это политически мотивированным шагом. Как отмечает турецкая пресса, в предстоящий срок президент Реджеп Тайип Эрдоган будет проводить независимую внешнюю политику. Джеффри напомнил, что отношения между Джо Байденом и Эрдоганом были на относительно низком уровне в течение последнего года, но добавил, что Байден "проделал долгий путь к тому, чтобы исправить это своим звонком в понедельник", чтобы поздравить Эрдогана с победой на выборах.
Рабочие отношения Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным также много раз вызывали критику Вашингтона, несмотря на посредничество Турции, приведшее к обмену пленными, а также к жизненно важной сделке, которая позволила Украине поставлять зерно через Черное море в другие страны, отмечает Daily Sabah. Ссылаясь на заявления о том, что Турция близка к одобрению членства Швеции в НАТО, Джеффри отверг слухи как простые утверждения, не имеющие под собой существенных оснований. В связи с завершением президентских и парламентских выборов в Турции и приближением следующего ежегодного саммита НАТО вопрос о вступлении Швеции в блок безопасности вновь возник в повестке дня Анкары на этой неделе, поскольку Вашингтон снова призвал Турцию одобрить заявку скандинавской страны. Госсекретарь США Энтони Блинкен утверждал, что нет никакой связи между заявкой Стокгольма и модернизацией Анкарой имеющихся у нее истребителей F-16, но президент Джо Байден косвенно связал эти два вопроса в своем телефонном разговоре с Эрдоганом.
Силовики задержали 89 человек. Избирком Вана аннулировал результат Зейдана под предлогом «недостаточности законных оснований быть избранным». Источник в провинциальной администрации объяснил корреспонденту «КП» суть конфликта. По его словам, прокурдская партия выдвинула кандидата, который выступал с сепаратистскими заявлениями, был связан с запрещённой в Турции Рабочей партии Курдистана РПК и даже отсидел за это в тюрьме.
В родном Стамбуле он тоже проиграл — мэру города Экрему Имамоглу.
Многие уже видят в нем без четырех лет нового президента Турции. Но если раньше проблемы в экономике он всегда крыл успехами во внешней политике, что же сейчас пошло не так? Все видели, что альянс его шантажировал. Это нанесло урон Эрдогану. Известный стамбульский политолог Джан Байдарол объясняет: президент проиграл, потому что за его партию не пришли голосовать те, кто раньше верил, что именно Эрдоган вернет стране былое величие.
Джан Байдарол: «Эрдоган не занимает четкой позиции по палестино-израильскому конфликту.
К концу XIV века турки захватили все болгарские земли. В 1362 году турки во главе с султаном Мурадом I, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь Эдирне. Европейские владения Турции получили название Румелия. Опорой власти турецких султанов стали янычары. Сербы и боснийцы попытались остановить завоевателей. В 1371 году Мурад разгромил армию южных сербских князей в битве у реки Марица при Черномене , взял македонские города Драма, Кавала и Сере и одержал значительную победу над болгарами и сербами в Самаково.
Некоторые из сербских и болгарских князей были вынуждены подчиниться Мураду и стать его вассалами. В 1380-е годы Мурад возобновил своё наступление на западе. В 1385 году была взята София, в 1386 году — Ниш. Благодаря браку сына, покупке и завоеваниям он приобрёл территории бейликов Гермианогуллары, Карасы, Теккеогуллары и Хамидогуллары. Антиосманская коалиция беев и правителей анатолийских бейликов во главе с Караманогуллары была разбита в 1386 году у Коньи. В 1387 или 1388 году северные сербские князья остановили османов у Плочника, но в 1389 году Мурад и его сын Баязид победили у Косово. В этой битве Мурад был убит.
Сильной турецкой армии противостояло намного уступавшее в численности войско сербов и боснийцев.
Лидер турецкой партии Перинчек: угроза Анкаре исходит от США, Израиля и НАТО
Президентские выборы в Турции должны пройти не позже 14 мая 2023 года в вместе с парламентскими выборами, которые состоятся в тот же день. Понятно, что такой страной как Турция адекватно управлять подобная "политическая сороконожка" не сможет, воцарится анархия, оппозиционеры быстро разругаются, и все достигнутые на данный момент договорённости поползут по швам. Новости Турции – читайте о последних важных событиях, которые происходят в Турции на сайте Вестник Кавказа. Новости Турции – читайте о последних важных событиях, которые происходят в Турции на сайте Вестник Кавказа. Благодаря имплементации политики многополярности президенту Турции удалось обеспечить для страны серьезные экономические и политические преференции, отмечает она.
Ваш комментарий будет первым
- Как повлияют выборы в Турции на Россию: возможные варианты для разных итогов - 22 мая 2023 - Е1.ру
- Турция: свежие новости, последние события на сегодня - Новости
- Оппозиционная партия Турции впервые за 20 лет выиграла выборы — 01.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Турция объявляет свою собственную спецоперацию
Перестановки в правительстве Турции адресованы Западу
Как утверждает сенатор, Турция решилась на разворот в сторону Запада не только из-за давления НАТО, но и из-за готовности России прекратить зерновую сделку. Ее обошли представители Народно-республиканской партии Турции, а оппозиционные мэры сохранили свои посты в Анкаре, Стамбуле и Измире. Турция – последние новости. Израиль испытывает терпение Турции своими "иллюзиями о земле обетованной", которая включает и турецкие территории, а также угрозами применения ядерного оружия, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Из-за широко распространенных националистических настроений среди населения Турции и большинства ее политических партий другой президент может столкнуться с трудностями при изменении политики Турции по некоторым из следующих вопросов, вызывающих основную.
Эрдогану изменило чутьё. Россия нанесла новый удар по будущему коварной Турции
Министерство внутренних дел возглавил Али Ерликая, с 2018 года занимавший пост губернатора провинции Стамбул. Наибольшее внимание иностранных экспертов привлекло возвращение Шимшека спустя восемь лет в Министерство финансов. Турецкие официальные лица в разговоре с порталом Middle East Eye пояснили, что после переизбрания приоритетами Эрдогана станут: необходимость диверсификации внешнеполитических контактов, предотвращение дипломатических кризисов по периметру интересов страны, а также ускоренное развитие диалога с Сирией, Египтом и странами Персидского залива. По словам инсайдеров, экономические запросы республики, вероятно, будут играть определяющую роль в формировании ее внешней политики на ближайшие пять лет. На этом фоне назначение Шимшека выглядит позитивным сигналом иностранным инвесторам и международным институтам. Тем более что он получил профессиональный бэкграунд на Западе.
Шимшек направил Эрдогану собственный план, содержащий меры по реализации политики макроэкономической стабильности и структурных преобразований. Инициатива предполагает повышение процентных ставок Центрального банка для борьбы с инфляцией и сокращение дефицита платежного баланса, снижение жесткого надзора за валютным курсом, ослабление контроля в сфере финансов и ряде отраслей, а также выработку налоговых льгот с идеей сократить объем и виды налогов.
События в Казахстане ослабили пантюркистские и панисламистские настроения в турецкой элите и обществе в целом, заставили задуматься о своевременности идеи создания союза тюркоязычных государств под эгидой Турции.
Отвечая просьбу HSE Daily прокомментировать факторы сотрудничества и соперничества в российско-турецких отношениях, эксперт сказал, что их элементы сочетаются в Сирии, где стороны сотрудничают в прекращении огня на северо-западе страны. Но Турция поддерживает деятельность конституционного комитета, который пытается изменить действующую модель организации власти в Сирии, в то время как Россия оказывает помощь сирийским курдам. Соперничество также проявляется и на южном Кавказе, где Россия является союзником Армении, а Турция поддержала в ходе войны за Карабах Азербайджан.
Но при этом именно влияние России и Турции позволило остановить войну. Такие же тенденции проявляются и в черноморском регионе, где обе стороны стремятся обеспечить стабильность. Турция, являясь членом НАТО, не желает обострения ситуации и, напомнил докладчик, не допустила прохода дополнительных кораблей НАТО в Черное море во время конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 г.
Говоря о неоимперских элементах политики Турции, Амур Гаджиев отметил, что бывший министр иностранных дел 2009—2014 гг. Турции Ахмет Давутоглу называл себя неоосманистом, а внешняя политика страны отчасти демонстрировала преемственность политики младотурок в начале XX века. В последние годы союз исламистов и националистов привел к ослаблению имперских амбиций, но одновременно активизировались пантюркизм и пантуранизм, лозунги единства тюркских народов.
Да, между сторонами то и дело возникали общеизвестные противоречия критического характера, связанные с различием в подходах в рамках сирийского урегулирования. Более того, в конце 2015 — начале 2016 гг. Москва и Анкара были едва ли не на грани открытого горячего конфликта после поражения российского Су-24М в небе над Сирией в начале российской военной операции в этой стране. Имели место и другие события, помимо концепции «Ноль проблем с соседями» так или иначе побуждавшие приглянуться к Турции повнимательнее. В частности, это касается убийства в конце 2016 года посла России в Анкаре Андрея Карлова. Хотя турецкие официальные власти отмежевались от теракта, недальновидно игнорировать и тот факт, что ни в одной стране мира ничего подобного с представителями России не происходило. За последние 20 с лишним лет пребывания партии Эрдогана и его самого у власти возникали и другие, менее заметные инциденты, которые бросали тень на двустороннее сотрудничество.
Так, в Турции систематически проводились и проводятся антироссийские мероприятия со стороны сепаратистских и террористических с точки зрения России организаций и эмигрантских групп. Турецкие власти смотрят на это сквозь пальцы: пожалуй, иного подобного рода прецедента на Ближнем Востоке нет. Тем не менее, геополитическая и экономическая необходимость как будто бы диктовали Кремлю определённую линию поведения в отношении Турции. Неизменно подчёркивалась общность интересов, акцентировалось внимание на концепцию Эрдогана «Мир больше пяти», хотя она очевидным образом ставила под сомнение в том числе и российские позиции в Совбезе ООН. Между тем указанная концепция турецких стратегов сообщала на международной арене о несправедливом характере сложившегося мироустройства, что соотносилось и гармонировало с российским нарративом о необходимости перехода к полицентричному мироустройству. К тому же принятая в республике на вооружение в 2016 концепция «Голубой родины» тур. Турецкие интересы вошли в клинч с французскими в Восточном Средиземноморье.
Обычно Турция импортирует по данному газопроводу 11 млрд куб. Между Турцией и Ираном ведутся переговоры о продлении действующего газового контракта, срок действия которого завершается в 2025 г. Иран не приветствовал позицию Турции по оказанию поддержки чеченскому сепаратизму против России. Последняя обрамлялась в религиозные лозунги, в реальности же усилиями Турции, Великобритании и США создавался очаг конфликта на Северном Кавказе с целью блокирования Москвы и вывоза азербайджанской нефти и газа в обход России через Турцию в Европу. У Тегерана вызывает обеспокоенность геоэкономическая стратегия Анкары установить контроль над каспийским бассейном и энергетическими ресурсами прибрежных тюркских государств Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Серьезные расхождения в подходах Ирана и Турции наблюдаются и в части перспектив Зангезурского коридора в Армении, где Тегеран опасается установления «туранского моста» по связи Турции с остальным тюркским миром в ущерб интересам ИРИ. В политической схватке между Реджепом Эрдоганом и Фетуллахом Гюленом Иран поддержал действующего на тот момент турецкого премьер-министра, поскольку Ф.
Гюлен был сторонником США и их политики по использованию так называемого «мягкого ислама» для управления процессами в мусульманском мире. Эрдоган же стал позиционировать себя независимым от влияния США лидером, налаживать против воли Вашингтона эффективные торгово-экономические и иные связи с такими мировыми игроками, как Россия и Китай, а также продвигать исламские традиции в самой Турции. Тот же Сулеймани, по данным иранских источников, внес немалый вклад в сохранение жизни и спасение президента Р. Эрдогана в дни июльского путча 2016 г. Сохраняя разные подходы в ситуации сирийского кризиса, тем не менее, Иран и Турция благодаря российской дипломатии стали эффективными участниками астанинской площадки многосторонних переговоров Россия, Турция, Иран, Сирия. Применительно к Израилю отношения Ирана и Турции стали меняться к лучшему после прихода к власти в Анкаре происламской Партии справедливости и развития во главе с Р. В частности, Тегеран приветствовал резкую антиизраильскую риторику турецкого лидера и присоединение Анкары к гуманитарной миссии «Флотилия мира» для палестинцев в секторе Газа, осудил действия израильского спецназа по уничтожению 9-ти турецких граждан на борту «Мави Мармара» в 2010 г.
Сближение Турции и Ирана на фоне конфликта в Газе
Госдеп не гарантировал готовности Вашингтона поставить Турции самолеты F-16. — Крайне маловероятно, что Турция пойдет на разрыв с НАТО в обозримом будущем. Альянс, ко всему прочему, остается значимым пространством для политического торга Анкары с партнерами. Российское экспертное и политическое сообщество привыкло воспринимать и понимать политику турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана как во многом созвучную линии российского лидера Владимира Путина.
ТР © Турецкая Политика
Либо через принятие новой Конституции страны. Это им, конечно, интересно", — говорит Стародубцев. Однако политолог подчеркнул, что турецкая оппозиция не даст возможности команде Эрдогана это сделать. И поскольку в этом вопросе они не договорятся, вероятность досрочных президентских и парламентских выборов в Турции довольно мала, считает он. Кто может обойти Эрдогана на следующих выборах Бытует мнение: тот, кто одержал победу в Стамбуле, побеждает потом и на президентских выборах. На этот раз мэром города был избран оппозиционный лидер Экрем Имамоглу. Стародубцев рассказал, есть ли у него шансы стать следующим турецким президентом. На сегодняшний день он для оппозиции наиболее предпочтительный кандидат. Если бы были выборы завтра, он имел бы хорошие шансы не только на выдвижение, но и на победу.
Но все-таки политика — это штука такая хитрая. За четыре года, подчеркну, может многое что произойти. Он может растерять свой рейтинг. На политической арене Турции могут появиться совершенно новые игроки. В частности, до сих пор от партии власти никого не выдвинули. Неизбежно кто-то должен появиться. И этот кто-то, в принципе, может бросить вызов и Экрему Имамоглу", — заметил политолог. Стародубцев считает, что в своем нынешнем состоянии Экрем Имамоглу мог бы составить достойную конкуренцию режиму Эрдогана.
Читайте также:В Москве договорились готовить дорожную карту урегулирования отношений Сирии и Турции — Изменится ли политика Турции на постсоветском направлении в случае победы оппозиции? Есть лишь общие слова, что Анкара продолжит линию сотрудничества со своими соседями, в частности, с кавказскими и центральноазиатскими народами. Между Турцией и Азербайджаном особые отношения, в последнее время такие особые личные отношения сложились между Эрдоганом и президентом Ильхамом Алиевым. Последний недавно в Стамбуле выступил в поддержку действующего главы нашего государства. Несколько недель назад в Совете тюркских государств лидеры государств — участников организации в разной степени также высказались в поддержку Эрдогана. А бывший президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов даже выступил за вручение ему Нобелевской премии мира.
Турки-сельджуки под командованием Алп-Арслана нанесли поражение византийцам и взяли в плен византийского императора Романа IV Диогена. К 1307 Румский султанат распался на мелкие княжества. Одно из них — бейлик Османа , который был отдан ему в лен , явилось ядром образовавшегося в начале XIV века Османского государства. В 1299 году Осман, сын и наследник Эртогрула , принял титул «султан» и отказался от признания власти султанов Конии. По его имени турки стали называться османскими турками, или османцами. Власть их над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому. В 1318 году Хулагуиды , свергнув последнего сельджукского султана, разрушили это государство. Византийская империя использовала турок-османов в своих войнах со славянскими государствами Болгария и Сербия. На землях ранее принадлежавших Византии в Малой Азии османские султаны начали объединять под своей властью другие турецкие государства, создав в 1326 году на отвоёванных у византийцев землях турецкий султанат со столицей в городе Бурса. Султан Мехмед II Завоеватель На Балканском полуострове к середине XIV века в государствах болгар и сербов начался период феодальной раздробленности, что привело к их ослаблению и способствовало подчинению туркам, которые, завоевав малоазиатские владения Византии, стали продвигаться на запад. В это время в Византии разгорелась ожесточённая борьба за власть, что позволило туркам перейти к завоеваниям на Балканском полуострове. Оставив Константинополь у себя в тылу, турки двинулись на государства южных славян. Несмотря на страшную угрозу, славянские правители не смогли образовать военный союз. К концу XIV века турки захватили все болгарские земли.
Текущий расклад политических сил в стране В мае текущего года в Турции прошли очередные президентские и парламентские выборы. Выборы оказались одними из наиболее сложных и напряженных избирательных процессов в Турции за последние два десятилетия. Отдельные оппозиционные партии и политики начали сближаться с действующей властью. В таких условиях в стране стартовала подготовка к другим выборам — муниципальным, которые должны состояться 31 марта 2024 года. Правящая партия рассматривает предстоящие выборы в качестве возможности реванша за поражения особенно в Стамбуле и Анкаре в ходе последних выборов в местные органы власти, состоявшихся в 2019 году. И, надо сказать, что расчеты ПСР не беспочвенны, поскольку повторить триумф 2019 года оппозиция, ввиду своей разобщенности, уже вряд ли сможет. Новый период, условно стартовавший после майских выборов, начался с объявления о подготовке текста новой Конституции. Мегапроекты Эрдогана и социально-экономические проблемы В настоящее время президент Реджеп Тайип Эрдоган активно претворяет в жизнь идею становления Турции в качестве регионального логистического центра, энергетического хаба и международной транспортной артерии по перевозке продовольственных грузов. Полномасштабный запуск всех этих транзитных инициатив может предоставить Турции многообещающую перспективу, а вместе с ней и средства для пополнения государственной казны. Эрдоган уже получает определенные политические выгоды от начала частичной реализации некоторых из данных проектов, и надо полагать, что их монетизация долго себя ждать не заставит. Президент Турции это понимает и прилагает большие усилия с целью обеспечения начала работы указанных инициатив на полную мощность в установленные сроки. Кроме того, на 2023-2024 гг. Планируется расширение и вывод на новый уровень некоторых уже действующих крупных проектов как в области инфраструктуры, так и в сфере высоких технологий гражданского, военного и двойного назначения , которые были начаты в период правления ПСР. Отдельного внимания заслуживает развитие турецкого военно-промышленного комплекса ВПК. За последние несколько лет оборонная промышленность Турции совершила качественный рывок, продемонстрировав заметное развитие и производительность, что не только поспособствовало повышению обороноспособности турецкой армии, но и увеличило популярность турецкого оружия в мире. На данный момент семь турецких организаций входят в перечень компаний, выпускающих качественную продукцию мирового уровня в сфере оборонной промышленности. Три турецкие компании, занимающиеся производством военной техники и комплектующих, вошли в число 100 лучших оборонных компаний мира. ВПК Турции включает в себя несколько десятков предприятий, представленных в ряде основных отраслей производства вооружений. В настоящее время турецкий ВПК участвует в выполнении национального плана развития, рассчитанного на 2019-2023 гг. После победы на майских выборах 2023 года Р. Эрдоган столкнулся с необходимостью срочных перемен в экономической политике государства. Национальная валюта продолжала падать, инфляция не снижалась, а лишние деньги в бюджете закончилась из-за предвыборных популистских мер. Турецкому лидеру пришлось обратиться за помощью к экономистам, придерживающихся противоположных ему взглядов, и согласиться на повышение ключевой ставки почти в два раза. Но оказалось, что и этого недостаточно: турецкая лира продолжила терять позиции и 23 июня 2023 г.