Новости комсомолец подводная лодка гибель

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в. Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец». К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки.

Колонка председателя

  • 30 лет спустя: В Нижнем Новгороде вспомнили погибших на подлодке «Комсомолец» горьковчан
  • Наше видео
  • «Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец» — РТ на русском
  • Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"

Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка

Ровно 35 лет назад произошла авария на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец». Причиной гибели подводной лодки «Комсомолец» явился пожар, возникший около 11 часов. Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море.

День памяти погибших подводников

Но я уже терял сознание, когда меня подхватили и втащили в выходную камеру. Она была нашим единственным шансом. Нас там оказалось пятеро. В камеру начала просачиваться вода, которая под воздействием сжатого кислорода закипала на глазах. По учениям я знал, что будет дальше. Мы оказались в могиле. И тут снизу постучали. Командир приказал открыть люк, мы чуть замешкались. И, как оказалось, эти несколько секунд спасли нам жизнь — лодка резко провалилась.

Начались взрывы. Стуки прекратились. Мы продолжали лететь вниз. Слушали и молчали. Вспомнились родители и жена. Командир сделал замеры и сказал, что мы сейчас на глубине не меньше 1000 метров. Больше прибор не показывал. До сих не знаю точной глубины, сейчас лодка лежит на 1652.

Давление было огромным, с минуты на минуту вода должна была нас попросту раздавить. От усталости я подумал, что это случится быстро и мы не успеем ничего почувствовать. Наша задача была — отсоединить выходную камеру от подлодки. Впереди планеты всей… по аварийности Морская служба — дело непростое, особенно под водой. Чрезвычайно сложная техника да и сам океан ошибок не прощают. Это в равной степени относится ко всем флотам любой державы. Происшествия с ПЛ случаются на флотах всех стран. Но вот что говорит статистика.

В период с 1945 по 2019 год было зафиксировано 186 аварий ПЛ, принадлежащих 16 государствам. Трудно отнести такие результаты к разряду случайностей. Море для всех одно, значит, вероятно, вступает в силу субъективный фактор. Проявляться он может как в ошибках при проектировании и постройке кораблей, так и при их эксплуатации. В последнем случае причиной аварий порой становится недостаточный уровень подготовки экипажей ПЛ. Попавшие на флот не по призванию, а по призыву, имеющие к тому же невысокий общеобразовательный уровень моряки оказываются не в состоянии или не успевают осваивать сложнейшую технику, обслуживать которую им предстоит. К этому добавляется и то, что зачастую занятия по материальной части подменяются политинформациями или работами вне корабля, типа уборки территорий базы и т. У офицеров на корабле свои проблемы.

Серьёзные знания, полученные в своё время в училищах, на курсах повышения и в академиях, растворяются в море бюрократической писанины, не оставляющей времени на изучение непрерывно обновляющейся техники, обучение подчинённых. А ведь от всего этого напрямую зависит безопасность корабля и его экипажа. Вот пример из трагической истории АПЛ «Комсомолец». Когда, покидая гибнущий корабль, моряки должны были воспользоваться спасательными плотами, оказалось, что никто из них, включая офицеров, не знает, как это сделать. Позже один из оставшихся в живых офицеров этой АПЛ на вопрос комиссии по расследованию причин катастрофы: «Занимались ли сбрасыванием плотов в повседневной жизни за последние 5 лет? Мы на флоте занимаемся писаниной бумаг, а не отработкой борьбы за живучесть. Никто никогда не отдавал аварийные плоты. Выход через торпедный аппарат тоже не отрабатывался.

Как открывать авиационные сбрасываемые самолётом плоты, не знаем. Их я никогда не видел». И таких примеров, к сожалению, множество. Корабельные офицеры пишут в штабы, те, в свою очередь, тоже пишут. Над каждым штабом, будь то штаб бригады, дивизии или флотилии подводных лодок, есть следующий по иерархии штаб, вплоть до Главного штаба ВМФ. Горы бумаг оставляют мало времени для дел, которых много: надо думать о пополнении флота, разрабатывать стратегию, планировать учебные, а порой и боевые походы, решать вопросы обустройства баз, их снабжения и быта. Не только в кабинетах проходит служба штабных — периодически выезжают они на флот, иногда и выходят в море. В случаях ЧП им предстоит найти или назначить виновника.

И делать это надо по закону и по совести. Это непросто и не всегда удаётся. Бывает, когда, выгораживая истинных виновников порой себя самих , перекладывают вину на нижестоящих хуже всего — на погибших , а то и просто списывают всё на роковое стечение обстоятельств или непреодолимые силы природы. Приведём пример.

Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта.

Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации". Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ.

Однако при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением. Из-за этого резко увеличились площадь и интенсивность пожара. Огонь перекидывался из помещения в помещение. С притоком огромного количества кислорода система пожаротушения не справлялась. Пожара у нас пока не было.

Мы загерметизировали все переборки, подготовили средства тушения и стали ждать команду на дальнейшие действия. Но в этот момент по всем отсекам пошли короткие замыкания. Пропала вся связь, в том числе и аварийная. Средства защиты хранить рядом с реактором нельзя, они набирают радиацию. А индивидуальные рассчитаны только на десять минут.

Самолично покинуть отсек я не имел права. Поэтому я и мичман Валявин укрылись в герметичной аппаратной выгородке над реактором, где не было задымления, и стали дожидаться, когда нам принесут средства защиты из смежных отсеков". Ядовитый дым распространялся по всей лодке. Температура в охваченных пламенем отсеках была настолько высокой, что плавился металл. В пятом отсеке обнаружили обгоревших людей, ну а в шестом и седьмом, конечно, все были мертвы.

Матрос в седьмом даже не успел сообщить о начале пожара. В шестом отсеке погиб мичман Колотилин.

Иных вариантов на спасение не оставалось. В мигающем свете всюду искрили приборы, и повсюду хлестала вода.

Мичман Слюсаренко до капсулы добрался последним. Обессиленного подводника в последний момент втащили в спасательную капсулу. После этого нижний люк капсулы захлопнули. По мере падения падающая в бездну лодка «Комсомолец» за счет заклинившихся рулей выпрямилась и встала горизонтально.

Для современной подводной лодки «Комсомолец» конструкторы предусмотрели принципиально иной способ спасения экипажа. Это спасательная капсула, которая в обычном режиме служит входом и выходом на субмарину, поскольку является фрагментом самой боевой рубки. В аварийной ситуации камера должна отделиться, а затем всплыть. Внутри ее находился радиомаяк, и рассчитана была на 69 человек.

Внутри подводной лодки, моряки находившееся в капсуле слышали как ломался металл. Бездна ничто не щадила. Механический механизм отсоединения капсулы по каким-то причинам не сработал. Тогда моряки попытались отсоединить капсулу вручную, но сделать это никак не удавалось.

Оставались секунды. В отчаяние они едва не сломали прочный металлический затвор. Ужас от осознания собственного бессилия и ожидания того, что вот-вот погибнут придавал силы. На какую глубину провалилась лодка «Комсомолец» подводники не знали, но треск и грохот внутри субмарины, которая тащила их за собой, превратился в сплошной гул.

Крушились приборы, цистерны, рвались трубы, лопался металл и переборки. Почему спасательная камера не отделялась, сделав моряков своими заложниками, так и не будет до конца выяснено. В 1993 году ее пытались поднять в интересах следствия, но лопнули тросы, и вещественное доказательство провалилось на глубину теперь уже навсегда. Спасательная капсула Когда подводники оставили уже всякие надежды спастись и отступили, все пятеро вдруг почувствовали сильный гидравлический удар по ногам.

Глубина было более 1500 метров. Всплывающая спасательная капсула была рассчитана на 1000 метров, казалось, никаких шансов у них не было. Ударная волна оторвала капсулу от подводной лодки. От неизвестности и внезапной тишины измученные моряки опешили.

Наступило оцепенение. Они не знали, отсоединилась камера или нет. Но что-то неуловимо изменилось. Подводники не сразу сообразили, что они больше не погружаются - капсула всплывала.

Командир подводной лодки «Комсомолец» дал команду, одеть дыхательные аппараты. Подчинившись приказу, моряки стали одевать их, но включиться в аппарат, прежде чем потерять сознание от отравления сумели только двое - мичман Слюсаренко и мичман Черников. Командиру Евгению Ванину и двум другим товарищам они не успели помочь, хотя пытались это сделать. Причиной отравления стал угарный газ, который не имеет ни цвета, ни запаха.

Когда выгоревшая от пожара лодка «Комсомолец» стала тонуть, давление накачало смертельный газ в камеру. Трое из пяти обитателей камеры были уже мертвы. Чтобы там не заставило капсулу оторвать от лодки «Комсомолец» она пулей несла на поверхность двух живых подводников. Они считали секунд до спасения, не подозревая о новой опасности.

Мичман Копейка снаружи успел закрыть верхний люк, только на защелку, и на глубине люк прижало давлением. Надо было закрыть его изнутри, но морякам было не до того. Воздух вытесняемый из корпуса тонущей лодки создал в капсуле опасное избыточное давление. При резком всплытии верхний люк сорвало с капсулы.

Мичмана Черникова, который находился под люком, выбросило наружу. Он упал на воду, ударяясь при этом дыхательным мешком и погиб от сильнейшей баротравмы легких. Мичману Слюсаренко, которому повезло сидеть чуть дальше от люка, уже остаточным давлением воздуха выбросило из капсулы только на полкорпуса. Дыхательный аппарат, одетый в спешке, сорвало, что и помогло избежать баротравмы сжатым воздухом, но убило его товарища.

Капсула почти сразу набрала воды и ушла на глубину.

Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 м ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 м , подводное водоизмещение 8500 т, скорость хода более 30 узлов. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на более чем 1,5-километровой глубине.

Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989

Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». 30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал своё время на четверть века.

Что еще почитать

  • Еще по теме
  • Погода этим летом в России будет жаркой — синоптики
  • Испытание глубиной
  • Неразгаданные тайны «Комсомольца»
  • Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец» - МК Карелия
  • «Золотая рыбка»

Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец

«Подводная лодка проекта 685 «Комсомолец» на тот момент была самой совершенной многоцелевой субмариной. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. Сегодня, в День памяти погибших подводников, в Мурманске и гарнизонах Северного флота – Гаджиево, Видяево, Заозёрске, Полярном и Северодвинске – проходят памятные мероприятия, посвященные 27-й годовщине гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец».

«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»

Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем.

Системы и механизмы тестировались полтора года. Перед погружением нам установили специальное оружие для высоких глубин.

Подводник Николай Черкашин писал, что на рекордных глубинах от давления вспучивался линолеум на палубах, а железные койки экипажа выгибало дугой. Все было, конечно, не так, все-таки Черкашин — писатель и его рассказам была нужна драма. Для погружения, которое длилось более 7 часов, был разработан специальный план. На каждой ступени, то есть примерно каждые 100 метров, проверялась работа оборудования и его показатели.

На корпус давило 1,5 миллиона тонн воды: на каждый квадратный сантиметр — 100 килограмм. Борты прогибались, но аппаратура показала, что подлодка выдерживала глубину лучше, чем планировалось по предварительным расчетам. Причем разные приборы показывали немного разные значения глубины. По решению адмирала Чернова мы погружались до тех пор, пока прибор с самыми малыми значениями не покажет глубину более 1000 метров.

Когда отметка была достигнута, все были очень рады и бросились обниматься. Про это погружение и его достижения не писали в газетах — вся информация была строго секретной. Даже среди подводников нельзя было обсуждать «Комсомольца». Но не думаю, что экипаж не был награжден из-за секретности.

Нас дважды представляли к награде. Черкашин считает, что все потому, что во время погружения на борту не было ни одного начальника политуправления. Мне кажется, награждений не было потому, что опытная программа «Комсомольца» не заканчивалась на нашем погружении. А когда подлодка наконец прошла испытания, случилась трагедия в Норвежском море.

Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход. Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно.

Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.

В воде оказались 59 человек. Пятеро, включая командира К-278 Ванина Е. Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 оставшихся в живых и 16 погибших моряков.

В дальнейшем проводились обследование корпуса, который показали, что реактор лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето-торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.

Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Источники: А. Тарас Атомный подводный флот 1955—2005. Головко «Вместе с флотом».

Рассказ мичмана Виктора Слюсаренко — одного из непосредственных участников тех трагических событий. На «Комсомольце» я служил пять лет — с 1984 по 1989 год. Это была самая современная, экспериментальная модель атомной подлодки на то время построена в 1983 году. По некоторым параметрам она остаётся уникальной до сегодняшнего дня.

Лодка не была предназначена для массового уничтожения противника, а служила морским щитом против субмарин с ядерным оружием, которые могли угрожать нашим городам. Её технические характеристики поражали воображение: глубина погружения — более одной тысячи метров ни одна подлодка в мире не могла опуститься так глубоко , причём в нижней точке погружения её прочнейший титановый корпус «обжимало» огромной массой воды с такой силой, что он уменьшался примерно на полметра; скорость достигала 55 километров в час и это под неимоверно плотным давлением моря! На борту находились две ядерных ракеты для уничтожения кораблей или подлодок возможного агрессора. На такой чудо-лодке служить было интересно, но очень нелегко, напряжённо.

Она могла находиться под водой без всплытия 90 суток. Три месяца мы должны были нести боевую вахту без всплытия. За несколько дней до этого подлодка получила название «Комсомолец» прежде она носила имя «Плавник». Атомная подводная лодка Начало похода складывалось удачно.

Как известно, в те годы противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерями было довольно напряжённым, и в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей. Мы обнаружили несколько иностранных подлодок, вели за ними слежение. Трагедия началась 7 апреля, в пятницу, на 37-ые сутки похода. Совершенно неожиданно центральный пульт управления сообщил, что в седьмом отсеке их всего было семь, соединённых узкими переходами сильный пожар, большая температура.

Дежуривший там матрос на запросы по рации не отвечал. Как потом выяснилось, он погиб. На обследование отправился один из мичманов. Задыхаясь в дыму, он успел сообщить обстановку и тоже погиб.

Первые две потери, хотя и вызвали тревогу, но не посеяли паники среди плавсостава, который был тщательно подобран и обучен действовать в любых экстремальных ситуациях. Мы находились на глубине 350 метров. Стали всплывать. До глубины 150 метров лодка имела нормальный ход, но затем сработала аварийная автоматическая защита атомного реактора, который двигал лодку, и он перестал работать.

Лодка была тяжёлой, и стала резко проваливаться в глубину.

И пошла ко дну. Пожар 07 апреля 07. Примерно в одиннадцать утра в электрооборудовании 7 отсека начался пожар, который быстро распространился на остальные отсеки. Огонь привел к нарушению герметичности 6-го и 7-го отсеков, что привело к поступлению в кормовые цистерны и корпус судна внешних вод. За каких-то полчаса аварийной ситуации, пожар развился и стал причиной возгорания в других отсеках: 5-ом, 4-ом, 3-ем. Стало невозможным и дистанционное управление системами корабля.

Так как, в аварийном отсеке пожар не был ликвидирован в срочном порядке что требовал устав , встала необходимость нейтрализовать огонь с помощью объемной химической системы пожаротушения. Однако, система оказалась бессильной перед пожаром высокой интенсивности. Комиссия, расследовавшая причины гибели подлодки, установила, что в концевом 7 отсеке судна пожар возник, так как электрооборудование привода рулевой системы загорелось и перекинулось на горючие отделочные материалы. В акте комиссии был отмечен факт пожара, как наложение двух противоположных для действий экипажа обстоятельств: пламя огня, которое требует герметизации отсеков, и быстрое нарушение прочности магистрали воздуха, требующее раскрытие отсеков. Эти факторы осложнили действия экипажа. Когда К-278 всплыл, экипажу удалось локализовать огонь в 7-ом отсеке, загерметизирована оставшиеся. Одного за другим моряков, пострадавших от сильных ожогов и отравления, аварийные службы отправляли на свежий воздух, в результате чего большая часть команды была спасена.

Но ослабевшим людям придется через несколько часов пройти еще одно нечеловеческое испытание после огня — ледяные воды Норвежского моря. Моряки не ожидали, что прочный титановый атомоход пойдет ко дну, и сделали роковую ошибку, поднимая людей наверх без специальных гидрокомбинезонов. Счет шел на минуты, а крепления плотов, на которые скомандовано быстро перебраться экипажу, не поддавались и не отсоединялись от корпуса судна. Корабль на глазах тонул и морякам пришлось броситься в ледяную пучину. Некоторым повезло больше и они успели забраться на спасательный плот, который наконец отсоединился, но уплыл в сторону от накатывающихся волн. Тем, кто оставался в студеной воде, оставалось только держаться на плаву и надеяться на помощь. Всплытие Вручную отсоединить камеру не получалось, хотя мы старались.

Решили сделать это сжатым воздухом, в камере были клапаны. Пока их искали, раздался взрыв. Вода попала на аккумуляторные батареи, началось выделение водорода — он и взорвался. Это нас спасло. Взрыв оторвал от лодки нашу камеру, она наполнилась каким-то жидким густым туманом. До сих пор никто не может понять, что это было, хотя я рассказывал об этом тумане во многих институтах. ИДА — индивидуальные дыхательные аппараты.

Спустя годы, анализируя этот момент, я понял: голос не мог принадлежать никому из нас пятерых. Я помню его до сих пор. Кто знает, возможно, это был голос Бога. Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок. Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0. Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров.

Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду. Она была ледяной. Плюс 2 градуса. Волны — полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров.

Было жутко. Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть. И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40… Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи.

Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил… Нас отогрели, покормили.

Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец

7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка "Комсомолец".Дата ее гибели провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца исполнял свой долг. Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец»: что произошло, как погибла большая часть экипажа и что стало с подлодкой. Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник».

День памяти погибших подводников

В апреле 1989 года погибла и затонула в Норвежском море советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. 27 лет назад в результате пожара на борту затонула атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278, ранее совершившая рекордное погружение на глубину 1027 метров. Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий