Новости советское воспитание

Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. «Советская школа имела очень хорошие традиции воспитания, которые нужно возрождать», – считает, согласно публикациям 2016 года, Ольга Васильева, по тем временам. Редакция Pandaland собрала 12 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания!

Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2

Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. Госдума подкорректировала трудовое воспитание. Советская система воспитания была весьма многогранной, хотя на первый, поверхностный взгляд, она имела целью воспитать некий послушный винтик. С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+.

Всегда нужно слушаться старших

  • ПРАВИЛО № 2 «Отцовский ремень - лучший учитель»
  • Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama
  • Как менялось воспитание детей за последние 100 лет | PSYCHOLOGIES
  • Воспитание детей в советском плакате
  • Как воспитывали детей в советское время
  • За что и сколько советским родителям приходилось платить

Современным родителям лучше не воспитывать детей на советский манер

Как воспитывали детей в СССР Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище.
Сейчас кажется дичью: как воспитывали детей в СССР - Я Покупаю Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи – не пустые слова.
Воспитание в СССР (Александр Самоваров) / Проза.ру Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко.

Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»

Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас. Буллинг в школе, на работе, в соцсетях и домашнее насилие остаются общественной проблемой. Далеко не все родители знают, что такое психологическая травма, используя фразы типа «Если будешь плохо себя вести, дядька в мешке унесет». Что делать? Осознанно следить за своими реакциями и своим примером показывать, что можно проблемы общения и воспитания разрешать другими, более гуманными способами.

Вещи важнее человека Психолог дала советы по общению с неприятными людьми Одна очень пожилая клиентка рассказала, как в 7 лет нажимала кнопки на новом радио, которое с большим трудом достал отец. В итоге кнопки заклинило. Естественно, поломка была быстро обнаружена, как и виновница. Отец выпорол дочь до синевы. Мать при этом стояла рядом и с упреком смотрела на дочь, не вмешиваясь.

Так учили детей ценить вещи, ведь все предметы быта, одежда и техника доставались большими усилиями, которые дети в силу возраста еще не могли оценить. Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день». И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища. У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать.

Истина, как всегда, посередине. Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка? Общественное важнее индивидуального Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм. Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер.

Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления. Компенсация этой ошибки — суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность. При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются. Обратная сторона «счастливого советского детства» Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался. Далеко не все родители выстраивали связи и теплые отношения не только с детьми, но и друг с другом, ведь они сами — послевоенное поколение, кто их этому учил?

В результате дети много времени проводили во дворе без присмотра, редко общались со старшими, часто на старших детей «вешали» младших. Сегодня имеется перекос в другую сторону, когда родители просто душат своих детей развивашками, театрами, спортом, пытаясь дать то, чего у них не было. И уже успело вырасти поколение детей реальный случай из практики коллеги , когда муж бросил семью после рождения первенца, сам не понимал, почему.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью.

Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Люди, родившиеся и повзрослевшие в Советском Союзе, обычно говорят: «Ну мы же выросли, и вроде ничего так». Но многие из способов воспитания, педагогических методик, которые использовались в те времена, сегодня применять просто нельзя.

Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения.

С ранних лет нужно формировать чувство ответственности Уже в детском садике формировалась ответственность за порученное дело. Так, при подготовке к утренникам нужно было выразительно прочитать стихотворение, вместе спеть песню или станцевать. В школах существовала такая практика: если какой-то ученик мешал учителю, не реагировал на замечания, ответственность за него несло его пионерское звено: ребята объясняли озорнику, что он не должен так себя вести на уроках. Отстающих по предметам их одноклассники брали «на буксир», помогали им выполнять домашние задания.

Учитель поручал ответственным школьникам проверить чтение стихотворений наизусть у своего ряда или правильность решения задачи. В ней он приводит слова советской школьной учительницы о том, как она борется с плохим поведением в классе. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы.

Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена». Коллективная ответственность — отличный прием, который мог бы очень помочь в борьбе с сегодняшним буллингом в школах. Приучение к труду — неотъемлемая часть воспитания Трудовое воспитание в школе и дома ставилось во главу угла.

Дети приобретали необходимые навыки на специальных уроках труда, где девочек учили шить, вышивать, готовить, а мальчиков — основам столярного и плотницкого дела. В старших классах учащиеся посещали УПК учебно-производственные комбинаты , где знакомились с основами будущих профессий: машинистки, медсестры, слесаря, электрика, водителя и пр. Ученики дежурили по классу: мыли доску, проводили влажную уборку на большой перемене, после уроков мыли пол. Один раз в четверть устраивались генеральные уборки с мытьем парт, стен, дверей.

Никто не интересовался мнением ребенка — это было не в почете. Сейчас все по-другому. Родители стараются приобщать своего ребенка к делам, и правильно делают, ведь только так можно вырастить самостоятельную личность! Важно уметь говорить своему ребенку, что взрослые тоже могут ошибаться, но чаще они лучше видят ситуацию, поэтому лучше прислушиваться. За проступки — наказание Во времена Советского Союза дети заранее знали, что их ждет за проступок — подзатыльник и наказание ремнем. Тогда взрослые были вольны делать все, что им хочется, ведь никакого наказания не было — воспитание же!

Прекрасное ужасное советское воспитание

Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии - Новости Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины.
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову | АиФ Урал Бытует мнение, что советское образование и сопутствующее ему воспитание было «правильным», по сравнению с тем, что наблюдаем в постсоветском периоде».

Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»

Как воспитывали детей в СССР. | Пикабу Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины.
«Жупела» «советской школы» | Вести образования Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище.
Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы Комментируя решение о включении в школьную программу «патриотических» произведений советской литературы, аналитики сходятся во мнении, что в этом будет больше вреда.

10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства. С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа".

Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы

Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день». И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища. У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать. Истина, как всегда, посередине. Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка? Общественное важнее индивидуального Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм.

Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер. Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления. Компенсация этой ошибки — суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность. При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются. Обратная сторона «счастливого советского детства» Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался. Далеко не все родители выстраивали связи и теплые отношения не только с детьми, но и друг с другом, ведь они сами — послевоенное поколение, кто их этому учил? В результате дети много времени проводили во дворе без присмотра, редко общались со старшими, часто на старших детей «вешали» младших.

Сегодня имеется перекос в другую сторону, когда родители просто душат своих детей развивашками, театрами, спортом, пытаясь дать то, чего у них не было. И уже успело вырасти поколение детей реальный случай из практики коллеги , когда муж бросил семью после рождения первенца, сам не понимал, почему. И только на психотерапии выяснилось, что его так задолбали с детства вниманием и воспитанием, что со своим сыном он осуществил мечту детства — оставил ребенка в покое в буквальном смысле! Сначала разобраться со своими приоритетами: что для вас важно в первую, во вторую, в третью очередь? Дети приоритетам учатся у вас. И если для вас мнение учительницы о вашем ребенке ценнее, чем чувства и переживания вашего чада, то ребенок тоже научится тому, что «общественное важнее индивидуального». Но и если вы не разбираетесь, а с ходу во всем вините школу или дворовых мальчишек и искренне считаете, что ваш ангел ни в чем не виноват априори, то получите перекос в другую сторону.

Еще по теме Психолог раскрыла подлинный секрет дружбы: «Без этого ничего не получится» 5. Хвалить — только портить Пресловутое правило «красной ручки». Многих с детства носом тыкали в недостатки и ошибки, ругая или «играя в молчанку», мол догадайся сам а , что ты натворил а. А если что-то делает ребенок хорошо — так и надо. В итоги дети не понимали четких критериев, когда они уже хорошие-то? И изо всех сил либо старались заслужить любовь требовательных взрослых, либо бунтовали против такого отношения. Но страх ошибиться развивался у всех.

В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов. С 1967 года в пионерских лагерях также проводилась всесоюзная пионерская военно-спортивная игра "Зарница" для учащихся с 4-го по 7-й классы, еще не охваченных программой НВП. В дальнейшем появилась схожая игра для старшеклассников - "Орленок". В организациях ДОСААФ, где имелись военно-технические школы и аэроклубы, желающих бесплатно обучали вождению мотоциклов, грузовых автомобилей, гусеничной техники, прыжкам с парашютом, управлению спортивными самолетами, радиотехническому делу и другому. Преподавателями НВП военными руководителями, военруками , как правило, становились офицеры запаса, имевшие высшее или среднее военное образование. Была разработана новая программа занятий. Так, вместо пятидневных занятий на местности, проводившихся в 9-м классе, предусматривались трехдневные полевые сборы на завершающем этапе обучения. В 1987 года была введена новая программа НВП для средних учебных заведений районов и городов, в которых действовали оборонно-спортивные оздоровительные лагеря: к 140 учебным часам добавлялись 70 часов для юношей на 14-дневные учебно-полевые сборы в лагерях во время летних каникул.

На создание условий, благоприятствующих её решению, было нацелено всё, начиная с принципов организации экономики. Американский философ и психолог Эрих Фромм, исследовавший в целом ряде работ воздействие социально-экономической системы капитализма на внутренний мир человека, пришёл к выводу, что экономическая система, ориентированная на извлечение прибыли и приобретение собственности, объективно формирует в людях «жизнеотрицающие» установки существования — прежде всего жажду денег, собственничество, индивидуализм. А вот «другие экономические условия могут вызвать к жизни прямо противоположные стремления». Так вот, в Советском Союзе воплощение в жизнь принципа, который Сталин назвал «основным законом социализма» социалистическая экономика, в отличие от капиталистической, ориентирована не на погоню за прибылью, а на «непосредственное удовлетворение потребностей общества» , и создавало эти самые «другие условия», которые способствовали утверждению в сознании людей истинно человеческих ценностей и принципов бытия. Однако мало было создать условия, объективно благоприятствующие решению такой задачи, требовалось и организовать широкомасштабную работу, направленную на достижение этой цели. И работа по всестороннему развитию народа активно велась в Советской стране. В школах, вузах, в Домах пионеров и Домах культуры создавались всевозможные кружки, секции, студии — спортивные, художественные, научно-технические. Можно вспомнить немало выдающихся музыкантов, художников, учёных, которым эта система детского творчества помогла выявить их дарования.

Конечно, большинство подростков потом могли избрать и избирали другую профессию. Но то, что они получали в этих кружках и секциях, способствовало их всестороннему развитию. В девятом классе у нас появился новый классный руководитель и учитель физики Георгий Иванович Астахов. Выпускник физмата Белгородского пединститута, он в годы учёбы увлекался ещё и боксом — стал чемпионом области. Позже я слышал, что он, оставаясь преподавателем физики, заочно поступил в Литературный институт. Не знаю, окончил ли он его, но два сборника стихов Георгия Ивановича вышли. А в Харьковском университете заведующий кафедрой химической метрологии, доктор наук и профессор Николай Петрович Комарь в молодые годы ещё и играл в футбол. Из какой-то повести о коммунистическом будущем запомнился термин: «Многолучевой человек».

А я встречал немало таких людей в социалистическом настоящем. Химики, математики, физики, с увлечением работающие по своей специальности и не променявшие бы её ни на какую другую, в то же время всерьёз интересовались живописью, восточной поэзией, философией, историей календаря, эллинской культурой не только художественной, а в широком смысле , историей и тому подобным. Мой шеф по дипломной работе Владимир Вассианович Киселевский любил кино и неплохо разбирался в нём. Мы часто говорили о новых фильмах, актёрах, режиссёрах. Вскоре в нашей маленькой комнате образовался настоящий клуб любителей кино, куда входили даже сотрудники других кафедр. Проводившейся основной работе это не мешало мне надо было присматривать за ходом опыта, а остальное делала автоматика , более того, даже помогло: люди крепче объединялись и познавали друг друга. Огромную роль в духовном развитии советских людей играла художественная культура. Курс на приобщение самых широких слоёв народа к ней большевики взяли буквально сразу после Октябрьской революции и выдерживали его в самых трудных условиях.

В 1919 и 1920 годах в Советской России побывали американский дипломат Уильям Буллит и британский писатель Герберт Уэллс. И оба отметили работу новой власти в этом направлении Буллит в своём отчёте, а Уэллс в книге «Россия во мгле». Они писали, что в холодной и голодающей стране организовано издание массовыми тиражами произведений лучших писателей — и книги продаются по общедоступным ценам что невозможно представить в самых благополучных капиталистических государствах, отметил Уэллс , театры и картинные галереи теперь заполнены «простой» публикой, и ведётся работа по эстетической подготовке этих людей к встрече с искусством я так оцениваю слова Буллита о том, что им «объясняют значение и красоту произведений». При Сталине работа в этом направлении велась ещё более разносторонне и активно. В частности, эффективным средством приобщения народа к художественной культуре стало радио. По первой, общедоступной программе каждый день можно было услышать литературные чтения, классическую и народную музыку; не реже раза в неделю передавали спектакли лучших драматических и музыкальных театров страны.

Тогда взрослые были вольны делать все, что им хочется, ведь никакого наказания не было — воспитание же! Вот только дети не начинали уважать от этого родителей, а испытывали страх и затаенную злобу. Сегодня, если поднимаешь руку на ребенка, вполне можешь лишиться родительских прав. Под этим подразумевалось отсутствие самостоятельности до определенного возраста. В СССР детство и юность детей проходила под контролем государства, детей воспитывали в юношеских лагерях, через спорт, отовсюду «лилась» пропаганда ЗОЖ. Чем это плохо?

5 неприятных моментов воспитания в СССР, о которых молчат не просто так

Советская система воспитания была весьма многогранной, хотя на первый, поверхностный взгляд, она имела целью воспитать некий послушный винтик. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин. Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости.

1. Думать, что ошибаться стыдно

  • Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы
  • Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
  • Тугое пеленание и одежда на вырост
  • Куклы учили нас безусловной любви к «детям»
  • Воспитание Ребенка в СССР и Почему Советское Воспитание Уже Неактуально?

Сейчас кажется дичью: как воспитывали детей в СССР

Неудивительно, почему современные мамы все чаще с ностальгией вспоминают старые добрые «принципы строгости». Хорошо это или плохо? Каждая семья определяет сама. Принцип четвертый. Никаких разговоров «про это» «Мама, откуда берутся дети? Он еще вырастет? И мама тушуется, рассказывает небылицы об аистах и капусте и отсылает любопытную кроху к папе.

Отец, тушуясь не меньше, повторяет мамины небылицы. Все — нравственное воспитание завершено, ребенок защищен от вредных знаний о сексе. Свои первые «настоящие» знания он получит от старших ребят во дворе, перестав после этого искренне доверять родителям. Хотим мы этого или нет, но сейчас информация сексе сала открытой. Секс везде: в рекламе, по ТВ и радио, в журналах. Уберечь ребенка от него можно только заперев малыша в комнате без окон и средств связи.

Поэтому современным родителям приходится покупать книги умных психологов и, стесняясь и сбиваясь, рассказывать интересующимся малышам о сексе.

Если мы ставим задачу приобретения определенной суммы знаний вообще-то это прошлый век! А если мы стремимся научить ребенка учиться и создать максимально комфортные условия для гармоничного развития личности, то это не так делается. То есть совсем не так. Иными словами, школа есть, а вот зачем она — большой вопрос. Именно в этой плоскости, а не в злокозненной деятельности некоей группы могущественных тайных злодеев и лежит, по нашему мнению, ответ на вопрос: «почему так коряво».

Когда трава была зеленее… Беспомощность тех, кто отвечает за государственную политику в сфере образования и воспитания молодежи, отлично передают периодически озвучиваемые призывы «вернуть как было». Далеко не каждая семья, особенно многодетная, потянет кружки, особенно если ребенок хочет посещать разные кружки». Вот что поделаешь, если в сознании чиновницы проблема внеурочной занятости детей так прочно сцеплена с государственной идеологией кстати, прямо запрещенной п. А «программа» предыдущего образовательного министра Ольги Васильевой, не придумавшей за первые полгода своего нахождения в должности ничего нового, кроме возврата к единым учебникам, патриотического воспитания и восстановления УПК, дежурства по классу и школьных производственных бригад? Людям, ратующим за «восстановление лучшей в мире советской системы образования», хочется напомнить замечательные строки Александра Городницкого: «Ностальгия — тоска не по дому, а тоска по себе самому». Наши дети не станут ни счастливее, ни образованнее, если опрокинуть их в наше прошлое, которое кажется нам радужным только потому, что мы были молоды, перед нами открывались сияющие перспективы, а папа и мама были живы.

Прошлое никогда не вернется. Никогда учителя не будут пользоваться прежним авторитетом, поскольку перестали быть главным источником знаний. Шахматный кружок не будет играть в жизни ребенка такой роли, как во времена юного Толи Карпова — шахматное обучение да и сама игра в значительной степени переместились в интернет. Ребенок не станет день напролет сидеть в обнимку с книгой, теперь у него есть планшет и телефон, они интереснее и разнообразнее. Сегодняшний и особенно завтрашний специалист будут учиться всю жизнь, это уже понятно. В этой ситуации задача школы — учить работать с информацией, находить ее, проверять, систематизировать.

Конечно, базовые навыки остаются, уметь считать надо, хотя бы на случай, если разрядится телефон с калькулятором. Но вот учить наизусть столицы африканских государств, как это делал автор 30 с лишним лет назад к вступительному экзамену по географии — ей-Богу, лишнее… Можно неодобрительно цокать языком и сетовать на времена и нравы — собственно, наши предки всегда так делали, и им, по слухам, становилось легче; в любом случае от этого не будет вреда. А вот пытаться загнуть времена и нравы в обратную сторону через колено никому не удавалось. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Лето близится к концу, вспомнили про школу… И как-то перешли к воспоминаниям, что их, левшей, прямо-таки заставляли и в итоге заставили писать правой рукой. Современная же психология считает , что отказ от переучивания и внимательное отношение к леворукому ребенку может снизить риск психических и физических нарушений в будущем. Отличаться от большинства — неприлично Обязательная школьная форма, запрет на макияж, серьги и необычные прически, жестко регламентированный список литературы , давление на сферу духовной жизни, — все это признаки уравнительного воспитания, не способствовавшего проявлению индивидуальности ребенка и гармоничному развитию его личности. Теперь ситуация изменилась. В 1989 году вступила в силу конвенция о правах ребенка, участниками которой являются многие страны мира. В ней прописано право детей выражать свою индивидуальность так, как это им угодно.

Нам свойственно помнить только хорошее. И это правильно, ведь не бывает эпох, негативных во всех отношениях. Но правильно говорят, что время все расставляет по местам: то, что однажды было нормой, теперь подвергаются сомнению, спорам и даже осуждению. Советское детство могло быть вовсе не таким счастливым, как мы привыкли думать. Но зато его у нас уже никто не отнимет.

Советская единая трудовая школа: никаких книжек, в основе — труд При создании новой школы большевистские лидеры рассматривали разные проекты. Были среди них и очень смелые. Например, один предполагал создание школы-коммуны, где объединялось обучение и промышленное производство. Согласно проекту, учиться в таких заведениях нужно было каждый день пять дней труда и два — на экскурсии, доклады и так далее без выходных и каникул. При этом никаких учебников — книга вообще провозглашалась «бичом детства». Такое учебное заведение, по задумке, должно было обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. Доктрину образования будущего советское руководство создало быстро. Уже в 1918 году ВЦИК принял концепцию единой трудовой школы. Концепцию разрабатывали советские педагоги под руководством видных деятелей партии: Анатолия Луначарского, Надежды Крупской и Пантелеймона Лепешинского. Основана она была, в первую очередь, на идеях «школы труда» американского педагога Джона Дьюи, щедро сдобренных большевистской идеологией. Джон Дьюи Фото: Wikimedia Commons Основой школьной жизни провозглашался радостный труд без принуждения. Коллективная работа «школьной коммуны» была нацелена на воспитание будущих граждан. Обучение должно было носить общеобразовательный политехнический характер, то есть должно было теоретически и практически знакомить учеников с различными отраслями производства. Соответственно, учебный процесс кардинально изменился. Был создан отдельный предмет — трудовое воспитание, на который выделили солидное количество учебных часов. Ученики младших классов во время таких занятий осваивали ремёсла, а старших — приобщались к работе на предприятиях и в колхозах. По словам Луначарского, новая школа не могла, да и не должна была, как средние учебные заведения прошлого, растить интеллигентов. Цель советского образования нарком обозначал так: «Всех научить трудиться». Много времени на занятиях уделялось физическому и эстетическому воспитанию — спорту, гимнастике, играм, танцам, музыке, пению, рисованию, лепке. В число учебных методов вошли экскурсии, прогулки, зарисовки, моделирование. Важное место занимал принцип самостоятельности: ребёнок должен был сам обогащать свой опыт. Классы, которые раньше набирали по возрасту, заменили на группы по уровню подготовки. Ученики в основном в образцово-показательных школах, а также школах-интернатах получили право на самоуправление и создание школьных советов. Без одобрения совета, к примеру, нельзя было наказать провинившегося ученика. Такой уровень свободы детей по меркам дореволюционной школы а именно из неё происходило большинство учителей раннего СССР был сопоставим с полной анархией. Читайте также: Домашние задания и экзамены в трудовой школе отменили. Также педагоги должны были учитывать региональные особенности при сборе учебного материала. За что трудовую школу невзлюбили родители Первые педагогические преобразования большевиков столкнулись с большими трудностями. Так, отказ от преподавания Закона Божьего вызвал широкое и упорное сопротивление, особенно в среде крестьян. Как вспоминала Надежда Крупская, достаточно было появиться слухам о том, что богословие могут изъять из учебной программы, — и родители не пускали детей учиться, заявляя, что такие школы им не нужны. Родительские комитеты в городах тоже выражали недовольство. Во многом поэтому советская власть их ликвидировала. От компромисса — сделать Закон Божий факультативом — большевики категорически отказались. Вместо родительских комитетов за образованием стали следить «представители трудового населения». Их избирали через партийные коллективы и женотделы. Но на деле представители, среди которых практически никогда не было родителей, совершенно не интересовались делами школ, и «пролетарский контроль» провалился. Внедрение трудового принципа тоже шло негладко. Преподаватели чаще всего не понимали, как его реализовать. В итоге трудовое обучение сводилось к тому, что школьники должны были в промежутках между уроками, по выражению Крупской, «быть на побегушках». Они мели полы, мыли посуду, таскали дрова и даже разгружали вагоны. Анатолий Луначарский, «О народном образовании» Кроме того, страна переживала очень сложный период: вслед за Первой мировой началась Гражданская война, разразился голод в Поволжье, распространилась повальная беспризорность. Многие дети вообще не имели возможности учиться. В таких условиях наладить даже привычное обучение было трудно, а совершенно новое — тем более. Поэтому во многом постановления ВЦИКа носили чисто декларативный характер, а трудовой принцип действительно применялся только в отдельных образцово-показательных учреждениях. Ученики за работой в столярной мастерской. Дата съёмки: 1928—1933 гг. Фото: Государственный исторический музей Южного Урала Поспешная и при этом радикальная реформа образования обернулась неудачей. Старая школа оказалась разрушенной, а никакой новой и тем более идеальной на её месте построить не получилось. Этот недостаток советская власть стремилась сгладить, хотя бы увеличив количество учащихся что в целом ей удалось , но не качество их знаний. Луначарский в итоге писал: «…чему-нибудь учить, и то будет хорошо…» Схемы ГУСа, или Как в СССР пытались развивать межпредметное обучение Как ни странно, но, проводя радикальные преобразования в средней школе, советское руководство первое время не регулировало предметное содержание школьного обучения. Единых образовательных стандартов попросту не было.

Тугое пеленание и одежда на вырост

  • Как менялось воспитание детей за последние 100 лет
  • Всегда нужно слушаться старших
  • Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
  • Как в СССР воспитывали и обучали детей
  • «Жупела» «советской школы»
  • Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе

Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику

С низкой самооценкой, упорно не замечая количества вздыхавших по мне парней... О таких говорят: «Не красавица, но симпатичная». Сколько раз я слышала от нее что-то вроде «Ненавижу свое тело! Да, родители хотели как лучше, говорили, где нужно над собой работать, чтобы стать «хоть немного красивее». И она работала, изнуряла себя диетами заработав проблемы с желудком и поджелудочной. А затем уехала в другую страну жить. Спрашиваю, как ей там, и первое, что слышу: «Я тут красавица! Меня тут все считают красивой! Как она похорошела!

Все так же «при теле», но это приятные аппетитные формы, а лицо просто сияет. А все потому, что ей изо дня в день говорят, что она красавица! Она научилась любить и принимать себя и реально расцвела. Поэтому наши мамы и бабушки кипятили белье, а потом часами стояли у гладильной доски. Сегодня таких проблем в большинстве семей уже нет, а привычка гладить все — от постельного белья до носков — у многих осталась. Мы с сестрой после стирки гладили свои трусы и майки. Синтетики тогда не было, только хлопок. Но зачем?

Мама считала, что надо прогладить... Когда я стал жить отдельно, мне утюг по назначению понадобился один раз за 5 лет, когда я на корпоратив решил надеть костюм с галстуком. А из гладильной доски получается отличная подставка под синтезатор. Обычно эти дети существуют только в воображении родителей, потому что в реальности их никто не видел. Такие сравнения, бесспорно, плохо влияют на самооценку ребенка и заставляют его чувствовать себя ненужным и плохим. Я выросла в тени дочери маминой подруги, которая все делала лучше, чем я. При этом задним числом я понимаю, что мамина подруга свою дочь просто слепо обожала и никогда ничего негативного о ней не говорила. Проблемы у дочери начались после школы во взрослой жизни, чему моя мама страшно удивлялась, ведь такой идеальный ребенок рос!

Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза». Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить». И вдруг уже в старости поняла, что это неправильно. Она формировала негативное отношение к богатству и ставила человека перед выбором: быть хорошим, но бедным или плохим, но состоятельным. Однако в современном мире, где, например, блогер с помощью социальных сетей может за год заработать больше, чем его родители на заводе за всю жизнь, такие установки мешают видеть свои возможности и пользоваться ими. Мне всегда твердили, что большие деньги — большие проблемы и что за честный труд много не платят, зато совесть чиста. Я панически боюсь больших сумм, каких-то финансовых поощрений на работе, ведь это все «сверхприбыль», то есть не заработанное, не мое.

Я ехала домой с этими купюрами в сумке, и они вызывали у меня дикий страх: с такими деньжищами надо что-то делать! В итоге дала их в долг подруге, которой не хватало на новую машину. Она возвращала по частям, и эти деньги просто растворились: ушли на продукты, коммуналку, одежду. Зато не страшно. Казалось бы, подобные методы воспитания давно ушли в прошлое как архаичные и бесполезные, однако некоторые мамы и папы до сих пор ими пользуются. Часто наблюдаю, как медработники шутками и прибаутками пытаются завоевать детское доверие, а за дверью «яжмать» орет: «Вот не успокоишься — отдам тебя тете-доктору на эксперименты», «Не замолчишь — пойдем укол делать», «Будешь плакать — оставлю в больнице» и тому подобное. Очень досадно. Впереди «яжмать» с девочкой лет 3.

Идет воспитывает на ходу. Я прохожу мимо, а она в этот момент говорит: «Вот сейчас тебя тетя заберет! Причем ребенок даже не оглядывался. Кое-как потом дитя рассталось со мной.

Их трудно было застать слоняющимися по двору или валяющимися на диване у телевизора. И в городе, и в деревне работали клубы, библиотеки, дома детского творчества, музыкальные, художественные школы, где дети могли бесплатно развивать свои способности и реализовать таланты.

В отношениях с детьми нужно соблюдать строгость, не баловать их Родителям рекомендовалось относиться к детям, как к взрослым, не потакать их капризам и желаниям. В советских семьях количество игрушек сводилось к минимуму, зато было много интересных книг с картинками они стоили дешево. Считалось неправильным дарить детям дорогие подарки, покупать красивую одежду она была в дефиците , как-то выделять их среди сверстников. Необходимо воспитывать интерес и любовь к природе Частью советского воспитания было формирование гуманного отношения ко всему живому, любовь к природе. В книгах советского педагога В. Сухомлинского этой стороне воспитания отводилось много внимания.

Дошкольники под руководством воспитателя наблюдали, как распускаются первые листочки, как цветут растения, как живут насекомые. В садиках были живые уголки, где дети ухаживали за их обитателями: черепахой, рыбками, морской свинкой. Школьники посещали кружки юных натуралистов, ходили в походы, вели дневники наблюдений за природой. Важно формировать нравственные качества В основу нравственного воспитания был положен «Моральный кодекс строителя коммунизма», согласно которому в детях воспитывались патриотизм, интернационализм, честность, уважение к старшим и другие нравственные качества. Считалось, что стремление к обогащению, эгоизм, индивидуализм — постыдные качества. Школьников учили жить не для себя, а для своей страны.

Не стремиться к личной выгоде и обогащению, не лгать, соблюдать чистоту, уважать старших: уступать места в общественном транспорте, помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки. Одной из самых важных ценностей, которую прививали ребенку была семья, ведь семья была важной ячейкой советского общества.

Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза». Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить».

И вдруг уже в старости поняла, что это неправильно. Она формировала негативное отношение к богатству и ставила человека перед выбором: быть хорошим, но бедным или плохим, но состоятельным. Однако в современном мире, где, например, блогер с помощью социальных сетей может за год заработать больше, чем его родители на заводе за всю жизнь, такие установки мешают видеть свои возможности и пользоваться ими. Мне всегда твердили, что большие деньги — большие проблемы и что за честный труд много не платят, зато совесть чиста. Я панически боюсь больших сумм, каких-то финансовых поощрений на работе, ведь это все «сверхприбыль», то есть не заработанное, не мое.

Я ехала домой с этими купюрами в сумке, и они вызывали у меня дикий страх: с такими деньжищами надо что-то делать! В итоге дала их в долг подруге, которой не хватало на новую машину. Она возвращала по частям, и эти деньги просто растворились: ушли на продукты, коммуналку, одежду. Зато не страшно. Казалось бы, подобные методы воспитания давно ушли в прошлое как архаичные и бесполезные, однако некоторые мамы и папы до сих пор ими пользуются.

Часто наблюдаю, как медработники шутками и прибаутками пытаются завоевать детское доверие, а за дверью «яжмать» орет: «Вот не успокоишься — отдам тебя тете-доктору на эксперименты», «Не замолчишь — пойдем укол делать», «Будешь плакать — оставлю в больнице» и тому подобное. Очень досадно. Впереди «яжмать» с девочкой лет 3. Идет воспитывает на ходу. Я прохожу мимо, а она в этот момент говорит: «Вот сейчас тебя тетя заберет!

Причем ребенок даже не оглядывался. Кое-как потом дитя рассталось со мной. Видимо, так мамаша допекла, что хоть с кем — только от нее. Но сегодня, когда звезды и миллионеры ходят в джинсах и вытянутых футболках, судить по одежде бессмысленно. Да и зачем, ведь внутренний и внешний мир человека могут совершенно не совпадать.

В класс сына перешла девочка. Родители ее — ну очень состоятельные люди, владельцы серьезного строительного бизнеса. Выглядят оба как с обложки: ухоженные, модные, машина в половину школы. И вот наступил тот день, когда мамы и папы ходят в школу мыть-прибирать. Захожу я в класс и вижу: стоит эта роскошная блондинка и намывает окна.

А потом заметила ее мужа с моим — они мебель таскали. Муж такой задумчивый был после этой уборки. Говорит, мужик такой нормальный, не ожидал! Но многие дети узнали о том, что они лопоухие или кривоногие именно от родителей. Нередко папы и мамы подчеркивают недостатки своих чад, шутят над ними, стараясь привить ребенку иммунитет к этой теме, мол, все равно дразнить будут, пусть привыкает.

Но если человеку все время внушать, что он гадкий утенок, то в лебедя он может и не превратиться. Помню всю жизнь. Только мои ноги, да и моя фигура — копия матери. Я тут ни при чем, а комплекс на всю жизнь. Эта «невинная» шутка преследует меня с детства и до сих пор.

В итоге я ненавижу свой нос, стесняюсь его жутко, стараюсь не фотографироваться в профиль и вообще к людям боком не поворачиваться, мечтаю сделать ринопластику. Хотя нос нормальный. Поэтому красивое платье пылится в шкафу до «особого случая», а купленная по акции коробка конфет открывается не сразу, а при гостях. У большинства людей, заставших СССР, этот синдром в крови, и только нынешнее поколение начинает от него освобождаться. До сих пор обидно за это, и ненавижу даже на миллиметр неподходящие вещи.

Единственный раз мамина подруга прислала мне из Польши туфельки действительно моего размера. Они были прекрасны — аккуратной формы, лаковые, с застежкой на крохотную кнопочку и кокетливым бантиком.

В качестве отдельного предмета вводилась политграмота.

Лет с 10—12 школы должны были прививать детям материалистическое понимание мира и марксистское мировоззрение. Последнее, согласно Михаилу Покровскому, должно было занять место религии и насаждаться схожими методами. Например, яркими праздниками, оставляющими след в душе ребёнка.

С 1918-го и вплоть до 1934 года школьники не изучали историю как отдельный предмет, она стала частью обществоведения, которое также включило в себя элементы политэкономии, экономической географии, экономической политики, советского права и истории социализма. В межпредметной концепции ГУСа фрагментарные знания об истории давали как «картинки из прошлого». В обществоведении прошлое изучалось лишь как иллюстрация развития классовой борьбы, предварявшей Октябрьскую революцию.

Так, Крупская предлагала связывать жизнь героев русских классиков с современностью. Например, после прочтения повести Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» надо было написать сочинение, сравнить жизни рабочего и «тунеядствующего мелкого местного обывателя». Только так, считала Крупская, ученики смогут понять произведения, написанные в основном выходцами из «господствующих классов».

Читайте также: От новаторства до лженауки и извращения: взлёт и крушение педологии в советских школах Почему комплексный подход не взлетел На первый взгляд, комплексный подход приблизил школьное образование к реальной жизни. Но на деле он не давал системного усвоения знаний, школьники получали лишь фрагментарные представления о мире. В результате, как пишет Е.

Балашов в статье «Политика в области школьного, профессионально-технического и среднего специального образования, 1917—1941 годы», дети не могли нормально освоить самые простые базовые навыки, которые им должны были дать школы первой ступени, — письмо, чтение, счёт. Связи между различными науками и разделами внутри предметных комплексов зачастую были притянутыми за уши. При этом и сами темы порой не соответствовали возрасту школьников.

Например, первоклассникам предлагалось следить за заболеваемостью в семье. В итоге программы представляли собой ворох разрозненных знаний, которые толком не закреплялись, а дети учились одновременно всему и ничему. Низкий уровень базовых знаний у школьников не позволял вести преподавание на основе межпредметных связей и в старших классах.

Тот факт, что новые программы не обеспечивают должный уровень подготовки, вынуждены были признать делегаты Первого всесоюзного съезда учителей, состоявшегося в 1925 году, и Луначарский. Даже самые ярые сторонники программ ГУСа стали признавать, что реализовать их не удалось. В Наркомпросе осознали, что нужно что-то менять.

Кроме того, большинство учителей не умели работать с комплексным методом. Они попросту не успевали освоить со школьниками всю схему. Поэтому многие педагоги на самом деле преподавали как раньше, посвящая комплексным темам лишь несколько занятий в конце года и составляя два учебных плана — реальный для себя и «правильный» для отчётности.

Школы же ограничивались формальными отписками в духе «работаем по схемам ГУСа», но что там конкретно делали, никто толком не проверял. Недовольными новой программой оказались и родители. С 1925 года они стали жаловаться, что дети стали хуже считать, читать и писать, и требовали сначала обучить школьников этим навыкам.

В учебных программах 1925 года вернули разделение на предметы. Тем не менее учителя всё равно должны были опираться на общую для всех схем комплексную тематику. Однако и такой подход в советском образовании не задержался.

Уже в 1926 году Наркомпрос значительно расширил самостоятельность учителей-предметников. А в следующем году наряду с перечнем комплексных тем ведомство составило перечень конкретных знаний по грамматике, орфографии и арифметике, которыми должен был обладать ученик. Елатомская Единая трудовая школа Фото: « Литературное обозрение» Кстати, с политическим воспитанием школьников дела тоже шли не гладко.

Политическую грамоту учителя преподавали в основном кто в лес, кто по дрова, да и в целом относились к ней формально, порой и вовсе игнорировали. Например, согласно сводке по губерниям 1924 года, в провинции такие занятия практически не велись. В итоге для преподавания политграмоты приходилось привлекать студентов-коммунистов старших курсов или комсомольцев либо вовсе переносить обществоведческие занятия в специальные кружки.

Как в школах ввели проектный и бригадно-лабораторный методы Провалы Наркомпроса в первые послереволюционные годы не прошли бесследно. В 1929 году власти развернули волну критики в адрес ведомства в прессе. Это была подготовка к масштабным перестановкам — большая часть высших руководителей Наркомпроса покинула свои посты.

В том числе и его руководитель Анатолий Луначарский. Смещение наркома привело к тому, что в стране начала активно распространяться теория «отмирания школы» Виктора Шульгина и принявшей его идеи Марии Крупениной. Шульгин в свои 28 лет возглавил Институт методов школьной работы, исследовал взаимоотношения школы и социальной среды, условия формирования личности и её ценностей.

Он считал , что традиционная школа отмирает, а её функции берёт на себя социальная среда. Поэтому он настаивал на том, что необходимо обратиться к переходной модели школы — «школе-производству» и «школе-колхозу». В его проектах ребёнок со школьной скамьи готовился к специализации, а образование сливалось с производством.

Свои педагогические взгляды Шульгин продвигал с 1920-х годов, но сначала против его идей активно выступал Луначарский и не давал им хода. Когда же нарком покинул пост, теория «отмирания» обрела популярность и в Наркомпросе. Согласно ему, школьники должны были обучаться самостоятельно.

Сам метод был известен давно, но в СССР его модифицировали в соответствии с советскими реалиями: школьники выполняли проект в коллективе, а не индивидуально. Так родился бригадно-лабораторный метод обучения.

Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание

На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий