С 15 марта начался самый длинный пост, который завершится Пасхой. Что делать, если пост нарушен.
Сообщить об опечатке
- «Если по какой-то немощи случится нарушить пост, не следует падать духом и вообще оставлять его»
- Отвечают пастыри: Если нарушил пост... (ВИДЕО)
- One thought on “Как постятся перед Причастием и Исповедью православные”
- Нарушение Успенского поста - что делать, если согрешил с 14 по 27 августа?
- Что делать, если нарушил Великий пост: священник дал неожиданный ответ
60 дней за преднамеренное нарушение поста?
И делает так, сколько бы раз ни упал. Авва Моисей сказал: В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели? В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд. Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать. Иерей Иоанн Севастьянов: Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил. Писанный Устав дает нам некие ориентиры. Но мы понимаем, что для опытного христианина это может даваться легче, а начинающему может быть невыносимо блюсти такие рекомендации. Первую неделю действительно лучше не есть первые четыре дня. И не пить воду.
Я знаю, что некоторым пожилым людям это дается. А некоторым молодым христианам — никак. Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности. Сухоядение понимается по-разному. Одни считают, что это питание без первого блюда, а некоторые, что это вообще невареная холодная пища даже без чая. Поэтому не погрешите, если сухоядением будет пища без жидкого первого блюда. Говоря о посте, обычно рассуждают о тех или иных пищевых запретах. Однако что можно сказать по поводу духовного времяпровождения? Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр.?
Иерей Иоанн Курбацкий: Пост — время покаяния. Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах». Пост не должен пройти впустую, то есть мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком.
Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности. Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих» канон в неделю Сыропустную. Пост — орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу. Вы говорите о музыке, фильмах. Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу.
Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц.
В самой пище начало жизни — Бог, а не калории. Таким образом, есть, т. И безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог.
Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом. Изо всех грехов это самый большой грех Адам по—еврейски значит «человек». Это — мое имя, наше общее имя. И человек все ещё Адам, всё еще раб «пищи». Он может уверять, что он верит в Бога, но для него Бог — уже не его жизнь, не пища, не всеобъемлющее содержание его существования. Он может уверять, что он получает жизнь от Бога, но он не живет в Боге и для Бога. Его знание, его опыт, его самоуверенность построены все на том же принципе: «хлебом единым».
Мы едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Изо всех грехов это самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти.
Старец Анатолий Зерцалов писал: «Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».
Как быть, если постной пищей не наедаешься? Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал: «Пишете, что страшновато остаться без молока.
Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…» Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами: «Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу! Как совместить пост и социальную жизнь когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное?
Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими. В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил: «Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние». Преподобный Варсонофий наставлял: «Пост бывает двоякий: внешний и внутренний.
Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй — воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом — осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего.
Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т. Он решительно отказывается. Пост в дороге Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.
Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.
По его словам, ничего страшного в этом нет, просто после нечаянного или вынужденного нарушения нужно как можно скорее снова вернуться к посту. То есть мы должны помнить, что дух, конечно, важнее буквы. Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться. Поэтому ничего страшного. И все-таки мы должны помнить, что надо исходить из необходимости этого всегда.
Материалы по теме
- Правила питания во время Успенского поста
- Что делать, если нарушил Великий пост: верующим напомнили о грехе употребления мясной пищи
- Нужно ли исповедоваться, если случайно нарушил пост? . О посте
- Два библейских события
- У православных христиан начинается Великий пост
Нарушение Успенского поста - что делать, если согрешил с 14 по 27 августа?
Однако если человек сделал это умышленно, пост нарушится при рвоте полным ртом. Но, повторюсь, в православных кругах как-то особенно на хлебе не заостряются, в конце концов, пост должен быть не "химический", а духовный, а это, прежде всего, борьба со страстями, в том числе с гортанобесием. Последние новости — Аргументы» Новости» Эксклюзив» Правила православия: что делать если сорвался и нарушил Великий пост. Действительно, внешне в нарушении поста как будто бы нет ничего страшного, но тем не менее с людьми, которые нарушают пост (мы сейчас не говорим о том, что могут быть этому и уважительные причины), не пребывает благодать Божия. Если нарушил пост: что делать? Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Что делать, если нарушил пост случайно.
Великий пост — зачем он нужен?
- Что делать, если нарушил Великий пост?
- Накажет ли Бог: как правильно поступить верующему человеку, если он нарушил пост
- Если во время поста что-то пошло не так
- Великий пост — как правильно поститься? » Севастопольское Благочиние
- Россиянам рассказали, что делать тем, кто сорвался во время соблюдения Великого поста
Пост. Ответы священников на вопросы
Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост. Поэтому, мои дорогие, если вдруг вы нарушили пост, об этом обязательно нужно покаяться на исповеди и вернуться к посту. Нарушение поста по ошибке – это когда человек помня о том, что соблюдает пост, нарушает его вследствие невнимательности и небрежности. Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть?
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров. В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди. В пятницу шестой седмицы Четыредесятница завершается, и верующим дается два дня передышки. Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели. Богослужения Страстной седмицы делают современного христианина свидетелем событий, произошедших две тысячи лет назад.
Каждый верующий старается эти дни проводить в храме, быть рядом со Христом и тогда, когда Он впервые причащает Своих учеников, и когда молится в Гефсиманском саду, и когда идет на суд и на смерть. А на 49-ый день, пройдя великопостным путем, верующие встречают Воскресшего Христа, чувствуя себя сопричастниками величайшего Чуда. Почему нельзя жениться в пост? Вступление в брак предполагает вступление в супружеские взаимоотношения. А поскольку в Великий пост мы, по возможности, от них воздерживаемся, Церковь не благословляет вступление в брак и не совершает Таинство Венчания. Создание новой семьи — это большое, важное, радостное событие. А время Великого поста — время для молитвы и покаяния.
Его можно использовать как период подготовки к женитьбе, ведь очевидно, что борьба с собственными грехами помогает сделать семейные отношения более крепкими. Для кого-то отложенная до конца поста свадьба может стать и первым испытанием — насколько прочна их любовь и тверды намерения. Сорок восемь дней поста учат терпению, смирению, неосуждению — и все эти навыки необходимы в семье. Кстати, и сразу после окончания поста повенчаться не получится. Церковь начинает совершать таинство брака только по завершении Светлой седмицы, то есть в следующее после Пасхи воскресенье. Все дело в том, что ликование о Воскресении Христовом, столь велико и всеобъемлюще, что не стоит добавлять к нему еще и свою, безусловно, важную, но все же личную радость. Так же, как совершенно неуместна будет женитьба в период Великого поста, когда жизнь христианина сосредоточена вокруг скорби о грехах и преклонения перед непостижимой искупительной Жертвой Христовой.
Впрочем, бывают ситуации, когда людям по той или иной причине необходимо зарегистрировать свои отношения именно в период поста. Не будет никакого греха в том, что они поставят свои подписи в ЗАГСе даже в великопостные дни. А вот повенчаться им придется уже после Пасхи. Так же, как и перенести празднование свадьбы, если оно для них важно. Можно ли курить или пить алкоголь в пост? По Типикону, в воскресные дни на трапезе разрешается употребление вина, до двух красовуль. Очень трудно определить меру этих красовуль приблизительно две чашки , но важно помнить, что мы делаем это для поддержания сил, а не наоборот.
Естественно, вино разрешается для тех, кто не страдает алкоголизмом: человек, которого даже капля вина может подтолкнуть к запою, должен полностью воздержаться от винопития. Таким образом, качественное вино в небольших количествах может благоприятно повлиять на состояние организма, а вот обильные возлияния приведут не только к ослаблению организма, но, вероятно, и к действиям, о которых потом придется жалеть. В пост мы стараемся избавиться от греха, а алкоголь часто становится одной из причин его совершения. Табакокурение в Великий пост, как и любая сильно давлеющая над нами страсть, конечно, плохо совместимо с самой идеей поста. Именно поэтому это идеальный момент для того, чтобы бросить курить. Обратившись с молитвой к Господу и попросив у него помощи в этом непросто деле, даже заядлые курильщики справляются. В том, конечно, случае, когда решительно настраиваются на реальную борьбу со своей страстью во время поста.
При этом, конечно, это может не получится сразу, но не стоит отчаиваться. Вы можете для начала просто сократить количество сигарет в день, но сделать это решительно. Но важно отметить, что неспособность отказаться от дурной привычки не должна быть для человека преградой на пути к Богу. Неправильно будет сказать: «Я курю или выпиваю , а потому не буду поститься вовсе и в храм не пойду». Пусть для начала будет сделан малый шаг например, уменьшено количество выкуриваемых в день сигарет , но не будет утеряно стремление идти за Христом. И с Божьей помощью постепенно человек будет меняться, если сам не будет закрывать для себя такую возможность. Можно ли есть морепродукты в пост?
Да, для поддержания сил в определенные дни разрешается употреблять в пищу морепродукты. Впрочем, одни верующие считают, что «морские гады», как еще называют моллюсков, это почти растительная пища, а другие предпочитают все же обойтись без них. Решение о том, можно ли есть кальмары или мидии в эти дни, нужно принимать руководствуясь реальными потребностями. Если человек много работает, учится, занимается тяжелым физическим трудом или спортом, безусловно, ему необходимо восполнять недостаток белка в организме, и морепродукты как нельзя лучше для этого подходят в дни поста. Но стоит обойтись без них в дни, которые в календаре отмечены как особенно строгие. Важно учитывать, что еда в дни поста должна быть простой. Существует даже великопостная традиция средства, сэкономленные на дорогих мясных и молочных продуктах, жертвовать на дела милосердия.
При этом многие «дары моря» стоят гораздо дороже, чем привычная всем курица. Поэтому специально составлять свой великопостный рацион из морских деликатесов не нужно. Еда должна быть скромной, но полезной и позволяющей избежать в сложный весенний период истощения и авитаминоза. Верующие, берущие на себя обязательство поститься без каких-либо послаблений, от морепродуктов предпочитают отказаться. Но даже им, не задумываясь, в любой день можно есть морскую капусту. И уж точно даже максимально строго постящимся можно есть морепродукты в праздники, когда монастырский устав разрешает рыбу или рыбную икру, — в Благовещение 7 апреля , Лазареву субботу и Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Почему нельзя растительное масло в пост?
По Типикону, пост — это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается в праздничные и выходные дни. Но это мера очень строгого монашеского поста. Обычно миряне то есть не монахи все же едят растительное масло и в будние дни.
Да, спасибо. Но в моем случае это скорее совпадение, я не соблюдаю пост; 03. Иоанн Кронштадский:"Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк.
Или если необходимо присутствовать на важном мероприятии, где среди угощения нет постной пищи, и невозможно отказаться от еды незаметно, не превознося себя в глазах окружающих. Или когда приходится отправиться в длительное путешествие. Случается также, что человек съедает что-то скоромное во время поста по невнимательности или по забывчивости. Как быть в таких ситуациях, в интервью 5-tv. По его словам, ничего страшного в этом нет, просто после нечаянного или вынужденного нарушения нужно как можно скорее снова вернуться к посту.
По собственному убеждению мы избираем линию своего поведения в жизни в том числе, разумеется, характер и меру питания , и никто не властен принуждать нас к тому, что противно нашей совести. Само подстраивание верующего под питание неверующих есть свидетельство того, что у самого подстраивающегося нет собственного убеждения в необходимости соблюдения поста а это — следствие маловерия в Бога! Чревоугодники и сектанты всех толков обыкновенно, в оправдание своего отказа от поста, ссылаются на слова Христовы сказанные в ответ фарисеям, обвинявшим Его учеников в том, что они не умывают рук своих, когда едят хлеб : Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф. Чревоугодие в этих словах старается найти предлог к уничтожению постов: все можно есть во всякое время, только бы душа была чиста! Да, пища сама по себе, будучи внешней для человека, не может привносить в него при потреблении внутренней, нравственной нечистоты. Но это совсем не значит, что человеку дозволяется вкушение всякого рода пищи и во всякое время. Ведь сам Господь узаконивает посты в Евангелии: Когда поститесь, не будьте унылы… Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно Мф. Апостол Павел пишет: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою 1 Тим. И потому, конечно, не скоромная пища сама по себе оскверняет нарушителя поста, а исходящее при ее вкушении от грешного сердца желание невоздержно раскармливать плоть и потакать ее вожделениям, вопреки правилам о посте, имеющимся в Церкви, глава которой — Христос. Пост — подвиг, вполне разумный и необходимый всякому человеку, желающему жить именно по-человечески, то есть направлять себя на путь гармонического под главенством духовного начала возрастания в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова Еф. Феофан Затворник 97, 310. Великий пост всем прижмет хвост. Соблазняют многих на несоблюдение поста, к сожалению, и дурные примеры самих священнослужителей, явно его нарушающих. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит Мф.
Что делать, если нарушил пост из-за слабой силы воли?
При каких болезнях и состояниях пост может быть опасен? Во-вторых, если вы прервали свой пост умышленно без какой-либо причины, обоснованной Шариатом, то вам необходимо искренне покаяться перед Всевышним Аллахом и больше не делать так, а также вам необходимо. Православные христиане часто задаются вопросом о том, что же делать, если случайно нарушил пост. Новости. 18 марта у православных начался Великий пост. Если нарушил пост: что делать? Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Если вы почувствуете, что во время поста вам очень хочется нарушить его, можно почитать несколько раз следующую молитву.
Основная причина нарушения поста — маловерие
А родители бьются: наши дети ничем не хотят заниматься! Не хотят быть такими же, как мы, расчетливыми, жадными и самолюбивыми. И никак не договорятся. Первый плод поста — МИР! В первую очередь в семье. Мир с детьми. Мир с выжившими из ума стариками.
Мир на работе. Мир везде. Это не значит, что надо замолчать и унижаться перед всеми. Мир, Христа ради, приносит на сердце вместо дыма войны со всеми — благоухание. Попробуйте это блаженство мира от Бога. Не унижаться, а врачевать вражду в своем сердце и в сердце ближних.
И, конечно, мир с Богом. Никакого греха. Позволим душе отдохнуть от зла, неправды и боли. Второй плод — радость. Пост — это время, когда мы можем кого-то порадовать своей заботой, деньгами, молчанием, любезностью, молитвой и помощью. За жертву помощи и радости Бог отблагодарит нас благодатью.
Нет ничего в мире дороже для сердца этой благодати. В ней сладость сердца. В ней покой. В ней полное забвение горя и боли. Третий плод — видение Бога. Нужно постом тренироваться видеть Бога рядом.
Все наши грехи — от потери этого зрения. Забыл, что Бог рядом и что Он всё видит, взял в ослеплении и напакостил. Принес горе себе и ближнему. Принес себе и ближнему страдание. А зачем? Нет, это совсем не нужно — принимать лишнее горе и зло.
Этих плодов — мир, радость и видение Бога — немного, и они просты, зато вес их в глазах Бога велик. Пост дает нам возможность пожить другой жизнью, узнать сладость мирной праведной жизни, найти блаженство не в борьбе и капитале, а в любви к ближним и Богу. Прекрасное время — пост. Это время свободы от страданий, от тьмы, от власти зла. Это время мира и прохлады сердца, которую мы себе можем позволить. Пост — это предложение от Бога позволить себе быть счастливым и светлым.
А почему нет? Богу нас жалко, и Он учит нас посту и жизни рядом с Собой в сиянии божественного блаженства.
Но не всем может быть полезно ограничивать себя в пище. При каких болезнях и состояниях пост может быть опасен?
Может ли постный рацион обеспечивать хорошее самочувствие? Если поститься не по уставу, то как? Разбираемся вместе с врачом-терапевтом, аллергологом-иммунологом Дарьей Мошаревой и протоиереем Василием Гелеваном. Кому пост противопоказан По словам врача-терапевта Дарьи Мошаревой, есть заболевания и состояния, при которых поститься действительно небезопасно.
Это истощение, онкологические заболевания, дисфункции желудочно-кишечного тракта язва, холецистит, целиакия, воспалительные заболевания кишки , нарушения пищевого поведения, генетические иммунодефициты, инфекционные заболевания, беременность, период грудного вскармливания. Постный рацион будет не лучшим выбором также при нарушениях обмена веществ сахарном диабете, фенилкетонурии , склонности к железодефицитной и В12-дефицитной анемии. Люди с расстройством пищевого поведения — также в зоне риска Любые ограничения в пище в том числе пост у людей с РПП могут вызвать рецидив, а стигматизация какой-либо еды становится плодотворной почвой для развития очистительных расстройств у тех людей, у которых изначально была к этому склонность. Очистительное расстройство — такая форма поведения, при которой человек начинает наказывать себя за то, что съел лишнее, или пытается как-то «очиститься» от принятой пищи: вызывает рвоту а рвота — это риск желудочно-кишечного кровотечения , отправляется на изнурительную тренировку порой от чрезмерного усердия повреждая мышцы, связки и сухожилия , или выходит раздетым на мороз, чтобы сжечь лишние калории через согревание, или «компенсирует» съеденное голоданием например.
В общем, такой человек точно будет испытывать мучения и находиться в состоянии глубокой болезни. Это может случиться абсолютно с каждым — как рак или ангина, — уверяет Дарья. По словам врача, люди с РПП могут не только не догадываться о существовании у них расстройства, но и иметь избыточную массу тела. Родители маленьких детей или люди, ухаживающие за тяжелыми больными в семье, тоже находятся в группе риска: часто они забывают поесть, питаются один раз в сутки или употребляют крайне однообразную еду, мало спят, что приводит к истощению.
Слушаться доктора, а не священника «Здоровье — это Божий дар, которым, безусловно, нужно дорожить, — говорит протоиерей Василий Гелеван.
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию 1 Кор. А как быть с постом православному христианину, которому приходится контактировать с инославными христианами, иноверцами, язычниками и вовсе неверующими?
Представьте: меня, христианина, приглашает по какому-то поводу Успенским постом к себе узбек мусульманин и угощает меня пловом рисовой кашей с бараниной. Хозяин, разумеется, и не знает и не подозревает того, что христиане в эти дни мясного, молочного и рыбного не едят… Думается, по человеколюбию, мне должно есть плов, дабы не огорчить хозяина. Сказано: Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя Сир.
Если же пригласивший меня узбек знает, что мне как христианину надлежало бы в эти дни поститься, то я в таком случае, конечно, должен буду и довольствоваться в гостях исключительно постной пищей, дабы в глазах хозяина мне — нарушением поста — не бесславить установлений Православной Церкви. Иное дело, когда меня, православного христианина, приглашает к себе тоже православный христианин, и он, при наличии пищи постной, станет предлагать мне есть скоромное в день постный. Здесь-то, именно по братолюбию к хозяину, я и не должен вкушать недозволенного.
Нам обоим надлежало бы разделять ту трапезу, которая в тот день благословляется по уставу Православной Церкви. Инославных христиан католиков, англикан, лютеран православному человеку надлежит потчевать желаемыми ими, соответствующими их вероучению яствами, отнюдь самому не нарушая, по мотивам человеколюбия и братолюбия, своего устава о постах Православной Церкви. Поэтому, думается, нам, православным, надлежит принимать и потчевать иноверцев, но мы не имеем права — из лицеприятия к ним — продавать свое православное первородство за вкушение с ними чечевичной похлебки, приготовленной по их нраву.
Ведь это означало бы, что мы, пренебрегая своим уставом, начинаем вроде бы подстраиваться к чужестранцам и жить по чуждому для нас уставу. И это означало бы, что посетивших нас иноверцев мы слушаемся более, нежели сказанного святыми отцами и узаконенного канонами соборных решений нашей Церкви. Кто приходит к вам и не приносит сего — Христова — учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
Ибо приветствующий его участвует в злых делах его 2 Ин.
Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния?