Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель РИА Новости. Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. Новость о том, что «Челюскин» раздавлен льдами и затонул, моментально облетела планету. Запад не поверил, что спасение экспедиции возможно. 78 лет назад 13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике Летом 1933 года научная экспедиция под руководством на пароходе Челюскин вышла в море из Мурманска.
«Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев
Каманин и Молоков, прибыв в Ванкарем, сразу же приступили к полетам в ледовый лагерь. Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин — 34. Самая трудная эпопея выпала на долю третьей группы летчиков. Водопьянов, Доронин и Галышев — наиболее опытные полярные летчики — преодолели в воздухе путь от Хабаровска до самого Ванкарема длиной в 5860 километров. Эта трасса была также мало исследована и не радиообеспечена.
Не повезло в конце пути Галышеву. Из-за отказа двигателя он задержался в Анадыре. Водопьянов и Доронин, прибыв в Ванкарем последними, вывезли оставшихся 12 человек и ездовых собак. Галышев, как и Пивенштейн, перевозили челюскинцев из Ванкарема в бухту Провидения.
Еще двоих человек перевез летчик Бабушкин, находившийся на «Челюскине» со своим маленьким самолетом Ш-2. Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Такой хорошо организованной спасательной экспедиции мировая история еще не знала. Отметим, что кроме двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» остальные самолеты были советскими.
С 13 февраля по 13 апреля 104 человека вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях — большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт.
Может быть, сегодняшним читателям будет смешно, но там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии. Его умение поддерживать в людях стремление к жизни и надежду на благополучный исход было важной причиной успеха в борьбе с арктической стихией. И еще людей спасала вера в непременную помощь страны. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза.
Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н.
Каманину, М. Водопьянову, И. Получил звание Героя и Леваневский, хотя он и никого со льдины не вывез. Вероятно, сыграла роль его радиограмма.
Думаю, что эта награда в дальнейшем подтолкнула Леваневского на другие не вполне обдуманные решения. Галышев и Пивенштейн были награждены орденом Красной Звезды. Так же были награждены совершившие перелет бортмеханики. Читайте также.
Начальник экспедиции Шмидт». Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся! Ничто не могло сломить этот сплоченный коллектив. Лагерь О. Шмидта 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял со льдины всех женщин и детей.
Всего лётчиками было совершено 24 рейса. Больше всех человек вывез полярный лётчик Василий Молоков, которого челюскинцы прозвали «дядя Вася».
Все остальные пассажиры "Челюскина" под руководством Шмидта и капитана судна Воронина успешно выгрузились на лед, взяв с собой необходимые материала для сооружения палаток, провизию, спальные мешки и средства связи с землей. Четкие инструкции руководства и дисциплина всех присутствующих позволили продержаться в тяжелых условиях в лютый мороз посреди ледяных вод в течение нескольких месяцев. На льдине был построен деревянный барак, организована кухня и пекарня. Как передавал в своих сообщениях Отто Шмидт, моральный дух у челюскинцев был превосходный и боевой. Четыре леденящие душу истории о кораблекрушениях и призраках Эвакуация В столице моментально узнали о случившемся и начали разрабатывать план спасения застрявших во льдах. Через два дня была организована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуацию планировалось провести с помощью авиации.
Были предложены и рассмотрены разные варианты, от ледоколов до дирижаблей, однако авиация оказалась самой перспективной в этом вопросе.
Также Витусом Берингом был повторно открыт пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный его именем. Казак Семён Дежнев на своём коче, обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки В последней четверти XIX века исследования Северного морского пути активизируются, и в 1878-79 годах экспедиция шведского географа Норденшельда, в которой участвовал русский предприниматель и исследователь Севера Александр Сибиряков, прошла на парусно-паровом китобойном барке «Вега» от Норвегии до восточного побережья Чукотки, и после зимовки через Берингов пролив вышла в Тихий океан. Это стало сенсационным успехом. До сих пор еще никому не удавалось пройти весь Северный морской путь.
В 1914-15 годах, в разгар Первой мировой войны, экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути с востока на запад, дойдя до Архангельска. В 1914-15 годах экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути Гражданская война и последующая разруха в России, временно приостановили арктические исследования, однако уже в начале 1930-х годов они возобновились. Ещё в марте 1920 года Владимир Ленин ввиду важности Северного морского пути для экономики страны подписал декрет о создании Северной научно-промысловой экспедиции Севэкспедиция для изучения арктических территорий России «от Кольского полуострова до Берингова пролива». Интересно, что Верховный правитель России адмирал Александр Колчак известный и как полярный исследователь годом ранее также уделил этому вопросу своё внимание, распорядившись создать при своём правительстве в Омске Комитет Северного морского пути. Следующее значительное достижение в деле освоения Севморпути приходится на 1932 год, когда знаменитый русский учёный и исследователь Отто Юльевич Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошёл за одну навигацию, без зимовок, с 28 июля по 1 октября, от Архангельска до Берингова моря.
Правда, ещё в Чукотском море пароход лишился гребных винтов, и до Берингова пролива шёл на самодельных парусах, после чего его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Эпопея «Челюскина» В 1932 году знаменитый русский исследователь Отто Юльевич Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошёл за одну навигацию, без зимовок от Архангельска до Берингова моря Но Отто Шмидт не сдавался. Он решил повторить попытку, дабы всё же пройти Севморпуть от начала до конца без аварий. В качестве корабля для новой экспедиции он выбрал ледокольный пароход «Челюскин», спущенный на воду в 1933 году и бывший в то время одним из самых современных судов этого типа в отличие от «Сибирякова», построенного в 1909 году. Он должен был проследовать по Севморпути, и, пройдя Беринговым проливом, достичь Владивостока.
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
О втором корабле аналогичной информации вообще не приводится, хотя по сути очерка Белимова именно она была необходима. С математикой у филолога Белимова, по-видимому, дела обстояли неважно. Об этом, в частности, говорят следующие два эпизода. Он пишет: «Во встрече приняло участие пять человек: четверо мужчин и одна женщина». И сразу вслед за этим говорит, что выступила мать Карины, а за ней и сама Карина. Уже после гибели «Челюскина» по версии Белимова новым домом для женщин и детей оказывается «Пижма»: «14 февраля вечером к правому борту "Пижмы" подкатили аэросани, сначала одни, а потом и вторые. Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов». И это притом, что на корабле были только две девочки, одной из которых было меньше 2 лет, а второй несколько месяцев.
Документальный очерк, на форму которого претендует «Тайна экспедиции «Челюскина», требует точности в определении действующих лиц. У Белимова нет ни одного человека с именем, отчеством и фамилией. Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков. Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле. Поэтому для этого не видно объективных оснований. В противоположность этому капитан «Пижмы» имеет только фамилию Чечкин без имени и отчества. Попытка в составе северного флота найти такого капитана, водившего суда в 30-е годы, не дала результата.
В некоторых эпизодах характер изложения материала в «Тайне экспедиции «Челюскина» подобен случаям изготовления фальшивых долларов с собственным портретом изготовителя. Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником. В 1933 году И. Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем. В 2000 году И.
Факидов возмущался: «Это какое-то колоссальное недоразумение! Ведь, если бы все было правдой, я, будучи на "Челюскине", не мог об этом не узнать. У меня со всеми на корабле был тесный контакт: я был большим приятелем капитана и начальника экспедиции, знал каждого научного сотрудника и каждого матроса. Два корабля попали в переделку, и их до смерти ломает льдами, а они не знают друг друга - чушь какая-то! Последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года. Награждение челюскинцев имеет несколько любопытных особенностей. Наградили не участников экспедиции за выполнение каких-то заданий и научных исследований, а участников лагеря Шмидта, «за исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин", обеспечившие сохранение жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения».
В списке нет восьми участников и специалистов, прошедших весь нелегкий основной путь во время экстремального плавания и работы, но не оказавшихся в числе зимовщиков на льдине. Все участники лагеря Шмидта — от руководителя экспедиции и капитана затонувшего корабля до плотников и уборщиков — были награждены одинаково — орденом Красной Звезды. Аналогично, всем летчикам, включенным первоначально в группу спасателей, были присвоены звания Героев Советского Союза, включая Сигизмунда Леваневского, который из-за аварии самолета не принимал непосредственного участия в спасении челюскинцев. Аналогично поступили с механиками самолетов, наградив их всех орденами Ленина. При этом пилот Ш-2 и его механик, обеспечивавшие авиационной поддержкой весь маршрут плавания и самостоятельно перелетевшие на материк, были награждены только как участники зимовки. В связи с награждением С. Леваневского было высказано предположение, что он умышленно совершил как бы вынужденную посадку, чтобы не позволить американскому механику Клайду Армстеду увидеть корабль с заключенными.
В этом варианте становится трудно объяснимым участие в полетах второго американского механика Левари Уильяма практически в тоже время вместе со Слепневым. По совету одной из участниц поиска Екатерины Коломиец, предполагавшей наличие своего родственника-церковнослужителя на «Пижме», мы связались в США с представителями Русской православной церкви за рубежом РПЦЗ. Нам не удалось получить дополнительной информации. Аналогичный запрос был сделан нашей корреспонденткой в кругах Московского патриархата — тоже с нулевым результатом. Участие Е. Коломиец и ее информация очень типичны для попыток восстановить истину по воспоминаниям. В первом письме она написала: «В моей семье из поколения в поколение передавалась история о прадеде, который был на "Пижме" в момент его крушения среди политзаключенных, он был православный священник, жил в Москве и, по словам, занимал высокий сан.
В 1933 г. Конкретность информации позволяла надеяться на нее как на путеводную нить. Однако в дальнейшем оказалось, что предание противоречит фактам. Через некоторое время в ответ на наши вопросы корреспондентка написала: «Я узнала такой факт, что двоюродный прадед был знаком с Кренкелем Э. Тот часто приезжал к ним в Кимры. А сам Николай Георгиевич сын прадеда , ему сейчас 76 лет, все время работал в мореходке по протеже Папанина». На смену легенде пришла жизненная правда, в которой не оказалось места ни «Челюскину», ни «Пижме».
Конкретно, она сама признала, что эти данные не имеют отношения к "Челюскину" и "Пижме". Это проблемы еще одной семьи, затянутой в водоворот сталинских репрессий. Многие люди, вовлеченные в околочелюскинские проблемы после публикации работы Э. Белимова, хотели бы выяснить серьезные вопросы в общении с автором. Я также предпринял настойчивые попытки найти возможность выяснить соотношение литературного вымысла и факта непосредственно у автора. Никакие попытки установить контакт с автором Э. Белимовым за годы, прошедшие с момента опубликования его работы, не увенчались успехом, что нашло отражение на многих сайтах и интернетовских форумах.
Безответными остались мои обращения к редактору «Хронографа» Сергею Шраму, считавшемуся первым публикатором материала, и в редакцию еженедельника «Новая Сибирь». К сожалению, могу сообщить, что узнать мнение Э. Белимова уже никому не удастся. По сведениям его старых сослуживцев он умер в Израиле в 2002 году. Проверка всех основных положений работы Э. Белимова или израильской версии, как называют ее некоторые авторы, - закончена. Рассмотрены факты и публикации, заслушаны воспоминания свидетелей.
Это позволяет на сегодняшний день поставить точку в расследовании «тайн» экспедиции «Челюскина». Пришел конец действию презумпции невиновности. В соответствии со всеми известными на сегодня сведениями можно утверждать, что версия «Пижмы» является литературным вымыслом. В современных условиях большей открытости была сделана попытка узнать, не было ли в семьях участников экспедиции предположений о наличии в зоне дрейфа «Челюскина» какого-либо корабля или баржи с заключенными. В семьях О.
Челюскинцы провели на льдине ровно два месяца.
Их первыми в истории страны удостоили звания Героя Советского Союза. Участников похода "Челюскина" за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды. Привет из прошлого Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было. Но в 2020 году сразу две экспедиции обследовали пароход. Обе они оказались успешными и расширили знания ученых об этом судне. Первая состоялась в августе: водолазы погрузились к "Челюскину" и даже смогли провести съемку и получить первые достоверные кадры.
Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представление о примерных разрушениях корпуса. На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов. С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350". Исследователи получили четкое изображение носа и средней части судна, прямоугольных иллюминаторов.
Название корабля на носу и корме не сохранилось. Однако специалисты опознали объект как пароход "Челюскин". Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъемом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин". Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин".
В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк".
В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики.
Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.
Командир экспедиции О. Шмидт дал телеграмму, из которой следовало, что за 2 часа «без единого проявления паники» на лед был выгружен аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, а также самолет и радио. Более 100 человек, находившихся на борту, разместились в палатках и принялись за строительство деревянных бараков. Для организации спасения челюскинцев в Москве была создана комиссия во главе с В. Действовать нужно было как можно скорее. По прогнозам Р. Практически сразу возникла мысль использовать ледоколы «Красин» или «Ермак».
Правда, обоим был необходим ремонт, причем многие специалисты склонялись к тому, что быстрее сделать заказ на срочную починку кораблей за границей. Поскольку «Красин» нуждался в меньшем ремонте, чем «Ермак» большинство экспертов высказались в пользу использования для спасения челюскинцев именно его. Опасения вызывали загруженные работой доки в Кронштадте. Специалисты задавались вопросом: «Смогут ли они немедленно взяться за починку ледокола?
13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя
Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. Привет и экипажу именного самолета Ан-12 с названием «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров». После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трех направлений. 14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы. Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин». Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель РИА Новости.
Завершено спасение Челюскинцев в Арктике
Эвакуацию организовали с помощью авиации. Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии.
На клаузурном эскиз-идея проекте «Памятник челюскинцам» выяснилось, что у многих архитекторов «отсутствует ассоциативное мышление, мышление архитектурными символами, уменье компоновать». Большинство решений памятника не соответствовало теме. Архитектурное решение было представлено «либо беспредметной композицией архитектурных обломов, приемлемой для любого случая жизни, либо в виде литературного проекта, который слишком много и слишком подробно рассказывал о героической эпопее челюскинцев». Жюри заявили «о мертвящей рутине архитектурного проектирования и о дилетантизме». А все вместе - «недостаточную культуру у конкурсантов, слабое изобретательство и остроумие в вопросах архитектурной композиции». Так что испытания для поступающих на факультет аспирантов Всесоюзной Академии архитектуры выдержало всего 24 человека! Первые два варианта «Памятник челюскинцам» скульптора Веры Мухиной не сохранились. Еще два памятника - известны на бумаге. Свои варианты она делала в период с 1937 по 1940 годы. Известна ее статуэтка Борея - бога северного ветра, по ее замыслу, одного из главных фигур памятника «Спасение челюскинцев». Борей был частью третьего варианта памятника. По воспоминаниям Веры Мухиной, «композиция должна была состоять из двух групп: челюскинцев во главе с Отто Шмидтом и их спасателей, а между ними с глыбы льда облицованный стеклянными плитами пьедестал в виде огромного ледяного, просвечивающего по ребрам кристалла улетает 15-18-метровая фигура старика с развевающейся за плечами шкурой белого медведя - Борея, который, уступая мужеству людей, покидает свои северные владения». Место для памятника было выбрано на Стрелке острова на Москве-реке, на участке между Каменными и Крымским мостами, где сейчас стоит Петр I, - на пилонах еще одного, специально построенного моста, который должен был соединить набережную у Дворца Советов с Замоскворечьем. От четвертого варианта остался обобщенный летчик, который должен стоять на носу корабля - и это уже был прототип Валерия Чкалова как раз в тот период, в 1938-м, он разбился. Фигура должна была венчать «Пантеон летчиков», где было бы место и спасателям челюскинцев, ну а в центре - предполагалось поставить серебряную фигуру Икара. В итоге, у Веры Мухиной вышел самый известный монумент «Рабочий и колхозница» и, возможно, ее рук - гранёный стакан.
От Ванкарема до места затопления «Челюскина» шесть часов хода на спасательном буксире «Лазурит». Прийти нужно ровно туда, где 13 февраля 1934 были сняты эти кадры. Последние секунды жизни «Челюскина» запечатлел кинооператор Аркадий Шафран, участник экспедиции. Впереди мрачная неизвестность, возможно, даже гибель, но Шафран остается профессионалом. Легендарный пароход подпускает к себе не сразу. Второй день продолжается качка. Водолазы готовят снаряжение. А вот эти баллоны нам нужны, чтобы выходить в случае аварии. У подводной команды из Москвы за плечами огромный опыт погружений в Черном и Балтийском морях. Смыслом жизни стало проливать свет на тайны погибших кораблей и подводных лодок, главным образом, времен Великой Отечественной. Так далеко на север еще не забирались. Священник Свято-Данилова монастыря и заодно дайвер отец Иннокентий надеется на божью помощь: «Несмотря на то, что у нас опыт есть и погружения в холодные среды и в плохой видимости, обстоятельства здесь, конечно, особенные. Мы сделаем все, что в наших силах, а Господь поможет сделать это благополучно». Перед погружением надо уточнить координаты и проверить дно эхолотом, чтобы установить буй ровно над объектом. Исследователи сутки ждали, пока море немного успокоится, погружаться при двухметровых волнах было невозможно. Не сказать, что сейчас полный штиль, но отступать уже некуда. Удастся ли в прямом смысле прикоснуться к легенде с первого захода? На водолазов давит не только груз ответственности. У каждого за спиной больше центнера! У поверхности вода почти прозрачная, но с тридцатиметровой глубины начинается непроглядный мрак. Видно вот на таком расстоянии и все.
Пароход «Челюскин» должен был повторить этот успех и проверить проходимость трассы Севморпути [1] транспортным судном. На его борту находилось 52 члена экипажа, 29 человек экспедиционной группы, 30 научных работников, членов их семей и рабочих для высадки на острове Врангеля. Экспедицию возглавлял Отто Юльевич Шмидт, уже в четвертый раз отправившийся в Арктику. Нештатные ситуации начались почти сразу. В один из дней нашелся «заяц» - кочегар Михаил Субботин, который пробрался на судно тайком. А 31 августа в семье научного сотрудника Всесоюзного арктического института Василия Гавриловича и Доротеи Ивановны Васильевых родилась девочка Карина. Все были заняты своими делами: команда следила за обстановкой и льдами, ученые и специалисты проводили исследования. Ничто не предвещало беды. Однако уже в сентябре 1933 года все пошло не плану - в Чукотском море подули южные ветры и принесли лед, который и зажал «Челюскин». На протяжении следующих 5 месяцев корабль дрейфовал. Состояние судна ухудшалось с каждым днем. Море заполнилось ими целиком. При сильном ветре лед приходил в движение, образуя в одних местах трещины, полыньи, а в других - торосы в результате нажима льдин друг на друга. Движение льдов неоднократно производило давление на пароход. Одно из сжатий в декабре было настолько сильным, что мы, на всякий случай, выгрузили на лед запасы продовольствия, но затем образовались разводья и запасы были погружены обратно». Команда своевременно эвакуировала на лед аварийные запасы продовольствия, палатки, самолет, радио, спальные мешки. Выгрузка людей продолжалась до самого последнего момента - пока нос корабля не ушел под воду.
«Челюскин»: катастрофа, спасение и чествование героев
Двухмесячный ледовый плен челюскинцев завершился чудесным спасением. 13 февраля 1934 года в Чукотском море в результате сильного сжатия пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. В операциях по спасению челюскинцев было занято около 1000 собак. 13 февраля 1934 года в Чукотском море в результате сильного сжатия пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул.
Завершено спасение Челюскинцев в Арктике
Короткая ссылка 13 февраля 2024, 09:00 13 февраля 1934 года затонул пароход «Челюскин». Его экипаж и члены находившейся на борту научной экспедиции отрабатывали схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Но в сентябре 1933-го судно было заблокировано льдами и дрейфовало пять месяцев. Когда корпус корабля дал трещину, команда и участники экспедиции высадились на лёд, забрав с собой всё самое необходимое, в том числе материалы для возведения временных построек. Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию.
Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии.
Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.
Улицы, по которым челюскинцы должны были проследовать до мест размещения, также украшались плакатами и щитами, отражающими техническую мощь СССР, здания Дома Красной Армии и Флота, штаба Морских сил Дальнего Востока — большими портретами героев. Особо декорировалась вокзальная площадь, здание вокзала, Дворец труда и военкомат. При пересечении ул. Китайской Фокина с ул. Ленинской в направлении от главных ворот порта по эскизу архитектора Заседателева возводилась специальная арка.
В оформлении улиц города, его зданий принимали участие пятнадцать лучших художников, архитекторов, инженеров. У ворот порта выстроился почетный караул. Суда, стоявшие на якоре в Золотом Роге, оглашали воздух приветственными гудками. С низко летящего самолета на палубу «Смоленска» сыпались букеты сирени и ландыша, а звуки приветственного марша потонули в бурном ликовании народа. Крыши домов, балконы, сопки были буквально облеплены людьми. От арки до ворот порта выстроились линии почетного караула.
На причал прибыли родственники, приехавшие во Владивосток специальным курьерским поездом. Над пароходом низко реяли самолеты, от бортов которых вниз летели букеты цветов и листовки. Начался митинг, после окончания которого холостые челюскинцы были размещены в общежитии Дома политпросвещения, а семейные — в гостинице «Версаль». Вечером этого же дня в городском театре прошла торжественная встреча челюскинцев с лучшими ударниками города и края. Праздничное волнение на улицах города не утихало до поздней ночи. Вечером специальным составом челюскинцы отбыли в Москву.
Они были потрясены тем, как встречал их Владивосток. Капитан «Челюскина» В.
Но обо всём по порядку. В феврале 1934 года раздавленный льдами пароход «Челюскин» затонул в Чукотском море. Пока пароход опускался в пасть океана, челюскинцы организованно перенесли на льдину всё необходимое и без промедлений начали строить лагерь. Радист Эрнст Кренкель отправил радиограмму в ближайший посёлок Уэлен, из которой Большая земля узнала о том, что произошло во льдах.
Правительственная комиссия по спасению челюскинцев была создана в тот же день. Её возглавил Валериан Куйбышев. Нужно было немедленно снарядить сразу несколько ледокольных и авиационных экспедиций. Спасти всех до одного! Ближе других лётчиков к дрейфующему лагерю, с которого приходили редкие радиосигналы, оказался Анатолий Ляпидевский. Плюс машина — тяжёлый АНТ-4, гражданская «полярная» версия первого в мире серийного цельнометаллического двухмоторного бомбардировщика ТБ-1, творение конструктора Андрея Николаевича Туполева.
Они первыми прибыли в Уэлен и начали поисковую экспедицию. От Уэлена до лагеря Шмидта — примерно 265 километров. Но техника не позволяла определить местоположение героев, и Ляпидевский начал полёты в неизвестность, каждый из которых мог оказаться для лётчика роковым. Сам лётчик так рассказывал о тех днях: «Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и всё безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались — стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щёлочки для глаз. Но от холода ничего не спасало.
В конце концов на 30-й полёт я обнаружил этот лагерь. Солнце, тишина, но страшный мороз — 40—45 градусов... Мы всматривались до боли в глазах. И наконец прямо «упёрлись» в лагерь Шмидта. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!.. Лагерь располагался в нескольких километрах от этого импровизированного аэродрома.
Для них увидеть в небе самолёт было высшим счастьем, а успешное приземление Ляпидевского вызвало девятый вал радости. Челюскинцы во главе со Шмидтом и капитаном Ворониным обнимали и даже качали лётчиков. Трудно вообразить, с каким восторгом они встречали долгожданных спасателей. Кого выручать в первую очередь? На этот счёт дискуссий не было. Ляпидевскому с трудом удалось вместить в салоне АНТа десятерых женщин и двух маленьких девочек, одна из которых, Карина Васильева, родилась на борту «Челюскина» и имя своё получила в честь Карского моря.
Обратный путь, несмотря на перевес, прошёл благополучно. Чуть более двух часов Ляпидевский летел из Уэлена к лагерю, около двух часов провёл на льдине и за два часа вернулся на базу. Безупречный исторический полёт, такой бывает раз в жизни! Шмидт послал руководителям государства ликующую телеграмму: «Полярное море, лагерь Шмидта. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолёт АНТ-4 под управлением лётчика Ляпидевского при лётчике-наблюдателе Петрове прилетел: из Уэлена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей.
Самолёт взял направление надо льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром.
В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике
После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений. И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. 85 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива. Активное спасение челюскинцев началось спустя 13 дней и продолжалось в течение двух недель. Двухмесячный ледовый плен челюскинцев завершился чудесным спасением.
Два месяца на льдине: как выживали челюскинцы
Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. 13 апреля операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. 13 апреля 1934 года на материк был доставлен последний член экипажа затонувшего парохода «Челюскин» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Арктика, истории, летчиков на развлекательном портале О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб.