Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом.

Семья, браки и родство в Древнем Риме

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение.

Слайд 6 Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын.

Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка.

Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Слайд 7 Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris.

Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет. Когнатское родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3 Термин familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть отца семейства над женой и детьми по существу мало отличалось от его прав на раба. Существенное отличие подчиненных домовладыки от права собственности на раба проявилось лишь в момент смерти домовладыки: право собственности на раба переходило к наследнику отцу семейства, в то время как лица бывшие в подчинение домовладыки, переживали capitis deminuto, которая в данном случае означало не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки.

Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Основания возникновения отцовской власти: — рождение детей в римском браке. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака.

Si agnatus nec essit, gen- tiles familiam habento. Heredes sui. Это положение устанавливало три разряда наследников. Первый разряд составляли sui heredes, т. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Если же в наследовании участвовали внуки от ранее умерших сыновей, то имущество делилось per stir- pes, поколенно, и внуки наследовали по праву представ- ления ius repraesentationis , т. Наследованию sui heredes в придавался некоторый осо- бый характер: они не столько становились обладателями нового для них наследственного имущества, сколько всту- пали в управление своим имуществом, принадлежавшим им вместе с paterfamilias на праве семейной собственности Гай говорил о sui heredas, что они vivo quoque parente quodammodo domini existimantur - 2. Точно так же Павел называл наследование sui heredes не чем иным, как continuatio dominii, ибо они itaque post mortem patris non heredi-tatem percipere videntur, sed magis liberam bonorum administrationem consequuntur D. Agnati proximi. Вторым разрядом наследников бы- ли agnati proximi, т. Так, прежде всего, призываются к наследованию, при отсутствии sui heredes, братья, сест- ры и мать умершего, состоявшая с его отцом в браке cum manu и тем самым поставленная в положение сестры умер- шего, loco sororis. Все эти лица являются по отношению к умершему агнатами второй степени. Агнаты дальнейших степеней устраняются от наследования наличием указанных наследников. При отсутствии агнатов второй степени при- зываются к наследованию агнаты третьей степени и т. Однако женщины далее полнородной сестры к наследованию не призывались voconiana ratione, т. Все призываемые к наследованию агнаты делят между собою наследство поголовно. Третьим разрядом наследников были gentiles, наследование которых отпало к концу рес- публики. Выше уже было указано, что в цивильном пра- ве действовало правило: in legitimis hereditatibus successio non est. Это означало призвание к наследо- ванию в каждом отдельном случае только лиц, ближай- ших к умершему в момент смерти. Если эти лица отка- зываются от наследства разумеется, при наличии пра- ва на отказ - см. Bonorum possessio intestati Преторская bonorum possessio, отражавшая в ходе своего развития постепенный распад старой зем- ледельческой семьи и последовательное вытеснение аг- натического родства родством когнатическим, постро- енным на кровной связи, была закреплена edictum perpetuum п. Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников. Unde liberi. Первый разряд unde liberi - все дети умершего и лица, приравнивав- шиеся к детям. В этот разряд входили: sui, emancipa- ti, то есть эманципированные дети умершего, а также in adoptionem dati, то есть дети, отданные им в усыновле- ние, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены от patria potestas усыновителя. Таким образом, уже в этом разряде наряду с агнатами наследодателя насле- дуют его когнаты. Наследники более близкие по степе- ни родства и здесь устраняли наследников дальнейших степеней родства. Внуки и другие нисходящие детей наследовали и здесь по праву представления. Призвание к наследованию эманципи- рованных детей вызвало к жизни ряд специальных поло- жений: эманципированные дети обязаны были при насле- довании вносить в наследственную массу все свое имущество collatio bonomm emancipati , которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы. Таким способом устраня- лась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманци-пированных детей, облада- телей собственного имущества, с неэманципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т. В то же время призвание к наследованию эманципиро- ванных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate деда: пока эманципиро- ванные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas, теперь их устранял от наследования их отец, как более близкий родственник paterfamilias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта вклю- чил туда новое постановление - nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipate liberis, в силу которого эманципиро-ванный сын обязан был разде- лить свою наследственную долю пополам со своими детьми. Unde legitimi. Второй разряд, unde legitimi, призывался к наследованию при отсутствии лиц, принадле- жавших в первому разряду, а также в случаях, когда ник- то из этих лиц не испросил bonorum possessio в установ- ленный срок. Таким образом, в этих последних случаях преторское право в отступление от цивильного права, до- пускало successio ordinum. Если у наследодателя не было sui heredes, наследство переходило к одним агнатам. Unde cognati. Третий разряд, unde cognati, об- нимал кровных родственников умершего по порядку степе- ней до шестой степени включительно из седьмой только sobrino и sobrina nati, т. Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже состоя in patria potestate усыно- вителя ; боковые когнаты наследуют без ограничении прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну. В этом разряде дети, законные и незаконные, наследу- ют после матери так же, как и мать после детей. Unde vir et uxor. Четвертый разряд, unde vir et uxor: при отсутствии родственников перечисленных разрядов к наследованию призывается переживший суп- руг: муж после жены или жена после мужа. Таким обра- зом, преторская bonorum possessio, отдавая предпоч- тение агнатическому родству, впервые признавала, од- нако, основанием наследования также и когнатическое родство. Кроме того, преторская система наследования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из successio ordinum et gra- duum, т. Наследование ab intestato по праву Юстиниана 254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юстиниана. Законодательство пе- риода империи продолжало тенденции преторского пра- ва: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивильное наследование пре- доставляющуюся ранее претором bonorum possessio матери после детей и детей после матери. Затем были расширены права детей на наследование после родственников с мате- ринской стороны. Все эти наслоения на старые постанов- ления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запуты- вали его. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 543 г. Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве. По системе Юстиниана к наследованию призы- ваются четыре разряда наследников. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою. Наследники этого разряда делят наследство поровну, од- нако, дети ранее умерших братьев и сестер получают до- лю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in li- neas, одна половина идет восходящим с отцовской сторо- ны, другая - восходящим с материнской стороны. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita. О насле- довании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторско- го права.

Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина. Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее. Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца. Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться. В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои. Агнатический союз заключался двумя способами. Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей. Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа. Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье. Для этого жених и невеста просто взаимно договаривались, не выполнялось никаких формальных установлений. Брак считался оформленным, когда мужчина приводил женщину в свой дом. Приданое и предбрачный дар С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого. Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи. Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец или другой домохозяин. Оно устанавливалось в форме обещания которое было двух видов или непосредственной передачи, когда муж вступал во владение. Существовал закон, по которому можно было потребовать от отца невесты дать приданое, если он хотел воспрепятствовать браку. Сначала это имущество было в полном распоряжении мужа. Со временем закон установил правило, по которому он только пользовался им, но не становился его владельцем. В случае расторжения брака в зависимости от причин этого приданое в разных размерах возвращалось женщине. Оно полностью передавалось ей, когда развод происходил из-за мужчины. Со временем стал применяться обычай получения невестой предбрачного дара от жениха. Это происходило до заключения брака. В римской правовой семье существовал запрет на дарение между мужем и женой.

Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»

Основные части формулы: — интенция intentio — обвинение , где указывалось имя судьи; излагались исковые требования; указывалось право, на котором истец основывал свои притязания. Начиналась со слов «если выяснится»; — демонстрация demonstratio , в которой излагался состав дела, его фабула. Она перечисляла юридические факты, которые создали право истца и обязанность ответчика. Начиналась со слова «поскольку»; — кондемнация condemnatio , в которой судье предоставлялось право осудить или оправдать ответчика. При разделе общего имущества употреблялась adiudicatio — полномочие судьи заменить одно состояние вещных прав другим. То, что указано в кондемнации, имело решающее значение, даже если противоречило интенции. Иногда перед кондемнацией вставлялась оговорка «если вещь не будет реституирована по твоему распоряжению». Невыполнение этого арбитражного распоряжения влекло невыгодные последствия определение стоимости вещи истцом под присягой, иногда учетверение суммы кондемнации.

Дополнительные части формулы: — прескрипция praescriptio — предшествует основному тексту формулы сразу после имени судьи. Ставила возможность начать процесс в зависимости от выявления определенных обстоятельств. Составлялась в интересах истца, если контракт не имел названия в цивильном праве или истец хотел взыскать часть того, что должен ответчик, и избежать консумпции. В интересах ответчика — если он утверждал, что до этого дела должно быть рассмотрено более важное дело например, если истец, не доказывая своих прав на наследство, виндицировал вещь из наследственной массы. Начиналась со слов «пусть процесс считается»; — эксцепция exceptio — возражение ответчика на иск. Она следовала за интенцией, если ответчик отрицал иск, если не возражал против иска, но отрицал свою обязанность исполнить требования или если возражал против исковых требований, указанных в интенции. Стадии формулярного процесса: — in jure — истец излагал свои притязания в любой форме.

Претор, выслушав заявление истца и возражения ответчика и признав допустимость иска, составлял письменную формулу, являвшуюся юридическим выражением заявленного истцом притязания и возражений ответчика, и направлял ее в суд; — in judicio — начиналась с изложения сторонами доказательств, поскольку о вопросе, поставленном перед судом, теперь можно было узнать из формулы. Процесс проходил в устной форме при свободной оценке доказательств. Источниками доказательств были показания свидетелей и доказыванию подлежали лишь спорные факты. Бремядоказывания исковых требований распределялось в соответствии с формулой: истец доказывал факты, которыми он обосновывал иск, ответчик — факты, которыми он обосновывал возражения. Решение всегда выносилось в денежном выражении. Исход дела стал целиком зависеть от содержания формулы. Экстраординарный процесс Экстраординарный extra ordinem , или когниционный, процесс cognitio extra ordinem — чрезвычайный порядок рассмотрения судебного спора, который вытекал из непосредственной деятельности претора по осуществлению правовой защиты.

Был установлен Конституцией 294 г. Экстраординарный процесс воспринял принципы прежних форм гражданского процесса: диспозитивности и состязательности. В экстраординарном процессе судебные функции осуществлялись административными органами: в Риме и Константинополе в связи с разделением империи на Западную и Восточную — praefectus urbi начальником городской полиции , в провинциях — правителем провинции, а по менее важным делам — муниципальными магистратами. Однако нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению. Дело рассматривалось указанными лицами вне формулярного процесса. Они же принимали заявление об иске и, назначив день суда, от своего имени вызывали ответчика. Сосредоточившись в руках административных органов, экстраординарный процесс не делился на стадии in jure и in judicio.

Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом. Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно. Экстраординарный процесс осуществлялся в письменной форме. Документы имели больший вес по сравнению со свидетельскими показаниями. В экстраординарном процессе участвовали адвокаты. Экстраординарное производство предусматривало обязательные судебные пошлины — на покрытие канцелярских расходов, на досудебную подготовку дела и т. Решение по делу чиновник выносил в письменной форме.

Оно сразу вступало в законную силу и признавалось за истину в отношении сторон по данному процессу. В противоположность процессу классического периода в экстраординарном процессе впервые было допущено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, вышестоящую инстанцию. На решение praefectus urbi можно было приносить жалобы императору, на решение правителя провинции — praefectus praetorio начальнику императорской гвардии , а на его решения — императору. Отказ в апелляции с Юстиниана не более двух влек удвоение присужденной суммы. Судебное решение в экстраординарном процессе приводилось в исполнение органами государственной власти по просьбе истца. В случае присуждения ответчика к выдаче определенной вещи она отбиралась указанными органами принудительно manu militari , если в течение двух месяцев ответчик не передавал ее добровольно. Если присуждалась денежная сумма, судебные исполнители отбирали у ответчика соответствующую сумму или какую-нибудь вещь, которую продавали для удовлетворения претензии истца.

Обращение взыскания на все имущество должника имело место лишь в том случае, если заявлены претензии несколькими кредиторами несостоятельного должника, причем он не передавал добровольно имущество для их удовлетворения. Правило республиканского процесса об окончательном погашении однажды предъявленного иска хотя бы по нему и не состоялось решение в экстраординарном процессе не применялось. Процессуальное представительство в римском праве Первоначально в Римском праве при легисакционном процессе действовал принцип, согласно которому никто не мог искать по закону от чужого имени. В период параллельного действия его с формулярным появилась возможность представительства в суде лиц, имевших обоснованные основания отсутствия в момент слушания дела перед магистратом. Формы представительства: — pro populo — за народ, где представителями выступали магистраты magistrates. Предполагало защиту интересов городских общин, которые были неспособны самостоятельно участвовать в гражданском обороте и защищать свои интересы; — pro libertate — за свободу. Имело место в случае стремления к восстановлению свободы несвободным, который был уверен, что его неволя установлена противозаконным путем.

Самостоятельная подача иска в данном случае исключалась, поскольку римское право признавало правоспособными только свободных людей. Несвободному было предоставлено право обращаться к суду через представителя assertor libertatus; — pro tutela — по опеке от tutor — «опекун» ; — pro captrio представительство за находящихся в плену или отсутствующих по государственным делам — после принятия закона Гостилия около 175 г. С окончательным утверждением формулярного процесса получила свое развитие идея полного представительства. Например, на стадии in iure стороны могли выставить заместителей. Виды заместителей: — когнитор cognitor , который был формальным представителем и открыто выступал от имени дееспособных лиц. Когнитор назначался заинтересованной стороной dominus litis в стадии in jure обращением к противной стороне: «Назначаю тебе когнитора» tibi cognitorem do. С момента состоявшегося соглашения о его допущении к процессу когнитор считался назначенным, при этом его присутствие при указанной процедуре было необязательным.

Когнитор вел дело от своего имени, поэтому претор составлял формулу с перестановкой лиц, в интенции которой было указано имя представляемого, а в кондемнации — имя когнитора. В приговоре в таком случае указывалось имя когнитора и actio iudicati давалась ему или против него если он представлял ответчика. Представляемый при этом получал от претора иск, аналогичный иску из судебного решения; — прокуратор procurator ad litem допускался в процесс на основании неформального поручения, данного без ведома противной стороны, а также претора или судьи. Достаточно даже было фактического выступления в процессе без поручения. Прокуратор мог действовать и на основании договора поручения, заключенного с представляемым. Прокуратором мог быть специально назначаемый заместитель или управляющий всем имуществом представляемого, а также те, кто сам взял на себя функции прокуратора «по доброй совести». При представительстве за свой счет — procurator in rem suam — прокуратор выступал в процессе аналогично, но в этом случае претор не выдавал представляемому аналогичного иска, как при участии когнитора; — curator или опекун — в отношении лиц с ограниченной дееспособностью.

В качестве заместителей в суде не могли выступать: женщины, солдаты, духовенство и чиновники первых трех классов. Представительство также не допускалось в делах о бесчестии. Доказывание и доказательства в римском праве Доказывание проходило в процессе рассмотрения дела судьей. Бремя доказывания возлагалось на обе стороны следующим образом: истец должен был доказать те факты, на которых он обосновывал свои требования, а ответчик — те, которые лежали в основе его возражения. Actori incumbit probatio, reus excipiendo fit actor — доказывание ложится на истца, ответчик, возражая, становится в положение истца. Суд сам не собирал фактических данных по делу, а выступал в роли принудительного посредника. Доказыванию подлежал, например: факт наличия обычая ссылающимся на него; право собственности на вещь подлежало доказыванию со стороны истца; добросовестность приобретения или владения вещи.

В качестве доказательств рассматривались: свидетельские показания, показания сведущих лиц, осмотр на месте, документальные данные, присяга. При этом не существовало обязанности свидетелей являться в суд для дачи показаний исключение — свидетели формальных юридических сделок , а вместо отсутствующих добровольно представленных свидетелей могли учитываться их письменные показания. Под сведущими лицами понимали людей, по роду деятельности разбирающихся в тех или иных вопросах. Присяга как отдельный вид доказательства не применялась, но для установления некоторых обстоятельств судья обязывал одну из сторон принести ее кроме этого, все свидетельские показания давались под присягой. В процессе доказывания использовались также письменные доказательства, получившие в то время достаточно широкое распространение, но все еще не считаемые вескими доказательствами. В общих чертах процесс доказывания имел все основные особенности открытого состязательного процесса. В экстраординарном процессе рассмотрение дела судьей изменилось.

Оно стало более детальным. В судах стало превалировать письменное ведение и закрепление основных судебных процедур, т. Составление судейских протоколов представляло новый своеобразный элемент судопроизводственных действий, важный для соблюдения интересов сторон. Изменилось и средство доказывания. Свидетели стали подвергаться некоторому сомнению, даже сложилось, что один свидетель — не свидетель и получили большее распространение письменные доказательства. Если раньше истец доказывал свой иск, а ответчик — свои возражения, то в экстраординарном процессе появилось уже такое понятие, как презумпции. Презумпции — предположения, высказанные в законе, которые освобождали от доказывания некоторых фактов например, если рождался ребенок в законном браке, то появлялась презумпция отцовства и материнства.

При презумпции iuris tantum некоторые факты считались судьей несуществующими, если заинтересованная сторона не докажет обратного, а при презумпции iuris et de iure было невозможным отрицание факта, установленного на основании другого факта. При оценке доказательств судья должен был руководствоваться только официальными нормами, причем ответственность судьи за вынесенное решение увеличивалась. Последнее привело к тому, что судья мог требовать предоставления дополнительных доказательств для оценки всей ситуации дела с целью вынесения неопровержимого решения. Понятие и виды римских исков Иск — обращенное в суде требование истца к ответчику. Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение. Материально-правовая сторона иска — требование истца к ответчику, а процессуальная — требование к претору. Число исков было ограниченным.

Классификация римских исков: 1 по личности ответчика: — вещные actiones in rem — требование признать право истца на определенную вещь. Ответчиком могло быть любое лицо, нарушившее право истца; — личные actiones in personam — требование исполнения обязательства конкретным должником. Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца и только против них давался личный иск; 2 по объему: — иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав возмещения ущерба actiones rei persecutoriae — истец требовал имущественную вещь, находящуюся у ответчика; — штрафные actiones poenalis , направленные на частное наказание ответчика. Посредством таких исков взыскивали частный штраф; — смешанные actiones mixtae , осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика; 3 по основанию: — основанные на законе actiones in jus ; — основанные на действиях actiones in factum ; 4 по содержанию: — если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый — прямой иск actio directa , а второй— производный от него actio utilis ; — встречный иск actio contraria — иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения с первоначальным иском; — фиктивный иск actio ficticia — иск, формула которого содержит фикцию, т. Современная классификация: исполнительные, установительные и преобразовательные. Иски о притязаниях, или исполнительные; — ответчик присуждался к реальным действиям например, вернуть долг. Самая распространенная группа исков.

Преюдициальные или установительные — констатируется лишь наличие права у истца. Раб данного господина, сын данного отца и т. Особенность: требование материально-правовое обращалась не к ответчику, а к суду. Иски о разделе, или преобразовательные, — когда возникало совместное имущество, а потом нужно было разделять. Суд должен был установить, какую часть должен получить истец. Особенность: до суда — одно право, после вынесения решения — два права собственности. Особые средства преторской защиты Претор, обладая верховной властью, имел право принимать действенные меры и без судебного разбирательства: 1 преторская стипуляция stipulationes praetoriae выражалась в обещании претора дать последующий иск по какому-либо делу например, с владельцем дома, грозящего по ветхости постройкам соседа ; при отказе мог ввести во владение или прибегнуть к фикции; 2 ввод во владение missio in possessionem — преобладающий способ исполнения судебного решения, заключавшийся в том, что претор особым приказом вводил победителя судебного процесса во владение имуществом должника; 3 интердикт interdicta — обязательный к исполнению приказ претора совершить определенное действие или воздержаться от совершения определенного действия.

Интердикты предполагали защиту не против собственника вещи, а против третьих лиц, посягнувших на владение, имеющее добросовестное основание. Сторона, получив интердикт, немедленно повиновалась ему, не оспаривала изложенных в нем фактов. Просьба о выдаче интердикта могла исходить от одной из сторон, он мог быть обращен и к жалобщику, и к нарушителю. Виды интердиктов: — односторонние и двухсторонние; — восстановительные требовали возвращения лицу какой-либо вещи и предъявительные требовали представления какого-либо лица, раба или члена семьи, вещи или документа ; — для владения недвижимостью и для владения движимыми вещами. Интердикт по защите недвижимости был направлен на то, чтобы обеспечить реальное обладание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение чтобы третьи лица не распахивали его участок, не вселялись в его дом и т. Интердикт по защите движимых вещей был направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба, чтобы поднести ношу, и т. В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним; 4 реституция restitutio in integrum — восстановление в первоначальное положение, способ защиты от применения норм права, например при заключении сделки лицом, не достигшим 25 лет, при пропуске срока по уважительным причинам, при ошибке в процессе.

Реституция лишала силы факт, приведший юридические отношения к существующему положению, и восстанавливала прежнее состояние этих отношений. При ее применении против судебного решения оно отменялось, и процесс начинался снова. Реституция применялась в порядке исключения; 5 Публицианов иск actio Publiciana , основанный на фикции. Защита заключалась в условной подмене реального, защищаемого добросовестного владения категорией собственности. Претор вводил фиктивное предположение, что давностный срок как бы истек, и владелец получал бы полноценную правовую защиту от любых посягательств на его вещь. Претор закреплял вещь, ставшую предметом претензии, в имуществе добросовестного приобретателя in bonis , откуда возникавшее новое по своему основанию право стало называться преторской собственностью, или «бонитарным обладанием». Правовое значение времени.

Законные сроки. Исковая давность. Незапамятное время. Погасительная и приобретательная давность Время — определяющий фактор в осуществлении и защите прав. Оно является основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Особенность — пропуск установленного законом времени считался погашавшим собственно материальное право, а не в ограниченном виде право требования восстановления своего права. Законные сроки — сроки, установленные для отдельных исков: — преторские — 1 год; — эдильские, в связи с недостатком купленной вещи — 6 месяцев; — о наследстве — 5 лет.

Приобретательная давность — если известное фактическое положение существует в течение определенного времени, могут наступить вытекающие из него юридические последствия, например приобретение владельцем права собственности. Погасительная давность — право на иск, при котором некоторые субъективные права существуют лишь в рамках обозначенного срока и утрачиваются по его истечении. Виды погасительной давности: — полная, когда в целом погашалось все требование; — частичная, когда считалось погашенным, например, право требовать штрафные санкции за неисполнение, но сохранялось право требовать исполнения. Погасительной давности не имели иски, вытекающие из наследственного права. Незапамятное время — промежуток времени, в котором живущие в данное время люди не могли установить начало осуществления правомочия. Традиционно незапамятность времен наступала в третьем поколении. Исковая давность означает погашение возможности процессуальной защиты права вследствие того, что в течение известного времени такая защита не была осуществлена заинтересованным лицом.

Действие исковой давности не распространялось на эксцепции так как эксцепцию можно заявить, лишь когда будет предъявлен иск , кроме случаев, когда лицо могло по поводу своего права предъявить и иск, и эксцепцию и пренебрегло правом предъявления иска. Начало течения исковой давности устанавливалось с момента возникновения искового притязания: — при праве собственности и других правах на вещи — с момента нарушения кем-либо господства над вещью; — при обязательствах не делать чего-либо — когда обязанный субъект совершал действие, противоположное принятой обязанности; — при обязательствах что-либо сделать — когда возникла возможность немедленно требовать исполнения обязанности от обязанного. Общий срок исковой давности установлен Юстинианом в 30 лет, для церкви и благотворительных учреждений — 40 лет. Течение давности прерывали: предъявление иска, признание требований обязанным лицом. Перерыв исковой давности приводил к тому, что истекшее время не засчитывалось в срок исковой давности; течение давности начиналось снова. Течение исковой давности могло быть временно приостановлено. Приостановление исковой давности означало, что ее течение временно приостанавливается по какой-либо причине, например ввиду несовершеннолетия лица либо юридических препятствий для предъявления иска, например до составления описи наследственного имущества.

Устранение этих оснований возобновляло течение исковой давности, а истекшее до приостановления время зачитывалось в общий срок давности. Учение о вещи res , классификация вещей Вещи res в римском праве — не только местно ограниченные части материального, телесного внешнего мира, не имеющие в глазах права способности быть субъектом права, но и всякое имущество как имеющее материальную ценность, благо, комплекс юридических прав или требований, также обладающий признанной самостоятельной правовой целостностью. Естественное понятие имущества — все, что фактически имеет для субъекта имущественную цену, правовое понятие — имущество, юридически принадлежащее лицу. Вещное право абсолютно. Классификация вещей: — телесные res corporales , которые можно осязать земля, человек, золото и т. Недвижимость — земельные участки, недра, посевы, постройки. Все эти строения, связанные с землей или фундаментально прикрепленные к ее поверхности, считались ее составными частями.

Действовало правило «сделанное на поверхности следует за поверхностью». Поэтому отдельная собственность на дом и на землю, на которой находился этот дом, была невозможна; — манципируемые res mancipi — особо ценные вещи и права, требующие для передачи права собственности соблюдения сложной обрядовой процедуры — манципации in jure cessio : земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них дома, предиальные сервитуты, упряжные и вьючные животные; и неманципируемые res nec mancipi — остальные вещи и имения вне Италии , для передачи права собственности на которые достаточно было простой фактической передачи — традиция; — потребляемые, которые изменяли свою количественную характеристику в процессе пользования вплоть до полного уничтожения без превращения качества вещи, и непотребляемые, которые не изменяли своих основных характеристик в процессе использования; — делимые, не изменяющие своей сути от деления, и неделимые; — вещи, определенные родовыми признаками, — измеряемые мерой, весом вино, песок, деньги и т. Подвид сложных вещей — составные вещи которые не уничтожали качеств простых элементов, в них включенных ; — бесхозяйные res nullius — ничьи вещи , которые на данный момент никому конкретно не принадлежат и принадлежать не могут рыба в море, звери в лесу, вещи военного врага и т. Понятие, элементы и виды владения Владение pasessio — реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического отношения лица к предмету владения. Это состояние не могло быть временным, оно представляло собой прочное отношение лица к вещи. Только в этом случае владение получало защиту права. Элементы владения: 1 субъективный или волевой — воля лица владеть вещью для себя; 2 объективный или материальный — реальное господство над предметом владения, т.

Для того, чтобы стать правозначимыми и воздействовать на родственные связи, они должны были рассматриваться и со стороны совместного проживания в одном производственном сообществе. А именно, кровный родственник, покинувший производственное сообщество, терял всякую значимую в правовом отношении родственную связь с членами этого сообщества. Слайд 4 Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Это было так называемое агнатическое родство.

Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.

В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных.

Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.

В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.

Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа cum manu.

Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах. Таким образом, можно выделить три формы брака: 1. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи. Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия 4 г. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна auctoritas tutoris , после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников. Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества позднее сословиям , либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия 445 г.

Агнатическое и когнатическое родство

Муж и жена теперь принципиально равноправны, хотя наибольшим авторитетом в семье продолжает пользоваться муж. Дети также не являются уже вполне беcправными приобретательными орудиями домовладыки, даже когда они стоят под patria potestas. Из строго патриархального союза семья начинает превращаться в союз, члены которого несут взаимные обязанности и имеют взаимные права. Древне-римскую семью, состоящую из лиц, подчиненных общей власти еще живущего домовдадыки, Ульпиан называет "jure ргоргiо familia". Рядом с этой familia стоит familia в более широком смысле: соттиni jure familia. Сюда входят все вообще агнаты, то есть лица, которые стояли бы под общею отеческой властью, если бы общий домовладыка был еще жив. Наконец, наиболее широкий родственный союз, покоящийся на том же основании, составляет familia gentilicia, то есть члены одного и того же рода - gens, - объединенные предполагаемым происхождением от общего для всех прародителя. В древнем Римском праве юридическое значение имеет исключительно этот агнатский родственный союз.

С течением времени, однако, изменившиеся условия жизни и воззрения общества стали выдвигать вперед иного рода семейный союз, основанный на кровном происхождении одних лиц от других, то есть когнатскую семью. Разница между этими двумя семейными союзами очевидна: союз кровных родственников отчасти шире союза, основанного на подчинении общей домашней власти: сюда входят и родственники по женской линии и эмансипированные; отчасти же он уже: сюда не должны входить, строго говоря, лица усыновленные и uxor in manu. Однако в классическом праве мы встречаем правило, что всякий агнат, пока он таков, ео ipsо есть и когнат. Когнатская семья в конце развития римского права во многих отношениях получает преобладание в юридической области над агнатской; в вопросах о законном наследовании и о призвании к опеке в основу положено расширенное, как указано только что, понятие когнатства Nоv 118. Кроме того, есть ряд иных отношений семейного права, которые во время классиков и особенно Юстиниана определяются принципом когнатства, но не агнатства алименты. В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное когнатическое родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно члены римской семьи делились на подчиненных persona aliena juris и главу семьи paterfamilias , осуществлявшего власть над ними.

Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке persona sui lurjs , т. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой теперь -- persona sui juris учреждалась опека сыновей. На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными.

Поскольку римская семья -- это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они -- агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники сын, дочь, внуки , но некровные жена подвластного сына или усыновленный.

Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон.

Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа. Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.

Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили, безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров.

Не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Согласием партнера; 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5.

Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев.

По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства. Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени.

Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus.

Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба.

По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям.

Таковыми являлись: Смерть супруга Заявление об отказе от брачного союза- развод Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением гражданства. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов divortium , так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни repudium. Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом. Личные и имущественные отношения между супругами.

Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены. Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu. В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации.

Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений.

Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.

Виды родства. Свойство Понятие семьи familia в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. В архаический период существовала патриархальная семья, в нее входили представители разных поколений. Возглавлял семью домовладыка paterfamilias , все остальные лица были ему подвластны. Только домовладыка являлся полноправным субъектом имущественных отношений: его власть в семье была безграничной и распространялась не только на имущество, включая рабов, но и на всех членов семьи. Со временем эта неограниченная власть дифференцируется, появляется власть над женой manus mariti , власть над рабами dominica potestas , власть над детьми patria potestas , а также власть над вещами dominium. Отличия между этими видами власти заключаются в объеме правомочий лица, которому принадлежит та или иная власть. Постепенно власть над лицами претерпевает ограничения. Так, право домовладыки убивать жену и детей, а также рабов со временем исчезает.

На смену патриархальной семье приходит семья, представляющая собой круг лиц, обладающих взаимными правами и обязанностями.

Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2. На первый план выдвигалась не когнатическая связь между отцом семейства и его подвластными, а агнатическая. Родство определялось — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и не полнородными: consanguinei и uterine единоутробными. Римляне различали и свойства Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В составе агнатической семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке и подчиненные не власти мужей, которые сами были подвластны, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей.

Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство

связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati). Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.

Общий строй римской семьи

  • Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»
  • агнатическое и когнатическое родство в римском праве
  • Семья, браки и родство в Древнем Риме
  • 2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности
  • Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты
  • АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Семья, браки и родство в Древнем Риме

Агнатическое и когнатическое родство. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.

21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Unde cognati. Третий разряд, unde cognati, об- нимал кровных родственников умершего по порядку степе- ней до шестой степени включительно из седьмой только sobrino и sobrina nati, т. Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже состоя in patria potestate усыно- вителя ; боковые когнаты наследуют без ограничении прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну. В этом разряде дети, законные и незаконные, наследу- ют после матери так же, как и мать после детей.

Unde vir et uxor. Четвертый разряд, unde vir et uxor: при отсутствии родственников перечисленных разрядов к наследованию призывается переживший суп- руг: муж после жены или жена после мужа. Таким обра- зом, преторская bonorum possessio, отдавая предпоч- тение агнатическому родству, впервые признавала, од- нако, основанием наследования также и когнатическое родство. Кроме того, преторская система наследования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из successio ordinum et gra- duum, т.

Наследование ab intestato по праву Юстиниана 254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юстиниана. Законодательство пе- риода империи продолжало тенденции преторского пра- ва: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивильное наследование пре- доставляющуюся ранее претором bonorum possessio матери после детей и детей после матери.

Затем были расширены права детей на наследование после родственников с мате- ринской стороны. Все эти наслоения на старые постанов- ления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запуты- вали его. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 543 г.

Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве. По системе Юстиниана к наследованию призы- ваются четыре разряда наследников. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою. Наследники этого разряда делят наследство поровну, од- нако, дети ранее умерших братьев и сестер получают до- лю, которая причиталась бы их умершему родителю.

Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in li- neas, одна половина идет восходящим с отцовской сторо- ны, другая - восходящим с материнской стороны. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita. О насле- довании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторско- го права.

При введенной Юстинианом системе это озна- чало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии каких бы то ни было, даже самых отдаленных боковых родственников. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умер- шим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте. При отсутствии каких бы то ни было наследников, иму- щество умершего признавалось выморочным. Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам и т.

Глава 21 85. Развитие ограничений свободы завещательных распоряжений 256. Понятие необходимого наследования. Свобода завеща- тельных распоряжений может столкнуться с интересами семьи насле-додателя; может придти в противоречие с воззрениями господствующего класса на социально це- лесообразное назначение имуществ после смерти их обладателей.

Отсюда - мысль об ограничении свободы завещаний, практическим выражением которой служит институт необходимого наследования. Признав уже в древнейшее время принцип свободы завещания, римское право в то же время создало и институт необ- ходимого наследования. Ограничения свободы завещательных распоряжений в древнейшем римском праве. Древнейшее ограничение свободы завещательных распо- ряжений заключалось в том, что sui heredes, которые, как уже сказано, и при жизни paterfamilias признава- лись как бы общими с ним собственниками его имущества, должны были быть или назначены наследниками или лишены наследства прямым распоряжением наследодателя.

Наследодатель дол- жен был их aut instituere aut exheredare. Назначение постороннего наследника при умолчании о sui heredes не допускалось. Filius familiae должен был быть исключен nominatim: Titius filius meus exheres esto. Остальные - дочери, внуки - могли быть исключены и общей фразой - inter ceteros Гай.

Если эти требования не были соблюдены, завещание было недействительно, пол- ностью или отчасти. Оно было недействительно полностью, если praeteritio, то есть умолчание, касалось filius fami- liae. Оно было недействительно отчасти, если praeteri- tio была допущена в отношении кого-либо из других sui heredes: обойденный участвовал в наследовании вместе с наследниками, назначенными в завещании, получая свою законную долю pars virilis , если назначенный наслед- ник также принадлежал к числу sui, и половину наследс- тва, если наследником было назначено постороннее лицо. Ограничения по преторскому праву.

Преторский эдикт расширил это ограничение; по преторскому праву прямая exheredatio требовалась для всех liberi, в том числе и эманципиро- ванных, причем для всех liberi мужского пола должна бы- ла делаться nominatim, для женщин допускалось exhereda- tio inter ceteros. При несоблюдении этих правил liberi получали bonorum possessio в размере своих законных до- лей. Однако те, которые были эксгередированы при prae- teritio других, оставались эксгередированными. По законодательству Юстиниана exheredatio, так же, как и insti-tutio heredis, могла быть совершена в любых выражениях, но все нисходящие должны были экс- гередироваться nominatim.

Обязательная доля. Соблюдение изложенных правил не давало, однако, га- рантий интересов наследников по закону в смысле по- лучения какой-либо доли в наследстве. Поэтому, в конце республики, когда устои семьи значительно ос- лабли, сделаны были первые шаги в этом направлении. Центумвиральный суд, рассматривавший споры о наследствах, может быть под влиянием греческой практики, стал считать завещания, в которых ближайшие родственники устранялись от наследо- вании, хотя бы и путем формально правильной exhereda- tio, составленными в не совсем здравом уме и, следова- тельно, не имеющими силы.

Такое завещание признавалось нарушающим естественные родственные обязанности и назы- валось inofficiosum. Вследствие этого иски о наследстве petitio hereditatis со стороны обойденных наследни- ков, удовлетворялись, как если бы не было вовсе наслед- ников, назначенных в завещании. Ввиду того, что petitio hereditatis могла быть предъявлена только цивильными наследниками, для эманци- пированных детей устанавливался в период империи другой порядок: им разрешалось жаловаться магистрату extra or- dinem на устранение их от наследования. Со временем, когда центумвиральный суд отпал, а extraordinaria cog- nitio стала нормальной формой гражданского процесса, такая жалоба - querela inofficiosi testamenti стала единственным средством защиты интересов ближайших нас- ледников.

Постепенно оно приобрело такие основные чер- ты: querela inofficiosi testamenti могла предъявляться нисходящими и восходящими завещателя, а также его братьями или сестрами, если им была предпочтена persona turpis n. Эта доля, portio debita могла быть оставлена не только путем наз- начения наследником в ней, но и путем установления ле- гата. Если portio debita не была назначена, то обойденный наследник мог требовать выдачи ему не этой portio, а того, что причиталось бы обойденному при наследовании по закону. Кроме того, было установлено, что только полное устранение необходимого наследника от наследования влекло за собою право предъявить querela inofficiosi testamenti; если же оставленное наследнику имущество было меньше его portio debita, то наследник имел только право требовать дополнения его доли до размеров portio debita, но не уничтожения завещания.

Необходимое наследование в праве Юстиниана 260.

Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.

В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris.

Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет.

Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять , которое принципиального значения не имело.. Брак и его виды. Заключение и прекращение брака. В Институциях Юстиниана закреплено, что "Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" D.

Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак. Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования. Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом. Постоянное внебрачное сожительство мужчины и женщины, сопряженное с ведением общего хозяйства, но без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен. Сожительница конкубина не разделяла социального состояния сожителя.

С развитием права дети от конкубината получают некоторые права. Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения. Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям. Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" Ульпиан, Ер. В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака. Так, до Закона Канулея 445 г. До Закона Августа 18 г. Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между проконсулом провинции и жительницей этой провинции; Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию.

В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным.

Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.

Особенности этого вида родства. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens.

Виды родства в римском праве доклад

З адаток arra в римском праве — это денежная сумма или иная ценность, передаваемые одной стороной другой в момент заключения договора и обеспечивающие надлежащее исполнение обязательства. Задаток использовался в качестве подтверждения факта заключения договора arra comfirmatoria. Задаток мог иметь штрафной характер, если договор нарушался лицом, давшим задаток, он оставался у получившего его лица, а если лицом, получившим задаток, то лицо было обязано был вернуть двойную сумму задатка. Н еустойка по римскому праву stipulatio poenae — это обязательство должника уплатить определенную денежную сумму или иную ценность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Неустойка являлась д Договор займа в римском праве Договор займа в римском праве mutuum — это реальный договор по которому заимодавец передавал в собственность заемщику денежную сумму или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик принимала на себя обязательство вернуть такую же сумму денег или такие же вещи по истечении срока, указанного в договоре. Договор считался заключенным с момента фактической передачи денег или вещей. У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи.

Римляне различали и свойства Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В составе агнатической семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке и подчиненные не власти мужей, которые сами были подвластны, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только отец семейства является вполне правоспособным лицом. Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшалась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи.

Агнаты — это лица, состоящие под властью одного домовладыки подвластные дети, включая усыновленных, жена, состоящая в браке cum manu , а также лица, которые состояли бы под общей властью, если бы их родоначальник был жив. Агнатическое родство складывалось только по мужской линии, поскольку женщины не имели детей в своей власти. Когнатское родство — это кровное родство, юридическое значение оно приобрело значительно позднее, с развитием преторского права. Существуют линии и степени кровного родства. Выделяют прямую и боковую линии родства, в свою очередь прямая линия делится на восходящую и нисходящую. К восходящим родственникам по прямой линии относятся предки лица родители, бабушка и дедушка , к нисходящим — его потомки дети, внуки. Степень родства определяется количеством рождений, отделяющих родственников по прямой линии друг от друга, либо количеством рождений, отделяющих боковых родственников от общего предка. Степень родства отражается в таких названиях, как двоюродные, троюродные братья и сестры. В римском праве юридическое значение имело когнатическое родство до шестой степени. Мать ребенка всегда известна.

Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени. Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками agnati в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий