Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. Навигатор Великого поста: не пропустите главное. Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого. Несмотря на продолжающийся пост, в Вербное воскресенье разрешается есть рыбу и блюда из нее, а в Лазареву субботу можно позволить себе икру.
Понедельник первой седмицы Великого поста
Великий пост — период перед Пасхой, когда церковный устав предписывает верующим ограничить себя в еде и развлечениях и обратить пристальное внимание на свою духовную жизнь. Это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Великий пост начнется уже 27 февраля.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Грех внес дисгармонию, и потому бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в греховных страстях, поэтому, важно побеждать страсти, чему как раз и способствует пост. В чем заключается пост? Как это можно сделать? Воздерживаться от обильных яств и отдавать сэкономленные деньги неимущим.
Выделить свое время и подарить радость ближнему. Уклониться от удовольствий и суетных дел, которыми, словно покрывалом, человек прикрывает свое нежелание обратить лик к Небу и увидеть, к чему его призывает Бог. В дни поста верующие стараются больше думать о Боге, о своих грехах, чаще исповедоваться и причащаться, больше молиться, читать духовную литературу. Исключают принятие скоромной пищи: мяса, яиц, молока, а употребляют растительную — хлеб, крупы, овощи, фрукты. В это время надо по возможности ограничить погруженность в мирскую суету, отказаться от светских развлечений, больше времени уделять посещению Церкви, душеполезному чтению, добрым делам.
Следует обратить особое внимание на характер отношений с близкими: перед обиженными извиниться, с кем в ссоре примириться, нуждающимся уделять внимание и заботу, воздерживаться от празднословия, осуждения, лести, лжи и всякого зла. Кто освобождается от постов? Что касается приема пищи, то телесный пост послабляется для болящих, беременных и кормящих матерей, малолетних детей, путешествующих по мере необходимости , а также для людей, находящихся в обременительных обстоятельствах. Конкретные вопросы прохождения поста согласовывают со священником. Всем ли можно поститься?
Не вредит ли пост здоровью? Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. В случае невозможности придерживаться уставной строгости поста необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления. На Руси издавна постились все — и старые, и малые.
Важно учитывать, что еда в дни поста должна быть простой.
Существует даже великопостная традиция средства, сэкономленные на дорогих мясных и молочных продуктах, жертвовать на дела милосердия. При этом многие «дары моря» стоят гораздо дороже, чем привычная всем курица. Поэтому специально составлять свой великопостный рацион из морских деликатесов не нужно. Еда должна быть скромной, но полезной и позволяющей избежать в сложный весенний период истощения и авитаминоза. Верующие, берущие на себя обязательство поститься без каких-либо послаблений, от морепродуктов предпочитают отказаться.
Но даже им, не задумываясь, в любой день можно есть морскую капусту. И уж точно даже максимально строго постящимся можно есть морепродукты в праздники, когда монастырский устав разрешает рыбу или рыбную икру, — в Благовещение 7 апреля , Лазареву субботу и Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Почему нельзя растительное масло в пост? По Типикону, пост — это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается в праздничные и выходные дни. Но это мера очень строгого монашеского поста.
Обычно миряне то есть не монахи все же едят растительное масло и в будние дни. Условия жизни современного человека отличаются от тех, в которых существовали древние монахи, заложившие принципы и правила пищевого поста много веков назад. Во многом изменились состав и качество продуктов. Поэтому современный человек далеко не всегда может, следуя указаниям календаря, практиковать сухоядение. Более того, большинству из нас сегодня питаться всухомятку запретят врачи.
Все это необходимо учитывать, решая, что именно будет у вас на столе в Великий пост. Важно понимать, что человек грешит не в тот момент, когда добавляет ложку масла в салат или жарит на масле картошку, а когда осуждает, гневается и раздражается, когда обижает ближнего и не хочет прощать другого. Иногда слишком большое внимание к постному столу сбивает фокус внимания с самого главного — с того, что происходит в душе. Но пищевое воздержание должно, наоборот, помогать христианину не придавать слишком большое значение еде, чтобы выделить больше сил и времени для молитвы, духовного чтения, размышлений и покаяния. Если нарушил пост: что делать?
Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное — не отступать, продолжать свой покаянный постный путь в ожидании радости Пасхи — Светлого Христова Воскресения. На Пасхальном богослужении каждый год читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, в котором говорится о том, что наступает Праздник для всех — для постившихся и для непостившихся, для тех, кто воздерживался с самого начала, и тех, кто присоединился позже. Это, конечно, не повод, чтобы отказываться от следования уставным предписаниям, но это повод, чтобы не отчаиваться, если пост проходит не так идеально, как хотелось бы. А ведь даже если мы сможем на весь этот период отказаться от пищи, которую считаем скоромной непостной , сможем ли мы совсем-совсем не раздражаться, не обижаться, не осуждать других?
Сможем ли мы настолько очистить свое сердце и свою душу, что не будем допускать даже в мыслях никакого греха? Сможем ли, в точности следуя уставным предписаниям, не впасть в гордыню? А разве не будет все это нарушением поста? Так что, если нарушил пост, надо не бросать свои старания, а обязательно идти дальше. Пасха — великий праздник для всех, но потрудившийся ради Господа ярче почувствует пасхальную радость.
Если согрешил в Великий пост — Бог не простит? Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Наша земная жизнь направлена либо на борьбу с грехом, либо на укоренение в своей жизни греховного начала. Если человек выбирает борьбу с грехом, он должен каяться и стараться в дальнейшем не согрешать, а если снова падает — то приносить еще большее покаяние, возлагать на себя еще большие труды, дабы некогда было грешить. Нет, наверное, человека, который не оступаясь пройдет по великопостному пути.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. А потому надо быть внимательным к себе и иметь желание исправлять ошибки. И если мы будем просить у Господа за свои грехи прощения искренне, Он, видя это, будет прощать по Своему великому милосердию и любви. Другое дело, если человек выбирает для себя путь «не согрешишь — не покаешься». То есть сам позволяет себе многое, думая: «сейчас сделаю, как мне нравится, а потом просто на исповеди батюшке расскажу».
В таком случае таинство покаяния превращается в профанацию, а человек не ведет борьбу со страстями, а ищет уловки, чтобы продолжать грешить. А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха. Если День рождения в Великий пост — можно ли отмечать, или это грех? Смотря как вы отмечаете День рождения.
Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера — такой праздник лучше не отмечать. Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, — такой День рождения вполне можно отметить. А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить — «а без этого что за праздник?! Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь.
В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная. Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция — в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»?
Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли? Если приглашают в гости в Великий пост — нужно отказаться? Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости.
Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост — Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице. Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда святой Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях.
Длился этот пост семь или немногим более дней. Сорокадневный пост пред великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года. Возглавляли Собор константинопольский патриарх Лука и император Мануил. Апостольские постановления предписали соблюдать летний пост, получивший позднее название Апостольского Петрова или Петро-Павловского : «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу[3], а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». К XII веку относятся указания Антиохийского патриарха Феодора Вальсамона, которые говорят об установившихся к тому времени правилах, касающихся Апостольского поста: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». Постный период августа состоял первоначально из двух постов: Преображенского и Успенского.
Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом! Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта. Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней? Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию. Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров. В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди. В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад. Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть. А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда. Почему нельзя жениться в пост? Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания. Создание новой семьи — это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста — время для молитвы и покаяния. Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием — насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению — и все эти навыки необходимы в семье. Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится. Церковь начинает совершать таинство брака только по завершении Светлой седмицы, то есть в следующее после Пасхи воскресенье. Все дело в том, что ликование о Воскресении Христовом, столь велико и всеобъемлюще, что не стоит добавлять к нему еще и свою, безусловно, важную, но все же личную радость. Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой. Впрочем, бывают ситуации, когда людям по той или иной причине необходимо зарегистрировать свои отношения именно в период поста. Не будет никакого греха в том, что они поставят свои подписи в ЗАГСе даже в великопостные дни. А вот повенчаться им придется уже после Пасхи. Так же, как и перенести празднование свадьбы, если оно для них важно. Можно ли курить или пить алкоголь в пост? По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль приблизительно две чашки , но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот. Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития. Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придется жалеть. В пост мы стараемся избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения. Табакокурение в Великий пост, как и любая сильно давлеющая над нами страсть, конечно, плохо совместимо с самой идеей поста. Именно поэтому это идеальный момент для того, чтобы бросить курить. Обратившись с молитвой к Господу и попросив у него помощи в этом непросто деле, даже заядлые курильщики справляются. В том, конечно, случае, когда решительно настраиваются на реальную борьбу со своей страстью во время поста. При этом, конечно, это может не получится сразу, но не стоит отчаиваться. Вы можете для начала просто сократить количество сигарет в день, но сделать это решительно. Но важно отметить, что неспособность отказаться от дурной привычки не должна быть для человека преградой на пути к Богу.
Церковный устав о Великом посте
Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами | Великим постом не читаются акафисты, как не соответствующие покаянному смыслу Великого поста молитвословия. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. |
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | Великий пост 2024 года для кого-то будет обычной практикой, а для кого-то — первым опытом. |
Навигатор Великого поста: не пропустите главное | Священнослужители всех рангов в период Великого поста напомнили верующим об основных запретах и пояснили для начинающих, как отличить послабление от греха. |
«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя | Великий пост начнется уже 27 февраля. |
Канонические установления Церкви о посте | Типикон – это богослужебный устав, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. |
Уставный пост
- 17. О посте - Православное образование
- Календарь Великого поста 2023 по дням. — Храм Смоленской иконы Божией Матери
- Великий пост и воспитание воли у староверов
- Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
- Духовная весна
Студийский устав
- Студийский устав
- Какой пост — Великий и почему
- История и смысл Великого поста
- Великий пост: 10 запретов и 9 обязательных дел - ГородЧе
- Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
- Значение Великого поста
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Великий пост — период подготовки к Пасхе (празднику Воскресения Христова), во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания. Великим постом на Благовещение как правило должна совершаться литургия Иоанна Златоуста, но ради воскресного Великопостного дня, когда по уставу положено совершать литургию Василия Великого, правила чина литургии для Благовещения изменятся. +V-I3v1qoSYD99MM2В случае блокировки.
Церковный устав о Великом посте
Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — сорок восемь дней. В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста. В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное. В четверг — снова воздержание от пищи или сухоядение сухоядение, или сухоястие — это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья. В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом. В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря».
В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу — вареная растительная пища без масла.
Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза.
На первой седмице Поста канон делится на четыре части. На Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг читается по девять песней канона. Верующие стараются иметь при себе текст канона чаще всего с параллельным переводом на русский язык и следят за ходом чтения, чтобы лучше понимать смысл. Можно заранее прочитать канон дома с переводом. В современной Церкви сложилась традиция — во время чтения канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения.
Чтение Великого канона настраивает верующих на подобающее проведение святых дней Четыредесятницы. Поэтому так важно обязательно присутствовать в эти дни на службе в храме. Второй раз канон полностью читается на утрене четверга 5-ой седмицы перед неделей Марии Египетской. Кроме того, еще до начала Великого поста — со среды подготовительной Сырной седмицы начитается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина, которое продолжается до Великой Среды. О трапезе во время Великого поста Великий пост установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней.
Православные стремятся воздержанием и молитвой очистить свою душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху. Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Святой Четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой.
Ее можно читать каждый день.
Также хорошо бы обратить внимание на тексты постных песнопений на богослужениях, понять для себя их смысл. Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней. В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери.
Также во время особенных великопостных богослужений — Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым. Мнение об ограничении чтения акафистов в другие дни поста связано с тем, что многим кажется неуместным радостный настрой молитвенного пения в период, когда христианину следует сокрушаться о своих грехах. Тем более, церковная богослужебная жизнь в это время и так очень насыщенная.
Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно то есть дома.
Ведь время поста — это не время уныния, а время стремления к Богу и усиленной молитвы. И если кто-то хочет добавить к своим обычным и к положенным для чтения во время поста молитвам еще и акафисты, то можно так сделать. Что нельзя есть в Великий пост?
В Великий пост нельзя по уставу есть пищу животного происхождения, то есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. Но смысл поста не в отказе от скоромной пищи, а в ограничении себя. Не так-то легко бывает отказаться даже от любимого блюда, еще тяжелее бывает отказаться от своеволия в каких-то более серьезных действиях.
Гастрономическое воздержание — это внешняя телесная составляющая поста, способствующая более активной работе души. Поститься, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского нужно, чтобы «прояснить ум, развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю». Ограничив себя в тяжелой пище, сладостях, деликатесах, отвлекаясь от увеселений и ежедневной суеты, христианин может сосредоточиться на молитве, покаянии и борьбе со своими грехами.
Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей. Что нельзя делать в Великий пост Что нельзя делать в Великий пост?
Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему.
Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни. И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей. Так какие это правила?
Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу мясо, яйца, молочные продукты , но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина.
Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост. Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно.
Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию. Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться.
Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья. Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой.
Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста — покаяние. Есть службы канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели на которых надо непременно побывать. Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост.
В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем.
Можно ли причащаться в Великий пост? Причащаться в Великий пост не только можно, но и нужно. Тайную Вечерю, на которой это произошло, христиане вспоминают ежегодно на Страстной седмице.
Но это вовсе не значит, что приступать к Таинству нужно лишь в Великий Четверг. В течение всего года верующие имеют возможность делать это практически в любой день, а вот во время Великого поста — только в некоторые. Так по субботам и воскресеньям, а также в праздник Благовещения 7 апреля в храмах совершается полная Литургия, и все, кто подготовился, то есть исповедался и прочитал все необходимые молитвы, могут причащаться как обычно.
А вот в будние дни Литургии либо нет вовсе, либо — в среду, пятницу и в некоторые праздничные дни — совершается особая служба, на которой прихожан причащают Дарами, освященными на последней полной Литургии — Литургии Преждеосвященных Даров. Многие христиане стараются хотя бы раз в году побывать на Литургии Преждеосвященных Даров, отложив все дела и в будний день придя в храм. Чтобы эта необычная служба была доступна большему количеству работающих или учащихся людей, в некоторых приходах ее совершают вечером.
Подготовка к причастию в таком случаем мало чем отличается от привычной — нужны воздержание, которое в любом случае верующие соблюдают в эти дни, исповедь и молитва. А пост непосредственно перед таинством, если служба вечерняя, должен быть не менее 6 часов, то есть обычно не едят и не пьют ничего после полудня. Четыредесятница — время, когда вся христианская жизнь сосредоточена вокруг покаяния и скорби о грехах.
А вот в большинстве протестантских конфессий нет обязательных дат поста, и христиане сами решают, когда поститься. Когда Великий пост в 2024 году В 2024 году Великий пост у православных начнётся 18 марта, за семь недель до Пасхи, и продлится до 4 мая. Какой пост — Великий и почему В основе Великого поста — идея подражания посту Иисуса Христа , который 40 дней провёл в пустыне в строгих ограничениях и молитве, перед тем как отправиться проповедовать. Глубинный смысл поста в том, чтобы человек оказался один на один с самим собой, обратил внимание на свою духовную жизнь.
Святитель Феофан Затворник писал, что человеческая жизнь без веры в Бога уподобляется стружке, «завивающейся вокруг собственной пустоты», и человек стремится заглушить ощущение бессмысленности жизни удовольствиями. Пост нужен для того, чтобы пожить без этого «наркоза». Сколько длится Великий пост Он длится 48 дней и, по сути, последовательно объединяет сразу два поста: Четыредесятницу длится 40 дней ; Страстную седмицу неделя непосредственно перед Пасхой. Поэтому пост и называется Великим — не только из-за его мощной духовной значимости, но и из-за продолжительности.
Длительные сорокадневные посты практиковали великие ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Ученики Христа, апостолы, позже тоже готовили себя к миссии служения Богу постом и заповедовали поститься всем христианам. Сначала идут две сплошные седмицы, когда нет запрета на употребление любых продуктов. В третью неделю мясо нельзя есть в среду и пятницу.
В четвёртую употребление мясных продуктов запрещается совсем. Что можно и нельзя есть в Великий пост Больше 40 дней верующие не употребляют в пищу мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Если придерживаться строгих правил, в определённые дни нужно есть только сырую пищу, а в некоторые даты отказаться от еды вообще. Что можно, а что нельзя есть в пост, определяется древним монастырским уставом.
Однако жизнь современного человека отличается от жизни в монастыре века назад. Поэтому православная церковь призывает верующих выбирать себе испытание по силам. Для этого желательно посоветоваться и со священником, и с врачом. Самыми строгими седмицами Великого поста считаются первая и последняя недели.
В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи.
Содержание
- Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
- Когда Великий пост в 2024 году
- Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами
- 17. О посте
Пищевые ограничения Великого поста
Великий пост 2024 | Устав о посте, который зависит от богослужебного цикла праздников и постов, находится в церковном Типиконе, главным образом в главах 32 и 33, и повторяется в соответствующих местах богослужебных книг: в Минее и Триоди. |
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы | В Неделю первую Великого Поста, т. е. в воскресный день, Устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. |
Понедельник первой седмицы Великого поста | 18.03.2024 | Московский Данилов монастырь | Навигатор Великого поста: не пропустите главное. |
О Великом посте / | Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания. |
Правила постов
седмице поста. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. Церковный устав о Великом посте Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую Четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Седмица го поста. 18 марта по 22марта-Сухоядение.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество.
Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет. С какого возраста можно привлекать детей к посту?
Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни.
Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает.
В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить.
Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно. Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома.
В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста.
В некоторые дни запрещается использовать растительное масло. Блюда из рыбы можно есть в Благовещение 7 апреля и в Вербное Воскресенье 9 апреля. В Лазареву субботу, которая предшествует Вербному Воскресенью, разрешается есть рыбную икру, а сама рыба под запретом. Священнослужители настаивают на том, что пост нельзя воспринимать исключительно как диету. Это время духовного совершенствования и перерождения. Это некая манифестация того, что мы можем.
Конечно, Великий пост не отменяет прихода долгожданной весны. В этом году синоптики уже сделали свой прогноз. В последние зимние дни погода позволяет вдоволь покататься на лыжах. Если верить нашим читателям, такие прогулки могут привести к неожиданным встречам и сюрпризам. Но, не стоит забывать о своем здоровье, и в дни поста и на прогулках на свежем воздухе.
Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня. Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся.
Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол. Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду.
В 19-м правиле Первого Поместного Гангрского Собора говорится: «Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает[1] посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою».
Восьмой Толедский Собор, проходивший около 653 года, своим 8-м правилом постановил: «Всех, кои в Четыредесятницу решились бы без крайней необходимости употреблять мясо, лишать причащения и осуждать на невкушение мяса на целый год». Первым постом, появившимся в первохристианской Церкви, был пост перед Пасхой. Кроме того, с самых ранних времен соблюдался пост в среду в память предания Спасителя в руки первосвященников и в пятницу в память Христова Распятия. Эти посты были строгими — с утра до вечера соблюдалось полное неядение. А начинавшийся в Великий Пяток пост продолжался до полуночи Воскресения Христова. В эти дни воздерживались не только от пищи, но и от воды.
Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост — Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице. Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
В Евангелии говорится, что решив держать пост, не показывай это никому, закройся в своей келье — пусть никто не знает, кроме Господа Бога. Потому что Бог видит тайное, воздаст тебе явное, воздаст духовные плоды. Но многие сейчас стали настолько слабыми, что не могут держать строгий пост. Но это не говорит о том, что мы не можем к этому хотя бы частично прикоснуться.
Как говорит один мудрец, если я не могу выпить всей реки, то это не значит, что я не могу напиться воды из нее. И эта малая чашечка испитой воды придает человеку сил. Даже малая частица поста, это живая вода, когда человек несет пост не как повинность.
Почему я привел выше аналогию с огородом — это более понятно для нас, сельских жителей. Мы стараемся не только для себя, начиная с трудов, непонятного. Человек, который знает конечный результат, он год от года начинает все больше понимать, что этот труд очень важен.
Буквально сегодня одна женщина спросила у меня: можно ли начать держать пост в старости, если никогда его не держала? Я привел ей пример, что первый, кто вошел в Царство Небесное был разбойник. И все, что он делал для спасения души, он делал в последние минуты.
Мы можем думать, что и я успею все это сделать в старости. Но на практике человек делает в последний момент то, что для него важно. Немаловажные для него вещи отходят на последний план.
Я часто посещаю тяжелобольных людей, и если человек понимает, что такое исповедь, причастие, даже если он никого уже не узнает и не отдает отчет своим действиям — он с радостью принимает их. Если же человеку это было при жизни не нужно, человек не понимает, что происходит. А последнего момента исправления, можно и не дождаться, он может просто не наступить.
Великий пост — это особое время. Существовала такая традиция до революции, когда кто-то из членов семьи в дни Великого поста уходил в монастырь, пожить и прикоснуться спокойно к духовному опыту, отрешиться от земных хлопот. Ведь проблема в том, что мы вроде все православные, крещеные, носим крестик, но не знаем, что такое православие.
Это если сравнить с человеком, который вырос в деревне, но не понимает ее красоты, а отдыхать стремится ехать за границу. Хотя и в деревне есть все для отдыха — и речка, и лес, и увлечения. Также и духовное делание, если человек прикасается к этому, то понимает значение всего и в меру своих сил начинает трудиться.
И исходя из этого, священник понимает те возможности, который человек может понести. Послабления может определить только священник. Если же приезжает человек чужой — мы советуем ему обратиться к своему священнику, а если новоначальный — то начинаем с беседы, рассказываем о значении этих вещей, чтобы он понял для чего это нужно.
Человек должен не бояться попробовать себя в этом деле и попробовать учиться всем заповедям.
В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.
Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, то есть в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища.
Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35. Попробуем разъяснить это противоречие. С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея.
В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св. Василия Великого, то есть один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня то есть с 14. Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина: По обычному Палестинскому последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом. По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» стр. По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.
В Великий Пяток предписывается полный пост, т. В Великую Субботу «во 2-й час нощи», то есть около 19. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» стр. Пост свв. Апостолов: Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных.
Согласно первому глава 34 : В понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час 15. Во вторник и четверг положена вареная пища с елеем и вином. Относительно количества трапез прямо не говориться, но по общей логике текста из противопоставления понедельнику, среде и пятнице можно заключить о вкушении двух трапез. Это же подтверждается и тем, что в следующей главе, посвященной Успенскому посту, необходимость поститься до 9-го часа дня то есть до 15. В субботу и воскресный день разрешается рыба. Относительно количества трапез прямо не говориться, однако пост как полное воздержание в субботние и воскресные дни Типикон прямо запрещает, поэтому очевидно, что положено две трапезы — днем и вечером например, см.
Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» праздник средний , то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу. Если память такого святого средний праздник выпадет на среду или пятницу, то разрешается только вкушения вина и елея. Трапеза при этом поставляется одна в день. Если же в среду или пятницу будет память бденного святого или престольный праздник, то разрешается рыба. Относительно количества трапез Типикон опять умалчивает, но по общей логике одна трапеза при разрешении на рыбу оговаривалась особо, поэтому логично предположить, что в такие праздники положено вкушать две трапезы в день.
Другой чин глава 35 и 51 частично предполагает следующее: Во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея одно блюдо около 15. Также на трапезе поставляется «ино сухоядение», то есть сырые и моченые овощи и фрукты. В понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день. В субботу и воскресенье — две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда. Относительно послабления поста в праздники второй чин не дает особых, отличных от приведенных выше указаний.
Таким образом, между двумя чинами всего несколько различий. Первый предполагает вкушение во вторник и четверг две трапезы с елеем и вином, а второй благословляет вкушать единожды в день и без елея, если только не случится праздник. Все остальные положения двух чинов Петрова поста схожи. Успенский Пост В будние дни, кроме субботы и воскресения, положена одна трапеза в 9-й час 15.
О блудном сыне — на протяжении второй недели христиане размышляют о своем грешном поведении и стремятся покаяться. Утренние службы посвящаются чтению 136 Псалма. О страшном суде — третья неделя посвящена раздумьям о предстоящем возмездии. Именно эта неделя является неделей Масленицы — последний день, когда кушать можно все продукты.
На протяжении следующих семи недель перед Великим постом мирянам необходимо постепенно отказываться от некоторых продуктов, для того чтобы в воскресенье примкнуть к церкви. Каждый верующий христианин должен с особой ответственностью прийти к решению поститься. Одним из главных советов духовного наставника является то, что это должно быть в радость человеку, а не в тягость. Как правильно держать пост Перед тем как держать строгий пост, нужно настроиться психологически, ведь это тяжелое испытание длиною в 40 дней. Необходимо пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Возможно, прихожанин получит благословение на нестрогий пост. Можно попросить поддержки у родственников или друзей. Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями.
Нарушение правил питания в пост не считается большим грехом, намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки.
Сведений о внутренней структуре В. Подробнее описаны дни, непосредственно предшествующие Пасхе: посвященная событию воскрешения Лазаря предпоследняя суббота перед Пасхой, неделя воскресенье Ваий, Страстная седмица. В арм. По мнению А. Рену Renoux. Это следует из того, что в цитируемом прп. В основанных на антиохийской и иерусалимской практике груз.
Писания для готовящихся к принятию таинства Крещения в Великую субботу чтения соответствуют огласительным беседам свт. Кирилла Иерусалимского ; для сред и пятниц В. Антифоны после чтений заимствуются из псалмов, но обычно не по порядку их расположения в Псалтири хотя начиная с пятницы 4-й седмицы антифоны заимствуются по порядку: Пс 82, 83, 84, 85, 87. Сведений о чтениях воскресений В. В груз. Содержание чтений, отражаясь в гимнографии, представляет В. Подготовительный период включает одну седмицу, начиная с мясопустной недели термин «мясопустная» соответствует греч. В субботу сырную последнюю субботу перед В.
В воскресенье сыропустное последнее перед В. В субботу 1-й седмицы В. Феодора Тирона. В 1-е воскресенье В. Во 2-е воскресенье читается притча о блудном сыне Лк 15. В 3-ю субботу память св. Евангелие 3-го воскресенья - Лк 18. В 4-ю субботу память епископов Иерусалимских и 40 мучеников Севастийских.
В 4-е воскресенье читается притча о милосердном самарянине Лк 10. В 5-ю субботу - память св. В 5-е воскресенье читается притча о богатом и Лазаре Лк 16. В пятницу 6-й седмицы по нек-рым рукописям указана память святителей Иоанна и Модеста, ради к-рой служится полная литургия. Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В. С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм. Лекционарии Tarchnischvili. Grand Lectionnaire.